Научная статья на тему 'Типы преподавателей вуза как читателей'

Типы преподавателей вуза как читателей Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
557
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОЛОГИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ / ТИПОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ЧИТАТЕЛЕЙ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / TYPOLOGY OF READERS / TYPOLOGY OF UNIVERSITY TEACHERS AS READERS / UNIVERSITY TEACHERS / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Полякова Ольга Михайловна

В статье проанализированы различные типообразующие критерии дифференциации читателей на группы. Приведена типология преподавателей вузов как читателей, разработанная на основе авторского социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF UNIVERSITY TEACHERS AS READERS

The article analyzes various typology creating criteria of differentiation of readers on groups. It presents the typology of university teachers as readers, developed on the basis of own sociological research.

Текст научной работы на тему «Типы преподавателей вуза как читателей»

УДК 316.74:378.12+02

ТИПЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КАК ЧИТАТЕЛЕЙ

© Ольга Михайловна ПОЛЯКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры библиотековедения и документоведения,

e-mail: [email protected]

В статье проанализированы различные типообразующие критерии дифференциации читателей на группы. Приведена типология преподавателей вузов как читателей, разработанная на основе авторского социологического исследования.

Ключевые слова: типология читателей; типология преподавателей вуза как читателей; преподаватели вуза; профессиональные компетенции.

Сегментирование читательской аудитории на группы является давней и хорошо зарекомендовавшей себя формой изучения читателей. Существует множество оригинальных типологий, в основу которых положены различные подходы. Одни из первых и оригинальных типологий принадлежат В.Г. Белинскому (выделил читателей «староверов», «верхоглядов», «детей известной доктрины» и «людей-движения») и Н.А. Рубакину.

В отечественной науке основания для разделения читателей ведутся преимущественно в трех аспектах: социологическом, психологическом и социально-психологическом.

Социологические группировки читателей предусматривают деление людей на социально-демографические группы. В качестве основных признаков деления выступают пол, возраст, образование, профессиональная деятельность, место жительства, принадлежность к религиозной конфессии. Возможна дифференциация читателей в зависимости от читательской активности, от разносторонности чтения, широты читательских интересов, обращения к разнообразным источникам печатной информации (газеты, журналы, книги). В качестве признаков деления также могут выступать отношение читателей к книге, значение книги в жизни человека по сравнению с телевидением, радио, периодической печатью, электронными средствами, Интернетом и другими видами досуговой деятельности [1, с. 42-49].

Психологическое изучение читателей началось в конце XIX в. Еще основатель библиопсихологии Н.А. Рубакин предпринял попытку создать «формулу читателя» (осо-

бенности психики человека, свойства его личности - склад ума, качество памяти, воображение, волевая сфера, эмоциональные особенности и т. д.), которая бы позволила точно определить читательский тип.

Лучшие традиции отечественной психологии чтения вобрала в себя типология читателей Л.И. Беляевой, где в качестве ведущего типообразуюшего признака выступила психология восприятия литературно-художественного произведения [2]. Л.И. Беляева выделила пять базовых типов восприятия: оптимальное эстетическое восприятие; восприятие «слоя фактов»; рассудочное, «познавательное» восприятие; эмоциональное восприятие, основанное на субъективных ассоциациях и поверхностное восприятие всех компонентов произведения.

На стыке лингвистики, психолингвистики, социологии и социальной психологии была разработана типология читателей Т.М. Дридзе, которая выдвинула гипотезу о наличии различных семиотических групп среди людей, говорящих на одном языке [3].

Существуют и другие подходы к типологии читателей. Так, Ю.С. Зубов в качестве типообразующего признака выделил уровень образования [4], Ю.М. Тугов и А.П. Куликова - стадии социализации личности [5],

В.Я. Онуфриева - профессиональную деятельность [6], С.А. Трубников - уровень читательской культуры [7], Б.Г. Умнов - читательскую направленность субъекта и уровень его читательского развития [8].

