УДК 069:394
DOI: 10.12737/14527
Афанасьев Олег Евгеньевич1, Вольхина Валерия Викторовна2
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, Российская Федерация);
1 д-р геогр. наук, доц.; e-mail: dneprgeo@gmail.com;
2 студент; e-mail: v. v.valkyrya@yandex.ru
РОЛЬ, ЗНАЧИМОСТЬ И ФУНКЦИИ СКАНСЕНОВ КАК ТУРИСТСКОГО РЕСУРСА ТЕРРИТОРИИ И РЕПРЕЗЕНТАНТОВ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В статье раскрывается понятие, функции и значение этнографических музеев под открытым небом - скансенов как репрезентантов региональных типов природопользования и важных составляющих сферы туризма. Скансены рассмотрены как музейные учреждения, позволяющие ознакомиться с традициями этнического природопользования, возникшими в течение длительного исторического процесса формирования и развития народов России, которые в концентрированном виде помогают раскрыть особенности региональной ментальности, отличия в материальной культуре.
В статье отмечается, что скансены являются специфической разновидностью более широкой по видовому составу группы музеев под открытым небом. Скансенами могут считаться только те из них, которые посредством особым образом организованной экспозиции традиционных архитектурных комплексов под открытым небом на этнической основе репрезентируют особенности, традиции, культурологические составляющие того или иного народа или региона. Все скансены обладают определенными свойствами, исполняют соответствующие роли и функции, решают конкретные задачи, главными из которых является сохранение интересных аутентичных памятников архитектуры и создание условий для свободного доступа к объектам широких слоев населения посредством их туристского использования. Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 20 музеев под открытым небом типа скансен, крупнейшие из которых - «Кижи» и «Малые Корелы». Но проблемой является отсутствие общепринятой точки зрения на определение «скансен», что есть причиной отсутствия какой-либо статистики в этом направлении. Поэтому актуальной задачей является определение критериев и разработка базы данных скансенов, попытка создания которой описана в статье. Разработанная база данных включает сведения по 26 объектам такого типа, которые могут считаться классическими скансенами. В ходе создания базы данных выявлены проблемы и недостатки, которые присущи российским скансенам, рассмотрены возможности использования информации об этномузеях в целях туристско-экскурсионной деятельности. Предложенные мероприятия призваны решить проблему продвижения этномузеев на рынке отечественного туризма и привлечения новых посетителей. Анализ особенностей географического размещения скансенов России позволил выделить пять характеристик и аспектов их распространения по территории страны. Указано, что актуальной задачей является создание музеев под открытым небом во всех областных, краевых и республиканских центрах при краеведческих музеях как продолжение их экспозиций. Это позволит расширить возможности развития внутреннего туризма в России на этнической основе, что определено одним из приоритетных направлений. Ключевые слова: скансен, музей под открытым небом, история регионального природопользования, скансены как объекты туризма, скансены России.
Человек, общество в целом в ходе своей жизнедеятельности не могут не влиять на природу; природопользование существовало и существует как важнейший аспект жизни человека, включающий в себя совокупность всех форм использова-
ния ресурсов среды. Всю историю определенного этноса можно рассматривать и как историю его природопользования - историю отношений с окружающей средой, ее преобразования под собственные нужды. На разных исторических этапах развития
человечества были задействованы те или иные виды природопользования в различных соотношениях друг к другу. Традиционными формами природопользования народов России издавна были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, пчеловодство, садоводство, их роль со временем менялась, но главным всегда оставалось пашенное земледелие. Развитие сельского хозяйства и промышленности было уравновешенным, органическим. С XVIII в. начинается активное развитие промышленности, открытие и разработка месторождений железа, угля, нефти, в России все большее значение приобретают формы природопользования, связанные с экстенсивным использованием минерального сырья, энергоносителей, промышленной застройкой территорий. Изменениям форм природопользования отвечало изменение бытовых условий населения, материальной и духовной культуры, исчезновение многих традиционных форм хозяйствование, смена архитектурных традиций, упрощение и обобщение культуры вплоть до современных форм глобализации и стандартизации быта и жизненного уклада.
Сегодня все чаще подчеркивается важность возрождения этнических традиций, сохранения «этнографической памяти» для следующих поколений, ведь традиции - это не только память предков, это все то лучшее, наиболее своеобразное, присущее той или иной нации в области культуры, народного творчества, быта, религии, производства, природопользования в широком смысле. Самыми яркими направлениям воспроизведения исторического наследия народа являются музеи как способ хранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия, материальной и духовной культуры. Примером учреждений, занимающихся проблематикой сохранения и воспроизведения исторических типов регионального природопользования, являются этнографические музеи - группа исторических музеев, которые собирают, сохраняют, изучают и экспонируют этнографические коллекции, документируют процессы этногенеза, быт и культуру различных этнических сообществ [12].
