УДК 32 DOI: 10.24412/2071-6141-2023-2-96-105
СТРАТЕГИИ, ТЕХНОЛОГИИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
О.Н. Блинникова, Н.Н. Пачина, В.А. Гончарова
Рассматриваются стратегии и технологии реализации молодежной политики. Дается характеристика понятийному полю исследования. На основе нормативных документов определяются стратегии молодежной политики. Описывается алгоритм технологической реализации молодежной политики, который является основным для технологии становления молодой семьи, ценностной технологии, технологии здоро-вьесбережения, технологии развития социально-экономического потенциала молодежи, информационной технологии. На примере Липецкой области раскрываются основные параметры технологической реализации молодежной политики.
Ключевые слова: молодежная политика, стратегии, технологии, инструменты, механизмы, алгоритм технологической реализации.
Стратегии молодежной политики являются важными ориентирами в технологической реализации запланированных видов деятельности органов государственной власти, реализующих молодежную политику. Стратегии молодежной политики должны отвечать требованиям современного общества и иметь потенциал для реализации основных направлений. Технологии молодежной политики должны обеспечивать позитивные изменений на всех уровнях ее реализации. Исследование продуктивных стратегий, технологий молодежной политики и определение алгоритмов ее реализации на всех уровнях является проблемой, требующей своего решения. В связи с этим целью исследования является определение стратегий, технологий и механизмов реализации молодежной политики в регионе. Основными задачами исследования являются:
1. Определение терминологического поля исследования молодежной политики в регионе.
2. Раскрытие стратегических направлений реализации молодежной политики на основе нормативно-правовых документов.
3. Описание технологий и алгоритма их реализации в сфере молодежной политики.
4. Анализ технологической реализации молодежной политики в регионе, на примере Липецкой области.
Нормативные документы являются ориентиром в определении категориального аппарата в рассматриваемой проблематике, стратегических направлений в молодежной политике. За основу взято распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. «Государственная молодежная политика« определяется как система мер «нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера...» [1], нацеленных на комплексное воспитание и эффективную
самореализацию молодежи. Данные меры должны реализоваться в рамках системы государственных, муниципальных организаций и общественных объединений и иных организаций всех форм собственности, т.е. определенной инфраструктуры молодежной политики.
«Региональная молодежная политика» реализуется в конкретном регионе. По А.Г. Гранбергу, «регион» - это «определенная территория, которая отличатся от других по ряду признаков и обладает некоторой целостностью и взаимозависимостью ее составляющих физико-географических социокультурных элементов» [2].
Региональная политика - согласно указу Президента Российской Федерации 1996 года - «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием региона страны, а также механизмы их реализации...» [3]. Региональная государственная молодежная политика по С.А. Липушиной определяется как «тесная взаимосвязь деятельности органов государственной власти и самой молодежи с целью становления и самореализации молодого поколения в общественно значимой деятельности и призванную оптимизировать и координировать ресурсы, имеющиеся в данном регионе» [4]. По Г.А. Луксу данная политика выражается в инициативах, программах реализуемых на региональном уровне для решения проблем молодежи [5].
Целевые ориентиры молодежной политики изложены в распоряжении Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Они являются основой для определения стратегий инструментализа-ции и технологической реализации молодежной политики на уровне государства. В распоряжении акцент сделан на «ценности, образование, здоровье, социально-экономический потенциал, молодежную семью, информационное сопровождение» [1]. Данные аспекты отражают основные стратегические направления реализации молодежной политики.
В основу ценностной стратегии легли нравственные ценности. Ценности рассматриваются в контексте многонациональности, и как национальное наследие. Образовательная стратегия направлена на освоение технологий связанных с развитием, воспитанием и обучением. Стратегия здо-ровьесбережения важна в связи с организацией жизнедеятельности человека в направлении здорового образа жизни. Акцент делается на создании условий физического развития молодежи [1].
Стратегия развития социально-экономического потенциала связана с реализацией потенциала молодежи в данной сфере. Стратегия становления молодой семьи направлена на создание благоприятных условий, поддержку молодых семей. Информационная стратегия ориентирована на использование информационной инфраструктуры для воспитания, поддержки, сопровождения молодежи [1].
В соответствии со стратегиями определены технологии реализации молодежной политики, алгоритм реализации и критерии эффективности.
Стратегия становления молодой семьи реализуется через технологии информационного сопровождения становления молодой семьи: мотивирование молодежи со стороны образовательных организаций в направлении создания семьи средствами преподавания специализированных курсов, внеучебной деятельности и др.; семейные формы воспитания позитивного отношения к семье и к рождаемости; привитие семейной культуры, формирование образа успешной молодой семьи. Показатели, по которым можно определить эффективность поддержки молодых семей: наличие курсов в образовательном учреждении мотивирующих молодежь на создание семьи; наличие нормативно-правовой документации регулирующей решение проблем молодо семьи наличие программ государственного и регионального уровня.
