Научная статья на тему 'Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора'

Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4406
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / FACTOR / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ / PERSONAL DETERMINANTS OF COPING BEHAVIOR / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / PERSONALITY RESOURCES / РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ / РЕСУРСЫ СОВЛАДАНИЯ / КОПИНГ-РЕСУРСЫ / COPING RESOURCES / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / STRESS FACTORS / СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / COPING STRATEGIES / КОНСТРУКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ / CONSTRUCTIVE COPING STRATEGIES / CONTROL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кибальник Алена Вячеславовна

В статье рассматриваются и анализируются факторы, влияющие на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации. На основе изученной литературы выявлены подходы к выделению факторов, оказывающих влияние на выбор стратегии преодоления, рассмотрены различные классификации, что дает возможность проанализировать исследуемый феномен с различных позиций и составить системное и разностороннее представление по данному вопросу. Особый интерес для настоящего исследования представляет роль каждого фактора в выборе именно конструктивных стратегий преодоления. Конструктивные стратегии позволяют успешно и продуктивно преодолеть трудную жизненную ситуацию, которая воспринимается как источник самосовершенствования и саморазвития, что приводит к личностному росту и стимулирует эффективный выход из трудных жизненных ситуаций в дальнейшем. Под фактором овладения конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций мы рассматриваем движущую силу (воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды), обуславливающую выбор той или иной стратегии преодоления. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, опорой на основные положения и достижения ряда научных областей (педагогики, психологии, социологии). Представленные научные результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов формирования преодолевающего поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кибальник Алена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF COPING WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS: FACTORS OF DECISION-MAKING

The article examines and analyzes the factors influencing on a person’s choice of a certain strategy of coping with a difficult life situation. Basing on the studied literature the author has developed approaches for working out the factors influencing on the choice of coping strategy and examined various classifications. It allows to analyze the phenomenon in question from different points of view and work out a complex system conception of the issue. The author takes particular interest in the role of each factor in the choice of constructive coping strategies. Constructive strategies allow to cope with a difficult life situation successfully and productively. In this case, such a situation is considered to be a source of self-development which leads an individual to personal growth and encourages efficient search of the ways out of difficult life situations in the future. The author considers a factor of mastering constructive strategies of coping with difficult life situations to be a driving force (both from the inside and outside) determining the choice of a certain coping strategy. The research results are quite trustworthy and reasonable as they are ensured with the use of integrated approach to examining the problem, with basing on the main postulates and achievements of a number of branches of science such as pedagogy, psychology and sociology. The presented results of the current research can be used for further investigating of the aspects of an individual’s coping behavior formation.

Текст научной работы на тему «Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: факторы выбора»

УДК 316.37+159.923

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ:

ФАКТОРЫ ВЫБОРА

© 2017

Кибальник Алена Вячеславовна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Иркутский государственный университет (664020, Россия, Иркутск, улица Нижняя набережная, 6, e-mail: kalinina_larisa@inbox.ru)

Аннотация. В статье рассматриваются и анализируются факторы, влияющие на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации. На основе изученной литературы выявлены подходы к выделению факторов, оказывающих влияние на выбор стратегии преодоления, рассмотрены различные классификации, что дает возможность проанализировать исследуемый феномен с различных позиций и составить системное и разностороннее представление по данному вопросу. Особый интерес для настоящего исследования представляет роль каждого фактора в выборе именно конструктивных стратегий преодоления. Конструктивные стратегии позволяют успешно и продуктивно преодолеть трудную жизненную ситуацию, которая воспринимается как источник самосовершенствования и саморазвития, что приводит к личностному росту и стимулирует эффективный выход из трудных жизненных ситуаций в дальнейшем. Под фактором овладения конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций мы рассматриваем движущую силу (воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды), обуславливающую выбор той или иной стратегии преодоления. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к исследованию проблемы, опорой на основные положения и достижения ряда научных областей (педагогики, психологии, социологии). Представленные научные результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов формирования преодолевающего поведения личности.

