Научная статья на тему 'Профессиональное чтение профессорско-преподавательского состава университета: результаты социологического исследования'

Профессиональное чтение профессорско-преподавательского состава университета: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юршевская Т. М.

В статье представлены результаты социологического исследования профессионального чтения профессорско-преподавательского состава ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», на основе которых составлен портрет преподавателя-пользователя библиотеки, выявлены приоритеты профессионального чтения, основанные на участии профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской деятельности университета, информационном обеспечении учебного процесса, разработке инновационных продуктов и услуг, совершенствовании педагогического мастерства. Определена политика формирования фонда периодических изданий. Подчеркнута роль преподавателя университета как посредника в осуществлении коммуникаций между студентами и документом, между библиотекарем, преподавателем и студентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное чтение профессорско-преподавательского состава университета: результаты социологического исследования»

УДК[028 378.011.3-051]:316

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА УНИВЕРСИТЕТА: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Т. М. Юршевская Донецкий национальный университет экономики и торговли имени .Михаила Туган-Барановскосо, Научная библиотека, г. Донецк

Аннотация - В сглтье представлены результаты социологического псслеловпння профессионального чтения профессорско-преподавательского состава ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики н торговли имени Михаила Туган-Блрлновского», на основе которых составлен портрет преподавателя-пользователя библиотеки, выявлены приоритеты профессионального чтения, основанные на участии профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской деятельности университета, информационном обеспечении учебного процесса, разработке инновационных продуктов и услуг, совершенствовании педагогического мастерства. Определена политика формирования фонда периодических издании. Подчеркнута роль преподавателя университета как посредника в осуществлении коммуникаций между студентами н документом, между бпблпотекарем, преподавателем п студентом.

Ключевые слова: формирование фонда, профессорско-преподавательский состав, профессиональное чтение, периодические издания, результаты исследования.

1 ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, d условиях модернизации системы высшего образовать па основе внедрения новых образовагель ных стандартов, чрезвычайно важно быстрое реагирование формирования библиотечного фонда на изменения внешней среды. В условиях, недофинансирования университетских библиотек. тезис upejciaBJueroi насколько спорным, однако. на наш взгляд, стремление к содержательному наполнению библиотечного фонда является основой формнрооапня его шхформацпоппой цешюсти.

Не следует также забывать что в существующей модели информационных ресурсов библиотеки, именно периодические и-дании являю. ся онера.шшым источником нолу чения ив^ирмешии и основным механизмом передачи знании в науке и технике. Это один из основных, активно востребозанных сегментов в огромном мне-гообразни фонда, поэтому «периодические пздазшя библиотеки должны бытв правильно подобраны и соотпет ствовать информационным потребностях! пользователей библиотеки университета» [1].

Пс1ЛуЧИ1Ь HHJ'.1J:M.-1UHK) О КИЧПЧКГ Щ^ДОПИКЛЯГМЫЧ yr.iyi IllMOI rIKJT ГОЦИСМИЛ ХЧГГКИГ исглгдикиних

Исследованием чтения различных категории н групп читателей занимались видные деятели библиотечного дела: Н. А. Рубакин, X А Атчевская. Б. Г. Умнов [2], Ю. С. Зубов [3], Ю М. Тугов [4]. С. А. Трубников [5].

Проводиттисч авторски? исследования чтения студентов и греподявате.тей на базе Тамбовского государственною университпа им. Г.Р. Державина [б]. Института национальной культуры Ф5ГОУ ВПО. чтения студентов Донецкого национального университета экономики н торговли имени Михаила Туган-БараноЕского н ДР-

П. Постановка задачи

Биолиогеки. формируя свои кифермакионные ресурсы в современных условиях, испытывают объективную необходимость пересмотреть снстсму их формирования на основе изучения постоянно зозрсстаюшсго спроса пользователей, реструктуризации системы обслуживания н ннформгцнонно-технологического оснащения.