В этом далеко не исчерпывающем перечне исследовательских подходов к типологии читателей уместно упомянуть, что предпринимались попытки разработать типологию

отдельных категорий читателей: Л.Н. Засори-на предложила квалиметрическую типологию читателей-подростков [9], Т.Б. Ловкова -типологию библиотекарей как читателей на основании читательских интерпретаций рассказа В. Набокова «Круг», типологию библиотекарей в зависимости от типообразующих признаков, лежащих в областях как читательской, так и профессиональной деятельности библиотекарей, разработала М.В. Кустова [10].

В результате анализа профессиональной литературы не было выявлено информации о попытках разработки типологии преподавателей вузов как читателей. Отдельные попытки дифференциации научных работников как потребителей информации предприняли ученые кафедры НТИ СПбГУК, были выделены три категории респондентов, условно названные «элитной», «средней» и «низшей» [11].

По результатам проведенного нами исследования «Чтение как фактор профессионализации преподавателя вуза», где респондентами стали преподаватели вузов: классического - Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, технического - Тамбовского государственного технического университета и творческого - Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова, была предпринята попытка выявить основные типы преподавателей как читателей.

Специфика нашего исследования позволила разработать типологию преподавателей на основе компетентностного подхода и выявленных в ходе анализа результатов исследования целей профессионального чтения преподавателей вузов: совершенствование профессиональных компетенций, включающее в совокупности чтение для совершенствования педагогической и развития научноисследовательской деятельности; чтение собственно в целях развития компетенций в научно-исследовательской и инновационной деятельности; совершенствование педагогических (методических) компетенций и чтение для расширения личного кругозора.

Социально значимые, качественно отличные друг от друга типы преподавателей как читателей, характеризующиеся совокупностью признаков, были выделены из общности респондентов исследования при по-

мощи метода типологизации и приема абстракции отождествления.

Абстракция отождествления позволила отвлечься от свойств, индивидуализирующих изучаемых преподавателей, что дало возможность рассматривать их как неразличимые, тождественные и объединять их во множества, в данном случае в типы как обобщенные модели, теоретически воспроизводящие внутренние существенные связи процессов чтения и профессиональной деятельности преподавателей.

Метод типологизации применен в два этапа. На теоретическом этапе выявлены типообразующие критерии, выделены группы преподавателей по типообразующим критериям, определены связи между ними. На эмпирическом этапе была проведена количественная обработка данных, полученных в ходе анализа анкет, их обобщение, систематизация и интерпретация.

Типообразующие характеристики, ставшие критериями выделения типов преподавателей как читателей, были заложены в форме вопросов в структуре анкеты, приме -нявшейся в исследовании. Было заложено четыре группы таких характеристик:

1) содержательные (цели чтения, широта читательских интересов, разнообразие способов получения информации, разнообразие источников чтения и информации, разнообразие жанрового репертуара чтения, предпочтительная форма необходимой информации);

2) количественные (временные затраты на чтение, его интенсивность);

3) характеристики, связанные с уровнем культуры чтения преподавателей (знакомство с новинками литературы, наличие домашней библиотеки, ее объем);

4) мотивационные (роль чтения в профессиональной деятельности, стремление к повышению квалификации, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, осознание важности чтения для достижения высокого уровня профессионализма, совершенствования профессиональных компетенций).

Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, были подвергнуты обработке, систематизации и интерпретации: общность респондентов была разделена на множества в зависимости от личного результата при ответе на вопросы, отражающие

конкретный типообразующий критерий одной из четырех групп критериев. В результате сложились четыре группы исследуемых, между которыми были установлены связи: вторая, третья и четвертая группы подвижны. Такое разделение исследуемой общности преподавателей стало основой для выделения следующих четырех типов преподавателей как читателей:

первый тип - «преподаватель-профессионал»;

второй тип - «преподаватель-исследователь»;

третий тип - «преподаватель-педагог»;

четвертый тип - «преподаватель-любитель».