Распространенной формой этнографических музеев, создаваемых на основе музеефикации репрезентативных фрагментов этноландшафтной среды и объектов материального этнокультурного наследия, являются скансены, или этномузеи под открытым небом. Этнографические музеи под открытым небом создаются на основе недвижимых памятников истории и культуры на месте их нахождения и в природном окружении (музеефици-рованы на месте) или на основе переноса памятников на специально отведенную территорию из других мест (т.н. «перевезенные»). Значительную часть составляют музеи смешанного типа, включающие памятники как музеефицированные, так и перевезенные. В скансенах проводится комплексная реконструкция прошлого, отдельные постройки являются не просто экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс. Таким образом, посетители получают возможность побывать в реконструированном населенном пункте прошлого, получая общее представление об исторических традициях (шире - формируют представление о традиционных типах природопользования) страны, региона или местности.
Разновидность этнографических музеев - скансены - наиболее полно раскрывают историю природопользования той или иной территории, ведь объектом природопользования как научного направления является комплекс взаимосвязей между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Важнейшей задачей этнографических музеев под открытым небом (скансенов) является сбор, изучение и широкая демонстрация прежде всего типичных образцов народной архитектуры - первого признака, являющегося неотъемлемой частью показа перехода от одного типа природопользования к другому. Архитектуру в экспозиции музеев под открытым небом подают не изолированно, а в неразрывной связи с другими близкими к ней образцами материальной и духовной культуры и природным окружением, отражая органическую связь архитектуры зданий с природой, средствами труда,
предметами быта, декоративно-прикладного искусства и другими видами народного творчества [3].
Процесс природопользования всегда развивается на стыке общества и природы, отражает их взаимодействие на конкретной территории во временно-территориальной ретроспективе; природопользование является формой бытия того или иного народа, отражает особенности приспособления населения к условиям окружающей среды, и в то же время направления преобразования этой же среды под потребности общества [1]. Объективные территориальные отличия в быту, традициях, условиях хозяйствования, ментальности и самоидентичности даже в пределах одного народа формируются именно под влиянием среды, в которой происходит жизнедеятельность определенной общности людей. Это ярко отображает территория России как страны, расположенной в различных природно-климатических зонах и объединяющей в себе культуры многочисленных коренных народов, формируя тем самым сложнейшую систему историко-географических и историко-этнографических земель. Причем, чем отличнее природные условия жизни населения того или иного региона, тем более отличными будут и указанные выше культурологические особенности [2]. Поэтому можно говорить об объективных отличиях в культурологических характеристиках населения, формирующихся под влиянием как условий окружающей среды, так и способов природопользования - использования различных ресурсов этой среды в ходе исторического развития общества. Подобные отличия в течении исторического развития формировали различные типы природопользования одного и того же этноса, определяя тем самым т.н. «Региональную ментальность», и являются существенным компонентом общего этнокультурологич-ного достояния. Скансены являются как раз теми учреждениями, которые позволяют ознакомиться с традициями этнического природопользования, формировавшимися на протяжении длительного исторического процесса оформления и развития российского народа, в концентрированном виде помогают раскрыть особенности ре-
гиональной ментальности, в т.ч. понять сущность и объективность региональных отличий российского геопространства. Представляется, что механизмом раскрытия указанных особенностей посредством выставочных экспозиций скансенов может быть именно внутренний туризм. Отсюда цель данного исследования видится в обосновании сущности музеев под открытым небом - скансенов - как музейных учреждений, представляющих региональные исторические типы природопользования различных регионов России, и способных выступать как важный туристический ресурс отдельных регионов страны, что является одной из актуальных научных задач.
На сегодняшний день нет четкой научной базы, которая выделяла бы скансены из ряда других музеев, отсутствует и официальная статистика. Зачастую термины «скансен» и «музей под открытым небом» понимаются тождественно [5], однако это не вполне целесообразно. Последнее не имеет четко выраженных границ и строгих определений, и иногда может иметь более широкое значение, далеко выходящее за рамки понятия «скансен». Так, например, в «Российской музейной энциклопедии» [6] музей под открытым небом определяется как «группа музеев, основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях».