IV. Результаты экспериментов

Преподаватель явхзегся специалистом в определенной сфере деятельности и «одновременно его профессиональная деятельность связана с подготовкой спецналпстоо» /|. «Именно преподаватель является посредником в системе информационно-знаниевого потока« [б]. Поэтому профессиональное чтение преподавателей университета очень важно - это один из глявнятх способов самообраягтянии и самосовершенствования ря таития ги-сгемы личностного и профессионального знания, повышения творческого потенциала личности, ссвершенствс-вагдея профессиональных компетенций.

'Профессионализм преподавателей высшей шкоты, по мнению М_А_ Ларионовой проявляется в том. насколько гармонично в его профессии связаны чаучно-иггледочателкская деятельности и рожденная им пеля-гогическая (методическая) деятельность» [8]. Достижение гармонии между двумя этими Еидами деятельности преподавателя высшей школы невозможно без систематического профееснопальиого пения.

С целы-о исследования профессионального чтения профессорско-преподавательского состава ГО ВПО «ДонН^Т». отдел периодических изданий библиотеки продел гомологическое иссгедоиакие

D результате исследования было опрошено 30% профсссорскс-преподавательсксго состава 25-ти кафедр университета. Анкета. предложенная респондентам, содержала 9 блоков вопросоо.

Первый блок вопросов был нацелен на составление портрета преподавателя как пользователя отдела перио-ДИЧГГКИХ ИМДННИИ IIC1.I, К»:<]И1-|, учгняя t ТГИГНК Рж И]»ГДГЛГНИГ {КЧПОНДГНТОК МО полу ныикило, что 75% рг-

СПОНДСНТОВ женщины. 25е/« мужчины.

Анализ возрастной характеристики оеспоплентоэ показал, что возраст 36% опрошенных не превышает 3!) лет. в диапазоне от 3? до 50 - 49% опрошенных, в возрасте 50 н старше — 15% опрошенных.

Согласно анализа во ¿ржаной характер hcihkh можно отметить. что молодежная ípyu.ia составляет третьи часть опрошенных, участники этой группы оыстрсс реагируют на нозовведення. активнее обращаются к псрнс-днческим изданиям, отдают предпочтение олехстроппым документам. обращаются к периодическим пздашшм при подготовке к учебном)' процессу, с целью повышения педагогического мастерства, пополнения знаний

Группа респондентов среднею возраста чатде сбра_иаск_"я к. периодике с вс.хью научно-исследовательской роботы, при лодготозке к занятиям, с целью рекомендации студентам.

Портрет преподавателей как пользователей отдела периодических издашш дополнил вопрос: «Ученая сте пень"7» Из опрошенных - 70% имеют ученую степень.

Следующий блок вопросов анкеты касался приоритетов профессионального чтения преподавателей университета: цель, вилы периодических изданий, хре но логический диапазон, формат издания. Остановимся подробнее па ответах этого блока вопросов.

Из опрошенных «остепененных» преподавателей 57% посещают отдел периодических изданий с целью научно-исследовательской работы. 21% - с целью создания инновационных проектов. 22% - с целью пополнения гнанисЕого потенциала. Эта группа преподавателей чаше восго обращается к научной периодике (52%). к производственно-практической (12%), профессиональной периодике (25%).

Приоритетными целями посетпении отдела периодических изданий преподавателями без ученой степени яя-ляюгея: поЕышенке педагогического мастерства (2814). научно-нсслсдовагельская деятельность (25%). подго-

товка к учебному процессу £30%). пополнение знаннезого потенциала (17%). Данная категория преподавателей отдала предпочтение профессиональной (55%) и научной иернолике (31%).

Отдавая предпочтение конкретным видам периодических изданий 25% опрошенных огметнлн. что они обращаются и к развлекательной периодике: 11% - остепененных преподавателей и 14% преподавателей без ученой степени

Анализ частоты обрашешш в отдел периодических изданий выявил. но 22% опроше:шых посещают отдел практических изданий каждый дет,. 1-1% - одип раз в педелю, 18% - несколько раз в месяц. — несколько раз в год. 42% опрошенных посещают отдел по мере необходимости.

