УДК 316
И.С. Романычев
канд. социол. наук, доцент, кафедра теории и технологии социальной работы, Институт повышения квалификации Департамента социальной защиты населения г. Москвы
Н.А. Феоктистова
директор, ГБУ СО МО «Клинский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Милосердие»,
Московская область
СТРАТЕГИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
Аннотация. Цель статьи - рассмотреть основные стратегии, используемые отечественной системой социальной защиты населения, по обеспечению общественной интеграции социально-уязвимых категорий граждан. В статье поднимается проблема коррекции методик работы современных социальных служб.
Ключевые слова: социальная служба, социальное обслуживание, клиент социальной службы, социальная интеграция, социальная работа.
I.S. Romanychev, Qualification Improvement Institute of the social security Department of Moscow
N.A. Feoktistova, Klinsky centre of social service for elderly and disabled citizens «Miloserdiye», Moscow region
STRATEGY OF SOCIAL INTEGRATION OF THE CLIENTS OF SOCIAL SERVICES
Abstract. The purpose of the article is to consider the basic strategies used by the Russian system of social protection of the population, to ensure the social integration of socially vulnerable categories of citizens. The article raises the problem of correction of the methods of work of modern social services.
Keywords: social service, social services, a client of social services, social integration, social work.
Сегодня в России более 30 миллионов человек пользуются различными услугами учреждений социальной защиты населения. К основным категориям клиентов социальных служб относятся лица с ограниченными возможностями, граждане пожилого возраста, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные граждане, лица без определённого места жительства, а также много других, менее массовых социальных категорий. В целях роста их социальной адаптированности работает огромная сеть социальных служб, в которой наиболее массово представлены такие учреждения, как центры социального обслуживания пожилых и инвалидов, дома-интернаты для пожилых и инвалидов, психоневрологические интернаты, центры социальной помощи семье и детям, детские дома и интернаты, социально-реабилитационные центры для инвалидов, центры социальной адаптации бездомных и т.д. В сфере социальной защиты населения России задействованы около полумиллиона сотрудников - социальных работников, специалистов по социальной работе, психологов, социальных педагогов, воспитателей, врачей, медсестёр, инструкторов по лечебной физкультуре и трудотерапии, культорганизаторов.
Главное направление деятельности сотрудников социальной защиты - повышение уровня и качества жизни наиболее уязвимых слоёв населения, их деятельная адаптация в окружающем мире. Однако было бы ошибкой полагать, что длительное пребывание ребёнка или инвалида в стационарном учреждении адаптирует его настолько, что повышается его самоопределение и самостоятельность в решении своих индивидуальных проблем. Зачастую происходит дезадаптация личности, проявляется синдром «госпитализма», и зависимость человека от социальной службы только усиливается. Ни в коем случае не отрицая положительную роль стационарных учреждений, выступающих порой как последний способ устройства человека, авторы хотят заострить внимание на внедряемых стратегиях роста интегрированности личности в социуме. Сегодня эти стратегии берутся на вооружение учреждениями социальной защиты населения в связи с проводимой модернизацией социальной сферы, которая, помимо всего
прочего, подразумевает постепенный отход от «закрытых» форм социальной защиты человека (в первую очередь это относится к содержанию клиентов в стационарных учреждениях) и повышение уровня включённости клиента социальной службы в общественные процессы. В этой связи авторы намерены осветить шесть основных стратегий общественной (социальной) интеграции клиентов, практикуемых отечественными социальными службами.
Социальная интеграция (лат. Integratio - восстановление, восполнение; лат. Integer -целый) в упрощённом понимании подразумевает принятие индивида другими членами группы. В широком же смысле, это процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными, малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей и интересов [9, с. 151]. К деятельности учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения может относиться как первая, так и вторая трактовка. Во втором случае находит отражение общесоциальная цель деятельности таких учреждений - сделать так, чтобы инвалиды, дети, пожилые, малообеспеченные, бездомные реабилитировались и стали полноценной частью социума. Однако первый вариант определения не менее значим для понимания сущности общественной интеграции. Ибо она немыслима без включения человека в группу - любую, которая способна поддержать его на пути к росту собственного потенциала и желаемым личностным изменениям. Почти во всех представленных ниже интеграционных стратегиях подразумевается наличие какой-либо малой группы, которая должна стать важной ступенькой для человека на пути к полноценной социальной адаптации.
