Научная статья на тему 'Эффективность обращения малообеспеченных семей в социально ориентированные некоммерческие организации'

Эффективность обращения малообеспеченных семей в социально ориентированные некоммерческие организации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
576
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ / LOW-INCOME FAMILIES / БЕДНОСТЬ / POVERTY / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / DIFFICULT LIVING SITUATION / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Варызгина Алла Александровна

Статья посвящена анализу эффективности обращения семей в некоммерческие организации за помощью как попытки преодоления трудной жизненной ситуации. Анализируется степень активности взаимодействия государственного и некоммерческого секторов по оказанию помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of low-income families' appeal to socially oriented NGOs

The article is devoted to the analysis of the efficiency of families appeal for assistance to NGOs as an attempt to tackle difficult living situations. The level of interaction between state and non-governmental sectors dealing with rendering assistance to population is analyzed.

Текст научной работы на тему «Эффективность обращения малообеспеченных семей в социально ориентированные некоммерческие организации»

ББК 60.561.7

А. А. Варызгина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Для малообеспеченных семей обращение в некоммерческие организации (НКО) за помощью и поддержкой является одной из попыток преодоления трудной жизненной ситуации, в которой они находятся [3]. Благосостояние семьи, как правило, ухудшается в связи с появлением детей и уходом с работы в отпуск по уходу за ребенком матери, что зачастую приводит к тому, что молодая семья оказывается в трудной жизненной ситуации [8, с. 9]. Родители прикладывают усилия по ее преодолению, более подробно рассмотренные в монографии «Проблемы и перспективы использования партисипаторного подхода для повышения качества жизни населения» [2]. Обращение за помощью в НКО — одна из стратегий преодоления трудной жизненной ситуации.

Понятия «некоммерческая общественная организация», «общественная организация» и «общественное объединение» в литературе часто используются как синонимы [12]. Тем не менее общественной организацией, согласно законодательству, является основанное на членстве общественное объединение, созданное на базе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция от 21 февраля 2014 г.), некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [11]. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, признаются социально ориентированными НКО [10]. Они могут осуществлять различные виды деятельности с целью выражения потребностей отдельных групп населения, в числе которых [7]:

— социальная поддержка и защита граждан;

— оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

— оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

— профилактика социально опасных форм поведения граждан;

© Варызгина А. А., 2014

— благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

— деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта; содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

Для успешного осуществления перечисленных видов деятельности НКО должны активно взаимодействовать с государственными органами власти, бизнесом, населением. Как отмечают исследователи, существующие НКО постепенно вырабатывают подобные механизмы взаимодействия, а также налаживают между собой региональное и межрегиональное сотрудничество [7], но пока усилия третьего сектора скорее точечны и разрозненны [12]. В Нижегородской области сектор общественных организаций, предоставляющих социальные услуги и сервисы для социально уязвимых групп населения, развит несколько лучше, чем в среднем по России [12]. Однако, несмотря на значительное число НКО, претендующих на региональный характер своей деятельности, их основная масса (64,5 %) сосредоточена в Нижнем Новгороде, а почти в половине районов области нет ни одной зарегистрированной организации [1, с. 250].

И государственные социальные службы, и НКО сталкиваются в процессе своей работы с одними и теми же проблемами населения, оказывают населению схожие услуги (материальная поддержка, консультации по различным вопросам, организация мероприятий и др.). Как уже было сказано выше, активное взаимодействие государственного и некоммерческого секторов необходимо, но пока осуществляется лишь в незначительной степени. Эксперты, принявшие участие в исследовании1, отмечают, что сотрудничество государственных и некоммерческих организаций эпизодично, нерегулярно и основывается в большинстве случаев на личных связях работников. Обе стороны выражают уверенность, что развитие подобного сотрудничества важно, т. к. будет способствовать повышению эффективности оказываемой помощи. В числе обстоятельств, замедляющих развитие сотрудничества, эксперты упоминают неразвитость механизмов, его регламентирующих и способных заменить собой личные связи как основу доверия между организациями. Невысокая вовлеченность некоммерческого сектора в процесс оказания социальных услуг населению, особенно в малых городах, приводит к тому, что семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, редко обращаются за помощью в НКО, хотя такие примеры, безусловно, существуют.

