Бояршинова Ирина Михайловна
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ: УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье раскрывается процесс реализации молодежной политики в Оренбургской области. Автор подробно анализирует процесс становления молодежной политики, а также степень влияния на реализацию основных направлений молодежной политики таких социальных институтов как государство, бизнес и общественные организации.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИбЛ/б.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 1 (63). C. 34-38. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 93/94
Исторические науки и археология
В статье раскрывается процесс реализации молодежной политики в Оренбургской области. Автор подробно анализирует процесс становления молодежной политики, а также степень влияния на реализацию основных направлений молодежной политики таких социальных институтов как государство, бизнес и общественные организации.
Ключевые слова и фразы: молодежь; молодёжная политика; государство; молодежные программы; направления молодежной политики; институты гражданского общества; бизнес; общественные организации.
Бояршинова Ирина Михайловна, к.и.н., доцент
Оренбургский государственный педагогический университет boyarira@yandex. гы
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ: УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ©
Молодежь - важнейший ресурс общественного развития. Социальное самочувствие молодежи - индикатор благополучия общества, поскольку «переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня и в долгосрочной перспективе - наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов» [23]. В условиях становления современного общества решение проблемы успешной социализации молодежи, активного участия молодых людей в политической, социально-экономической и культурной жизни становится важнейшим условием развития страны. Это ставит перед государством и обществом задачи по решению основных проблем молодежной политики, среди которых важнейшими являются поддержка молодежных и детских общественных организаций, обеспечение молодых семей жильем, пропаганда здорового образа жизни и духовно-нравственное воспитание молодежи. Участие в данном процессе государства не исключает, а напротив, предполагает участие бизнес-структур, а также некоммерческих общественных организаций, которые, решая стоящие перед ними специфические задачи, также заинтересованы в появлении инициативных молодых политиков, предпринимателей и современных работников.
Важно проанализировать опыт участия данных субъектов в реализации молодежной политики в Оренбургской области, поскольку развитие важнейших общественных инициатив в настоящее время возможно лишь в условиях активного взаимодействия различных социальных институтов.
Участие государства в разные исторические периоды отличалось степенью влияния на процессы в молодежной среде. После распада СССР делами молодежи занимались поэтапно несколько органов: полномочный представитель Правительства по делам молодежи (1991 г.), комитет по делам молодёжи при Правительстве РФ (16 сентября 1992 года), активно взаимодействующие с властями в подготовке Указа Президента РФ 1992 года «О первоочередных мерах в области молодежной политики» [18], который ускорил принятие Верховным Советом РФ Постановления «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ» [28]. Этот документ стал основой государственной молодежной политики в 1990-е годы и определил общенациональное понимание основных целей, задач, направлений государственной молодежной политики на тот период, исходя из гарантированных Российской Федерацией в целом прав и возможностей молодежи. На основании этого, все федеральные государственные органы и субъекты федерации имели возможность разрабатывать и осуществлять свою молодежную политику, которая в большей степени выражалась в конкретных действиях, нормах и критериях [44, с. 133].
Попытка комплексного решения проблем молодёжи Оренбуржья была предпринята в 1992 года на сессии Оренбургского областного Совета народных депутатов в выступлении главы администрации области В. В. Елагина, где руководитель области подверг критике ситуацию, образовавшуюся в связи с роспуском комсомола и отсутствием молодёжной политики в обществе. Обострение молодёжных проблем заставило руководство области объявить о создании во всех городах и районах Оренбургской области новых государственных структур - комитетов по делам молодёжи [3]. Оренбургская область получила статус экспериментальной площадки по осуществлению государственной молодёжной политики [40].
В этот период субъекты федерации стали принимать законы, направленные на закрепление социально-экономического и организационного механизмов разработки и реализации государственной молодежной политики в регионе [43, с. 152]. В целях реализации региональных социальных программ, в том числе и молодёжных, были приняты «Основные направления социальной поддержки населения Оренбургской области» [33], а также Программа «Дети Оренбуржья» [19]. Эти нормативные акты, касающиеся проблем молодёжи, предусматривали участие в программных мероприятиях более 10 тысяч юношей и девушек области [42].
