Научная статья на тему 'Международная научно-практическая конференция партисипаторный подход к снижению бедности: механизм общественного участия'

Международная научно-практическая конференция партисипаторный подход к снижению бедности: механизм общественного участия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народонаселение
ВАК
RSCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ивашиненко Нина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная научно-практическая конференция партисипаторный подход к снижению бедности: механизм общественного участия»

Международная научно—практическая конференция

«Партисипаторный подкод к снижению бедности: меканизм общественного участий»*

В Нижнем Новгороде состоялась международная научно-практическая конференция «Партисипаторный подход к снижению бедности: механизм общественного участия», организованная Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского совместно с Министерством социальной политики Нижегородской области и Научно-исследовательским центром.

Бедность сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Проявляясь различным образом, это сложное системное явление пронизывает все стороны человеческой жизни и деятельности. Экономика и социальное устройство, мораль и нравственность, культура и искусство этносов и народов мира на разных континентах, в различные исторические периоды несли и несут косвенные и очевидные свидетельства его проникающего влияния. Режимы, стратегии развития, практическая политика сов-

* Нижний Новгород, 24 ноября 2010 г.

ременных государств также опосредуются латентным либо открытым влиянием фактора бедности. В современном мире бедность — это вызов устойчивому развитию, угроза социальной безопасности, источник страданий и лишений многих миллионов людей, населяющих планету Земля.

Применительно к российской реальности несбалансированность социальной структуры общества со слабо сформированным средним уровнем и ярко выраженными полюсами благосостояния и бедности остается ключевым фактором, препятствующим поступательному укреплению российской государственности. Основные социальные группы все значительнее расходятся по ценностным ориента-циям, уровню благосостояния, стилю жизни, социально одобряемым образцам и нормам поведения. Этот дисбаланс разрушителен для социального согласия по поводу базовых ценностей и принципов общественной жизни, являющегося необходимым условием формирования и развития демократических институтов государства и граж-

данского общества. Он препятствует развитию в России экономики нового типа, ориентированной на знание.

Нижегородская область представляет собой регион, располагающий успешным опытом и обширной практикой разработки, внедрения и использования управленческих инноваций, направленных на регулирование социальных процессов, партнерства между заинтересованными сторонами, использующими полученные результаты в реальной управленческой и иной практической деятельности.

Программа партнерства правительства Нижегородской области и Департамента международного развития БРГО (Великобритания) заложила основания для организации подобных совместных проектов. Реализация в рамках Программы в 1997—2001 гг. проекта ЯБАКБР способствовала внедрению элементов участвующего управления в практики областных государственных и гражданских структур, проект «Адресная социальная помощь» позволил провести в 2004 и 2006 гг. масштабные мониторинги бедности, разработать и внедрить механизмы межсекторного взаимодействия, направленного на снижение и преодоление бедности.

Продолжаемые на факультете социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского исследования динамики социальной структуры российского общества и бедности как социальной проблемы, новых механизмов социального управления способствуют укреплению лидерского положения Нижегородской области в сфере опережающего совершенствования управленческих практик.

Основной целью конференции являлось открытое обсуждение про-

блем формирования и направлений практического использования пар-тисипаторного механизма снижения бедности, позволяющего объединить предпринимаемые усилия государственных органов, некоммерческого сектора, социально ответственного бизнеса, представителей малоимущих групп, других заинтересованных сторон.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Стронгин Р. Г., президент ННГУ им. Лобачевского, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа, председатель Общественной палаты Нижегородской области. В своем выступлении он подчеркнул актуальность проблемы бедности для России, а также вклад Нижегородского государственного университета в изучении этого сложного социального явления.

Основной тон и уровень методологического обсуждения проблем бедности был задан специалистами ИСЭПН РАН (Москва). В докладе члена корр. РАН Римашевской Н.М. «Риски бедности в современной России» были затронуты важные методологические проблемы измерения бедности . Развертывая в исторической перспективе вопросы регулирования бедности и используемые для этого методы ее измерения, докладчик убедительно доказывает необходимость пересмотра существующей официальной методики, ее недостатки и риски при использовании. Введенный в научный оборот Натальей Михайловной термин «виртуальная бедность» впоследствии был использован многими докладчиками и в ходе дискуссий, позволяя разграничивать показатели бедности, применяемые в разных типах измерения.

