Научная статья на тему 'Стратегии профессионального чтения преподавателей вуза'

Стратегии профессионального чтения преподавателей вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ / ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / КЛАССИЧЕСКИЙ ВУЗ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / PROFESSIONAL READING STRATEGIES / PURPOSE OF PROFESSIONAL READING / UNIVERSITY TEACHERS / CLASSICAL HIGH SCHOOL / TECHNICAL HIGH SCHOOL / ART HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова Ольга Михайловна

В статье представлены результаты социологического исследования, на основе которых были выявлены единые стратегии профессионального чтения преподавателей классического, технического и творческого вузов: стратегии чтения, направленные на совершенствование научно-исследовательской, инновационной и методической (педагогической) компетенций, и стратегии чтения, способствующие самообразованию. Автор описывает стратегии профессионального чтения преподавателей вузов по нескольким ключевым параметрам: цель, средства и интенсивность чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL READING STRATEGIES OF UNIVERSITY TEACHERS

The article presents the results of sociological research which form the basis for revealing professional reading strategies for classical, technical and art university teachers: reading strategies aimed at research, innovative and methodical (pedagogical) competence improvement and reading strategies promoting self-education. The author describes professional reading strategies of university teachers on several key parameters: the purpose, means and intensity of reading.

Текст научной работы на тему «Стратегии профессионального чтения преподавателей вуза»

УДК 316.74:378.12+Q2

СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА

© Ольга Михайловна Полякова

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры библиотековедения и документоведения, e-mail: [email protected]

В статье представлены результаты социологического исследования, на основе которых были выявлены единые стратегии профессионального чтения преподавателей классического, технического и творческого вузов: стратегии чтения, направленные на совершенствование научно-исследовательской, инновационной и методической (педагогической) компетенций, и стратегии чтения, способствующие самообразованию. Автор описывает стратегии профессионального чтения преподавателей вузов по нескольким ключевым параметрам: цель, средства и интенсивность чтения.

Ключевые слова: стратегии профессионального чтения; цели профессионального чтения; преподаватели вузов; классический вуз; технический вуз; творческий вуз.

Происходящие в современном обществе процессы глобализации и информатизации, распространения новых информационных технологий, средств связи, формирование рыночной экономики, социально-политические изменения, коммерциализация сферы культуры приводят к трансформации системы духовно-ценностных ориентаций практически всех слоев общества, а следовательно, и изменению структуры их информационных и культурных потребностей. Прогресс теперь во многом зависит от скорости и качества каналов обмена информацией, качества самой информации и степени ее освоенности всем обществом. Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность, но в контексте происходящих в современном обществе социокультурных изменений и развития информационно-компьютерных технологий трансформируются его характер, содержание и функции [1].

Важными посредниками в системе ин-формационно-знаниевого потока выступают преподаватели вуза, воспитывающие новые поколения профессионалов в различных сферах деятельности. От интенсивности профессионального чтения преподавателей вуза, их активной позиции в продвижении чтения и наиболее актуальной информации о последних научных достижениях в различных профессиональных областях в значительной степени будет зависеть качество и результативность получаемого студентами образования. Поэтому в современном образовании необходимо формирование установок у молодых преподавателей высшей школы на чтение как способ самообразования и

самосовершенствования, развития системы личностного и профессионального знания, повышения творческого потенциала личности, совершенствования профессиональных компетенций [2].

Между тем на сегодня можно констатировать факт недостаточной изученности проблемы профессионального чтения преподавателей вузов, различия в чтении преподавателей в зависимости от типа вуза. Наша задача состояла в том, чтобы определить стратегии профессионального чтения преподавателей высшей школы, проследив, насколько это возможно, зависимость стратегий чтения от типа вуза. Для этого было проведено анкетирование преподавателей трех вузов города Тамбова: классического - Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина (далее ТГУ), технического - Тамбовского государственного технического университета (далее ТГТУ) и творческого -Тамбовского государственного музыкальнопедагогического института им. С.В. Рахманинова (далее ТГМПИ).

