Научная статья на тему 'Стратегии преодоления бедности семьями с детьми: взаимодействие со службами социальной защиты населения'

Стратегии преодоления бедности семьями с детьми: взаимодействие со службами социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ / СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / POVERTY REDUCTION STRATEGY / OVERCOMING POVERTY / FAMILIES WITH CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Варызгина А. А.

Исследуется процесс взаимодействия малообеспеченных семей с детьми со службами социальной защиты населения с целью преодоления трудной жизненной ситуации. Для анализа использованы результаты исследования, проведенного в Нижегородской области сотрудниками ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с НИЦ ЭОН и университетами Глазго и Упсала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Варызгина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING POVERTY STRATEGIES OF FAMILIES WITH CHILDREN: APPLY FOR SOCIAL SERVICES AGENCIES

This paper presents the study of process of applying for social services agencies of poor people, trying to overcome their difficult life situation. This analysis is based on the result of international research project conducted in Nizhegorodskiy region by universities NNGU, Glasgow and Uppsala.

Текст научной работы на тему «Стратегии преодоления бедности семьями с детьми: взаимодействие со службами социальной защиты населения»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 2 (26), с. 15-20 15

УДК 316.344.233

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СЛУЖБАМИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

© 2012 г. А.А. Варызгина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

alvar@fsn.unn.ru

Поступила в редакцию 6.03.2012

Исследуется процесс взаимодействия малообеспеченных семей с детьми со службами социальной защиты населения с целью преодоления трудной жизненной ситуации. Для анализа использованы результаты исследования, проведенного в Нижегородской области сотрудниками ННГУ им. Н.И. Лобачевского совместно с НИЦ ЭОН и университетами Глазго и Упсала.

Ключевые слова: стратегия преодоления бедности, семьи с детьми.

Бедность остаётся главной проблемой российского общества, численность населения, живущего в бедности, сокращается очень медленно, а социальное неравенство только увеличивается (уровень доходов богатых и бедных слоев населения по разным оценкам, различается в 15-30 раз) [1]. Сокращение бедности выступает ключевой задачей социальноэкономического прогресса, во многом определяя не только политическую стабильность страны, но и перспективы в глобальном мире. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития РФ, снижение бедности и неравенства отнесено к приоритетным народно-хозяйственным задачам [2, с. 3].

По мнению исследователей, сложившийся в России профиль бедности позволяет выделить три категории домохозяйств.

• Традиционно бедные (многодетные и неполные семьи, а также семьи одиноко проживающих пенсионеров), которые составляют примерно 30% от общего числа бедных. Входящие в эту группу семьи пенсионеров не отличаются значительной степенью бедности, чего нельзя сказать о многодетных и неполных семьях.

• Самая массовая группа бедного населения - семьи с детьми. В зависимости от показателей благосостояния, используемых для оценки бедности, они составляют 50-60% от общего числа бедных семей. Половина из бедных семей с детьми отличается благоприятной демографической структурой (супружеские пары с 1-2 детьми и другими родственниками).

• Семьи смешанного типа без детей составляют около 20% от общей численности бедных [3].

В России домохозяйства с детьми составляют подавляющее большинство бедных семей не только потому, что это самый массовый социально-демографический тип домохозяйств, но и потому, что семьи с детьми отличаются повышенным риском бедности. Появление ребенка в семье закономерно приводит к снижению душевых доходов, поскольку в семье дополнительно появляются два иждивенца. В России у полных семей с двумя детьми риск бедности в 2 раза выше, чем среди всего населения. У многодетных и неполных семей, составляющих традиционную группу бедности для всех стран, риски бедности уже в 3 раза превышают среднероссийский уровень, но такие семьи составляют 40-45% от всех бедных семей с детьми, поскольку их представительство в общей численности населения невелико. В результате именно полные семьи с 1-2 детьми составляют большинство бедных семей с детьми [4].