Хронологический диапазон обращений к периодическим изданиям выглядит следующим образом: к периодическим изданиям за последние 10 лет обращаются /U% преподавателей. имеющих ученую степень к 16% преподавателей Ьсз ученой степени К периодическим нзданням последних пята лет обращаются 30% опрошенных. имеющих ученую степень и 84% преподавателей без ученой степени. За последние голы хронологический диапазон оЗрапхекий к периодическим изданиям изменился в сторон:,' ретроспективной периодики. Сказался тот факт, что два последних года отдел периодических изданий не получает достаточное количество зоны х 1г]1ш)дичпкик 'юкумгн 11»н

Рлнжирочиниг 11]к-иодйкл1глгй итнекитльно ккбори формат игриодичг;-* их ичдяний рич.чглилогк глгдут-

щим обтыхом пргдноччггниг пгчинмм игджи^чп>им иканиям oi .ua л и 66% ошхннгнных -лгкгронным — 34

%

Рейтинг основных источников профессиональной информации показал, что в первую очередь используются Интернет-ресурсы (42% опрошенных), второе место занимает библиотека университета (36% опрошенных}, на третьем месте - домашняя библиотека (22% опрошенных).

Из числа опрошенных 33% отметили, что в получении профессиональной информации важную роль играет общей не с коллегами

Для сотрудников библиотеки стал важным ьопрос. касающийся рекламы периодических изданий

Ответы респондентов по данном\г вопросу следующие: 37% - отдали предпочтение традиционной книжной выставке. 12% - отметили роль библиографического обзора, 22% - выбрали виртуальную выставку, 20% -<-Дни информации». Другие виды рекламы предпочли У% прсподазатслек.

Заслуживает особого внимания вопрос: «Что оы вы хотели предложить для улучшения работы отдела периодических изданий?»

Б анкете предлагались следующие ответы

• доступ к БД периодических изданий:

• наличие электронной перкоднки:

• увеличение посадочных мест:

• ин.шчиг «:н отдыхи

• И Н. 1И кидущ Ы-К 'Г tlO'.X ООПГННОГ МГСПО рпГклы

• друтг

РГч н[:«*;ут*гнных кириннюк шиг пн, 1Ц>гд1юч1гниг игркому огдили р*-пкш.цгнгок, импь млгк-флнную периодику з отделе предложили 38% опрошенных.

Трешй ответ не был удостоен внимания. Зоны отдыха пожелали иметь 9% опрошенных. Индивидуальное место для работ отметили 29% респондентов.

Преподаватели не только язляются активными читателя>ш отдела периодических изданий, но н на протяжении учебного года рекомендуют студентам обращаться к периодическим изданиям

На вопрос анкеты: чКак часто вы рекомендует* студентам обращаться к традиционней печатной периодике?». «Часто» - ответили 55% преподавателей к лишь 15% — делают это редко.

V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

На основании авторского исследования составлен иортрег преподавателя-пользователя отдела периодических изданий.

Большинство опрошенных - женшкны (75%). Возрастной состав - это преподаватели среднего возраста от 35 50 .in (49%), 70% опрошенных имгкм ученую елгпгнк. 54%! 011[н)шгннмх с. пн^к-дшгнной iirpr«i,i><4*o-

ГП>К1 ПОГПЦИЮ ОТ.ИГЛ I irjUli V 1ИЧГГК ИХ ИЧ.'рШИЙ

П]ХХ"ЛС*-ЖИКЯГТ11'Х ДИИИУИКИ ( НИЖСННМ сб^КИПГИИЙ К 11ГЧЯ1ИОЙ Iгриодикг 4111 <~ГИ.Ш фГКОЖНЫМ IVIHilllDM ДЛИ

сотрудников отдела периодических изданий.

Следует отметить, что характер читательских предпочтений зависит от возраста, наличия ученой степени, участия преподавателей в научно-ксследовательской работе, проектах, общественной жизни университета

Исследование подтвердило, что преподаватель: довольно часто обращаются к периодическим изданиям за последние 10 лет (86%).

Кроме того, неожиданным для исследователей стал интерес обеих групп опрошенных к популяр!лом пер:ю литеек:im изданиям, более 25% опроше!лшх обращаются к периодическим ;пда:шям досугового характера. Причем ою ие зависит от возраста. пола, ученой стелешь Преподаватели приходят в отдел с целью отдыха и получения позитивных эмоций от чтения любимых псрноднчсских изданий.

