Научная статья на тему 'Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда в Республике Мордовия'

Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / ЗАНЯТОСТЬ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / РЫНОК ТРУДА / СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Светлана Сергеевна

На основании результатов авторского социологического опроса в статье выделяются стратегии трудоустройства выпускников двух наиболее крупных вузов Республики Мордовия (МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева). Особое внимание уделено перспективам дальнейшей профессиональной самореализации выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белова Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considering the results of a sociological survey conducted by the author, the article presents the job placement strategies of graduates of the two largest higher education institutions of Mordovia Republic (Ogarev Mordovia State University and Evsevyev Mordovia Pedagogic Institute). Particularly, the author focuses on the prospects of further professional self-realization of the graduate students in question.

Текст научной работы на тему «Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда в Республике Мордовия»

БЕЛОВА С. С.

СТРАТЕГИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация. На основании результатов авторского социологического опроса в статье выделяются стратегии трудоустройства выпускников двух наиболее крупных вузов Республики Мордовия (МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева). Особое внимание уделено перспективам дальнейшей профессиональной самореализации выпускников.

Ключевые слова: стратегии трудоустройства, выпускник вуза, рынок труда, Республика Мордовия, занятость.

BELOVA S. S.

JOB PLACEMENT STRATEGIES AMONG UNIVERSITY GRADUATES: A STUDY OF MORDOVIA REPUBLIC

Abstract. Considering the results of a sociological survey conducted by the author, the article presents the job placement strategies of graduates of the two largest higher education institutions of Mordovia Republic (Ogarev Mordovia State University and Evsevyev Mordovia Pedagogic Institute). Particularly, the author focuses on the prospects of further professional self-realization of the graduate students in question.

Keywords: job placement strategy, university graduate, labor market, Mordovia Republic, employment.

Общественно-политические процессы в рамках модернизации и поступательного развития Российской Федерации требуют определенных демографических и научных ресурсов. В связи с этим большим потенциалом обладает новое поколение молодых людей, родившихся уже после распада СССР. Современная молодежь представляет собой огромный (часто не до конца востребованный) ресурс для государства и общества, но в то же время она требовательна к стране и социуму.

Особой социальной группой, которая способна оказать существенное влияние на состояние рынка труда в ближайшем будущем, является молодежь, получающая сегодня профессиональное образование. Молодые специалисты - выпускники высших профессиональных учреждений, впервые ищущие работу, так же, как и молодежь без образования и специальности, традиционно входят в группу риска, являясь одними из наиболее проблематичных участников регионального рынка труда [1].

Проблемами обеспечения трудовой занятости населения экономисты, социологи и

1

правоведы стали заниматься лишь с начала 1990-х годов XX века. Предопределялось это формированием рыночных отношений и развитием рынка труда. Наибольшей активности данные исследования достигли к концу 1990-х годов и были изложены в трудах таких теоретиков и практиков как З. А. Абасов [2], Л. К. Миронова [3], Р. Р. Насибуллин [4] и др.

За последние годы были опубликованы новые исследования, касающиеся анализа стратегий молодежи на рынке труда (М. Н. Антропова и др.) [5]. Проблемы занятости и безработицы молодежи, молодежных рынков труда, дифференциации группы молодежи в зависимости от уровня образования изучаются И. И. Задорожной [6], Л. Н. Кругликовой [7], Е. Л. Омельченко [8], Н. В. Осмачко [9].

Трудовая деятельность молодых специалистов осуществляется в специфических условиях состояния рынка труда и системы высшего образования в России. В частности, происходит значительное увеличение числа выпускников высших учебных заведений наряду со снижением качества и уровня их подготовки. Наблюдается рассогласование структур рынка труда и рынка образовательных услуг. Выпуск по ряду специальностей в несколько раз превосходит прогнозные оценки востребованности специалистов, а по другим специальностям отмечается обратная тенденция. Возможности профессионального и личностного развития молодых специалистов существенно ограничены диспропорциями в российской экономике, когда система работы с персоналом в высокодоходных добывающих производствах направлена на максимальное развитие личностного и профессионального потенциала молодых специалистов, а работа с молодыми кадрами в ряде бюджетных организаций или низкодоходных секторах экономики ограничивается лишь процедурами документооборота [10].

Схожие тенденции прослеживаются на рынке труда Республики Мордовия. Указанное обстоятельство актуализирует изучение стратегий трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда.

