Научная статья на тему 'Социально-экономическое состояние населения с ограниченными возможностями в республике Башкортостан'

Социально-экономическое состояние населения с ограниченными возможностями в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
409
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРАЖДАНЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ПРОБЛЕМЫ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / РЕСПУБЛИКАНСКИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / PHYSICALLY HANDICAPPED CITIZENS / SOCIAL PROTECTION / PROBLEMS / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / REPUBLICAN TARGET PROGRAMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блаженкова Н. М., Гайсина А. Р.

Статья посвящена существующей на сегодняшний день проблеме защиты маломобильных граждан в республике, формирования доступной и комфортной среды для их жизнедеятельности. Рассмотрены действующие нормативно-правовые документы, программы, способные обеспечить социальную защиту данной категории граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическое состояние населения с ограниченными возможностями в республике Башкортостан»

образовательной системе, а не наоборот, как в случае инклюзии. Тем не менее и интеграция, и инклюзия признаются на сегодня закономерными этапами развития системы профессионального образования, логически продолжающими и не противоречащими друг другу, поскольку и в том и в другом случае речь идет о расширении доступа к образованию и включении студента ссуза или вуза с особыми образовательными потребностями (в данном случае с ограниченными возможностями здоровья) в процесс профессиональной подготовки.

Список литературы:

1. Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы / http: www.dislife. ru/flow/theme/4696.

2 Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / Сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 95 с.

3. Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» (г. Москва, 12 апреля 2012 г.). -Госдума РФ, Комитет по образованию / http://www. уе stniknews. ra/mdex.php?option=com_content&task=v iew&id=670&Itemid=1.

4. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 06.11.2011 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» / http://www.referent. га/1/67160.

5. Федеральная целевая программа. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы / http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ ViewFcp/View/2011/392/.

6. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы / http://fcp.economy.gov.ru/ cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/305/.

Блаженкова Н.М. Гайсина А.Р.

доктор экономических наук, профессор, аспирант Уфимской государственной

заведующая кафедрой «Финансы и банковское дело» академии экономики и сервиса, г. Уфа Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа

УДК 364.65:364.694(470.57)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Статья посвящена существующей на сегодняшний день проблеме защиты маломобильных граждан в республике, формирования доступной и комфортной среды для их жизнедеятельности. Рассмотрены действующие нормативно-правовые документы, программы, способные обеспечить социальную защиту данной категории граждан.

Ключевые слова: маломобильные граждане, социальная защита, проблемы, безбарьерная среда, республиканские целевые программы.

SOCIAL AND ECONOMIC CONDITION OF THE POPULATION WITH THE LIMITED POSSIBILITIES IN REPUBLIC BASHKORTOSTAN

Physically handicapped citizens in the Republic of Bashkortostan, social protection and problems. The article is devoted to the current day of the problem of protection of the disabled citizens in the Republic, formation of accessible and comfortable environment for life. Reviewed the existing normative-legal documents, programs, are capable of ensuring social protection of this category of citizens.

Key words: physically handicapped citizens, social protection, problems, barrier-free environment, republican target programs.

В России насчитывается более 13 миллионов людей с инвалидностью, из них более 500 тысяч — дети-инвалиды. Это составляет порядка 9 % населения России [1].

По состоянию на 1 января 2012 года в республике проживает 324 992 инвалида, 14 578 из них - дети.

Среди общего количества людей с ограниченными возможностями здоровья - 6 332 инвалида-колясочника, 3 549 инвалидов по слуху, 11 818 инвалидов по зрению. Всего доля людей с ограниченными возможностями здоровья от общего количества населения составляет 8,0 %.

Приспособленность социально значимых административных зданий и сооружений муниципальных образований республики требованиям безба-рьерной среды следующая.

Так, с учетом доступности для инвалидов выявлено 25 075 административных объектов. При этом насчитываются еще 14 550, в которых отсутствуют условия беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения. И если в городах таких зданий - 2 751 объект, то в районах - 11 755.

Наибольшее количество необорудованных объектов отмечается в сфере торговли и общественного питания, образования, культуры, здравоохранения, почтовой связи, в органах управления и государственной власти.

В 2012 году запланировано оборудование 4 446 административных зданий, сооружений.

Что касается приспособления жилых объектов и дворовых территорий, прилегающих к домам, в которых проживают инвалиды-колясочники, то состояние следующее. Так, по республике выявлено 2 667 территорий жилых домов и входов в жилые здания, где проживают инвалиды-колясочники. Из них 1 765 не оборудованы с учетом требований безбарьерной среды и 902 - соответствуют всем требованиям.

В 2012 году планируется привести в соответствие с нормами «доступной среды» 498 территорий жилых домов и входов в жилые здания, в которых проживают инвалиды-колясочники.

В республике насчитывается 2 341 единица транспорта, не оборудованного с учетом требований безбарьерной среды, и 250 - соответствующих необходимым нормам.

Что касается парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов с установкой специальных знаков и нанесением разметки, то всего в городах и районах Башкортостана их насчитывается 734. В текущем году планируется оборудовать еще 977 [1].

К маломобильным гражданам относятся:

- инвалиды всех категорий, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к огра-

ничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты;

- лица пожилого возраста;

- граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски;

- другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Основная задача, стоящая не только перед государством, но и в целом перед обществом, это — создание условий для беспрепятственного передвижения, доступа маломобильных граждан и их пользования объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур республики; устранение дискриминационного воздействия архитектурных, транспортных и коммуникационных барьеров, ущемляющих права и свободы маломобильных граждан. Поэтому создание доступной, комфортной и дружелюбной среды для данной категории граждан является не только актуальной темой, но и шагом, позволяющим устранить «отношенческий» барьер к ним, и характеризует степень зрелости общества.