На сегодняшний день российская система социальной защиты практикует шесть основных стратегий интеграции клиентов в социум:
1. Развитие безбарьерной среды.
2. Стационарозамещающие технологии социального обслуживания.
3. Инклюзивное образование.
4. Развитие занятости клиентов.
5. Социальное сопровождение.
6. Создание терапевтических сообществ. Развитие безбарьерной среды.
Данная стратегия предусматривает повышение физической доступности объектов окружающего мира для инвалидов и маломобильных групп населения. К маломобильным группам населения, кроме лиц с ограниченными физическими возможностями, согласно законодательству, также относятся: временно нетрудоспособные, пешеходы с детскими колясками, беременные женщины и т.п. К этой же категории относятся люди преклонного возраста и дети, мобильность и координация движения которых ограничены вследствие их возрастных особенностей.
В целом, безбарьерная среда - это совокупность элементов бытового обустройства, повышающих доступность объектов инфраструктуры. В самом простейшем варианте безбарьерная среда подразумевает наличие пандусов на лестницах, тротуаров с хорошим ровным покрытием, достаточно широких дверей, лестничных подъёмников, звуковых светофоров, низкополь-ных транспортных средств, контрастной цветовой разметки тротуаров, предупредительных знаков на стеклянных дверях и других элементов внешней среды, облегчающих передвижение маломобильных групп населения. Согласно мировым статистическим данным, в любой момент элементами безбарьерной среды пользуются от четверти до трети населения.
В Москве в 2012 году для удобства инвалидов приспособлено 3 тыс. общественных зданий, таким образом, полностью или частично приспособлены 73 % объектов образования, соцзащиты, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта. Городом закуплено 3300 низко-польных автобусов и троллейбусов; в целом общее количество низкопольных автобусов в сто-
лице достигло 4,6 тысячи единиц, а низкопольных троллейбусов - 768 единиц. На 117-ти дворовых территориях понижен бордюрный камень, для инвалидов приспособлены более 300 квартир и 100 входных групп подъездов [1]. Всего же на формирование безбарьерной среды Москвой было освоено 1,6 млрд рублей.
Повышение физической доступности инфраструктуры - первый и наиважнейший шаг к социальной интеграции маломобильных групп граждан, поскольку с ощущением физической доступности пробуждается потребность в более деятельном освоении окружающего мира, и при этом сам мир уже не кажется таким враждебным и отторгающим. Реализация во многих регионах России программ формирования доступной среды является важнейшим гуманитарным актом на пути к полноценной социальной интеграции наиболее уязвимых членов общества.
Стационарозамещающие технологии социального обслуживания. Развитие стацио-нарозамещающих технологий имеет цель максимально удлинить период нестационарного пребывания клиента. Ещё в 1980-е годы в СССР появляется такое направление, как социальное обслуживание на дому, которое позволило сотням тысяч одиноких и немощных пожилых граждан получать социально-бытовые услуги дома, не отправляясь в интернаты. Сегодня надомное обслуживание стало самым массовым направлением социальной работы с пожилыми и инвалидами. Так, в Москве социальные услуги на дому получают ныне 136 тысяч пожилых людей и инвалидов. Притом, огромные очереди на стационарное обслуживание разгружаются также с помощью открытия патронажных отделений при пансионатах для ветеранов труда и психоневрологических интернатах. Задача данных патронажных отделений - медико-социальное обслуживание клиента непосредственно у него на дому.
Пока ещё новыми и не везде апробированными технологиями являются организация приёмных семей для одиноких пожилых граждан (Забайкальский край, Астраханская область), создание гостевых семей для пожилых (республика Беларусь), реализация проекта «Санаторий на дому» для ветеранов Великой Отечественной войны (г. Москва). В отношении детей успели себя зарекомендовать семейные воспитательные группы, чья цель - обеспечение пребывания ребёнка в семейной обстановке, даже если он остаётся под юрисдикцией интерната. Стационарозамещающие технологии социального обслуживания позволяют человеку проживать не в казённом доме, а в своей, пусть и не родной, семье, что привносит в жизнь человека совсем другую систему смыслов и ориентиров. При реализации стационарозамещающих технологий остаются актуальными социальные связи человека, происходит индивидуализация быта, укрепляются личностно-эмоциональные отношения. При этом стоит учесть, что при использовании ста-ционарозамещающих технологий не снимается ответственность с органов социальной защиты за контроль над состоянием здоровья и социальным благополучием человека.