Всего было опрошено 303 респондента: 175 преподавателей ТГУ, 92 преподавателя ТГТУ и 36 преподавателей ТГМПИ. Соотношение представителей соответствует структуре генеральной совокупности, что позволяет выявленные в результате исследования стратегии профессионального чтения определить как стратегии чтения профессорско-преподавательского состава вузов: классического, технического и творческого.

Распределение респондентов по полу отображает характеристики генеральных совокупностей. В классическом и творческом

б3

вузах подавляющее большинство преподавателей - женщины (64,4 и 77,8 % соответственно), мужчин - 35,6 и 22,2 %. Такая диспропорция связана, с одной стороны, со сложившейся в России демографической ситуацией, при которой женщины превалируют в половозрастной структуре населения, а с другой - с тем, что в современной российской системе высшего образования в целом также преобладают женщины. Среди опрошенных преподавателей технического вуза большая часть мужчин - 52,2 %. Это подтверждает тот факт, что в системе технического образования среди преподавателей точных и инженерных наук преобладают мужчины.

Возрастной состав респондентов - преподавателей трех вузов незначительно различается между собой. Мы наблюдаем перевес преподавателей молодых возрастных групп в классическом и техническом вузах (в классическом вузе 65 % преподавателей в возрасте 20-40 лет, в творческом - 61 %), возможно, это обусловлено постепенным обновлением преподавательского состава данных учебных заведений. Диспропорция между молодыми и старшими возрастными группами преподавателей технического вуза не велика: 20-30 лет - 19 %, 30-40 лет - 34 %, 40-50 лет - 19 %, 50 и более лет - 28 %.

Конкретизировать личность преподавателей позволяет их ученая степень. Распределение респондентов по наличию ученой степени в классическом вузе таково: 69 % -кандидатов наук, 20 % - преподавателей без ученой степени и 11 % - докторов наук; в техническом вузе: 56 % - кандидатов наук, 33 % - преподавателей, не имеющих ученой степени и 11 % - докторов наук. Среди анкетируемых в творческом вузе 61 % преподавателей кандидатов наук и 39 % преподавателей без ученой степени. В целом мы наблюдаем достаточно высокий научный ценз профессорско-преподавательского состава трех вузов.

В ходе проведенного социологического исследования был получен большой объем материала, касающийся различных аспектов профессионального чтения преподавателей высшей школы. Комплексный анализ полученных эмпирических данных позволяет описать стратегии профессионального чтения преподавателей вузов по нескольким

ключевым параметрам: цель, средства и интенсивность чтения.

Остановимся подробнее на сущностных характеристиках каждого из выделенных параметров.

Проанализировав ответы преподавателей классического вуза, мы выявили основные цели их профессионального чтения: это, в первую очередь, совершенствование профессиональных компетенций и постоянное обновление знаниевого потенциала, включающее в совокупности чтение для совершенствования педагогической и развития научноисследовательской деятельности (59,4 %); развитие или совершенствование компетенций в научно-исследовательской и инновационной деятельности, создание и реализация инновационных проектов (18 %); расширение личного кругозора (9,1 %); совершенствование методических компетенций - ознакомление с методическими материалами по организации учебного процесса, овладение новыми методами преподавания (5 %).

Преподаватели технического вуза, так же как и преподаватели классического вуза, в первую очередь читают для повышения своего профессионального уровня (61 %), затем для совершенствования научно-исследовательской деятельности (13 %), для совершенствования педагогической деятельности (8 %) и для расширения личного кругозора (6,5 %).

Цели профессионального чтения преподавателей творческого вуза следующие: повышение профессиональной квалификации (50 %), совершенствование педагогических компетенций (17 %), совершенствование компетенций в научно-исследовательской, инновационной деятельности и расширение личного кругозора (по 11,1 %).

