Научная статья на тему 'Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах'

Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1605
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / МАЛОМОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / TRANSPORT AVAILABILITY / PEOPLE WITH THE LIMITED POSSIBILITIES / PROJECT MANAGEMENT / INVESTMENTS / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов Кирилл Эдуардович

Представлен программно-целевой подход к формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан в региональном аспекте. Рассматривается формирование доступной среды как интенсивный путь развития экономики и эффективный способ вложения инвестиций. Предлагается данную проблему изучать комплексно в системе «жилье среда транспорт объекты обслуживания» и решать современными методами управления проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF EFFICIENCY OF PROCESS OF FORMATION OF AN ACCESSIBLE TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN REGIONS

In article the program-target approach to formation of the accessible environment for people with the limited possibilities in regional aspect is considered environments. Availability the public blessing, which utility is especially effectively shown on a labor market and in social sphere. Formation of the accessible environment is an intensive way of development of economy and an effective way of an investment of investments. The «habitation -environment transport objects of service» is expedient to consider the given problem in a complex in system and to solve modern methods of management of the projects.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности процесса формирования доступной транспортной инфраструктуры в регионах»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2012. № 1. С. 40-46.

УДК 338.49

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНАХ

INCREASE OF EFFICIENCY OF PROCESS OF FORMATION OF AN ACCESSIBLE TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN REGIONS

К.Э. Сафронов K.E. Safronov

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

Представлен программно-целевой подход к формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан в региональном аспекте. Рассматривается формирование доступной среды как интенсивный путь развития экономики и эффективный способ вложения инвестиций. Предлагается данную проблему изучать комплексно в системе «жилье - среда - транспорт - объекты обслуживания» и решать современными методами управления проектами.

In article the program-target approach to formation of the accessible environment for people with the limited possibilities in regional aspect is considered environments. Availability - the public blessing, which utility is especially effectively shown on a labor market and in social sphere. Formation of the accessible environment is an intensive way of development of economy and an effective way of an investment of investments. The «habitation -environment - transport - objects of service» is expedient to consider the given problem in a complex in system and to solve modern methods of management of the projects.

Ключевые слова: безбарьерная среда, транспортная доступность, маломобильные группы населения, управление проектами, инвестиции, экономическая эффективность.

Key words: accessible environment, transport availability, people with the limited possibilities, project management, investments, economic efficiency.

В последнее время все больше внимания стало уделяться доступности среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения (МГН). В нашей стране началась реализация государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг., целью которой является формирование к 2015 г. условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Общий объем финансирования программы на 2011-2015 гг. составит 46,9 млрд руб., в том числе 26,9 млрд руб. из средств федерального бюджета, 19,7 млрд руб.

- из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, из внебюджетных источников необходимо привлечь 269,3 млн руб. [1]. Основным условием реализации ведомственных и региональных целевых программ является организация и проведение их конкурсного отбора. Размер средств бюджета субъекта Российской Федерации должен составлять не менее 50 % объема средств, предоставляемых на эти цели за счет средств федерального бюджета.

Инфраструктура большинства регионов нашей страны не приспособлена к проживанию, передвижению и обслуживанию МГН, к которым относятся: инвалиды по слуху и зрению, с нарушением опорно-двигательного аппарата и их сопровождающие, пожилые граждане, дети, беременные, а также люди, ведущие активный образ жизни и передвигающиеся с детскими колясками, с багажом, на велосипедах и роликах и т. д. Сейчас, по данным Минздравсоцразвития, в России проживают 13,2 млн инвалидов, из них 66 % пенсионеров и 4 % детей. Только 26 % инвалидов трудоспособного возраста работают, 60 % граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата сталкиваются с барьерами при пользовании общественным транспортом, 48 % -испытывают проблемы при покупке продуктов. От недоступности среды страдает треть населения. Все цивилизованные страны идут по пути интеграции инвалидов в общество, это предусмотрено Конвенцией ООН о правах инвалидов, которую уже подписали 147 стран, включая Россию [2].