В.В. Тихонов выделяет 10 типов объектов, попадающих под объединительный термин «музеи под открытым небом» [10, 11]:
1) археологические комплексы, музе-ефицируемые как резерваты (археологический комплекс под открытым небом: Оль-вия, Херсонес, Анапский археологический музей-заповедник);
2) музеефицируемая историческая среда (городская или деревенская) как архитектурно-исторический комплекс;
3) дворцовые и дворцово-парковые комплексы, имеющие историческое и архитектурное значение (Версаль, Сан-Суси, Петергоф, Павловск, Гатчина);
4) оборонительные историко-архи-тектурные комплексы (крепости, кремли, замки и пр.), выступающие самостоятельными музеями;
5) религиозные историко-архитектур-ные комплексы (историко-архитектурные музеи-заповедники Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Валаам), музеефицирован-ное или сохраняемое в конфессиональном управлении сакральное пространство;
6) мемориальные комплексы усадебного типа (Ясная Поляна, Михайловское);
7) военно-исторические комплексы («Бородинское поле», «Куликово поле»);
8) комплексы промышленного профиля (Музей истории соли в г. Соликамске, Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела);
9) этнографические комплексы (музеи деревянного зодчества, архитектурно-этнографические, народного быта и т. п.);
10) музеи смешанного типа.
В данную классификацию целесообразно добавить еще несколько категорий, уточняющих или детализирующих предыдущую классификацию:
11) музеи, имеющие экспозиционные секции и отделы под открытым небом;
12) экспозиции и парки военной техники, вооружений, военных комплексов, экспозиции белигеративных ландшафтов;
13) парки скульптур, современного искусства, арт-пространства под открытым небом;
14) парки развлечений и досуга, созданные на исторической основе;
15) музеефицированные индустриально-заводские, промышленные, ин-фраструктурно-инженерные объекты, репрезентирующие определенный период промышленного развития.
Например, хорошо воссозданная усадьба уже может считаться скансеном. Поэтому, по нашему мнению, далеко не любую экспозицию или комплекс, сохраняющую аутентичность среды, можно считать классическим скансеном. Считаем, что такие объекты следует называть не музеями, а, например, культурно-образовательными комплексами. В отдельную группу, по нашему мнению, также следует выделять так называемые церковные скансены, которые также не соответствуют требованиям к скансенам - музеям народной архитектуры и быта. Поэтому для более точного определения скансенов необходимо выде-
лить базовые признаки, отличающие их от других типов музеев под открытым небом.
Исторически сложившимися базовыми были два фактора: сохранение памятников народного зодчества (чаще всего деревянного) и демонстрация того или иного типа культуры, традиционных форм природопользования и этнографических коллекций.
Первоначальное определение таких музеев, данное немецким исследователем и крупным специалистом в этой сфере деятельности Адельхартом Циппелиусом [14] (первым директором Рейнского музея под открытым небом Коттегп, которым руководил до 1981 г.), поддержанное впоследствии известным польским ученым Ежи Чайковским [13] и разделяемое ныне директорами Европейской ассоциацией музеев под открытым небом, имело отношение прежде всего к музеям народной архитектуры и быта, или музеям деревянного зодчества [9]. Известно, что само слово «скансен» появилось в 1891 г. в Швеции, когда был открыт первый музей под открытым небом «Скансен». Это название стало нарицательным и дало имя большому направлению - «скансенологии». Данный вид архитектурно-этнографической экспозиции имеет разные названия: англичане называют его «музей на открытом воздухе», американцы и австралийцы -«музей открытой двери», немцы - «музей открытого света», французы - «экомузей», чехи - «музей в природе». В России большинство таких музеев называются музеями-заповедниками, музеями народной архитектуры и быта, музеями деревянного зодчества [7].
Существует несколько подходов к классификации скансенов. Так, А.Б. Пер-миловская [7] подразделяет музеи по открытым небом на представляющие собирательный образ страны (например, Арнем в Нидерландах, Сентендре в Венгрии, Рум-шишкес в Литве, Пирогово в Украине), определенной территории или региона (Тальцы в Прибайкалье, Кижи в Карелии, Детмолд в Вестфалии), сельские поселения и исторические города (Ст. Линчопинг в Швеции, Заудерзей в Нидерландах, Тампере в Финляндии).
По способу формирования этномузеи под открытым небом делятся на транслоци-рованные (свозимые), стационарные (местные), реконструкции и смешанного типа. В плане территориального охвата интересны характеристики классификационных рядов, предложенные Г.В. Пионтеак и Г.В. Борисевичем. Так, Г.В. Пионтеак [8] предлагает классификацию музеев под открытым небом на локальные, региональные, национальные, многонациональные, а Г.В. Бо-рисевич [4] - на федеральные, национальные, зональные, региональные, локальные [11]. По значению скансены можно разделить на национальные, региональные, областные, локальные. Также скансены отличаются своими особенностями экспозиции и методами репрезентативности.
Основные цели и задачи создания и функционирования музеев под открытым небом заключаются в необходимости: а) сохранения интересных аутентичных памятников архитектуры; б) создания условий для свободного доступа к объектам широких слоев населения, повышения их культурного уровня; в) показа в комплексе национальной народной культуры и архитектуры, предметов быта, орудий труда, прикладного искусства, то есть создание модели среды, ландшафта; г) помощи в возрождении народных ремесел и проведении фольклорных праздников; д) содействия индустрии туризма; е) решения научных проблем, связанных с поиском, сбором, изучением, реставрацией экспонатов.