Профессионализм преподавателя высшей школы, по мнению М. Ларионовой, проявляется в том, насколько гармонично в его профессии связаны научно-исследовательская и «рожденная» им педагогическая (методическая) деятельность [3]. Достижение гармонии между двумя этими видами деятельности преподавателя высшей школы, как нам стало ясно по ответам преподавателей трех вузов, невозможно без систематического пополнения знаниевого потенциала через профессиональное чтение. Это происходит потому, что, во-первых, преподаватель вуза -

это специалист-теоретик в своей области знания, занимающийся научной деятельностью, ему необходима информация о развитии теории, во-вторых, ему просто необходимо быть в курсе современных практических достижений, в-третьих, одновременно он занят и педагогической деятельностью, о методике которой он тоже должен получать информацию, и, наконец, преподаватели, как правило, это личности разносторонние, образованные и продолжающие самообразовательный процесс.

Стоит также отметить, что обращение к профессиональному чтению в преподавательской среде классического и технического вузов становится необходимым в связи с проведением конкретных научных исследований, научным творчеством (второй по популярности ответ), а для преподавателей творческого вуза значимость чтения связана с преподаванием, повышением педагогического мастерства, а затем уже с проведением научных исследований. Действительно, важным компонентом системы подготовки специалистов в техническом вузе являются научные основы развития инженерной проектной деятельности студентов, научные разработки, открытия. Творческие вузы дают возможность наиболее полно реализовать свои способности, талант, добиться успехов в занятии музыкой, изобразительным, хореографическим или сценическим искусством. В классическом вузе, выпускающем студентов и творческих, и экономических, и юридических специальностей и т. д., руководство научно-исследовательской работой студентов является важной составляющей, которая напрямую соотносится с учебным процессом.

В ходе дальнейшего анализа были выявлены средства, используемые преподавателями для достижения целей чтения - виды читаемой литературы, хронологический диапазон читаемых изданий, источники чтения, способы получения информации.

Итак, подавляющая часть преподавателей классического вуза для достижения вышеуказанных целей профессионального чтения, в первую очередь, обращается к научной литературе (77 %). Также преподаватели выделяют время на чтение классической (31 %) и современной художественной литературы (20,7 %). Кроме этого, преподаватели отметили, что «иногда могут почитать»

развлекательные издания, глянцевые журналы (4,6 %). Хотя эти виды чтения нельзя напрямую отнести к профессиональному.

При этом основная доля преподавателей для совершенствования профессионализма и при научно-исследовательской деятельности читает преимущественно научную литературу, изданную в последние 5 лет, реже - изданную в последние 10 и 15 лет. Совершенствуя методы педагогической деятельности и для расширения личного кругозора, преподаватели классического вуза расширяют хронологический диапазон изданий и обращаются к материалам, вышедшим не только за последние пять, но и пятнадцать лет.

Большинство опрошенных преподавателей технического вуза также читают научную литературу (75 %). В отличие от преподавателей классического вуза преподаватели технического вуза читают чаще современную художественную литературу (30,4 %), чем классическую (21,7 %), и развлекательные журналы (6,5 %).

Более половины преподавателей технического вуза читают научную литературу, изданную в последние 5 лет (53 %). При реализации научно-исследовательских работ преподаватели технического вуза чаще обращаются к литературе, изданной в последние 10 лет - 41,7 %, с целью совершенствования педагогического мастерства наибольший интерес для них представляет литература, изданная в последние 5 и 15 лет, а для расширения личного кругозора - изданная в последние 10 и 15 лет.

В преподавательской среде творческого вуза наиболее популярной, как и в преподавательской среде двух других вузов, является научная литература - 77,8 %. Относительно чтения художественной литературы респонденты разделились поровну: 22,2 % читает классическую и столько же современную литературу. 5,6 % преподавателей иногда обращаются к развлекательным изданиям.

Хронологический диапазон изданий, которые используют преподаватели творческого вуза для совершенствования профессиональных компетенций, несколько шире -преподаватели в первую очередь используют издания, вышедшие в последние 15 лет -44,4 %; при проведении научных исследований и с целью расширения личного кругозора обращаются к литературе, изданной в по-

следние 5 и 15 лет; для совершенствования педагогических компетенций в равной мере обращаются к литературе, изданной в последние 5, 10 и 15 лет.