Семьи, которые имеют постоянный опыт обращения за помощью в НКО, оценивают ее достаточно высоко. Отношения представителей организаций

1 Исследование «Партисипаторный подход к снижению бедности: механизм общественного участия» проведено летом 2010 г. объединенным международным коллективом в составе профессора Р. Кей (университет Глазго, Великобритания), доцента А.-М. Сетре (университет Упсала, Швеция), сотрудников кафедры экономической социологии факультета социальных наук ННГУ под руководством профессора Н. Н. Ивашиненко и Научно-исследовательского центра ЭОН под руководством Д. Г. Стрелкова [6].

и получателей помощи часто неформальные, даже дружеские. Персонифицированные взаимоотношения играют важную роль в установлении взаимоотношений двух сторон, являются в значительной степени основанием доверия. Семьи получают от НКО разнообразную поддержку: денежную помощь, детские вещи, консультации специалистов (к примеру, юридические). НКО проводят различные акции (скажем, «Мамы против кризиса»), праздничные мероприятия для детей, привлекают спонсоров для решения проблем обращающихся к ним за помощью семей. Один из примеров — установка счетчиков на воду нескольким семьям.

Многодетная мама. Недавно поставили счетчики на воду. Это была акция доброй воли нескольким семьям сразу... С точки зрения общественных организаций — праздничные мероприятия, проведение каких-то акций. Такие, например, как «Мамы против кризиса», производители детской одежды устраивали. Они нам помогли.

Интервьюер. А негосударственные организации какие и что они дают?

Многодетная мама. Ну, только Настя. Памперсами, едой в два месяца и до этого — она нам много чем помогла. На кроватку и т. д. Психологически.

Задействование семей с детьми, в том числе многодетных, в деятельности НКО можно рассматривать как проявление активного участия, взаимной поддержки. Организованная деятельность, направленная на помощь семьям в трудной жизненной ситуации, имеет ряд преимуществ по сравнению с неорганизованной, стихийной поддержкой. Одно из них — организация (особенно официально зарегистрированная) имеет возможность взаимодействовать с властными структурами для решения стоящих перед ней задач (такая возможность важна даже при условии, что имеющийся у НКО опыт взаимодействия с властями не всегда положительный). Кроме того, многоплановая помощь нуждающимся в ней семьям гораздо эффективнее в условиях организации (кружки, секции для детей, организованная раздача детских вещей, организация общения семей, психологическая поддержка).

Многодетная мама, член НКО. Организация может больше сделать. Если это один человек — это одно. А если это группа людей, особенно если это официально как-то зарегистрировано, она может иметь выход на власти.

Многодетная мама, руководитель НКО. К нам обращается очень много людей (многодетных семей), и получается так, что вопрос каждой семьи нужно решать конкретно <..> Может быть, многодетным нужны не столько меры социальной поддержки, сколько им нужно вот это общение по интересам... Здесь моральный аспект очень важен.

Эффективность своей деятельности, направленной на помощь нуждающимся семьям, НКО оценивают не только в количественных показателях (сколько денег выделили, сколько акций провели и т. д.), но и (что наиболее ценно, с их точки зрения) в плане повышения собственной активности обратившихся к ним семей. Руководители НКО очень высоко ценят примеры, когда получившие их поддержку семьи, многодетные мамы начинают проявлять собственную инициативу в поиске путей выхода из сложившейся сложной ситуации, а также начинают помогать другим семьям. НКО стараются вовлекать

обращающихся к ним мам в подобную деятельность, создавая для этого условия (организация выставок и пр.).

Руководитель НКО. Мне приятно очень, когда у них получается у самих что-то делать, потому что благодарность — это не дело. Первый вопрос — они понимают, что они могут решить свои проблемы сами, вот это и есть самое главное... У нас в начале октября будет акция под названием «Мамы против кризиса». Она стартовала перед Восьмым марта, и там смысл такой: мамы выставляют свои изделия на продажу. Причем изделия абсолютно разные: начиная от услуг репетиторов, заканчивая мыловарением, каким-то товаром. Шьют, вяжут, какие-то поделки делают и т. д. и т. п. Эта акция как раз была направлена на то, чтобы показать людям, что даже сидя дома с ребенком в декрете, даже если несколько детей — все это реально, если вы хотите. Иногда это, скажем так, глобальный такой проект, который продолжается и, я надеюсь, будет дальше продолжаться. Посетители этой выставки видят, что можно сделать.