Основные пути преодоления бедности зависят от главных причин, концентрирующихся в трех группах: экономическая бедность (занятость и оплата труда), социальная бедность (низкий уровень пенсионирования) и традиционная бедность (демографическая — одинокие матери и много -детные семьи). В России превалирует трудовая бедность, так как остается сегмент рынка, в котором заработная плата работника не воспроизводит его и его семью. Для преодоления трудовой бедности предлагается поиск механизмов решения проблем в области регулирования трудового законодательства. Социальная бедность напрямую увязана с вопросами социальных выплат слабо защищенным слоям населения, таким, как пенсионеры и инвалиды, уровень жизни которых практически вплотную зависит от государственных социальных гарантий. Традиционная бедность — это трудные жизненные ситуации, связанные с появлением в семье детей. Автор обращает особое внимание, что в данном случае речь не идет лишь о многодетных, но также об обычных семьях. Среднее количество детей в российских семьях не обеспечивает процесса простого воспроизводства поколения родителей поколением детей. Предлагаемая классификация позволяет увязать теоретико-методологические аспекты изучения бедности с основными направлениями социальной защиты.

Последовавшие далее в ходе конференции доклады представителей различных уровней власти Нижегородской области подтверди -ли актуальность данной тематики и необходимость объединения усилий для ее решения. В своем выступлении Красиков С.А., председатель комитета Законодательного Собрания

Нижегородской области по информатизации, работе с общественными объединениями и средствами массовой информации, представитель регионального отделения партии «Единая Россия», отметил востребованность партисипаторного подхода для создания нового типа участвующего управления. На современном этапе ни законодательные органы, ни партийные организации не имеют развитого механизма обратной связи с населением в целом и с уязвимыми социальными группами в особенности. Отсутствие социального взаимодействия, выстраиваемого на системной основе, приводит к снижению эффективности социального управления и подмене реальных действий отчетными мероприятиями.

Заместитель министра социальной политики Нижегородской области Корещикова В.И. ознакомила собравшихся с результатами работы служб социальной защиты в Нижегородской области. Они продолжают оставаться в стадии модернизации: обновляется структура, меняется кадровый состав. В соответствии с официальной статистикой в области достигнуто определенное снижение уровня бедности, но, тем не менее, проблема остается важной и актуальной.

Иванкович И. Л, эксперт аппарата правительства Нижегородской области, является одним из участников проектов преобразования социальной защиты Нижегородской области в 1990-х годах. Она возглавляла процессы внедрения адресной социальной помощи и в своем докладе осветила становление межсекторного взаимодействия в Нижегородской области. Межсекторное взаимодействие как прообраз партисипаторного подхо-

да формируется в области, начиная с 1990-х годов. Накоплен значительный опыт взаимодействия органов власти и НКО. Среди основных шагов по созданию механизма, ориентированного на преодоление бедности, следует отметить законодательные инициативы, введение системы контрактов с клиентами соцзащиты, отход от чисто монетарной помощи, а также организационную перестройку оказания социальной помощи на принципах единого окна во всех районах области, создание автоматизированной системы учета.

Основная проблема современного развития социальной защиты состоит в слабой мотивации участников процесса и ориентации на результат. В процессе развития социального обеспечения Федеральные органы власти передали ответственность за решение проблем бедности на региональный уровень. Региональная власть отвечает за преодоление бедности, но успешность этой работы оценивается на основе критериальной системы, в которой используется только один показатель — количество бедных с доходом ниже прожиточного уровня. Ни острота, ни глубина бедности, ни ее динамика не входят в систему показателей, по которым регион отчитывается перед федеральной властью за свою работу. Критериальный подход несовершенен. С одной стороны, он не позволяет оказывать реальную помощь значительным слоям населения, чей доход незначительно отличается от черты бедности, с другой — не стимулирует систему органов власти к решению проблем бедности. Социальные работники, как главные исполнители, оказались сейчас также в сложной ситуации. Усложнение используемых социальных технологий, требований к работе с кли-

ентами не сопровождается экономической мотивацией труда в службах социальной защиты.

Преобразование и разделение социальных центров на бюджетные и автономные учреждения позволит перевести взаимодействие с третьим сектором на новый уровень за счет расширения перечня социальных услуг и финансовых схем взаимодействий, укрепляющих ресурсную базу НКО. Тем не менее механизм участвующего управления для преодоления бедности в России может быть запущен только в случае возврата Федеральным властям их решающей координирующей роли в обеспечении единой государственной социальной политики.

