Научная статья на тему 'Современные трансформации идеи музея под открытым небом'

Современные трансформации идеи музея под открытым небом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2709
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / СКАНСЕН / СКАНСЕНОЛОГИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ МУЗЕЯ / MUSEUM / OPEN-AIR MUSEUM / SKANSEN / SKANSENOLOGY / INTERACTIVITY / CULTUROLOGY OF A MUSEUM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саенко Наталья Ряфиковна

Статья отражает особенности экспозиций музеев под открытым небом в контексте социокультурных изменений конца XX нач. XXI вв. Приведены авторские интерпретации этнографического, художественно-биографического, военно-исторического и маргинального постмодернистского скансенов, на основе которых показаны основные трансформации, произошедшие с идеей музея данного типа. C культурологической точки зрения определяются ответы изменяющегося музея на вызовы изменяющегося общества. Сравнительному анализу подвергнуты Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, Площадка боевой техники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дрвенград (Сербия). Выявление скансенологических характеристик в абсолютно разных музеях заставляет определять скансен как актуальный способ бытования музея в современности. Скансен уникален тем, что предлагает посетителю погружение одновременно в несколько семиотических систем. Создание скансенов и процесс скансенологизации музеев иного типа совпали со структурными изменениями в экономике, культуре, социальной сфере XXI столетия. Они явились отражением тенденций развития современного общества в музееведении. Особенности развития постсовременного общества во многом определяют практическое воплощение идей создания музеев нового типа скансенов. Скансен сегодня претендует на автономную социальную институализацию, его среда, и его функции уникальны. Это уже не музей в классическом понимании. Скансен в первую очередь смысловая среда, предлагающая посетителю отказаться от роли пассивного зрителя, втягивающая человека в активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации и собственных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRANSFORMATIONS OF AN IDEA OF AN OPEN-AIR MUSEUM

The article reflects the peculiarities of open-air museum expositions in the context of sociocultural changes in the late XX the early XXI centuries. The authorial understanding of ethnographic, artistic and biographical, historical and military, marginal postmodernist skansens are presented on the basis of which the main transformations occurred with the idea of scansen are shown. From the culturological point of view the answers of a changing museum to the challenges of the changing society are determined. The Historical and architectural-ethnographic museum «Old Sarepta», the State Museum of Sholokhov, the Ground of military equipment of the Central Museum of the Great Patriotic War at Poklonnaya Gora, Drvengrad (Serbia) are subjected to a comparative analysis. The detection of skansenological characteristics in absolutely different museums forces to determine skansen as an urgent mode of museum existence at modern times. Skansen is unique by the fact that it offers to a visitor the immersion into several semiotic systems simultaneously. The creation of skansens and the process of skansenalization of museums of a different type coincided with structural changes in the economics, culture, and social sphere of the XXI century. They became the reflection of the trends of the modern society development in museology. The peculiarities of postmodern society development determine the practical implementation of the ideas of creating a new type of museum skansen in many ways. Today skansen claims to be autonomous social institutionalization, and its environment and its features are unique. It is not a museum in a classic sense. Skansen is primarily a semantic environment, which offers a visitor to decline the role of a passive spectator and involves people into active production of new objects, meanings, information and their own abilities.

Текст научной работы на тему «Современные трансформации идеи музея под открытым небом»

УДК 72.03(470/1/2) DOI: 10.12737/14528

Саенко Наталья Ряфиковна

Российский государственный университет туризма и сервиса

(г. Москва, Российская Федерация), д-р филос. наук, доц.; e-mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ИДЕИ МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Статья отражает особенности экспозиций музеев под открытым небом в контексте социокультурных изменений конца XX - нач. XXI вв. Приведены авторские интерпретации этнографического, художественно-биографического, военно-исторического и маргинального постмодернистского скансенов, на основе которых показаны основные трансформации, произошедшие с идеей музея данного типа. C культурологической точки зрения определяются ответы изменяющегося музея на вызовы изменяющегося общества. Сравнительному анализу подвергнуты Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова, Площадка боевой техники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дрвенград (Сербия). Выявление скансеноло-гических характеристик в абсолютно разных музеях заставляет определять скансен как актуальный способ бытования музея в современности. Скансен уникален тем, что предлагает посетителю погружение одновременно в несколько семиотических систем.