В среднем респонденты выбирали по два варианта ответа, следовательно, можно сделать вывод, что в преподавательской среде трех вузов для достижения своих профессиональных целей чтения наиболее востребованной является научная литература, а чтение художественной и развлекательной литературы является способом релаксации. Хотя для определенной части опрошенных преподавателей чтение художественной литературы тоже может выступать средством повышения профессионального уровня - это преподаватели филологических факультетов.

Сравнительный анализ выбора преподавателями хронологического диапазона изданий в зависимости от типа вуза существенных различий не показал. Чаще всего преподаватели используют литературу, изданную в последние 5 лет. Действительно, в научном плане наибольшую ценность имеет литература последних лет издания, которая несет в себе новые знания и наиболее полно отражает обстановку в науке на сегодняшний момент.

Большой блок вопросов анкеты был направлен на выявление основных источников информации, используемых преподавателями высшей школы для достижения целей профессионального чтения. Ранжирование респондентами источников информации, к которым они обращаются, показало, что наиболее ценными в настоящее время для преподавателей все еще остаются традиционные печатные издания: в первую очередь периодические издания (научные журналы, газеты), затем - сборники научных трудов, материалов конференций, монографии. Но тем не менее приоритеты выбора постепенно смещаются в пользу электронных, сетевых ресурсов как источника текущей, оперативной информации, доступной 24 часа в сутки (табл. 1). Важно отметить, что респондентам предоставлялась возможность выбора нескольких вариантов ответа, поэтому можно говорить о совокупном использовании преподавателями печатных и сетевых источников. При этом преподаватели уточняли, что для чтения, как процесса приема, восприятия информации, они предпочитают использовать печатные издания, а для работы с текстом источника, его переработки - электронные.

Таблица 1

Приоритеты преподавателей вузов в выборе источников информации, в %

Источники Преподаватели Преподаватели Преподаватели

информации классического вуза технического вуза творческого вуза

Совершенствование профессиональных компетенций

Периодика 39,4 48,2 33,3

Интернет-ресурсы 25 19,6 22,2

Сборники научных трудов 16,3 17,9 11,1

Монографии 16,3 10,7 22,2

Совершенствование компетенций в научно-исследовательской деятельности

Периодика 22,6 25 50

Интернет-ресурсы 25,8 33,3 -

Сборники научных трудов 16,1 25 -

Монографии 35,5 8,3 50

Совершенствование методических (педагогических) компетенций

Периодика 37,5 71,4 -

Интернет-ресурсы 12,5 14,3 -

Сборники научных трудов 25 - 33,3

Монографии 25 14,3 66,7

Расширение личного кругозора

Периодика 31,3 50 100

Интернет-ресурсы 18,8 16,7 -

Сборники научных трудов 6,3 - -

Монографии 43,8 33,3 -

Ожидаемым стал тот факт, что преподаватели технического вуза как источник необходимой информации при проведении научно-исследовательских работ выделили отчеты о НИР, описания изобретений, а преподаватели творческого вуза - нотные издания для ведения преподавательской работы.

В информационном обеспечении специалистов, в т. ч. преподавателей высшей школы, большое значение имеет вторичная информация. Без использования библиографических источников невозможно просто ориентироваться в растущем потоке изданий, книг, документов. По результатам анализа анкет выяснилось, что преподаватели вузов достаточно хорошо осведомлены о различных видах источников вторичной информации и активно их используют в своей деятельности.

Так, в преподавательской среде классического вуза популярными являются следующие источники вторичной информации: на первом месте обзорно-аналитическая информация (55,1 %), затем реферативные журналы (46,2 %), библиографические указатели (41,1 %), экспресс-информация (21,3 %), сигнальная информация (8,1 %) и зарубежные библиографические издания (5,5 %).

Преподаватели технического вуза обращаются в первую очередь к реферативным журналам (56,3 %), обзорно-аналитической информации (40 %), библиографическим указателям (30 %).

