ЯКОВЛЕВА Светлана Ивановна удк 914/919
DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10108
Тверской государственный университет (Тверь, РФ);
доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]
МУЗЕИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ: ОПЫТ И УРОКИ ГЕРМАНИИ
В статье представлен историко-географический анализ сети музеев под открытым небом в Германии. Анализ базируется на информации Национального атласа Германии и авторском опыте исследований периода 2000-х гг. на примере земли Баден-Вюртемберг. Музейная сеть Германии за последние годы значительно расширилась и сейчас представляет собой пространственное сочетание музеев с экспозициями всех основных хронологических периодов - каменного и бронзового веков, раннего железного века, раннего и позднего средневековья, а также нового времени. Это расширение временных рамок музейных экспозиций позволяет моделировать экскурсионные маршруты с центрами (музеями) посещения в хронологическом порядке. В статье представлен пример хронологического ряда музеев под открытым небом на примере земли Ба-ден-Вюртемберг.
Представлена общая оценка культурно-исторических ресурсов Германии для организации музеев под открытым небом. Предложено различать две группы музеев по основной тематике (и ресурсу) -музеи поселенческого типа и отраслевые (функциональные) музеи (транспорта, науки, техники и культуры). Основой многочисленных музеев-поселений часто являются научные реконструкции на базе археологических памятников поселенческого типа. Варианты размещения и формы организации таких музеев очень разные. Особое значение имеет сеть региональных музеев сельской культуры, где представлена типичная застройка (жилая и хозяйственная), восстановлены сады и луга со старинными сортами, проводятся экспериментальные исследования по восстановлению старых пород домашнего скота. Такие музеи «живой истории» - это научные центры и центры культуры, а также крупные туристские центры со значительным потоком туристов. Выполнено сравнение немецких и российских музеев под открытым небом. Отмечено сходство в тематической структуре - развитие трёх основных направлений (сельская культура, история (и археология), отрасли хозяйства (и техника). Общей является ведущая тематика музеев -сельская культура. При этом немецкие музеи создаются как научные реконструкции древних и старых поселений (в т.ч. на базе археологических раскопок), а российские музеи - это в основном коллекции сохранившихся старых жилых домов и церквей - преимущественно памятников деревянного зодчества. Археологические памятники поселенческого типа - слабо освоенный богатый культурно-исторический ресурс для организации музеев под открытым небом в России. Основой музейной деятельности должно оставаться сочетание научного и культурно-познавательного направлений при ведущей роли науки.
Ключевые слова: музеи под открытым небом, музейные деревни, археологические памятники поселенческого типа, музеи-заповедники, археологические парки, центры туризма.
Введение. Музеи под открытым небом (в том числе скансены1), «основные объекты и экспозиции которых расположены вне помещений, на открытых территориях»2 - редкое явление в музейных сетях российских регионов. Как правило, такие музеи собирают коллекции сохранившихся (и реставрированных) памятников истории и культуры, преимущественно деревянного зодчества (жилые дома, хозяйствен-
1 Скансены - этнографические музеи под открытым небом [1].
2 Музеи под открытым небом // Российская музейная энциклопедия. URL: http://www. museum.ru/RME/sci_openair.asp.
ные постройки, мельницы, церкви). Эта функция музеев - одна из главных в российских условиях «уходящей деревни», когда гибнет, разрушается, растаскивается (и продаётся) «антиквариат» деревенской глубинки. Старые российские деревни -неоценённый потенциал развития музеев под открытым небом. Новым для России типом музеев стали реконструкции древних поселений, которые для россиян представляют больший интерес - ведь этого не увидишь в старой деревне (а просто старые дома - это для нас - обычное явление, у большинства семей есть такой «домик» в деревне).
