Научная статья на тему 'Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации'

Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CREATIVE MANAGEMENT / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CREATIVE ACTIVITY INNOVATION MANAGEMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISION / МЕНЕДЖМЕНТ ТВОРЧЕСТВА ПЕРСОНАЛА / MANAGEMENT OF CREATIVE PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синева Надежда Леонидовна, Томайлы Дарья Алексеевна

В статье раскрыта сущность понятия «креативный менеджмент», как подсистемы инновационного менеджмента организации, рассмотрен креативный менеджмент как компонента системы управления предприятием, идентифицированы и обоснованы принципы формирования системы креативного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синева Надежда Леонидовна, Томайлы Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE - CREATIVE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

The article reveals the essence of the concept of "creative management", as a subsystem of management innovation company, considered creative management as a component of an enterprise management system are identified and justified by the principles of formation of creative management.

Текст научной работы на тему «Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации»

УДК 331

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННО-КРЕАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Н.Л.Синева, Д.А. Томайлы

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

В статье раскрыта сущность понятия «креативный менеджмент», как подсистемы инновационного менеджмента организации, рассмотрен креативный менеджмент как компонента системы управления предприятием, идентифицированы и обоснованы принципы формирования системы креативного менеджмента.

Ключевые слова: креативный менеджмент, креативная деятельность инновационный менеджмент, стратегия, управленческое решение, менеджмент творчества персонала.

В управленческой литературе последних лет отмечается тенденция выделения ключевой характеристики потенциала развития предприятий - интеллектуальный ресурс субъектов управления (творчество персонала организаций). Необходимо учитывать, что субъекты управления находятся на различном уровне профессиональной подготовки и опыта, коллективных и индивидуальных целей, основанных на предпочтениях, потребностях и амбициях персонала организации. В данном случае использование интеллектуальных ресурсов для ее развития является серьезной проблемой, заключающейся в том, что до сих пор отсутствуют научно- обоснованные теоретические основы и методические и прикладные рекомендации по развитию систем управления интеллектуальными ресурсами предприятий (новое направление -экономика знаний), а в частности, систем креативного менеджмента. Данные обстоятельства не позволяют руководителям предприятий рационально использовать творческие («сгеайуе» - Дж.Гилфрд) возможности субъектов управления для решения проблем производственного, экономического и хозяйственного характера, завоевывать конкурентные преимущества на рынке, применять инновационные идеи, оптимизирующие процессы управления потоками ресурсов на предприятии.

В научной литературе значительное внимание уделено исследованию психоло-

го-управленческих аспектов креативности, проблемам стимулирования творческого развития, обоснованию необходимости активизации креативности в организациях, методам формирования рабочих креативных групп, исследованию связей креативности работников предприятий с их задатками и уровнем профессиональной подготовки и тому подобное (Альтшуллер Г.С., Валдайцев С., Гилфорд Дж., Соловьев В., Торренс П. и др.)

Несмотря на определенные научные наработки и достижения в теории и практике креативного менеджмента, есть часть вопросов, которые остаются постоянным объектом дискуссий. К ним следует отнести: сущность понятия «система инновационного менеджмента», «креативный менеджмент», «развитие системы креативного менеджмента»; виды систем креативного менеджмента и факторов, которые влияют на системы креативного менеджмента, креативного развития, креативных управленческих решений, стратегий в системе креативного менеджмента; методы оценки системы креативного менеджмента предприятия, формирование креативных управленческих решений, построения стратегий развития системы креативного менеджмента и тому подобное [4].

Необходимость дальнейшего совершенствования теоретических и методико-прикладных основ развития систем креа-

тивного менеджмента обусловила актуальность темы данной статьи.

С целью повышения результативности разработки и реализации креативных решений на предприятиях малого бизнеса целесообразно формировать системы креативного и инновационного менеджмента. Под системой инновационного менеджмента целесообразно понимать управляющую и управляемую подсистемы управления, взаимодействующие в направлении аккумулирования идей по достижению положительных экономических, технологических, социальных и других эффектов на основе доведения выдвинутых идей до уровня инновационного продукта или технологии и их запуска в производственный процесс.