Итак, семьи, имеющие маленьких детей, многодетные семьи - одна из наиболее уязвимых в финансовом отношении категорий населения. Снижение уровня материального благосостояния семьи в связи с появлением детей и (в большинстве случаев) вследствие этого -с уходом матери в отпуск по уходу за ребенком зачастую приводит к тому, что молодая семья оказывается в трудной жизненной ситуации и вынуждена обращаться за помощью в центры социальной защиты населения.

Анализу механизма преодоления трудной жизненной ситуации семьями с детьми был по-

священ исследовательский проект «Партисипа-торный подход к снижению бедности: механизм общественного участия», проведенный летом 2010 г. международным коллективом, включавшим профессора Р. Кей (университет Глазго, Великобритания); доцента А.-М. Сетре (университет Упсала, Швеция), сотрудников кафедры экономической социологии факультета социальных наук ННГУ под руководством профессора Н.Н. Ивашиненко и сотрудников научно-исследовательского центра ЭОН под руководством Д.Г. Стрелкова.

В рамках исследовательского проекта была проведена серия интервью с представителями служб социальной защиты населения каждого района Нижнего Новгорода и с 30 гражданами, обратившимися за помощью в службы соцзащиты. В состав опрашиваемых включены представители следующих социальных групп: пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки, члены многодетных семей, безработные, беженцы и другие малоимущие граждане. Собеседование проходило на базе районных центров служб соцзащиты.

Во время проведения второго этапа внимание было сфокусировано на работе с группой многодетных семей и применении подходящих для этого партиспаторных методов. Собеседование состоялось с четырьмя представителями некоммерческих организаций и представителем совета самоуправления, работающими с многодетными семьями, а также с четырьмя представителями многодетных семей, испытывающих жизненные трудности. Кроме того, в ходе исследования был осуществлен ряд визитов в центры социальной поддержки населения, реализован метод включенного наблюдения и проведены собеседования с руководителями и сотрудниками центров [5, с. 27].

Конечно, обращение в службы социальной защиты - не единственная стратегия бедных семей по преодолению финансовых трудностей. В процессе беседы многие из них упоминали о собственных усилиях по выходу из сложной жизненной ситуации, о помощи со стороны родственников, взаимной поддержке бедных семей (особенно многодетных), а также о помощи со стороны некоммерческих организаций. Однако в данной статье мы остановимся на одном из наиболее распространенных способов преодоления бедными семьями финансовых трудностей -на обращении в службы социальной защиты, которые призваны сглаживать различия в уровне жизни на различных этапах жизненного цикла семьи [4].

По данным специалистов служб социальной защиты, принявших участие в исследовании,

семьи с детьми составляют примерно треть их клиентов.

Описание жизненной ситуации

В беседах и специалисты служб социальной защиты районов города, и представители самих молодых семей с детьми в качестве главной причины попадания молодой семьи в трудную жизненную ситуацию называли снижение уровня доходов семьи в связи с выходом в декретный отпуск молодой мамы и увеличение связанных с появлением новых членов семьи расходов, которых не может покрыть заработок главы семьи.

Обостряет ситуацию обозначенная специалистами служб социальной защиты тенденция увольнения частными предпринимателями женщин перед декретным отпуском. В связи с этим женщины не могут получить положенные им «декретные выплаты» по месту работы и вынуждены обращаться в службы социальной защиты.

Специалист соцзащиты: Это, конечно, вызывает озабоченность, потому что очень часто они не могут получить свои декретные деньги, и это бремя ложится на социальную защиту. Да, их никто не оставляет без средств к существованию, социальная защита им, как положено по закону, до полутора лет оплачивает.

Интервьюер: А как давно такая тенденция началась?

Специалист соцзащиты: Я так думаю, где-то два-три года. Когда люди уже соображать стали, я имею в виду работодатели, что им очень невыгодно содержать преддекретников.