Важным свойством этномузеев под открытым небом является наличие зрелищного элемента. В этом большую роль играет анимационные программы и мероприятия, проводимые на территории скан-сенов. Показ обычаев, традиций, ремесел и народных праздников является неотъемлемой частью жизни скансенов. При этом возможность непосредственного участия посетителей составляет одну из причин популярности этих музеев среди различных слоев населения. Скансенам присущ целый ряд функций, в частности, компенсаторная, рекреационно-оздоровитель-ная, культурно-просветительская, коммуникативная, экологическая, социальная, экономическая.
Таким образом, можно выделить основные свойства, присущие музеям типа «скансен»: архитектурно-репрезентативная, естественно-природная, этнографическая, анимационная. «Живая» среда скансенов делает их привлекательными для посетителей и значительно способствует популярности и успеху таких музеев как в мире, так и в России в частности.
В России также созданы и создаются архитектурные комплексы скансенного типа. Однако в них не все здания являются аутентичными, большинство - это лишь восстановленные по образцам древних сооружений. Сама по себе демонстрация архитектурных памятников предполагает наличие больших территорий, так как уже каждый отдельный памятник - относительно крупный объект, а комплекс таких объектов требует огромной территории. Собрать «всю страну в одном месте» в случае нашей страны кажется нереальным - при этом «этнографическая деревня» превратилась бы в громадный город. В нашей стране музеи под открытым небом, музеи деревянного зодчества, создаются по иному принципу: не один большой музей («вся страна в одном месте»), а множество музеев (этнографических деревень) в различных регионах страны на основе местного характера экспозиции.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 20 музеев под открытым небом типа скансен. Музей «Кижи» и музей «Малые Корелы» являются крупнейшими экспозициями скансенного типа на Европейском Севере России. Но сегодня в России нет общепринятой точки зрения на определение «скансен». Такое отсутствие общей методологической базы в вопросах скансенологии является причиной отсутствия какой-либо статистики в этом направлении. Именно поэтому актуальной задачей является определение критериев и разработка базы данных скансенов, попытка чего предпринята нами в рамках данного исследования.
При отборе учитывались архитектурно-этнографические комплексы, включающие в себя более трех сооружений. Религиозные архитектурные комплексы
и дворцово-парковые ансамбли не включались в создаваемую базу данных, так как скансен - это, в первую очередь, народная архитектура. Культовые сооружения могут выступать только как дополнение к основной композиции. Также важную роль при отборе играла открытость архитектурных объектов и их внутренняя «наполненность» предметами быта. А также наличие анимационного сопровождения - воссоздание народно-художественных промыслов и ремесел, обычаев, праздников.
Информация для базы данных собиралась путем обзора литературных и Интернет-источников. В ходе классификации и систематизации полученных данных разработана база данных в форме табличной модели, в которую вошли самые большие и значимые музеи-скансены России - всего 26 наименований (табл. 1). Таблица базы данных включает следующие пункты (поля записей):
1) название - содержит полное название скансена;
2) регион РФ - область, республика, край, где расположен скансен;
3) адрес - фактический адрес скансена;
4) контакты - телефон, электронная почта и другие контактные данные;
5) краткое описание - включает в себя год создания, площадь территории, разделение на зоны и экспозиции, основное содержание скансена;
6) программы и анимация - наличие на территории скансена анимационных программ, мастер-классов, праздников и т.д;
7) способ формирования - местный, свозимый, реконструированный, смешанный;
8) сайт - наличие официального сайта, его адрес.
Такое представление информации очень удобно для просмотра и дальнейшего редактирования, с предоставленными данными возможно легко работать и вносить дополнения и исправления при необходимости.
В ходе создания базы данных выявлены проблемы и недостатки, которые присущи скансенам на территории России, рассмотрены возможности использования
информации об этномузеях в целях турист-ско-экскурсионной деятельности.
