РЕЦЕНЗИИ
УДК 304.2
О. С. Сапанжа
ИНТЕРПРЕТИРУЯ ИСТОРИЮ: РАБСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО «ПРОЧТЕНИЯ» В МУЗЕЯХ США
Рецензируемое издание: Interpreting Slavery at Museums and Historic Sites / Edited by Kristin L. Gallas and James DeWolf Perry. Boulder; New York; London: ROWMAN & LIT-TLEFIELD, 2015. 128 p. ISBN: 978-0-7591-2326-7.
Интерпретация рабства в музеях и исторических комплексах / под ред. К. Галлас, Д. Перри. Боулдер; Нью-Йорк; Лондон, 2015.
Рецензируемое издание, несмотря на кажущуюся неактуальность для российской музейной практики, тем не менее, примечательно и небезынтересно для отечественных музеологов и музейных сотрудников.
Во-первых, издание работы происходило в период активной подготовки к открытию первого в США музея, полностью посвященного афроамериканской истории и культуре и, конечно, в значительной степени истории рабства, — Национального музея афро-американской истории и культуры в Вашингтоне. Обращение к этому значительному явлению в музейной жизни США можно обнаружить в самой книге: на обложке издания размещен отзыв Рекса Эллиса, заместителя директора, руководителя направления кураторства1, им же написано введение к книге, а заключение открывает цитата Барака Обамы из речи, произнесенной на церемонии закладки первого камня музея 22 февраля 2012 г.2 Таким образом, процесс подготовки и издания книги вполне созвучен процессу создания музея в Вашингтоне, открытого 24 сентября 2016 г. и ставшего девятнадцатым музеем Смитсоновского института3.
1 Рекс Эллис отмечает в отзыве, что эта книга поможет понять музейным профессионалам, как стратегически и технически решить проблемы интерпретации рабства в исторических музеях. Если книга будет находиться в библиотеке для сотрудников каждого музея, отмечает рецензент, это существенно поможет решить вопросы интерпретации данного непростого явления.
2 Первый чернокожий президент США в этой речи выражает надежду на то, что будущие поколения, услышав историю борьбы, наполненной жертвами и болью, воспримут ее не как отдельную, важную, но не имеющую к ним отношения часть большой американской истории, но как часть истории страны. Мысль президента, высказанную на закладке музея, повторяет директор-основатель музея Лонни Банч. На официальном сайте музея читаем: «Этот музей покажет американскую историю сквозь объектив афроамериканской истории и культуры. Это история Америки и музей для всех американцев» (https://nmaahc.si.edu).
3 Основанный в 1846 г Смитсоновский институт (Smithsonian) сегодня является самым большим в мире институтом, объединившим музеи, образовательные и научно-исследовательские комплексы (Официальный сайт Смитсоновского института (Smithsonian): http://www.si.edu/). В составе
Во-вторых, интересно, что рецензируемая книга вышла в серии «Интерпретируя историю», которую выпускает исторический музей Чикаго и Американская ассоциация общей и региональной истории. Серия предназначена, в первую очередь, для профессионалов —сотрудников музеев и организаций, занимающихся историческим просвещением. За последние три года в серии вышло более десятка книг, посвященных вопросам интерпретации тех или иных социальных феноменов в музейной коммуникации. Среди них—интерпретация в музеях таких тем, как военная и военно-морская история, еда, сельскохозяйственная культура, история евреев на американском континенте и, наконец, даже история ЛГБТ. Первая книга серии, вполне закономерно, была посвящена вопросам интерпретации американской истории и культуры в музеях (2014 г.), последняя (которая выйдет в свет весной 2017 г.)—интерпретации морской истории.
Книга, посвященная проблеме интерпретации феномена рабства в музеях, вышла одновременно с книгой названной серии, посвященной интерпретации вопросов афро-американской истории и культуры. Внимание к этой теме нельзя назвать случайным в период подготовки к открытию в столице Национального музея афроамериканской истории и культуры. Рабство, борьба за освобождение, а затем за равенство в правах как значительный фрагмент американской истории стало неотъемлемой частью культуры и, вполне естественно, потребовало издания, в котором ведущие специалисты музеев и представители академического сообщества поделились бы актуальными технологиями музейной интерпретации этого исторического феномена.