Анализ стратегий трудоустройства выпускников вузов на рынке труда в Республике Мордовия осуществлялся методами количественной социологии, т.к. возникла потребность проверки исследовательских моделей с применением математического аппарата.

Учитывая нисходящую стратегию анализа данных, присущую количественной социологии, логика типологического анализа предполагала выявление основополагающих признаков, формирующих стратегию поведения выпускника вуза на региональном рынке труда. Нам представляется целесообразным выделение двух типов стратегий:

- стратегия трудоустройства выпускника крупнейшего регионального вуза (в нашем случае - это МГУ им. Н. П. Огарева);

- стратегия трудоустройства выпускника педагогического вуза (МГПИ им. М. Е. Евсевьева).

В марте 2013 года автором статьи был проведен социологический опрос на тему: «Стратегии трудоустройства выпускников вузов на рынке труда», в ходе которого было опрошено 254 выпускника МГУ им. Н. П. Огарева и МГПИ им. М. Е. Евсевьева. Генеральная совокупность определялась на основе данных государственной статистики за 2011-2012 учебный год о численности выпускников, обучающихся в двух наиболее многочисленных высших учебных заведениях Республики Мордовия (ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева). Общая численность студентов выпускных курсов составила 5 320 человек. Использовав формулу расчета выборочной совокупности, мы определили, что ее объем составляет 254 человека - 101 мужчина и 153 женщины (статическая значимость 95%, доверительный интервал 6%).

Проведенный опрос показал, что после окончания вуза студенты-огаревцы предпочитают получить вторую специальность (27,5%) и продолжить обучение в аспирантуре (20%). Не планируют посвятить себя науке, получать дополнительное образование и повышать свою квалификацию 22,4% студентов МГУ им. Н. П. Огарёва. По сравнению со студентами-огаревцами, почти половина выпускников педагогического института (40%) планирует получить дополнительную специальность, которая открывает лучшие перспективы трудоустройства. Причем число выпускниц, планирующих получить второе высшее образование на 15,5% больше, чем аналогичный показатель у юношей.

Среди причин, обуславливающих сложности трудоустройства, респонденты выделили главную - при приеме на работу многое решают «связи» человека, а не его профессиональные навыки. Такого мнения придерживаются 77,6% опрошенных выпускников. Интересно также, что более 85% выпускниц именно этот фактор выделяют в качестве основной проблемы при трудоустройстве в Мордовии, тогда как среди юношей этот показатель не превышает 65%. По мнению каждого третьего юноши сложности при поиске работы связаны также с насыщенностью рынка труда.

Если среди выпускников МГУ им. Н. П. Огарева доминирует установка о невозможности трудоустроиться из-за отсутствия необходимых «связей» в среде работодателей (82,4%), то треть респондентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева помимо этого факта отмечает отсутствие перспектив карьерного роста.

Основная причина нежелания искать работу по специальности у выпускников двух крупнейших вузов Мордовии заключается в том, что получаемая специальность предполагает низкую оплату труда. Устроившись же не по специальности, будущие молодые специалисты планируют зарабатывать больше. Такого мнения придерживается 39,3%

3

респондентов.

Подавляющее большинство респондентов (86,7%) отметили, что готовы выехать за пределы республики, если не смогут найти подходящую работу. Часть из них изначально приехали в Мордовию, чтобы получить высшее образование и вернуться на постоянное место жительства.

При этом для получения престижной работы, по мнению респондентов, в первую очередь необходимы следующие составляющие:

- стаж работы (71,7%);

- «связи» родителей (56,7%);

- личностные качества (56,7%).

Интересным представляется ранжирование позиций значимости компонентов получения престижной работы в зависимости от гендерных особенностей. К примеру, юноши не склонны выделять «связи» родителей и дополнительные навыки в качестве определяющих при трудоустройстве на престижную работу, тогда как для девушек эти факторы являются во многом определяющими

Среди реалий современного российского общества можно отметить снижение ценности труда как важнейшей социальной компоненты развития общества. Проявлением сложившихся в постсоветской России установок стало то, что более половины респондентов (52,6 %) отметили следующий факт: добиться высокого положения в обществе за счет добросовестного труда нельзя. Противоположной точки зрения придерживаются только чуть более 40 % выпускников.

