СТРАТЕГИИ РУКОВОДСТВА ИННОВАЦИЯМИ Сушкова О.А. Email: [email protected]
Сушкова Ольга Алексеевна - магистрант, факультет технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: инновация - это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. В настоящее время в нашей стране очень развивается одно из многочисленных разновидностей менеджмента: инновационный менеджмент.
Применение инновационных методов необходимо, ведь со временем изменяются требования, предпочтения, навыки и потребности многих людей, для того, чтобы интерес людей не угасал - в том помогают инновации.
Следует отметить, что применение инновациями невозможно без управлениями ими. Управлением в основном занимаются профессиональные менеджеры в области инновационного менеджмента
Под стратегией следует понимать совокупность направлений и методов использования средств для достижения поставленной цели. В статье рассмотрены основные аспекты руководства инновациями. Выделены пять основных аспектов руководства инновациями и подробно рассмотрен каждый из них. Выбранная руководством инновационная стратегия не только даёт возможность предприятию быть конкурентоспособным, но и повысить свою производительность труда и производственные показатели, тем самым повысить финансовые результаты.
Внедрение в повседневную деятельность инновационных решений даёт толчок многим предприятиям реально улучшить свои экономические показатели, которые являются основным результатом в деятельности и функционировании любого предприятия или организации.
Внедрения новых способов, стратегий нужны почти всем, как предприятиям, так и руководителям, для того чтобы добиться желаемого результата, охватить рынок новыми идеями и замыслами.
Данная статья будет особенно интересна и актуальна для руководителей инновационных предприятий.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, мотивация персонала, аспекты руководства.
STRATEGY LEADERSHIP INNOVATION Sushkova O.A.
Sushkova Olga Alekseevna - master's degree Student, FACULTY OF TECHNOLOGY MANAGEMENT AND INNOVATION ST. PETERSBURG NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY OF INFORMATION TECHNOLOGIES, MECHANICS AND OPTICS, SAINT-PETERSBURG
Abstract: innovation is an implemented innovation that provides a qualitative increase in the efficiency ofprocesses or products demanded by the market. Currently, one of the many types of management is developing in our country: innovative management. The use of innovative methods is necessary, because the requirements, preferences, skills and needs of many people change over time, so that the interest of people does not fade -innovations help.
It should be noted that innovation cannot be applied without its management. Management is mainly engaged in professional managers in the field of innovation management The strategy should be understood as a set of directions and methods of using funds to achieve this goal. The article deals with the main aspects of innovation management. Five main aspects of innovation management are identified and each of them is considered in detail.
The innovative strategy chosen by the management not only enables the company to be competitive , but also to increase its productivity and production performance, thereby improving financial results .
The introduction of innovative solutions into everyday activities gives impetus to many enterprises to really improve their economic performance, which is the main result in the activities and functioning of any enterprise or organization.
The introduction of new methods, strategies are needed by almost everyone, both enterprises and managers, in order to achieve the desired result, to cover the market with new ideas and plans.
This article will be particularly interesting and relevant for managers of innovative enterprises.
Keywords: innovations, innovative development, personnel motivation, management aspects.
УДК 60
Существует пять важнейших стратегических аспектов руководства инновациями:
1. Разработать и внедрить инновационную стратегию.
2. Распределить ответственность за проведение инновации.
3. Распределить ресурсы и оценить уровни риска.
4. Создать систему показателей для оценки инновации.
5. Вознаграждать за инновацию.
Стратегия 1: разработать и внедрить инновационную стратегию
В стратегии инновации детально расписывается, как вы намерены встраивать инновацию в деятельность фирмы и превратить ее в систематический, постоянный, измеряемый и управляемый процесс. В ней определяется, как вы планируете изыскивать завтрашние возможности и чего ожидаете от каждого сотрудника.
Кроме того, инновационная стратегия предлагает тип культуры инновации, которая будет создана. Здесь можно описать, как инновацию будут измерять и вознаграждать, как будут оцениваться идеи и предложения. Предлагается собственный подход к инновации, причем в письменной форме, чтобы все сотрудники могли ознакомиться, изучить и понять этот документ, а также руководствоваться им в своих действиях и поведении.
Можно поручить подготовку проекта старшим менеджерам либо специально назначенной группе. Если руководитель непосредственно не участвует в создании проекта, то очень важно, чтобы он значился его автором и сначала утверждал план работы группы, а потом — итоговые рекомендации, которые следует доводить до сведения всех сотрудников организации, подчеркивая, что они поступили от руководства.
Руководитель организации не должен сам предложить инновационную стратегию. Однако руководитель должен поощрять процесс ее создания и выступать в качестве его катализатора — следует показать сотрудникам, что лично вы придаете этому большое значение. Роль руководителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для разработки и применения стратегии.
Руководители инновационной деятельностью должны уметь влиять на людей и управлять климатом в организации.