© Бояршинова И. М., 2016
Конкретные направления материально-экономической поддержки молодой семьи предусматривали выделение 207,3 тысяч рублей для приобретения товаров длительного пользования впервые вступающим в брак, а также предусматривалось выделение молодёжных кредитов под 7% годовых на срок до 5 лет. Однако воспользоваться подобными услугами смогли лишь 16% молодожёнов и молодых семей, что объяснялось недостатком финансовых средств [2, д. 610, л. 53]. Региональное законодательство по молодежной политике в 1995 году пополнилось «Законом о государственной молодёжной политике в Оренбургской области» [4], который определял основные направления формирования молодёжного законодательства по поддержке экономической деятельности молодёжи, реализации прав молодых людей на получение образования, трудоустройства. В Законе предусматривалось создание социальных служб по поддержке молодёжи, определялись механизмы финансирования различных видов деятельности. Однако слабой стороной документа являлось то, что в нём отсутствовал раздел о материальной поддержке молодёжных объединений и организаций, а финансирование остальных направлений отдавалось на откуп местным органам власти, которые в этот период не имели достаточных ресурсов для решения подобных задач. Документы свидетельствуют о том, что реализация заявленных направлений молодёжной политики осуществлялась в размерах 30-40% от требуемых сумм [42].
Понимали власти региона необходимость поддержки талантливой молодежи: так, в 1996 году распоряжениями администрации Оренбургской области «О мерах по поддержке молодой науки» [16] и «О мерах по поддержке талантливой молодёжи» [17] предполагалось увеличение количества и размера областных стипендий молодым учёным, а также выделение 250 млн рублей на поддержку студенческой науки. В это же время была принята «Программа развития физической культуры и спорта в Оренбургской области на 1997-2000 гг.» [37], в которой также планировалось выделить 30 миллионов рублей на организацию физкультурно-спортивных мероприятий. «Программа занятости молодежи и подростков» [20] и Закон Оренбургской области «О внебюджетном фонде занятости населения области» [12] предусматривали финансирование молодёжной занятости, предлагали механизмы решения проблемы молодёжной безработицы, создания системы временной занятости подростков в летний период. Однако и эти программы были реализованы не более чем на 25%, что объяснялось недостатком финансирования [42].
Вместе с тем, за этот период заметно выросло количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: в 1991-1995 годах - в 7,5 раз за 5 лет и в 1995-1999 годах - в 4,5 раза, - что объяснялось слабостью системы государственного контроля. Законодательным Собранием Оренбургской области за период с 2000 года был принят ряд законов, предусматривающих конкретные действия по обузданию преступности в области. В марте 2000 года был принят закон «О состоянии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и дополнительных мерах по противодействию правонарушениям в этой сфере» [22], что позволило с 1999 года к 2004 году в 2,3 раза сократить показатели по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков.
На федеральном уровне работа над формированием основ молодёжной политики осуществлялась Департаментом по делам молодёжи в Министерстве труда и социального развития, реорганизованным в 1999 году в Государственный комитет РФ по молодёжной политике. В 1990-х годах стало традиционным принятие федеральной целевой программы «Молодежь России». Первая целевая молодёжная программа «Молодежь России (1994-1997)» [24] была утверждена Постановлением Правительства РФ в ноябре 1994 года. Начиная с середины 1996 года, эта программа приобрела статус президентской [11], однако оставалась декларативным документом. Средства массовой информации называли в качестве причин её провала слабость законодательно-нормативной базы государственной молодёжной политики на федеральном и региональном уровнях, отсутствие устойчивой системы органов по делам молодёжи в субъектах РФ, сложности в организационном, материально-техническом и кадровом обеспечении; нестабильное и недостаточное финансирование, составляющее лишь 65% от предусмотренных бюджетом ассигнований [9].