Семьи, вынужденные обращаться за помощью в службы социальной защиты, не в состоянии сами справиться с удовлетворением своих потребностей (с оплатой питания детей, их пребывания в детских садах и школах, с приобретением необходимых учебных принадлежностей для детей школьного возраста).

Имеющие детей семьи в трудной жизненной ситуации оценивают свое финансовое положение как нестабильное, при котором любые незапланированные расходы становятся большой проблемой (например, ремонт сломанной бытовой техники).

Описывая свою жизненную ситуацию, представители семей с детьми упоминают и о существовании жилищных проблем. По их словам, «жилье - всегда проблема, хотелось бы улучшить». Однако большинство из них не рассчитывает на помощь государства в решении этого вопроса.

Примеры получения нуждающимися семьями жилья от государства единичны. По мнению

многих семей, более эффективный и быстрый способ - приложить, если возможно, свои собственные усилия к улучшению своих жилищных условий. Некоторые семьи (особенно многодетные, для которых проблема с жильем стоит наиболее остро) уже идут по этому пути, например, строят собственный дом.

Большое число детей в семье - это зачастую ограниченные возможности занятости женщин-матерей, что, в свою очередь, усугубляет материальное положение многодетных. Данные специальных исследований свидетельствуют о том, что в значительной части таких семей матери не работают либо заняты на рабочих местах, не требующих квалификации и, следовательно, малооплачиваемых. Пронализировав преобладающий тип трудовой карьеры женщин в семьях с разным числом детей, можно сделать вывод о том, что многодетные матери однозначно делают свой выбор в пользу семьи, профессиональная деятельность в большинстве случаев диктуется лишь необходимостью материального обеспечения семьи, а не желанием реализовать себя в какой-либо профессии.

Дополнительные сложности возникают у матерей, имеющих трех и более детей, при устройстве на работу с целью повысить материальный достаток семьи, т.к. работодатели предпочитают не брать на работу женщин с маленькими детьми (тем более с несколькими маленькими детьми), даже если эти женщины имеют опыт работы.

Многодетные семьи помимо материальных сложностей упоминают еще и о существовании психологических проблем в связи со статусом «многодетные». По их словам, довольно широко распространено предвзятое отношение к многодетным семьям в обществе. Это может выражаеться в негативном отношении к ним, в частности - со стороны соседей.

Многодетная мама: Психологически очень сильно влияет отрицательное отношение общества. Врачи не любят, когда приходят многодетные. В школе нас тоже очень не любят, потому что мы оплачиваем охрану, столовую и другие положения не в полной мере, а пятьдесят процентов. Спасибо, конечно, школе, администрации, но... И так вот буквально по все областям, включая соседей во дворе. Очень многие многодетные семьи испытывают ненависть соседей. Знаете, у многих складывается такое представление, что если семья многодетная, то это значит что семья пьяниц. В основном много детей потому, что это выбор родителей. И соответственно, когда соседи видят, что дети более или менее воспитаны, что они хорошо

одеты, очень завидуют, зачастую, потому что у них был один ребёнок, двое детей, и они не смогли себе позволить много детей, а кто-то смог.

Взаимодействие с органами социальной защиты

Семьи с детьми, принявшие участие в исследовании, отметили положительное отношение к ним, к их проблемам со стороны работников служб социальной защиты: «не были оставлены без внимания».

Семьи с детьми обращаются за помощью в службы социальной защиты в основном в случае, если им положена поддержка со стороны государства. Об этом они обычно узнают заранее, преимущественно по каналам межличностной коммуникации. Зачастую семьи руководствуются позитивным опытом обращения в соцзащиту своих родственников и знакомых. Специалисты служб социальной защиты также говорят о низком числе отказов обратившимся клиентам («Те, кто обращается к нам, уже знают, что им положено»).

Интервьюер: А обращались ли Вы или Ваша семья за какой-то помощью, в которой Вам отказали?

Молодая мама: Ну, я реально смотрю на вещи, что мне могут предоставить и есть ли у нас на это право или нет.