Создание региональных музейных сетей (с экспозициями под открытым небом) как территориальных историко-культурных систем - актуальная междисциплинарная задача. Заметим, что Россия имеет большой опыт организации таких музеев. На специальных порталах открыты сайты музеев3, с 1980-х гг. регулярно издаются путеводители. В новой Российской музейной энциклопедии [8] открытым музеям посвящена обзорная статья. Проблемы организации музеев регулярно рассматриваются на конференциях, семинарах и круглых столах, это предмет современных диссертационных исследований [2, 4, 6], книг, учебных изданий [3], публикаций [1, 7, 9-10], в том числе в российском научно-практическом журнале «Музей»4 и журнале MUSEUM (Museum International), который публикует ЮНЕСКО на русском языке5, в 1993 г. выпуск журнала был посвящён музеям под открытым небом (в журнале - статья о Государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», Карелия). В 1985 г.6 и 2013 г. [11] были разработаны методические рекомендации по проектированию этнографических музеев под открытым небом. В конце 1980-х гг. в общих рекомендациях по проектированию музеев7 категория музеев под открытым небом не рассматривалась. Сейчас только отдельные музеи под открытым небом являются членами Союза музеев России8.
Целью данного исследования является обзор опыта федеральных земель Германии по созданию музеев под открытым не-
3 Интернет-сайты музеев-заповедников Российской Федерации. URL: http://www.museum.ru.
4 Журнал «Музей». URL: http://panor.ru/ magazines/muzey.html; архив выпусков за 20142017 гг.
5 Журнал «MUSEUM Inernational» на русском языке. URL: http://museolog.rsuh.ru/library/ museum_international_rus/index.php; Этнографические музеи и музеи под открытым небом. 1993. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0009/000929/092980rb.pdf.
6 Создание архитектурно-этнографических комплексов в музеях под открытым небом: метод. рекомендации / сост. Л.А. Фотий и др. Л.: Гос. музей этнографии народов СССР, 1985. 62 с.
7 Рекомендации по проектированию музеев. М.: Стройиздат, 1988. URL: http://aquagroup.ru/ normdocs/7683#i152271.
8 Союз музеев России. URL: http://www.
souzmuseum.ru/.
бом и основные уроки для формирования региональных музейных систем (и сетей) в России.
Историко-географический анализ
сети музеев под открытым небом в Германии
Один из старейших в мире музеев под открытым небом - Остенфельдерский дом (Ostenfelder Bauernhaus)9 в Хузуме, земля Шлезвиг-Гольштейн (1899 г.). Это действующий музей «одного дома» (усадьбы), в котором можно познакомиться с сельской повседневной жизнью старых времён. Дом, построенный до 1600 г., был спасён местным учителем от перевоза в Данию, где мог бы стать интересным музейным объектом. Это историческое событие иллюстрирует основные альтернативные принципы формирования экспонатов музеев поселенческого типа - музей на первоначальном месте расположения поселения или сборная коллекция построек (местные, региональные, национальные, международные). Последняя реставрация дома-музея проведена в 2015 г., уникальный по площади и планировке старинный фермерский дом10 дополнен садом со старыми сортами плодовых деревьев, растений. Значит, музей развивается и становится экспериментальным музеем, где проводятся различные научные реставрации (жилых и производственных сельских и сельскохозяйственных помещений, орудий труда, быта, агрокультуры и садоводства).
По мнению Г. Корффа [16], музеи под открытым небом в Германии своё активное развитие начали только в середине 1950-х гг.11, (кроме Клоппенбур-га12 в Нижней Саксонии, 1934-1936 гг.,
9 Willkommen Im Ostenfelder Bauernhaus. URL: http://bit.ly/2FGm8bU.
10 См. фото: http://bit.ly/2DVgDWj.
11 См. статью Stromberg P. и Trotsenko A.V. [21], где выделены исторические этапы развития музейной сети на примере скандинавских стран. В Германии происходили аналогичные процессы, и послевоенный период в таком случае стоит считать не столько этапом возрождения, сколько этапом активного развития музеев под открытым небом.
12 Museumsdorf Cloppenburg. URL: https://www. museumsdorf.de/index.php/de/haeuser.
и нескольких небольших фермерских музеев). В 1990 г. Т. Вильгельм в своём исследовании [22] отметил значительный рост интереса молодёжи к истории. Этим фактом автор объяснил активный рост музейной сети: каждый город удваивает свои музеи, появляются музейные деревни.
Исторический и географический (пространственный) анализ густой сети немецких музеев под открытым небом выполнен в Национальном атласе Германии (т. 10 «Отдых и туризм», 2000) [19]. В атласе есть сетевая карта музеев под открытым небом. Масштабные пунсоны значков показывают количество посетителей в год, цвет отражает тематику, а внутренняя текстура значков -этапы (годы) организации музеев. В историческом обзоре отмечено, что до Второй мировой войны маленькие «музеи деревенского дома» были представлены главным образом в северной части Германии. С 1960-х гг. в Южной Германии было организовано ещё больше музеев,которые появи-
лись благодаря программе реконструкции жилых зданий. В 1990-х гг. главной стала идея «ландшафтного музея», его экспонаты представлены в первоначальном местонахождении вместе с окружающим ландшафтом.