© К.Э. Сафронов, 2012

Потребности в формировании доступной транспортной инфраструктуры в нашей стране назрели давно и сформулированы следующим образом:

- люди с инвалидностью и МГН из-за недоступности среды ограничены в реализации своих конституционных прав;

- ограничения для значительной части населения среды жизнедеятельности имеет негативные социальные и экономические последствия для всего общества;

- уровень экономического развития России позволяет направлять часть средств на формирование безбарьерной среды;

- доступная среда, включая транспортную инфраструктуру, способствует инновационному развитию экономики.

Ресурсы, которые получает общественный сектор, аккумулируя доходы государственного и муниципального бюджетов, реализуются в виде общественных расходов, под которыми понимают использование ресурсов с целью удовлетворения потребностей в общественных благах и осуществления социальных перераспределительных процессов [3]. Иногда рыночный механизм не позволяет достичь па-рето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами рынка, в которых рынок не справляется со своими функциями, либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объеме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить дос-

тупность, несмотря на принятые законы, может рассматриваться в качестве основания для государственного вмешательства в экономику. Должно наступить понимание конкурентных преимуществ, которые дает доступность, чтобы этот механизм заработал в полную силу.

Главная целевая установка государственной бюджетной политики - улучшение жизни населения. Для ее реализации важное значение приобретает концентрация достаточных по объему расходов бюджета на приоритетных направлениях и отраслях, способных укрепить экономический потенциал и вместе с тем увеличить поступления в бюджет. Один из механизмов размещения и перераспределения общественных благ - программно-целевое бюджетное планирование. От качества разработки целевой программы зависит эффективность ее реализации [4]. В этой связи особую актуальность приобретают исследования, направленные на разработку региональных программ по доступности среды и транспортной инфраструктуры, определение объемов финансирования и социальноэкономической эффективности программ.

Методика формирования доступной транспортной инфраструктуры. В СибАДИ с 2004 г. ведутся исследования по организации транспортного обслуживания инвалидов [5]. За это время сформировалась методика формирования доступной транспортной инфраструктуры (ТИ), основанная на программно-целевом подходе и методе управления проектами (Project management) и включающая экономическую оценку доступности (рис.).

1. Выявление проблем доступности ТИ

2. Трансформация проблем в цели

3. Разработка инвестиционных проектов по доступности ТИ

Научно-методические Финансовые

Градостроительные Транспортные

Правовые Технические

Социальные Организационные

Экономические Информационные

Инвестиционные Экологические

4. Аудит доступности ТИ

Коэффициенты

доступности

6. Разработка целевой программы; 5. Обоснование затрат на обеспечение

Экспертиза и утверждение доступности ТИ

7. Подготовка конкурсной документации 8. Реализация инвестиционных проектов

Проведение конкурсов по доступности ТИ

1

10. Оценка эффективности инвестици- 9. Формирование команды проекта;

онных проектов по доступности ТИ Контроль; Управление

Методика формирования доступной транспортной инфраструктуры

Рассмотрим отдельные пункты данной методики в разрезе разработки региональных программ по доступности.

1. Разработка региональных и муниципальных программ по доступности начинается с выявления проблем. Инструментами здесь служат социологические обследования, натурные обследования (аудит) и анализ влияния доступности на социальное и экономическое развитие общества. Выявление проблем транспортной доступности проводится на основе анализа процесса передвижения людей с ограниченными возможностями. Подобные передвижения осуществляются в среде жизнедеятельности: «жилье - среда - транспортная инфраструктура - объекты тяготения», куда входят отдельные элементы систем обслуживания. У каждого элемента системы существует набор показателей, характеризующих его доступность: уклоны, размеры, габариты, расстояния, время, безопасность, стоимость, эффективность. В большинстве случаев задействуется система транспортного обслуживания определенного уровня (муниципального, регионального, федерального). От состояния ее доступности зависит степень реализации потребностей МГН. Анализ доступности транспортной инфраструктуры крупных городов РФ выявил проблемы, требующие решения.

Научно-методические проблемы связаны с отсутствием методики формирования доступной транспортной инфраструктуры и оценки ее эффективности. Недостаточно внимания уделяется проведению научно-исследовательских работ и подготовке кадров. Мероприятия по доступности не всегда закладываются на стадии проектирования инфраструктуры, что увеличивает затраты и снижает их эффективность.

