ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЕОЛОГИИ
УДК 378.2
О. С. Сапанжа
СТРАТЕГИИ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тезис о наличии новой образовательной парадигмы, ее развертывании в научной дискурсивной практике последних двадцати лет и влиянии на все сферы и уровни отечественного образования является очевидным и банальным. Между тем, большинство дефиниций, обозначенных в заглавии, спорны и предполагают ряд оговорок и уточнений. Во-первых, это само понятие карьерного развития, его присутствие в сфере музейного образования, равно как и само понятие музейного образования1; во-вторых, зависимость карьерного развития от смены образовательных парадигм, и, наконец, необходимость его стратегического планирования. Все же, несмотря на спорность, вопросы, связанные с подготовкой профессионалов в области музейного образования, планированием их будущей профессиональной деятельности, по-видимому, в ближайшее время станут важнейшими в проблемном поле музейного менеджмента.
В российской традиции специальных изданий, посвященных музейной карьере как таковой, нет, как нет и самой традиции планирования карьеры как осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанных с должностным и профессиональным ростом2. Разговор о конструировании образовательных программ в сфере подготовки профессионалов для работы в области проектирования и реализации музейных программ просветительской, обучающей или досуговой направленности
1 Под музейным образованием автор понимает развитие жизненного опыта человека на основе музейной коммуникации. Музейная коммуникация — разновидность социальной коммуникации, связанная с передачей значимой информации с помощью специфических музейных форм и каналов (музейный предмет, музейное пространство в различных формах — музейная экспозиция, выставка, иное организованное пространство, специально организованные формы актуализации представленной информации и т. д.). Образовательная деятельность в музее — целенаправленный и структурированный процесс активизации компонентов музейной коммуникации с целью формирования жизненного опыта. Музейная педагогика — совокупность научных концепций и принципов, определяющих смысл и стратегии музейного образования и методологические основания реализации образовательной деятельности в музее (Сапанжа О. С. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание // Общество: социология, педагогика, психология. 2017. № 1. С. 75-78).
2 Стоит отметить, что книги по карьерному росту и развитию, в основном, являются переводными (Хьюзлид М. А., Ульрих Д., Беккер Б. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность (The HR Scorecard: Linking People, Strategy, and Performance). М.: Вильямс, 2007; Боссиди Л., Чаран Р. Исполнение. Система достижения целей (Execution: The Discipline of Getting Things Done). М.: Альпина Паблишер, 2012).
имеет иной вектор. Речь идет о развитии музея как института образования, что, в значительной степени, смещает фокус дискуссий в сторону обновления статуса музея как такового, а не людей, меняющих этот статус, создающих новые реальности музейного постижения истории и современности. Традиция же сознательного планирования карьеры как системы четких представлений о профессиональном росте, соответствия работы интересам и запросам, степени свободы в принятии решений не сформирована, мотиваци-онные издания по проблемам карьеры в музейном образовании отсутствуют, а разговор ведется в категориях «служения». Тем не менее, выявление и характеристика основных возможностей и позиций, которые предлагает система музейного образования (в рамках центров, отделов, секторов и т. д.), может оказаться весьма полезной, поскольку изменения, происходящие в области расширения и усиления влияния именно образовательных служб музеев, не могли не сказаться на предложениях на рынке образовательных услуг и на интересе к вопросам самореализации в этой области профессиональной деятельности.
Прежде чем обратиться к проблеме планирования музейной карьеры, вернемся ненадолго к тезису о новом статусе музея. То, что музей в XXI в. заявил о себе как институт и способ реализации новой образовательной парадигмы, не является собственно только заслугой музея, это явление продиктовано общей логикой развития, при которой проявляются такие содержательные фокусы, как осознание особого места образования как базового процесса в развитии общества и человека. Более двадцати лет назад уже проявились те тенденции, которые сегодня кажутся вполне очевидными. Во-первых, это развитие многопрофильной деятельности, когда образование понимается как осуществление практики проектирования и реализации образовательных проектов коллективами различной подчиненности. Во-вторых, это переход от моноукладной формы образования к многообразию образовательных форм, школ и концепций: один и единственный путь в образовании человека отныне невозможен. В-третьих, образование становится соразмерным человеческой жизни и воспринимается как непрерывный и постоянный процесс. Соответственно, особое значение приобретают институты, прежде находившиеся на периферии образовательного процесса и воспринимавшиеся, прежде всего, как подспорье школьному образованию. Именно в рамках новой парадигмы фигура профессионала, работающего в образовательном отделе музея, приобретает большое значение. В зависимости от величины музея это может быть отдельный сотрудник, сектор, отдел или даже центр, курирующий образовательное направление в целом или отдельный его фрагмент. Понимание специфики профессиональных задач, характеристика этих задач—необхо-димый этап на пути легитимизации специфической роли музейного педагога (в самом широком понимании—тьютора, учителя, модератора, помощника, координатора и т. д.), его отличия от привычного «гида».