Завершилась первая сессия конференции докладом Беспаловой Т.Н., заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода по социальным вопросам. В рамках выступления прозвучали примеры конкретных проектов, направленных на преодоление бедности за счет взаимодействия самых различных участников: органов власти, НКО и предпринимателей.

Вторая часть конференции была посвящена обсуждению вклада исследователей в процессы изучения бедности. Были показаны результаты последнего проекта «Партисипаторный подход к снижению бедности: механизм общественного участия», проведенного объединенным международным коллективом в составе: профессора Р. Кей (университет Глазго, Великобритания); доцента А-М. Сет-ре (университет Упсала, Швеция), кафедры экономической социологии факультета социальных наук ННГУ под руководством профессора Н.Н. Ивашиненко и научно-исследовательского центра ЭОН под руководством Д.Г. Стрелкова.

Основной целью исследования являлось изучение партисипаторно-го механизма снижения бедности, позволяющего интегрировать усилия государственных органов власти, некоммерческого сектора, социально ответственного бизнеса и представителей малоимущих групп для разработки мероприятий, направленных на снижение бедности.

В рамках исследовательского проекта была проведена серия интервью с представителями служб социальной защиты населения каждого района Нижнего Новгорода и 30 гражданами, обратившимися за помощью в службы соцзащиты. В состав опрашиваемых были включены следующие социальные группы: пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки, многодетные семьи, безработные, беженцы и другие малоимущие граждане. Собеседование проходило на базе районных центров служб соцзащиты.

Особое внимание было сфокусировано на группе многодетных семей и возможности использования пар-тисипаторных методов для работы с ними, а также с четырьмя представителями многодетных семей, испытывающих жизненные трудности. В ходе исследования было проведено собеседование с представителями четырех некоммерческих организаций и совета самоуправления, работающими с многодетными семьями, а также реализован метод включенного наблюдения и собеседования с руководителями и сотрудниками центров.

В докладе А-М. Сетре «Как малоимущие люди могут себе помочь: опыт ЕС и России» были затронуты методологические вопросы определения бедности, сопоставлены результаты нижегородского исследования с результатами исследования в Архангельской

области, что позволило выйти на более широкий уровень обобщений в плане сопоставления с европейскими практиками.

Основываясь на подходе нобелевского лауреата Амартии Сена — «концепции бедности как отсутствии возможностей» — эксперт продемонстрировала сочетание институциональных ловушек бедности и значимости персональных усилий для ее преодоления. Так, институциональные проблемы связаны с неразвитой системой страхования, несовершенной системой гарантий прав человека, сложностью правил получения социальной помощи и низким уровнем доверия к институтам, занимающимся проблемой бедности.

Возможности людей помочь самим себе оцениваются экспертом низко в силу неразвитости инфраструктуры поддержки слабо ресурсных групп. С другой стороны, определенным барьером является психологическое состояние, отсутствие инициативы и неверие в собственные силы. НКО способны выступать посредниками между слабо ресурсными группами и органами власти. Вместе с тем эксперт отмечает риски, связанные со спецификой функционирования третьего сектора, которые необходимо учитывать при организации партисипатор-ного механизма.

Опыт стран ЕС и других регионов России показывает, что обеспечение координации участников процесса преодоления бедности, поддержка социальных сетей, обеспечение доступа к здравоохранению и образованию, формирование доверия населения к системе органов социальной защиты выступают важнейшими социальными ресурсами, повышающими эффективность процесса преодоления бедности.

Второй доклад исследовательской сессии конференции профессора Ребекки Кей «Кто знает, что такое бедность: взаимопонимание как первый этап развития партисипаторности» был посвящен продолжению демонстрации результатов исследования. Привлекая обширные международные теоретические и эмпирические разработки, эксперт показывает, как взаимосвязаны процессы самоидентификации клиентов социальной защиты и стратегии преодоления бедности.