Среди авторов коллективной монографии—руководители крупных общественных организаций (куратор Национального центра гражданских прав человека в Атланте Дина Бейли, директор Программ афроамериканских инициатив Фонда «Колониальный Уильям-сберг» Патрисия Брукс), директора музеев (директор музея, открытого в 2004 г. в городе Цинциннати, штат Огайо, повествующего о борьбе за свободы с периода подземной железной дороги, дававшей возможность беглым рабам бежать в свободные штаты, до сегодняшнего дня, — Ричард Купер; директор Центра Гарриет Бичер-Стоун в Хартфорде, штате Коннектикут, Кэтрин Кэйн), профессиональные историки (например, один из авторов—Николь Мур—является автором диссертации по истории рабства и его места в американской истории и истории плантаций Северной Каролины).
В предисловии к изданию Рекс Эллиот отмечает, что в национальных музеях тема рабства не является ведущей, соответственно у сотрудников, разрабатывающих проекты и программы по этой теме, могут возникнуть затруднения. Книга «Интерпретация рабства в музеях» помогает понять, какие методы и технологии наиболее эффективны при разговоре об истории рабства в пространстве музеев. В итоге, профессионал сможет показать
Смитсоновского института—девятнадцать музеев и галерей, Национальный зоологический парк и девять научно-исследовательских учреждений. Все аспекты национальной истории и культуры (искусство, естественная история, история Америки, наука и коммуникации) отражены в музеях, большинство из которых расположены на Национальной аллее между Капитолием и монументом Вашингтону. Еще один аспект—трагическая и величественная история выходцев с Африканского континента—представлен в новом Национальном музее афроамериканской истории и культуры (National Museum of African American History and Culture), расположенном прямо у монумента Вашингтону (Официальный сайт Национального музея афроамериканской истории и культуры (National Museum of African American History and Culture): https://nmaahc.si.edu/). Национальный музей афроамериканской истории и культуры, который на сегодняшний день является единственным национальным музеем, посвященным исключительно документации афроамериканской истории, был учрежден Актом Конгресса в 2003 г., конкурс на проектирование закончился в 2009 г., в 2012 г. началось возведение музейного комплекса, в 2016 г музей был открыт для публики.
рабство не как фрагмент афроамериканской истории, а как важную часть истории американской нации.
Авторы на протяжении всей книги обращают внимание на то, что рабство—это общая история и чернокожего, и белого населения. Казалось бы, эта история достаточно известна. Тем не менее, в музее происходит ситуация нового открытия известных проблем, что провоцирует своеобразную ситуацию «кризисов изучения». Для иллюстрации процесса музейного восприятия музейной информации авторы прибегают к схеме, обоснованной в диссертации Джулии Роуз, посвященной вопросам переосмысления представления рабства в музеях истории плантаций, где рассматриваются не только вопросы рабства, но и вопросы истории южных штатов до Гражданской войны Севера и Юга, не лишенные романтики и исторической ностальгии4. В традициях американского музейного менеджмента процесс осмысления информации представлен в виде схемы "5R" (reception-resistance-repetition-reflection-reconsideration)5. Основными шагами, по мысли авторов, являются готовность к восприятию информации, противодействие как ответная реакция на неприятную информацию, осмысление информации, ее обдумывание и, наконец, пересмотр, готовность к изменению точки зрения и формулировке выводов.
Изданию коллективной монографии предшествовала серия опросов и бесед с музейными профессионалами, которые разрабатывают программы в исторических музеях, для выявления наиболее значительных проблем интерпретации рабства, с которыми сталкиваются кураторы и руководители образовательных отделов. Среди наиболее популярных ответов оказались следующие: как рассказать историю так, чтобы она не противоречила миссии музея6; как компенсировать отсутствие подлинных материалов; как привлечь посетителей, которые не хотят говорить о рабстве и вообще не хотят посещать музеи, посвященные истории и культуре чернокожего населения (так называемые "black museums"); как привлечь и подготовить волонтеров, не обладающих специальной исторической подготовкой, для обсуждения вопросов рабства в музейных программах. Таким образом, основными фокусами проблемы стали: сам музей и его миссия, посетители, кураторы и волонтеры, то есть, по сути, все участники процесса музейной коммуникации.