Создание скансенов и процесс скансенологизации музеев иного типа совпали со структурными изменениями в экономике, культуре, социальной сфере XXI столетия. Они явились отражением тенденций развития современного общества в музееведении. Особенности развития постсовременного общества во многом определяют практическое воплощение идей создания музеев нового типа - скансенов. Скансен сегодня претендует на автономную социальную институали-зацию, его среда, и его функции уникальны. Это уже не музей в классическом понимании. Скансен в первую очередь - смысловая среда, предлагающая посетителю отказаться от роли пассивного зрителя, втягивающая человека в активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации и собственных умений.

Ключевые слова: музей, музей под открытым небом, скансен, скансенология, интерактивность, культурология музея.

Уже целое столетие в музейной практике длится «переходный этап», связанный с кардинальными трансформациями музейного пространства и его смыслов, а также социокультурных функций музея. В сообществе музейных специалистов распространяются представления об «интегрированном музее» и «новой музеоло-гии», в которых музей рассматривается как институт, выходящий за пределы функций консервации и просвещения, и переходящий к осуществлению более широких проектов, позволяющих музею участвовать в жизни окружающего социума и интегрироваться в окружающую среду. Стратегии развития музейного дела XX века предложили новые типы музеев, стремительно увеличив круг возможных музейных объектов. Долгое время считавшиеся элитарными и консервативными, музеи стали доступными широкой публике. Самое ста-

тичное в отношении своего бытия и призванное консервировать историческую память в культуре оказалось в современной практике весьма мобильным. В 1891 г. в Швеции был открыт первый музей под открытым небом «Скансен». Ста двадцати лет хватило, чтобы, во-первых, это название стало нарицательным и дало имя большому направлению в музеологии - «скан-сенологии», а во-вторых, чтобы скансены во множестве и многообразии появились по всему миру.

Оригинальность идеи скансена заключалась в вынесении процедур «консервации памяти» за стены музея. Экспозиции современных музеев создаются на площадях, превышающих размеры помещения. Отныне и сами стены, и объекты в окружении являли собой живую и подвижную границу между «сегодняшним» и «прошлым», что высветило континуум музея. Музейный

топос изначально транслировал хронологический смысл, но в воплощении идеи скан-сена феноменологические грани времени и пространства музея упраздняются. Жилища, ремесла, хозяйство, предметный мир и духовные практики (этнографические фестивали, фольклорные праздники и религиозные обряды, исторические и этнографические реконструкции) осуществляются в актуальном времени, но при этом погружают посетителя в прошлое.

Вторым важным принципом идеи музея под открытым небом является интерактивность и доступность. Многие современные музеи сливаются с жизнью местного населения (поэтому так активно появляются по всему миру этнодеревни). В таком музее не может быть стеклянных витрин и рамок, «экспонаты» доступны не только для визуального восприятия, но и для фотографирования или приобретения. Все вещи функциональны, на глазах у посетителя используются по назначению, работают, что заставляет многих исследователей употреблять эпитет «живой» в адрес скансена, подразумевая, что классический музей «не живой».

Скансены сегодня - это не только огромное количество музеев под открытым небом по всему миру, но и большое разнообразие типов музеев. Музееведы, суммировав различные классификации, музеи под открытым небом разделяют на основе подхода к музеефикации объектов историко-культурного наследия и историко-культурной среды на [2, с. 61]:

• ансамблевые, музеефицирующие недвижимые объекты обособленно от историко-культурной среды;

• средовые, сохраняющие историко-культурную среду;

• средовые, моделирующие историко-культурную среду;

• живые, музеефицирующие историко-культурную среду в развитии;

• экомузеи, где среда сохраняется в развитии усилиями местных жителей и объекты историко-культурного наследия используются по первоначальному назначению.