Градостроительные проблемы связаны с тем, что жилье, городская среда, транспортная и социальная инфраструктуры не приспособлены для передвижения МГН. Все это отнимает много времени, сил и средств на передвижение, приводит к излишнему перепробегу транспорта, перегрузке улично-дорожной сети и ухудшению экологии. Разделы градостроительной документации по доступности носят формальный характер и не всегда реализуются, сказывается новизна тематики и отсутствие системы подготовки кадров.

Правовые проблемы во многих регионах связаны с пробелами в законодательной и нормативной базе и отсутствием экспертизы доступности. Объекты транспортной инфраструктуры зачастую сдаются с нарушениями требований доступности.

Социальные проблемы. Инвалидность не является атрибутом самого человека, транспортная недоступность формирует социально-средовой компонент инвалидности и приводит к технологической дискриминации инвалидов. Сюда же можно отнести медицинские и образовательные проблемы: первые связаны с трудностями в реабилитации инвалидов, вторые -с их обучением и интеграцией в общество.

Экономические проблемы. Недоступность транспортной инфраструктуры для инвалидов и МНГ вызывает значительный экономический ущерб, связанный с действием многочисленных отрицательных факторов. Недоступность бизнеса существенно влияет на его посещаемость и доходность. Низкая мобильность порождает среди инвалидов безработицу и бедность, а для государства - увеличение социальных расходов. Недоступность сдерживает потребительские расходы, что сказывается на экономике. Эта проблема касается не только инвалидов и их семей, но и экономического и социального развития всего общества, где человеческий потенциал остается невостребованным, что в конечном счете влияет на рост ВВП.

Инвестиционные проблемы. Для получения достоверной оценки эффективности инвестиций в развитие транспортного комплекса требуется учет фактора доступности. Нет механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан.

Проблемы финансирования. Недостаток и неритмичность финансирования приводит к тому, что работы по строительству и реконструкции транспортной (социальной, инженерной) инфраструктуры ведутся в ограниченные сроки и с низким качеством. Практика показывает, что главный критерий конкурсных отборов - низкая предложенная цена негативно сказывается на качестве и наборе потребительских свойств конечного продукта.

Транспортные проблемы связаны с отсутствием налаженной системы транспортного обслуживания инвалидов. Рассматриваются формы транспортного обслуживания: индивидуальный транспорт, пешеходное движение, социальное такси, городской и внегородской пассажирский транспорт, функционирование специализированных маршрутов.

Технические проблемы связаны с отставанием индустрии средств реабилитации. Отсутствуют типовые решения вопросов доступ-

ности объектов социальной и транспортной инфраструктур, подвижного состава. Медленно внедряются инновационные технологии в процесс пассажирских перевозок.

Организационные проблемы связаны с отсутствием в большинстве регионов системы управления формированием доступной транспортной инфраструктуры. При решении вопросов доступности не используются методы управления проектами, а операционная деятельность административных структур не ориентирована на решение сложных задач. Кроме того, таких структур в силу новизны тематики еще не создано.

Информационные проблемы связаны с отсутствием базы данных о доступности объектов транспортной инфраструктуры, нет регистра инвалидов-колясочников. Нет показателей в системе статистического учета, отражающих доступность жилья, социальной и транспортной инфраструктур для МГН. Не разработана система объективных критериев и методов проведения аудита доступности для инвалидов зданий и сооружений, средств транспорта, связи и информации, соответствующей проектной и технической документации, инструкций и порядка его проведения.

Экологические проблемы связаны с излишним перепробегом транспорта, устаревшим подвижным составом, перегрузкой улично-дорожной сети и увеличением вредных выбросов, вызванных неразвитостью и недоступностью пешеходных и транспортных путей сообщения.