В свою очередь, креативный менеджмент целесообразно трактовать как подсистему инновационного менеджмента, которая предусматривает обеспечение способности субъектов управления выдвигать и развивать новые идеи, приобретает форму научной или технологической информации. Результатом креативной деятельности является получение субъектами системы креативного менеджмента научной или технологической информации, а результатом инновационной деятельности - разработка нового или улучшения существующего продукта или технологии. Кроме того, в системе креативного менеджмента субъектами управляемой подсистемы управления является только работники, выдвигают и анализируют новые идеи, а в системе инновационного менеджмента к этой группе относятся все работники, привлеченные к разработке и реализации идей.

На предприятиях система креативного менеджмента должна рассматриваться как отдельный объект его развития. Под развитием системы креативного менеджмента целесообразно понимать процесс систематизации существующей и создание новой научной и технологической информации, которая позволяет решать производственно-хозяйственные проблемы, снижать их остроту или указывать способ ликвидации последствий выявленных проблем.

К условиям развития системы креативного менеджмента на предприятиях малого бизнеса относятся: отсутствие административного давления на работников, привлеченных к выдвижению и развития креативных идей; обеспечение безопасности работников, привлеченных к выдвижению и развития креативных идей, а также членов их семей; возможность самостоятельного выбора формы сбора, обработки и представления информации при выработке креативных решений; отсутствие угроз увольнения или понижения должности работников, привлеченных к выдвижению и развития креативных идей, в случае неприемлемости выдвинутых и разработанных идей; наличие доступа к конфиденциальной информации и информации с ограниченным доступом; получения полномочий выступать в роли руководителя рабочей группы, которая работает над усовершенствованием и анализом одобренного руководителями предприятия креативного решения.

Системы креативного менеджмента целесообразно разделять на:

- постоянные (наличие в организационной структуре управления предприятием постоянно действующего отдельного структурного подразделения, специализирующегося на научно-исследовательской работе; альтернативой может быть наличие постоянно действующего распределения полномочий между работниками различных подразделений организации по выполнению научно-исследовательских работ, что, впрочем, встречается гораздо чаще);

- временные (возникают в случае организованной руководителями предприятия, целенаправленной активизации творческих поисков вследствие возникновения острой производственно-хозяйственной проблемы (менеджмент творчества персонала); особенностью этих систем является то, что их возникновение сопровождается созданием временно-действующих рабочих групп;

- комбинированные (они представляют собой сочетание постоянных и временных систем, то есть в условиях постоянно действующего научно- исследовательского

подразделения на предприятии в случае необходимости может создаваться также временно действующая рабочая группа, они совместно разрабатывают креативные идеи, проводят их первичный анализ, группируют перспективные варианты решения производственно- хозяйственных проблем и доводят их до руководителей предприятий) [3].

В результате проведенного исследования выявлено, что креативный менеджмент приобретает наиболее прикладное значение при условии его раскрытия с позиции системного и функционального подходов (инновационный менеджмент организации имеет в основе своей функциональную составляющую). Системный под-

ход предполагает рассмотрение системы управления с двух позиций:

-как взаимодействие управляющей и управляемой подсистем управления.

- как совокупность взаимосвязанных подсистем управления, являющихся конкретными функциями менеджмента.

Составными элементами системы креативного менеджмента являются подсистемы креативного менеджмента, субъекты и объекты, методы и технологии креативного менеджмента, креативные идеи и креативные решения, информация и коммуникации. На рис. 1 приведена графическая модель системы креативного менеджмента.

