Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ'

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКО-ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ИННОВАЦИИ / БЕНЧМАРКИНГ / АГЛОМЕРАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Ешугова С.К., Гишева С.Ш.

Проблематика развития сельско-городских и сельских территорий, а также необходимость поиска новых методов и механизмов обеспечения их устойчивого развития, обуславливают актуальность данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

The problem of the development of rural, urban and rural areas, as well as the need to search for new methods and mechanisms for ensuring their sustainable development, determine the relevance of this article.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»

предоставленную возможность и более лояльно относиться к компании. От организации дистанционных рабочих мест выигрывает и бизнес за счет повышения операционной эффективности, и сотрудник за счет улучшения качества жизни и удовлетворенностью работой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие института удаленной работы в мире идет колоссальными темпами, и говорить о незначительной степени его влияния на экономику государств не стоит. Взаимодействие удаленных форм занятости и бизнеса является продуктивным во всех странах, особенно, если предприятие находится на стадии выхода на рынок. Необходимо формировать эффективную институциональную среду, для удаленных работников, которая позволит наладить необходимый диалог с государством.

Для эффективной работы рынка дистанционного труда в целом необходима разработка более совершенной законодательной базы, определяющей, регламентирующей и регулирующей существование и развитие рынка дистанционной занятости, а также механизмов его контроля.

Список литературы

1. Ашинова М.К.. Чиназирова С.К. Цифровая стратегия развития экономики региона // Colloquium-journal №19(43), 2019 Cz^sc 6, PP.49-51 (Warszawa, Polska).

2. Чиназирова С.К., Костенко Р.В., Хагурова М.П. Мобильная экономика России: состояние и перспективы развития // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». -Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 3 (225). - 2018. - 320 с.

3. Вовчук О. Гид по международному рынку фриланса [Электронный ресурс] // Bigtime. 2017. URL: http://shevchenko.co/ blog/?go=all/gid-po-mezhdunarodnomu-rynku-frilansa/ (дата обращения: 25.05.2020).

4. Исследование доходов фрилансеров [Электронный ресурс] // Payoneer, 2018. URL: https://www.dropbox.com/s/s85xwc7sbbqz3xz/Freela ncers%20mcome%20report%202018.pdf?dl=0 (дата обращения: 26.04.2018).

5. Данные обследования РМЭЗ [Электронный ресурс] // НИУ ВШЭ: Объединенная база данных 1994-2016. Индивиды. URL: https ://www.hse.ru/fileaccess/e16645918/data/2017/0 9/20/1123886355/USER_RLMS-

HSE_IND_1994_2016_2017_09_11 _v2.rar (дата обращения: 21.05.2020).

6. Рынок труда в условиях технологических трансформаций [Электронный ресурс] // Форсайт. 2017. №4. С. 57-68 / НИУ ВШЭ. URL: https://foresight-

journal.hse.ru/data/2017/12/24/1159810704/4-2017.pdf (дата обращения: 21.05.2020).

СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Ашинова М.К.

профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО

«Майкопский государственный технологический университет»

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»

Ешугова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО

«Майкопский государственный технологический университет»

Гишева С.Ш.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

STRATEGIES FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Ashinova M.

Professor, Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit FGBOU VО

«Maykop State Technological University» Chinazirova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Yeshugova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Professor of the Department of Finance and Credit

FGBOU VО «Maykop State Technological University»

Gisheva S.

associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor economic theory and personnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Аннотация

Проблематика развития сельско-городских и сельских территорий, а также необходимость поиска новых методов и механизмов обеспечения их устойчивого развития, обуславливают актуальность данной статьи.

Abstract

The problem of the development of rural, urban and rural areas, as well as the need to search for new methods and mechanisms for ensuring their sustainable development, determine the relevance of this article.

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельско-городские территории, сельские территории, инновации, бенчмаркинг, агломерация, стратегическое планирование, региональный маркетинг.

Keywords: sustainable development, rural-urban areas, rural areas, innovation, benchmarking, agglomeration, strategic planning, regional marketing.

В развитых и развивающихся странах приняты концепции устойчивого развития как сельских, так и городских территорий. Однако на государственном уровне в первую очередь решаются экономические и социальные вопросы.

По мере удаленности сельско-городских и сельских территорий от крупных городов, и агломераций стремительно возрастают темпы депопуляции таких поселений.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий является одной из важнейших стратегических целей государственной политики развитых и развивающихся стран, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан.

Стратегия социально-экономического развития регионов «рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития» [5].

В последние годы во многих регионах сельско-городские окраины не только приобретают все большую самостоятельность, но и несут все большую ответственность за конечный результат регионального экономического развития. Однако стратегическое планирование является новым инструментом устойчивого развития для многих сельских территорий.

Социально-экономическое состояние территорий «определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления» [1].

Сельский районный округ - это сложная система, которая существует в условиях нестабильности внешней среды. Для рационального и эффективного управления ресурсами территории и одновременного достижения желаемого уровня социально-экономического развития необходим стратегический план действий, который позволяет реализовать как первоочередные, так и долгосрочные направления развития. Он затрагивает множество проблем, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного согласия.

При анализе качества территориального развития важно применять «концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную» [3].

Главными отраслями доиндустриальной стадии развития являются добывающие отрасли, такие как сельскохозяйственная деятельность, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. На индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая и пр.

В рамках постиндустриальной стадии к основным отраслям относятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития той или инойтерритории. По мнению М.С. Власовой, Е.Г. Головешконой, С.А. Кузнецова «экономическое развитие сегодня представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Развитие любой территории в значительной мере зависит от создания условий для привлечения иностранных экономических агентов.

По мнению М.С. Власова «создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров сегодня является одним из главных факторов социально-экономического развития территории в целом» [2].

