Научная статья на тему 'Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации'

Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1147
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / ЭКОМУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиваненко Анастасия Михайловна

Одной из оптимальных форм сохранения и использования историко-культурного наследия является музеефикация, или создание экомузея. В статье на примере этнографических музеев-заповедников Восточной Сибири «Шушенское», «Тальцы», «Ангарская деревня» раскрывается история формирования экомузеев в регионе, участие местного населения в их функционировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecomuseum in Siberia As a New Form of Museumification

The museumfication or creation of an ecomuseum is one of the optimum forms for preservation and usage of historical and cultural heritage. The article deals with history of formation of ecomuseums in Eastern Siberia and participation of local communities in their functioning. The ethnographic park museums Shushenskoye, Taltsy and Angarsk Village were chosen for the research.

Текст научной работы на тему «Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации»

УДК: 069 ББК: 79.1

А.М. Селиваненко, г. Красноярск Научный руководитель: А.В. Слабуха

Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации

Аннотация

Одной из оптимальных форм сохранения и использования историко-культурного наследия является музеефикация, или создание экомузея. В статье на примере этнографических музеев-заповедников Восточной Сибири «Шушенское», «Тальцы», «Ангарская деревня» раскрывается история формирования экомузеев в регионе, участие местного населения в их функционировании.

Ключевые слова: сохранение, культурное наследие, музей под открытым небом, музее-фикация, экомузей.

Одним из оптимальных вариантов сохранения и использования наследия является музе-ефикация. Концепция музеефикации тесно связана с термином «экомузей», появившимся во Франции в начале 1970-х гг. [4]. Его основная цель — активное участие местного населения в функционировании экомузея, неразрывность природного и культурного наследия, характеризующего самобытность традиционной культуры местного населения. Экомузей рассматривается и как социокультурный институт, и как исследовательская лаборатория, и как культурно-образовательное учреждение, и как место познавательного отдыха. В своей деятельности экомузей, местное население, местное самоуправление, сфера обслуживания выступают активными партнерами.

Таким образом, в мировой практике экомузей — наиболее эффективный и перспективный тип музея под открытым небом, позволяющий сохранять, использовать и транслировать будущему поколению разнообразие этнокультурного и природного наследия местного населения в естественной жизненной среде. Однако в Российской Федерации существует необходимость в теоретическом и методологическом осмыслении этого явления и его перспектив. Российские экомузеи и их теоретическая база значительно расходятся с зарубежной моделью, хотя они могут служить своеобразными экспериментальными лабораториями для исследования социальных, экономических, культурных процессов, проблем окружающей сельской среды и выработки модели их наиболее эффективного решения [3].

Отличительными признаками экомузея являются:

— создание непосредственно в среде обитания человека с сохранением, реставрацией или частичной реконструкцией памятников народной архитектуры и этнографии, археологии и дикой природы, движимых музейных предметов;

— активное участие местных жителей в создании экспозиций, в деятельности экомузея по охране жизненной среды;

— отсутствие определенных территориальных границ;

— единство природного и культурного наследия;

— научное изучение сохранения культурного наследия, демонстрация традиционных навыков и ремесел, традиционного образа жизни и способов взаимодействия человека с природой [6].

По мнению В.М. Кимеева, к экомузеям относятся музеи-заповедники: «Кижи», «Коломенское», «Малые Корелы», «Витославлицы», «Тальцы», «Шушенское», «Томская писаница» и др. [3].

В данной статье обосновывается целесообразность перехода этнографических музеев-заповедников Сибири в экомузеи.

За 1990 гг. - начало XXI в. с лица российской земли, в том числе Иркутской области и Красноярского края, исчезли около 30000 сел и деревень. В Иркутской области и Красноярском крае продолжается реконструкция исторически сложившихся аграрных районов. Восточная Сибирь по-прежнему является территорией бурного промышленного освоения (в частности, Нижнее Приангарье), где часть сельских поселений исторически обречены. Вместе с тем при реконструкции сельских поселений и территорий как с теоретической, так и научно-практической точки зрения памятники истории, культуры и архитектуры учитываются не в полной мере. Поэтому разрешение вопросов о месте и судьбе памятников деревянного зодчества в регионе, разработке концепции их эффективного использования имеют научно-практическое значение. Проблема сохранения памятников народного зодчества, творчество народных мастеров, воплощающих этнические представления о гармонии и мире, имеют общенародную и общечеловеческую значимость.

В ходе бурного промышленного освоения Иркутской области и Красноярского края накоплен опыт сохранения и использования памятников деревянного зодчества в форме истори-ко-этнографических музеев «Тальцы», «Ангарская деревня», «Шушенское». Так, например, архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» (г. Братск) в среднем ежегодно посещают 23000 человек, архитектурно-этнографический музей «Тальцы» (г. Иркутск) — 90000 человек, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» — 240000 человек.

Каждый из этих музеев имеет свою историю создания. Музей-заповедник «Шушенское» организовывался в 1920-е гг. как одно из идеологических учреждений коммунистической партии. «Ангарская деревня» создавалась в 1980-е гг. как филиал Братского краеведческого музея истории освоения Ангары, а «Тальцы» — в 1970-е гг. как музей сохранения социокультурного наследия деревянного зодчества Предбайкалья.