Спектр проблем, с которыми семьи с детьми, в том числе многодетные, обращаются в некоммерческие организации, достаточно широк. Если в службы социальной защиты семьи преимущественно обращаются за денежной помощью в виде выплат и льгот, то в случае с НКО это не главный повод обращения. По оценкам руководителей НКО, помимо финансовых и жилищных проблем, к ним часто обращаются за помощью в развитии и обучении детей, организации их досуга (секции, кружки, дополнительное образование). Очень много просьб поступает в отношении помощи в процессе взаимодействия с органами власти («бумажные вопросы»).

Несмотря на существование положительных примеров, обращение в НКО не является широко распространенным явлением среди семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одна из причин — малая известность деятельности НКО среди населения. В большинстве своем семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не располагают информацией о существовании и деятельности общественных организаций. Это положение подтверждается и данными недавнего всероссийского исследования, проведенного Левада-Центром [9]: большая часть населения никогда не сталкивалась с их деятельностью напрямую, в работу таких организаций вовлечено всего около 4—5 % населения.

Сегодня семьи, нуждающиеся в помощи НКО, имеют мало шансов узнать о подобных организациях и оказываемых ими услугах. Уже осуществляемая деятельность НКО широко не освещается, что делает подобные организации относительно мало известными в обществе. На сегодняшний день адекватные представления о деятельности некоммерческого сектора имеют

2 Опрос был проведен Левада-Центром 20—23 июля 2012 г. по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4 %. Большинство россиян имеют весьма туманные представления о НКО (URL: http://www.levada.ru/01-08-2012/otnoshenie-k-nko-i-zakonodatelnym-initsiativam-v-etoi-oblasti (дата обращения: 12.12.2013)).

преимущественно сами НКО и непосредственно узкий сектор взаимодействующих с ними специалистов. Потенциальные клиенты сегодня узнают об НКО в основном по каналам межличностной коммуникации. Однако такой способ достаточно ограничен, не способствует существенному повышению известности НКО. Мало налажено организационное взаимодействие НКО и государственных структур (службы социальной защиты, медицинские учреждения: поликлиники, женские консультации, роддомы), которые ежедневно имеют дело с потенциальными клиентами НКО. Некоторые работники государственных учреждений предоставляют своим клиентам информацию об НКО по личной инициативе.

В данной ситуации одним из эффективных каналов информирования семей наряду с другими государственными учреждениями может стать служба социальной защиты, т. к. большинство потенциальных клиентов НКО, так или иначе, обращаются за помощью в соцзащиту. Предоставление информации об НКО и их деятельности в службы социальной защиты будет способствовать налаживанию взаимодействия организаций. Кроме того, службы социальной защиты могли бы выступать в качестве пользующегося доверием источника информации для семей в трудной жизненной ситуации. Увеличение числа положительных примеров взаимодействия с НКО ближайшего окружения семей будет способствовать популяризации деятельности НКО и привлечению новых клиентов, поскольку каналы межличностной коммуникации на сегодняшний день являются основным, наиболее эффективным, вызывающим доверие источником информации. Семьи с детьми, обратившиеся за помощью в службу социальной защиты, в основном не имеют опыта взаимодействия с НКО. Многие из них даже не знают о существовании подобных организаций. Семьи часто сомневаются в том, что НКО способны оказать существенную поддержку, и поэтому не хотят за ней обращаться.

Интервьюер. А обращались ли Вы по поводу своих проблем в общественные организации за помощью?

Молодая мама. Нет. Я думаю, это бесполезно. У нас то ли мир такой, то ли жизнь такая. Каждый варится в своем котле, как хочет, так и выживает. Вот по такому принципу. Наверное, так оно и есть.

Многодетный отец. А смысл какой? Ну? Смысл? Это не заграница! Это Россия. Никто в этой жизни тебе тут не поможет. Никто, абсолютно. Это еще дед говорил. Он войну прошел, все делал сам. Родители тоже, все сами, своими руками. Никто тебе не поможет, никто абсолютно.

