удк 338.2 Дубровский С. П.
СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ*
В данной статье приведен анализ стратегий социально-экономического развития малых городов Ивановской области до 2020 года.
Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития, малый город, городской округ, SWOT-анализ.
Малые города занимают особое место в общей массе городских поселений России. Рассматривая малый город как объект управления, прежде всего, важно определиться, что понимается под малым городом в России, поскольку на этой основе можно будет выработать эффективную стратегию его развития. Научный опыт в вопросах изучения проблем и тенденций развития малых городов представлен весьма ограничено [2].
Малым городом, как правило, считают районный центр областного, краевого или республиканского подчинения. В подавляющем большинстве случаев это город или (очень редко) поселок городского типа.
В указанной формулировке малый город имеет четкое положение в структуре территориальных образований - это город третьего уровня, но первый в том обширном пространстве сельских населенных пунктов, к которому стягиваются нити духовно-образовательной культуры всего района.
Особое место занимают малые города федерального подчинения, «города без истории», не являющиеся районными центрами и существующие лишь в границах города. Это исключительно новообразования советского периода, имеющие оборонное значение. Большая их часть переходит в категорию наукоградов, поэтому опустим этот аспект.
Есть еще одна категория административных образований, которую ошибочно относят к малым городам. Это поселки городского типа (п.г.т.) численностью до 10-12 тысяч человек. Собственно городом в России по определению п.г.т не является. Для перехода в категорию города поселку городского типа требуется, кроме численности, выполнить ряд серьезных условий,
связанных с качеством формируемой им городской среды.
В Российской Федерации, городской округ -городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района.
Так же в России выделяется статус городского округа, как муниципального образования. Он определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению, установленных настоящим Федеральным законом, вопросов местного значения для поселения и вопросов местного значения для муниципального района. А также органы местного самоуправления городского округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации [3].
В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
По смыслу концепции муниципальной реформы предполагалось, что статусом городского округа будут наделяться крупные и экономически самодостаточные города, промышленные центры. В некоторых регионах при проведении
* Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
56
© Дубровский С. П., 2010
муниципальной реформы и наделении муниципальных образований статусом в 2003-2005 гг. так и произошло. Вместе с тем во многих регионах статусом городских округов были наделены муниципальные образования, занимающие большую площадь и не всегда имеющие высокий уровень урбанизации. В то же время во многих других регионах крупные города не были наделены статусом городского округа и стали городскими поселениями в муниципальных районах.
Таким образом, основой многочисленной категории малых городов на территории современной России являются районные центры. Именно на их базе и должен строиться общий анализ стратегий развития малых городов. Это касается и отдельного региона, и страны в целом.
Можно выделить следующие основные индикаторы, характеризующие категорию «малый город»:
- население;
- территория;
- экономический потенциал;
- инфраструктурный облик (коммунальное хозяйство, транспорт и дороги, сфера торговых услуг, информационные коммуникации, банковская сфера и др.);
- отдаленность от политического, экономического и культурного центра конкретного региона [1].
Несмотря на наличие значительного количества индикаторов, наиболее простым и логичным способом определения понятия «малый город» является разделение этих городов на основе показателей численности жителей. От величины города зависят многие его признаки-темпы роста, элементы демографической и функциональной структуры, характер планировки. Однако численность города непостоянна во времени и дифференцирована в географическом аспекте. Поэтому, вынося за рамки данного исследования дискуссию по поводу пороговых значений численности городских поселений, автор в дальнейшем использует классификацию городов по численности, используемую в градостроительстве. В соответствии с этой классификацией малыми считаются города, в которых проживают до 50 тысяч жителей.
Численность городов является неотъемлемым признаком при разработке типологий, поэтому нередко, о малых, средних, больших го-
родах, а также городах-миллионерах говорят как об отдельных типах поселений.
