Научная статья на тему 'Руководитель и развитие инновационного менеджмента в современной организации'

Руководитель и развитие инновационного менеджмента в современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ / РУКОВОДСТВО / ЛИДЕРСТВО / INNOVATIVE CONCEPTS / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугара Дмитрий Александрович, Синева Надежда Леонидовна, Яшкова Елена Вячеславовна, Мухалова Наталья Дмитриевна, Яушев Гавриил Рауфикович

В данной статье рассмотрены основные принципы инновационного управленческого менеджмента на предприятиях и в компаниях. Выявлены ключевые направления развития управления в рамках инновационного менеджмента. Дано освещение состояния и перспективных направлений развития эффективного управления инновационными процессами. Обозначены ключевые особенности терминов «инновация», «инновационный менеджмент», «инновационный процесс». Раскрыты направления мыследеятельности современных отечественных и зарубежных ученых в отношении реализации стиля руководства на промышленных и иных предприятиях/ организациях/ фирмах различных форм хозяйствования. Проводится параллель между особенностями креативной личности руководителя и качеством управления инновациями в организации. Раскрыта значимость процессов обучения и самообучения для руководителей инновационных менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бугара Дмитрий Александрович, Синева Надежда Леонидовна, Яшкова Елена Вячеславовна, Мухалова Наталья Дмитриевна, Яушев Гавриил Рауфикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADER AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE MANAGEMENT IN MODERN ORGANIZATION

This article discusses the basic principles of innovative management management in enterprises and companies. Identified key areas of management development in the framework of innovation management. The coverage of the state and perspective directions of development of effective management of innovative processes is given. The key features of the terms "innovation", "innovation management", "innovation process" are indicated. The directions of the mental activity of modern domestic and foreign scientists in relation to the implementation of leadership style in industrial and other enterprises / organizations / firms of various forms of management are revealed. A parallel is drawn between the peculiarities of the creative personality of a manager and the quality of innovation management in an organization. The importance of learning and self-learning processes for managers innovative managers.

Текст научной работы на тему «Руководитель и развитие инновационного менеджмента в современной организации»

УДК 330.1

РУКОВОДИТЕЛЬ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Бугара Дмитрий Александрович, студент

(e-mail: bugarada@st.mininuniver.ru) Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент

(e-mail: sineva-nl@rambler.ru) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент

(e-mail: Elenay2@yandex.ru) Мухалова Наталья Дмитриевна, студент (e-mail: muhalova2018@yandex.ru) Яушев Гавриил Рауфикович, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: yagr.diveevo@yandex.ru)

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные принципы инновационного управленческого менеджмента на предприятиях и в компаниях. Выявлены ключевые направления развития управления в рамках инновационного менеджмента. Дано освещение состояния и перспективных направлений развития эффективного управления инновационными процессами. Обозначены ключевые особенности терминов «инновация», «инновационный менеджмент», «инновационный процесс». Раскрыты направления мыследеятельности современных отечественных и зарубежных ученых в отношении реализации стиля руководства на промышленных и иных предприятиях/ организациях/ фирмах различных форм хозяйствования. Проводится параллель между особенностями креативной личности руководителя и качеством управления инновациями в организации. Раскрыта значимость процессов обучения и самообучения для руководителей - инновационных менеджеров.

Ключевые слова: инновационные концепции; руководство, лидерство.

В обстановке ежедневной практики инновационной работы на предприятии или фирме обычно происходит отождествление таких понятий как «новшество», «новация», «нововведение» в единое понятие «инновация», благодаря чему принимаются на вооружение современные методы управления производством или иным бизнесом, что в современном мире является достаточно востребованным и объяснимым явлением [7].

Неизбежно происходящие в процессе любой рабочей деятельности изобретения, открытие новых закономерностей, новых социальных и технологических явлений, видов услуг или методов рабочей и производственной деятельности, только в том случае получают безоговорочное признание, когда применяются к конкретной внедряемой деятельности, или, другими

словами, коммерциализации, и в обновленном качестве выступают как нововведения (инновации).

Таким образом, инновацию следует понимать больше как экономический, социальный феномен, чем техническое понятие, хотя и технический лексикон будет в этом случае, также уместен.

Для руководителя и ответственного за предприятие бизнесмена они (инновации) являются главным средством повышения эффективности работы предприятия или фирмы с целью получения достойной прибыли, которая будет являться базой для освоения новых рынков сбыта.

Руководители крупного, среднего и малого бизнеса особенно предрасположены делать упор на инновационную политику в том случае, если приходится преодолевать различного рода экономические трудности [8].

