Научная статья на тему 'Модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познавательном туризме'

Модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познавательном туризме Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2279
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SIGHTSEEING AND CULTURAL TOURISM / ЭКОМУЗЕЙ / ECOMUSEUM / СКАНСЕН-МУЗЕЙ / SKANSEN MUSEUM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зайцева Анна Игоревна

Целью данной статьи является обзор и характеристика основных моделей использования объектов историко-культурного наследия в туризме. В статье рассматриваются исторические факты возникновения отдельных моделей, приводятся примеры использования таких моделей в эскурсионно-познавательном, культурном, этнографическом, сельском туризме в России и за рубежом. В заключении делается вывод о том, что выбор конкретной модели должен определяться национальной и региональной спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODELS OF USING HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE SITES IN SIGHTSEEING AND CULTURAL TOURISM

The paper deals with an overview of the main characteristics and patterns of using historical and cultural heritage sites in tourism. The historical facts of emergence of particular models and examples of the heritage use in different kinds of tourism in Russia and abroad are demonstrated. Selection of the particular model must be determined by the national and regional peculiarities.

Текст научной работы на тему «Модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познавательном туризме»

УДК 379.851

МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЭКСКУРСИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ

А. И. Зайцева

THE MODELS OF USING HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE SITES IN SIGHTSEEING

AND CULTURAL TOURISM A. I. Zaytseva

Целью данной статьи является обзор и характеристика основных моделей использования объектов историко-культурного наследия в туризме. В статье рассматриваются исторические факты возникновения отдельных моделей, приводятся примеры использования таких моделей в эскурсионно-познавательном, культурном, этнографическом, сельском туризме в России и за рубежом. В заключении делается вывод о том, что выбор конкретной модели должен определяться национальной и региональной спецификой.

The paper deals with an overview of the main characteristics and patterns of using historical and cultural heritage sites in tourism. The historical facts of emergence of particular models and examples of the heritage use in different kinds of tourism in Russia and abroad are demonstrated. Selection of the particular model must be determined by the national and regional peculiarities.

Ключевые слова: историко-культурное наследие, экскурсионно-познавательный туризм, экомузей, скансен-музей.

Keywords: historical and cultural heritage, sightseeing and cultural tourism, ecomuseum, Skansen museum.

Проблема использования объектов историко-культурного наследия, в том числе в туристских целях, является одной из сложнейших в обеспечении его сохранности. Эта проблема существует не только в Российской Федерации, но и в других странах, сохраняющих свое национальное историко-культурное наследие.

Новые подходы к использованию культурно-исторического наследия призывают рассматривать его не просто как совокупность культурных ценностей, памятных мест, исторических фактов, но и как экономический потенциал, способный окупить затраты на

свое содержание и принести выгоду своему владельцу.

В качестве моделей управления культурным наследием используют музеефикацию объектов культурного наследия, туристическую деятельность и развитие ее инфраструктуры, сохранение традиционных способов и форм проживания, популяризацию объектов историко-культурного наследия и другие.

В настоящее время выработаны некоторые перспективные модели использования объектов историко-культурного наследия в экскурсионно-познава-тельном туризме.

1. Модель научно-образовательного комплекса.

Это своеобразный научный полигон для осуществления научных исследований особо ценных и мало изученных историко-культурной и природной средой. Научно образовательный комплекс состоит из научно-исследовательской лаборатории (или института), базы учебно-производственной практики студентов, научно-просветительского центра и экспериментально-опытной площадки. Экономический эффект данной модели состоит в научных разработках, направленных на углубленное понимание исторических и культурных процессов и проектов более эффективного использования историко-культурного потенциала региона.

2. Модель туристского комплекса.

Современный туристский комплекс - это целенаправленно формируемая совокупность предприятий (туристских и поставщиков услуг), функционирующих для удовлетворения потребностей туристов, сконцентрированных на ограниченной территории, обладающей определенными туристско-рекреацион-ными ресурсами и обеспеченной туристской и сопутствующей инфраструктурой [3].