Заметны старания исследователей в многообразии музеев под открытым небом отличать скансены от не-скансенов.

Так, музеи-заповедники и музеи-усадьбы принципиально не характеризуют как скансены. Наша культурологическая позиция позволяет нам заявлять, что в настоящем процессе современного функционирования музеев под открытым небом сильна тенденция скансенологизации. То есть, в контексте выставок под открытым небом могут осуществляться кураторские проекты, основывающиеся на акционизме длительного, если не перманентного, характера. Научно-авторские коллективы усадеб и заповедников обогащают центральную концепцию и расширяют миссию музея, вовлекая посетителя во взаимодействие и сотворчество. Организуются, например, лавки ремёсел с возможностью для посетителя и создавать, и приобретать вещи.

Мы предполагаем, что скансенологи-ческими сегодня можно считать:

1) этнографические архитектурные комплексы (скансены как таковые);

2) дома-музеи с прилегающей территорией, музеи-усадьбы (художественно-биогафические скансены);

3) памятные места сражений и музеи вооружения под открытым небом (военно-исторические скансены);

4) функционирующие в действительности и одновременно транслирующие музейные смыслы комплексы архитектуры, «собрания» граффити, городские объекты и объекты-поселения (маргинальные постмодернистские скансены).

Артур Хазелиус, основатель Скансена, рассматривал его экспозицию как коллекцию «живых картин». «Целью Скансена является не просто коллекционирование старых предметов быта, а пробуждение патриотических чувств и укрепление нашего защитного механизма» [17, с. 51]. Парадокс идеи скансена заключен в слиянии противоположного - фиксации исторической памяти и продуцирования новых смыслов. Законсервированная и в то же время постоянно обновляющаяся среда музея под открытым небом как форма организации памяти в современной культуре и составляет причину успеха и популярности подобных музеев как в России, так и в Западной Европе. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Скансен как таковой. Историко-этно-графический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта» был создан в 1989 г. на базе сохранившегося истори-ко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров Сарепта. Сегодня музей-заповедник - крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр г. Волгограда. Он занимает площадь в 7,1 га, включает 26 строений, из которых 23 - федеральные памятники XVNI-XIХ вв. При музее действует центр «Клуб Гличъ», где проходит интерактивная часть музейных программ для детей и взрослых, можно провести семейные выходные, отведать традиционную сарептскую кухню, а также участвовать в конференциях, фестивалях, ярмарках, праздниках национальных культур. Скансен «Старая Сарепта» предоставляет возможность интериори-зации диалога культур, чему способствует многоуровневость организации этого музея. Эстетический пласт межкультурного взаимодействия вскрывается на концертах органной музыки (сарептский орган, установленный в кирхе - единственный в регионе орган с живым звуком без электронной подзвучки). Научный пласт - это подробное, реалогическое представление истории Евангелической братской общины гернгутеров, политической, социальной и экономической истории гернгутской колонии Сарепта (с 1765 до 1920 гг.), этнокон-фессиональных особенностей гернгутеров (поселение, архитектура, традиционное жилище, подворье, одежда, пища, обычаи, обрядность и др.), истории, этнографии коренных народов и субэтносов Нижнего Поволжья (русских, украинцев, татар, калмыков, казаков и др.) XVIII - нач. XX вв. [6]. Музей предлагает обширный пакет интерактивных программ для детей и взрослых посетителей - мистические экскурсии, кве-сты, чаепития. Например, программа «За-клички весны», в ходе которой участники посещают выставку «Дом нижневолжского крестьянина XVNI-XIX вв.», где узнают об устройстве русской печи и о ритуале зазывания весны. Также гости программы смогут сделать необычное печенье - «птуш-ки», и ознакомиться с историй весенней

обрядовой куклы-оберега, смастерить ее самостоятельно.