В последнее время все большее развитие получает региональная экономика. Исследования, направленные на изучение социально-экономического состояния регионов, их развития, считаются очень актуальными. Если встает проблема поиска факторов экономического развития каких-либо административно-территориальных образований, то анализ стратегий социально-экономического развития этих городов может стать как отличным источником информации, так и объектом для исследования. Следует отметить, что анализ стратегий развития городов является важной частью системы исследовательских направлений при изучении проблем регионального развития. При изучении проблем, как в общем виде, так и при акцентировании внимания на каких-либо отдельных аспектах, например имущественно-правовых отношениях.
Именно поэтому обратимся к стратегиям социально-экономического развития городов Ивановской области. Особое внимание было уделено именно стратегиям развития самостоятельных городских округов, каковыми являются Шуя, Кинешма, Вичуга, Тейково, Фурманов.
При анализе стратегий социально-экономического развития малых городов Ивановской области целесообразно обратиться напрямую к SWOT-анализам, которые включены в проекты социально-экономического развития.
Помимо уже обозначенных городских округов так же были изучены проекты социальноэкономического развития следующих малых городов Ивановской области: Родники, Кохма, Пучеж, Лух, Южа, Приволжск.
В ходе изучения проектов, выделился ряд общих положений присущих большинству изученных городов. Среди них есть как положительные моменты, так и общие проблемы.
Как свои сильные стороны, большинство городов выделяет следующие аспекты:
- каждый город, так или иначе, выделяет свое географическое положение (близость к крупным городам или крупным трассам федерального значения и, вообще, расположенность в плотной сети транспортных артерий;
-природно-ресурсный потенциал (близость к источникам сырья для деревоперера-
ботки и производства строительных материалов, наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности, наличие лесных и водных объектов для развития отраслей, связанных с туризмом и оздоровлением, наличие территорий пригодных для жилищной застройки;
-не смотря ни на что, сохранение культурного наследия, традиций присущих данной местности (это и общий уровень культуры, и сохранившаяся сеть учреждений культуры, высокий уровень исполнительского мастерства различных коллективов учреждений культуры, высокий уровень подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования, наличие домов ремесел в большинстве городов, сохранение технологий и секретов народных промыслов).
Среди проблем социально-экономического характера выделяются следующие:
- уровень заработной платы (причем многие жители считают, что их материальное положение за последние годы ухудшилось);
- проблемы с трудоустройством в городе. Как следствие этого, в большинстве городов наблюдается отток трудоспособного населения в крупные города (областной центр, Москва, центры соседних областей);
- проблема организации медицинского обслуживания, которая включает в себя и слабую материально-техническую базу учреждений здравоохранения, и неукомплектованность учреждений здравоохранения кадрами, и низкую заработную плату;
- проблемы демографического плана. Это и сокращение численности населения (высокий уровень смертности населения, в особенности трудоспособного возраста, превышение смертности над рождаемостью, а так же отток населения в крупные города), и высокий удельный вес населения пенсионного и предпенсионного возраста;
- несоответствие уровня жизни в малом городе уровню жизни в областном центре;
- проблемы в области жилищно-коммунального хозяйства (рост стоимости услуг ЖКХ, отсутствие квалифицированных специалистов для ЖКХ, низкий темп реализации реформы ЖКХ, значительный износ коммуникаций (теплотрасс, канализации, водопроводов, электрических сетей), низкая эффективность
работы коммунального хозяйства, слабое внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий, высокая степень износа части жилого фонда, недостаточно мощностей для утилизации и хранения ТБО, недостаток средств для поддержания в надлежащем состоянии дорожной сети, отсутствует инвестиционная привлекательность ЖКХ);
- проблемы связанные с производством, и как следствие с его рентабельностью (низкая инновационная активность, высокий процент износа существующих основных производственных фондов, опережающий рост цен на энергоносители, отставание уровня развития технологий предприятий промышленности, наличие убыточных предприятий и предприятий находящихся в процедуре банкротства, ограниченные возможности предприятий по инвестированию производств;
- проблемы в сфере образования (нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования, несовершенная система оплаты труда педагогов, отсутствие муниципального жилья для молодых специалистов - педагогов, рост среднего возраста учителей, увеличение числа учителей пенсионного возраста, недостаточный приток молодых кадров).
