Научная статья на тему 'Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом'

Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1721
322
Поделиться
Ключевые слова
«СКАНСЕН» / «КОЛОМЕНСКОЕ» / «КИЖИ» / «ХОХЛОВКА» / «ВИТОСЛАВИЦЫ» / «МАЛЫЕ КОРЕЛЫ» / «ТАЛЬЦЫ» / «ШУШЕНСКОЕ» / «ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА» / SCANSEN / KOLOSHENSKOE / KIZHI / KHOKHLOVKA / VITOSLAVITSA / MALY KOREAN / TALTSY / SHUSHENSKOE / TOMSKAYA PISANITSA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

Автором в хронологическом порядке анализируется практика строительства зарубежных и всех существующих в настоящее время в России этнографических музеев под открытым небом. Представлена история их создания, этапность формирования экспозиционной инфраструктуры

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тихонов Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Practice of Founding the Ethnographic Open-Air Museums in Russia and Other Countries

In article the practice of founding the ethnographic open-air museums in Russia and other countries is analyzed. The author shows the history of founding exhibition in open-air museums

Текст научной работы на тему «Практика создания зарубежных и российских этнографических музеев под открытым небом»

Культурология

УДК 391+069

Тихонов Владимир Викторович Vladimir Tikhonov

ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

THE PRACTICE OF FOUNDING

THE ETHNOGRAPHIC OPEN-AIR MUSEUMS

IN RUSSIA AND OTHER COUNTRIES

Автором в хронологическом порядке анализируется практика строительства зарубежных и всех существующих в настоящее время в России этнографических музеев под открытым небом. Представлена история их создания, этапность формирования экспозиционной инфраструктуры

Ключевые слова: «Скансен», «Коломенское», «Кижи», «Хохловка», «Витославицы», «Малые Корелы», «Тальцы», «Шушенское», «Томская писаница»

In article the practice of founding the ethnographic open-air museums in Russia and other countries is analyzed. The author shows the history of founding exhibition in open-air museums

Key words: Scansen, Koloshenskoe, Kizhi, Khokhlov-ka, Vitoslavitsa, Maly Korean, Taltsy, Shushenskoe, Tomskaya pisanitsa

Стремление музееведов, историков, этнографов сохранить быстро исчезающую в индустриальную эпоху естественную историческую среду подтолкнуло общество в конце XIX в. к необходимости создания музеев нового типа и к переходу от экспонирования предметов и объектов историко-культурного наследия в закрытых помещениях-залах к полномасштабному показу недвижимых экспонатов (зданий, построек) в природной среде.

Впервые идею экспонирования крестьянских построек с полной внутренней бытовой обстановкой в открытой среде — городском королевском парке Северной Зеландии (Дания) предложил осуществить в 1790 г. швейцарский ученый Чарльз де Бонстеттен. В XIX в. было предпринято несколько удачных попыток музеефикации недвижимых объектов историко-культурного наследия, в основном в Европе.

Т. Хегард описывает первую попытку создания музейного комплекса под открытым небом недалеко от г. Осло, в местечке Сарабротен в 1855 г., когда норвежский торговец Томас Хефтие построил копию исторической усадьбы из г. Эстердалн и сформировал вокруг дома хозяйственную инфраструктуру из построек, традиционных для провинции Телемарк. Усадьбу он сделал доступной для публичного осмотра. Воодушевленный удачным опытом, Томас Хефтие в 1882 г. публично выступил с идеей создания музея под открытым небом из свезенных в одно место построек-оригиналов. Аналогичная идея четырьмя годами раньше была предложена профессором Ингваром Нельсеном. В начале 80-х гг. XIX в. идея сохранения построек широко обсуждалась в норвежской прессе [1; С. 3]. В 1882 г. в окрестностях г. Осло, на острове Бюгдей реконструируется старый сельский дом, а

в 1884-1888 гг. антикваром Николаузеном сюда перевозится деревянная гарнизонная церковь.

Важными предпосылками к созданию первых музеев под открытым небом стали всемирные выставки второй половины XIX в. с этнографическими экспозициями, как моделировавшими интерьеры домов в виде сочетания диарамных рисунков на картоне стен, полов, потолка и движимых экспонатов, наполняющих эти интерьеры, так и в виде полнометражных копий наиболее интересных строений. Таким образом, к концу XIX в. в Швеции и Норвегии, входившей тогда в Шведско-Норвежскую унию, возникли предпосылки для создания первых музейных этнографических комплексов под открытым небом [7; С. 102].

