Научная статья на тему 'Стратегии трудоустройства выпускников вузов сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей подготовки (по материалам социологических исследований в Ставропольском крае)'

Стратегии трудоустройства выпускников вузов сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей подготовки (по материалам социологических исследований в Ставропольском крае) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ / UNIVERSITY GRADUATES / EMPLOYMENT / LIFE PLANS / AGRICULTURAL / ECONOMIC / PEDAGOGICAL PROFILES OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашова Валентина Анатольевна, Барсукова Татьяна Ивановна, Мигачева Марина Васильевна

В статье изложены сравнительные данные возможных жизненных стратегий студентов различных направлений подготовки, которые являются выпускниками вузов г. Ставрополя 2018 года. Информация о территориальной профессиональной мобильности, стратегических целевых установках на ближайшее будущее после окончания обучения в вузе позволяет совершенствовать образовательные программы высшего образования с учетом представлений выпускников о будущем трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивашова Валентина Анатольевна, Барсукова Татьяна Ивановна, Мигачева Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF AGRICULTURAL, ECONOMIC AND PEDAGOGICAL PROFILES OF TRAINING (based on sociological research in the Stavropol Territory)

The article presents comparative data of possible life strategies of students of various training fields, who are graduates of the Universities of Stavropol in 2018. Information on territorial professional mobility, strategic targets for the near future after graduation the university allows improving educational programs of higher education, taking into account the graduates' ideas about the future employment.

Текст научной работы на тему «Стратегии трудоустройства выпускников вузов сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей подготовки (по материалам социологических исследований в Ставропольском крае)»

УДК 316.4:378.374 ББК 60.5:65.240:74.58 И-245

Ивашова Валентина Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела социологических исследований и маркетинга, Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь, e-mail: [email protected];

Барсукова Татьяна Ивановна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, e-mail: ti94@yandex. ru;mailto:[email protected];

Мигачева Марина Васильевна, кандидат социологических наук, руководитель центра содействия трудоустройству и профессионального сопровождения выпускников, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, e-mail: [email protected]

СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ ПОДГОТОВКИ (по материалам социологических исследований в Ставропольском крае)

(рецензирована)

В статье изложены сравнительные данные возможных жизненных стратегий студентов различных направлений подготовки, которые являются выпускниками вузов г. Ставрополя 2018 года. Информация о территориальной профессиональной мобильности, стратегических целевых установках на ближайшее будущее после окончания обучения в вузе позволяет совершенствовать образовательные программы высшего образования с учетом представлений выпускников о будущем трудоустройстве.

Ключевые слова: выпускники вуза, трудоустройство, жизненные планы, сельскохозяйственный, экономический, педагогический профили подготовки.

Ivashova Valentina Anatolievna, Candidate of Sociology, an associate professor, head of Sociological Research and Marketing Department, Stavropol State Agrarian University, Stavropol e-mail: [email protected];

Barsukova Tatyana Ivanovna, Doctor of Sociology, professor, a professor of the Department of Sociology, North Caucasus Federal University, Stavropol, e-mail: [email protected];

Migacheva Marina Vasilievna, Candidate of Sociology, head of the Center for the Provision of Employment and Professional Support of Graduates, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, email: [email protected],

STRATEGIES OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF AGRICULTURAL, ECONOMIC AND PEDAGOGICAL PROFILES

OF TRAINING (based on sociological research in the Stavropol Territory)

(reviewed)

The article presents comparative data ofpossible life strategies of students of various training fields, who are graduates of the Universities of Stavropol in 2018. Information on territorial professional mobility, strategic targets for the near future after graduation the university allows improving educational programs of higher education, taking into account the graduates' ideas about the future employment.

Key words: university graduates, employment, life plans, agricultural, economic, pedagogical profiles of training.

Актуальность исследования стратегий трудоустройства выпускников вузов обусловлена ответственностью образовательных организаций за результаты деятельности, которая закреплена в ряде нормативных актов, в том числе и ежегодном мониторинге показателей деятельности вузов, Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.

Первоочередной задачей современного вуза является обеспечение успешного трудоустройства выпускников, содействие быстрой профессиональной адаптации и включению в трудовую деятельность. Поэтому вуз должен прилагать максимум усилий для того, чтобы переход выпускника из системы образования в систему трудовых отношений прошел благоприятно.