Названия выделенным типам даны нами условно. Тип «преподаватель-профессионал» подразумевает активность читательской, научно-исследовательской, педагогической

деятельности, профессиональной и жизненной позиции, стремление и способность к развитию. Тип «преподаватель-исследователь» способен проявлять читательскую и профессиональную активность, однако он склонен, скорее, к развитию компетенций в области инновационной и научно-исследовательской деятельности. Тип «преподаватель-педагог» означает, что такой преподаватель больше стремится к развитию педагогических (методических) компетенций, к овладению новыми методами преподавания. Тип «преподаватель-любитель» способен проявлять читательскую активность, но направленную, скорее всего, в одинаковой или большей степени на удовлетворение потребностей, не связанных с профессиональной деятельностью, это желание быть в курсе современной экономической, политической ситуации в стране и мире, это ряд бытовых потребностей, это может быть любитель художественной литературы. Такой тип преподавателей малоактивен в профессиональной деятельности.

Рассмотрим характерные черты каждого читательского типа преподавателей подробнее.

Чтение в профессиональной деятельности «преподавателя-профессионала» занимает одно из главных мест, преподаватели данного типа осознают влияние чтения на повышение своего профессионального уровня, согласны с тем, что в профессиональной дея-

тельности преподавателя вуза как педагога и исследователя важную роль играет характер, активность, широта читательской деятельности. Чтение для них, - в первую очередь, способ получения информации, новых знаний, обмен информацией, профессиональная и жизненная необходимость. Развитая читательская деятельность, по их мнению, влияет не только на совершенствование профессиональных компетенций (наиболее распространенный вариант ответа в данной группе преподавателей), но и на общую культуру, эрудицию, умение работать с информацией, на стремление к саморазвитию. Чаще всего преподаватели данного типа читают научную (51,4 %), классическую художественную (15 %), современную художественную (14,3 %) и развлекательную (3,7 %) литературу. Предпочтительней для преподавателей данного типа научная литература последних пяти и десяти лет издания. В круг основных используемых источников информации у «преподавателей-профессионалов» входят

разнообразные печатные и электронные издания: печатные первоисточники (42,4 %), электронные версии журналов (12,2 %), электронные справочники (3,1 %). Для повышения своих профессиональных знаний преподаватели предпочитают читать и использовать периодические издания (25,4 %), сборники научных трудов (10 %), монографии (9,5 %). Кроме первоисточников, преподаватели активно используют в своей профессиональной деятельности и вторичную информацию, в частности обзорно-аналитическую (35 %), реферативные журналы (31,6 %), библиографические указатели (22,2 %), экспресс-информацию (14 %), сигнальную информацию (4 %), зарубежные библиографические издания (4 %) и т. д. В профессиональном чтении данной группы присутствует и чтение зарубежных научно -информационных изданий. Данный тип преподавателей отличается высокой интенсивностью чтения (несколько раз в неделю -35,6 %, каждый день - 15,3 %, несколько раз в месяц - 12 %). Характерны следующие временные затраты в неделю: 1-3 часа -24,4 %, 3-5 часов - 22,4 %, более 5 часов -

15 %. Чтение является систематическим и целенаправленным процессом. Основными способами получения информации для «пре-подавателей-профессионалов» являются

компьютерные сети и электронная почта (53 %), библиотека своего учреждения (49 %), контакты с коллегами (35,5 %), другие библиотеки города (20,5 %), индивидуальная подписка на журналы (9,6 %). Такой преподаватель-читатель имеет солидную домашнюю профессиональную библиотеку (19,4 % - более 500 изданий, 18,6 % - от 100 до 300 изданий, 10 % - более 300 изданий). Преподаватели стремятся совершенствовать свои профессиональные компетенции, осознают необходимость гармоничного развития научно-исследовательской и педагогической деятельности. Данный тип преподавателя-читателя наиболее многочисленный и составляет больше половины (около 64 %) социально-профессиональной группы.