Туристский комплекс имеет сложную структуру и характеризуется наличием следующих элементов.

1. Основные элементы туркомплекса: природные особенности региона; культурные особенности региона; специально созданные для туристского комплекса в качестве его основных элементов объекты и структуры.

2. Второстепенные элементы туркомплекса: транспортное обслуживание; систему предприятий питания и средств размещения; развлекательно-зрелищную сферу; систему розничной торговли, услуги гидов и пр.

3. Организационные элементы туркомплекса, которые включают организацию планирования и управления в области туризма; рекламу и информационные услуги; организацию маркетинга.

4. Организации туристского спроса, а именно: туристские агентства, организаторы туристских и однодневных поездок, индивидуальные туристы.

Безупречно тесное взаимодействие всех подсистем туристского комплекса является основной предпосылкой успешного функционирования туркомплекса. Только при условии тесного включения всех подсистем и обмена информации между ними можно говорить о туристском комплексе как о теоретически совершенной единой системе [1, с. 59].

С учетом указанных выше элементов можно говорить о сформированности и функционировании туристского комплекса Краснодарского края, Байкальско-

78 А. И. Зайцева

го региона, Москвы, Санкт-Петербурга и их окрестностей.

3. Модель комплекса традиционного хозяйствования.

Создание такого комплекса предполагает наличие сохранившихся форм традиционного хозяйствования и природопользования. Здесь возрождаются традиционные промыслы, ремесла, садовые и прудовые хозяйства, бортничество, животноводство. Занятость населения в возрождении традиционного хозяйствования предполагает использование метода неомузео-логии с целью решения социальных проблем местного населения. Помимо самоокупаемости за счет ведения экономически обоснованного хозяйства данные комплексы получают прибыль от обслуживания потока туристов, реализации продуктов питания и продажи сувенирной продукции.

Такая модель применима для развития сельского туризма в местах традиционного проживания и ведения хозяйства коренных малочисленных народов Севера, Западной Сибири, Дальнего Востока. Задачей функционирования такой модели является возможность сохранить исторический опыт малочисленных народов в виде живой культурной традиции, осуществленной в особом образе жизни и способе ведения хозяйства.

При создании отдельных моделей использования памятников истории и культуры необходимо иметь в виду возможность комбинации, сочетающей в себе в разной степени соотношения элементы той или иной модели. Одним из таких комплексных методов использования историко-культурного наследия является музей-заповедник.

4. Модель историко-культурного музея-заповедника.

Музеи-заповедники создаются на большом пространстве на основе крупных комплексов объектов историко-культурного наследия (в городской среде) и исторического ландшафта (в сельской среде). В связи с этим различаются городские (Ансамбль городской застройки в Казани, Нижегородский историко-архитектурный музей-заповедник, Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль») и сельские историко-культурные заповедники (Бородинский военно-исторический музей-заповедник, ис-торико-этнографический музей-заповедник «Шушенское», историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское»).

Расположение музеев-заповедников в населенных пунктах и в местах пролегания туристских маршрутов или мест паломничества позволяет не только привлекать большое количество посетителей, но и проводить разнообразные культурно-массовые мероприятия.

Создание городского историко-культурного заповедника требует решения некоторых сложных градостроительных проблем потому, что в городской среде всегда существует противоречие между необходимостью строительства новых сооружений и сохранением старой застройки. Основным аргументом здесь выступает экономический, всегда стоящий на стороне новых инженерно-технических достижений и утилитарных потребностей. Для создания городского заповедника, прежде всего, необходимо сохранение планировки и застройки, обладающей исторической и

культурной ценностью. Сложной задачей является создание режима регенерации историко-культурных объектов на территории музея-заповедника, при которой необходимо учесть недопустимость строительства новых зданий и городских коммуникаций, ограничения утилитарного использования территории и объектов заповедника, дисгармонию многоэтажных сооружений в зоне регулирования застройки [5].