Ключевые слова: фактор, личностные детерминанты копинг-поведения, личностные ресурсы, ресурсы преодоления, копинг-ресурсы, ресурсы совладания, стресс-факторы, стратегии преодоления, конструктивные стратегии преодоления.

STRATEGIES OF COPING WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS: FACTORS OF DECISION-MAKING

© 2017

Kibal'nik Alyona Vyacheslavovna, senior teacher of social pedagogy and psychology department

Irkutsk State University (664020, Russia, Irkutsk, Niznyaya Nabereznaya street, 6, e-mail: kalinina_larisa@inbox.ru)

Abstract. The article examines and analyzes the factors influencing on a person's choice of a certain strategy of coping with a difficult life situation. Basing on the studied literature the author has developed approaches for working out the factors influencing on the choice of coping strategy and examined various classifications. It allows to analyze the phenomenon in question from different points of view and work out a complex system conception of the issue. The author takes particular interest in the role of each factor in the choice of constructive coping strategies. Constructive strategies allow to cope with a difficult life situation successfully and productively. In this case, such a situation is considered to be a source of self-development which leads an individual to personal growth and encourages efficient search of the ways out of difficult life situations in the future. The author considers a factor of mastering constructive strategies of coping with difficult life situations to be a driving force (both from the inside and outside) determining the choice of a certain coping strategy. The research results are quite trustworthy and reasonable as they are ensured with the use of integrated approach to examining the problem, with basing on the main postulates and achievements of a number of branches of science such as pedagogy, psychology and sociology. The presented results of the current research can be used for further investigating of the aspects of an individual's coping behavior formation.

Keywords: factor, personal determinants of coping behavior, personality resources, coping resources, control resources, stress factors, coping strategies, constructive coping strategies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный период развития российского общества характеризуется радикальными политическими, экономическими и социальными преобразованиями. Необходимость преодолевать многочисленные трудности, встречающиеся в жизни, является одним из вызовов современности для каждого. Кризисы различного рода, региональные конфликты, массовые миграции, неуверенность в завтрашнем дне - в таких условиях происходит становление современной личности. Высокая степень неопределенности социального развития общества ведёт к тому, что человек испытывает субъективные трудности при определении своих жизненных перспектив. Следовательно, имеет смысл ориентировать людей на овладение такими поведенческими стратегиями, которые позволили бы конструктивно преодолевать свои жизненные проблемы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблеме преодолевающего поведения посвящены работы таких исследователей, как В.А. Бодров, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Т.Л. Крюкова, К. Муздыбаев, С.К.

Нартова-Бочавер, И.М. Никольская, М.В. Сапоровская, Н.А. Сирота, К.А. Хутаева, В.М. Ялтонский и другие. Однако, изучению факторов, оказывающих влияние на выбор личностью той или иной стратегии преодоления, уделено не достаточное внимание. На наш взгляд, рассмотрение данного вопроса предоставляет возможность разобраться в механизмах формирования преодолевающего поведения. Кроме того, изучение факторов выбора стратегий преодоления позволит минимизировать негативное влияние от выбора неконструктивных стратегий и ориентировать личность на овладение конструктивными поведенческими стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель работы - на основе анализа психолого-педагогической и социологической литературы рассмотреть основные факторы, оказывающие влияние на выбор личностью стратегии преодоления трудной жизненной ситуации. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: изучить подходы к выделению факторов выбора личностью определённой стратегии преодоления; классифицировать факторы, влияющие на выбор стратегии преодоления трудной жизненной ситуации.

Изложение основного материала исследования с пол-

нът обоснованием полученных научных результатов. Овладение конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций обусловлено множеством факторов, которые могут создавать предпосылки или препятствия для преодоления трудной жизненной ситуации.

В Толковом словаре современного русского языка Ушакова Д.Н. понятие «фактор» определяется как «движущая сила, причина какого-либо процесса, обуславливающая его или определяющая его характер; существенное обстоятельство» [1]. Аналогично данная дефиниция трактуется и в Философском энциклопедическом словаре [2].