За последние годы прн выборе формата периодических изданий преподаватели все большее предпочтение отдают электронным документам (24% — молодежная группа, н 10% - средний возраст). Однако более 70% преподавателей изъявили желание работать с периодическими документами двух форматов—как традиционными печатными изданиями, так н электронными документами

Следует отметить, что основным источником профессиональной информации, как отмечают респонденты, являются Интернет-ресурсы Нужно отдать должное современным компьютерным технологиям, которые сегодня обеспечивают доступ к информации наравне, а иногда н гораздо шире, чем традиционные средства. Но. несмотря на это, 36% опрошенных выделили библиотеку как один нз основных источников профессиональной информации. То есть библиотека - по-прежнему один нз основных источников информации, создает благоприятные условия для интеллектуальной деятельности.

Кроме того, более 30% опрошенных отметили, что общение с коллегами имеет важное значение для профессионального и личностного развития, является компонентом и основным средством педагогической деятельности.

В аучной библиотеке ГО ВПО «ДопНУОГ» — 10 читальных залов, в фондах которых находятся периодические нздания Поэтому ответы на вопросы, касающиеся рекламы традиционных периодических издашш. были интересны для всех сотрудников библиотеки. Приоритетной формой, по мнению большинства опрошенных, является традиционная книжная выставка. Книжная выставка по-прежнему остается самой распространенной формой популяризации изданий, она всегда интересна для пользователя по форме и принципам подачи матерн-

Кроме того, несмотря на столь трудное время для библиотеки, респонденты отметили, что хотят работать в более комфортных условиях, иметь доступ к электронным периодическим изданиям.

В научной библиотеке ГО ВПО «ДонНУЭТ» есть специализированный читальный зал, где можно работать с электронными периодическими документами Но. как показывают ответы на анкету, пользователи читального зала периодических изданий хотели бы. чтобы именно в отделе периодических изданий были как традиционные периодические издания, гак и электронные.

VI. ВЫВ ОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Получены первые результаты исследования, которое проведено отделом периодических изданий. Результаты будут еще анализироваться, по итогам анализа будут приниматься управленческие решения, но предварительные выводы уже можно сделать.

Следует: отметить, что традиционные периодические издания по-прежнему пользуются спросом у преподавателей университета. Однако необходимо отметить тенденцию к снижению количества использования традиционных периодических изданий н прогрессирующий рост использования электронных документов.

Для улучшения работы отдела периодических издашш и создания более комфортных условий для пользователей. в частности преподавателей, необходимо:

• предоставить пользователям отдела периодических и зданий открытый доступ к документам:

• предоставить пользователям возможность доступа к электронным периодическим документам, что позволит сэкономить время пользователей, поднять обслуживание в отделе на новый качественный уровень.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горячева Е. Сколько б книг не прочитал, нет новее, чем журнал !! Библиотека. 2005. № 12. С. 62.

2. Умнов Б. Г Типологизация читателей: логика и процедура исследования И Психология чтения и проблемы типологии читателей: сб. науч. тр. / Ленннгр. гос. ин-т культуры им. Н. К. Крупской Л.. 1984. С. 55-68

3. Зубов Ю. С На пули создания научной классификации читателей // Современное библиотековедение. 1977. №2. С. 51-65.

4. Тутов Ю. М. Пснхолого-педагогнческне основы классификации читателей// Современное библиотековедение 1980. №4. С. 51-65.

5. Трубников С. А. Культура чтения как критерий общей типологии читателей И Современное библиотековедение. ¡980. № 1. С. 21-38.

6. Полякова О. М. Читательская деятельность в структуре профессиональной компетентности преподавателей вуза И Державинскне чтения. Академия культуры и искусств: материалы Общерос. науч. конф. Тамбов, февр. 2010 г. / отв. ред. Т. Г. Осадчая Тамбов. 2010. С. 72—75.

7. Пронина Л. А. Информационная культура как механизм саморегуляции общества Н Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные наукн. 2012. Вып 3 (107). С. 272-278.

Ларионова М. А Профессионально важные качества в портрете вузовского преподавателя // Педагогическое образование н наука. 2008. № 8. С. 40-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.