Одной из важнейших проблем функционирования современных скансенов в России является их слабая маркетинговая политика на рынке туристских предложений. В частности, остро стоит проблема недостаточной осведомленности о данных объектах и их туристском потенциале как работников туризма, так и самих туристов. Недостаточное количество рекламных и информационных материалов о скансенах, их наличии и особенностях, затрудняет продвижение таких туристских ресурсов на рынок. Необходимо информирование о преимуществах музеев-скансе-нов перед традиционными «витринными» музеями в аспекте этнической концепции развития внутреннего туризма. Второй важной проблемой можно определить их слабое анимационное сопровождение. Скансены отличаются от других форм музеев именно своей «живой» историей. Закрытые экспонаты, витринные экспозиции уже не так интересны посетителям. Насыщение экспозиции разными формами показа крестьянских трудовых и бытовых процессов дают возможность создать эффект обжитости музейного интерьера, видимость присутствия хозяев. Принцип интерактивности - угощение посетителей традиционными крестьянскими блюдами, показ крестьянских бытовых и трудовых процессов, в которых могут поучаствовать посетители. Абсолютному большинству скансенов России необходимо проводить мероприятия по созданию сетевых образовательных и досуговых программ для различных целевых аудиторий, внедрять маркетинговые стратегии по популяризации уникальных музейных экспонатов, интенсифицировать и расширять интерактивные мероприятия, мастер-классы и экскурсии. Также значительная проблема для многих скансенов России - их слабое интернет-представительство. У девяти музеев под открытым небом собственные официальные сайты вообще отсутствуют, а у многих из тех, у кого они есть, оставляют желать много лучшего в отношении архитектуры сайта, контента, дизайна, обратной связи с пользователями. Также в качестве реко-
Таблица 1 - Этнографические музеи под открытым небом (скансены) России
№ Название Регион Форма Сайт
1 Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» Респ. Карелия Смешанный kizhi.karelia.ru
2 Музей народного деревянного зодчества «Витославлицы» Новгородская обл. Свозимый novgorodmuseum.ru/ muzej-zapovednik/velikij-novgorod/16-vitoslavlitsy.html
3 Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» Иркутская обл. Свозимый talci.ru
4 Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Ангарская деревня» Смешанный Нет
5 Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Василёво» Тверская обл. Смешанный Нет
6 Историко-этнографический музей «Мышкинский народный музей» Ярославская обл. Смешанный myshgorod.com
7 Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семёнково» Вологодская обл. Свозимый semenkovo.ru
8 Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства Северных районов России «Малые Корелы» Архангельская обл. Свозимый korely.ru
9 Московский художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское» г. Москва Смешанный mgomz.ru/kolomenskoe
10 Ибресинский этнографический музей под открытым небом Респ. Чувашия Смешанный Нет
11 Марийский этнографический музей им. В.И. Романова Респ. Марий Эл Свозимый Нет
12 Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» Респ. Удмуртия Смешанный ludorvay.ru
13 Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» Пермский край Свозимый museum.perm.ru/filiali/ muzey-khohlovka
14 Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им. И.Д. Самойлова Свердловская обл. Свозимый нс-музей.рф
15 Этнографический музей под открытым небом «ТОРУМ МАА» Ханты-Мансийский авт. округ -Югра Реконструкция torumm aa.ru
16 Историко-культурный цент «Старый Сургут» Реконструкция stariy- surgut.ru
17 Новосибирский историко-архитектурный музей под открытым небом Новосибирская обл. Смешанный archaeology.nsc.ru/ru/otdel/ mu seum/museum 04.aspx
18 Музей- заповедник «Томская Писаница» Кемеровская обл. Смешанный gukmztp.ru./index2.html
19 Историко- этнографический музей-заповедник «Шушенское» Красноярский край Смешанный sh ush.ru/index.php
20 Этнографический музей народов Забайкалья Респ. Бурятия Смешанный ethnomuseum03.ru
21 Черкехский историко-этнографический музей им. Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона Респ. Саха (Якутия) Смешанный Нет
22 Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» Реконструкция museum.sakha.ru/museum. php?id=89#dates
23 Историко-этнографический музей «Донди-Юрт» Чеченская респ. Реконструкция Нет
24 Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щелоковский хутор» Нижегородская обл. Свозимый hutor-museum.ru
25 Татарский этнографический музей под открытым небом «Татар авылы» Респ. Татарстан Смешанный tatmuzey.ru
26 Архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» Костромская обл. Свозимый kostrsloboda.ru
мендации отметим необходимость представительства скансенов в ведущих соцсе-тях, популярных среди молодежи. Данные мероприятия призваны решить проблему продвижения этномузеев и привлечения новых посетителей.
Важнейшим направлением деятельности российских скансенов должно стать их более широкое представительство на отечественном рынке туристских услуг в качестве мощных региональных дестина-ций. В связи с этим важно, чтобы каждое из подобных учреждений стало крупным местом бытования народно-художественных промыслов и ремесел, на базе которых они бы развивались. Демонстрация народных промыслов и ремесел в этномузеях под открытым небом способствует выявлению и раскрытию конкретных историко-эконо-мических условий, которые влияют на содержание культуры народа. Каждый вид ремесел и промыслов, представленных в регионе, может подаваться в скансене отдельным, изолированным микроселом.