«Фактор» (от лат. - factor - делающий, производящий), по определению «Словаря русского языка», - «... момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении» [3].

Как «движущая сила какого-либо явления или процесса, существенное обстоятельство в каком-либо процессе» понятие «фактор» рассматривается и в «Словаре по социальной педагогике» [4].

По определению Лернера И.Я. и Журавлева И.К., «фактор» - причина, движущая сила совершающегося процесса, определяющая его отдельные черты; существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении, одно из необходимых условий. [5].

Таким образом, приведённые нами определения понятия «фактор», имеющиеся в научной и справочной литературе, существенно не отличаются, а лишь дополняют друг друга. Мы в своём исследовании под фактором овладения конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций будем рассматривать движущую силу (воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды), обуславливающую выбор той или иной стратегии преодоления.

Анализ психолого-педагогических исследований (Бодров В.А. [6], Гиллиган С. [7], Дубовицкая Т.Д. [8], Зейндер М. [9], Навон Д. [10], Хобфолл С. [11], Церковский А.Л. [12] и др.), позволил выявить наличие двух подходов к выделению факторов, оказывающих влияние на выбор личностью стратегии преодоления трудной жизненной ситуации - реакционный и ресурсный (Рисунок 1).

Рисунок 1 - Подходы к выделению факторов, оказывающих влияние на выбор личностью стратегии преодоления трудной жизненной ситуации.

С позиции реакционного подхода (Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р.) в центр внимания попадают реакции, поведение человека, который уже находится в трудной жизненной ситуации. В рамках данного подхода факторами, способствующими выбору личностью конструктивных стратегий преодоления, являются различные виды поддержки:_

- информационная поддержка (предоставление необходимого количества информации, ориентированной на потребителя, для преодоления трудной жизненной ситуации);

- эмоциональная поддержка (создание благоприятной обстановки, способствующей выходу из трудной жизненной ситуации);

- личностно-развивающая поддержка (развитие способностей к самоанализу, рефлексии, мотивации к достижению успеха и др.) [8].

Более распространенным и комплексным, на наш взгляд, является ресурсный подход (Бодров В.А. [6], Гиллиган С. [7], Зейндер М. [9], Калашникова С.А. [13], Навон Д. [10], Церковский А.Л. [12], Curlette W.L. [14], Hobfoll S.E. [11]), акцентирующий внимание на те ресурсы и возможности, которыми располагает личность вне зависимости от ситуации.

Hobfoll S.E. [11] - автор теории сохранения ресурсов, отмечает, что человеку свойственно стремление защищать, сохранять, пополнять и расширять собственные ресурсы посредством социальной активности, личностных характеристик (целеустремленность, коммуникабельность, инициативность и др.).

К представителям ресурсного подхода целесообразно отнести американских исследователей Aycock D.W., Curlette W.L., Junker G.N., Matheny K.B. [14], разделивших ресурсы личности на несколько групп: «личностные, социальные, когнитивные, инструментальные».

Калашникова С.А. [13], анализируя работы Э. Фромма в контексте выделения личностных ресурсов преодоления, отмечает, что автор выделял ряд категорий, оказывающих влияние на преодоление трудной жизненной ситуации: надежда (саморазвитие, отсутствие страха перед будущим); рациональная вера (уверенность в достаточности собственных возможностей и готовность их применить); мужество (готовность противостоять условиям, ставящим под сомнение «надежду и веру»).

Анализируя факторы, оказывающие влияние на выбор личностью стратегии преодоления трудной жизненной ситуации, отечественные и зарубежные авторы называют их по-разному. Дадим характеристику каждой группе факторов.

О личностных детерминантах копинг-поведения говорят, когда выбор стратегии преодоления связывают с личностными особенностями человека, накопленным опытом самостоятельного регулирования поведения, принятия решений, а также с индивидуально-психологическими особенностями (нейротизм, тревожность, самооценка, мотивация достижения, локус контроля) (Маленова А.Ю. [15], Поваренков Ю.П. [16], Шагарова И.В. [17]).