С другой стороны, семьи, не обращавшиеся в НКО, но доброжелательно настроенные но отношению к ним, также сомневаются в том, что НКО смогут существенно облегчить тяжелое финансовое состояние обратившейся к ним семьи, хотя ценят энтузиазм и желание помочь работающих в них людей. Настороженное отношение к НКО некоторых семей обусловлено имеющимся негативным опытом обращения в подобные организации за помощью.

Многодетная мама. Я пыталась обращаться в нашу ассоциацию многодетных матерей. Но у меня ничего не получилось <..> Во-первых, я сначала никак не могла дозвониться: у них постоянно менялись председатели, потом сказали, что это акция в какие-то годы, ну, например, для лечения зубов, крайне необходимая мера для нас, проводилась только для определенного круга 90

семей. Я считаю, что все это организационно не очень хорошо было построено < ...> Я не имела положительного опыта работы с ними.

Часть семей уверена, что деятельность далеко не всех благотворительных организаций отвечает идее их создания. В основном это связано с неверием нуждающихся семей в то, что есть «богатые люди, легко расстающиеся с большими деньгами ради благого дела, что они создают данные организации не для того, чтобы отмыть деньги, не для того, чтобы что-то провести через эти организации, а чтобы помочь нижестоящим». Сама идея существования таких организаций, в которых люди объединяются для помощи друг другу, приветствуется, хотя при этом и не выражается желания принимать непосредственное участие в их деятельности.

Молодая мама. Я не участвую, но я думаю, что это очень замечательные люди, которые этим занимаются.

Многие клиенты службы социальной защиты не видят себя в числе клиентов НКО. Неправительственные, негосударственные, некоммерческие фонды, организации воспринимаются этими семьями как организации для тех, «кому совсем плохо» (старики, беспомощные, одинокие, беспризорные дети). Клиенты социальной защиты не выражают желания обращаться в НКО за помощью в силу того, что не причисляют себя к подобным категориям граждан, находящимся в безвыходной ситуации и настолько нуждающимся в помощи со стороны.

Мужчина, клиент службы социальной защиты. Что угодно они могут сделать, все зависит от этих организаций, от их желания, что они хотят. В первую очередь, я думаю, уход за стариками, беспомощными, одинокими, второе — это беспризорные дети, с которыми проблема стоит достаточно остро в нашей стране, наверное, в первую очередь им надо уделять внимание.

Обращение в государственные службы социальной защиты не имеет такой эмоциональной окраски, т. к. большинство обращающихся туда за помощью семей считают, что таким образом реализуют свое право воспользоваться поддержкой государства.

Сегодня взаимодействие НКО и государственных органов власти, бизнеса, населения, а также других НКО, которое необходимо для осуществления ожидаемых от них социальных функций, пока недостаточно развито. Взаимодействие государственного (служба занятости населения) и негосударственного (НКО) секторов оказания помощи населению на данный момент также очень мало развито, хотя есть и положительные примеры. Существующее взаимодействие основывается чаще на личных, а не институциональных связях. Службы социальной защиты в целом мало информированы о деятельности НКО и редко могут предоставить соответствующую информацию обращающимся к ним семьям — потенциальным клиентам НКО. В итоге большинство клиентов служб социальной защиты имеют мало возможности узнать о существовании и деятельности НКО от службы занятости населения и, следовательно, практически не обращаются в НКО за помощью.

Как показывает опыт малых городов Нижегородской области, семьи настороженно относятся к НКО, доверительные отношения формируются в течение долгого времени и в основном строятся на личном доверии к руководителю

организации [2]. В современной России большинство бедных семей обращаются за помощью преимущественно в государственные структуры, а не в НКО [14, с. 124], их отношение к НКО в высшей степени противоречиво, что создает значительные трудности для его коррекции. Службы социальной защиты в силу статуса государственной организации, несмотря на низкий уровень выдаваемых ими пособий, считаются более надежными и действенными помощниками.