Карта музейной сети 2000 г. [19] даёт наглядное представление о сложившейся сети преимущественно сельских музеев (на карте показан 91 музей). Главная пространственная особенность сети в том, что она охватывает всю территорию страны с повышенной концентрацией в районах наиболее крупных городов (рис. 1).
Около 20 музеев отличаются значительным количеством посетителей - до 200-300 тыс. чел. в год. На карте Национального атласа Германии [19, с. 39] показано среднее ежегодное количество посетителей в 1995-1998 гг. Так, максимальную посещаемость среди музеев Германии (322 343 чел.) имели два музея земли Ба-ден-Вюртемберг - региональный музей «ШеаровальдФоресп» в Гутах и оызей ывай-
Рис. 1 -СетьмузеевподоткрытымнебомвГермании в2000г. (составленопокарте Национальногоатласа Германии [19, с. 39] на общегеографическойоснове13)
Fig. 1 - Network of open-air museums in Germany in 2000.
http://www.paneuro.ru/pics/cont/050910_010622.gif.
13
ных поселений на Боденском озере. Автор карты назвал свою обзорную статью в Национальном атласе «Музеи под открытым небом - магниты посетителей в культурном туризме», тем самым акцентируя внимание на роли музеев как «организаторов» туристского пространства страны. После выхода в свет Национального атласа Германии прошло уже почти 20 лет, и возникают вопросы: открываются ли в стране новые музеи под открытым небом? Интересны ли они современным туристам? На базе каких культурно-исторических и/или иных ресурсов создаются новые музеи? Какова их тематика, формы организации и размещения? Факторы конкурентоспособности? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данной работе.
Динамика сети музеев под открытым небом Германии
В Германии продолжается активный рост музейной сети, и по выражению И. Рат [17], «меняется музейный ландшафт» (Museumslandschaft). Немецкие каталоги музеев под открытым небом дают разную информацию, но при этом очевиден значительный рост числа музеев после 2000 г. (рис. 3): 2000 г. - 91 (на карте
Национального атласа [19]), в 2008 г. - 128 (из них работало только 116 музеев - по данным [20]), в 2018 гг. - 126 (по каталогу Виртуальной библиотеки музеев Германии14) или 152 (по каталогу Википедии). Мы проверили количество действующих сейчас музеев только в земле Баден-Вюр-темберг по официальным сайтам и подтвердили верность информации каталога Википедии - 21 музей. Высокая концентрация музеев сохраняется в четырёх (из 16) федеральных землях - Нижняя Саксония (28), Бавария (25), Баден-Вюртемберг (21) и Северный Рейн-Вестфалия (16). Это наиболее крупные по площади и численности населения регионы Германии (рис. 3). Заметим, что эти же 4 региона (земли) отличаются максимальным количеством музеев в Германии, при этом доля музеев под открытым небом незначительна (рис. 2).
Культурно-исторические ресурсы для организации музеев под открытым небом в Германии
На карте Национального атласа (2000) [19] музеи под открытым небом представлены в основном сочетанием только двух тематических направлений: основная -сельская/сельскохозяйственная и редкая -
Wo Deutschland am meisten Museen hat
Anzahl der Museen im Jahr 2013 nach Bundesland"
Bayern £81
Baden-Württemberg Nordrhein-Westfalen Niedersachsen + Bremen
Brandenburg + Berlin 382
Sachsen 323
Hessen 309
Rheinland-Pfalz p^^^^MM 256 Schleswig-Holstein + Hamburg Thüringen Sachsen-Anhalt Mecklenburg-Vorpommern Saarland
* Berlin und Brandenburg, Sthleswig-Hoistein und Hamburg, sowie Niedersachsen
und Brennen wurden jewel Is zusammengerechnet JranfflirtfrAllufttlcitlf
Quelle: Statistisches Bundesamt s 6 *
Institut fur Muieumsforscliunq der Staatlichen Museen zu Berlin St3tlSt3 ZA
Puc. 2 - 06w,ee yuano My3eee no $e3epanbHeiy3eM3RM repMaHuu e2013 z.16
Fig.2- The total numberofmuseums on thofedural states ofGermany in 2203
14 Virtual Library Museen. Freilichtmuseen nach Bundesländern. URL: http://bit.ly/2s83Ez6.
15 Freilichtmuseum in Deutschland. URL: http://bit.ly/2BScu3K.
16 HH$orpa$MKa: http://bit.ly/2GJAvO1.
Рис. 3 - Распределение федеральных земель Германии по количеству музеев под открытым небом в 2000 и 2018 гг."