2. Данные проблемы по методике управления проектами трансформируются в цели и задачи и решаются на современном научном уровне с использованием отечественного и зарубежного опыта. Подходы к решению поставленных проблем предусматривают:

- развитие нового научного направления «экономика доступности», в котором исследуется влияние доступности на развитие экономики;

- реализацию всего комплекса мероприятий по формированию безбарьерной среды, включая подготовку кадров, использование принципов универсального дизайна и разделов по доступности в градостроительной документации;

- совершенствование нормативно-законодательной базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

- обеспечение инвалидам равного доступа к престижным в данном обществе ценностям: на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и иных социальных услуг, достойной работы;

- определение ущерба от недоступности транспортной инфраструктуры и обоснование затрат на мероприятия по доступности;

- разработку инвестиционных проектов с использованием механизма государственночастного партнерства и оценка их социальноэкономической эффективности;

- определение мер мотивации и стимулирования реализации мероприятий по доступности, создание механизма их устойчивого финансирования;

- повышение мобильности населения путем организации транспортного обслуживания инвалидов и МГН с выбором форм ТОИ, работ по адаптации маршрутной сети и подвижного состава;

- развитие производственной базы средств доступности и реабилитации, модернизации подвижного состава пассажирского транспорта;

- организацию баз данных о доступности объектов транспортной инфраструктуры для МГН;

- формирование эффективной системы управления развитием транспортной инфраструктуры с учетом доступности;

- повышение доступности пешеходной и транспортной сети, что снизит перепробег транспорта, разгрузит улично-дорожную сеть и уменьшит количество вредных выбросов;

- использование комплексного подхода к реабилитации инвалидов, который состоит из трёх составных частей: медицинского, социального и трудового направлений.

В настоящее время реабилитация рассматривается не только как система мер конкретных направлений, но и как процесс изменений в состоянии инвалида. Наиболее перспективным способом интеграции инвалидов в общество является социальная реабилитация, которую принято рассматривать через социокультурное включение и независимый образ жизни, при котором важную роль играет безбарь-ерная среда и доступный транспорт.

3. Безбарьерная среда является общественным благом, повышающим качество жизни всего населения. По функциональной классификации бюджетных расходов государства доступность относится к расходам на социальную политику, транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику и является расходным обязательством государства. Разработка инвестиционных проектов по доступности имеет ряд особенностей. Обязательства по созданию благоприятных условий для инвалидов распространяется на организации, независимо от форм собственности, поэтому их инициаторами могут выступать инвесторы, которые хотят улуч-

шить доступность своего бизнеса. В любом случае разработка проектов по доступности начинается с оценки существующего положения с доступностью.

4. В СибАДИ разработана универсальная

методика проведения аудита доступности различных объектов, которая включает: выбор объекта для проверки, подбор состава комиссии, составление перечня нормативных требований, проверку их соблюдения и разработку мер по их устранению [6]. Нами разработана система коэффициентов, отражающих доступность различных элементов среды жизнедеятельности для маломобильных граждан: 0

- доступность не требуется; 0,1... 1 - недоступно; 1,1__2 - доступно с посторонней по-

мощью; 2,1.3 - доступно самостоятельно. Преимущества такой системы заключается в переходе от экспертных оценок к конкретным показателям, позволяющим анализировать, систематизировать и улучшать доступность. Данные критерии можно использовать в системе статистического учета.

5. Во многих регионах уже реализуются целевые программы по формированию безбарь-ерной среды, принятые на основе ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы». Их анализ показал большой разброс объемов финансирования. Оценить финансовые возможности регионов при финансировании целевых программ можно на основе их стоимости по отношению к ВРП региона и в расчете на 1 жителя. Колебания значительны: от

0,02 % (Самарская область) до 2,12 % (Липецкая область). По удельным показателям значения также разняться: 3495,3 руб. на 1 жителя (Москва) и 2025,6 руб. (Омская область).

Сложности при разработке региональных и муниципальных целевых программ на основе ГП «Доступная среда» на 2011-2015 гг. носят финансовый и технический характер. Несмотря на то, что эта процедура прописана федеральным законодательством, в некоторых субъектах до сих пор отсутствуют региональные нормы, определяющие порядок разработки и принятия целевых программ.

6. В Омской области разработана долгосрочная целевая программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг. с объемом финансирования 2,4 млрд руб. Мероприятия программы направлены на формирование доступности социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры для инвалидов, что будет способствовать преодолению самоизоляции инвалидов, повышению их индивидуальной мобильности и социальной активности, созданию условий

для ведения независимого образа жизни. Мероприятия программы разработаны на основе всестороннего анализа положения инвалидов в Омской области, выявления существующих ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды жизнедеятельности для инвалидов, и влияния их на социально-экономическое развитие Омской области. Программноцелевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем, обозначенных данной программой.