Отметим, наконец, что обращение к проблемам карьеры в области музейного образования и его выделение в европейской и американской традиции произошло лишь после обращения к проблеме развития музейной карьеры вообще. Как актуальная и важная эта проблема стала всерьез обсуждаться в 1980-е годы, тогда же появились первые работы, рассматривающие прицельно не музей, а музейную карьеру.
Основной формой презентации материала стал «гид», представляющий различные траектории развития профессиональной карьеры и личного роста. Примером может служить, например, книга директора программы музейного менеджмента Университета Колорадо и президента Музея науки и техники в Чикаго В. Данилова, посвященная музейной
карьере и основным направлениям профессиональной подготовки музейного сотрудника. Уже в самом начале книги, опубликованной в 1994 г., автор обращает внимание на необходимость подготовки нового поколения музейных профессионалов, с именами которых будут связаны коренные изменения в музейном мире. Им он и посвящает книгу, целью которой является «стимулирование размышлений о музейной карьере и способах личного роста»3. Таким образом, определяется фокус карьеры, связанный с необходимостью постоянного обучения и саморазвития. В этот период сама идея образования в течение всей жизни, актуализированная в отечественной системе образования в последние два десятилетия, рассматривалась как вполне очевидная, для музейной карьеры в том числе. Уже в конце 1980-х годов эта идея была осмыслена как ключевая для развития музея в системе образования и реализации образовательных программ. Так, например, Л. Боун в программном сборнике «Образование в музее. Музеи в образовании», изданном Шотландским музейным советом, отмечает, что именно музей является учебным ресурсом, доступным каждому на протяжении всей жизни, и именно в этом качестве он может быть определен как инструмент реализации концепции «образования в течение всей жизни»4.
Говоря о направлениях подготовки музейных профессионалов, В. Данилов называет более семисот программ различного уровня: специальные курсы, программы подготовки различных ступеней (бакалаврские и магистерские), научные стажировки различной направленности и продолжительности, возможности работы в качестве ассистентов, стипендии и гранты для начинающих сотрудников и профессионалов с опытом работы. При этом сам вопрос о едином понимании уровня квалификации в области музейной профессии в этот период остается открытым, как и представление о необходимости какой-то специальной подготовки в этой области5.
Споря с теми, кто утверждает, что музейная работа не является специфическим полем, требующим специальной подготовки в системе высшего образования (то есть не является «профессией»), и соглашаясь с мнением Р. Синглтона (директора департамента музейных исследований Университета Лестера) о зачаточном состоянии обучения «музейной профессии»6, В. Данилов, тем не менее, выделяет следующие профессиональные области: административная карьера, карьера, связанная с хранением коллекций и кураторством, общественным представлением музея, и, наконец, карьера в области музейного образования. В области образования он выделяет следующие позиции: руководитель отдела (департамента) образования в музее, руководитель образовательных направлений
3 Museum Careers and Training. A professional guide / Victor J. Danilov. Westport, Connecticut; London: Greenwood press, 1994. 546 p.
4 Bown L. New Needs in Adult and Community Education // Education in Museums. Museums in Education / ed. by Timothy Ambrose. Edinburgh: Scottish museums council, 1987. P. 9.
5 Museum Careers and Training. P. 23-27. — Стоит отметить, что сама проблема подготовки музейных специалистов актуальна и спустя десятилетия. Так, Линда Норрис в статье о принципах подготовки музейных профессионалов в новом столетии снова задается вопросом «Кем же является сотрудник музея?». Автор констатирует усилившийся в последние годы интерес к проблеме профессионального роста и развития (Norris L. How Do We Train Professionals for 21st Century Museums? // Historical and Cultural Studies. 2015. Vol. 2. N. 1. P. 1-3.
6 Museum Careers and Training. P. 18. — Отметим, что такие же споры были характерны для отечественного музееведения в середине 1990-х годов, когда кафедры музееведения стали выпускать специалистов в области музейного дела, а в номенклатуре подготовки кадров высшей квалификации появилась специальность 24.00.03—«Музееведение, консервация и реставрация историко-культурного наследия». Тем не менее, в «гиде» В. Данилова в перечне университетов, осуществляющих подготовку специалистов в области музейного дела, российских учебных заведений нет.