Поскольку взаимодействие некоммерческого сектора и государственных структур недостаточно развито на сегодняшний день, четко прослеживается потребность в нем, имеются положительные примеры [4, с. 100]. Как правило, о проектах НКО знают только сами участники и непосредственно партнеры, которые в них вовлечены [13]. Информационные сборники и газеты и журналы, отражающие деятельность НКО, выпускаются небольшими тиражами и мало доступны для широкого круга заинтересованных лиц. СМИ проявляют недостаточно внимания к деятельности НКО. Возможности же НКО афишировать свою деятельность в средствах массовой информации ограничены в силу отсутствия или недостаточности финансовых ресурсов. Между тем эффективность работы НКО в сфере социальных услуг может быть даже выше, чем у аналогичных государственных структур, благодаря большей мотивации сотрудников НКО, что отмечают участники проведенного исследования. Использование добровольного труда, привлечение спонсорской помощи и грантов, возможно, обусловили бы в среднем меньшее бюджетное финансирование, чем государственные и муниципальные учреждения, оказывающие те же услуги, что делает НКО экономически выгодными партнерами для государства.

Информирование граждан о деятельности НКО является также важным фактором повышения доверия россиян к структурам третьего сектора [5, с. 50]. Популяризация НКО приведет не только к расширению их деятельности, охвату большего количества людей, но и (что существенно) к повышению значимости их деятельности, как в глазах службы соцзащиты, государственных органов, так и потенциальных клиентов. НКО имеют большой потенциал для вовлечения бедных и переживших бедность в процессы ее снижения [6], т. к. способствуют кооперации обращающихся к ним за помощью и поддержкой бедных семей, объединению их усилий в направлении оказания посильной помощи другим нуждающимся семьям.

Библиографический список

1. Блонин В. А., Ивашиненко Н. Н., Стрелков Д. Г. Проблемы и перспективы развития гражданского общества в Нижегородской области: интеграция НКО // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 2. С. 250—258.

2. Варызгина А. А. Методы выхода семей из трудной ситуации и готовность делиться опытом // Проблемы и перспективы использования партисипаторного подхода для повышения качества жизни населения / под общ. ред. Н. М. Римашевской, Н. Н. Ивашиненко. Н. Новгород ; М. : Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2013. С. 197—205.

3. Варызгина А. А. Стратегии преодоления бедности семьями с детьми: взаимодействие со службами социальной защиты населения // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2012. № 2 (26). С. 15—21.

4. Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг : сб. ст. и материалов / под ред. О. Б. Казакова. М., 2003. URL: http://www.hse.ru/data/2010/04/19/1216827401/ ngos_contribute.pdf (дата обращения 10.11.2013).

5. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России : аналитический обзор № 3 по результатам анализа государственной статистики и баз данных НКО / АНО «Социологическая мастерская Задорина» (исследовательская группа ЦИРКОН). 2009. URL: http://www.zircon.rU/upload/File/russian/publication/4/090206.pdf (дата обращения: 10.10.2013).

6. Ивашиненко Н. Н. Диагностика потенциала внедрения механизма общественного участия для преодоления бедности: модели и реальность // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2011. № 1 (21). С. 23—32.

7. Итигилова Л. М. Некоммерческие организации: социальные функции и динамика развития в условиях трансформации российского общества : на примере Республики Бурятия : дис. ... канд. соц. наук. Улан-Удэ, 2003. 158 с.

8. Овчарова Л. Н., Римашевская Н. М. Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации. М., 2001. URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/rep_ru_edit.pdf (дата обращения: 10.12.2013).

9. Отношение к НКО и законодательным инициативам в этой области. URL: http://www.levada.ru/01-08-2012/otnoshenie-k-nko-i-zakonodatelnym-initsiativam-v-etob oblasti (дата обращения: 20.12.2013).

10. Российская газета. 2010. № 72. 7 апр.

11. Собрание законодательства РФ. 1996. № 3.

12. Теодорович М. Л. Бедность как социальная проблема: стратегический подход. Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2009. 452 с.

13. Тимченко Е. Три буквы «НКО» наконец расшифрованы // Aloud : особенный женский журнал. № 10 (12—18.11.07). URL: http://aloud.su/read.php?n=13&idn=146 (дата обращения: 10.10.2012).

14. Iarskaia-Smirnova E., Romanov P. «A salary is not important here» : the professionali-zation of social work in contemporary Russia // Social Policy and Administration. 2002. Vol. 36, № 2. P. 123—141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.