В самом глубоком понимании инновация подразумевает в своем итоговом исполнении прибыльное применение на предприятии или фирме различных новшеств и усовершенствований посредством внедрения новых технологий, высоко эффективных методов управления производственным коллективом и технологическим процессом, своевременного и научно обоснованного внедрения высокотехнологичных решений и передовых управленческих разработок в области производственно-социальной инженерии, с целью осуществления креативной политики в широкой области производственного, финансового, коммерческого, административного или другого применения.

Высокообразованное и упорное в достижении инновационных целей руководство предприятия или фирмы, компетентный и хорошо обученный рабочий персонал, применение современных и оригинальных методов обучения всех членов трудового коллектива будут являться важнейшими условиями в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.

Способность к освоению инноваций означает сумму компетенций, определяемых способностью и готовностью к созданию и применению передовых организационно-технологических решений, а также ежедневную готовность и желание руководства фирмы или предприятия проводить в жизнь инновационные технологии. [6]

Многие эксперты и ведущие специалисты по данному вопросу считают передовым научно-технический и организационный прогресс, существующий на том или ином предприятии и являющимся основным и необходимым условием привлечения в данный бизнес большого потока инвестиций, выдаваемых, как правило, в ориентации на соответствующий инновационный потенциал предприятия. Это благоприятно соответствует процессу планомерного развития организации, фирмы или предприятия.

Руководитель любой производственной структуры, будь то крупная корпорация или производственное предприятие, организация любого типа и формы хозяйствования, безусловно, играет ключевую роль и является основной идеологической, организующей и движущей силой развития лю-

бого предприятия. А любое позитивное развитие невозможно без инновационной составляющей и это в настоящее время является аксиомой [3].

Динамичное руководство предприятием, а тем более, инновационная деятельность руководителя, как главного субъекта любой компании, является всеобъемлющим процессом в рамках бизнеса любого масштаба, носящего инновационный характер.

На современном этапе в условиях ускоряющихся темпов хозяйственного развития большинства экономических и хозяйствующих субъектов народного хозяйства, на фоне масштабного внедрения новейших технологий в области управления, неизбежно будет происходить серьезное ужесточение требований к профессионализму менеджеров всех уровней (низового, среднего, высшего звена), и, в особенности, к руководителям высшего звена управления.

Как отмечает Беляев Ю.М., «... ключевым и фундаментальным условием роста эффективности производственной деятельности предприятия является стремление самих руководителей предприятий и организаций к росту управленческой эффективности, основанной, в конечном итоге, исключительно на инновациях».

В управленческой практике стран Запада, и, в особенности, управленцев из США в 90-х гг. XX столетия, придерживались консервативных взглядов в классификации управленческого менеджмента высшего звена и делили его на авторитарное руководство и на либеральный стиль управления. [2]

Как достаточно справедливо отмечали корифеи западного управленческого менеджмента, управление предприятием в авторитарном стиле было вполне допустимо там, где ответственные управленческие решения представлялись относительно простыми, как по своей структуре, так и по масштабам своего целеполагания, и прослеживалась необходимось в простом, но жестком контроле над процессом их выполнения.

В другом случае, когда складывающаяся производственно-управленческая обстановка на предприятии была намного сложнее и неоднозначнее, и стратегические, а также оперативные задачи по управлению предприятием неизбежно вели к необходимости научно-обоснованного, системного решения и креативного управленческого подхода, то только тогда, по мнению западных менеджеров-управленцев конца прошлого века, требовался менеджер, ориентирующийся и реализующий либеральную концепцию управления [5].

Однако, такой достаточно «черно-белый» подход к сложнейшим проблемам управления современным, неимоверно сложным и, особенно крупным предприятием, не был однозначно воспринят, т. к. богатейший практический опыт управления доказывал, что в большинстве возникающих на производстве ситуаций, требуются не столько управленцы, исповедавшие крайние положения своих концепций управления, а нечто среднее между управленческим либерализмом и доктринерским консерватизмом.

Если провести анализ управленческих процессов на реальном опыте большого числа предприятий и фирм различных форм собственности, то тогда отчетливо можно обозначить следующие специфические черты эффективного управленца (рис. 1):

1. Менеджер-управленец, безусловно, должен генерировать в производственной среде позитивную энергию созидания, демонстрируя в своей управленческой деятельности наивысшую степень мотивированности, высокие амбиции, креативную форму инициативности и упорную целеустремленность.

2. Лидер производственного предприятия должен обладать постоянным стремлением и желанием руководить.

3. Высшие, да и все остальные, управленческие кадры должны быть уверенными в своих действиях и поступках, но в тоже время чутко прислушиваться к дельным советам своих подчиненных.

4. Менеджеры-управленцы должны обладать высоким потенциалом к обучению и самообучению, и очень быстро воспринимать новые веяния в области искусства управления производством и, как правило, сходу обрабатывать большое количество поступающей отовсюду информации.