Вторая молодёжная программа «Молодежь России» на 1998-2000 годы так же, как и первая, не была реализована по основным показателям. За весь период существования программы «Молодёжь России» в 1994-1999 годах было выделено 51,5% от утвержденного в бюджете объема и 13,3% от потребности, что негативно сказалось на общей стратегии реализации Программы, нарушило ее комплексный характер, повлекло фактическое свертывание большинства подпрограмм [25]. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы за этот период по многим направлениям не были достигнуты, даже несмотря на то, что доля региональных и местных бюджетов в общем объеме финансирования мероприятий ежегодно возрастала [10].
Программа «Молодежь России» предполагала создание системы информационного обеспечения молодёжи, решение социально-экономических проблем молодёжи, обеспечение условий духовного и физического развития молодёжи, а также поддержку деятельности детских и молодёжных объединений. Развитию общественных объединений также способствовали новые федеральные законы 1995 года «Об общественных объединениях» [26] и «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» [14]. Эти документы гарантировали поддержку молодёжным организациям, в том числе и финансовую, со стороны государства лишь в том случае, если они должным образом будут зарегистрированы в органах власти и представят конкретную программу. В Оренбургской области к 1996 году зарегистрировались 18 молодёжных общественных объединений по различным направлениям деятельности [31]. Для организации взаимодействия этих учреждений была создана молодёжная структура в форме Координационного Совета, являвшегося добровольным объединением представителей молодёжных и детских организаций с целью защиты и реализации интересов и прав молодёжных и детских организаций, молодых граждан [41].
Появление молодёжных организаций в 1990-е годы свидетельствовало о становлении гражданского общества. Различные задачи, которые они ставили перед собой, способы реализации программ, попытки привлечения к работе организаций большого количества молодёжи свидетельствовали о том, что общественные молодёжные объединения становились центрами, объединившими наиболее активную часть молодежи [1]. Но все же, молодёжные организации в этот период не стали той силой, которая сплотила бы вокруг себя юношей и девушек. В соответствии с данными переписи населения 2002 года, молодёжь в возрасте 15-29 лет в 2002 году составляла около 35 миллионов человек [32], а количество молодёжи, объединённое организациями в начале 2000-х годов, не превышало 1-1,5 миллионов человек, то есть 3-4% от общего количества. Как показывали социологические исследования, до 85% молодых людей ничего не слышали и не знали о молодежных организациях и объединениях [38, с. 161]. В аналитическом докладе о положении молодёжи в России за 2005 год отмечалось, что только 2,7% молодых людей более или менее постоянно принимали участие в деятельности общественных организаций [36].
Исследования Комитета по делам молодёжи Оренбургской области по организации молодёжных объединений показали, что процент организованных участников общественных объединений среди оренбургской молодёжи невелик: 21-23% участвовали в спортивных клубах и объединениях; около 2% - участники групп политической направленности, 6-7% - по интересам музыкальным, танцевальным, экологическим; группы и объединения философско-эстетической (хиппи, панки и т.п.) и религиозной направленности коснулись менее 1% молодых людей. В молодёжных объединениях вообще не участвовало почти 61%, в общесоциальных - 65% [5, с. 62]. Самой крупной и наиболее влиятельной в Оренбуржье являлась областная организация РСМ, которая объединяла в 2003 году около 8 тысяч человек. Первичные организации Россомола в Оренбуржье работали в основном на базе учебных заведений (ОГУ, ОГПУ, Сельхозакадемия, Медицинская академия) [6, с. 209]. Также активно работали Союз студенческой молодежи, Федерация детских объединений, Союз ветеранов Афганистана, общая численность которых была около 3,5 тысяч человек. Таким образом, общее количество участников крупных молодёжных объединений в области составляло 2,1% от общей численности молодёжи области (524 тысяч чел.) [5, с. 72].
