Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение и регулирование процесса внедрения инклюзивного образования'

Нормативно-правовое обеспечение и регулирование процесса внедрения инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1494
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INCLUSIVE TRAINING / MODERNIZATION / RIGHTS OF DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Л. М.

Данная статья посвящена проблеме нормативно-правового обеспечения и регулирования процесса внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Статья может представить интерес для менеджеров образования, ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в многоуровневой системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение и регулирование процесса внедрения инклюзивного образования»

Государственно-частное партнерство

городских и земских учреждений, сословий, частных лиц и сбора за учение. С целью создания дополнительных статей дохода для школы было разрешено помещать в облигации кассы городского и земского кредита капиталы казенных учреждений [6, с. 132]. Казенное имущество закупалось частично за счет казенных денег, частично за счет специальных фондов путем участия в публичных торгах в соответствии с Счетным уставом [4].

Следует заметить, что из государственного казначейства выделялись весьма скудные средства, то есть на попечителях лежала огромная забота об изыскании финансовых потоков. К примеру, содержание училищ Оренбургской губернии в 1875 году стоило 39 946 руб. 81 коп. (из государственного казначейства выделено 10 299 руб. 50 коп.), а в 1899 году -183 487 руб. 72 коп. (из государственного казначейства

- 59 374 руб. 10 коп.). Отсюда видно, что содержание училищ спустя 25 лет функционирования округа увеличилось в общей сложности на 143 527 руб. 90 коп. и, в частности, из сумм государственного казначейства на 49 074 руб. 60 коп. [13, с. 158].

Кроме того, попечители активно привлекали благотворительные общества и способствовали их открытию и функционированию. Так, только в Оренбургской губернии существовали «Общество взаимопомощи учащим и учившим в низших училищах Оренбургской губернии» (1895 г.), «Общество вспомоществования учащимся» (1898 г.), «Общество попечения о народном образовании в Челябинске» (1898 г.), «Троицкое общество попечения о народных училищах», «Оренбургское общество приказчиков», «Общество вспоможения нуждающимся жителям г. Оренбурга». К примеру, «Общество взаимопомощи учащим и учившим в низших училищах Оренбургской губернии» в 1903 году выделило постоянные пособия двум лицам, временные - семи лицам на сумму 233 руб., выдало семь ссуд с обязательным и бессрочным возвратом. «Общество попечения о народном образовании в Челябинске» и «Троицкое общество попечения о народных училищах» самостоятельно содержали свои училища. Кроме того, силами данных обществ были проведены народные чтения со сбором средств и устроены публичные бесплатные библиотеки при училищах.

Итак, деятельность попечителя Оренбургского учебного округа имела государственно-общественный характер и уставными нормами ему предоставлялись административные полномочия по управлению, руководству и организации учебно-воспитательного процесса, социально-экономической деятельности учебных заведений учебного округа. Целью и задачами Оренбургского учебного округа являлись реализация государственной политики в области системы образования Урало-Поволжского региона,

учитывая его поликультурные и многонациональные особенности.

Реализации задач способствовали, во-первых: эффективная управленческая и финансовая деятельность попечителя Оренбургского учебного округа как государственного чиновника, который умело руководил учебно-окружным центром, как отдельным учебным ведомством. Оно имело определенные функции, штаты, бюджетное финансирование, делопроизводство. Во-вторых - осуществление функций социально-экономического характера, что обеспечивало взаимодействие образовательной системы с представителями экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных объединений, родителями и работодателями; совершенствование системы управления и координации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях и организациях системы образования.

Список литературы:

1. Галиуллина С Д. Нормативно-правовое регулирование института попечительства в народных училищах Российской империи // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 5. С. 191-193.

2. Галиуллина С Д. Исторические предпосылки создания Оренбургского учебного округа // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. -№ 2. С. 23-24.

3. ГАОО. Ф. 75. Д. 52. Л. 7-8.

4. Там же. Л. 6.

5. Вестник Оренбургского учебного округа. - 1912.

