Стратегии социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи..,
йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-229-232 УДК 37
Веричева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент
Самохвалова Анна Геннадьевна
доктор психологических наук, доцент
Румянцев Юрий Викторович
кандидат педагогических наук, доцент
Топка Наталья Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент
Забелина Ольга Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]; [email protected]; [email protected];
[email protected]; [email protected]
СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В СФЕРАХ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ (отделение РГНФ) научного проекта № 17-06-00022
Рассматриваются актуальные эффективные стратегии социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, представленные на научно-практической конференции, прошедшей в Костромском государственном университете. Проанализированы авторские подходы к формированию регионального опыта социального сопровождения инвалидов молодого возраста, их обучения, профориентации и трудоустройства. Отмечено значение поиска новых подходов к качеству подготовки специалистов, имеющих инвалидность, необходимость рассматривать новые технологии обучения, в том числе проведение соревновательных площадок в различных компетенциях на региональных и национальных чемпионатах по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Обсуждаются пути обеспечения эффективной профессиональной ориентации и мотивации молодых людей с инвалидностью к получению профессионального образования, содействия их трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе.
Ключевые слова: стратегии социального партнёрства, образование, занятость, трудоустройство, молодежь с инвалидностью.
В Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета 5 июня 2019 года состоялась научно-практическая конференция «Стратегии социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». Целью научного собрания было обсуждение основных направлений практики социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и путей создания условий для эффективной реализации особых образовательных потребностей обучающихся с помощью общественно-профессионального диалога, а также выработка практических решений по развитию инклюзивного образования в Костромской области.
Партнерами Костромского госуниверситета в организации конференции выступили Московский государственный психолого-педагогический университет, департамент образования и науки и департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, городской центр качества образования г. Костромы, базовый центр поддержки инклюзивного профессионального об-
разования Костромской области и региональный центр движения «Абилимпикс», общественные организации инвалидов: Всероссийское общество инвалидов, Общественная организация молодых инвалидов «Белый дельфин», Костромская региональная организация ВОС, Костромская региональная общественная организация помощи людям с расстройством аутистического спектра «Рука в руке», общественная организация «Другие Мы», Костромское региональное отделение ВОГ, Костромская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы».
В конференции приняло участие 248 участников из четырех областей Российской Федерации: Московской, Ярославской, Вологодской, Костромской. Среди участников конференции: руководители отделов департамента по труду и социальной защите населения, департамента образования и науки Костромской области, руководители общественных организаций инвалидов, руководители и ведущие специалисты учреждений социального обслуживания населения и центров занятости населения - 56 человек; педагоги и сотрудники общеобразовательных организаций - 41; представители муниципальных образований - 64; сотрудни-
© Веричева О.Н., Самохвалова А.Г., Румянцев Ю.В., Топка Н.Б., Забелина О.М., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
229
ки учреждений высшего образования - 87 человек, из них 5 докторов и 15 кандидатов наук.
На пленарном заседании с развернутыми докладами по проблеме выступили директор департамента образования и науки Костромской области И.Н. Морозов, проректор по развитию социокультурной среды и воспитанию КГУ О.Б. Скрябина, заместитель директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области А. С. Столяров, директор ресурсного учебно-методического центра Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат социологических наук, доцент Г.Г. Саит-галиева, заместитель председателя по организационной работе Костромской областной организации ВОИ М.А. Смирнов.
Работа конференции проходила в трех секциях: «Профессиональная ориентация молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе многоуровневого образования», «Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», «Социальное партнёрство и содействие занятости выпускников в инклюзивном образовании».