Инклюзивное образование. Под инклюзивным образованием (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) подразумевается процесс развития общего образования, который подразумевает повышение доступности образования для всех, включая детей с особыми потребностями, в частности, детей-инвалидов. В сфере инклюзивного образования развивается особая методология, направленная на детей и признающая, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование направлено на разработку и внедрение такого подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. При этом предполагается, что если преподавание и обучение станут более эффективными в результате таких изменений, то выиграют все дети, задействованные в этих процессах, включая детей без патологий.
Проходя через программы инклюзивного образования, ребёнок-инвалид посещает детский сад или школу наравне с обычными детьми, социализируется в их среде, что, безусловно, несёт больший интеграционный эффект, чем его пребывание в закрытом образовательном учреждении или получение образования на дому. Однако основными проблемами развития инк-
люзивного образования всё ещё остаются низкий уровень толерантности со стороны учащихся по отношению к «особым детям», недоверие к программам инклюзивного образования со стороны ряда педагогов, слабый уровень вовлечённости родителей в процесс инклюзивного образования [8, с. 585].
Как показывают исследования, наибольшая терпимость к тому, чтобы учиться в одном классе с такой категорией детей, проявляется у учащихся чаще по отношению к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Менее терпимы они к тем, у кого есть нарушения слуха и зрения. Наконец, самый низкий уровень толерантности выявляется в отношении детей с нарушениями в умственном развитии - почти половина учащихся высказывает пожелание, чтобы те дети учились в отдельной школе [4].
В 2011 году в Москве инклюзивную практику реализовали 187 образовательных учреждений города, что составляет 5 % от их общего числа. Из них 96 учреждений - для детей дошкольного возраста и 91 - для детей школьного возраста. В данных учреждениях обучались и воспитывались 967 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них:
16,3% - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
14,2% - с нарушениями слуха;
13,8% - с нарушениями интеллекта;
13,1% - с тяжелыми нарушениями речи;
8% - с расстройствами аутистического спектра;
8% - с нарушениями зрения;
28,2% - с другими нарушениями и различными инвализирующими заболеваниями, в т.ч. с генетическими заболеваниями и редкими синдромами [5].
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные образовательные условия, разрабатываются индивидуальные образовательные планы, организуется психолого-педагогическое сопровождение. Однако интеграционный эффект достигается не только и не столько через усвоение учебного материала, сколько через включение в среду, практически аналогичную той, в которую ребёнку придётся вступать по мере взросления. Эта среда состоит из людей, которые в большинстве не являются инвалидами, однако умение адаптироваться к их обществу, чувствовать себя с ними наравне, в чём-то конкурировать с ними - эта совокупность навыков неоценима для самореализации инвалида в дальнейшей жизни. Помимо всего прочего, инклюзивное образование призвано воспитать толерантность в здоровых детях, укрепить в них осознание разноликости окружающего мира и привести их к признанию за каждым человеком права быть полноценным членом общества.
Развитие занятости клиентов. Приобщение клиентов социальных служб к занятости является важнейшей стратегией их интеграции в социум. В данном случае речь идёт не столько о трудотерапии, успешно используемой в стационарных и полустационарных учреждениях социальной защиты, сколько о развитии официальной занятости наиболее уязвимых слоёв населения - в учреждениях, на предприятиях и т.д. Занятость позволяет не только получать стабильный доход, но и создаёт условия для самореализации человека, пребывания его в коллективе и, соответственно, расширения его социальных связей. Занятость, помещая человека в конкурентное поле, создаёт для него стимул к работе над собственным профессиональным уровнем.