Однако классическим образцом счита-

о /~1 о

ется парк-музей «Скансен», открывшийся для посетителей в октябре 1891 г. в Стокгольме, на холме Скансен острова Дьюр-гарден, и получивший свое название от местности, где он расположился. Идеолог и создатель «Скансена» — А. Хезелиус. Артур Хезелиус (1833-1901) учился в университете в г. Упсале на филологическом отделении. В целях изучения диалектов шведского языка много ездил по стране. В поездках его интерес распространялся не только на диалекты, но и на характер крестьянских построек, особенности хозяйственного уклада, предметы быта. Работая преподавателем шведского языка и истории литературы в Высшей учительской семинарии Стокгольма, А. Хезелиус в свободное время много путешествовал пешком по стране. Первоначально его интересовали интерьеры жилищ, в последующем возникла идея собрать постройки-оригиналы в одно место, удачно реализованная в 1889-1891 гг. в создании музейного комплекса «Скансен». Еще при жизни А. Хезелиуса в 1900 г. существовало мнение, что идея создания «Скансена» родилась у него после посещения Всемирной выставки в Париже в 1878 г., где он увидел экспозицию построек, доставленных из французских колоний [6; С. 28].

Очевидно, что к идее перевозки недвижимых экспонатов (старинных уникаль-

ных построек) в одно место, наполнения их внутренних объемов экспонатами и оживления экспозиций театрализованными действиями в виде реконструкции народных промыслов и воссоздания сценок народной жизни А. Хезелиус шел постепенно, от сбора отдельных движимых экспонатов, изучения интерьеров крестьянских изб, характерной для местности архитектуры до практической реализации идеи формирования экспозиции сельской жизни через создание музея под открытым небом, первоначально создавая интерьеры жилых построек в виде диарамных театральных декораций с использованием подлинных экспонатов и восковых манекенов в традиционной народной одежде, с последую -щей эволюцией идеи, уже проявившейся в начале 80-х гг. XIX в. в замене декораций подлинными постройками, а восковых манекенов — «живыми картинками» в виде работающих ремесленников. Возможно, что к идее музея под открытым небом А. Хезелиуса подтолкнуло его знакомство с опытами сохранения и реконструкции исторической среды, проводимыми Томасом Хефтие, Эйлертом Сундом, Бернгардом Ольсеном, Николаузеном и другими этнографами. На формирование идеи также могли оказать влияние этнографические экспозиции на выставках в Лондоне 1851 г., 1870 г., Париже 1867 г., 1876 г., 1878 г., Копенгагене 1879 г., Амстердаме 1883 г., Вене 1883 г. На выставке в Амстердаме в 1883 г., к примеру, была воссоздана целая индонезийская деревня.

По мнению известного современного польского этнографа Е. Чайковского, «место, время и обстоятельства зарождения идеи музеев под открытым небом являются дискуссионными». Многие хорошие идеи в музейной практике так и остаются идеями, пока не совершится «факт становления нового этапа развития музейного дела». «Именно поэтому истинным основателем нового типа музеев следует считать Артура Хезелиуса» [10; С. 11].

После второй мировой войны, с 1950-х гг., резко начала набирать объем индустрия туризма. Чисто практические интересы

бурно развивающегося туристического бизнеса, совпав как с научными интересами ученых, так и с интересами музеологии и прогрессивной общественности по сохранению катастрофически быстро исчезающих объектов историко-культурного наследия, способствовали интенсивному созданию музеев под открытым небом. Значительных успехов в создании музеев под открытым небом в послевоенные годы добились Польша, Болгария, Венгрия, Румыния и другие страны. Так, в Румынии функционирует более 18 музеев под открытым небом, из них «Музей-село» с общенациональным охватом. По одному-два музея с общенациональным охватом имеют и другие страны. Есть достаточное число музеев под открытым небом на Азиатском континенте — на острове Хоккайдо (Япония), в г. Пуссане (Корея), на Северной Суматре (Индонезия) и т.д. На Американском континенте это музеи «Хорелл-Виллидж» (Трансиль-вания), «Форт-Росс» (Калифорния); «Колониальный Виллиамсбург» (Виргиния) и т.д. Созданы музеи под открытым небом на Африканском и Австралийском континентах.

Таким образом, идея музея под открытым небом, впервые на практике воплощенная более ста лет тому назад А. Хезелиусом, охватила все контингенты и представлена значительным количеством музеев под открытым небом в природной среде. Вместе с тем, в музеологии сложилось научное направление — скансенология, которое включает определение типов музеев, изучение опыта создания музеев под открытым небом, системы демонстрации объектов и элементов историко-культурного наследия и системы использования наследия обществом.