В начале 2000-х годов основная нагрузка по решению проблем молодежи переместилась в регионы. Были приняты законы «О государственной молодежной политике в Оренбургской области» [13], «О программе по борьбе с преступностью в Оренбургской области» [21], Закон о программе «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области» [35], Распоряжение администрации Оренбургской области «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» [15], распоряжения администрации области «Об улучшении военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной службе» [29] и «Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками» [27], Закон «Об областной программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы"» [30]. Появилась возможность приобретения жилья через молодёжную ипотеку и систему кредитов. С начала 2000 годов эпизодическая работа по выдаче ссуд на строительство сменилась серьёзной работой по формированию системы реализации молодёжью своих прав в приобретении жилья. Осуществление этой программы с каждым годом набирало силу. И если в 2003 году только 3 семьи получили льготные кредиты, то в 2004 году их было уже 20, в 2005 году - 200 [39], а в 2008 году - 1717 [7]. За весь период реализации программы государственную поддержку получили 4330 молодых семей на общую сумму 1 875,2 млн рублей за счет бюджетных средств различных уровней, в том числе 1 236,0 млн рублей - средства областного бюджета [Там же]. Обеспечение молодежи жильем продолжалось в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы» [Там же].
Перевод Федерального агентства по делам молодёжи из ведения Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в подчинение Министерства образования и науки РФ в 2012 году ускорил создание единого программного документа «Основы государственной молодёжной политики до 2025 года» [34], который в 2013 году после активного обсуждения в федеральных университетах, Общественной палате России, в общественных объединениях, на молодёжных форумах был утвержден Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым. Основными направлениями молодежной политики документ определял повышение качества профессионального образования молодежи, поддержку талантливой молодежи и молодежных старт-апов, трудоустройство молодежи, профилактику правонарушений, воспитание гражданственности и патриотизма, а также формирование ценностей здорового образа жизни и института семьи [Там же].
Важнейшими задачами, которые необходимо решить в контексте реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области, являлись взаимодействие с бизнес-структурами и общественными организациями, развитие государственно-частного партнерства, поддержка и развитие студенческих трудовых отрядов [48]. Важны различные формы поддержки и в условиях сокращения индивидуальных предпринимателей из числа молодежи. Общественный омбудсмен в сфере молодежного предпринимательства в Оренбургской области Александр Беляк указывал на отсутствие доступной и полной информации для молодых людей о тех или иных формах поддержки при начале собственного бизнеса [46].
С целью развития интеллектуального потенциала молодежи с 2003 года в Оренбуржье реализуется всероссийская программа РСМ «Российские интеллектуальные ресурсы», издается справочник «Лучшие выпускники». За эти годы в данной программе приняли участие более 13 500 молодых людей из 70 учебных заведений области [8], а многие работодатели активно используют справочник для подбора персонала.
Органы власти стремятся привлекать бизнес и промышленные предприятия к участию в развитии профессионального образования области. По мнению министра образования В. Лабузова, это необходимо, поскольку в регионе только 70% государственного задания на подготовку кадров обеспечено договорами с предприятиями с частичным возмещением затрат работодателями в виде использования материально-технической базы, сырья, материалов, оснащения учебных кабинетов, лабораторий [49]. Руководители региона осознают, что вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность является важнейшим условием развития региона. Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области в декабре 2014 года реализованы несколько проектов, среди которых - «Ты - предприниматель», в нем участвовало более 300 студентов [45], «Школа предпринимателей», на заседания которой регулярно приглашают представителей региональной власти [47], ежегодная Неделя предпринимательства, являющаяся важным связующим механизмом взаимодействия государства, бизнес-структур и предпринимателей региона. Практическое значение для развития талантливой молодежи имеют отбор проектов в рамках российского молодежного инновационного конкурса «Умник-2014», организованного Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), и региональный этап международного открытого первенства по управлению бизнесом "Global Management Challenge" [50].
Таким образом, в настоящее время сложились условия для осуществления управления молодежной политикой на федеральном уровне и реализации основных направлений поддержки молодежи на региональном уровне. Определяющая роль в этом процессе принадлежит органам государственной власти, которые посредством координации действий общественных организаций и бизнес-структур способствуют решению проблем молодежи.
Список литературы
1. Бояршинова И. М. Образование Российского Союза Молодёжи и деятельность региональных организаций РСМ на Южном Урале в 1990-х гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25). Ч. 2. С. 50-52.
2. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 1014. Оп. 8.
3. Елагин В. В. О неотложных мерах по борьбе с преступностью, охране прав и законных интересов граждан // Оренбуржье. 1992. 11 июня.