- № 3. - Уфа: Электрическая типолитография Т-ва Ф.Г. Соловьев и К., 1912.

6. Вестник Оренбургского учебного округа. - 1913.

- № 5. - Уфа: Электрическая типолитография Т-ва Ф.Г. Соловьев и К., 1913.

7. ПСЗ. Собр. 1. Т. 27 (1802-1803), № 20. С. 598.

8. Памятная книга на 1915 г. Оренбургский учебный округ, 1915.

9. Свод Законов Российской Империи повелением Государя Императора Николая Первого / Свод уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения. Том XI. Часть 1. - Санкт-Петербург, 1893.

10. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том первый. Царствование Императора Александра I. 1802-1825. - Санкт-Петербург: Типография Императорской академии наук, 1864.

11. Статистическгш справочник ЦСК МВД (Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел), 1915 г., отд. I.

12. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Год первый. № 1-3. - Оренбург: Типография Ив. Ив. Ефимовского-Миравицкого, 1875.

13. Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Год четвертый. № 6-7. - Оренбург: Типография Ив. Ив. Евфимовского-Мировицкого, 1904.

14. Энциклопедический словарь. Том 69. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз - И.А. Ефрон 1890 г. - Ярославль: ТЕККА-ТЕКЯА, 1993.

15. ЦГИА РБ. Ф.И-109. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2.

16. Там же. Л. 6.

17. ЦГИА РБ. Ф.И-109. Оп. 1. Д. 10. Л. 1-2.

18. Там же. Л. 4.

19. ЦГИА РБ. Ф.И-109. On. 1. Д. 38. Л. 5, 14.

20. ЦГИА РБ. Ф.И-109. On. 1. Д. 38. Л. 20-21

21. ЦГИА РБ. Ф.И-109. On. 1. Д. 39. Л. 1-3.

22. ЦГИА РБ. Ф.И-109. On. 1. Д. 75. Л. 5.

23. ЦГИА РБ. Ф.И-109. On. 1. Д. 1 67. Л. 36.

24. ЦГИА РБ. Ф-109. On. 1. Д. 174. Л. 2, 2 об.

25. ЦГИА РБ. Ф. №-109. On. 1. Д. 176. Л. 1-6

26. ЦГИА РБ. Ф. №-109. Оп. 2. Д. 1748. Л. 1.

Кашапова Л.М.

профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Россия, г. Уфа

УДК 542

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данная статья посвящена проблеме нормативно-правового обеспечения и регулирования процесса внедрения инклюзивного образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Статья может представить интерес для менеджеров образования, ученых и педагогов-практиков, студентов педагогических ссузов и вузов, занимающихся проблемами инклюзии в многоуровневой системе образования.

Ключевые слова: инновационное развитие, инклюзивное обучение, модернизация, права инвалидов.

STANDARD LEGAL SUPPORT AND REGULATION BY PROCESS OF INTRODUCTION OF INCLUSIVE EDUCATION

This article is devoted to a problem of standard legal support and regulation by process of introduction of inclusive education in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan. Article can be of interest for managers of education, scientists and experts teachers, students pedagogical ссузов and the higher education institutions which are taking up the problems of an inklyuziya in a multilevel education system.

Key words: innovative development, inclusive training, modernization, rights of disabled people.

В «Концепции долгосрочного социально- передовых научных достижений и современных экономического развития Российской Федерации на технологий может повысить качество образования период до 2020 г.» стратегической целью государ- и жизни наших граждан. В этом контексте актуаль-ственной политики в области образования определе- нейшей становится проблема внедрения инклюзии в но повышение доступности качественного образова- систему отечественного образования, где инклюзив-ния в соответствии с требованиями инновационного ное развитие как принцип государственной эконо-развития экономики и современными потребностя- мической политики приобретает ключевое значение ми общества, задачами геополитической конкурен- не только на международном, но и на национально-тоспособности России в глобальном мире [7]. государственном уровне.