В ходе исследования выяснилось, что стратегии трудоустройства выпускников вузов находятся под влиянием следующих ограничений: «правила конструирования карьеры», которые «транслируются» определенными структурными элементами (вуз, социальная среда, семья, работодатель) и рассогласование между институтами рынка труда и высшего образования.

По результатам проведенного опроса можно выделить две типичные стороны (стратегии) поведения выпускников вуза на рынке труда Республики Мордовия:

- Стратегия выпускника Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, включающая в себя следующие компоненты:

1) отход от поиска работы по специальности, т.к. она низкооплачиваема. Выпускник предпочитает найти работу не по специальности, но с высокой заработной платой;

2) при невозможности найти подходящую работу в Республике Мордовия выпускник Мордовского государственного университета готов покинуть пределы региона, отправившись в поисках работы в другие субъекты РФ (в первую очередь г. Москва и

4

Московскую область);

3) при трудоустройстве многое решают «связи» человека. У учащихся есть твердое убеждение, что хорошо трудоустроится без учета этого фактора, не получится; опыт работы и развитие личностных качеств также являются определяющими компонентами, но уступают налаженным «связям» человека;

4) у выпускников присутствует установка, сущность которой заключается в том, что получаемое образование важно для общества, но перспективы личностного и карьерного развития являются весьма неопределенными;

- Стратегия выпускника Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева, состоящая из следующих установок:

1) изначальное убеждение, что педагогическое образование бесперспективно с точки зрения личностного и карьерного роста (присутствует необходимость получения дополнительной специальности);

2) убеждение в том, что хорошо трудоустроиться помогают не только личные характеристики человека, необходимые навыки, но и «связи»;

3) нежелание оставаться в Республики Мордовия в случае, если не удастся найти подходящую работу;

4) необходимость найти хорошую работу, предполагая, однако, что, возможно, придется работать вне сферы образования;

5) противоречивое отношение к труду: неоднозначное мнение о том, можно ли сегодня добиться высокого положения в обществе благодаря добросовестному труду (каким, в идеале, является, к примеру, труд учителя или преподавателя вуза);

6) снижение роли образования при планировании жизненной стратегии, т.е. первостепенный учет не полученных профессиональных навыков, а своих способностей, состояния здоровья, финансового благополучия, умения приспосабливаться к любой ситуации.

В целом, можно констатировать следующие особенности стратегии поведения выпускников вузов на рынке труда Республики Мордовия:

1) выпускники считают рынок труда Мордовии бесперспективным из-за сложности самостоятельно найти работу без использования «связей»;

2) наиболее важными аспектами трудовой деятельности являются хорошая зарплата, «приятный» коллектив, интересная работа и карьерный рост;

3) многие выпускники готовы переехать в другой регион в поисках работы (по специальности, престижности и т.п.);

4) для получения перспективной работы необходимо, в первую очередь, иметь опыт

5

работы, хорошие связи и личностные качества;

5) по мнению выпускников, полученное образование еще не является базовой гарантией жизненного успеха;

7) при достижении жизненного успеха, хорошая работа играет не последнюю роль, уступая, однако, умственным способностям, таланту, состоянию здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Магера И. В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2012. - № 6. - С. 3-8.

2. Абасов З. А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 105-110.

3. Миронова Л. К. Современные подходы в управлении занятостью молодежи // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 1. - С. 152-157.

4. Насибуллин Р. Р. Молодежь на рынке труда крупного города // Социологические исследования. - 2007. - № 11. - С. 140-142.

5. Антропова М. Н. Исследование проблемы занятости студенческой молодежи в сфере социально-трудовых отношений // Вестник Кемеровского государственного университета. -2011. - № 3. - С. 145-150.

6. Задорожная И. И. Молодёжь как ресурс неформальной занятости: причины и следствия // Точки над Ё. - 2012. - № 1. - С. 54-61.

7. Кругликова Л. Н. Социальная защита молодежи в сфере занятости // Экономика и управление. - 2011. - № 5. - С. 125-127.

8. Омельченко Е. Л. Стилевые профили трудовых стратегий молодых специалистов и специалисток в фокусе гендерных различий // Социологические исследования. - 2012. -№ 11. - С. 36-48.

9. Осмачко Н. В. Жизненные стратегии российского студенчества: опыт типологического анализа // Вологдинские чтения. - 2011. - № 45. - С. 46-51.

10. Рыжиков И. В. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодёжи // Вопросы статистики. - 2006. - № 5. - С. 78-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.