Интервьюер: А часто приходится отказывать, когда приходят за помощью?

Специалист соцзащиты: Нет. Если доход соответствует праву на детские пособия, всегда оформляем, если превышает, то нет.

Интервьюер: А часто приходят те, у которых он превышает? Специалист соцзащиты: Нет, очень редко.

Специалист: Раньше наши граждане были менее информированы, сейчас они к нам приходят с багажом знаний. Если это касается увольнения по сокращению штатов, то они сами ищут работу по газетам, телефону, знакомым. Некоторые приходят с распечатками законов и говорят: вы обязаны, вы должны.

По мнению большинства семей с детьми, оказываемая им со стороны государства материальная поддержка несущественна («копейки»). Специалисты, занимающиеся изучением проблем бедности, также говорят о том, что совокупный вклад программ, имеющихся в системе социальной защиты населения, в доходы населения меньше, чем помощь родственников [2, с. 40]. Многие из родителей, обратившихся в службы социальной защиты, в процессе беседы даже немного смущаются,

говоря о том, что вынуждены обращаться за подобной помощью и принимать ее. В то же время никто из них не отказывается от нее («хоть что-то получить от государства»: «деньги лишними не бывают»).

Наиболее частный повод для обращения в органы социальной защиты молодых семей с детьми - получение бесплатного детского питания на молочной кухне, детских пособий, реже

- субсидии на оплату жилья (в основном многодетные семьи).

Специалист соцзащиты: Как начальник отдела субсидий я Вам скажу, что, конечно же, чаще приходят за субсидией, и почему - ежемесячная немаленькая помощь. Вплоть до полного покрытия коммунальных платежей... Особенно многодетные семьи, те практически все имеют право на полное покрытие коммунальных платежей.

Для части семей службы социальной защиты обеспечивают отдых детей в летний период -эта услуга желательна для многих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, востребованы подарки, приглашения на праздники. Предоставление подобных услуг воспринимается как нужная поддержка со стороны государства. Большинство клиентов социальной защиты говорит о том, что необходимо повысить размер выплачиваемых пособий, чтобы помощь стала более существенной. При этом многие из них в числе желательной помощи со стороны социальной защиты упоминают услуги, которые не входят в сферу деятельности службы социальной защиты, что свидетельствует о малой степени информированности этой группы клиентов о деятельности соцзащиты.

Многодетная мама: Ну, вот смотрите, в школе, например, сейчас не очень хорошая ситуация: в классе дети шумят, у всех гиперактивность. Дисциплина хромает. В этом шуме часть материала до детей не доходит. И самому объяснить ребёнку ту же самую математику, физику уже не представляется возможным, потому что работаешь. Нужно репетитора нанимать, то есть ещё больше работать. Или вот было бы замечательно, если были бы какие-нибудь курсы, факультативы от соцзащиты, на которых бы объяснялся тот же самый школьный материал. Это решило бы очень многие проблемы. Например, от соцзащиты можно было бы врачебную медицинскую помощь. Например, поликлиники сейчас очень сильно ограничены в тех же самых исследованиях. Нам предлагалось сделать УЗИ сердца ребёнку, а при поликлинике такого аппарата нету. В том месте, куда нас отправили делать,

делают только за деньги. Соответственно, ребёнок остался без этого обследования, потому что денег нет. Именно вот такая вот практичная помощь. Психологи - это было бы вообще идеально.

Интервьюер: Психологи?

Многодетная мама: А, именно. Потому что детям хотелось бы, конечно, помочь, да и родителям тоже. Когда появляется в семье новый ребёнок, проблемы обостряются. Психолог здесь необходим.

Как сами клиенты, так и специалисты социальной защиты упоминают в процессе беседы о том, что работники службы не только помогают клиентам оформить документы на те льготы, о которых им известно, но и предоставляют информацию обо всех положенных им субсидиях и льготах. Такое доброжелательное поведение работников служб социальной защиты вызывает у клиентов положительные отзывы.