Лишь продуманная экономика, основанная на Согласимся с высказыванием Е.Е. Вяземского, знаниях, инвестициях с использованием самых который отмечает, что система образования должна

быть модернизирована в соответствии с потребностями общества, следовательно, в процессе модернизации системы образования, в том числе и инклюзивного, необходимо переосмыслить образовательную теорию и практику, отечественную образовательную традицию, образовательную парадигму, уточнить цели, задачи и механизмы их реализации [1].

В настоящее время в России насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет приблизительно 8,8 % населения страны, которые, безусловно, заслуживают пристального внимания, гуманного отношения и поддержки со стороны государства и общества. Не случайно, что современные мировые процессы социальной трансформации, постиндустриализации и информатизации общества формируются в соответствии с гуманистическими принципами, опирающимися на общечеловеческие ценности, которые легли в основу многих международных правовых документов, провозгласивших возможность перехода к инклюзивному образованию.

Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН в г. Нью-Йорке от 13 декабря 2006 года [6], стала основанием для разработки и принятия многими государствами нормативно-правовых документов по защите интересов лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - инвалидов в рамках своей государственности. От имени Российской Федерации Конвенция подписана в Нью-Йорке 24 сентября 2008 года, а 3 мая 2012 года президентом Д.А. Медведевым был подписан Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» [16]. Тем самым Россия, как государство-участник согласно Конвенции приняла обязательство принять меры обеспечения инвалидам доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи наравне с другими, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, к объектам и услугам, предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах. А также обеспечивать им доступность объектов и услуг частных предприятий, предоставляемых населению; оснащение зданий и других объектов для населения знаками, выполненными азбукой Брайля в легкочитаемой и понятной форме; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам образования, включая Интернет и дистанционные формы обучения.

В частности, законодательством РФ, в том числе федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [15], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [14], «О связи» [13], «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [17], Градостроительным кодексом Российской Федерации [2]

и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [5] определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года № 175 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы [12], реализация которой осуществляется в 2 этапа.

На I этапе - 2011-2012 гг. - подготовка нормативно-правовых актов и методических документов, выполняющих ряд первоочередных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, их внедрение, реализация необходимых мероприятий по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, выполнение обследования и паспортизация этих объектов.

На II этапе - 2013-2015 гг. - проведение работ по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Создание и обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения может стать одной из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и потребности миллионов граждан страны, что позволит им реализовывать свои права, основные свободы и будет способствовать полноценному участию в жизни страны.

Одним из приоритетных направлений государственной политики сегодня становится обеспечение инвалидам доступа к качественному образованию в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях на основе решения и заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Деятельность же специализированных образовательных учреждений и далее будет сконцентрирована на контингенте детей и молодежи, затрудняющихся в реализации своих образовательных потребностей в рамках инклюзивного образования.

Следует отметить преимущество обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях по месту жительства, что позволяет избежать их длительное помещение в учреждения интернатного типа. Тем самым создаются условия для проживания и воспитания детей в семье, обеспечивается постоянное общение со сверстниками, а это способствует

формированию толерантного отношения к ним и эффективному решению вопросов социальной адаптации и интеграции с обществом здоровых людей. Отсюда необходимое условие - создание в обычном образовательном учреждении универсальной безба-рьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Заслуживает сегодня серьезного внимания проблема реабилитации инвалидов, осуществляемая через деятельность следующих федеральных организаций:

- федеральные государственные унитарные предприятия (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, протезно-ортопедические предприятия);

- специализированные учреждения здравоохранения по профилю травматологии, ортопедии и эндопротезирования;

- учреждения среднего профессионального образования для инвалидов (колледжи-интернаты, технику-мы-интернаты, училище-интернат, межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха);

- санаторно-курортные учреждения, в том числе детские;

- государственные внебюджетные фонды (Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

В работе по реабилитации инвалидов должны участвовать да и участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения. Например, ответственным исполнителем государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а соисполнителями - Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство спорта, туризма РФ, Министерство транспорта РФ и Федеральное медико-биологическое агентство.