Рис. 1. Система креативного менеджмента (КМ) предприятия

Ключевыми аспектами, которые позволяют идентифицировать креативный менеджмент как отдельную подсистему управления в системе инновационного менеджмента, является его цели и объекты управления. К целям инновационного менеджмента относятся: снижение себестоимости готовой продукции; снижение цен на готовую продукцию; повышение качества готовой продукции; создание новых видов продукции; разработка новых или усовершенствование существующих технологий производства продукции; разработка новых или усовершенствование существующих технологий управления. В свою очередь, целями креативного менеджмента является обеспечение способности субъектов управления выдвигать и развивать новые идеи, приобретают форму

научной или технологической информации; аккумулирования новых идей в форме научной или технологической информации, а также доведение выдвинутых идей до уровня образца инновационного продукта или технологии, на которые можно получить права интеллектуальной собственности [3].

Объекты управления в системах инновационного и креативного менеджмента, целесообразно рассматривать как этапы инновационного процесса. Поскольку креативный менеджмент является подсистемой инновационного менеджмента, то все этапы инновационного процесса являются объектами инновационного менеджмента. Этапы инновацинного процесса, предусматривающие выдвижение идей по созданию или совершенствованию инно-

вационной продукции и технологий, целесообразно объединять в группу объектов креативного менеджмента. К ним относятся НИОКР, совершенствование опытного образца инновационного продукта или технологии, а также совершенствование инновационного продукта или технологии мелкосерийного и серийного производства.

Место креативного менеджмента в системе управления предприятием в значительной степени определяется функциями, имеющими информационную основу [1]:

- информационно- аналитическая (предусматривает создание и трактовки информации),

- побудительная (формирование различных форм представления (доказательства) информации к субъектам креативного менеджмента на основе учета их мотивов),

- воспроизведенной-развивающая (сохранение и превращение имеющейся информации в высшие, более сложные и совершенные формы).

Развитие управленческих систем, в частности системы креативного менеджмента, требует соблюдения руководителями предприятий определенных принципов [2]:

• причинно-следственной связи между целью формирования креативных решений, их разработкой, оценкой и регулированием;

• возможности участия любого работника предприятия, независимо от занимаемой должности, в деятельности рабочих групп по выдвижению креативных идей и разработки креативных решений;

• комбинированного применения различных методов аккумулирования креативных идей и выработки креативных решений;

• системности в создании условий для заинтересованности работников организации в творческом развитии;

• минимизации затрат времени на разработку и анализ креативных идей и решений;

• обеспечение положительного влияния креативных идей и решений на показатели экономической эффективности, экологич-ности и безопасности жизнедеятельности;

• обеспечение конфиденциальности информации о сущности креативных идей и решений.

Использование руководителями предприятия данных принципов является залогом построения системы креативного менеджмента предприятия, с позиции функционально-процессного подхода ]уГ будет интегрированной в систему управления, в частности в иерархию целей, корпоративную информационную систему, производственные технологические процессы, а также в бизнес-процессы, реализуемые с участием поставщиков, потребителей и других деловых партнеров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Синева Н.Л. Креативный менеджмент: учебное пособие. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. - 192 с.

2. Синева Н.Л. Принципы креативного менеджмента // Инновационные технологии управления. -Сборник трудов Всероссийской заочной научно -практической конференции (12 ноября 2014 г.): Нижний Новгород. - 2014. - С. 33-35.

3. Синева Н.Л., Яшкова Е.В, Перова Т.В. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творчества персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 5(24)[Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbomik 5(24)/pdf, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

4. Современный менеджер: формирование, становление, развитие: монография // Крупица В.В, Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Сибирякова Л.В., Хозерова Т.П. - Н.Новгород: ВГИПУ, 2011. - 332 с.

Рукопись поступила в редакцию 27.05.2015.

THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE - CREATIVE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION

N. Sineva, D.Tomaily

The article reveals the essence of the concept of " creative management", as a subsystem of management innovation company, considered creative management as a component of an enterprise management system are identified and justified by the principles of formation of creative management.

Key words: creative management, creative activity innovation management, strategy, management decision, management of creative personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.