Для решения такой задачи у вуза должна аккумулироваться информация не только о процессах, происходящих на рынке труда региона, но и стратегии выпускников относительно их трудоустройства.

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Где Вы собираетесь жить после окончания вуза?», (%)

Варианты ответов Направления подготовки

Сельско-хозяйственное Экономическое Педагогическое

1. В краевом центре 19,1 45,8 39,9

2. В городе, селе, откуда я родом 22,2 16,9 23,2

3. В другом месте в пределах края 30,9 2,4 6,0

4. В другом месте в пределах России 16,7 16,8 15,5

5. За границей в ближнем зарубежье - - 0,6

6. За границей в дальнем зарубежье - - 2,4

7. Не знаю 11,1 18,1 12,5

Сравнительный анализ представлений студентов о жизненных планах на ближайшее будущее сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей подготовки показывает разницу в стратегиях территориальной мобильности выпускников.

45,0 % представителей экономического профиля и 39% выпускников педагогического профиля планируют проживание после окончания вуза в краевом центре, в то время как доля представителей сельскохозяйственных профилей подготовки, которые собираются остаться в г. Ставрополе практически в 2 раза меньше.

В планах выпускников всех профилей примерно одинаково, на уровне 15-16 %, был выбран вариант - трудоустроится за пределами Ставропольского края.

Среди отличий в стратегиях территориальной мобильности и соответственно будущего трудоустройства выпускников обращает на себя внимание более высокий уровень неопределенности у студентов экономического профиля.

Сравнительный анализ действий выпускников относительно применения профессии в ближайшем будущем показывает, что для 48,8 % представителей педагогического профиля эти планы связаны с работой по специальности, в то время как представители сельскохозяйственного и экономического профилей планируют не только работу по специальности, но одновременное продолжение учебы.

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Что Вы собираетесь делать после окончания учебы?», (%)

Варианты ответов Направления подготовки

Сельскохозяйствен ное Экономиче ское Педагогиче ское

1. Собираюсь работать по специальности 16,7 21,7 48,8

2. Собираюсь продолжить учебу 5,6 4,8 8,3

3. Собираюсь работать и учиться 50,0 66,3 31,0

4. Собираюсь служить в армии 16,7 3,6 0,6

5. Определенных планов не имею 5,6 1,2 11,3

6. Другое 5,6 2,4 -

Студенты выпускных курсов сельскохозяйственного, экономического и педагогического направлений подготовки планируют искать работу, прибегая к помощи разных агентов социального влияния. Данные представлены в следующей таблице.

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «Если Вам придется искать работу, то к кому Вы в

первую очередь обратитесь за помощью?», (%)

Варианты ответов Направления подготовки

Сельско-хозяйств енное Экономи чес-кое Педагоги чес-кое

1. К родителям, родственникам 37,8 44,6 22,5

2. К знакомым, друзьям родителей 16,2 16,9 34,9

3. В центр занятости населения в городе, селе 10,8 10,8 12,5

4. В центр по трудоустройству выпускников в вузе 10,8 12,0 25,0

5. Ни к кому, работу буду искать самостоятельно 40,5 30,1 35,6

6. Не задумывался 8,1 4,8 -

7. Другое - - -

Ранжирование ответов о планах выпускников сельскохозяйственного направления подготовки прибегнуть к помощи в поиске работы по окончании обучения в вузе показывает, что в первую очередь, они собираются искать работу самостоятельно (40,5 % от числа участников опроса) и прибегнуть к помощи родственников (37,8 % от числа участников опроса). Менее значимое участие в оказании помощи в поиске работы отводится знакомым и друзьям родителей - 16,2 % участников опроса планируют обратиться именно к ним. Одинаковое количество выпускников планируют обратиться в центр занятости населения по месту проживания и в центр по трудоустройству выпускников в вузе. Не задумывались над стратегией решения вопросов трудоустройства после окончания вуза 8,1% выпускников сельскохозяйственного профиля.

Практически так же расставлены приоритеты у студентов выпускных курсов вуза по экономическому профилю подготовки, за исключением того, что в большей степени они надеются не на самостоятельный поиск работы, а на помощь родителей и родственников.