Российские клиенты социальной защиты и специалисты социальной защиты населения (СЗН) в основной массе своей пока не верят, что они могли бы воздействовать на процессы преодоления бедности. Для вовлечения их в управление необходимо проведение значительной работы. Тем не менее, зарубежный опыт показывает, что партисипаторный подход является важной базой социальных технологий. Теоретические рамки нижегородского проекта адекватно соотносятся с концепциями Оскара Люйса «Культура бедности» (1966), Карола Стака (1974), Бэтти Лу Валентайн (1978), Карола Маркса (1991), описывающих жизненные стратегии бедных людей, а также с концепцией Амартии Сена (1979), изложенной в его работе «Измерение возможностей в измерении бедности». На основе анализа этого опыта можно сделать два важнейших заключения: «внешние» объяснения бедности и «внутренние» жизненные опыты бедных людей часто различаются. Изучение и разъяснение этих различий являются важной предпосылкой для разработки эффективных мер и партисипарторных подходов в борьбе с бедностью. Основные причины бедности, указываемые клиентами и специалистами соцзащиты, преиму-

щественно развернуты во внешнюю плоскость: внешние экономические обстоятельства, ситуация на рынке труда, инвалидность, чрезвычайное происшествие.

Несмотря на то, что все обратившиеся говорят о финансовых трудностях, с которыми они сталкиваются, респонденты стараются представляться «хорошими», «активными» и «самостоятельными» бедными, что, по их мнению, включает умение экономить, готовность работать и подрабатывать, участие в неформальных сетях обмена моральной, практической и материальной поддержкой. Таким образом клиенты соцзащиты подчеркивают свои отличия от «недостойных бедных», которые лежат на диване и только просят о помощи. Но эти нар-ративы «достоинства» и «успешности» не совсем соответствуют ни вышеизложенным причинам бедности, ни ежедневному опыту и последствиям бедности, которые описываются респондентами.

Подчеркивая достоинства пар-тисипаторного подхода для решения проблем снижения бедности, эксперт вместе с тем указывает на риски и границы применимости метода. Так в работах Хандлер и Бабкок (2006) доказано, что подход, основанный только на договорах и обязательствах получателей пособий устроиться на работу, снижает в первую очередь их количество, а не уровень бедности. В работах Морген и Вейт (2001) обосновано, что без вложения больших денежных и политических ресурсов в создание хорошо оплачиваемых, перспективных рабочих мест такой подход загоняет бедных людей (особенно самые уязвимые категории) в тупик, оставляя их без социальных гарантий и без заработной платы, превышающей прожи-

точный минимум. Партисипаторный подход может быть удачным, если у специалистов системы соцзащиты будут временные и денежные ресурсы, чтобы тщательно изучить каждый отдельный случай и предоставить каждому человеку адресную программу содействия и поддержки. Таким образом, партисипаторный подход является важным дополнением к традиционной социальной политике, но не ее заменой.

Завершил вторую сессию конференции доклад заведующей кафедрой экономической социологии факультета социальных наук Ивашиненко Н.Н. «Диагностика потенциала внедрения механизма общественного участия: модели и реальность». Продолжая теоретическую дискуссию о сущности партисипаторного подхода, докладчик представила историю поиска адекватной модели для описания процесса интеграции для преодоления бедности. Межсекторное партнерство, вовлекающее и участвующее в управлении, партисипаторность как исследовательский принцип, парти-сипаторность как подход к социальному управлению составляют тезаурус понятий, позволяющий проследить тенденции становления нового социального механизма.

В рамках проведенного исследовательского проекта партисипатор-ный механизм преодоления бедности был представлен как система взаимодействия государственных органов, некоммерческих организаций, социально ответственного бизнеса и самих малоимущих в процессе создания и реализации стратегии снижения бедности в стране.

В докладе была предложена одна из моделей партисипаторной лестницы, разработанная экспертами Мирового

банка и адаптированная для российских условий. Процесс общественного вовлечения может быть структурирован в виде четырех основных элементов: доступность информации; совместные консультации; участие в принятии решений; инициирование и реализация действий. Проведенная диагностика строится на анализе четырех составляющих внутри каждого из участников процесса, описывая проблемы и выявляя точки роста.

Анализ установок работников социальной защиты показывает, что преодоление бедности не рассматривается ими как задача СЗН. Определяя свою миссию, они более склонны говорить о распределение государственных средств согласно законодательству. Тем не менее применение формальных практик при назначении социальной помощи компенсируется личной вовлеченностью и эмпати-ей. Некоммерческие организации, по факту помогающие низко ресурсным социальным группам, тем не менее редко декларируют в своих целях борьбу с бедностью. «Движение против бедности в России», объединяющее 40 НКО, является пока скорее исключением, чем общей практикой.