Образовательные технологии нацелены на создание системы мотивации молодежи к получению образования; на «поддержку и сопровождению талантливой молодежи и молодежи тяготеющей к деятельности в научной сфере» [7]. Стратегия здоровьесбережения нацелена на формирование ценностей здорового образа жизни. Важными в этой связи являются технологии сопровождения физического развития молодежи, технологии формирования экологической культуры, технологии повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи. Стратегия развития социально-экономического потенциала связана с технологиями ведения профориентационной работы; технологиями сопровождения молодежи по трудоустройству; создание института наставничества в организациях; создание условий для самореализации молодежи в социально-экономической сферах [8].
Информационная стратегия ориентирована на реализацию информационной технологии, представленной следующим алгоритмом: «разработка принципов информационного сопровождения молодежи; исследование факторов и создание условий, влияющих на повышение культуры информационной безопасности; формирование систем информирования молодежи; разработка нормативно-правовых механизмов информирования молодежи; информационная самореализация молодежи: участие в конкурсах, проектах, создании систем информирования» [8]. Критериально оценивается эффективность разрабатываемых программ по реализации каждой из приведенных технологий, количество вовлеченной молодежи в ту или иную деятельность. Так критерии, по которым можно оценивать эффективность активной социальной позиции молодежи связана с мониторингом эффективной реализации программ, нормативно-правовым обеспечением, организационным сопровождением и научно-аналитическим исследованием. Ценностная стратегия является достаточно важным стратегическим направлением и подкреплена Указом Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6]. За основу взяты 17 традиционных ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и от-
ветственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [6]. Перечислим технологии развития национальных и межнациональных ценностей: разработка программ, направленных на формирование активной социальной позиции во всех сферах жизнедеятельности: общественно-политической активности, творческой активности, спортивной активности; профилактика асоциальных явлений; поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи. Технологии реализуемые в молодежной политике могут осуществляться через алгоритм формирования национальных и межнациональных ценностей, в каждом из перечисленных параметров заложен функциональный механизм:
1. Определение базовых национальных и межнациональных ценностей.
2. Нормативно-правовой статус реализации национальных и межнациональных ценностей.
3. Проектирование реализации национальных и межнациональных ценностей на федеральном и региональном уровнях.
4. Разработка критериев эффективности реализации национальных и межнациональных ценностей.
5. Определение сфер жизнедеятельности, в рамках которых, необходимо формировать национальные и межнациональные ценности.
6. Разработка и реализация программ обеспечивающих социальную активность в определенных сферах жизнедеятельности.
7.Определение развивающего эффекта проведенных мероприятий, подведение итогов, количественно-качественный анализ результатов, корректировка дальнейшего планирования.
Выявление доминирующих ценностей у молодежи позволяет определить специфику реализации основных направлений разработки и реализации молодежной политики в регионе. Так, по исследованиям ВЦИОМа от 14 декабря 2022 года видим, что: «В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: 97 % назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96 % - отношения в семье; 95 % - материальное положение семьи» [9]. Вслед за этим приводится следующая статистическая информация «далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания..., экономическая ситуация в стране... ценности личностного развития» [9, 10].
По данным ВЦИОМа семейные ценности занимают доминирующее место среди базовых ценностей молодежи. В этом плане достаточно важным является реализация стратегии и технологии сопровождения и поддержки молодой семьи.
Для определения механизмов технологической реализации молодежной политики в регионе была выбрана Липецкая область. Приведем сравнительный анализ по данным ВЦИОМ и регионального исследования.
В исследовании участвовало 570 человек, в возрасте от 17 до 23 лет. Были проанализированы виды ценностей по методике «Экспресс диагностика социальных ценностей личности Н.П. Фетискина», направленную на исследование ценностных приоритетов. По результатам исследования получены следующие данные, отраженные на рис. 1.
Финансовые Социальные Духовные Интеллектуальные
Профессиональные Семейные Общественные Физические
Рис. 1. Ценности молодежи (в % от общего числа опрошенных)
Согласно полученным данным наивысшие баллы у молодежи получили финансовые (53,5 %), профессиональные (53 %), и семейные (51,5 %) ценности, близко к семейным расположились социальные (51%), затем интеллектуальные (47,5 %) ценности и за ними следуют духовные (35,5 %), физические (35 %), общественные (31,5 %).
Данные нашего исследования в целом соотносятся с исследованием ВЦИОМа. Семейные ценности занимают одно из доминирующих мест среди социальных ценностей молодежи. В этом плане достаточно важным является реализация технологии сопровождения и поддержки молодой семьи.
В реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» согласно п. 24 предполагается решение задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Соотнесем данные задачи с реализованными мероприятиями в Липецкой области [11].