В соответствии с постановлением и рекомендацией Правительства Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов России разработаны программы субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, с учетом положений Программы. А именно, на местах постепенно оснащаются специальными приспособлениями и оборудованием основные объекты социальной инфраструктуры:

- административные здания и сооружения;

- объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, кинотеатры, библиотеки, музеи и т. д.);

- объекты и учреждения образования, науки, здравоохранения и социальной защиты населения;

- объекты и сооружения транспортного обслуживания населения: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население, станции и остановки всех видов городского и междугородного транспорта.

Инвалидам создаются условия беспрепятственного доступа к физическому окружению с помощью:

- визуальной и звуковой информации (вывески, таблички, электронные табло);

- дублирования звуковых сигналов сигналами светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации;

- оборудования санитарно-гигиенических помещений;

- пандусов и специальных поручней при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств, мест высадки и посадки пассажиров или других приспособлений для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах;

- указателей мест бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках и в местах парковки.

Все вышесказанное подтверждает не только готовность, но и конкретные действия Российской Федерации и ее субъектов, направленные на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Сегодня в проект инклюзивного образования включились практически все развитые страны мира. В России положительный опыт и определенные наработки в этой сфере уже есть. Так, в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег». С того же времени в российской столице стали разрабатываться специальные программы и реализовываться проекты, направленные на повышение доступности образования для детей-инвалидов.

Башкортостан же присоединился к проекту инклюзивного образования сравнительно недавно. В республике последовательно и системно проводится работа по социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество. Начиная с 1998 года основным методом создания в регионе реабилитационной инфраструктуры, повышения качества и уровня жизни инвалидов была реализация соответствующих республиканских целевых программ. В 2010 году завершилась реализация республиканской целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан»

на 2007-2010 годы [10], которая способствовала созданию общих условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, результатом которой стала реализация следующих мероприятий:

- содействие беспрепятственному доступу инвалидов к информации (повышение квалификации с выдачей документов государственного образца сурдопереводчиков, секретарей-чтецов инвалидов по зрению, приобретение для Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых специализированного компьютерного оборудования и автотранспорта для соответствующего обслуживания инвалидов на дому);

- обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к услугам в системе профессионального образования (приобретение адаптированного учебного оборудования и оборудования для организации реабилитационного сопровождения учебного процесса в профессиональном лицее № 71 г. Стерлитамака);

- организация трудовой деятельности в доступной для инвалида форме и создание специальных рабочих мест на производственных предприятиях (на специально созданные рабочие места трудоустроены инвалиды по зрению, проведены конкурсы проектов работодателей по созданию специальных рабочих мест);

- проведение пилотных обследований доступности для инвалидов-колясочников объектов городской инфраструктуры (многие значимые для жизнедеятельности инвалидов объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры не соответствуют требованиям доступности).

В рамках международного проекта ЮНЕСКО «Инклюзивное образование» под эгидой Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО и при содействии Министерства образования Республики Башкортостан, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Института FON Медицинской академии Берлин - Штутгарт, Всегерманского общества «Запад

- Восток» земли Баден-Вюртемберг с 14 по 18 июня 2010 года на базе ГОУ СПО «Салаватский педагогический колледж», ГОУ СПО «Стерлитамакский педагогический колледж» и МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г. Салавата состоялся Международный семинар «Логопедическая помощь лицам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт».

Семинар проводился с целью ознакомления специалистов республики с опытом работы немецких коллег и обобщения опыта работы башкирских специалистов по коррекции и развитию речи у детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В нем приняли участие логопеды, сурдопедагоги, психологи образовательных и медицинских

учреждений, реабилитационных центров республики, зарубежные специалисты в области логопедии, физиотерапии, эрготерапии, преподаватели и студенты высших и средних профессиональных учебных заведений Республики Башкортостан.

Были проведены секционные заседания по темам: современные технологии слуховой и речевой реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья; содействие семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. По итогам приняты соответствующие рекомендации и направлены обращения в адрес государственных органов, учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты РБ и РФ.