и проектов, куратор образовательных программ, координатор разработки и реализации образовательных программ, координатор по внешним связям (со школой, местным сообществом), координатор добровольцев и волонтеров7. Таким образом, карьера в сфере музейного образования анализируется как важный и возможный путь профессиональной самореализации: есть возможности для формального должностного роста и саморазвития. Получение образования в этой модели является первым этапом. В. Данилов называет возможные пути получения дипломов бакалаврского и магистерского уровня, а также специальных программ музеев (образовательные дополнительные программы и стажировки)8.
Итак, для анализа идеи возможности формирования особой карьеры в сфере музейного образования важно было зафиксировать факт выделения этого направления и наличие специальных программ подготовки профессионалов в области музейного образования. Однако необходимость подготовки специалиста в области музейного образования и наличие различных вариантов карьеры в этой области относится, скорее, к области профессионального интереса. Массовый зритель не связывает изменения, произошедшие в музее, с расширением возможностей образования и по-прежнему ограничивает последнее фигурой экскурсовода. В качестве примера приведем изданную в 2007 г. книгу Б. Кэмерсон «Возможности в музейной карьере»9. Отличительной особенностью издания является то, что это взгляд на профессиональную карьеру специалиста в области построения карьеры вообще (Б. Кэмерсон—автор таких книг, как «Возможности в преподавании английского как иностранного», «Карьера любителей истории», «Работа в области коммуникации»). Книга носит ярко мотивационный характер, насыщена вопросами для решения ситуаций выбора музейной карьеры, определения направлений и оценки собственных возможностей карьерного роста. При этом, место музейного образования в карьерном развитии оказывается весьма скромным: единственная позиция, которую можно обнаружить в книге,—это позиция музейного гида. Такое досадное пренебрежение к сотрудникам образовательных отделов можно связать с тем, что очевидные изменения, произошедшие с музеем, в последнюю очередь связываются с усилиями, предпринимаемыми профессионалами в области музейного образования.
И все же к началу XXI в. музейная профессия в области образования обрела легитимный статус и даже получила соответствующую образовательную программу бакалавриата и магистратуры10. При этом за пределами внимания всех авторов остается важный вопрос реализации личного потенциала в карьерном развитии: возможна ли траектория, допускающая смену профиля музея при сохранении образовательного компонента? Одна из новейших работ, посвященных проблеме карьеры именно в области музейного об-разования,—коллективная монография под редакцией Л. Мелбер11.
7 Museum Careers and Training. P. 66-71.
8 Ibid. P. 70-74.
9 Camerson B. Opportunities in Museums Careers / Revised edition McCrawHill. New York, 2007. 198 p.
10 Программа «Музейная педагогика» (уровень бакалавриата и уровень магистратуры) реали-зовывалась в РГПУ им. А. И. Герцена с 2002 по 2012 г. За это время было выпущено около ста специалистов в области педагогики художественного музея, большинство из которых, тем не менее, успешно работают в музеях разного профиля.
11 Leah M. Melber—директор Центра инноваций в области образования и сотрудничества в зоопарке «Линкольн Парк» в Чикаго. Зоолог по базовому образованию (степень бакалавра), она затем получила академическую степень магистра (M.A.) и научную степень доктора (PhD) в области психологии образования.
Выпущенная в 2014 г., эта работа является знаковой с точки зрения признания музейного образования важным направлениям музейной работы, а карьеры в области музейного образования—достойной стратегического планирования12. Первый раздел «Восхождение по лестнице» открывает статья главного редактора сборника, в которой вместо привычного перечисления позиций, которые может занять претендент с определенной степенью в образовательном отделе музея, дан перечень вопросов, которые должен задать себе потенциальный музейный педагог. Вопросы касаются наличия базового опыта, ресурсов, понимания успеха и тех достижений, которые возможны даже в случае умеренного успеха13. Книге присущи все характеристики мотивационных американских изданий —от заголовков до высокой степени вовлеченности читателя в процесс анализа своих собственных ресурсов и возможностей, а сам раздел — это личные истории карьерного роста в музейной профессии. Но при этом монография имеет серьезный внутренний ресурс. Важно отметить, что коллектив авторов, собранный редактором, отражает если не весь, то значительный спектр музейных институтов: статьи написаны специалистами музеев (например, Музея натуральной истории в Лондоне, Музея техники в Загребе, Музея американского искусства Смитсониевского института, Метрополитен музея, Исторического музея Чикаго, Детского музея в Индианаполисе), директорами образовательных программ университетов (например, директором программы по музеологии Университета Сан-Франциско), директорами музейных ассоциаций (например, Калифорнийской ассоциации музеев). Речь идет не о возможностях карьеры в музее определенного профиля, а о направлениях музейного образования в целом.