Анализ особенностей географического размещения скансенов на территории России показал, что: 1) подавляющее количество скансенов находится в западных и центральных регионах страны; 2) главными «скансенными центрами» страны выступают Москва (скансен «Коломенское» имеет наибольший процент посещения), Респ. Карелия, Архангельская обл., Респ. Бурятия; 3) большое количество музейных учреждений типа скансенов тяготеют к районам с богатыми лесными ресурсами (Урал, Европейский север России), так как одним из профилей их деятельности является реконструкция и экспонирование объектов деревянной архитектуры; 4) скансены развиваются преимущественно в районах с пестрым составом этнографических групп, а также со значительными туристическими потоками (наиболее данной особенностью отличается Карелия); 5) центрами развития этнографических музеев под открытым небом часто служат небольшие населенные пункты с интересным историческим прошлым, яркой культурой и архитектурой (например, села Исаково в Татарстане, Шушенское в Красноярье, Ниж. Си-
нячиха на Урале, Лудорвай в Удмуртии и др.).
В связи с процессом исторического формирования этносов и территории России, в зависимости от природных условий, характера и способа хозяйственных занятий населения, в различных регионах расселения даже одного и того же этноса формируются отличные особенности быта и традиционной культуры. Локальные особенности быта, хозяйственного и культурного уклада отдельных частей народа складывались в зависимости от природно-географиче-ских условий, культурно-бытовых связей с другими народами, переселениями, миграционными процессами и т.д. Общность и однотипность таких локальных особенностей является основой для определения историко-этнографических районов.
Для создания экспозиции скансенов важен выбор места его расположения. Ландшафт имеет особое значение в экспозиции, в частности, в размещении архитектурных объектов. Так, по традиции, села в Центральной России располагались на возвышенных местах. В центре возводились церкви, рядом на площади сооружались школа, магазины, сельская управа. На окраине села у реки - водяная мельница. Чем больше площадь музея под открытым небом, тем больше его емкость, больше возможности для экспонирования объектов, возникает необходимость разграничения пространства. Также на структуру скансена влияет его уровень (масштаб деятельности). Распределение территориальных единиц в скансене («этнографических зон») соответствует прямо пропорциональной зависимости: чем больше площадь музея, количество мини-музеев на его территории, тем он располагает большим числом структурно-территориальных единиц.
Актуальной задачей, как представляется, является создание музеев под открытым небом во всех областных, краевых и республиканских центрах при краеведческих музеях как продолжение их экспозиций, что позволит взять под охрану больше достопримечательностей. К тому же, как показывает опыт существования уже действующих скансенов, большей
популярностью пользуются те учреждения, которые представляют не несколько, а много разных историко-этнографических зон, ведь именно такая экспозиция позволяет наглядно ознакомиться со всем исто-рико-культурологическим многообразием страны в целом, понять сущность территориальных различий в традициях природопользования.
В ходе проведенного исследования можно констатировать, что музейные учреждения скансенного типа являются специфическими учреждениями, в которых наглядно экспонируются объекты, представляющие традиции, типы и виды природопользования, сложившиеся в отдельных регионах России на протяжении веков. И сегодня, в условиях активных процессов стандартизации и глобализации жизни, сохранение и воспроизводства хотя бы в виде экспозиции скансе-нов аутентичных форм хозяйствования, является важной и крайне необходимой
задачей. И в этом процессе достойны репрезентации элементы народного быта абсолютно всех историко-этнографиче-ских зон, ведь в каждой из них формировались собственные традиции, отличия и особенности, обусловленные многовековыми отношениями в системе «человек - природа».
Можно вполне обоснованно утверждать, что скансены - это сравнительно новое направление музейного туризма, который находится на этапе своего становления, это уникальные социально-культурные комплексы, направленные на реализацию рекреационного, развивающего, эстетического потенциала досуга, на формирование духовной личности, укрепление семейных ценностей и традиций. Основная миссия скансенов - донести до будущих поколений уникальность архитектуры, быта, традиций природопользования наших предков в условиях, максимально приближенных к аутентичным.
Список источников:
1. Афанасьев О.6. lсторико-географiчний аналiз регюнального природокористування: теорiя, методолопя, практика. Монографiя. Тернопть: Крок, 2012. 550 с.
2. Афанасьев О.6. lсторико-географiчний аналiз ролi кламсько''' цивЫзацп в формуванн геопростору Швденно-Схщно''' Укра'ни // Культура народов Причерноморья. 2010. № 194. С. 190-194.
3. Афанасьев О.6. Скансени Укра'ни як репрезентанти регюнальних титв природокористування // Географiя та туризм: Зб. наук. праць. 2011. Вип. 15. С. 111-119.
4. Борисевич Г.В. Историко-теоретические основы организации музеев народного деревянного зодчества на примере музея в Новгороде: автореф. дис. ... канд. архитектуры. М., 1968. 29 с.
5. Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). Т. 1. С. 59-63.