При формировании государственной политики в области социальной поддержки инвалидов одной из приоритетных явилась проблема формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, учет которой мог повысить их социальные гарантии, снизить бюджетную нагрузку на социальные службы, позволить им получать допрофессиональное и профессиональное образование, трудоустраиваться, что в свою очередь снизит нагрузку и на финансовое обеспечение государственных гарантий инвалидам.

В Республиканской целевой программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее - Программа), разработанной с учетом положений статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», были определены приоритетные направления государственной политики Республики Башкортостан в данной области [9]. В разработке Программы приняли участие республиканские исполнительные органы государственной власти, ответственные за различные аспекты формирования безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, а также действующие на территории республики всероссийские общественные организации инвалидов, заинтересованные организации. По содержанию Программа явилась социальной, по срокам реализации - долгосрочной. Отдельные мероприятия Программы совмещены с мероприятиями, проводимыми в Республике Башкортостан в рамках иных республиканских целевых программ.

Серьезный и предметный разговор состоялся в Уфе 17 октября 2011 года, в Доме Государственного Собрания - Курултая РБ под руководством заместителя Председателя Госсобрания республики Лилии Гумеровой, где прошел круглый стол «Актуальные вопросы развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан». Здесь обсуждались вопросы развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан, задачей которого является обеспечение равных возможностей его получения

для всех граждан, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

На форуме заместитель главы администрации городского округа г. Уфа Сынтимир Баязитов сообщил, что в столице республики уже третий год реализуется альтернативная программа обучения детей-инвалидов - дистанционное обучение и в этом направлении уже достигнуты определенные положительные результаты.

Дети-инвалиды являются одним из источников количественного роста инвалидов среди взрослого населения, поэтому данный показатель существенен при планировании и реализации всех республиканских образовательных программных мероприятий.

Исходя из этого обсуждались и проблемы наполняемости классов, в которых будут обучаться школьники с ограниченными возможностями здоровья в условиях подушевого финансирования, было уделено внимание содержанию такого рода образования, вопросам нравственного воспитания не только подрастающего поколения, но и общества в целом, а также качественное проведение реконструкции образовательных учреждений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и пожарными требованиями.

С целью развития инклюзивного образования из федерального бюджета и бюджета республики были выделены средства для реконструкции двух школ города Уфы - № 7 и № 87, где созданы специальные классы, в которых наравне со сверстниками начали обучаться дети-инвалиды. Благодаря реконструкции в школах появились специальные устройства и приспособления, позволяющие свободно передвигаться по школе детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а значит и беспрепятственно обучаться, получая наравне со всеми обучающимися полноценное образование.

Безусловно, инклюзивное обучение - большая ответственность для всех. В классах, где организовано совместное обучение детей-инвалидов и детей без нарушений развития, работают специально подготовленные учителя, процесс обучения и воспитания также сопровождают психологи и социальные педагоги. Как показывает опыт работы названных школ, успешность деятельности педагогического коллектива обеспечивается большой и целенаправленной совместной работой с родителями. Как ни странно, дети данную ситуацию воспринимают как совершенно естественный процесс и в инклюзивных классах ученики куда добрее, внимательнее и толе-рантнее друг к другу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсюда вывод - в целом вводимая сегодня инклюзия в многоуровневую систему образования способствует оздоровлению нравственных качеств в обществе в целом, воспитывает не только молодое

поколение, но и меняет представление взрослого об ответственности, успешности, неравнодушии и об истинном человеческом счастье, вместе с тем выдвигает множество проблем.

Практика показывает, без тесной координации задач, решаемых федеральными и региональными органами, реализация региональных целевых программ на нормативной и ресурсной базе только самих субъектов РФ не обеспечивает коренного, комплексного решения проблем в сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, поскольку в соответствии с требованиями доступности, а также с учетом обособленности субъектов России возникает необходимость координации на федеральном уровне правовых, организационных, финансовых и информационных вопросов.