Для НКО характерен уход от функций лоббирования интересов бедного населения в ходе принятия политических решений и сведение усилий на уровень оказания текущей поддержки, без попыток решения задач в регионе. Клиенты соцзащиты как представители низко ресурсных групп, перешагнувших социальный барьер и обратившихся за социальной помощью, поляризуются между двумя крайними позициями: бесправных просителей и агрессивных тре-бователей соблюдения их прав. У них нет четкого осознания и соотнесения

своих возможностей с имеющимися способами выхода из сложившейся ситуации. Обе позиции, занимаемые клиентами, как полного некритичного принятия системы соцзащиты, так и полного отрицания ее нужности, в реальности базируются на пассивности и отсутствии желания к взаимодействию и его совершенствованию. Слабая коррелированность векторов ценностей работников СЗН, представителей НКО и клиентов соцзащиты проявляется во всех четырех элементах, начиная от доступности информации и заканчивая участием в действиях.

К основным проблемам, возникающим в ходе обеспечения доступности информации для всех участников процесса, относятся: отсутствие обратной связи с клиентами, преобладание анализа административной статистики; распространение информации о возможной социальной помощи, слабо совпадающей с запросами потенциальных клиентов; отсутствие системности во взаимодействии с НКО и социально ответственным бизнесом.

Развитие партисипаторного механизма тормозится отсутствием четких правил, что сдерживает инициативы региональных госорганов. Федерация сегодня концентрирует не только финансовые ресурсы, но и капитализирует доверие, потенциала которого не хватает НКО, чтобы на высоком уровне реализовывать функции социального посредничества между населением и органами власти. Люди, попавшие в беду, редко используют сетевую поддержку, скорее стараются закрыться от других и бороться со своими проблемами в одиночку. В качестве основного решения проблемы видится повышение размера получаемых социальных выплат или нахожде-

ние места работы, социальные услуги не воспринимаются как действенная помощь. Наличие психологических установок и оценок собственного положения как безысходного препятствуют желанию действовать. Тем не менее в Нижегородской области наблюдаются не только проблемы, но и появляются точки роста: инициативы, проекты, позволяющие говорить, что существующие барьеры перед внедрением партисипаторного механизма в практику социального управления, преодолимы.

Третья сессия конференции включала в себя три доклада, переходящие от стратегии преодоления бедности, базирующейся на партисипаторном подходе, к тактике реализации подобных действий. Теодорович МЛ., эксперт в сфере социального управления, координировавший проекты по модернизации службы социальной защиты в Нижегородской области с 1997 г., представил доклад на тему «Партисипаторный механизм в стратегии преодоления бедности». Анализ направлений регулирования благосостояния населения России показывает его реактивный характер, управление традиционно осуществлялось с определенным временным лагом. Социальная политика была «догоняющей» и встраивалась в рамки логики «повышение цен — снижение уровня жизни — индексация доходов малоимущих». При этом последняя фаза наступала уже после того, как общество пополнялось новой когортой маргиналов. Перелом ситуации наметился после 1997г., когда государство стало реагировать на негативные процессы быстрее и более эффективно.

В 2000 г. коллективом российских ученых под руководством члена президиума Государственного

Совета Российской Федерации д.э.н. В.И. Ишаева была разработана «Концепция стратегического развития России до 2010 г.», в которой социальная консолидация общества рассматривается как необходимое условие устойчивого существования и декларируется в качестве важней -шей цели стратегического развития. В этой концепции впервые логика экономической динамики была подчинена достижению социальных целей, а бедность рассмотрена как важней -шая угроза российской государственности и возможности построения гражданского общества.

Бедность как национальная угроза была определена еще Президентом РФ Владимиром Путиным. В продолжение этого вектора в стратегию развития России до 2020 г. включены показатели, отражающие планируемую динамику социальной структуры в стране: доля представителей среднего класса должна составить не менее 60%, а количество бедных — снизиться с 10,5 до 6%. Тем самым преодоление бедности, оставаясь одним из национальных приоритетов, определено как цель государственного управления, предъявляющая новые требования к применяемым социальным технологиям и механизмам, среди которых — наличие полноценной обратной связи со стороны субъектов управленческого воздействия на всех этапах.

Несовершенство механизмов взаимоувязывания интересов, свойственное ряду действующих государственных программ, приводит к размыканию взаимосвязи между действием и ответственностью за его результаты. Как следствие, ответственность за решения в сфере социального управления избыточно концентрируется на политическом уровне, возможная

радикализация форм проявления неудовлетворенности социальных акторов результатами мер политики не ограничивается сопричастностью граждан к их разработке и реализации. Развивающаяся современная российская система государственного управления нуждается в инновациях, открывающих возможность преодоления на практике разрыва в зонах ответственностей и ресурсной обеспеченности различных уровней управления и заинтересованных сторон. Не менее важна сопричастность социальных акторов процессам управления на всех их уровнях, этапах и стадиях.