4. Закон о государственной молодёжной политике в Оренбургской области: Закон Законодательного Собрания Оренбургской области № 27 от 18.10.1995 г. // Южный Урал. 1995. 14 декабря.
5. Иваненков А. С., Иваненков С. П., Кусжанова А. Ж. Молодёжь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах. Оренбург, 2004. 120 с.
6. Иванова А. Г., Бояршинова И. М. Политические партии и общественные организации как элементы гражданского общества: современные реалии и перспективы. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. 224 с.
7. Итоги реализации областной программы «Обеспечения молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы» [Электронный ресурс] // Об утверждении областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы»: Постановление Правительства Оренбургской области № 370-П от 27.05.2010 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/952012981 (дата обращения: 05.12.2015).
8. Лучшие выпускники учреждений профессионального образования Оренбургской области 2015: справочник. Оренбург, 2015. 180 с.
9. Молодежная политика: информационный бюллетень. 1998. № 1. 156 с.
10. Молодежная политика: информационный бюллетень. 2000. № 5. 184 с.
11. Молодёжь России: Указ Президента Российской Федерации «О президентской программе» № 716 от 15.05.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗРФ). 1996. № 21. Ст. 5214.
12. О внебюджетном фонде занятости населения области: Закон Законодательного Собрания Оренбургской области № 192/60-ОЗ от 17.11.1997 г. // Южный Урал. 1997. 5 декабря.
13. О государственной молодёжной политике в Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 01.09.2006 г. № 579/107-1У-ОЗ // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 1995. № 12. Ст. 2.
14. О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений: Федеральный закон Российской Федерации № 98-Ф3 от 28.06.1995 г. // СЗРФ. 1995. № 27. Ст. 2503.
15. О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: Распоряжение администрации Оренбургской области № 217 от 07.05.2002 г. // Оренбуржье. 2000. 25 июля.
16. О мерах по поддержке молодой науки: Распоряжение администрации Оренбургской области № 895-р от 28.11.1995 г. // Оренбуржье. 1996. 27 февраля.
17. О мерах по поддержке талантливой молодёжи: Распоряжение администрации Оренбургской области № 147-р от 19.02.1997 г. // Оренбуржье. 1997. 13 августа.
18. О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ № 1075 от 16.09.1992 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901607975 (дата обращения: 10.12.2015).
19. О Программе «Дети Оренбуржья» на 1997-1998 гг.: Постановление Правительства Оренбургской области № 31-П от 19.09.1996 г. // Оренбуржье. 1996. 12 ноября.
20. О программе занятости молодежи и подростков в 1993 г.: Постановление Малого Совета народных депутатов Оренбургской области от 26.05.1993 г. № 37-МС // Южный Урал. 1993. 1 июня.
21. О программе по борьбе с преступностью в Оренбургской области на 2001-2003 годы: Закон Оренбургской области № 266 от 20.06.2001 г. // Южный Урал. 2001. 14 августа.
22. О состоянии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и дополнительных мерах по противодействию правонарушениям в этой сфере: Распоряжение администрации Оренбургской области № 320-р от 15.03.2000 г. // Оренбуржье. 2000. 28 марта.
23. О стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс]: из выступления Президента РФ В. В. Путина на расширенном заседании Государственного совета. URL: http://wwwlawinrussia.ru/kabinet-yurista/zakom-i-normativnie-akti/2008-02-08/o-strategii-razvitiya-rossii-do-2020-goda.html (дата обращения: 12.10.2015).
24. О федеральной программе «Молодёжь России»: Постановление Правительства РФ № 1279 от 25.11.1994 г. // СЗРФ. 1994. № 35. Ст. 3711.
25. О ходе реализации федеральной целевой программы «Молодежь России»: Решение Комиссии Совета Федерации ФС РФ по вопросам государственной молодежной политики по вопросу от 22 декабря 1999 г. // Информационный вестник. 2000. № 1. С. 6-8.