В течение 2012 года в Москве создано 2503 рабочих места для инвалидов, что составляет 100,1% от планового показателя. Всего в Москве имеют постоянную работу 85,7 тысяч людей с ограниченными возможностями. Это при том, что в столице проживает 250 тысяч инвалидов трудоспособного возраста, а медико-социальные показания к трудоустройству установлены у 150 тысяч из них. В бюджете Москвы на 2013 год на адаптацию инвалидов в обществе предусмотрено 6 млрд руб., на их медицинское обеспечение - 7,4 млрд руб., а на программу занятости инвалидов - 1,6 млрд руб. [3].
Но программы интеграции клиентов с помощью занятости не исчерпываются только программами в отношении инвалидов. В России с 2010 года проводятся Ярмарки вакансий для пожилых людей, и статистика показывает, что, как минимум, треть посетителей этих мероприятий в первый же день находит для себя подходящую работу. Разные неправительственные организации устраивают на работу лиц без определённого места жительства, бывших заключённых и т.п. При этом, сами общественные организации зачастую являются главной сферой трудоустройства социально уязвимых категорий граждан.
Социальное сопровождение. Законодательная трактовка предполагает социальное сопровождение, которое осуществляется социальными службами временно или постоянно - в целях оказания гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, услуг социального обслуживания, а также предотвращения опасных для их здоровья и благополучия последствий необеспеченности указанными услугами. Социальное сопровождение предоставляется:
- несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (детям-инвалидам; детям с ограниченными возможностями здоровья; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; беспризорным детям; несовершеннолетним, подвергшимся насилию);
- воспитанникам детских государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в указанных учреждениях;
- семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и лишенным постороннего ухода, помощи и поддержки [7, с. 220].
Однако более широкое представление о социальном сопровождении подразумевает постоянную работу с человеком, нуждающимся в активной социальной интеграции. Это может относиться и к бывшим заключённым, и к лицам без определённого места жительства, и к лицам, страдающим психическими расстройствами. Так, в Москве разрабатывается новое направление в работе с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, и проводится комплекс мероприятий по их ресоциализации, что предполагает:
- содействие в сохранении и восстановлении социальных связей с родственниками;
- содействие в трудоустройстве;
- проведение занятий в «Школах подготовки к освобождению» и др.
По сути, социальное сопровождение нуждается в более широкой трактовке: оно должно подразумевать, что социальные службы устанавливают вокруг человека систему связей. Это -связи с учреждениями здравоохранения, образования, культуры, спорта, занятости, общественными организациями и т.п. Социальная служба в данном случае должна являться сердцевиной межведомственного взаимодействия по решению текущих проблем человека, активно интегрируя его в социум и выполняя контрольно-координационные функции. Законодательная доработка функциональной сущности социального сопровождения остаётся делом будущего, в противном случае социальные службы будут оставаться бессильны при защите интересов своих клиентов перед различными организациями и ведомствами.
Создание терапевтических сообществ. Терапевтическое сообщество - организованная группа граждан, чьё взаимодействие направлено на совместное преодоление трудной жизненной ситуации. Часто под терапевтическим сообществом понимается группа самопомощи, сознательно организованная гражданами, объединёнными общей проблемой (инвалиды, наркозависимые, многодетные родители и т.п.) Однако «терапевтическое сообщество» является более широким термином, вмещая в себя различные способы совместной реабилитационной работы. Терапевтические сообщества используются в социальной работе с наркозависимыми, алкого-
ликами, ВИЧ-инфицированными, инвалидами, а также с членами их семей. Последнее не менее важно, поскольку позволяет обменяться опытом по взаимодействию в проблемных семьях, спровоцировать «эмоциональный выплеск».
Терапевтические сообщества могут создаваться с помощью онлайн-коммуникаций. Значимость электронного терапевтического сообщества на сегодняшний день ещё слабо изучена, однако сам факт роста их числа является свидетельством растущей актуальности новой формы социальной терапии. Данная стратегия интеграции чаще используется негосударственными организациями и направлена на коллективное решение идентичных проблем. Однако в последнее время государственные учреждения социальной защиты также стали прибегать к использованию данной методики, прекрасно осознавая, что потенциал решения социальных проблем клиентов часто заложен в них же самих. Создание клубов многодетных родителей или родителей детей-инвалидов при Центрах помощи семье и детям, реализация в этих клубах специальных программ психологической поддержки, укрепление взаимопомощи между членами клуба -одна из наиболее распространённых форм использования метода терапевтических сообществ в государственных организациях.