Возможность изменчивой траектории карьерного пути в области музейного образования подтверждает статья Брэда Ирвина14, описывающая личный опыт более чем пятнадцатилетней музейно-педагогической карьеры15, которая десять лет была связана с образованием в художественных музеях, а продолжается в Музее натуральной истории. По мнению Б. Ирвина, развитие профессиональной коммуникации и поиск новых связей, постоянное развитие и отсутствие глобального «сверхплана» на будущее, позволяющее сменить траекторию профессионального развития, и является залогом успеха16. Примером другой траектории соединения искусства и науки является статья Катарины Кардум17 о возможности одновременной реализации образовательных проектов и программ в музеях различного профиля18.
Истории реальных траекторий карьерного развития в музее позволяют утверждать, что в американской и, отчасти, европейской традиции сформировалось представление
12 Teaching the Museum: Careers in Museum Education / Ed. by Leah M. Melber, PhD. Washington, D.C.: The AAM Press, American Alliance of Museums Press, 2014.
13 MelberM. Leah. Say "Yes"... and Figure it out Later // Teaching the Museum. P. 8-9.
14 Brad Irwin—исполнительный директор образовательных программ Музея натуральной истории (Лондон), является автором книги "Let's get Art" (2008), посвященной современному новозеландскому искусству.
15 Отметим нечеткость перевода английского термина "museum education" в российской музеологии. Традиционный перевод—«музейная педагогика» не вполне точен, так как сужает область работы специалиста образовательного отдела с посетителями.
16 Irwin B. When You Are Offered the Perfect Job You Never Wanted, Take It // Teaching the Museum. P. 11-15.
17 Катарина Кардум (Katarina Kardum) получила первое образование в Королевском колледже искусств в Лондоне. В настоящее время она является разработчиком образовательных программ Музея техники в Загребе и музейным педагогом Музея натуральной истории в Дубровниках, художником специальных музейных каталогов для детей «Охраняемые виды».
18 Kardum K. It's Normal to Ask: "What Am I Doing Here?"// Teaching the Museum. P. 11-15.
о музейном образовании как об особой сфере, связанной, в первую очередь, не с профилем музея, а с формированием особых компетенций в области музейного образования независимо от состава коллекций. В этой связи представляет интерес статья Бена Гар-сиа, специалиста в области подготовки музейных сотрудников19. Отстаивая точку зрения о необходимости специальной подготовки в области музейного образования, Б. Гарсиа отмечает: «Да, Вы правы, зачастую опыт и интуиция играют б0льшую роль, чем формальное наличие степени. И, конечно, Вы правы: представители академического сообщества слишком часто игнорируют реальную музейную жизнь. И, конечно, Вы абсолютно справедливо говорите о том, что иногда коллеги, обладающие степенями бакалавра, магистра и даже доктора, в практических делах абсолютно невежественны. Но, несмотря на это, и независимо от того, насколько виртуозно Вы работаете, если Вы спросите себя или друзей, не стоит ли получить образование, ответ будет один: „Да"»20.
В работах, посвященных музейной карьере, называются два основных типа программ подготовки/переподготовки специалистов в области музейного образования: это, во-первых, программы, разработанные и реализуемые музеями, и, во-вторых, программы, разработанные и реализуемые в академических институтах. Качество музейных программ гарантировано опытом практической деятельности, качество академических программ—опытом фундаментальной подготовки профессионалов. С другой стороны, каждый вид программ имеет свои слабые стороны. Так, разработка и осуществление образовательных программ для подготовки/переподготовки музейного профессионала часто под силу лишь крупному музею. Между тем, статистика свидетельствует о том, что большую часть от общего количества музеев составляют средние, малые и даже микромузеи, специфика работы которых далеко не всегда учитывается в программах музеев, обладающих иными ресурсами и возможностями. В этом смысле эффективной представляется именно подготовка в рамках академических институтов, позволяющая соединить необходимую теоретическую подготовку и сформировать компетенции, необходимые для работы в музеях различного профиля и различного уровня. Важно лишь учитывать необходимость наличия практического компонента в обучении.