Рисунок 1 - Специфические черты эффективного управленца

Однако, личные способности управленцев не достаточны для стабильного руководства предприятием или фирмой, а нужна четко и на научных принципах, разработанная и универсальная система управления, как традиционного и планомерного руководства фирмой, так и управления инновациями стратегического значения [10].

И снова первыми это отметили разработчики новых форм управленческого менеджмента на Западе.

Первопроходцем в этом направлении был широко известный западный политэкономист Чарльз Линдблом, разработавший четкую систему градаций, характеризующих, так называемый, «новый тип руководителя фирмы».

Чарльз Линдблом убедительно доказывал, что подавляющее большинство американских корпораций и фирм придают непомерно большое значение тому, что можно смело назвать устаревшими и играющими в современном деловом мире деструктивную роль, формальностям [2].

Как утверждал Ч. Линдблом, серьезный негативный момент в бизнес привносят формализм, укоренившиеся и давно изжившие себя формальности, которые в свою очередь существенно тормозят дело прогресса и процветания в сфере бизнеса и производства.

Все это вызывает застой, ограниченность и не дает хода независимым суждениям и мнениям, а также препятствует творческому мышлению и оригинальности деловых решений.

С целью устранения данной зависимости, которая дает понижающий эффект в работе компании или фирмы, руководству новой формации необходимо энергично внедрять и поощрять конкуренцию и разнообразие идей, творческих инициатив, всеми способами сокращать неравное положение сотрудников, вызванное имеющимися на предприятии или компании, властными полномочиями [7].

Если тщательно проанализировать деятельность ключевых фигур в современной сфере управления бизнесом и производством, то становится понятно, что в менеджменте доминируют примерно 4 основных типа руководителей, которые имеют различную степень склонности к восприятию инноваций.

Данные типажи можно условно обозначить такими терминами как:

1. «Суверены с монархическими особенностями» осуществления своего властного управления в корпорации. Это люди, получившие власть в корпорации со дня ее образования и являются практически ее создателями. Они не молоды (из возраст ~50- 70 лет) и не очень-то благоволят к любого рода инновациям у себя в корпорации; они стараются придерживаться проверенных моделей управления. Данное утверждение принадлежит Эдвину Лонду из «Поларойд» или Арманду Хаммеру из «Окидентал Петролеум».

2. «Командиры бизнеса и производства» высокого ранга, которые приняли властные полномочия у себя в корпорации в результате соответствующих выборов в Совете директоров. Такие управленцы, можно сказать, довольно терпимо относятся к инновационным решениям и, в принципе, способны запустить у себя на фирме ту или иную инновационную стратегию.

3. «Посланцы нового времени» - это такие управленческие кадры, которые, как правило, относительно молодого возраста (~30-40 лет), которые считают, что успешное развитие их корпораций и предприятий возможно только и исключительно благодаря широкому внедрению инновационных технологий во всех сферах производства и бизнеса. Это Ридженальд Джонс из GE или Томас Вотсон из IBM.

4. «Выдвиженцы» - это управленцы, которые ранее занимали командные должности среднего и низшего уровня и продвинувшиеся в высший эшелон управления корпорациями. Они прекрасно знают потенциал и особенности своей корпорации и предприятия. Прекрасно умеют применять на практике инновационные технологии. Это такие руководители, как Роял Литтл из «Текстрон» и Сортон Бредшоу из «АРКО». [2]

Следовательно, исходя из выше сказанного, можно предположить, что подавляющее большинство корпораций и предприятий в деловом мире приходят к своему заслуженному успеху после смены консервативного типа руководства корпорацией, т.е. суверенов с монархическими особенностями. Однако, тем не менее, бывают и такие случаи, когда некоторые продвинутые компании достигают значительных успехов частично уже в период правления монархического типа руководителей.

Все это доказывает одну простую истину, что однозначный и безусловный курс на инновации и имеющаяся безоговорочная готовность высшего эшелона власти компании к реализации инновационных процессов являются стартовой и бескомпромиссной позицией, приводящей инновационный менеджмент организации к успеху. Такое инновационное поведение высших управленцев, вставших на путь инноваций, приводит компанию к успеху.

Тому примером может служить небывалый карьерный взлет таких руководителей ведущих мировых корпораций, как Ли Якокка из компании «Крайслер», Рей Крок —«МакДональдс», Джек Велч «Дженерал Электрик».

Таким образом, осуществлять руководство фирмой или компанией в современных социально-экономических условиях это:

- идти на очень серьезный риск;

- брать на себя огромную ответственность.

Отсюда логично следует следующий очень важный шаг на пути установления на фирме или компании достаточно стабильной и долгосрочной инновационной политики - это необходимость для привлечения управленцев новой формации, создания достаточно комфортных условий их работы, в частности, достойное их нового статуса материальное обеспечение и иное соответствующее мотивационное стимулирование [9].