5. Модель скансен-музея.

Одной из наиболее эффективных форм использования недвижимых объектов историко-культурного наследия является создание так называемых «музеев под открытым небом» (средовых музеев). Музеи под открытым небом возникли в странах Северной Европы в конце 19 в. и вскоре получили широкое распространение в странах Западной Европы и Северной Америки.

Одним из первых, кто пришел к идее использовать открытое пространство для демонстрации культурного наследия, был швейцарский писатель Чарлиз Бонштеттен. В 1790 г. после посещения Фриденбург-ского замка он задумался над тем, что традиционный уклад жизни лапландцев можно музеефицировать на лоне прекрасного природного ландшафта. Однако только через сто лет шведский этнограф Артур Хазе-лиус в 1891 г. создал первый средовой музей в Стокгольме, недалеко от королевского дворца, в местечке, именуемом Скансен.

Сюда были свезены постройки, орудия труда, домашние и дикие животные из разных концов Швеции. Работники этого музея, переодетые в национальные костюмы, воссоздавали для зрителей традиционный образ жизни и труда. Так было заложено новое направление в музейном деле и сохранении и использовании недвижимых памятников - скансенология.

На территории России создание музеев под открытым небом имело неровный характер. Первая попытка создания музея вне стен здания относится к 1896 г. для создания архитектурно-этнографической выставки на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Однако первым реальным шагом в этом направлении нужно считать экспозицию из девяти крестьянских усадеб, устроенную в 1923 г. в Москве на Всероссийской кустарно-промышленной выставке. Экспозиции были построены по принципу новодела, но с соблюдением всех деталей устройства крестьянской усадьбы и жизни конца XIX начала ХХ вв. [3].

Эта экспозиция была перевезена в Коломенское, где имелась прекрасная деревянная и каменная архитектура XVI - XVII вв. Здесь же была музеефициро-вана Дьяковская археологическая стоянка. Впоследствии, в течение нескольких десятилетий сюда были свезены постройки с разных территорий страны.

В послевоенные годы одним из первых стал создаваться музей на острове Кижи в 1951 г. (автор проекта А. В. Ополовников) на базе деревянной архитектуры Русского Севера. В 1961 г. музей был открыт. Он соединил в себе элементы скансен-музея и экому-зея. На месте были сохранены и реставрированы постройки Кижского погоста, а также перевезены с острова Валаам и с материка другие объекты. Площадь музея составляет 54 га, а также 10 га охранной зоны. В 1990 г. музей «Кижи» был включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [2, с. 59].

С 1969 г. начинает создаваться Архангельский музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Из наиболее известных музеев под открытым небом в европейской части России следует отметить: музей народной архитектуры и быта в г. Костроме, пермский Архитектурно-этнографический музей «Хохловка», Новгородский музей деревянного зодчества «Витославицы», Музей архитектуры и быта народов Нижнего Поволжья в Нижнем Новгороде, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.

Новый импульс в развитии музейной сети под открытым небом начался с середины 80-х гг. К началу третьего тысячелетия в России насчитывалось около 80-ти музеев под открытым небом [2, с. 47].

Большие перспективы создания музеев под открытым небом имеются в Сибири, где в настоящее время имеется уже около 30 подобных объектов. Наиболее известные среди них: этнографический музей-заповедник народов Забайкалья в Бурятии, архитектурно-этнографические музеи «Тальцы» и «Ангарская деревня» в Иркутской области, музей-заповедник «Томская писаница» в Кемеровской области, истори-ко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» в Красноярском крае, ханты-мансийский музей-заповедник «Природы и человека», мемориальный музей декабристов в Иркутске, музей деревянной архитектуры в Новосибирском Академгородке и другие.

6. Модель экомузея.