Среди наиболее теоретико- и практико-ориен-тированных докладов на секции «Профессиональная ориентация молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе многоуровневого образования» можно отметить следующие: «Возможности информационно-технологической платформы для инклюзивного образования» (О. В. Колодкина, региональный директор по ЦФО Издательского центра «Академия», г. Москва); «Моя будущая профессиональная карьера. Проектирование профессиональной карьеры обучающимся с ОВЗ» (Е.А. Иванова, методист отдела сопровождения коррекционного образования Костромского областного института развития образования, кандидат психологических наук); «Роль тьюторской поддержки в профориентации молодежи с ограниченными возможностями здоровья» (Е.В. Тихомирова, доцент кафедры общей и социальной психологии Костромского государственного университета, кандидат психологических наук); «Организация профессиональных проб для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях проектного взаимодействия со школами-интернатами» (Н.Н. Шепелева, руководитель РУМЦ инклюзивного образования по направлению «Питание» ОГБОУ КТЭК); «Опыт работы по социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» (Т.М. Жеребцова, заместитель заведующего, воспитатель Детского сада компенсирующего вида № 7 г. Галича Костромской области); «Комплекс мероприятий, направленных на социально-психологическую адаптацию молодых
инвалидов в постинтернатный период в доме-интернате для престарелых и инвалидов» (И.Н. Меле-хонова, психолог Заволжского дома-интерната для престарелых и инвалидов); «Адаптивная физическая культура и спорт как составляющая профессиональной ориентации молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе многоуровневого образования» (Н.Ю. Матвеева, методист Романовского реабилитационного Центра инвалидов Костромской области»).
Среди докладов на секции «Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» особо необходимо отметить: «Использование ресурсов дополнительного образования в профориентационной работе с обучающимися с нарушением интеллекта» (С.В. Ускова, заместитель директора по воспитательной работе Вохомской школы-интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья); «Опыт сопровождения молодежи с инвалидностью в образцовом художественном коллективе детско-юношеской театральной студии «Арлекин»» (Е.Г. Всемирнова, руководитель детско-юношеской театральной студии «Арлекин» МКУКС «Истоки» пос. Красное-на-Волге, магистрант КГУ); «Адаптированная информационная и культурно-досуговая среда как условие, определяющее эффективность социальной реабилитации инвалидов по зрению» (Ж. В. Ка-расева, методист библиотеки-центра информационной и просветительной работы инвалидов по зрению); «Реализация индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей с ОВЗ на межведомственной основе» (Т.Н. Адеева, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии КГУ, кандидат психологических наук, доцент); «Технологии творческой реабилитации молодых инвалидов в областной общественной организации молодых инвалидов "Белый дельфин"» (С.В. Труль, С.Е. Шишкина, Костромская областная общественная организация молодых инвалидов «Белый дельфин»); «Арт-терапия в социальной реабилитации инвалидов молодого возраста» (Е.Н. Лебедева, педагог дополнительного образования ЦДТ «Ипатьевская слобода», магистрант КГУ).
Особенно ценный опыт трудоустройства и сопровождения инвалидов молодого возраста был представлен в секции «Социальное партнёрство и содействие занятости выпускников в инклюзивном образовании». Среди наиболее интересных докладов можно отметить: «Послевузовское сопровождение выпускников с ограниченными возможностями здоровья на региональном рынке труда» (С. В. Бойцова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы КГУ); «Содействие занятости инвалидов в Костромской области» (С.Ю. Чепала, начальник отдела содействия
230
Вестник КГУ 2019
Стратегии социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи..
занятости населения и технологии работы департамента по труду и социальной защиты населения Костромской области); «Опыт работы по подбору подходящей работы для инвалидов в г. Костроме» (ТА. Иванова, начальник отдела специализированных программ Центра занятости населения по г. Костроме); «Опыт профориентации и содействия занятости молодежи с инвалидностью: взгляд родителей» (Н.И. Мамонтова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы КГУ); «Методы и формы занятости инвалидов молодого возраста с ментальными нарушениями в ОГБУ «Первомайский психоневрологический интернат» (М.Я. Ирейкин, директор Первомайского психоневрологического интерната); «Инновации в содействии занятости инвалидов молодого возраста с ментальными нарушениями в ОГБУ "Сусанинский психоневрологический интернат"» (И.Л. Цвирко, директор Сусанинского психоневрологического интерната).