Fig. 3 - Distribution of German federal states by number of open-air museums inHHOO and 2018.
80
70
60
2
sc 50
со
=с
Ü 40
л
н*
-О < 30
i
о
ч 20
с
10
0
8 10 12 Население, млн чел.
14
16
18
20
Рис. 4 - Соотношение количества музеев под открытым небом (z) в федеральных землях Германии, численности населения18 (х) и площади земель (у)
Fig. 4 - The ratio of the number of open-air museums (z) in thefederal statesofGermany,
the population (x) and the land area (y)
археологическая. Информация музеев и их официальные сайты позволяют значительно дополнить тематику «музейного каталога» Германии. Это не только музеи сельской культуры, в том числе на археологических раскопках, но и разнообразные музеи «функционального» типа, созданные
на базе старых (и даже действующих) построек, сооружений. Таким образом, всё разнообразие музеев под открытым небом по тематике можно свести к двум группам (видам): 1) музеи поселенческого типа и 2) «функциональные» (отраслевые, хозяйственные) музеи. По своей ресурсной базе
17 Сост. по данным разных каталогов музеев: Национальный атлас Германии (2000), каталог виртуальной библиотеки (ВБ) и Википедии.
18 Распределение населения по территории Германии. URL: https://wiki2.org/ru/Население_Германии.
Рис. 5 - Распределение музеев под открытым небом по федеральным землямГермании,2018г.(поданным каталога «Freilichtmuseum in Deutschland»19)
Fig. 5 - Distribution of open-air museums in the federal states of Germany, 2018 (according to the catalog "Freilichtmuseum in Deutschland")
они могут классифицироваться на разные типы.
Музеи поселенческого типа (музейные деревни, парки и площадки, музеи отдельных домов). Основой музеев под открытым небом часто становятся археологические памятники поселенческого типа. Среди них: древние стоянки (сезонные лагеря), селища и городища как места расположения первоначальных (древних) поселений, остатки и руины (фундамент, фрагменты стен) поместий / загородных вилл, древних городов и деревень, а также деревни XVII-XX вв. (в т.ч. с сохранившимися домами, постройками).
Принципы (и подходы) размещения музеев-поселений под открытым небом: 1) культурно-ландшафтный подход, когда музей-реконструкция поселения создаётся
в природном окружении; 2) градостроительный подход, когда музей размещается внутри современного сельского или урбанизированного пространства.
Варианты и формы территориальной организации музеев поселенческого типа под открытым небом (туристов обслуживают весной-осенью, зимой разрешаются прогулки по деревне, дома зимой закрыты) выявлены на примерах разных регионов (земель) Германии, но преимущественно -на примерах земли Баден-Вюртемберг.
1) Размещение музея-парка непосредственно на месте древней стоянки людей (пещеры в скалах). Пример: Археопарк в Фогельхерде (2013)20.
2) Размещение музея в первоначальном месте нахождения древнего селения
19 Freilichtmuseum in Deutschland. URL: http://bit.ly/2BScu3K.
20 http://www.archaeopark-vogelherd.de.
с реконструкцией и воссозданием зданий (построек). Пример: Римский музей Гю-глинген (2004)21 - на месте римского поместья; Римский парк Кёнген [Römerpark Köngen] (1988)22; Римское поместье Büsslingen [Römischer Gutshof Büßlingen]23 в г. Тинген на границе со Швейцарией.