Поэтому создание безбарьерной среды для маломобильных граждан республики возможно, во-первых, укреплением и совершенствованием существующей нормативной правовой базы, направленной на создание безбарьерной среды в республике; во-вторых, улучшением существующей инфраструктуры в республике в целом.

Определение социальной защиты инвалидов дано в Законе Республики Башкортостан «О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан» от 14.07.1993 г. № ВС 18/45, согласно которому «социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» [2].

В Республике Башкортостан последовательно и системно проводятся работы по повышению качества и уровня жизни инвалидов. Государством гарантируется социальная поддержка, социальная помощь или социальное обеспечение, предоставляется

система налоговых и иных льгот, а также стимулируется участие негосударственных организаций в социальной защите инвалидов.

В настоящее время реализуется республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, направленная на создание инвалидам условий для равного с другими гражданами участия в жизни общества за счет формирования общей среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов. Согласно прогнозу, общий объем финансирования данной программы составит 3 039,48 млн. рублей.

В соответствии с данной республиканской целевой программой объекты социальной инфраструктуры подлежат оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа.

В республике также утверждена республиканская целевая программа «Народный университет третьего возраста» на 2011-2013 годы, целью которой является повышение уровня и качества жизни людей пожилого возраста, а также повышение уровня самообразования и самосовершенствования пожилых граждан. Общий объем финансирования программы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 19,6 млн. рублей.

В рамках программы пожилые люди прошли обучение по таким направлениям, как основы компьютерной грамотности, обучение английскому языку, овладение основами семейной психологии, обучение основам лечебной физкультуры. Всего в 2011 году прошли обучение более 16 тысяч человек в городах и районах республики.

В целях увеличения возможностей удовлетворения потребностей пенсионеров и инвалидов в туристических услугах разработана республиканская целевая программа развития социального туризма в Республике Башкортостан на 2011 год. В 2011 году около 3 000 жителей республики получили возможность отдохнуть: по маршрутам республики - 1 927 человек, в турах по России - 780, в зарубежных странах - 281 человек.

Государство оказывает всестороннюю помощь пожилым людям в виде предоставления различных мер социальной поддержки, создания развитой системы социальных служб, предоставляющих разнообразные услуги.

Комплекс мероприятий, проводимый органами государственной власти республики с целью формирования доступной среды для маломобильных категорий населения, имеет особую значимость в повышении эффективности социально-экономического развития республики.

На сегодняшний день существуют следующие меры социальной поддержки инвалидов в республике [1]:

- ежемесячная денежная выплата, размер которой с 1 апреля 2011 года составил:

- инвалидам I группы - 2 532,78 руб.;

- инвалидам II группы - 1 808,80 руб.;

- инвалидам III группы - 1 447,97 руб.;

- ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется органами социальной защиты населения по месту жительства (постоянной регистрации) заявителя;

- обеспечение инвалидов жилой площадью;

- обеспечение техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями;

- оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам;

- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации, к объектам социальной инфраструктуры;

- обеспечение необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидами;

- обеспечение занятости инвалидов;

- социально-бытовое обслуживание инвалидов;

- приобретение единых социальных проездных билетов;

- выплата инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- выдача «Социальной карты Башкортостана».

В отношении детей-инвалидов существуют следующие меры социальной поддержки в республике:

- ежемесячная денежная выплата установлена с 1 апреля 2011 года в размере 1 808,80 руб.;

- набор социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера); предоставление путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), стоимость которых с 1 апреля 2011 года установлена в размере 750,83 руб.;

- ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- обеспечение техническими средствами реабилитации детей-инвалидов в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями;

- выплата инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- выдача «Социальной карты Башкортостана».

Все меры социальной поддержки направлены на обеспечение данной категории граждан до-

Государственно-частное партнерство

ступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам.

Предоставление мер социальной защиты, создание условий для адаптации пожилых людей и инвалидов в современном обществе определены также в долгосрочной целевой программе «Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы.

Отметим также, что в республике стартует проект молодежной общественной организации «Молодежный центр изучения финансовых операций» - «Фондовый университет для людей с ограниченными возможностями», целью которого является реализация права на образование молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. С помощью данного проекта предполагается разре-

шение такого актуального вопроса, как трудоустройство инвалидов.

Таким образом, реализация целого комплекса программ и мероприятий в республике направлена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод и в поощрение уважения их достоинства.

Список литературы:

1. Доклад Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о состоянии дел по созданию в Республике Башкортостан доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан.

2. Сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан http: www.mintrudrb.ru.

3. Сайт Министерства здравоохранения и социального развития Республики Башкортостан http: www. minzdravsoc.ru.

Ибрагимова Н.У.

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Управление и экономика предпринимательства»

Уфимской государственной академии экономики и сервиса, г. Уфа

УДК 334.723-043.86:332.133.6

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В настоящей публикации рассматриваются проблемы и перспективы для реализации проектов государственно-частного партнерства в России и регионах. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия предпринимательских структур и власти позволяет совместными усилиями решать самые масштабные задачи и реализовывать крупные проекты, способствующие социально-экономическому развитию регионов.

Ключевые слова: взаимодействие частного и государственного секторов, проекты государственночастного партнерства, промышленные кластеры, инвестиционные проекты.

CLUSTER THE APPROACH AS THE EFFECTIVE MECHANISM OF DEVELOPMENT STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

In the present publication problems and prospects for implementation of projects of gosukdarstkveno-private partnership in Russia and regions are considered. The state-private partnership as a form of interaction of enterprise structures and the authorities allows joint efforts to solve the major problems and to realize the large projects promoting social and economic development of regions.

Key words: interaction of private and state sectors, projects of gosukdarstkveno-private partnership, industrial clusters, investment projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.