Процесс формирования музеев под открытым небом в СССР (в России) протекал скачкообразно. До переломного в судьбе России 1917 г. документально зафиксированы лишь отдельные попытки формирования архитектурно-этнографических экспозиций под открытым небом в выставочном варианте, отражающих традиционную народную культуру с использованием

в качестве экспонатов-макетов различных построек гражданского и иного назначения из разных регионов России. В библиотеке Иркутского областного краеведческого музея хранятся обмерные чертежи крестьянских усадеб, надворных построек, юрт и т.д., сделанные И. А. Молодых и П. Б. Кулаковым в конце XIX в. для строительства на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. архитектурно-этнографической экспозиции. Результаты участия в выставке опубликованы авторами в книге «Труды по участию ВСОРГО на Всероссийской выставке в 1896 г. Иллюстрированное описание быта сельского населения Иркутской губернии» (СПб., 1896). Известен в литературе случай демонстрации в составе общей краеведческой экспозиции макета хакасской юрты в Минусинском краеведческом музее в начале XX в. [1; С. 5].

Первым реальным шагом строительства архитектурно-этнографической экспозиции в СССР можно считать сооружение в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве экспозиции девяти крестьянских усадеб с полной хо-

о о 1 о т Г»

зяйственной инфраструктурой. Крестьянские усадьбы были выполнены в новоделе как копии наиболее интересных построек из основных губерний европейской части России. Экспозиция формировалась максимально «живой». В домах и на хозяйственных территориях усадеб работали ремесленники в традиционной одежде, имитирующие основные промыслы, распространенные в европейских губерниях страны. Экспозиция просуществовала недолго, поскольку по своему «содержанию» входила в противоречие с нарождающимся колхозным строем и, по мнению руководства страны того времени, являлась носителем чуждой новому строю культуры, так как «пропагандировала» хозяйство крестьянина-единоличника [9; С. 18].

Однако временный выставочный вариант — это не музеефикация и не сохранение историко-культурного наследия.

Началом музеефикации архитектурно-этнографического наследия можно считать перевозку П. Д. Барановским в 1927 г.

медоварни конца XVII в. в Коломенское [2; С. 26]. К комплексу архитектурных памятников в каменном исполнении добавлялся создающийся путем своза памятников-оригиналов со всего СССР музей деревянного зодчества. В 1938 г. Академией архитектуры СССР разрабатываются принципиальные схемы планировки и организации в Коломенском музея на открытом воздухе, одной из составных частей которого должен был быть музей — «Парк архитектуры народов СССР». Под грандиозный проект предусматривалось отвести площадь в 200 га между р. Москва, Каширским шоссе и с. Коломенским. До войны вывезли домик Петра I постройки 1702 г. из Архангельска, надвратную башню и примыкающие к ней части прясел рубленой крепости Николо-Корельского монастыря 1610 г. с левого берега Белого моря, медоварню XVII в. из подмосковного села Преображенского.

Война изменила планы своза в Коломенское образцов уникального деревянного зодчества России. После войны музей пополнился только одним экспонатом. В 1958 г. из зоны затопления Братского водохранилища ( Иркутская область) вывезли угловую северо-западную башню Братского острога (1648). Уникальные памятники деревянного зодчества, потенциально предназначенные к вывозу, остались в их естественных исторических условиях, и не произошло обеднения исторической среды регионов. С другой стороны, вывоз мог бы спасти многие из памятников от полной утраты.

В 1931 г. возникал вопрос об организации в Ленинграде на базе создаваемого парка культуры и отдыха по типу музея «Коломенское» этнографической экспозиции, показывающей архитектуру и быт сельского поселения Ленинградской области в варианте музея под открытым небом [5; С. 436]. В отличие от инициативного коллектива, создающего «Коломенское», в группе по созданию музея под открытым небом в Ленинграде (А.А. Миллер, С.А. Теплоухов, Н.П. Гринкова, Д.А. Золотарев) единодушия не было. Политическая обстановка, диктовавшая отказ от всего старого ( про-

шлого) в угоду светлому будущему («Не сохранение старых форм быта, а перестройка хозяйства и быта — должны быть лозунгом Парка»), определила судьбу проекта. От реализации этого проекта отказались.

С 1940 г., с присоединением Латвии, в СССР на один музей под открытым небом стало больше. Бривдабас-музей начал создаваться в 1924 г. и был открыт для посетителей в 1932 г. Он расположился в живописном пригороде Риги — Балажи, на берегу оз. Югла. Музей создавался по принципу «Скансена» [8; С. 24].