Скансен «Старая Сарепта» находится в городской среде, что делает его культурно-просветительским центром с обширной библиотекой, концертным и конференц-залами. Его интегрированность в южный район города столь глубока и гармонична, что музей «Старая Сарепта» одним из первых используется в территориальном брендинге Волгограда. История немецкой колонии Сарепты, связанная в том числе с производством горчицы, органически вписалась и в историю, и в современный имидж Царицына - Волгограда. Сегодня главным сувениром Волгограда являются горчичное масло и баночка сарептской горчицы.

Художественно-биографический скансен. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова - памятник русской культуры, истории казачества, донской природы. Музей был создан в 1984 г. Способы презентации памяти о писателе и традиционной культуры различны: фольклорный праздник, экскурсии пешие и конные, в сопровождении фольклорного коллектива, свадебный обряд для молодоженов, построенный на историческом материале, рыбалка и охота, казачья кухня и т. п.

В музее-заповеднике сохранено всё, что связано с историей и культурными традициями Верхнего Дона, с жизнью и творчеством М.А. Шолохова - не только личные вещи, рукописи, письма, но и дома, в которых он жил, природа, хутора и станицы, изображённые в его произведениях. Музей-заповедник находится в Ростовской области на территории трёх её северных районов. Зона охраняемого ландшафта составляет 38236 га. Здесь расположены 19 памятников истории и культуры, 6 памятников природы и 256 памятников археологии. В музее работают 17 постоянно действующих выставок и экспозиций, мастерские декоративно-прикладного искусства, мастер-классы. Выставочная площадь составляет 1870 м2. Музей-заповедник включает в себя такие объекты, консервировать которые невозможно, хотя они и объявляются официально охраняемыми. Озеро, на котором рыбачил писатель,

Рис. 1 - Площадка боевой техники под открытым небом в Парке Победы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе (фото Н.Р. Саенко)

яблони, которые он посадил, место на холме, с которого он любовался пейзажем. Места, связанные с событиями, описанными в «Донских рассказах», «Тихом Доне», «Поднятой целине», входят в зону охраняемого ландшафта музея-заповедника, который реализует концепцию «Роман под открытым небом» [3].

Шолоховский скансен уникален тем, что предлагает погружение сразу в четыре разные семиотические системы - природа, культура донских казаков, биография писателя и сюжет «Тихого Дона», образовавшие синтез. Именно по этой причине, на наш взгляд, в музее-заповеднике М.А. Шолохова нет «музейной пыли».

Военно-исторический скансен. В Парке Победы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве работает Площадка боевой техники под открытым небом, на которой экспонируется более 300 образцов вооружений периода Второй мировой войны [14]. Данная экспозиция имеет мало шансов быть отнесенной специалистами-музееведами к категории скансенов. Однако нам важно показать, что даже самый консервативный тип музеев - музей военной истории - подчинен тенденции скансенологизации [9]. Так, экспозиция «Инженерные сооружения» представлена фрагментом стрелковой позиции, посетителям разрешено забираться внутрь сооружений. Уникальной является экспозиция железнодорожных

войск. «Военно-автомобильная дорога» демонстрирует непосредственно часть железной дороги с автомобилями и артиллерией. Экспозиция Военно-морского флота показана в акватории искусственного водоема, который ассоциируется с военно-морской базой, а его парапет стилизован под палубу эсминца (рис. 1).

Маргинальный постмодернистский скансен. Дрвенград (Мечавник, Кюстен-дорф, деревня Эмира Кустурицы) - поселение, организованное кинорежиссером Эмиром Кустурицей во время сьемок фильма «Жизнь как чудо». Открытие деревни состоялось в 2004 г. Свою деревню Эмир Кустурица построил на склоне Мокра-Горы (рис. 2), где находится железнодорожная станция местной узкоколейки, некогда соединявшей сербский Белград и хорватский Дубровник. Сейчас в деревне уже почти 50 деревянных домов, причем около 30 строений имеют давнюю историю. Образцом для своей деревни Кустурица взял типичное сербское село, которых в реальности уже практически не осталось. Центром города считается площадь Николы Теслы. Основным объектом на этой площади остается деревянная церковь, посвященная святому Савве - одному из наиболее почитаемых святых Сербской православной церкви.