В рамках укрепления гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей состоялось оказание помощи вынужденным переселенцам из
ДНР, ЛНР. Среди организованных мероприятий - встреча и сопровождение в местах прибытия; помощь в пунктах временного размещения; проведение мероприятий для детей; сбор гуманитарной помощи; концерты в ПВР. Для реализации обозначенных мероприятий работали 525 волонтеров. За 2022 год собрали 107 тонн гуманитарной помощи в штабе #МЫВМЕСТЕ. Зафиксировано 114 обращений по адресной помощи семьям мобилизованных, которая заключалась в следующем: благоустроить придомовую территорию; доставить продукты питания родителям; разобрать балкон, гараж; нарубить дрова.
В рамках реализации задачи «сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России» [11] в 2023 году состоялся Всероссийский сбор руководителей клубов исторической реконструкции. Создан календарь военно-исторических событий России и Липецкой области на 2023-2025 годы «От Победы к Победе!». Проведены мероприятия, приуроченные к 80-летию Сталинградской битвы в 2023 году: онлайн- акция «Зеркало истории»; акция «Битва, которая изменила историю»; организация и проведение тематических фотовыставок портретов участников Сталинградской битвы в школах, университетах, молодежных пространствах на территории Липецкой области; урок мужества «Великий бой». Состоялось в 2023 году спортивно-патриотическое мероприятие «Гонка ГТО: Путь Победы», приуроченное ко Дню защитника Отечества. Проведен областной финал Всероссийской военно-спортивной игры «Победа»,приуроченный к 80-летию Сталинградской битвы. Достаточно эффективной была грантовая поддержка молодежи (рис. 2).
Грантовый конкурс в рамках Всероссийского конкурса «Большая перемена» ■
Грантовый конкурс в рамках Всероссийского молодежного форума «ШУМ» ■
Росмолодежь. Гранты 2 сезон
Росмолодежь. Гранты 1 сезон
Росмолодежь. Гранты среди Вузов
Количество проектов- победителей
0 2 4 6 8 10 12
Рис. 2. Количество проектов - победителей грантовой поддержки в
Липецкой области
В контексте поддержки общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России за 2022 год проведено 28 мероприятий с общим количеством участников 99453 человека. На рисунке 3 приведены мероприятия гражданско-патриотической направленности.
I Количество человек
Мероприятия, посвященные памяти С.С. Осканова Мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом
Областная акция «Свеча памяти» Областная акция «Георгиевская лента» Торжественная встреча ветеранов пионерского движения Областная акция «Гордо реет флаг Российский» Областной конкурс «Моя гордость — Россия»
0 5000 10000 15000 20000 25000
Рис. 3. Мероприятия гражданско-патриотической направленности
За 2022 год проведено 28 мероприятий с общим количеством участников 36433 человек. Далее приведены специализированные военно-спортивные и военно-патриотические мероприятия:
- военно-патриотические сборы для патриотических клубов «Боец 48» (70 человек);
- спартакиада допризывной молодежи (830 человек);
- областная военно-спортивная игра «Патриот» - 1500 человек;
- областная военно-спортивная игра «Вперед, мальчишки!» - 3760 человек;
- военно-спортивная игра «Тропа разведчика» - 210 человек;
- Областной этап Всероссийской военно-спортивной игры «Победа» - 210 человек;
- семинар-практикум со специалистами муниципалитетов, курирующих патриотическое направление и руководителями патриотических организаций - 100 человек, конкурс плаката «Родная армия» - 611 человек [11].
Областное бюджетное учреждение «Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания населения Липецкой области» провело в 2022 году 56 мероприятий: взаимодействие с военно-патриотическими клубами; проведение мастер-классов по самообороне; проведение выставок макетов
вооружения; проведение экскурсий для школьников и студентов по местам прохождения боевых действий в годы ВОВ на территории Липецкой области; проведение экскурсий в музеи силовых структур Липецкой области (Липецкий Авиацентр, МЧС); привлечение учащихся и студентов к мемо-риально-патронатной акции по уходу за памятниками; проведение уроков мужества с привлечением приглашенных лиц; командирование команд для участия во Всероссийских этапах военно-спортивных игр; размещение информационных материалов патриотической направленности на территории Липецкой области.
В рамках информационного сопровождения и задач создания информационных и методических материалов, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей и продвижение традиционных ценностей в информационной среде разработан региональный проект «Молодежный медиафорум». В 2022 году основной упор сделан на личный бренд, оформление контента и изучение основ продвижения в социальных сетях, приобретения навыков в сфере фотографии, копирайтинга. Проведены 4 интенсива: информационное сопровождение молодежных мероприятий; создание контента; создание продающего контента; личный бренд.