Через терапевтическое сообщество человек восстанавливает социальные связи, обретает стабильную систему контактов, обменивается опытом по преодолению трудных жизненных ситуаций. Терапевтические сообщества позволяют не просто найти новые контакты. Они погружают человека в новую среду - среду поддержки и понимания. В терапевтическом сообществе формируется чувство ответственности как за других, так и за себя, поскольку процесс решения индивидуальной проблемы проходит на виду у всего сообщества. Вхождение в сообщество является главным отправным звеном дальнейшей интеграции человека в общество [6, с. 424].
Уже сейчас можно констатировать, что модернизация отечественной социальной защиты предусматривает не только изменения в законодательстве или увеличение финансирования. В наиважнейшем сущностном понимании модернизация - есть смена методов работы. Эти методы должны максимально отойти от формирования излишней зависимости клиента от социальной службы, по возможности инициировать стиль «свободной жизнедеятельности» клиента, повысить уровень его автономии, сделать его частью социума. Приведённые стратегии интеграции клиентов в социум отнюдь не предполагают массовое и повсеместное использование данных методов - необходимы годы для изменений самого характера отношения клиента и социальной службы.
Социальная защита должна постепенно вставать на путь отхода от поддержки иждивенческих стремлений клиента, поскольку основной смысл социальной защищённости человека - это свобода его самореализации при поддержке государства. Интегрированный в социум человек, даже отягощённый инвалидностью, последствиями зависимостей или семейными проблемами, находит своё место в различных малых группах, обретает необходимые поддерживающие контакты, избирает путь реализации своих способностей. Система социальной защиты здесь выступает не столько как раздатчик социальных благ, сколько как активный интегратор, служащий делу самоопределения и свободного развития человека.
Список литературы:
1. Закон г. Москвы № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» от 09 июля 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/main/documents/261/1358/1359/12721
2. Власти Москвы в 2012-2016гг. выделят 150 млрд руб. на программу социальной интеграции инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dislife.ru
3. Из опыта работы специалистов социальных учреждений города Москвы [Текст] / Инновационные технологии социального обслуживания населения, ИПК ДСЗН, 2009. - 66 с.
4. Инвалиды в Москве будут трудоустроены, в полном объеме обеспечены ТСР, а также получат сертификаты на продукты и слуховые аппараты [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.dislife.ru
5. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.min-reabilit.ru
6. Инклюзивное образование не может быть построено в одночасье [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.ug.ru
7. Технология социальной работы: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. Е.И. Холо-стовой, Л.И. Кононовой. - М.: Юрайт, 2011. - 503 с.
8. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 6-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 344 с.
9. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория, практика: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. - М.: Юрайт, 2011. - 905 с.
10. Энциклопедия по социологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru
List of references:
1. The law of Moscow № 34 «On the social services of the city of Moscow» dated July 09, 2008 [Electronic resource]. - URL: http://vestnik.mos.ru/main/documents/ 261/1358/1359/12721
2. The authorities of Moscow in 2012-2016 years. will allocate 150 billion rubles on the program of social integration of the disabled [Electronic resource]. - URL: http://www.dislife.ru
3. From the experience of specialists of social establishments of the city of Moscow [Text] Innovative technologies of social service of the population, IPK DSPP, 2009. - 66 p.
4. Persons with disabilities in Moscow will be employed, are fully provided with TCP, and will receive certificates for the products, and hearing AIDS [Electronic resource]. - URL: http://www.dislife.ru
5. Inclusive education of children with disabilities [Electronic resource]. - URL: http://www.min-reabilit.ru
6. Inclusive education cannot be built overnight [Electronic resource]. - URL: http://new.ug.ru
7. Technology of social work: a textbook for undergraduate [Text] / ed. by E.I. Kholostova, L.I. Kononova. - M: Yurayt, 2011. - 503 p.
8. Kholostova E.I. Social work with the disabled: textbook / E.I. Kholostova. - 6th ed. - M: Dashkov and K, 2010. - 344 p.
9. Kholostova E.I. Social work: history, theory, practice: a textbook for undergraduate / E.I. Kholostova. - M.: Yurayt, 2011. - 905 p.
10. Encyclopedia of sociology [Electronic resource]. - URL: http://dic.academic.ru