В процессе беседы клиенты служб социальной защиты мало говорят о недостатках работы социальных служб. О работающих там специалистах были получены в основном положительные, теплые отзывы. Клиенты ценят доброжелательность работников социальных служб, искреннее желание оказать помощь обратившимся. Многие с благодарностью отмечают, что работники социальной защиты сами советуют, за какой помощью можно обратиться. Стоит отметить, что клиенты оценивают при этом не столько работу системы социальной защиты, сколько работу непосредственно контактирующих с ними специалистов, учитывая ограниченность их ресурсов (исходя из того, «что они могут дать»).

Неудовлетворение обратившихся в социальную защиту семей в основном вызывает трудоемкая процедура оформления документов, требующая «многократных хождений». Этот момент наиболее сложен для молодых матерей, многодетных семей.

Как отмечалось выше, большинство клиентов обращается в службу социальной защиты, уже имея представление о том, на какие виды можно рассчитывать, и соответствующая информация получается преимущественно по каналам межличностной коммуникации. Однако такое положение дел устраивает не всех. Достаточно четко выражен запрос на активизацию деятельности служб социальной защиты в обеспечении доступности информации о предоставляемых услугах и критериях отбора получателей помощи. Многие мамы (особенно многодетные) с сожалением говорят о том, что с опозданием получили информацию о положенных им льготах.

Многодетная мама: Знаете, что бы хотелось? Чтобы больше просто информации давалось. Потому что вот даже просто берёшь газету, читаешь - какие-то праздники проходят. Может быть, стоит какое-то информирование. Например, не все знают, что в сормовском парке многодетным семьям пятидесятипроцентная скидка идёт. Я сама это узнала только после того, как несколько раз туда пришла, а там-то этого и не написано. Кто это должен делать? Это ведь соцзащита должна оформлять. И хорошо бы завести книжечку-пособие о том, что положено многодетной семье. Прямо написать туда - тут скидка, тут, значит, в парке, тут на выставке, оказывается, тоже бесплатно можно пройти. Например, у меня ребёнок ходит в музыкальную школу. Вот только сейчас прочитала в интернете, оказывается, с двенадцатого декабря две тысячи девятого года положено, что за первого ребёнка платится пятьдесят процентов. Мы всё это время платили полную стоимость. Нам никто этого не сказал, хотя все знают в музыкальной школе, что мы многодетные. Музыкальная школа муниципальная. А была бы книжечка - все бы знали. Самая проблема -содержимое книжечки. Даже я мама со стажем не всё знаю. А кто-то и этого не знает.

Большинство семей, являющихся клиентами служб социальной защиты, положительно отзывается о возможности мониторинга оценки деятельности служб социальной защиты, а также о возможности своего активного участия в этом процессе. По их мнению, это было бы правильно.

Интервьюер: По поводу оценки деятельности социальных служб, хотели бы Вы, чтобы Ваше мнение учитывалось, если Вас будут, например, регулярно спрашивать, как Вы оцениваете деятельность социальной службы, Вам это будет казаться правильным? Хотели бы Вы, чтобы Ваше мнение учитывали?

Многодетная мама: Естественно! Для кого эти меры и принимаются, тем и решать, по сути.

Интервьюер: А как это можно было бы сделать, на ваш взгляд?

Многодетная мама: Какие-то опросники, наверное... Какие-то пожелания. Ящики для пожеланий, анонимных или как...

Молодая мама: Конечно, я думаю, что можно было бы даже опрос провести, узнать, что действительно людям надо. Потом, очень много людей не осведомлены о том, что им можно попросить, поэтому, может быть, и надо было бы и опрос, и тут же информацию давать. Я думаю, что да.

Интервьюер: Хотели бы Вы, чтобы Ваше мнение учитывалось при оценке деятельности органов соцзащиты? Их же все равно оценивают вышестоящие организации.

Молодая мама: Я думаю, да. Должны оценивать не вышестоящие, а хотя бы голос тех, которым оказываются эти услуги, я считаю, что...