Инновационный характер отечественного многоуровневого инклюзивного образования должен обеспечиваться путем разработки и внедрения в практику новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, разработанных с учетом российского и международного опыта, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. И только повышение качества образования инвалидов в условиях инклюзивного образования, уровня доступности объектов и услуг, предоставляемых населению, повысит степень их экономической активности, будет способствовать более высокому уровню занятости данной категории граждан, что приведет к относительной независимости от социальных выплат (пенсия по инвалидности, ежемесячные денежные выплаты) и, как следствие, к повышению потребительского спроса.

Разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, не позволяет в полной мере создавать условия для обеспечения равноправного участия инвалидов во всех сферах жизни общества. Поэтому для решения этой задачи необходима реализация таких мероприятий, как:

- подготовка и проведение репрезентативных социологических исследований оценки инвалидами отношения граждан РФ к проблемам инвалидов, оценки инвалидами состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности;

- организация и проведение общественно-просве-тительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, подготовка и публикация учебных, информационных,

справочных, методических пособий и руководств по формированию доступной среды;

- проведение региональных и федеральных мероприятий для инвалидов - детей и взрослых (фестивали, спартакиады, паралимпиады и др.) и т. д.

Проведенный анализ научных исследований, учебных и методических пособий, материалов научно-практических конференций, опубликованных за последнее время [1; 4; 8; 11; 18], свидетельствует о повышенном интересе представителей отечественной психолого-педагогической науки и практики, общественности к вопросам изучения и привнесения в Российскую Федерацию модифицированных зарубежных моделей социальной и образовательной интеграции здоровых людей с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), к разработке и реализации авторских оригинальных технологий в этой области, их научно-методическому обоснованию и обеспечению жизнедеятельности.

В основе инклюзивного образования, по мнению менеджеров образования, представителей педагогической науки и практики, лежит идея индивидуальности каждого обучающегося, когда образовательный процесс должен удовлетворить особые потребности каждого из них. То есть современное инклюзивное образование должно делать акцент на персонализацию процесса обучения и воспитания, на разработку индивидуальной образовательной программы. И главным признаком инклюзии должно стать то, что у всех участников образовательного процесса изменится отношение к людям с ОВЗ, идеология образования же изменится в сторону большей гуманизации учебно-воспитательного процесса и развития социально-воспитательной направленности обучения.

Список литературы:

1. Вяземский Е.Е. Государственная образовательная политика РФ // Справочник учителя истории. 5-11 кл. /авт.-сост. М.Н. Чернова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2008.

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: http://www. rg.ru/2004/12/30/gradostroitelniy-kodeks.html.

3. Информация о проведенном 14 октября 2011 года Государственном собрании - Курултае РБ заседании «круглого стола» по проблемам развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан: http:// www.obrnadzorrb.ru.

4. Ковалев Е.В., Захарова A.B., СтаровероваМ.С. Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 167 с.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 28 июля 2012 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2012 года): http://docs.kodeks.ru/document.

6. Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года): http://npar.ru>rights/inval-conv.htm.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (3.3. Развитие образования): http://mintrans. eit.ru/upload/doc/conception_cer_do_2020.pdf.

8. Новоселова С.Ю. Современная образовательная политика России: осознание и практика инклюзивного образования: http://www.iuorao.ru/.

9. Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РБ от 28 апреля 2011 г. № 130 (с изменениями от 26 августа, 24 ноября 2011 г.): http://www. bashkortostan.ru/republican_programs.

10. Республиканская целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан» на 2007-2010 годы» (с изменениями и дополнениями): http://base.garant.ru/17712806/.

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике»: http:// gosbook.ru>... 201 l/10/21/inklyuzivnoe_obrazovanie.

12. Федеральная целевая программа: Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 г. № 175): http://www.referent.ru.

13. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (принят ГД ФС РФ 18.06.2003) (действующая редакция): http://www.consultant.ru.

14. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (с изменениями и дополнениями): http://base.garant.ru/10103878/3/.

15. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: http://www.rg.ru/1995/ll/24/invalidy-dok.html.

16. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/396011/.

17. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями): http:// base.garant.ru/12157560/.

18. Чигрина А.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими нарушениями как фактор их социальной интеграции: Дис. канд. социол. наук. - Нижний Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2011. - 147 с.

Требования к оформлению материалов, предоставляемых для публикации в журнале:

1. Статьи, предоставляемые авторами в журнал, должны соответствовать профилю журнала, обладать новизной, интересовать широкий круг научной общественности.

2. Редакция принимает к публикации только открытые материалы на русском и английском языках (для иностранных авторов).

3. Материалы, предоставляемые для публикации, должны быть представлены на бумажном и электронном носителе в формате MS Word по адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145. Управление образовательной политики, каб. 321. Электронный адрес: uop-ugaes@mail.ru.

4. Поля - 2,5 см с каждой стороны; шрифт - TNR, кегль 14, межстрочный интервал - полуторный; ссылки на литературу в квадратных скобках. При наличии ссылок список литературы обязателен (в порядке цитирования, в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 или ГОСТ Р 7.05-2008).

5. В правом верхнем углу жирным курсивом: фамилии и инициалы авторов. Светлым курсивом: ученая степень, ученое звание, должность, наименование организации, страна, город.

6. По центру, жирным шрифтом, заглавными буквами: название статьи. УДК - в правом верхнем углу.

7. В конце статьи укажите почтовый адрес с указанием индекса (по этому адресу будет выслан журнал), фамилию и инициалы получателя, телефон, e-mail контактного лица. Файл со статьей оформить: Фамилия И.О.doc (или docx).

8. Обязательно прикрепить к документу фото размером не больше 5 Мб, соответствующее научному журналу.

9. К статье должны быть приложены на русском и английском языках: название статьи, аннотация (5-6 строк), ключевые слова (5-7 слов), список литературы (не более 15 источников).

10. Автор дает согласие на воспроизведение на безвозмездной основе в сети Интернет на сайте ФГБОУ ВПО «УГАЭС» электронной версии своей статьи, опубликованной в журнале «Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика».

11. Графический и табличный материал должен быть представлен в приложении к WORD. Например, Microsoft Graph, без использования сканирования; для диаграмм применять различную штриховку, размер шрифта 10 или 11 pt, математические формулы оформляются через редактор формул Microsoft Equation, а их нумерация проставляется с правой стороны. Таблицы подписываются 12-м шрифтом в правом верхнем углу, диаграммы и рисунки по центру внизу.

12. Сокращение слов, имен и названий, как правило, не допускается. Разрешаются лишь общепринятые сокращения мер физических, химических и математических величин и терминов и т. д.

13. Поступившие в редакцию статьи в обязательном порядке будут проходить рецензирование. Рецензии отклоненных работ высылаются авторам и содержат аргументированный отказ от публикации. В рецензиях работ, отправленных на доработку, указываются замечания к статье.

14. Авторы получают авторский экземпляр с опубликованной статьей, оттиски статьи (по требованию автора).

15. С аспирантов плата за опубликование статей не взимается. При отправлении статьи на электронный адрес также необходимо отправить отсканированную справку из аспирантуры, заверенную отделом кадров.

Памятка авторам

В статье настоятельно рекомендуется:

- НЕ использовать табуляцию (клавиша Tab);

- НЕ устанавливать свои стили абзацев (кроме принятых по умолчанию);

- НЕ расставлять автоматические списки (при нумерации строк и абзацев);

- НЕ ставить двойные, тройные и т. д. пробелы между словами.

Рекомендуется применять в статье только один тип кавычек («») или (“”).

Помнить о том, что необходимо различать дефис и тире. Тире выставляется сочетанием двух клавиш («Ctrl» + «-»).

Все цитаты в статье должны быть соотнесены со списком литературы, при прямом цитировании обязательно указывать номера страниц. Список литературы не следует смешивать с примечаниями, которые должны располагаться перед списком литературы.

Статьи, не соответствующие требованиям, рассматриваться не будут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.