Итак, можно констатировать, что вслед за осмыслением границ и возможностей музейной профессии в целом пришла очередь определения границ и возможностей самореализации в области музейного образования. Традиционно для музейной сферы практика значительно опередила теорию: если практическая музейная деятельность опережает ее теоретическое осмысление в рамках музеологии, то и реальная образовательная деятельность так же опережает ее методическое обоснование. Подготовка музейных педагогов в рамках различных программ21 давно стала реальностью, а разработка и реализация проектов в области музейного образования, перешагнув рамки проб и опытов, стала полноценной частью актуального музейного мейнстрима.
Тем не менее, попробуем все же перечислить основные группы проблем, затрудняющие системный анализ стратегий карьерного развития в музейной педагогике в дискурсе новых образовательных парадигм. Этих групп, как представляется, три. Первая (группа теоретико-методологических проблем) связана с необходимостью системного
19 Garcia B. Yes, You Should Go to Grad School // Teaching the Museum. P. 99-105.
20 Ibid. P. 99.
21 К таковым можно отнести не только специальные обучающие музейные программы, но и семинары, проводимые как музеями, так и специальными организациями (например, серия семинаров проекта Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире»).
осмысления роли и места музейного образования в контексте культуры, сравнительного исследования образовательных моделей, методологического обоснования круга дефиниций. Вторая (группа административно-организационных проблем) связана с реалиями отечественной музейной сети: определением статуса и возможных наименований образовательных отделов (секторов, центров) и сотрудников этих отделов22. Наконец, третья (группа проблем подготовки кадров) связана с появлением специальных программ подготовки профессионалов в системе высшего образования, которая сегодня осуществляется во многих странах мира. Решение трех групп проблем позволит выстроить модель эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса (на уровне разработки, реализации программ и подготовки специалистов) и позволит говорить о сложении отечественной системы музейного образования.
Информация о статье Автор: Сапанжа Ольга Сергеевна—доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected].
Заглавие: Стратегии карьерного развития в области музейного образования. Абстракт: В центре внимания статьи—вопросы карьеры в области музейного образования. Интерес к проблеме основан на американской академической традиции и практике развития музейного дела, подразумевающей сознательное планирование карьеры в выбранной области. Эта традиция обеспечена рядом публикаций, в которых рассматриваются возможности развития музейной карьеры в целом и карьеры в области музейного образования в частности. Издания имеют разную форму представления материала—от гида до мотивационных изданий. На основе анализа англоязычных работ, посвященных вопросам музейной карьеры, выделяются основные группы проблем, значимых для развития отечественной системы музейного образования, подготовки специалистов и реализации потенциала музейных сотрудников в профессиональной деятельности. К этим группам относятся: группа теоретико-методологических проблем, группа административно-организационных проблем, группа проблем подготовки кадров в области музейного образования. Интерес к карьере в области музейного образования рассматривается как важная составляющая процесса профессионализации музейной сферы. При этом важное место в этой модели занимает развитие системы подготовки профессионалов в области музейного образования. Именно академическая модель, отвечающая на запросы рынка труда, с одной стороны, но следующая фундаментальным принципам высшей школы, с другой, способствует формированию адекватного представления о роли и специфике планирования музейной карьеры в сфере образования.
Ключевые слова: музей, музейное образование, музейная педагогика, музейная карьера, образовательные программы.
Information on article Author: Sapanzha Olga Sergeyevna—Doctor of Culturology, Professor, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, [email protected]. Title: Careers in museum education.
22 В частности, в американской традиции устойчивым стало наименование "educational department" (образовательный отдел), а наименование специалиста—"curator of education" (куратор образовательных проектов и программ).
Abstract: The problems of careers in the field of museum education are in the focus of the paper. Interest in the problem is based on an American academic tradition and practice of museum development, which is associated with planning a career in your chosen field. This tradition has provided a number of publications. Issues of development of museum careers and careers in the field of museum education are presented in these publications. The forms of these publications are different. These can be guides by profession, motivational publications, collective monographs. Analysis of some monographs and articles about the museum's career questions, written by American experts, is an important part of the article. Based on the experts' ideas the author indicated the main problems of the Russian model of a career in the field of museum education. These groups include a group of methodological problems, a group of administrative and organizational problems, a group of academic problems. Careers in the field of museum education are analyzed as an important part of the process of professionali-zation of the museum sphere. The system of training of professionals for work in museums is important in this field. On the one hand, the university system exists in the market. Consequently, it focuses on training for specialists. On the other hand, the university is the transfer of basic academic traditions. The combination of these two sides promotes a balanced view of the museum's career in the focus of its planning and implementation. Keywords: museum, museum education, museum career, education programs.