26. Об общественных объединениях: Федеральный закон Российской Федерации № 82-ФЗ от 19.05.1995 г. // СЗРФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
27. Об организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками
в 2001-2004 годах: Распоряжение администрации Оренбургской области № 971-р от 31.08.2000 г. // Оренбуржье. 2000. 19 сентября.
28. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: Постановление Верховного Совета РФ № 5090-1 от 03.06.1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
29. Об улучшении военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной службе: Распоряжение администрации Оренбургской области № 696-р от 14.06.2000 г. // Оренбуржье. 2000. 25 июля.
30. Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы: Закон Оренбургской области № 489/55-Ш-ОЗ от 01.10.2003 г. // Южный Урал. 2003. 11 марта.
31. Общественные объединения Оренбургской области: справочник. Оренбург, 1996. 185 с.
32. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003. 120 с.
33. Основные направления социальной поддержки населения Оренбургской области на 1996 год: приложение к Постановлению Законодательного собрания Оренбургской области № 40-ПЗС от 27.12.1995 г. // Южный Урал. 1996. 10 февраля.
34. Основы государственной молодёжной политики до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ № 2403-р от 29.11.2014 г. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html (дата обращения: 12.10.2015).
35. Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2002-2005 годы [Электронный ресурс]: Закон Оренбургской области № 423/373-П-ОЗ от 21.12.2001 г. URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2626888 (дата обращения: 10.12.2015).
36. Положение молодёжи в России: аналитический доклад. М., 2005. 170 с.
37. Программа развития физической культуры и спорта в Оренбургской области на 1997-2000 гг. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Оренбургской области № 25-П от 30.06.1997 г. URL: http://orenburg.news-city.info/docs/sistemsk/dok_oeqoao.htm (дата обращения: 10.12.2015).
38. Ручкин Б. А., Родионов В. А., Пыжиков А. В. Молодёжь как стратегический ресурс развития российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 160-168.
39. Текущий архив Комитета по делам молодёжи Правительства Оренбургской области (ТА КДМ ПОО). Информационные материалы о реализации молодёжной политики в области в 2005 г.
40. ТА КДМ ПОО. О предоставлении статуса экспериментальной площадки Оренбургской области: Распоряжение Комитета Российской Федерации по делам молодёжи № 213 от 30.09.1993 г.
41. ТА КДМ ПОО. О работе государственных органов по делам молодёжи с детскими и молодёжными объединениями.
42. ТА КДМ ПОО. Результаты осуществления молодёжной политики Оренбургской области в 1990-е годы.
43. Ткаченко В. В. Формирование региональной молодежной политики в Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61). Ч. III. C. 150-153.
44. Шилова Г. Ф. Государство и молодёжь России во второй половине ХХ века. 1960-2000 годы. М., 2000. 272 с.
45. http://molpred-oren.ru (дата обращения: 25.10.2015).
46. http://oren.mk.ru/articles/2014/09/18/pyat-osnovnykh-problem.html (дата обращения: 25.10.2015).
47. http://oren1.ru/details/reports/v-orenburge-proshla-tretja-nedelja-zanja.html (дата обращения: 25.10.2015).
48. http://www.oreninform.ru/list/detail.php?ID=55771&SECTION_ID=4426 (дата обращения: 19.11.2015).
49. http://www.orinfo.ru/101922/vyacheslav-labuzov-v-poslednee-vremya-proslezhivaetsya-yavnyi-rost-interesa-k-inzhenernym-
spe (дата обращения: 25.10.2015).
50. http://www.regnum.ru/news/economy/1807063.html (дата обращения: 25.10.2015).
YOUTH POLICY IN ORENBURG REGION: PARTICIPATION OF STATE, BUSINESS AND PUBLIC ORGANIZATIONS
Boyarshinova Irina Mikhailovna, Ph. D. in History, Associate Professor Orenburg State Pedagogical University boyarira@yandex. ru
The article reveals the process of the realization of youth policy in Orenburg region. The author analyzes in detail the process of the formation of youth policy, and also the degree of the influence on the implementation of the main directions of youth policy of such social institutions as state, business and public organizations.
Key words and phrases: youth; youth policy; state; youth programmes; directions of youth policy; institutions of civil society; business; public organizations.