Под личностными ресурсами подразумевается комплекс индивидуальных характеристик и возможностей, использование которых регулируется личностью самостоятельно: самоуважение, социальные навыки, материальные возможности, уровень образования и др. (С. Тейлор) [18].

Ресурсы преодоления связаны с возможностями людей, средствами существования людей и общества. К ним относятся деньги, влияние, любовь, имущество, способности и прочие ценности и жизненные блага (Муздыбаев К.) [19].

Копинг-ресурсы включают широкий спектр ресурсов личности, способствующих совладанию с трудной жизненной ситуацией: средовые, личностные (Lazarus, R.S.) [20]; материальные и социальные (Hobfoll S.E.) [11]; оптимизм (Селигман М.) [21]; жизнестойкость (Williams P.G. [22], Фоминова А.Н. [23]); индивидуальные и социальные (Демин А.Н. [24], Кожевникова Е.Ю. [25]).

Под ресурсами совладания подразумевается комплекс личностных и социальных возможностей и средств, которые человек применяет при необходимости совладания с ситуацией. В основе данной группы ре-

сурсов исследователи видят «личностные ресурсы, как фактор, определяющий легкость совладания с трудными жизненными ситуациями» (Анненкова Е.А., Шкуратова И.П.) [26].

Следующие факторы, выделяемые исследователями, начинают оказывать влияние в том случае, когда трудная жизненная ситуация вызывает нарушение функционирования организма (физиологические и психологические):

- факторы, вызывающие стресс. Данную группу факторов связывают с влиянием на личность условий внешней и внутренней среды, что приводит к нарушению её функционирования (Емельяненко Л.М) [27].;

- стресс-факторы. Иными словами, это неблагоприятные обстоятельства, вызывающие угнетенное состояние или раздражительность, которые приводят к неконструктивным поведенческим реакциям (Ефремова Т.Ф.) [28].

Для более детального анализа проблемы рассмотрим различные классификации факторов, влияющих на выбор личностью стратегии преодоления трудной жизненной ситуации, в зависимости от выбранного основания классификации.

Зейндер М. и Хаммер А. [9] предложили классификацию психологических источников — ресурсов совлада-ния со сложными жизненными ситуациями, в зависимости от сферы жизнедеятельности личности:

1) сфера познания и представлений (интересы, увлечения, интуиция и др.);

2) сфера чувств (воля, чувство юмора и др.);

3) сфера отношений с людьми (референтная группа, семья);

4) сфера духовности (вера);

5) сфера физического бытия (экология, питание, сон и др.)».

Обращение к той или иной сфере, по мнению авторов, обусловлено содержанием проблемной ситуации.

Церковский А.Л. [12] выделяет 4 блока личностных ресурсов, способствующих выбору стратегий преодоления:

- физические (выносливость);

- социальные (индивидуальная социальная сеть, социально-поддерживающие системы);

- психологические (локус контроля, уровень рефлексивных способностей, мотивация);

- материальные (деньги, оборудование).

Крюкова Т.Л. [29], как еще один представитель ресурсного подхода, предлагает рассматривать четыре группы факторов преодоления трудной жизненной ситуаций:

- Структурный (личностный) фактор предполагает обусловленность выбора стратегии преодоления такими особенностями как возраст, образ жизни, род деятельности и экономические условия.

- Динамический (ситуационный) фактор рассматривает уникальные особенности каждой конкретной ситуации, а также то, как именно её оценивает субъект. В данном случае в расчет берутся возможности и ресурсы конкретной личности, а также её опыт преодоления трудных жизненных ситуаций.

- Регулятивный фактор рассматривается как наличие или отсутствие алгоритма поведения в той или иной ситуации, а также как возможность развития и трансформации ситуации.

- Экологический фактор. Автор выделяет два блока экологических факторов: социокультурные и психосоциальные.