Преподаватели творческого вуза отмечают обзорно-аналитическую информацию (первое место) - 70,6 %, библиографические указатели (второе место) - 59 % и реферативные журналы (третье место) - 29,4 %. При проведении исследовательских работ преподаватели творческого вуза обращаются еще и к прайс-листам - 6 % (респонденты указали свой вариант ответа).

Как мы видим, существует некое различие в использовании источников вторичной информации преподавателями в зависимости от принадлежности к определенному вузу. Преподаватели классического и творческого вузов используют в первую очередь обзорноаналитическую информацию. Вторым по популярности источником для преподавателей классического вуза стали реферативные журналы, а для преподавателей творческого вуза - библиографические указатели. В ин-

формационном обеспечении преподавателей технических и инженерных наук (преподаватели ТГТУ) значительное место занимают реферативные журналы как источник вторичной информации.

Кроме определения значимости для преподавателей высшей школы отдельных источников информации, ставилась также задача выявить, какие способы получения профессиональной информации они используют.

Приоритеты преподавателей классического вуза в выборе способов получения информации для совершенствования профессиональной квалификации таковы. В большинстве случаев преподаватели обращаются к компьютерным сетям и электронной почте - 53 %, 40 % получают информацию из библиотеки вуза, 36 % - через контакты с коллегами, 24,1 % - из других библиотек города, 12 % - через подписку на профессиональную периодику, 2 % преподавателей указали, что их информируют аспиранты. Эффективным способом получения информации для научных открытий, разработок, исследований и с целью совершенствования методики преподавания остается общение с коллегами, в частности - различные конференции, тренинги, семинары, симпозиумы. Информацию для расширения кругозора преподаватели классического вуза получают (в порядке убывания) в вузовской библиотеке, через контакты с коллегами, через компьютерные сети, из других библиотек, через общение с аспирантами и небольшой процент (1,2%) выписывает для этого профессиональную периодику.

Преподаватели технического вуза для получения информации обращаются в первую очередь в вузовскую библиотеку -

59.6 %, компьютерные сети и электронную почту в качестве способа получения информации выбирают 46,1 % преподавателей, контакты с коллегами - 29,2 %, другие библиотеки посещают 13,5 % преподавателей и

5.6 % преподавателей выписывают профессиональные журналы. При проведении исследовательских работ и для повышения педагогического мастерства преподаватели технического вуза основным источником информации назвали также вузовскую библиотеку, затем ресурсы Интернета, общение с коллегами.

Преподаватели творческого вуза, как и преподаватели технического вуза, для получения информации посещают вузовскую библиотеку - 44,4 %, 39 % выбирают компьютерные сети и электронную почту, 33,3 % с целью обмена профессиональной информацией участвуют в конференциях, «круглых столах», 16,7 % обращаются в другие библиотеки города и 5,6 % выписывают профессиональные журналы.

Как мы видим, вузовская библиотека отвечает всем информационным требованиям подавляющей части опрошенных преподавателей и является одним из главных способов получения необходимой информации. Активно преподаватели используют ресурсы сети Интернет, где представлена информация, необходимая для профессиональной деятельности: полные тексты статей, книг, нотных изданий, информация об изобретениях, проектных и опытно-конструкторских работах, о проводимых конференциях, концертах, симпозиумах и т. д. Уместно будет отметить, что по данным компании 1и8а1е8 в сутки пользователи Рунета оформляют около 6,5 тыс. заказов книг [4], т. е. мы наблюдаем тенденцию не снижения интереса к чтению в обществе, в нашем случае в преподавательской среде, а изменение способа получения информации.

Другим существенным аспектом стратегий профессионального чтения преподавателей вуза является интенсивность чтения.

В своем большинстве преподаватели ТГУ с целью совершенствования профессиональных компетенций обращаются к чтению несколько раз в неделю - 59,6 %, каждый день - 25 %, несколько раз в месяц - 12,5 % преподавателей. При проведении научных исследований преподаватели классического вуза читают несколько раз в неделю (64,5 %) и каждый день (23 %). С целью совершенствования педагогической работы, освоения новых методов преподавания респонденты классического вуза читают каждый день -75 % и несколько раз в неделю - 25 %. Для расширения личного кругозора в своем большинстве преподаватели классического вуза читают несколько раз в неделю - 62,5 %.