Стратегия 2: распределить ответственность за проведение инновации
Руководство инновацией строится на понимании того, что она слишком важна, чтобы поручить ее только высшему менеджменту. Так же как топ-менеджер и его старшие коллеги не в состоянии в одиночку эффективно вести инновацию, это не по силам и любому отдельно взятому подразделению. Руководство инновацией должно превратить всю организацию в группу охотников за идеями; при этом необходимо, чтобы каждый сотрудник был включен в процесс их поиска и внедрения.
Стратегия 3: распределить ресурсы и оценить уровни риска
У организаций есть три важнейших ресурса: время, деньги и талантливые сотрудники. Независимо от того, насколько прогрессивна система, распределение ресурсов является в основе своей функцией руководства. Вы либо истратите 8 млн долл., чтобы построить модель для тестирования восприимчивости рынка, либо не истратите. Вы либо привлечете ключевых сотрудников, оторвав их от обычных должностных обязанностей, в межфункциональную команду, которая будет работать над новой стратегией инновации, либо не привлечете.
Компании — приверженцы инновации не рискуют, подобно игрокам в кости: они управляют рисками. Они изыскивают благоприятные деловые возможности систематически и организованно, а не «стреляют с бедра» и не действуют по принципу «хозяин — барин». И хотя они тоже несут убытки и у них может снизиться производительность в процессе поиска возможностей роста, их потери не являются катастрофическими.
Такие компании сознают, что их менеджеры, отвечающие за управление рисками, не враги, а, наоборот, играют ключевую роль в понимании реального уровня возможного риска и не допустят неприятных сюрпризов. Риски просчитываются на разных этапах принятия решений по разработке каждой идеи. Если идея предложена для текущего рынка и не является по своей природе радикальной, то ее можно разрабатывать и анализировать поэтапно.
Стратегия 4: создать систему показателей для оценки инновации
Обратившись к своей организации, вы, вероятно, обнаружите, что в ней используются десятки показателей: доходность инвестиций, чистая прибыль, рост, прибыль до вычета налогов, экономическая добавленная стоимость — перечень вполне достаточный. Все они измеряют прошлые результаты, а не будущий потенциал. Следовательно, это запаздывающие индикаторы, в то время как показатели оценки инноваций являются опережающими индикаторами. Другие системы критериев измеряют эффективность, сокращение затрат, рыночную долю существующих продуктов и услуг и т.д.
Разумеется, оцениваются также показатели отдельных лиц и групп, которые включают (или не включают) в себя результаты инновационной деятельности.
Бесспорно, оценка любой деятельности — очень непростая задача, а оценивать инновации трудно в особенности. Некоторые опытные руководители — сторонники инноваций считают, что даже измерения роста и прибыльности бизнеса являются достаточными индикаторами усилий компании, а оценка инновации может привести к неблагоприятным последствиям — к «инновации ради инновации».
Тем не менее для большинства фирм создание новых систем показателей деятельности очень важно. Без них невозможно ориентироваться в том, насколько успешно вы работаете. Руководители компаний, идущих в авангарде инноваций, считают, что способ, с помощью которого вы измеряете прогресс (или его отсутствие) в области инноваций, определяет тип вашей инновации, а также ее уровень. Например, если работа менеджера, команды или отдела оценивается и поощряется по выполнению краткосрочных заданий, то видение перспектив, вероятно, окажется тоже краткосрочным.
Стратегия 5: вознаграждать за инновацию
Любой менеджер или сотрудник, которого призывают разрабатывать инновации, немедленно задает вопрос: зачем?
Почему я должен стараться предложить новую идею?
Почему я должен добровольно принять участие в работе этой специальной группы, если я и так перегружен?
Зачем мне это делать, если неудача неблагоприятно скажется на моей карьере? При разработке вашей инновационной стратегии следует учитывать эти вопросы, что с неизбежностью означает: вы должны обдумать, как будете материально стимулировать и поощрять инновацию.
Что бы вы ни решили предложить в качестве мер материального стимулирования, помните: вознаграждение лиц, которые берут на себя риски, должно перевешивать последствия неудачи. Материальное стимулирование собственно инновации конкретно включено в более широкий контекст мер, стимулирующих другие типы поведения.
«Что посеешь, то и пожнешь», — гласит старая поговорка. Это верно и в отношении инновации. Станете вознаграждать соблюдение требований и соответствие им — добьетесь соблюдения и соответствия. Станете платить за выполнение (четкое выполнение краткосрочных задач) — этого и добьетесь.
Станете материально стимулировать оптимизацию, а не нововведения — ее и получите.
Список литературы /References
1. Чуб В.В. Кадровое обеспечение инновационного проекта на стадии внедрения / Проблемы управления персоналом в рыночной экономике. М., 2010. С. 151-154.
2. Управление инновациями. Становление и развитие малой технологической фирмы / Сборник статей. М.: АНХ, 2011. 248 с.
3. Минко И.С. Факторы ценообразования на инновационную продукцию / Гуманит. науки. Спб., 2000. № 3. С. 20-23.
4. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. М.: ЮНИТИ, 2015. 413 с.
5. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство (Учебное пособие). М.: ИНФРА-М, 2013. 240 с.
6. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2011. 108 с.