3) Размещение на новой площадке с незначительным (малым) территориальным смещением от первоначального места, с реконструкцией и воссозданием зданий (построек), садов, мини-полей, ферм (старые сорта растений, породы домашнего скота). Причины такого территориального «сдвига» разные. Участки археологических раскопок рассматриваются как инвестиционные площадки, которые передаются застройщикам. При этом музей получает новую площадку, например, в том же городе. Примеры - музеи Баден-Вюртемберга: музей Алеманни в Вёрстеттене (2005)24; Замок Бахритер Канзач (2004)25; музей под открытым небом Клаузенхоф (1991)26.
4) Размещение «сводной» музейной деревни на специально выделенной площадке, дома в которую свозятся из нескольких деревень конкретного региона, их сочетание представляет собой типичную региональную застройку. Это, как правило, старые жилые дома и хозяйственные постройки и сооружения (кузнецы, конюшни, мельницы, колодцы). Примеры: 7 региональных музеев сельской культуры XVII-XX вв. под открытым небом земли Баден-Вюр-темберг27, в т.ч. музей Бойрен (1995)28.
5) Размещение «сводной» музейной деревни первоначально на базе старого поселения или объекта, например, старой мельницы (мельничного поселения). Пример: музейная деревня Баварский лес (Бавария, 1974)29 - один из крупнейших музеев под открытым небом в Европе (20 га и более 150 зданий), музей с крупнейшей фольклорной коллекцией Баварского
21 http://bit.ly/2BS6W9u.
22 http://www.museum-koengen.de/start.
23 http://www.tengen.de/pbALde/907521. html?QUERYSTRING=gutshof.
24 http://www.alamannen-museum.de.
25 https://www.bachritterburg.de.
26 http://www.herrischried.de/c5.
27 http://www.landmuseen.de.
28 http://www.freilichtmuseum-beuren.de.
леса. Мельница работала 300 лет, в 1969 г. была выкуплена и отремонтирована. И далее вокруг неё собрана коллекция исторических построек, домов XVI-XIX вв. своего региона.
6) Размещение музейной деревни в старой части современной деревни, при этом в новой части продолжается обычная жизнь. Пример: LWL-музей под открытым небом Детмольд, земля Северный Рейн-Вестфалия (1971)30.
7) Размещение музея научной реконструкции древнего города как небольшой площадки с постройками на территории современного города. Пример: Хьюнебург31.
8) Размещение музейной деревни в городе - на месте первоначального положения и на старых фундаментах. Пример: музейная деревня Дюппель в Берлине (1975)32.
Музеи-поселения в своей деятельности используют разные концепции, при этом основными являются следующие:
1) «Живая история» (точнее, «оживлённая история») для знакомства с сельской культурой и повседневной жизнью, и работой в деревне; исторические реконструкции событий, боев/битв (часто - деятельность исторических клубов);
2) музейное образование и обучение;
3) археологические раскопки;
4) научные эксперименты.
Ландшафтный подход предполагает включение «стационарной» музейной площадки в природный комплекс. Это не только расположение музея на конкретной природной территории, но и освоение окрестностей. Для этого создаются экскурсионные маршруты, туристские тропы и простейшие круговые тропинки вокруг музейного здания (и его двора) и сада.
Организационные формы музейной деятельности (табл. 1) различны, как правило, представлены сочетанием нескольких -знакомство посетителей с историей, школа обучения старым/древним навыкам руч-
29 http://www.museumsdorf.com/start.html.
30 http://www.lwl.org/LWL/Kultur/LWL-Freilichtmuseum-Detmold.
31 http://www.heuneburg-keltenstadt.de.
32 http://www.dueppel.de.
ной работы, научные исследования и эксперименты. Зачастую музеи под открытым небом создаются как клубы по интересам (исторические клубы).
Хронологический ряд музеев под открытым небом как последовательность исторических срезов «живой истории» в экспозициях музеев (табл. 2) может стать моделью системного музейного пространства и моделью разработки маршрутов последовательного посещения туристами музеев конкретного региона. На рис. 6 показано несколько музеев земли Баден-Вюр-темберг от древности до XX в. Музеи на карте имеют порядковые номера (указаны в табл. 2), чем меньше номер, тем «старше»
археологическая и/или историческая экспозиция в конкретном музее. Заметим, что подобная системная модель стала возможна только за счёт открытия новых музеев в 2000-х гг. (в табл. 2 указаны даты открытия музеев). Исходными пунктами экскурсионных маршрутов может стать столичный Штутгарт земли Баден-Вюртемберг или музеи самых древних поселений. В данной публикации не ставилась задача разработки конкретных маршрутов, их протяженности и продолжительности. Считаем важным подчеркнуть широчайшие возможности разработки туристских и экскурсионных маршрутов, построенных по хронологической схеме знакомства с историей региона.