В настоящее время историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» представляет собой музей-резервацию с элементами транслоцирования, воссоздавший естественную историческую среду южной части Красноярского края в хронологическом отрезке конца XIX — начала XX в. В 90-е гг. XX в. в связи с изменением парадигмы общественного и государственного развития и приостановлением деятельности КПСС, идеология и вожди которой подверглись уничижительной критике, перед мемориальным музеем-заповедником «Сибирская ссылка В.И. Ленина» встала задача о его сохранении и привлечения туристов. 31 марта 1993 г. коллегией Красноярского краевого комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края была утверждена концепция дальнейшего развития музея-заповедника «Шушенское», разработанная творческой группой сотрудников музея-заповедника под руководством Н.А. Никишина из Российского института культурологии Министерства культуры и Российской академии наук.

Посетителей историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» стали знакомить с жизнью и бытом сибирских крестьян, приглашая в дома старожилов и переселенцев, где воссозданы соответствующие интерьеры, в сельскую лавку со смешанными товарами, в волостное правление с тюремным помещением, в питейное заведение (кабак). Весной на приусадебных участках высеваются сельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся крестьянами в конце XIX в. Дома, где прежде размещалась документально-иллюстративная экспозиция, используются для постоянных и сменных выставок из собственных фондов, фон-

321

дов других музеев (Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова, Хакасского республиканского краеведческого музея, Красноярского краевого краеведческого музея). Среди них выставки: «Русская икона», «Из грязи, да в князи», «Одежда сибирских крестьян», «Мебель крестьянского дома», «Орудия земледелия конца XIX — начала ХХ в.», «Металл. XIX в.», «Время генерала А.И. Лебедя». Создаются и документально-иллюстративные выставки: «Великая или ошибочная», «Шушенская волость в документах Минусинского архива VШ-XIX вв.», «История Шушенского». Изучение и возрождение традиционных ремесел и промыслов, старинных умений и навыков сибиряков становится перспективным направлением музея-заповедника.

Особую гордость музея составляют фонды изобразительного искусства и прикладного творчества из бывшей народной картинной галереи имени И.В. Рехлова (17 тыс. ед. хр.), где представлено творчество более тысячи художников мира, в том числе более пятидесяти Красноярского края, Таймыра и Эвенкии [2].

В 2003 г. в музее-заповеднике Шушенское насчитывалось свыше 74 тыс. единиц хранения; из них преимущественно памятники материальной и духовной культуры сибиряков рубежа XIX—XX вв.; произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура, сувениры Шушенской фабрики. Музей неоднократно становился победителем международной Красноярской музейной биеннале, участником международной выставки в г. Штутгард-те (Германия) «Сибирь не так холодна» в 2000 г., лауреатом республиканского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», победителем краевого профессионального конкурса «Вдохновение», награжден дипломом Законодательного собрания Красноярского края.

Историко-этнографический музей «Шушенское» фактически стал экомузеем, цель которого — развитие культуры конкретного места, музея времени, пространства и действия [1]. Особенностью его является создание новых культурно-производственных структур: мастерских, клубов, фольклорных и этнографических коллективов, детского музейного центра с мастер-классами по обучению ремеслам и т.п. Действительно, музейный фольклорный ансамбль «Плетень», этнографический и кукольный театры, мастерские (бондарная, резьбы и росписи по дереву, пошиву народного костюма, действующие «Крестьянская кухня» и «Кузница», Детский музейный центр с мастер-классами, этнографической площадкой и семейным клубом «Уклад») оказались востребованными для посетителей музея. Большой популярностью пользуются сувениры, изготовленные в вышеуказанных мастерских.

Большими региональными праздниками стали народные гулянья «Прощай, Масленица», «Троица в деревне» с ярмарками ремесел и разнообразными забавами для детей и взрослых, в которых принимают участие 15 тыс. человек. Успешно реализуются региональные проекты «День музея на селе», «Здравствуй, глубинка», «Проводы в армию». Международный фестиваль мировой этнической музыки «Саянское кольцо» с мастер-классами, праздником ремесел стал брендом для региона и края. У гостей музея вызывают интерес многочасовые фольклор-но-развлекательные программы «Сибирские посиделки», «Зимние святки», «Рождественские встречи с сибирской стариной», «К нам на чай», «Крестьянская кухня» и др.

Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» с современным туристическим комплексом успешно проводит краевые и республиканские научно-практические конференции и семинары, краеведческие и этнографические экспедиции. Его партнерами и заказчиками являются администрация Красноярского края, учреждения образования и культуры Красноярского края и Республики Xакасия, туристические организации Абакана, Красноярска, Москвы, Минусинска.

В диссертационном исследовании В.М. Кимеева доказана целесообразность эволюции музея-заповедника «Шушенское» в экомузей, который даст возможность местному населению

322

сохранить свою этническую специфику и интегрировать ее в современную среду [3].

На территории Восточной Сибири расположены и другие музеи под открытым небом.