Интервьюер: Вы считаете правильным, если бы к Вам обращались, за Вашей оценкой?

Молодая мама: Конечно, и у стимула, и у работающих работать лучше и как-то, в об-щем-то, была бы более объективная оценка, я думаю.

По мнению семей, это было бы полезно не только для самих служб, но и для их клиентов, т.к. таким образом клиенты получили бы доступ к совершенствованию перечня предоставляемых социальной защитой услуг, а также (что немаловажно) смогли бы повлиять на работу отделений социальных служб с клиентами (режим работы, телефонная линия и т.д.).

Размер выплат по уходу за ребенком не может компенсировать отсутствие заработка женщины в бюджете семьи. Это свидетельствует о том, что молодые семьи при планировании рождения ребенка все в большей степени рассчитывают на свои собственные материальные возможности [6, с. 14].

Несмотря на то что существующие в системе социальной защиты выплаты и пособия невелики, малоимущие семьи уверены, что и такую помощь со стороны государства, положенную им по праву, не стоит отвергать. Обращение к государственным структурам за денежной помощью не противоречит идее о собственных усилиях по преодолению трудной жизненной ситуации. Обращение в соцзащиту для многих - проявление активной позиции семьи наряду с поисками работы, подработки, ведением ЛПХ.

В современной России большинство бедных семей обращается за помощью преимущественно в государственные структуры, а не в некоммерческие организации [7, с. 214]. Как показывают социологические исследования, россияне не только слабо информированы о деятельности некоммерческих организаций (и эта информированность, несмотря на все кажущиеся старания, практически не имеет позитивной динамики) - их отношение к этим организациям в высшей степени противоречиво, и отмечаются значительные трудности в плане коррекции этого отношения. Службы социальной защиты в силу статуса государственной организации, несмотря на низкий уровень выдаваемых ими пособий, считаются их клиентами более надеж-

ными и действенными помощниками, поэтому те обращаются в основном к ним.

Список литературы

1. Попов Н.П. Как измерить бедность. - ЦКЪ:

Ьйр і^еш. ги/РиВЬІСЛТІІ/Ророу/КакІ/шегБ ed

n.htm (дата обращения 13.10.11).

2. Овчарова Л.Н. Социально-демографический профиль, факторы и формы проявления бедности российского населения: Автореферат дисс. ... д-ра эконом. наук. М., ин-т соц.-эконом. проблем народонаселения РАН. 2011. 50 с.

3. Овчарова Л.Н. Профиль российской бедности.

- иКЬ: http://demoscope.ru/weekly/2005/0195/tema02. рЬр (дата обращения 13.10.11).

4. Социальное и демографическое развитие России. Каирская программа действий: 15 лет спустя.

М., UNFPA, 2010. - URL: http://akparov.ru/node/238 (дата обращения 13.10.11).

5. Ивашиненко Н.Н. Диагностика потенциала внедрения механизма общественного участия для преодоления бедности: модели и реальность // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2011. № 1(21). С. 23-32.

6. Овчарова Л.Н., Римашевская Н.М. Предложе-

ния к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации. - URL:

www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/ .../rep_ru_edit.pdf (дата обращения 20.04.2011).

7. Iarskaia-Smirnova E., Romanov P. «A Salary is not Important Here»: The Professionalization of Social Work in Contemporary Russia // Social Policy And Administration. - 2002. Vol. 36, No. 2. Р. 123-141.

OVERCOMING POVERTY STRATEGIES OF FAMILIES WITH CHILDREN:

APPLY FOR SOCIAL SERVICES AGENCIES

A.A. Varyzgina

This paper presents the study of process of applying for social services agencies of poor people, trying to overcome their difficult life situation. This analysis is based on the result of international research project conducted in Nizhegorodskiy region by universities NNGU, Glasgow and Uppsala.

Keywords: poverty reduction strategy, overcoming poverty, families with children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.