Таблица 1 - Концепции музеев поселенческого типа и организационные формы музейной деятельности
Table 1 - Concepts of museums of settlement type and organizational forms of museum activities
Концепции музеев Организационные формы музейной деятельности
1. «Живая история»33 • Основные экспонаты: дома, хозяйственные постройки • Выставки (орудия труда, мебель, посуда, одежда) • «Театр действий» (сельскохозяйственные работы, фольклор) • Исторические реконструкции событий (особый интерес публики, сильное влияние на зрителей [18]) • Событийные мероприятия (праздники) • Экскурсии в окрестностях музея, пешеходные маршруты и тропы • Видеотрансляции, презентации • Музейные магазины: гастрономия, сувениры, снаряжение, книги и карты
2. Музейное образование и обучение • Музейное образование (лекции, семинары, курсы обучения) • Школа обучения навыкам ручной работы • Занятия (работа с глиной, на ткацком станке, кухня), мастер-классы, практические занятия с работами в поле, в саду, на ферме и пр. • Издание методических пособий для обучения, красочных брошюр, открыток
3. Археология • Действующие раскопки, участие в археологических раскопках • Археологический музей
4. Научные исследования и эксперименты • Научно-исследовательские работы по истории культуры и сельского хозяйства; эта работа документируется в научных публикациях, которые музей в значительной степени издаёт в своей серии публикаций • Научная реконструкция жилых домов, деревень/посёлков (или имитация археологической реальности? [14]) • Сохранение профессионального персонала ремесленников/мастеров, которые ремонтируют многочисленные дома и демонстрируют посетителям музея традиционные способы работы (например, музейная деревня Клоппенбург в Нижней Саксонии34) • Воссоздание сада со старыми сортами плодовых деревьев, ягодных кустов, цветов; восстановление старых пород домашнего скота (например, музей под открытым небом Детмольд) • Музейная деревня Дюппель в Берлине - всемирно признанный центр экспериментальной археологии: здесь разводят давно вымерших домашних животных, выращивают древние растения, используют трёхпольную систему земледелия
5. Исторические клубы • Члены клубов при музеях ведут все виды практических работ по благоустройству и обслуживанию (на добровольной основе), платят членские взносы. Например, музейная деревня Фольксдорф с 1963 г. существует как клубная организация, включает 2 тыс. членов35
33 Концепция «живой истории» остаётся спор- 34 https://www.museumsdorf.de.
ной для развития музеев под открытым небом 35 http://www.museumsdorf-volksdorf.de/
в Германии [15]. content/besuch.html.
Рис. 6 - Хронологический ряд археологических музеев под открытым небом земли Баден-Вюртемберг36.
Fig. 6 - Chronologicalseriesof6rchaeoicgicaiopen-airmuseumsofBaden-Württemberg
1. Пещеры и искусстволедникового периода — 2. Поселения каменного и бронзового веков — 3. Кельтский город Пиреней — 4. Римские поселения (город, загородное поместье, военный форт) — 5. Поселения раннего средневековья — 6. Средневековый замок— 7-8. Музейные деревни (и музеи одного дома/усадьбы) XV-XVII и XVII-XX вв., в т.ч. 7 региональных музеев сельской культуры(на картетолько двамузея)
Таблица 2 - Хронологический ряд археологическихмузеев под открытым небом: последовательность исторических срезовлжгвоирсторичо л цкгтозициох м^еиазлиги огден-Вюртемберг (порядковые номера музеев использованы для карты на рис. 6)
Juble 2 - CUsnnnlfc-eol eestee of useUoenlfcteo! open-uts mgeegme of Boden-Württemberg: A eeqgenee of U-etos-eol eeetione of "l-v-ng Utetosy" -n the expositions of the mgeegme of Buden-Wüsttembesc
Название, год основания и официальный сайт музея Основная тематика музея, базовая экспозиция Концепция музея Принцип территориальной организации