В экскурсии на ТРК «Липецкое время» участвовало 72 участника от 14 до 35 лет. Проводилась информационная и рекламная кампания по популяризации добровольчества на территории Липецкой области. В 2022 году рекламная кампания была основана на федеральной концепции всероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ. Информационное сопровождение также состояло в следующем: 1203 новостных материалов в социальных сетях, 639 упоминаний в СМИ, 61 видео сюжет на телевидении. Выполнение задач осуществляется стремительно и в настоящее время. Региональный параметр выполнения стратегии снабжен эффективными технологиями [11].
Стратегии, технологии молодежной политики реализуются в конкретных механизмах. Стратегически важные документы задают базовые направления в реализации молодежной политики. В первую очередь должны включиться правовые механизмы технологической реализации молодежной политики. Нормативные документы определяют основные цели, задачи, ограничения, ресурсы, возможности каждого из стратегических направлений.
Вслед за нормативным регулированием включаются организационные механизмы. Предполагается разработка плана мероприятий, и их координация на уровнях федеральном, региональном, локальном. Научно-аналитические и исследовательские механизмы предполагают изучение положительного и отрицательного эффектов реализации стратегических направлений молодежной политики и вслед за этим должна следовать необходимая корректировка, разработка методических рекомендаций.
Информационные механизмы играют важную роль в сопровождении проводимых мероприятий. Комплексное использование средств массовой информации позволяет своевременно вовлекать молодежь в общественную жизнь, контролировать результаты проделанной работы, информировать о достижениях.
Список литературы
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение № 2403-р от 29 ноября 2014 г. // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 25.09.2022).
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / 2-е изд. М.: ГУВШЭ, 2001
3. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 03.06.96 N 803, режим доступа URL: https://www.referent.ru/1/18877 (дата обращения: 26.07.2022).
4. Липушина С.А. Региональная молодежная политика: институциональные характеристики // Организация работы с молодежью. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://www.es.rae.ru/ovv/245-1097 (дата обращения: 27.01.2019).
5. Лукс Г.А. Методологические подходы социальной теории к изучению проблем стратегического инновационного проектирования в региональной молодежной политике: исследование понятийного аппарата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/pages/vestniki journals /99990201 West soC 2004 1(3)/ 27.pdf (дата обращения 08.02.2021).
6. Российская Федерация. Президент (2018-2022 ;Путин В.В.). Указы. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ № 809 от 09.11.22 // Гарант [официальный сайт]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405579061/ (дата обращения: 29.12.2022).
7. Рожнов О.А. Оценка эффективности реализации молодежной политики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. № 8. 2011. С.76-80
8. Пачина Н.Н., Блинникова О.Н., Пачин А.Р. Критерии эффективности региональной молодежной политики РФ // Человек. Общество. Наука. Т.3. № 3. 2022. С.79-93.
9. ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 05.11.2022).
10. Российская молодежь рассказала о своих ценностях и приоритетах [Электронный ресурс]. URL: https://sanktpeterburg.bezformata.com (дата обращения: 05.11.2022).
11 .Итоги работы в 2022 году и планы на 2023 год [Электронный ресурс]. URL: https://липецкаяобласть.рф/organv-vlasti/pravitelstvo-lipeczkoi-oblasti/otraslevye-ispolnitelnye-organy/upravlenie-molodezhnoj-politiki-lipeczkoi-oblasti (дата обращения: 05.11.2022).
Блинникова Ольга Николаевна, преподаватель, [email protected], Россия, Ливны, Ливенский строительный техникум,
Панина Наталия Николаевна, д-р. психол. наук, доц., [email protected], Россия, Липецк, Липецкий государственный технический университет,
Гончарова Валерия Андреевна, магистрант, [email protected], Россия, Воронеж, Воронежский государственный университет
STRATEGIES, TECHNOLOGIES AND MECHANISMS FOR THE IMPLEMENTATION OF
YOUTH POLICY IN THE REGION
O.N. Blinnikova, N.N. Pachina, V.A. Goncharova
The article deals with strategies and technologies for the implementation of youth policy. The characteristic of the conceptual field of research is given. Youth policy strategies are determined on the basis of normative documents. An algorithm for the technological implementation of youth policy is described, which is the main technology for the formation of a young family, value technology, health saving technology, technology for developing the socio-economic potential of youth, and information technology. On the example of the Lipetsk region, the main parameters of the technological implementation of youth policy are revealed.
Keywords: youth policy, strategies, technologies, tools, mechanisms, technological implementation algorithm
Blinnikova Olga Nikolaevna, teacher, [email protected], Russia, Livny, Liven-sky Construction College,
Pachina Natalia Nikolaevna, doctor of psychology, docent, [email protected], Russia, Lipetsk, Lipetsk State Technical University,
Goncharova Valeria Andreevna, magistrant, [email protected], Russia, Voronezh, Voronezh State University