Стратегия поиска работы выпускниками педагогического профиля в большей степени отличается от тех стратегий, которые для себя выстраивают представители двух других категорий. Студенты выпускных курсов педагогического профиля связывают для себя решение вопросов трудоустройства с самостоятельным поиском решения этой важной задачи на этапе окончания вуза (отметили 35,6 % от числа участников опроса). Кроме того, собираются обратиться к помощи знакомых и друзей 34,9 % участников опроса. Для 37,5 % стратегия будущего трудоустройства связана с официальными институтами - центром по трудоустройству выпускников в вузе и территориальным центром занятости населения.

Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, что значит добиться успеха в жизни?», (%)

Варианты ответов Направления подготовки

Сельско-хозяйств енный Эконом ический Педагог ический

1. Зарабатывать много денег, иметь высокий доход 40,5 36,1 36,9

2. Иметь все необходимые материальные блага 45,9 48,2 54,8

3. Иметь высокое общественное положение, пост 27,0 28,9 25,6

4. Пользоваться значительным влиянием в обществе 10,8 16,9 23,2

5. Реализовать свои способности 32,4 55,4 65,5

6. Добиться признания окружающих 18,9 14,5 23,2

7. Прославиться, добиться широкой известности 5,4 2,4 8,3

8. Жить без забот, в свое удовольствие 13,5 21,7 24,4

9. Затрудняюсь ответить 2,7 4,8 4,2

10. Другое - 3,6 -

Студенты выпускных курсов профилей - сельскохозяйственного, экономического, педагогического видят для себя по-разному успех в жизни: будущие экономисты и педагоги считают, что самое главное - реализовать свои способности (отметили соответственно 55,4 % и 65,5 % от числа участников опроса), в то время как представители сельскохозяйственного профиля видят успех в более конкретных выражениях. Иметь все необходимые материальные блага - сказали 45,9 % участников опроса из числа студентов сельскохозяйственного профиля. В целом же первые три места по значимости, но в разном порядке занимают такие целевые показатели успеха, как зарабатывать много денег, иметь высокий доход; иметь все необходимые материальные блага; реализовать свои способности.

Таким образом, на основе изучения мнений студентов выпускных курсов сельскохозяйственного, экономического и педагогического профилей о возможных жизненных стратегиях и стратегиях трудоустройства, можно сделать ряд выводов:

1. Основная доля выпускников, порядка 70 %, независимо от профиля подготовки планирует свое трудоустройство в пределах Ставропольского края. В планах выпускников всех профилей

примерно одинаково, на уровне 15-16 %, был выбран вариант - трудоустроится за пределами Ставропольского края.

2. Стратегия поиска работы выпускниками педагогического профиля в большей степени отличается от тех стратегий, которые для себя выстраивают представители двух других категорий. Основное отличие заключается в том, что, для 37,5 % стратегия будущего трудоустройства связана с официальными институтами - центром по трудоустройству выпускников в вузе и территориальным центром занятости населения. По сельскохозяйственному и экономическому профилю эти варианты поиска работы упоминаются соответственно 21,6 % и 22,8 % участников опроса.

3. Сравнительный анализ стратегий применения профессии в ближайшем будущем показывает, что для каждого второго представителя педагогического профиля эти планы связаны с работой по специальности, в то время как представители сельскохозяйственного и экономического профилей планируют не только работу по специальности, но одновременное продолжение учебы.

4. Сравнительный анализ приоритетных целевых показателей успеха для выпускников разных профилей показал, что первые три места по значимости заняли варианты: зарабатывать много денег, иметь высокий доход; иметь все необходимые материальные блага; реализовать свои способности. Однако если у будущих экономистов и педагогов порядок этих приоритетов совпадает, то у представителей сельскохозяйственного профиля на первое место выходит материальное воплощение успеха - материальный достаток и денежный доход.

Литература:

1. Иванова В.С. Стратегии трудоустройства выпускников вузов // Вестник науки Сибири. 2016. №1(20). С. 12-21.

2. Медведева И.В., Баркова В.В. Поиск работы молодыми специалистами: проблемы и их решения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №4(56). С. 243-247.

3. Ширяева К. Современные требования к профессионально-коммуникативной подготовке будущего специалиста аграрного сектора // Грани познания. 2015. №7(41). С. 284-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.