Другой тип - «преподаватели-исследователи» также высоко оценивает значение чтения в своей профессиональной деятельности, как и предыдущая группа преподавателей-читателей. Они читают, в первую очередь, для ознакомления с новыми научными разработками, открытиями, для совершенствования компетенций в области научно-исследовательской и инновационной деятельности. Чтение в понимании этого типа - получение информации, знаний, повышение профессионализма, самообразование, развитие интеллекта, «пища для ума». Благодаря чтению профессиональной литературы данный тип преподавателей повышает свою квалификацию, общую культуру, эрудицию. Научная литература последних пяти и десяти лет издания является основным источником информации (14 %). Также преподаватели читают современную (3,4 %) и классическую (3,1 %) художественную литературу. Интенсивность чтения и временные затраты на чтение: несколько раз в неделю - 9,5 %, каждый день - 4,1 %; 1-3 часа в неделю - 5,4 % и более 5 часов в неделю - 5,1 %. Преподаватели используют достаточно широкий круг источников информации: печатные первоисточники, электронные версии и оглавления журналов, печатные и электронные справочные издания. Для повышения своих профессиональных знаний преподаватели выделяют в первую очередь монографии, диссертации, затем профессиональную периодику, сборники научных трудов, материалы конференций. Изучению зарубежных научных изданий преподаватели данного типа также отво-

дят место в своем профессиональном чтении. Из многочисленного разнообразия видов вторичной информации «преподаватели-исследователи» используют библиографические указатели - 8 %, обзорно-аналитическую информацию - 7,1 % и реферативные журналы - 6 %. Способами получения информации выбирают компьютерные сети и электронную почту (12 %), библиотеку своего вуза (11 %), неформальные каналы -конференции, симпозиумы, школы (10,2 %), другие библиотеки города (6 %), индивидуальную подписку на журналы (3,4 %). Домашняя библиотека данного типа составляет либо более 500, либо от 100 до 300 изданий. У «преподавателей-исследователей» мало преподавательских часов в вузе, они, возможно, занимаются написанием кандидатской или докторской диссертации. Данный тип преподавателя-читателя составляет около

16 % социально-профессиональной группы.

Чтение в профессиональной деятельности «преподавателей-педагогов» занимает достаточно высокие позиции, преподавателями отмечается значение чтения для достижения высоко уровня профессионализма, а именно, для модернизации методов преподавания, ознакомления с методическими материалами по преподавательской работе. Данная группа читателей, как и две вышеописанные группы преподавателей-читателей, чаще обращается к научной литературе. Это научная литература за последние пять и пятнадцать лет. Для обновления знаниевого потенциала «преподаватели-педагоги» используют и печатные, и электронные источники. Предпочтение отдают монографиям и периодическим изданиям. Достаточно активно используются издания зарубежных педагогов-новаторов. В группе пользуются спросом библиографические указатели, обзорно-аналитическая информация, реферативные журналы, экспресс-информация. Интенсивность чтения и временные затраты имеют высокие показатели. Для получения информации преподаватели данного типа обращаются чаще в вузовскую библиотеку, что отличает «препо-давателей-педагогов» от «преподавателей-профессионалов» и «преподавателей-иссле-дователей»; далее распространенными способами являются компьютерные сети и контакты с коллегами. Объем личных книжных собраний составляет от 100 до 300 и более

300 изданий. Преподаватели имеют высокую часовую нагрузку, возможно, защитили диссертацию не так давно. Данный тип составляет около 11 % социально-профессиональной группы.