Плачевное состояние уникальных памятников архитектуры Карелии и требование общественности сохранить деревянное зодчество Русского Севера стали в начале 50-х гг. XX в. предпосылкой к созданию еще одного музея-заповедника под открытым небом в СССР — на Кижском острове. Концепция формирования музея заключалась как в использовании уже существующего на острове уникального деревянного зодчества Кижского погоста, так и в перевозке (начиная с 1951 г.) на остров памятников деревянного зодчества с материка [3; С. 47]. Несмотря на то, что юридически музей открылся 10 июня 1961 г. как филиал Государственного краеведческого музея (Приказ по Министерству культуры и Министерству коммунального хозяйства КАССР № 51 от 9 января 1961 г.), «Кижи» вполне продуктивно выполняли свои музейные функции практически с середины 50-х гг. XX в. Распоряжением Совета Министров РСФСР № 2618-Р от 14 июля 1965 г. музейный комплекс острова Кижи с 1 января 1966 г. — это Государственный ис-торико-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» [4; С. 55].

В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. наблюдается рост сети музеев под открытым небом в СССР. В годы политической оттепели этот всплеск был обусловлен тремя обстоятельствами: ростом благосостояния народа, развитием познавательного туризма и значительным увеличением потока иностранного туризма в страну. Существенную роль сыграло стремление научной и прогрессивной общественности СССР к

принятию фундаментальных мер по сохранению быстро исчезающих из повседневной жизни элементов традиционной народной культуры, в том числе уникального деревянного зодчества. Это было отмечено в Постановлении Совета Министров СССР № 3889 от 14 октября 1948 г. и Совета Министров РСФСР № 1337 от 30 августа 1960 г.

Первоначально планировалось приступить к проработке обоснований, проектированию и последующему строительству только в РСФСР 28 музеев деревянного зодчества, народного быта, историко-эт-нографических и т.д. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. приступили к проработке обоснований, проектированию, а кое-где уже и к строительству музеев под открытым небом в Ленинграде, Пскове, Новгороде, Вологде, Костроме, Горьком, Перми, Суздале, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Тюмени, Кирове, Палехе, Калинине, Воронеже, Клязьме и т.д. Из всех музеев РСФСР, начало формирования которых приходится на 50-60-е гг. XX в., лишь более десятка получили право на существование, и то в основном в недостроенном виде. В 70-90-х гг. XX в. создается еще четыре музея под открытым небом.

Из наиболее известных и масштабных музейных комплексов европейской час-

ти России, созданных в 50-90-х гг. ХХ в., следует отметить Музей народной архитектуры и быта в г. Кострома, архитектурно-этнографический музей «Хохловка» (г. Пермь), новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы», Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в г. Суздаль, Архитектурный государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», архитектурно-этнографический музей Вологодской области, Костромской архитектурно- этнографический музей, Ижевский музей деревянного зодчества, государственный историко- этнографический музей-заповедник «Шушенское», эт-

1 О О О °

нографический музей народов Забайкалья «Верхняя Березовка», Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» (г. Братск), Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока СО РАН (г. Новосибирск), природный и историко-культурный музей-заповедник «Томская писаница» ( г. Кемерово) , Чер-кехский мемориальный музей «Якутская политическая ссылка», Ленский историко-архитектурный музей-заповедник «Дружба» (г. Якутск).

Литература

1. Гнедовский Б. В. Методические рекомендации для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом: История создания и общая методика. М., 1983. Ч. 1. 18 с.

2. Гнедовский Б. В. Памятники деревянного зодчества России в музеях под открытым небом. 12 старейших музеев народного зодчества и быта. М., 2002. 68 с.

3. Гущин Б., Гущина В. Кижи нужны всем // Museum. 1993. № 1 (175). С. 46-49.

4. Гущина В. А. Музей-заповедник «Кижи»: из истории создания // Тальцы. 2001. № 1 (12). С. 49-59.

5. Ивановская Н. И. Музеи Норвегии и России: опыт и перспектива взаимодействия // Скандинавские чтения 2000 года: Этнографические и культурно-исторические аспекты. СПб., 2002. С. 428-443.

6. Ионг А., Скоугорд М. Первые музеи под открытым небом: О народных традициях музейными средствами // Museum. 1993. № 1 (175). С. 27-33.

7. Морозов М.Н. Скансен — этнографический музей Швеции под открытым небом // Советская этнография. 1960. № 5. С. 102-109.

8. Ополовников А. В. Музеи деревянного зодчества. М., 1968. 118 с.

9. Тихонов В. В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. Иркутск, 2003. 180 с.

10. Чайковский Е. Музеям под открытым небом — 100 лет // На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. М., 1991. С. 10-26.

Коротко об авторе_

Тихонов В. В., канд. культурологии, директор, Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», г. Иркутск

eukolganova@gmail.com

Научные интересы: культурология, музееведение, скансенология

_Briefly about the author

V. Tikhonov, Candidate of Cultural Sciences, Director of the Architectural-ethnographic Museum «Taltzy», Irkutsk

Scientific interests: cultural studies, museum studies, scancernology