Другой тип музеев под открытым небом получил название «экомузей», а музейное направление «эко-музеология». В отличие от скансена, экомузей создает не собирательный образ музея традиционной культуры и быта, а фиксирует на месте и воссоздает ее в том виде и на основе того материала, который бытовал и бытует в настоящее время. «Экомузей - это воссоздание и сохранение не только традиций в реальной жизненной среде, но и самого культурного пространства - духовных, этнических, хозяйственных связей между людьми» [2, с. 59].

Экомузеология - довольно молодое направление в развитии музейной практики и музейной теории. Во второй половине ХХ в. на музей стали смотреть не только как на учреждения по сбору и хранению музейных предметов. Наиболее прогрессивные музейные деятели увидели в музеях эффективное средство социальных и культурных преобразований. Наиболее ранний пример такого понимания музея можно найти в США, где в 60-х гг. ХХ в. появился общинный музей в Анакостии, когда у местной общины близ Вашингтона появилась идея пропагандировать музейными средствами историю и культуру афроамерикан-ского населения.

В эти же годы во Франции в нескольких сельских общинах силами местного населения было создано несколько природных парков: Мон дэ Арре, Уэсан, Гранд-Ланд, Камарг, Нижняя Сена. Передовой французский этнограф и музееолог Жорж Анри Ривьер в 1971 - 74 гг. совместно с музеологом Югом де Вари-ном создали на основе двух старинных промышленных городов огромный музей во Франции - Ле Крезо. Экспонатами этого музея стали десятки недвижимых памятников со всеми движимыми предметами, находящимися в них: угольная шахта, средневековый мо-

настырь, улица с жилыми домами начала XIX в., животный и растительный мир окрестностей [2, с. 121].

К идее создания экомузеев подводило совершенствование скансен-музеев. В экомузеях архитектурные, археологические и этнографические памятники не переносятся на более удобные места, а сохраняются и восстанавливаются на месте своего возникновения и первоначального бытования. По мнению Ж. А. Ривьера, экомузей - это не только культурно-просветительское учреждение, распространяющее знания о прошлой истории и культуре, но и своеобразная лаборатория для изучения взаимодействия человека и природы и совершенствование их отношений. Экомузей и местное население должны быть активными партнерами в экологическом равновесии между природой и человеком.

Экомузеология подошла с принципиально новых позиций к пониманию музейного предмета. Для нее музейный предмет - это не уникальные исторические предметы или редкие природные объекты, это не шедевры произведений искусства. Музейный предмет в экомузее - это типичный предмет сохраняемой культуры. Музейным предметом становится и сама территория, на которой сложилась культура и все, что составляет культуру сохраняемого народа: уклад жизни, орудия труда, способы, приемы и умения труда, обычаи и обряды, фольклор. Основное отличие экомузея от классического музея павильонного типа состоит в том, что классический музей состоит из триады - здание, коллекция, посетитель; а экомузей из триады -территория, историко-культурное и природное наследие, община местного населения.

Экомузеи быстро завоевали признание в Европе: Франции, Португалии, Швеции, Польше; Канаде.

Во второй половине 80-х гг. экомузеи появились в России. Первые проекты были осуществлены в Сибири. В 90-х гг. создан хантыйский музей «Варьеган» в Тюменской области. Активно создаются музеи нового типа в Кемеровской области. В 1988 г. на основе археологического петроглифического памятника был открыт музей-заповедник «Томская писаница», в 1990 г. - музей культуры и быта шорского народа «Тазгол».

Сибирь располагает огромным потенциалом исторического, культурного и природного наследия для создания и деятельности музеев под открытым небом. Здесь имеются огромные археологические ландшафты с плотным размещением памятников самых различных эпох, этнографические реликты аборигенного населения, памятники хозяйственного и культурного освоения края русским населением, памятники гигантских промышленных строек, нетронутые индустриализацией и урбанизацией заповедные уголки природы. Ждут своего воплощения, разработанные сибирскими учеными-музееведами проекты телеутского музея «Чолкой», татарского - «Калмаки», «Московско-сибирский тракт» как памятник хозяйственного и культурного освоения Сибири, «Шестаковский музей-заповедник» на основе памятников природы, палеонтологии, археологии и истории местного края [2, с. 57].