Относительно группы социокультурных факторов Крюкова Т.Л. придерживается следующего мнения: «носители различных культур могут иметь различия в понимании, оценке, разрешении проблем, собственных эмоциональных состояний, выборе стратегий поведения» [29].

Психосоциальные факторы можно охарактеризовать

как комплекс социальных и психологических влиянии на личность. К ним можно отнести, например, профессиональные и семейные отношения, поведение, роли и реакции личности в даннои системе отношении.

Проведенный анализ работ как отечественных, так и зарубежных исследователей (Анцыферова, Л.И. [30], Дунай В.И. [31]., Крюкова Т.Л. [29]., Шкуратова И.П. [26]., Lazarus R.S. [20] и др.), позволил выделить две группы факторов, влияющих на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации по сфере их возникновения - эндогенные и экзогенные (Рисунок 2).

ЭНДОГЕННЫЕ

когнитивные

П

эмоциональные '-

поведенческие ;

уровень тревожности,

продуктивность

по сфере возникновения

налнчне/отсутствне социальной поддержки

ц ЭКЗОГЕННЫЕ Ь условия грудан отдыха ^ )

11 ■ Г

1 референтная группа семья

СОДЕЙСТВУЮЩИЕ (МОТИВИРУЮЩИЕ)

-социальная поддержка; -широкая сете социальных шнтпктов -целеустремленность; -стремлениек саморазвитию: -внутренний локус контроля; - стремление к достижению успела; -жизнестойкость и лр

по роли при выборе конструктивны* стратегий преодоления

-отсутствие или утрата социальной поллержкн;

-неадекватная самооценка; -стремление к кзбе^ннюнеулачн: -внетаний.ют^с контроля: -неудовлетворенность шттненными обстоятельствами: -финансовые трудности др.

Рисунок 2 - Классификация факторов, влияющих на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации.

Эндогенные факторы - это совокупность базовых психологических, экзистенциальных, а также индивидуально-личностных характеристик субъекта, которые оказывают влияние на выбор стратегий преодоления трудной жизненной ситуации. Стоит отметить, что именно эта группа факторов лучше поддается коррекции и трансформации. К данной группе нами отнесены следующие факторы: мотивация преодоления жизненных трудностей; локус контроля; уровень самооценки; эмоционально-волевые качества личности; жизненный опыт; способности (умение обратиться за помощью, навыки саморегуляции, планирование и др.); состояние здоровья (психосоматическое самочувствие, сон, питание, режим дня).

Эндогенные факторы целесообразно, на наш взгляд, классифицировать по сфере их проявления:

- когнитивные: вербальные и ментальные способности; особенности памяти, внимания, воображения; способности к принятию решений; широта кругозора, мировоззрение;

- поведенческие: продуктивность деятельности; увлечения; самоэффективность (оценка личностью собственных возможностей на основе прошлого опыта, наблюдения, моделирования или подражания поведению других людей);

- эмоциональные: уровень тревожности (ожидания и направленность личности); возбудимость (как готовность реагирования на раздражители); сила эмоций (реакция на степень удовлетворенности); эмоциональная устойчивость (самоконтроль, длительность проявления эмоций); эмоциональная лабильность (скорость реакции личности на изменение ситуации);

- физиологические: пол; возраст; уровень соматического и психического здоровья; физическая активность.

К данной группе факторов также могут быть отнесены: самооценка, воля, особенности темперамента, направленность личности, мотивация достижений, совесть, вера, уровень жизнестойкости, целеустремленность, локус контроля, Я-концепция [31]._

Экзогенные факторы - это общественные процессы и явления, влияющие на деятельность личности; условия социальной среды; окружение человека. Совокупность выделенных компонентов оказывает влияние на выбор стратегий преодоления трудной жизненной ситуации.