В контексте вышесказанного не вызывает удивления тот факт, что если взглянуть на доходы японских, европейских и американских управленцев, то видно, что руководящий высший слой менеджеров в США получает намного больше своих коллег из Японии и Европы.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что для креативного руководителя-новатора в процессе осуществления всего сложнейшего комплекса управленческих и разномасштабных инновационных операций, очень важно иметь богатый опыт в области управления и маркетинга, обладать глубоким знанием профильного рынка для своих товаров и услуг, а также желанием идти на продуманный и четко рассчитанный риск, умея при этом

грамотно и быстро анализировать увеличивающийся объём поступающей информации.

Список литературы

1. Боглаева Н.В., Болтенкова Д.С. Влияние стиля руководства на управление инновационными конфликтами в организации В сборнике: Современная наука: идеи, которые изменят мир Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 165-169.

2. Борисенко И.Л., Борисенко Д.И., Макаров Н.Н. Подход к управлению предприятием на основе предпринимательского стиля руководства Организатор производства. 2017. Т. 25. № 1. С. 25-35.

3. Каминская С.Г. Принципы профессионального руководства инновациями Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 26-1. С. 160-164.

4. Кузнецов Д. А. Влияние лидерства на внедрение инноваций в организации В сборнике: Конкурентоспособность территорий Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. В 8-ми частях. Ответственные за выпуск Я.П. Силин, Е.Б. Дворядкина. 2017. С. 122-125.

5. Любушина Е.А., Романова Е.В. Инновационный потенциал предпринимателя: сочетание креативности и целеустремленности Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59). С. 925-928.

6. Неверова И. В. Актуализация приоритетного развития инновационных и креативных компонентов профессионализма руководителя организации Человеческий капитал.

2017. № 8 (104). С. 75-82.

7. Плукчи Д.В. Формы и способы организации и стимулирования инновационной деятельности на предприятии Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2018. № 3 (53). С. 99-106.

8. Филичкин А.С., Денисова Е.В. Руководство и инновации Студенческий.

2018. № 11-3 (31). С. 58-60.

9. Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Голубкова М.А., Завиялова Ю.М. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера//Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал 2017 - №6(30) - (Ноябрь/Декабрь)

10. Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Рубанов А.А. Шипунова Л.Л. Сравнительный анализ результатов маркетингового исследования ментальных карт руководителей сфер услуг, производства и образования Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 297300.

11. Shkunova, A. A., Yashkova, E.V.,Sineva, N.L.,Egorova, A.O.,Kuznetsova, S.N. General trends in the development of the organizational culture of Russian companies //Journal of Applied Economic SciencesVolume 12, Issue 8, Winter 2018, Pages 24722480

Bugara Dmitry Aleksadrovich, student

Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent

Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent

Mukhalova Natalya Dmitrievna, student

Yaushev Gabriel Raufikovich, student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

LEADER AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE MANAGEMENT IN MODERN ORGANIZATION

Abstract: This article discusses the basic principles of innovative management management in enterprises and companies. Identified key areas of management development in the framework of innovation management. The coverage of the state and perspective directions of de-

velopment of effective management of innovative processes is given. The key features of the terms "innovation", "innovation management", "innovationprocess" are indicated. The directions of the mental activity of modern domestic and foreign scientists in relation to the implementation of leadership style in industrial and other enterprises / organizations /firms of various forms of management are revealed. A parallel is drawn between the peculiarities of the creative personality of a manager and the quality of innovation management in an organization. The importance of learning and self-learning processes for managers - innovative managers.

Key words: innovative concepts; leadership

УДК 339.13

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ПОКУПКЕ ШОКОЛАДА Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: bulgsv@mail.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент

(e-mail: masha.proh@mail.ru) Лабазова Анастасия Васильевна, студент

(e-mail: n.labazova99@gmail.com) Белоусова Ксения Владимировна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: ksbel99@yandex.ru)

В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного в феврале 2019 года. Целью анкетирования являлось выявление потребительских предпочтений при покупке шоколада у жителей Нижнего Новгорода. Выборка составила 59 человек. Анализировалось предпочтение марок, лояльность, частота и ценовой диапазон покупки шоколада, его ассортимент (предпочитаемые начинки, вес плиток), варианты упаковок и стимулирование сбыта продукции.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, шоколад, потребители, анкетирование.

Введение

Шоколад является одним из любимых кондитерских изделий, изготавливаемый на основе масла какао [3]. На рынке кондитерских изделий наблюдается высокая степень конкуренции между производителями, которые выпускают широкий ассортимент плиточного шоколада [1].

Методика исследования.

В феврале 2019 года было проведено анкетирование 59 респондентов, жителей Нижнего Новгорода. Опрос проводится с целью выявления характеристик, качеств и свойств шоколада, которые влияют на покупку товара. Выборка вероятностная [2], возраст респондентов от 14 до 45 лет.

Результаты и обсуждение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.