1.Археопарк Ф огельхерд [Der Archäopark Vogelherd] 2013 г. archaeopark-vogelherd.de Археология: пещерыи искусство ледникового периода (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО) День в каменном веке: посещение открытых пещер (весна и лето) + выставки находок (в т.ч. передвижные), обучение практическим навыкам стрельбы, а также лекции, семинары, экскурсии и театр (мультимедийное зрелище) Культурно-ландшафтный принцип -размещение на местах древних стоянок людей (пещера в скале с видом на долину). См. 3D модель пещеры: http://bit.ly/2nzou5H. План парка: площадка с кольцевым маршрутом, места для парковки, отдыха, магазин, кафе и др.: http:// bit.ly/2FHyxMZ
2. Музей свайных поселений на Боденском озере [Pfahlbaumuseum Unteruhldingen] 1922 г. pfahlbauten.de Археологический музей Научная реконструкция поселений каменного и бронзового веков Познавательная и научно-исследовательская Музей под открытым небом состоит из нескольких секций реконструкции. Включает два основных здания - Старый музей и Новый музей. В Новом музее на 1-м этаже - входная зона с музейным магазином и специальными выставочными площадями. Наверху - научно-исследовательский институт, лабораторные объекты, модельный семинар, библиотека
Название, год основания и официальный сайт музея Основная тематика музея, базовая экспозиция Концепция музея Принцип территориальной организации
3. Кельтский оппидум Хойнебург [Heuneburg] (укреплённое поселение) в верховьях Дуная heuneburg-keltenstadt.de 2 музея - кельтский музей и старый город (реставрация). 2500 лет назад, во времена ранних кельтов, здесь, в Верхней Швабии, был самый старый город к северу от Альп - кельтский город Пиреней Археологический музей и этнографический кельтский музей. Раскопки (100 лет) в окрестностях отражают освоение территории от неолита до исторического периода. В окрестностях Хойнебурга - курганы Фрагмент реставрированного кельтского города на территории современного Хойнебурга + 8-километровый археологический круговой маршрут: http://bit.ly/2GLvqEY. http://bit.ly/2EcRE4c http://bit.ly/2FHdfyL
4. Римские поселения 4.1 Римский парк Кёнген [Römerpark Köngen] 1988 г. museum-koengen.de Археологический музей около 85/90 гг. н.э. до 150/159 гг. Римский музей с археологическим парком как единый комплекс. Римская история города и крепости Кёнген Археологический парк, музейный павильон (раскопы, находки)
4.2 Римское поместье [Büsslingen Römischer Gutshof Büßlingen] (г. Тенген) tengen.de Археологический музей римского поместья 100300 гг. н.э. Фундаменты 10 откопанных зданий (жилые и хозяйственные постройки, баня, храм, фонтан) на площади 5,4 га Раскопки начаты в 19001913 гг., продолжены в 1976 г., закончены в 1982 г. Археологический парк с остатками фундамента, стен зданий + застеклённые павильоны с фрагментами раскопов и экспозицией находок + музей археологии: http://bit.ly/2EgB5Vj. Видео: http://bit.ly/2Efh4hF. Страница поместья на сайте города Тенген: http://bit.ly/2DYcTDG
4.3 Римский музей под открытым небом Хехинген- Штайн [HechingenStein] 1991 г. villa-rustica.de Археологический музей. В 2000-х гг. реконструкция римского поместья (с включением остатков фундамента, стен), зданий и внутренних интерьеров, бани (100-200 гг. н.э.) Научная реставрация римского поместья Жилые и хозяйственные постройки на компактной территории
4.4 Музей Лайма Аален [Limesmuseum Aalen] Форт Аалена -римский военный лагерь 200-х гг. н.э. Археологический парк и музей находок (при раскопках). С 1.08.2016 г. и, предположительно, до декабря 2018 г. музей закрыт на ремонтные работы,экспозиция музея доступна в служебном помещении Сейчас внешняя территория представляет собой археологический парк с элементами реконструкции зданий форта, фрагментами фундаментов, колонн + музей с экспозицией находок при раскопках. Модель форта: http:// bit.ly/2EcTqSU
4.5 Римский музей Гюглинген [Freilichtmuseum Güglingen] Музей под открытым небом в Гюглингене (раскопки вновь проведены в 1999-2005 гг. и продолжаются) Археологический музей -место и фундамент зданий загородного поместья или имения римского периода (от 120 до 250 гг. н.э.). Здания были сожжены при отходе римлян. Некоторое время (с 270 г.) здесь жили древние народы западногерманской культуры. Это пример экономического, а не военного центра с культовыми сооружениями («комнатами») Действующие археологические раскопки и знакомство с римским периодом освоения территории (на площадке установлены информационные щиты, реставрированы отдельные сооружения, в т.ч. культовые) Сейчас эта площадка действующих раскопок оказалась в промышленной зоне города, она огорожена и имеет «коридор» для прохода к ней. http://bit.ly/2BS6W9u http://bit.ly/2nDWZIz http://bit.ly/2nFi8Bi