В странах с длительной историей развития демократических процессов базовые социальные технологии, позволяющие разрешать это противоречие, основаны на принципе парти-сипаторности (участия). Вовлечение заинтересованных сторон в процессы социального управления позволяет объединить усилия государства, общества, граждан и бизнеса на основаниях со-участия и со-ответственности, открывающих дополнительные ресурсы и источники динамики общественного развития. В международной практике использование партисипаторного подхода подтвердило свою оправданность и эффективность и в достижении целей преодоления бедности как социальной проблемы, и в практическом воплощении концепции государственно-частного партнерства.

Состав участников конференции, представляющих как основные уровни власти Нижегородского региона, так и научное обеспечение в лице ведущих российских и зарубежных исследовательских центров и вузов, позволяет надеяться, что проблемы бедности, их изучение и поэтапное решение будет продвигаться вперед.

Петренко М. (Центр развития общественных инициатив «Служение») сделала доклад на тему «Движение против бедности в России. Общественное участие на местном, федеральном и глобальном уровне». Эта движение зародилось в 2005 г. и сейчас объединяет более 40 российских НКО, работая в 15 регионах России. Оно является частью Всемирной коалиции «Глобальный призыв к действиям против бедности» (GCAP — Global Call to Action against Poverty). Миссия коалиции — способствовать улучшению качества жизни населения РФ посредством повышения доступности услуг здравоохранения, образования, обеспечения прав на жилье и достойные условия труда, гарантированные Конституцией РФ.

Подходы, которые использует коалиция в своей кампании, фокусируются на следующих методиках: мобилизация граждан и партнеров, научно-исследовательская работа, лоббистская деятельность, участие в формировании социальной политики и вовлечение широких слоев населения в ее обсуждение, работа со СМИ. Предполагается борьба с бедностью на всех уровнях: на местном — вовлечение населения в благотворительные, добровольческие инициативы; повышение правовой грамотности и гражданской активности; формирование ответственности за свою жизнь, здоровье и т.д.; развитие системы общественного контроля над деятельностью местных органов власти и управления; на региональном уровне — реализация социальных проектов и программ, организация площадок для обсуждения проблем бедности в регионе; на федеральном уровне — реализация социальных проектов и программ, созда-

ние эффективных механизмов участия населения в процессе принятия решений в области социальной политики РФ; на глобальном — участие в международных кампаниях по обращению к лидерам стран Большой Восьмерки/ Двадцатки.

В рамках третьей сессии конференции был представлен доклад представителя одного из территориальных органов самоуправления Беляковой В. В., председателя ТОС № 7 Автозаводского района Нижнего Новгорода «Роль территориального самоуправления в реализации мер социальной поддержки различных категорий малоимущих граждан». ТОСы представляют собой относительно новые типы общественных организаций. Практика их работы также демонстрирует возможные варианты объединения усилий органов власти и энтузиастов.

В рамках программ преодоления бедности ТОС № 7 работает со следующими категориями: семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации (малоимущие, безработные и т.д.); семьи пожилых людей (ветеранов, участников ВОВ, пенсионеры); многодетные семьи; семьи с инвалидами; семьи одиноких родителей; семьи опекунов или приемных родителей; дети, подростки, молодежь.

Основными задачами центра являются: социально-культурная реабилитация населения через участие в различных мероприятиях социальной направленности; создание условий для различных видов деятельности с учетом возраста и интересов жителей; выявление нужд и потребностей целевой аудитории через различные мероприятия; повышение качества и доступности различных видов услуг

для населения; профилактика правонарушений среди подростков. Среди постоянных партнеров ТОСа уже сегодня есть как органы власти, так и всевозможные профильные НКО. Организационная форма ТОСа позволяет ему пользоваться всеми преимуществами партисипаторного подхода, объединяющего различные ресурсы как бюджетные, так и частные.

Завершилась конференция проведением круглого стола, в рамках которого обсуждались перспективы продолжения исследовательского проекта в Нижегородской области. В ходе дискуссии были затронуты как актуальность различных плоскостей изучения проблемы бедности, так и методологические аспекты реализации научных исследований.

Ивашиненко H.H.,

д.э.н., проф., зав. кафедрой экономической социологии Нижегородского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.