В рамках направления «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры» будут осуществлены мероприятия по внедрению принципов универсального дизайна прежде всего на основных объектах социальной инфраструктуры, приспособлению зданий, помещений, прилегающих территорий для инвалидов. Это позволит создать условия, обеспечивающие указанным категориям населения равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, что повысит уровень их индивидуальной мобильности с максимально возможной степенью самостоятельности.

7. Пакет конкурсной документации формируется на основе принятой программы. Заказчиком региональной программы является Правительство Омской области, исполнитель-координатор - Министерство труда и социального развития Омской области, подрядные организации определяются в порядке конкурсного отбора. Здесь существуют определенные риски, которые необходимо заранее предусмотреть, например, невыполнение контракта в установленные сроки, низкое качество выполнения работ и т. д. Инструментом для их минимизации могут выступать критерии конкурсного отбора. В них, помимо обязательных требований, целесообразно закладывать определенные гарантии со стороны подрядчиков. Заказчик в свою очередь обязан своевременно обеспечивать финансирование.

8. Реализация требований по доступности осуществляется методами нового строительства или реконструкции существующих объектов, за счет приобретения адаптированного подвижного состава и оборудования. При этом все решения должны быть простыми, узнаваемыми, качественными, долговечными, надежными и выполнены в одном стиле, который необходимо выработать. В связи с этим задачи

должны включать научную компоненту - это исследование проблем доступности, которые могут включать разработку критериев доступности и мероприятий по их обеспечению, подготовку специалистов по безбарьерной среде, участие в разработке проектов, технологий, подборе материалов, элементов декора, архитектурных элементов, цветовых решений, шрифтов, звукового сопровождения, учета принципов универсального дизайна и т. д.

9. Даже если целевая программа разработана и принята, ее качественная реализация требует от ее заказчика-координатора (дирекции) больших усилий. За рубежом для этих целей используется технология управления проектами (Project management), формируется команда проекта. Как правило, серьезная программа - это ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности [7]. Технология управления проектами предусматривает фазу анализа, включающую определение участников, их ключевых проблем, препятствий и возможностей, выяснение причинно-следственных связей, выработку целей, определение различных стратегий для достижения цели, обозначение общих целей и цели проекта. На фазе планирования определяется структура проекта, проверка его внутренней логики, а также формулирование целей и результатов в измеримых величинах, примерная оценка ресурсов, определяется последовательность и зависимость действий, продолжительность и распределение ответственности. В условиях рыночной экономики любая программа или проект связаны с инвестициями и ожидаемым доходом. Команда, реализующая проект, заинтересована в его максимальной эффективности.

Важнейшим элементом качественной реализации мероприятий по доступности должен стать контроль со стороны общественных инвалидных организаций, органов власти и местного самоуправления. Привлечение людей с инвалидностью экспертами-пользователями позволяет активизировать процесс формирования безбарьерной среды и избегать ошибок. Часто случается так, что проектом мероприятия по доступности предусматриваются, но в процессе его реализации упускаются, либо они не соответствуют потребностям маломобильных граждан. В Москве, например, в органах соцзащиты созданы отделы по безбарьерной среде, которые осуществляют экспертизу готовых объектов на доступность и где проходят со-

гласования проекты, начиная с задания на проектирование.

В связи с тем, что инвестиции в комплексную реконструкцию по обеспечению доступности - это инвестиции в реальные активы: в освоение земельных участков и территорий, строительство и реконструкцию непосредственно жилых зданий, объектов культурно-бытового обслуживания и транспортной инфраструктуры, подсчитать социальный и экономический эффект программы сложно [8]. В экономической науке существуют направления, посвященные народному хозяйству, производству, управлению, экологии, отдельным отраслям и секторам промышленности. Разработаны методики, позволяющие определять эффективность от сокращения вредных выбросов, от перехода на инновационные методы ведения хозяйства, от внедрения передовых технологий и т. д. Однако нет раздела, в котором бы исследовались процессы, связанные с эффективностью формирования безбарьерной среды и оценкой их влияния на экономику страны. Инвалиды - одна из самых незащищенных категорий граждан в силу не только их социального положения, но и ограниченных возможностей. Тем не менее, борясь за свои права, они улучшают качество жизни, делая среду проживания не только доступной, но и комфортной для всего населения. Положительный эффект усиливается многократно во всех отраслях народного хозяйства.