6. Никишин Н.А. Музеи под открытым небом / Российская музейная энциклопедия. М.: Прогресс, Рипол Классик, 2001. Т. 1. С. 393-394.
7. Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. C. 144-146.
8. Пионтеак Г.В. Типы этнопарков и музеев на открытом воздухе и организация в республиках Советского Востока // Географическое общество СССР: докл. Восточной комиссии. Ленинград, 1965. Вып. 1 (2). С. 94-103.
9. Севан О.Г. Музеи под открытым небом Европы // Обсерватория культуры. 2006. № 3. C. 60-69.
10. Тихонов В.В. Историко-культурное наследие Предбайкалья и перспектива его сохранения методом этнографических музейных комплексов под открытым небом. Иркутск, 2013. 364 с.
11. Тихонов В.В. Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом // Вестник ЗабГУ. 2012. № 9 (88). С. 3-8.
12. Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический проект, 2006. 560 с.
13. Czajkowski J. An ourline of skansen museologi in Europe // Open Air Museums in Poland. Poznan, 1981.
14. Zippelius A. Handbuch der europäischen Freilichtmuseen. Köln: Rheinland-Verlag; Bonn: Habelt, 1974. 327 p.
Oleg E. Afanasiev1, Valeria V. Volkhina2
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); 1 PhD (Dr.Sc.) in Geography; 2 student
THE ROLE, SIGNIFICANCE AND FUNCTIONS OF SKANSEN AS A TOURISM RESOURCE OF TERRITORY AND REPRESENTANTS OF NATIONAL TRADITIONS OF NATURE-USE
The article deals with the concept, function and significance of ethnographic open-air museums - skansen. Such type of museum represents regional types of nature-use, and is important components of the tourism industry. Ethnic traditions of nature-use appeared as a result of long historical process formation and development of the Russia peoples. Skan-sens is the museum institutions, which allow to get acquainted with it, and in concentrated form contribute to disclose the characteristics of the regional mentality, differences in material culture. The article notes that the skansens are a specific kind of more comprehensive on composition group of open-air museums. Only a museum that represents characteristics, traditions and cultural components of a particular nation or region through specially organized exhibition of traditional architectural complexes in the open air on the basis of ethnicity is a skansen.
All open-air museums have certain properties, perform appropriate roles and functions. They complete particular tasks, the main among which is the preservation of interesting authentic monuments and the creation of conditions for free access of the general public to the objects through their tourism use.
Today in Russia there are more than 20 skansens. «Kizhi» and «Small Korely» are the largest. But the lack of a common point of view on the term «skansen» is reason for the absence of any statistics in this area. Therefore, determination the criteria and the development of a database of skansens are the urgent tasks for today. Article describes the attempt to create such database. It includes information about 26 facilities, which can be considered a classical skansen. Problems and deficiencies of Russian skansens are revealed during the creation of the database; opportunities of using the information about ethnomuseums in tourism are considered. The proposed measures are intended to solve the problem of promoting ethnomuseums on domestic tourism market and attract new visitors. On the base of geographical analysis five characteristics of Russian skansens and aspects of their distribution across the country have been identified. It is indicated that the creation of open-air museums in all regional, provincial and republican centers at the local history museums as an extension of their exhibitions is an urgent task. This will expand opportunities for development of domestic tourism in Russia on the ethnic basis that is determined as priority.
Keywords: skansen, open-air museum, history of regional nature-use, skansen as tourism destination, skansens of Russia.
References:
1. Afanasiev O.E. Istoriko-geografichnij analiz regional'nogo prirodokoristuvannja: teorija, metodologija, praktika [Historical and geographical analysis of the regional nature-use: the theory, methodology, practice]. Monograph. Ternopol: Krok, 2012. 550 p.
2. Afanasiev O.E. Istoriko-geografichnij analiz roli islams'koi civilizacii v formuvanni geoprostoru Pivdenno-Shidnoi Ukrainy [Historical-geographical analysis of the role of islamic civilization in formation South-Eastern Ukraine] // Kul'tura narodov Prichernomor'ja [Culture of the people Black Sea Coast]. 2010. Iss. 194. PP. 190-194.
3. Afanasiev O.E. Skanseni Ukrainy jak reprezentanti regional'nih tipiv prirodokoristuvannja [Skansens of Ukraine as representant of regional types of nature-use] // Geografija ta turizm [Geography and Tourism]: Zb. nauk. prac'. 2011. Iss. 15. PP. 111-119.
4. Borisevich G.V. Istoriko-teoreticheskie osnovy organizacii muzeev narodnogo derevjannogo zodchestva na primere muzeja v Novgorode [Historical and theoretical basis for the organization of the national museum of wooden architecture: experience of Novgorod museum]: Doctor of Culturology dissertation: author's abstract. Moscow, 1968. 29 p.