В качестве экзогенных мы выделяем следующие факторы: семья; референтная группа; наличие/отсутствие социальной поддержки; условия труда и отдыха. К данной группе факторов могут быть отнесены: социальный статус личности; уровень образования; отношение к труду; культурные традиции социума; межличностное общение (как фактор формирования отношения к самому себе и окружающим, а также интерпретации жизненных ситуаций); система межличностных и деловых связей; досуг (как фактор самовыражения личности); быт и жизненный уклад [32].

Для нашего исследования, помимо приведенной выше классификации, особый интерес представляет роль каждого фактора в выборе именно конструктивных стратегий преодоления. Для анализа вектора влияния того или иного фактора мы предлагаем разделить их еще на две группы: содействующие (мотивирующие) и сдерживающие (демотивирующие), которые представлены на рисунке 2.

Содействующие (мотивирующие) факторы способствуют выбору конструктивных стратегий преодоления, что позволяет воспринимать трудную жизненную ситуацию как источник самосовершенствования и саморазвития. Это приводит к личностному росту и стимулирует эффективный выход из трудных жизненных ситуаций в дальнейшем.

К данной группе могут быть отнесены: социальная поддержка; широкая сеть социальных контактов; способность эффективно использовать личностные ресурсы (материальные, духовные, интеллектуальные, энергетические) для преодоления трудной жизненной ситуации; жизнестойкость; целеустремленность; внутренний ло-кус контроля; оптимизм; стремление к саморазвитию; уверенность в собственных силах; вовлеченность (заинтересованность в собственной деятельности); контроль (убежденность в том, что от собственных усилий личности зависит скорость и эффективность преодоления ситуации); стремление к достижению успеха; адекватная самооценка [33].

К группе сдерживающих (демотивирующих) факторов принадлежат факторы, препятствующие выбору конструктивных стратегий и провоцирующие ориентацию на неконструктивные стратегии преодоления. Это приводит к закреплению способов поведения, вызывающих отклонения и деформации в личностном развитии, что влечет ситуативные неудачи и ведет к систематической неуспешности поведения и деятельности [34].

К данной группе могут быть отнесены: чрезмерная или недостаточная рабочая, учебная нагрузка; наличие вредных привычек и разного рода аддикций (химическая, пищевая, игровая и другие); заболевания субъекта или членов его семьи; отсутствие или утрата социальной поддержки; эмоциональная нестабильность; неадекватная самооценка; стремление к избежанию неудачи; внешний локус контроля; конфликты в кругу семьи или в коллективе; неудовлетворенность жизненными обстоятельствами (чувство одиночества, комплекс неполноценности и др.); дефицит возможности самовыражения (отсутствие хобби, творческий кризис, однообразие социальных ролей); финансовые трудности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Результаты проведенного теоретического исследования свидетельствуют о сложности самого феномена преодоления трудностей. Обобщая взгляды учёных, рассматривающих различные аспекты данной проблемы, необходимо отметить, что существует множество факторов, оказывающих влияние на выбор личностью той или иной стратегии преодоления.

В ходе исследования был осуществлён анализ подходов к выделению факторов, акцентирующих внимание как на реакции, поведении человека, который уже находится в трудной жизненной ситуации, так и на тех ресурсах и возможностях, которыми располагает личность вне зависимости от ситуации. Рассмотрение различных подходов позволило выделить группы факторов, влияющих на выбор личностью определённой стратегии преодоления трудной жизненной ситуации, по сфере их возникновения и роли при выборе конструктивных стратегий преодоления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении проблемы, связанной с поиском эффективных поведенческих стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций. Требуют изучения особенности поведения человека, закономерности его деятельности в данных обстоятельствах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка, М.: Аделант, 2013. 800 с.

2. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2004. 576 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред.

H.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. 797 с.

4. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. 321 с.

5. Лернер И.Я., Журавлев И.К. Современная дидактика: теория и практика. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 2003. 288 с.

6. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Ч.

I. «Copping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал, 2006. Т. 27, № 1. С. 122-133.

7. Gilligan C. In a different voice: Psychological theory and women's development. Cambridge: Harvard University Press, 1982. 184 р.

8. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Особенности фрустрации и стратегий преодоления у студентов с трудностями в учебе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru, 2010. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n1/26550. shtml (дата обращения: 15.01.2016)

9. Zeinder M., Hammer A. Life events and coping resources as predictors of stress symptoms the adolescent // Personal Individual Difference. 1990. Vol. 11, N 7. P. 693-703.

10. Navon D., Gopher D. On the economy of human information processing systems // Psychological Review. 1979. Vol. 88. P. 214-255

11. Hobfall S. Conservation of resources: A new attempt at conceptualizing stress // American Psychologist. 1988. Vol. 44. P. 513-524

12. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему// Вестник ВГМУ. 2006. Т. 5. №3. С. 112-121.

13. Калашникова С.А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. №8. Т.2. С. 84-87

14. Curlette W.L., Matheny K.B. A brief measure of coping resources. Journal of Individual Psyhology. 2010. Р. 384-406

15. Маленова А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания: 19.00.01 Маленова А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания (на примере ситуации экзамена): диссертация... кандидата психологических наук : 19.00.01 Омск. 2007. 209 с.

16. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002.

17. Шагарова И.В. Стратегии копинг-поведения в ситуации потери работы: постановка проблемы // Актуальные проблемы современной психологии: Сборник научных трудов/ Под общ.ред. Л.И. Дементий. Омск: Омск.гос.ун-т, 2002.

18. Taylor S.E. Adjustment to threatening events: A theory of cognitive adaptation // American Psychologist. 1983.

Vol. 38. P. 1161-1173

19. Mуздыбаев К. Дилеммы распределения ресурсов // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. 1992. Сер.6. Вып. 1. С. 62-69.

20. Lazarus R.S. Psychological stress in the workplace // J. of Social Behavior and Personality. 1991. Vol. 6. N 7. P. 1—13.

21. Seligman M. Flourish. N.Y., 2011. 354 p.

22. Williams P.G., Wiebe D.J., Smith T.W. Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine. 1992. Jun. Vol. 15. N 3. Р. 237 - 255.

23. Фоминова A.H Жизнестойкость личности. Mонография. M.: M^^ 2012. 152 с.

24. Дёмин A.fr Личность в кризисе занятости: стратегии и механизмы преодоления кризиса. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2004. 315 с.

25. Кожевникова Е.Ю. Эмпирическая классификация отношения к индивидуально-психологическим ресурсам// Aпрельские тезисы: Тез. докл. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов факультета управления КубГУ. Краснодар, 2002. С. 4-9.

26. Шкуратова И.П., Aнненкова E.A. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями. Психология кризиса и кризисных состояний. Mеждисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, С. 17-23.

27. Емельяненко ЛМ., Петюх ВМ., Торгова Л.В. Конфликтология. К.: КНЕУ, 2003. 215 с.

28. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный: В 2 т. M.: Русский язык, 2000. Т. 1: A-О. VII, 1213 с. Т. 2: П-Я. 1084 с.

29. Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладающего поведения // Психология и практика: Сб. научн. тр. Ин-та педагогики и психологии КГУ им. НА. Некрасова. Вып. 1. Кострома: Изд-во КГУ, 2002. С. 66-72.

30. Aнцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18.

31. Дунай В.И., Сидоренко В.Н., Aринчина Н.Г., Aвгустинович О.И. Особенности проявления стресса у студентов с учётом условий их проживания /Военная медицина, 2012. №2(23). С.44-47.

32. Кибальник AB. Проблема овладения студенческой молодёжью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: опыт эмпирического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 8 (52). С. 279-293.

33. Федосова И.В., Кибальник AB. Овладение студенческой молодёжью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций через включение в волонтёрскую деятельность // Европейский журнал социальных наук. 6 (34). 2013. С. 60 - 70.

34. Федосова И.В., Кибальник AB. Волонтёрская деятельность студенческой молодёжи как средство овладения конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: монография. Иркутск: ВС^О, 2011. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.