В итоге, авторы вырабатывают концепцию, включающую шесть компонентов, каждый из которых является частью «пазла», обеспечивающего эффективность процесса музейного образования. Следование этим правилам, отмечают авторы, поможет музеям выработать свой путь и разработать свой план интерпретации рабства музейными средствами. Рассмотрим, что же относится к этим компонентам, необходимым для комплексного и добросовестного решения проблемы.
Во-первых, по мысли коллектива авторов, это всеобъемлющее содержание, связанное с необходимостью работать в проблемном поле истории рабства в контексте истории местного сообщества, штата, нации. Не менее важно обращение к персональной истории, на необходимости которого настаивают авторы7.
4 Rose J. A. Rethinking Representation of Slave Life at Historical Plantation Museums: Towards a Commemorative Museum Pedagogy. PhD diss. Louisiana State University, 2006.
5 В русском варианте эта схема может быть представлена в виде «5 П» (прием-противодействие-повторение-продумывание-пересмотр).
6 Имеются в виду, прежде всего, сотрудники музеев, которые посвящены выдающимся деятелям-рабовладельцам, или мемориальных музеев быта рабовладельцев. Грубо говоря: как рассказать историю крепостничества в музее-заповеднике «Михайловское».
7 Действительно, музеи США стремятся связать историю страны с частной историей семьи. Например, в музее «Коттедж Линкольна» в пригороде Вашингтона Форт Тоттене, где проводил
Во-вторых, это учет расовой идентификации, так как расовая принадлежность играет большую роль в том, как именно будет представлена история.
В-третьих, это оценка корпоративного вклада. Необходимость понимания специфики интерпретации всем коллективом музея, по мнению авторов, является необходимым слагаемым успеха. Руководство должно приложить усилия, чтобы все (а не только те, кто непосредственно участвует в образовательных программах) получили необходимую информацию, так как они играют важную роль в том, насколько составленный план будет эффективен на практике.
В-четвертых, важно обратить внимание на привлечение общественности и развитие социального партнерства. Интерпретация рабства представляет возможности для налаживания связей с новыми социальными партнерами (частными лицами, общественными организациями). Формы взаимодействия вполне традиционны: от посещений мероприятий и финансовой помощи до даров музею, пропаганды его миссии.
В-пятых, необходим учет опыта и ожиданий посетителей. Ставшее уже привычным представление о посетителях как партнерах в процессе интерпретации, тем не менее, не отменяет необходимости четко представлять себе, какие предубеждения они могут принести с собой, каковы их ожидания и их реальный опыт. Важен учет как отрицательного опыта при проектировании программ, так и положительного, который может быть представлен в программах.
И, наконец, в-шестых, важным компонентом является обучение персонала. Не стоит жалеть времени, повторяют авторы, чтобы обсудить в группах все нюансы создаваемых программ: от используемого материала до особенностей коммуникации.
В целом, перечисленные принципы вполне можно охарактеризовать как вполне универсальные для интерпретации тех или иных исторических проблем. Выделяется, пожалуй, лишь пункт, связанный с учетом расовой идентификации. Собственно, разбору каждого пункта и посвящены главы коллективной монографии. При этом общим лейтмотивом издания остается слоган, который накануне открытия Национального музея афро-американской истории и культуры в Вашингтоне можно было увидеть на рекламных плакатах в разных частях города: «Чтить прошлое, чтобы созидать настоящее»8. И в этом контексте, казалась бы, неактуальная история американского рабства, приобретает особое значение и для отечественного музейного пространства, значительная часть которого отражает период крепостного права и, тем не менее, не касается этой болезненной темы
значительную часть времени 16-й американской президент, чье имя в американской истории, в первую очередь, связано с отменой рабства, юным посетителям предлагают выполнить «домашнее задание» (поскольку музей работает только в формате группового обслуживания, у детей возможность выполнить это задание чаще всего появляется после участия в программе для детей «Шляпа Линкольна»). В холле информационного центра в свободном доступе находятся конверты «Расскажи свою семейную историю». В конверте находится бланк с заданием—рассказать об истории иммиграции семьи в США. Учитывая, что этот музей не входит в орбиту туристических маршрутов и ориентируется, в значительной степени, на местное сообщество, это задание, прежде всего, для детей, проживающих в штате Мериленд (где до 30 % населения составляют афроаме-риканцы) и Вашингтоне (где афроамериканское население составляет более 50 %). Кроме того, в конверте находятся наклейки с символами, характеризующими мотивы иммиграции (образование, поиск убежища, работа, поиск свободы и, наконец, насильное перемещение). Здесь же находится конверт с адресом музея, в котором можно отправить свою семейную историю.