В силу большого количества выделившихся общих проблем необходим поиск примерных путей их решения. Например, в городском округе Шуя (по сравнению с другими городами области) в последние годы остро встала проблема экологии, в связи с открытием в черте города крупного предприятия по деревообработке австрийской фирмы. В качестве путей решения подобной проблемы можно предложить ряд мер. Например, создание на базе ГОУ ВПО «ШГПУ» лаборатории экологического контроля, осуществление мониторинга состояния окружающей среды, а для достоверности результатов сделать их общедоступными. Создание программы по реорганизации и улучшению экологического состояния, а так же внедрить контроль власти и общественности за исполнением.
Мало наметить примерные пути решения тех или иных проблем. Нужно оценить условия выполнения тех или иных решений, оценить, что можно решить за счет собственных средств,
а для чего понадобятся привлеченные ресурсы. Например, во всех городах без исключения остро стоит проблема износа основных фондов в той или иной сфере (промышленность, образование, здравоохранение, ЖКХ и т. д.). Путь решения данной проблемы - это техническое перевооружение. Но естественно, что для этого необходим поистине огромный объем средств, которые не найдет ни один местный и даже региональный бюджет. Поэтому необходимо искать инвестиционные ресурсы. Это может быть и кредитование, и лизинг, и привлечение акционеров, а так же включенность в различные федеральные программы.
Помимо всего вышесказанного, можно добавить, что каждый город обладает той или иной спецификой. Например, для Шуи характерно наличие большого количества (в отличие от других муниципальных образований) стабильно работающих предприятий легкой, пищевой, деревообрабатывающей промышленностей. Или, например, на фоне общих проблем с уровнем образования и подготовкой кадров в малых городах области, в Шуе эта проблема стоит не так остро. И даже наоборот, выделение в серьезный провинциальный образовательный центр видится, как один из основных приоритетов развития городского округа Шуя. Основой для этого послужат многие учреждения среднего профессионального образования, а главное - ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», в котором обучаются студенты не только из сельской местности и городов области. В Шуйский университет едут учиться абитуриенты из многих регионов нашей страны, а так же и из-за границы.
Следует обратить внимание на качество разработки самих стратегий, качество разработки и адекватность предлагаемых мероприятий и методов, их реалистичность. Предлагаемые те или иные меры не всегда наглядно вытекают из аналитики. Без доказательности не всегда на
лицо необходимость проведения той или иной системы мероприятий.
В общем, анализ Стратегий - 2020 показал, что города области обладают значительным и разноплановым потенциалом для своего устойчивого поступательного развития. В результате реализации стратегий в городах произойдут изменения, которые затронут все сферы социальной и экономической жизни. Но так же следует отметить, что для качественной реализации необходима проработанная и постоянно адекватно корректируемая методологическая и научная база, которая так же может стать хорошей точкой приложения для исследований в региональной экономике.
Библиографический список
1. Величко Ю. Развитие малых городов Сибири как социолого-культурологический феномен // Культурология. Интеллектуальный потенциал культурологии. Материалы научной конференции преподавателей, аспирантов. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2003. 158 с.
2. Егорова Н. Е., Митрофанова И. Н., Коростелев Д. В. Совершенствование государственного регулирования предприятий коммунальной инфраструктуры как фактор комплексного развития малого города // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 6. С. 120-126.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // РГ. Допвыпуск № 3316 от 8 октября 2003 г.
4. Стратегия социально-экономического развития городского округа Вичуга на период до 2020 года
5. Стратегия социально-экономического развития городского округа Кинешма на период до 2020 года.
6. Стратегия социально-экономического развития городского округа Тейково на период до 2020 года.
7. Стратегия социально-экономического развития городского округа Фурманов на период до 2020 года.
8. Стратегия социально-экономического развития городского округа Шуя на период до 2020 года.
Dubrovsky S. P.
STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SMALL CITIES
In given article the analysis of strategy of social and economic development of small cities of the Ivanovo region till 2020 is resulted.
Keywords: strategy of social and economic development, small city, city district, the SWOT-analysis.