Во многих странах с развитой экономикой уже пожинают плоды, полученные в результате внедрения качественно разработанных рыночных стратегий, объектом которых являются туристы пожилого возраста и люди с инвалидностью. Исследования показывают, что рынок, создаваемый пожилыми людьми, только ждет своего открытия. Годовой доход ресторанно-гостиничного бизнеса в США вырос на 12 % за счет внедрения стандартов, предусмотренных Актом об американцах с инвалидностью, принятым в 1990 г. Люди с инвалидностью также представляют богатый источник неиспользованного потенциала для создания рабочих мест. Экономические последствия безработицы выражаются прежде всего в потере части валового национального продукта (ВНП). Американский исследователь А. Оукен подсчитал, что каждый процент, превышающий уровень безработицы, сокращает объем ВНП на 2,5 %. В нашей стране подсчитано, что увеличение на 1 % количества работающих инвалидов повысит поступления в консолидированный бюджет (в том числе, в бюджет Пенсион-

ного фонда РФ) на 1,5 млрд руб. В Европе и Северной Америке рынок туризма для людей с инвалидностью и их компаньонов стремительно растет и оценивается в миллиарды долларов. В России, например, реализация проекта «Сочи - гостеприимный город» с учетом доступности для маломобильных людей, позволит не только провести Паралимпийские игры в 2014 г., но и в дальнейшем пользоваться доступной инфраструктурой города миллионам отдыхающих, что приведет к развитию сопутствующих туризму отраслей промышленности и сферы услуг, занятости населения и развитию экономики всего региона.

Значимость безбарьерной среды с учетом финансовой и экономической эффективности заключается в: повышении качества жизни всего населения, сокращении сроков временной нетрудоспособности, повышении ценности территорий, снижении уличного травматизма, организации пешеходного и велосипедного движения, повышении мобильности и улучшении здоровья населения, росте занятости маломобильных граждан, повышении качества транспортного обслуживания, интеграции инвалидов в общество, увеличении бюджетных доходов, повышении культурного уровня, росте потребительских расходов, росте доходов бизнеса и коммерческих структур, в конечном счете, доступность ведет к росту региональной экономики.

Использование указанных подходов будет способствовать повышению эффективности процесса формирования доступности и позволит улучшить качество жизни всего населения до уровня международных стандартов. Реализация государственной программы «Доступная среда» на территории всей страны с использованием новых технологий управления проектами - это, безусловно, инновационный путь развития экономики.

1. Федеральные целевые программы. -

иКЬ : http://fcp.vpk.ru (дата обращения:

27.03.2011).

2. Подписание и ратификация Конвенции и Протокола / Права и достоинство инвалидов // ООН. - иКЬ : http://www.un.org/russian/dis-abilities/countries.asp?navid=23&pid=612 (дата обращения: 27.03.2011).

3. Восколович Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник для вузов / под ред. Н. А. Восколо-вич. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 367 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сафронов К. Э., Леонова Л. С. Программный подход к формированию безбарьер-ной среды // Труд и социальные отношения: научный журнал Академии труда и социальных отношений. - 2010. - № 8(74). - С. 128-133.

5. Сафронов К. Э. Эффективность организации транспортного обслуживания инвалидов в городах : монография. - М. : АСВ, 2010. - 208 с.

6. Сафронов К. Э. Методические основы формирования доступной среды городов и регионов // Вопросы планировки и застройки городов : материалы XVI Международной науч.-практ. конф. / под ред. проф. Ю. В. Круглова, доц. В. С. Глухова. - Пенза : ПГУАС, 2009. -С.50-53.

7. Сафронов К. Э. Управление формированием безбарьерной среды в городах и регионах РФ // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда : международный журнал. - 2010. - № 3(43). - С. 23-30.

8. Сафронов К. Э. Градостроительные методы формирования безбарьерной среды // АСАББМ1А. Архитектура и строительство: научный рецензируемый журнал. - 2011. -№ 1.- С. 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.