8 О технологиях тиражирования образа музея в пространстве города см.: Сапанжа О. С. Больше, чем музей: Национальный музей афроамериканской истории и культуры в городском пространстве // Музей. 2016. № 10. С. 54-57.
или касается достаточно отстраненно. История музеефицированных американских плантаций —это и блестящая история ее владельцев, так же как российские усадьбы демонстрируют именно этот ракурс русской истории, заставляя посетителей ностальгически вздыхать над красотой и изяществом прошлого.
Информация о статье Автор: Сапанжа Ольга Сергеевна—доктор культурологии, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected].
Заглавие: Интерпретируя историю: рабство как историческое явление и особенности его «прочтения» в музеях США.
Рецензируемое издание: Интерпретация рабства в музеях и исторических комплексах / под ред. К. Галлас, Д. Перри. Боулдер; Нью-Йорк; Лондон, 2015. Абстракт: Рецензия представляет обзор одной из книг серии «Интерпретируя историю», которая издается для сотрудников музеев США с 2014 г. Данная серия посвящена интерпретации проблемных вопросов в образовательной практике музеев и исторических комплексов. Ежегодно издаются книги по проблемам интерпретации таких феноменов, как военная и морская история, еда, аграрная история. Коллективная монография, обзор которой представлен в рецензии, посвящена проблемам интерпретации музейными средствами истории рабства. Книга вышла в 2015 г. одновременно с книгой серии, посвященной интерпретации афроамериканской истории и культуры. Эта тема, важная для истории США, достаточно сложна для освещения в некоторых музеях, не связанных напрямую с историей рабства, но косвенно затрагивающих вопросы рабовладения как исторического феномена. Помимо краткого обзора основных идей книги, ее общей концепции и авторов издания, представлен актуальный материал, связанный с открытием нового Национального музея афроамериканской истории и культуры, что позволяет анализировать рецензируемое издание не только как руководство, раскрывающее актуальные формы и технологии музейной интерпретации феномена рабства, но и как ответ на общие тенденции развития музейного пространства США на современном этапе. Ключевые слова: музей, музейное образование, исторические музеи, рабство, интерпретация истории.
Information on article Author: Sapanzha Olga Sergeyevna—Doctor of Culturology, Professor, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, [email protected].
Title: "Interpreting history": slavery as a historical phenomenon and its interpretation in American museums.
Review: Interpreting Slavery at Museums and Historic Sites / Ed. by Kristin L. Gallas and James DeWolf Perry. Boulder; New York; London: ROWMAN & LITTLEFIELD, 2015. 128 p. ISBN: 978-0-7591-2326-7.
An overview of the books "Interpreting history" series, which is published for the staff of American museums is in the focus of the article. This series has been published since 2014. Within three years of publications on issues of museum interpretation such things as food, military and maritime history, national history have been covered. The book "Interpreting slavery at Museums and Historic Sites" was published in 2015. The monograph is devoted to the problems of the history of slavery interpretation at the museums. In addition to an overview
of the main ideas of the book, information on the new National Museum of African American History and Culture is presented. The mention about this museum can be found on the pages of the book. In this connection, the problem of slavery and the history of African-American culture is analyzed as an important part of contemporary American museum space. This is a central problem for special museums. On the other hand, the problem can be represented in the historical museums in which slavery is not in the focus. Effective ways of interpretation are presented in the book.
Keywords: museum, museum education, historical museums, slavery, interpretation of history.