В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие сельско-городских окраин, старается опираться на новые управленческие технологии:

- инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя широкий спектр методов по привлечению инвестиций в регион;

- методы стратегического планирования развития территорий;

- приемы территориального маркетинга и методы «продвижения» сельских территорий и городов.

Новые технологии по управлению развитием сельско-городских окраин требуют постоянного повышения знаний и постоянного повышения квалификационного уровня персонала администраций. Для реализации управленческих технологий для

развития территорий необходимы постоянные вложения в человеческий капитал сельско-городских окраин и городов. Рационально при создании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Целесообразно использовать приемы бенчмаркинга, которые заключаются в целенаправленном применении передового опыта других сельско-городских территорий и городов.

Таким образом, исходя из выше сказанное, можно сделать вывод о том, что:

- экономическое благосостояние сельско-го-родских окраин определяется не только наличием исходных преимуществ, но и качеством управления их социально-экономического развития;

- необходимо использовать современные методы территориального менеджмента - стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;

- основным фактором успеха в управлении развитием сельско- городских окраин становится уровень квалификации кадров региональной администрации.

В настоящее время наиболее действенными инструментами управления социально-экономическим развитием территорий являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Цикл стратегического планирования экономического развития территории состоит из следующих этапов:

1. Определение целей развития

2. Анализ внешней среды развития региона

3. Выявление сильных и слабых сторон региона

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ

5. Разработка концепции развития

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Планирование социально-экономического развития территорий представляет собой сложный и непрерывный процесс, который задает ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет принимать решения на обоснованной и проработанной базе [1].

Научная концепция устойчивого социально -экономического развития регионов, а также городов и административных районов, должна включать:

- теоретическое представление об устойчивости как универсальном свойстве социально-экономических систем, заключающемся в их способности выполнять свои функции в условиях негативного воздействия внешних и внутренних факторов, а также быстро адаптироваться к положительным изменениям;

- указания на то, что истоки качества кроются в объективном существовании разнообразных пропорций. Это можно рассматривать как специфический ресурс, имеющий определенный потенциал,

воспроизводимый соответствующим образом и проявляющийся, и используемый в особых формах;

- выделение устойчивого развития экономики территории в качестве специфического объекта управления в рыночной модели экономики;

- критерии и индикаторы устойчивого развития, а также обоснованные цели и задачи управления для регионов разных уровней и типов развития;

- обобщенные выводы о перспективных методах стабилизационной деятельности федерального центра, субъектов, структур местного самоуправления, а также путях оптимизации внутренних и внешних экономических показателей;

- обоснование перспектив преодоления методологических барьеров, возникших в связи с тенденциями абсолютизировать экологическое содержание устойчивости и устойчивого развития.

Таким образом, цели разработки стратегии устойчивого развития диктуются стремлением администрации любого уровня - республики, края, области, муниципального образования - повысить уровень благосостояния жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечение его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики [5].

Стратегия социально-экономического развития позволяет:

- согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого направления развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества;

- создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций;

- сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры -группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно размещать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях [6].

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки эффективной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории.

Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально- экономического развития. Безусловно, что

стратегия развития отдельного региона должна органически вписаться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Институциональная среда в региональной системе стратегического планирования // Компьютерные технологии и телекоммуникации. КТиТК- 2014: Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции: материалы конференции / (18 июня-20 июня 2014 г.) -Грозный: АЛЕФ, 2014. - 416с. (С. 342-348)

2. Власова М.С., Головешкина Е.Г. Стратегия экономического развития регионов // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. Электронный ресурс. Режим доступа: бь bac.info/sites/default/files/conf/file/stud_3_2.pdf (дата обращения: 20.05.2020).

3. Голышев М.Е. Сущность устойчивого развития сельских территорий / М.Е. Голышов// Вестник НГИЭИ.- 2011.- № 2 (3). - С. 13-39. 23. Гусев И.А.

Генеральный план как инструмент устойчивого территориального развития. / И.А. Гусев. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/generalnyy-plan-kak-instrumentustoychivogo-territorialnogo-razvШya (дата обращения 20.05.2020).

4. Заворотин Е.Ф., Черняев А.А. Факторы устойчивого развития сельских территорий. / Е.Ф. Заворотин. Электронный ресурс. Режим доступа: http://naukarus.com/faktory-ustoychivogo-razvitiya-selskih-temtoriy (дата обращения 20.05.2020).

5. Чиназирова С.К., Абдужалилов Х.А., Ка-милов Ф.Ш., Хут С.Ю. Концептуальная модель механизма устойчивого развития экономики региона // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Вып. 4/2016.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2016 г.- С.75-82.

6. Чиназирова С.К., Костенко Р.В., Хагурова М.П. Мобильная экономика России: состояние и перспективы развития // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». -Майкоп: Изд-во АГУ. - Вып. 3 (225). - 2018. - 320 с.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Ашинова М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО

«Майкопский государственный технологический университет»

Чиназирова С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет»

Кадакоева Г.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

Гишева С.Ш.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

RISK ASSESSMENT METHODS FOR INNOVATIVE PROJECTS

Ashinova M.

Professor, Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit FGBOU VО

«Maykop State Technological University» Chinazirova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Kadakoeva G.

Candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit FGBOU VО

«Maykop State Technological University»

Gisheva S.

associate Professor, candidate of economic Sciences, associate Professor economic theory and personnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Аннотация

В данной статье исследованы организационные аспекты внедрения инноваций, выявлены основные методы оценки рисков инновационных проектов. Также отмечены основные факторы, вынуждающие предприятия проводить модернизацию производства. Abstract

This article examines the organizational aspects of the implementation of innovations, identifies the main methods for assessing the risks of innovative projects. The main factors forcing enterprises to modernize production are also noted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.