Рассмотренные в статье модели использования объектов культурно-исторического наследия находят применение в различных видах туризма: эскурсионно-

познавательном, образовательном, этнографическом, экологическом, сельском. Главной задачей функционирования любой из представленных моделей является сохранение исторического опыта, традиций, культурного пространства. Выбор той или иной модели должен соответствовать национальным особенностям

и традициям страны или региона. Создаваемый в рамках выбранной модели туристский центр должен содействовать сохранению памятников культуры и истории как целостных архитектурных, ландшафтных и культурных комплексов.

Литература

1. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности. М.: Экономика и финансы, 2005.

2. Кимеев В. М. Экомузеология. Национальные экомузеи Кузбасса. Кемерово, 1996.

3. Пермиловская А. Б. «Живая» среда музея под открытым небом как форма организации памяти в современной культуре России и Западной Европы // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2011. № 1. С. 78-81.

4. Полякова И. Л. Туристско-рекреационный комплекс: сущность, функции, структура // Вестник ОГУ. 2011. № 13(132). С. 376 - 381.

5. Путрик Ю. С. Туризм как фактор сохранения наследия: исторический опыт и традиции // Вестник ТГУ. 2008. № 311. С. 95 - 101.

6. Сотникова С. И. Музеология. М.: Дрофа, 2010.

Информация об авторе:

Зайцева Анна Игоревна - доцент кафедры общей и региональной экономики КемГУ, lit-ani@mail.ru. Anna I. Zaytseva - Assistant Professor at the Department of General and Regional Economies, Kemerovo State University.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

УДК 372.8

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ CLIL И ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НАПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКИ «ТУРИЗМ» С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С. А. Золотарева, Т. А. Логунов

CLIL AND PBL APPLICATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO TOURISM STUDENTS IN ORDER TO FORM GENERAL THEIR CULTURAL COMPETENCIES S. A. Zolotareva, Т. А. Logunov

В статье рассматриваются проблемы преподавания английского языка студентам направления «Туризм», возникающие при введении новых образовательных стандартов, и анализируются способы формирования общекультурных компетенций обучающихся с использованием элементов предметно-языкового интегрированного подхода и проблемно-ориентированного обучения, применение которых позволяет удовлетворить требования этих стандартов. Авторы демонстрируют эффективность указанных подходов в плане их соответствия интересам учащихся и возросшим требованиям программы.

The paper discusses some issues of teaching English to Tourism students, which arouse as a result of introducing new educational standards, and discusses the ways to form students' general cultural competences by using some elements of CLIL (content and language integrated learning) and PBL (problem-based learning) approaches in order to meet the requirements of those standards. It shows the effectiveness of the said methods in terms of meeting the students' needs and high school requirements.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, образовательные стандарты высшего профессионального образования, предметно-языковой интегрированный подход, проблемно-ориентированное обучение, направление подготовки «Туризм».

Keywords: general cultural competence, high school educational standards, CLIL, PBL, Tourism training.

Нет необходимости доказывать, что основной тенденцией в развитии науки, техники, образования и других областей человеческой деятельности в двадцать первом веке является тенденция к объединению и взаимопроникновению. Междисциплинарные исследования, совместные проекты стали неотъемлемой частью жизни научного и академического сообщества. Изучение иностранного языка для специальных целей начиная с первых лет обучения в вузе призвано

дать будущим выпускникам возможность полноценно участвовать в иноязычной профессиональной коммуникации.

В то же время преподаватели иностранного языка, работающие в периферийном неязыковом вузе, зачастую сталкиваются с рядом проблем, препятствующим качественному осуществлению образовательной деятельности. Прежде всего, это низкое качество базовых знаний поступающих, делающее практически невоз-

С. А. Золотарева, Т. А. Логунов 81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.