Улицы и площади в Дрвенграде носят имена знаменитостей. Сам Кустурица живет на ул. Брюса Ли в доме № 1. Также здесь есть улицы Марадоны и теннисиста

Рис. 2 - Деревня Эмира Кустурицы на склоне Мокра-Горы (фото Е.В. Калашниковой).

Новака Джокавича. Кинотеатр носит имя «Стенли Кубрик». Один из домов украшает портрет Федора Достоевского (рис. 3), а площадь, на которой этот дом находится, носит имя Никиты Михалкова. На улицах деревушки стоят старинные автомобили, которые режиссер использовал при съемках своих фильмов [16].

Деревня Эмира Кустурицы - постмодернистский гипертекст, включивший в себя интертекстуальность, цитатность, иронию и многоуровневость смысла. Имена улиц (они же - имена знаменитых современников и исторических персон),

деревянная колокольня, всем посетителям напоминающая пожарную каланчу, портрет президента США на дверях местной «тюрьмы», портрет Ф.М. Достоевского и огромные цветные карандаши, прислонившиеся к этому дому - все эти и многие другие элементы деревни стирают границы между текстом и реальностью, между серьёзным и ироничным. Посетителя захватывает процесс буквального вхождения в пространство текста (книги, сценария, кинокартины).

Исследователь скансенов А.Б. Пер-миловская приводит ответы на опрос по-

Рис. 3 - Дом с портретом Ф.М. Достоевского в Дрвенграде -актуальный постмодернистский текст (фото Е.В. Калашниковой)

сетителей Эстонского музея под открытым небом, в которых многие посетители сравнивали полученный ими опыт от посещения музея с поездкой «к бабушке в деревню». Опрос также показал, что в качестве отрицательной стороны повседневной экспозиции музея посетители отметили отсутствие активной и живописной неожиданности [7]. Рельефной характеристикой деревни Эмира Кустурицы стала именно живописная неожиданность - знак, обладающий неисчерпаемым ресурсом интерпретируемости. Вторым видом постмодернистской бесконечности является игра и самоирония, они проявлены уже в том, что Дрвенград - деревянный город, здесь все сделано из дерева, не только дома, но и мостовые. Это может прочитываться как ироничная цитата именно скансенов -в основном поселений, состоящих из деревянных построек.

Создание скансенов как таковых (этнографических деревень, поселений и интерактивных экспозиций под открытым небом), и процесс скансеноло-гизации музеев иного типа не случайно совпали со структурными изменениями в экономике, культуре, социальной сфере XXI столетия. Они явились отражением тенденций развития современного общества в музееведении. На экономику и общественную жизнь все большее влияние оказывают фактор уже не пассивного, но активного консюмеризма нашего современника, интеграционные процессы, возрастание роли науки и культуры. В то

же время с увеличением объёмов и повышением скорости массового индустриального производства угасает творческий потенциал индивида. Эти особенности развития постсовременного общества во многом определяют практическое воплощение идей создания музеев нового типа - скансенов.

Наше предположение состоит в том, что идея музея под открытым небом сегодня значительно трансформировалась. С момента появления скансенов для вычленения этого типа музеев базовыми были два фактора: сохранение памятников народного зодчества и демонстрация того или иного типа культуры и этнографических коллекций. В настоящее время «скан-сен» - это даже не тип музея, а новый способ его культурного бытия. Посетитель ждёт интерактивности, своей включенности в текст, в иную реальность. В скансене это ожидание оправдывается. Границы музейного пространства не только расширяются, но и растворяются.

Скансен сегодня претендует на автономную социальную институализацию, так как и его среда, и его функции уникальны. Это уже не музей в классическом понимании, но и не досуговый центр, не образовательное учреждение, но и не хранилище. Скансен - в первую очередь смысловая среда, предлагающая посетителю отказаться от роли пассивного зрителя, втягивающая человека в активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации и собственных умений.

Список источников:

1. Иванова О.Н., Саенко Н.Р. Музееведение. Saarbrucken: Palmirium Academic Publishing, 2012.

2. Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). С. 59-63.

3. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. URL: http://www.sholokhov.ru (Дата обращения: 15.10.2015).

4. Давыдов А.Н. Десятая конференция Ассоциации европейских музеев под открытым небом // Советская этнография. 1983. № 4. С. 134-137.

5. Ланг М. Концепция музея под открытым небом как вечно развивающегося организма // Проблемы развития этнографических музеев под открытым небом в современных условиях: материалы науч. - практ. конф. Иркутск, 2006. С. 4-14.

6. Музей-заповедник «Старая Сарепта». URL: http://altsarepta.ru (Дата обращения: 15.10.2015).

7. Пермиловская А.Б. Живая среда музея под открытым небом как форма организации памяти в современной культуре России и Западной Европы // Обсерватория культуры. 2011. № 1. С. 78-81.

8. Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. C. 144-146.

9. Прохоров М.Ф. Бородинское поле: музей под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 12-16.

10. Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. ... д-ра культурологии. СПб., 2011.

11. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: дис. ... канд. культурологии. СПб., 2005.

12. Современная скансенология: теория и практика. Материалы Международной научной конференции, посвященной 30-летию со дня открытия Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Архангельск: Солти, 2004.

13. Тихонов В.В., Ладейщикова Е.Р. Скансенологическая практика сохранения городской историко-культурной среды Предбайкалья // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2014. № 18. С. 120-127.

14. Центральный музей Великой Отечественной войны. URL: http://www.poklonnayagora.ru (Дата обращения: 15.10.2015).

15. ChaykowskiE. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. Sanok, 1984.

16. Drvengrad - Kustendorf - Mecavnik. URL: http://mecavnik.info (Дата обращения: 15.10.2015).

17. Nordenson E. Skansen During 100 Years // Report 15 the Meeting. Skansen 1891-1991. Sweden. Association of European Open Air Museums / Ed. by M. Janson, Chr. Zeuner. Kristianstad, 1993. P. 51-55.

Natalya R. Saenko

Russian state University of tourism and service (Moscow, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Philosophy, Associate Professor

MODERN TRANSFORMATIONS OF AN IDEA OF AN OPEN-AIR MUSEUM

The article reflects the peculiarities of open-air museum expositions in the context of sociocultural changes in the late XX — the early XXI centuries. The authorial understanding of ethnographic, artistic and biographical, historical and military, marginal postmodernist skansens are presented on the basis of which the main transformations occurred with the idea of scansen are shown. From the culturological point of view the answers of a changing museum to the challenges of the changing society are determined. The Historical and architectural-ethnographic museum «Old Sarepta», the State Museum of Sholokhov, the Ground of military equipment of the Central Museum of the Great Patriotic War at Poklon-naya Gora, Drvengrad (Serbia) are subjected to a comparative analysis. The detection of skansenological characteristics in absolutely different museums forces to determine skansen as an urgent mode of museum existence at modern times. Skansen is unique by the fact that it offers to a visitor the immersion into several semiotic systems simultaneously. The creation of skansens and the process of skansenalization of museums of a different type coincided with structural changes in the economics, culture, and social sphere of the XXI century. They became the reflection of the trends of the modern society development in museology. The peculiarities of postmodern society development determine the practical implementation of the ideas of creating a new type of museum - skansen in many ways. Today skansen claims to be autonomous social institutionalization, and its environment and its features are unique. It is not a museum in a classic sense. Skansen is primarily a semantic environment, which offers a visitor to decline the role of a passive spectator and involves people into active production of new objects, meanings, information and their own abilities. Keywords: museum, open-air museum, skansen, skansenology, interactivity, culturology of a museum.

References:

1. Ivanova O.N., Saenko N.R. Muzeevedenie [Museology]. Saarbrucken: Palmirium Academic Publishing, 2012.

2. Glushkova P.V. Klassifikacija muzeev pod otkrytym nebom v aspekte aktualizacii nematerial'nogo kul'turnogo nasledi-ja [Classification of open-air museums in the mainstreaming aspect of intangible cultural heritage] // Vestnik Kem-erovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2015. Iss. 1 (61). PP. 59-63.