Высоким уровнем конструктивности характеризовалась работа трех круглых столов, организованная в рамках научно-практической конференции:
«Программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования и трудоустройства» (модераторы: Г.Г. Саитгалиева, директор ресурсного учебно-методического центра Московского государственного психолого-педагогического университета, кандидат социологических наук, доцент; О.Н. Веричева, заведующая кафедрой социальной работы КГУ, кандидат педагогических наук, доцент);
«Некоммерческие организации как ресурс в решении проблем в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью» (модераторы: Е.В. Широкова, руководитель БЦ поддержки инклюзивного профессионального образования Костромской области и Регионального центра движения «Абилимпикс»; М.А. Смирнов, заместитель председателя по организационной работе Костромской областной организации ВОИ);
«Реабилитационные практики и инклюзия молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью» (модераторы: О.М. Забелина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы КГУ; Н.Б. Топка, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы КГУ).
В рамках конференции была организована соревновательная площадка по компетенции «Социальная работа» III регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс-2019». Соревнования были организованы преподавателями кафедры социальной работы среди специалистов-выпускников и студентов. В соревнованиях приняло участие 10 человек. Экспертами выступили С.Н. Ходжабаева - директор
Костромского комплексного центра социального обслуживания населения, О.Б. Скрябина - проректор по развитию социокультурной среды и воспитанию; О.Н. Веричева - заведующая кафедрой социальной работы, Е.А. Василькова - директор Заволжского дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов, О. И. Новикова - директор Библиотеки-центра культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению.
В результате чемпионата I место среди специалистов занял Дмитрий Марков, методист Романовского реабилитационного центра инвалидов Костромской области, магистр социальной работы; II место - Вера Ильина специалист Костромского отделения ВОС; III место Роман Азизов методист Романовского реабилитационного центра инвалидов Костромской области. Среди студентов I место занял Дмитрий Самаков, II место - Юрий Седёлкин, III место - Денис Титов. На национальном чемпионате «Абилимпикс-2019» в Российском государственном университете наш регион будет представлять в группе профессионалов Дмитрий Марков; в группе студентов Дмитрий Самаков.
В ходе работы конференции научным сообществом были приняты «Стратегические направления социального партнерства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями и инвалидностью». В документе сформулировано следующее:
- создавать условия и поддерживать развитие в субъектах Российской Федерации инновационных практик социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- стимулировать развитие системы отраслевых и региональных центров социального партнёрства в сферах образования, занятости и трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- реализовать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение работодателей в систему профессиональной подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями;
- создать совместно с объединениями работодателей, представителями профессионального сообщества, общественными организациями условия для трудоустройства выпускников с особыми образовательными потребностями, привлечь к этой работе другие заинтересованные организации;
- ввести в вузах, ведущих подготовку специалистов по социальной работе, педагогов-де-фектологов, обязательные курсы (программы), посвященные особенностям сопровождения и трудоустройства соискателей с инвалидностью;
- привлекать работодателей к профессиональному обучению лиц с инвалидностью, проводить мероприятия с привлечением работодателей для
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №3
231
формирования мотивации к трудоустройству выпускников с инвалидностью;
- в условиях образовательных организаций обеспечить формирование мотивации самих выпускников, имеющих инвалидность к трудоустройству с помощью конкурсов профессионального мастерства и др. мероприятий;
- ввести систему наставничества в отношении молодых специалистов с инвалидностью на предприятиях;
- ввести тьюторов на производстве, помогающих адаптироваться инвалиду молодого возраста на рабочем месте;
- разработать проект положения об аттестации лиц с инвалидностью на рабочем месте;
- обратить внимание на предоставление права инвалидам молодого возраста на получение бес-
платного второго высшего или среднего профессионального образования на уровне региона;
- создать условия для трудоустройства инвалидов молодого возраста с привлечением НКО.
Таким образом, обеспечение преемственности профориентационной работы в системе многоуровневого образования через использование ресурсов социального партнерства и межсетевого взаимодействия дошкольных образовательных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций с организациями различных ведомств будет способствовать трудоустройству молодежи с инвалидностью. При этом, необходимо поддерживать профориентационные инициативы, выдвигаемые представителями общественных организаций инвалидов на региональном и муниципальном уровнях.
Вестник КГУ Л 2019
232