Музей «Тальцы» расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу и совмещает в себе архитектурно-этнографические, археологические памятники, памятники дикой природы, включая ландшафты и национальную самобытность.

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» представляет собой музейный комплекс регионального типа, отражающий материальную и духовную культуру этносов и этнических групп, населяющих регион Предбайкалья, через фрагментарную реконструкцию историко-культурной среды национальных поселений. В музее воссозданы 4 историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы (тофалары) — коренные народности Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник. Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII — начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами. Среди них экспозиционный комплекс «Волостное село», воссоздающий административный центр конца XIX — начала XX в., он включает в себя комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака. Главной его достопримечательностью являются уникальные памятники истории и архитектуры оборонного и культового зодчества — Спасская проезжая башня (1667 г.) и Казанская церковь (1679 г.) Илимского острога [7].

Картину жизни старожильческого населения Прибайкалья дополняют экспозиции каскада водяных мельниц конца XIX в., деревни-малодворки, состоящей из крестьянских усадеб XVII — XIX вв., сибирского кладбища и покосной заимки XIX в. В настоящее время в стадии научных разработок находятся Верхоленская, Витимская золотопромышленная, переселенческая, трактовая и городская зоны, а также бурятский улус-зимник и рабочая слобода.

Фонды музея «Тальцы» насчитывают более 20 тыс. экспонатов. Традиционными стали народные праздники, проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.

Другим примером экомузея может служить архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» — филиал Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Музей был основан в 1979 г., находится в 12 км от центра Братска в зеленой зоне города и состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В эвенкийском секторе в сосновом бору реконструированы жилые, хозяйственные и культовые постройки эвенков — одного из коренных народов Иркутской области [5].

В русском секторе отреставрированы памятники деревянного зодчества, перевезенные из деревень Приангарья. Жилые и хозяйственные постройки составляют 4 усадебных комплекса. Размещение усадеб и отдельных построек (кузница, амбар-мангазея, церковь) отражают типичную планировку русских деревень на Ангаре в конце XIX — начале XX в. В русском секторе 23 подлинных памятника деревянного зодчества. Уникальны башня Братского острога (1654 г.) и Михайло-Архангельская церковь (1875 г.). Музей популярен у горожан и гостей города не только уникальными памятниками, но и нетронутой природой сибирской тайги.

В экспозициях русского сектора экспонаты отражают старинный уклад и хозяйственные занятия русских крестьян — представлены долбленые лодки и снасти для промысла рыбы, сельскохозяйственный инвентарь, приспособления для обработки конопли и станки для изготовления тканей, берестяная и деревянная посуда. Вся жизнь крестьянина проходила в ежедневном труде: раскорчевке леса под пашню, пахоте, посеве, сенокосе, уборочной,

323

рыбной ловле, охоте.

В 1982 г. была открыта экспозиция эвенкийского сектора музея, где в условиях, близких к естественным, были реконструированы жилища одного из коренных народов Сибири — эвенков, в XVII—XIX вв. населявших бассейн Ангары, а затем ушедших на север. В условиях тайги занятия охотой и рыболовством полностью удовлетворяли все потребности эвенков в продуктах питания и в сырье для одежды и жилищ. Эвенки круглый год охотились на дикого северного оленя, лося, кабаргу, медведя. Рыболовством занимались преимущественно летом. Зимний пушной промысел давал шкурки соболя и белки для уплаты ясака и обмена на металл, бисер, муку, чай.

Неизменный интерес у посетителей музея вызывает шаманский чум. Это культовое сооружение, в котором имеются вырезанные из дерева фигуры духов-помощников шамана в виде птиц, рыб, животных, людей. Подобные сооружения для больших шаманских обрядов строились в тайге на севере Иркутской области вплоть до середины XX в. С представлением эвенков о духах и душе человека связан и традиционный надземный способ захоронения умерших в колодах на сваях. От создания бурятского этнического сектора из-за ограниченных материально-финансовых средств администрация музея отказалась.

Таким образом, эти музеи-заповедники Восточной Сибири имеют характерные черты, присущие экомузею. Комплексный, всесторонний показ быта и культуры народов с использованием памятников архитектуры, предметов быта, орудий труда, произведений искусства, фольклора оказывают на посетителей музейных комплексов под открытым небом сильное эмоциональное воздействие и способствует развитию регионального туризма.

Список использованных источников

1. Бугаева Г.А. К вопросу о музее в Шушенском // Сборник материалов научно-практических конференций (2008-2009 гг.) / гл. ред. А.В. Степанов [и др.]. — Шушенское: [б. и.]. — 2009. — С. 7-10.

2. Официальный сайт КГБУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.shush.ru.

3. Кимеев В.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2008. — Сер. 2. — Вып. 4. — Ч. I. — С. 222-234.

4. Куклинова И.А. Экомузей — музей времени и пространства: западноевропейский образец и восточная модель // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2010. — С. 263-269.

5. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» // Музеи России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.museum.ru/M987 (дата обращения 24.04.2015).

6. Ривьер Ж.А. Эволюционное развитие экомузея // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. — 1985. — №148. — С. 3.

7. Тихонов В.В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С.Е.». — 2003. — 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.