5. Glushkova P.V. Klassifikacija muzeev pod otkrytym nebom v aspekte aktualizacii nematerial'nogo kul'turnogo nasledija [Classification of open-air museums in terms of updating the intangible cultural heritage] // Vestnik Kem-erovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2015. Iss. 1 (61). Vol. 1. PP. 59-63.
6. Nikishin N.A. Muzei pod otkrytym nebom [Open-air museums] / Rossijskaja muzejnaja enciklopedija [Russian Museum Encyclopedia]. Moscow: Progress, Ripol Klassik, 2001. Vol. 1. PP. 393-394.
7. Permilovskaya A.B. Osobennosti formirovanija ekspozicii russkih i evropejskih skansenov [Specifics of forming the exposition of the Russian and European skansens] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice]. 2014. Iss. 5 (43): in 3 parts. P. I. PP. 144-146.
8. Pionteak G.V. Tipy etnoparkov i muzeev na otkrytom vozduhe i organizacija v respublikah Sovetskogo Vostoka [Types of ethnoparks and museums in the open air and the organization in the republics of the Soviet East] // Geo-
graficheskoe obshhestvo SSSR: dokl. Vostochnoj komissii [Geographical Society USSR rep. Eastern Commission]. Leningrad, 1965. Iss. 1 (2). PP. 94-103.
9. Sevan O.G. Muzei pod otkrytym nebom Evropy [Open-air museums in Europe] // Observatorija kul'tury [Observatory
of Culture]. 2006. Iss. 3. PP. 60-69.
10. Tikhonov V.V. Istoriko-kul'turnoe nasledie Predbajkal'ja i perspektiva ego sohranenija metodom etnograficheskih muzejnyh kompleksov pod otkrytym nebom [Historical and cultural heritage of the Baikal region and the prospect of saving it by ethnographic museum complex under the open sky]. Irkutsk, 2013. 364 p.
11. Tikhonov V.V. Praktika sozdanija zarubezhnyh i rossijskih etnograficheskih muzeev pod otkrytym nebom [The practice of founding the ethnographic open-air museums in Russia and other countries] // Vestnik ZabGU [Transbaikal State University Journal]. 2012. Iss. 9 (88). PP. 3-8.
12. Jureneva T.Ju. Muzeevedenie [Museology]. Moscow: Akademicheskij proekt, 2006. 560 p.
13. Czajkowski J. An ourline of skansen museologi in Europe // Open Air Museums in Poland. Poznan, 1981.
14. Zippelius A. Handbuch der europäischen Freilichtmuseen. Köln: Rheinland-Verlag; Bonn: Habelt, 1974. 327 p.
ТУРДАЙДЖЕСТ
САМЫЕ ОПАСНЫЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
СТРАНЫ МИРА
Регулярно различные международные аналитические агентства, ведущие СМИ, профессиональные союзы и объединения, а также официальные государственные институты публикуют списки стран, в которых рискнувшего посетить их туриста ожидает серьезная опасность для его жизни и здоровья. Чаще всего это страны, на территории которых имеются очаги вооруженных конфликтов, сохраняется высокая вероятность террористических актов, наблюдаются неблагоприятные тенденции во внутриполитической ситуации. И, не смотря на то, что многие из этих стран сказочно богаты на исторические и природные достопримечательности, вряд ли будет возможно приобрести туристическую путевку для путешествия по их территории. Приведем несколько наиболее известных подобных списков.
МИД Великобритании, 2015: Афганистан, Бурунди, Гвинея, Ирак, Йемен, Дем. Респ. Конго, Ливия, Мавритания, Нигер, Палестина, Сирия, Сомали, Сьерра-Леоне, Тунис, Центральноафриканская Респ., Чад, Южный Судан.
Журнал «Forbes Traveler» (США), 2010: Алжир, Афганистан, Гаити, Гвинея, Зимбабве, Ирак, Йемен, Колумбия, Дем. Респ. Конго, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Пакистан, Россия (Сев. Кавказ), Сомали, Судан, Чад.
Страны, в разное время за период 2013-15 гг. не рекомендованные для посещения гражданами РФ: Алжир, Ангола, Афганистан, Босния и Герцеговина, Бурунди, Гаити, Египет, Зимбабве, Ирак, Йемен, Индия (Кашмир), Колумбия, Коморские О-ва, Дем. Респ. Конго, Косово, Либерия, Ливия, Мьянма, Нигерия, Сирия, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Таиланд, Тимор-Леште, Тунис, Турция, Фиджи, Филиппины (о. Минданао), Центральноафриканская Респ., Эритрея.
По материалам сайтов: http://www.independent.co.uk, http://korrespondent.net, http://forbes.com, http://turist.rbc.ru, http://www.tutu.ru (дата обращения: 26.10.2015)