Для достижения высокого уровня профессионализма 53,6 % преподавателей ТГТУ обращается к чтению несколько раз в неделю, 26,8 % - каждый день и 19,6 % - не-

сколько раз в месяц. При проведении научных исследований и для совершенствования педагогического мастерства преподаватели преимущественно читают несколько раз в неделю и каждый день, для расширения личного кругозора - несколько раз в месяц и несколько раз в неделю.

Интенсивность чтения преподавателей творческого вуза несколько ниже относительно чтения преподавателей двух других вузов: 44,4 % преподавателей обращается к чтению несколько раз в неделю, 33,3 % - несколько раз в месяц и 22,2 % - каждый день. При проведении научных исследований преподаватели творческого вуза читают несколько раз в неделю и каждый день (по 50 %). Все опрошенные преподаватели творческого вуза для повышения уровня педагогической работы и для расширения личного кругозора читают несколько раз в неделю.

Таким образом, анализ полученных данных позволяет выявить стратегии профессионального чтения преподавателей классического, технического и творческого вузов (различий в стратегиях чтения в зависимости от типа вуза не было обнаружено). Это стратегии профессионального чтения, направленные на совершенствование научноисследовательской, инновационной и методической (педагогической) компетенций и стратегии чтения, способствующие самообразованию. При этом целями чтения преподавателей трех вузов является совершенствование профессиональных компетенций, включающее в совокупности чтение для совершенствования педагогической и развития научно-исследовательской деятельности;

чтение собственно в целях развития научной деятельности, проведения исследований; чтение для модернизации непосредственно педагогической деятельности и чтение для расширения личного кругозора. Интенсивность профессионального чтения преподавателей для достижения поставленных целей характеризуется высокими показателями: «несколько раз в неделю» и «каждый день». Средствами достижения этих целей для преподавателей становятся, в первую очередь, печатные издания: первичные источники информации - научные журналы, сборники трудов, монографии, и вторичные -обзорно-аналитическая информация, реферативные журналы, библиографические ука-

затели. Приоритетными способами получения необходимой информации для преподавателей становятся компьютерные сети, вузовские библиотеки, а также различные конференции, симпозиумы, семинары.

Исследование профессионального чтения, установление стратегий профессионального чтения преподавателей высшей школы - это только отдельные шаги в изучении важной проблемы чтения как фактора профессионализации преподавателя вуза. На основе выделенных стратегий чтения нами предпринята попытка разработки типологии преподавателей как читателей, результаты будут опубликованы в виде отдельной статьи после завершения анализа.

1. Стефановская Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции: монография. Тамбов, 2007.

2. Полякова О.М. Читательская деятельность в структуре профессиональной компетентности преподавателя вуза // XV Державинские чтения. Академия культуры и искусств: материалы Общероссийской научной конференции. Февр. 2010 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2010. С. 72-75.

3. Ларионова М.А. Профессионально важные качества в портрете вузовского преподавателя // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 40-43.

4. Пользователи Рунета оформляют в сутки

около 6,5 тысяч заказов книг. URL: http:// www.library.ru/3/news/ (дата обращения:

22.02.2011). Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 15.04.02011 г.

UDC 316.74:378.12+02

PROFESSIONAL READING STRATEGIES OF UNIVERSITY TEACHERS

Olga Mikhailovna Polyakova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Library Science and Documentary Science Department, e-mail: [email protected]

The article presents the results of sociological research which form the basis for revealing professional reading strategies for classical, technical and art university teachers: reading strategies aimed at research, innovative and methodical (pedagogical) competence improvement and reading strategies promoting self-education. The author describes professional reading strategies of university teachers on several key parameters: the purpose, means and intensity of reading.

Key words: professional reading strategies; purpose of professional reading; university teachers; classical high school; technical high school; art high school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.