3. Gosudarstvennyj muzej-zapovednik M.A. Sholohov [National Sholokhov Museum-Reserve]. URL: http://www. sholokhov.ru (Accessed on October 15, 2015).

4. Davydov A.N. Desjataja konferencija Associacii evropejskih muzeev pod otkrytym nebom [X Conference of the Association of European open-air museums] // Sovetskaja etnografija [Soviet Ethnography]. 1983. Iss. 4. PP. 134-137.

5. Lang M. Koncepcija muzeja pod otkrytym nebom kak vechno razvivajushhegosja organizma [The concept of open-air museum as an ever evolving organism] // Problemy razvitija etnograficheskih muzeev pod otkrytym nebom v sovremennyh uslovijah [Problems of development of the ethnographic open-air museums in modern conditions]: materialy nauch. - prakt. konf. Irkutsk, 2006. PP. 4-14.

6. Istoriko-etnograficheskij i arhitekturnyj muzej-zapovednik «Staraja Sarepta» [Historical, Ethnographical and Architectural Museum-Reserve «Old Sarepta»]. URL: http://altsarepta.ru (Accessed on October 15, 2015).

7. Permilovskaja A.B. Zhivaja sreda muzeja pod otkrytym nebom kak forma organizacii pamjati v sovremennoj kul'ture Rossii i Zapadnoj Evropy [Live space of open-air museum as a form of memory in contemporary culture of Russia and Western Europe] // Observatorija kul'tury [Observatory of Culture]. 2011. Iss. 1. PP. 78-81.

8. Permilovskaja A.B. Osobennosti formirovanija jekspozicii russkih i evropejskih skansenov [Features of formation of Russian and European exposure Skansen] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice]. 2014. Iss. 5 (43): in 3 p. Part I. PP. 144-146.

9. Prohorov M.F. Borodinskoe pole: muzej pod otkrytym nebom [Borodino Field: open-air museum] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2011. Iss. 4. PP. 12-16.

10. Sapanzha O.S. Kul'turologicheskaja teorija muzejnosti [Cultural Studies of the museum]: Doctor of Culturology dissertation: author's abstract. St. Petersburg, 2011.

11. Sapanzha O.S. Strategii kommunikacionnyh processov sovremennogo muzeja [Strategy of communication processes of the modern museum]: Candidate of Culturology thesis. St. Petersburg, 2005.

12. Sovremennaja skanseologija: teorija i praktika [Modern skansenology: Theory and Practice]. Materialy Mezhdun-arodnoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 30-letiju so dnja otkrytija Arhangel'skogo gosudarstvennogo muzeja derevjannogo zodchestva i narodnogo iskusstva «Malye Korely». Arkhangelsk: Solti, 2004.

13. Tihonov V.V., Ladejshhikova E.R. Skansenologicheskaja praktika sohranenija gorodskoj istoriko-kul'turnoj sredy Predbajkal'ja [Skansenology practice of preserving the city historical and cultural environment of the Baikal region] // Vestnik Altajskoj gosudarstvennoj pedagogicheskoj akademii [Bulletin of Altai State Pedagogical Academy]. 2014. Iss. 18. PP. 120-127.

14. Central'nyj muzej Velikoj Otechestvennoj vojny [Museum of the Great Patriotic War]. URL: http://www.poklonnay-agora.ru (Дата обращения: 15.10.2015).

15. Chaykowski E. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. Sanok, 1984.

16. Drvengrad - Kustendorf - Mecavnik. URL: http://mecavnik.info (Accessed on October 15, 2015).

17. Nordenson E. Skansen During 100 Years // Report 15 the Meeting. Skansen 1891-1991. Sweden. Association of European Open Air Museums / Ed. by M. Janson, Chr. Zeuner. Kristianstad, 1993. P. 51-55.

Рис. 4 - Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова (фото Е.В. Калашниковой)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.