Чтение, по мнению «преподавателей-любителей», влияет в первую очередь на общую культуру, эрудицию, а затем на профессионализм. В полной мере они не осознают влияние читательской активности на профессионализацию. Для развития общей культуры преподаватели читают научную, классическую, современную художественную и развлекательную литературу; литературу последних пяти и пятнадцати лет издания. Данный тип читателей имеет разнообразный круг печатных и электронных источников чтения и информации, но в основном это монографии и периодические издания. Используются и зарубежные издания, и источники вторичной информации. Читают достаточно часто. Используют те же способы получения информации, что и три предыдущих типа, в первую очередь библиотеку вуза. Для расширения личного кругозора преподаватели регулярно приобретают издания в свои личные собрания, домашняя библиотека «препо-давателей-любителей» состоит более чем из 500 или 300 изданий. Такой тип преподава-телей-читателей составляет около 9 % социально-профессиональной группы. Как мы видим, данный тип преподавателей-чита-телей пользуется теми же источниками информации, видами литературы (в частности научной), как и другие типы, это говорит о том, что расширение личного кругозора, общей культуры необходимо им для самообразования и самосовершенствования в профессиональной деятельности, хотя и не осознанно. Это могут быть ассистенты кафедр. Преподаватели, относящиеся к данному типу, со временем могут перейти в другие типовые группы преподавателей.

Такая дифференциация преподавателей вузов позволяет отследить содержание, цели и структуру профессионального чтения преподавателей, особенно молодых групп, дает возможность прогнозирования дальнейшей читательской ситуации в преподавательской среде.

Необходимо принимать во внимание также и тот факт, что любая личность постоянно находится в развитии, изменяется под

влиянием перемен в обществе, профессиональных и личных обстоятельств, исходя из чего мы не рассматриваем выделенные типы как устойчивые объединения. В силу этого типы «преподаватель-исследователь», «преподаватель-педагог» могут перейти в группу «преподавателей-профессионалов», а «преподаватель-любитель» - в группу «препода-вателей-исследователей» или «преподавате-лей-педагогов», а затем и к «преподавателям-профессионалам». Такой вариант «перестройки» представляется возможным при условии развития и совершенствования системы профессионального образования и целенаправленном формировании соответствующего профессионального самосознания у молодых преподавателей.

1. Мейжис И. А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. Николаев, 1994.

2. Беляева Л.И. К вопросу о психологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения: сборник научных трудов. М., 1975.

3. Дридзе Т.М. Уровень семиотической подготовки и функционирование массовой информации в обществе // Вопросы философии. 1976. № 11. С. 118-129.

4. Зубов Ю.С. На пути создания научной классификации читателей // Современное библиотековедение. 1977. № 2. С. 51-65.

5. Тугов Ю.М., Куликова А.П. Психолого-педа-гогические основы классификации читателей // Современное библиотековедение. 1980. № 4. С. 51-65.

6. Онуфриева В.Я. Роль социальных характеристик читателей в дифференциации обслуживания // Современное библиотековедение. 1987. № 2. С. 34-37.

7. Трубников С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей // Современное библиотековедение. 1980. № 1. С. 21-38.

8. Умнов Б.Г. Типологизация читателей: логика и процедура исследования // Психология чтения и проблемы типологии читателей: сборник научных трудов. Л., 1984. С. 58-68.

9. Засорина Л.Н. К разработке квалиметриче-ской типологии читателей-подростков // Психология чтения и проблемы типологии читателей: сборник научных трудов. Л., 1984.

С. 50-57.

10. Кустова М.В. Досуговое чтение библиотекаря: специфика, содержание и перспективы использования в профессиональной деятельности: на материале муниципальных публич-

ных библиотек Челябинской области: авто-

реф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2°°8. Поступила в редакцию 22.04.2011 г.

11. Грошева Е.М. Научные работники как потребители информации (по итогам исследования)

// Библиотековедение. 2005. № 5. С. 49-53.

UDC 316.74:378.12+02

TYPES OF UNIVERSITY TEACHERS AS READERS

Olga Mikhailovna POLYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Fedration, Post-graduate Student of Librarianship and Documentary Science Department, e-mail: [email protected]

The article analyzes various typology creating criteria of differentiation of readers on groups. It presents the typology of university teachers as readers, developed on the basis of own sociological research.

Key words: typology of readers; typology of university teachers as readers; university teachers; professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.