Название, год основания и официальный сайт музея Основная тематика музея, базовая экспозиция Концепция музея Принцип территориальной организации
5. Музей Алеманни (Вёрстеттен) [Das Alamannen-Museum Vörstetten] 2005 г. alamannen-museum. de Археология: реконструкция поселения раннего средневековья + артефакты (мебель, орудия труда). Рисунок-реконструкция поселения: ЫЛр://Ы1 ly/2s0Xj8Q Экспериментальный музей - школа обучения практическим навыкам ручной работы (лепка, кухня, сельскохозяйственные работы), полевых исследований (участие в раскопках) и экспериментах. Организован исторический клуб (50 чел.) Культурно-ландшафтный принцип размещения на новой площадке с незначительным (малым) территориальным смещением от первоначального места древнего поселения, реконструкцией и воссозданием зданий (построек), садов, мини-полей, ферм (старые сорта растений, породы домашнего скота). На первоначальном месте раскопок поселения сейчас размещён индустриальный парк
6. Замок Бахритер Канзач [Bachritterburg Kanzach] 2004 г. bachritterburg.de Научная реконструкция средневекового деревянного замка низшего дворянства (создан по модели соседнего замка), замковый комплекс Живая история (инсталляция): полностью реконструированная копия замка и деятельность «групп» обслуживающего персонала показывает обстановку и жизнь семьи дворянина в начале позднего средневековья (до XIV в). Музей образования: живое обучение навыкам повседневной жизни в средневековом замке. Событийные мероприятия (выходные дни, праздники, летние каникулы) Замковый комплекс на равнинной компактной площадке (деревянный замок, несколько хозяйственных построек - ферма, конюшня и др.). Размещён на новом месте. Первоначальное место (на холме/насыпи), где стоял сгоревший в конце XIV в. замок, уже занято
7. Музей под открытым небом «Клаузенхоф» (Гросшерришванд) [Freilichtmuseum Klausenhof (Herrischried-Großher-rischwand)] 1981 г. herrischried.de Дом поместья (1424) - один из старейших домов в Шварцвальде. Экспонаты музея: комнаты дома с мебелью и домашней утварью, кузница, пекарня, сад (около 200 старых сортов яблок) и луг, ферма (старые породы скота), пасека Жилой комплекс XV-XVI вв. Комнаты дома используются для свадебных гражданских церемоний В деревне 30 домов. Жилая и бизнес-секция самого старого дома под крышей, покрытой соломой. Действующая зубчатая пила - пилорама (1595). Страница музея на сайте региона: http://bit.ly/2EfjJIb
8. Семь региональных музеев сельской культуры (созданы с 1960-х гг. в разных регионах земли Баден-Вюр-темберга) landmuseen.de Музеи сельской истории и культуры регионов Баден-Вюртем-берг. В составе музеев исторические здания XVII-XX вв. (около 170, содержатся за счёт федеральных средств). Представляют повседневную культуру сельских районов Музейные деревни, и на их базе - тематические туры, музейные фестивали и демонстрации ремёсел для отражения разнообразия сельской жизни в разных регионах. Сочетание культурно-познавательной и образовательной функций На площадки региональных музеев перенесены исторические здания из разных мест одного региона их первоначального расположения
8.1 Музей под открытым небом Бойрен [Das Freilichtmuseum Beuren] 1995 г. freilichtmuseum-beuren.de Музей сельской культуры района Эсслинген (дома собраны в музее из разных швабских деревень). Информационный центр в биосферном заповеднике «Швабский Альб» Музейная деревня: знакомство с историей повседневной жизни сельского населения крупного региона Германии. Образовательные программы действий -различные практические занятия для детей и взрослых В настоящее время в музее под открытым небом Бойрен находятся 24 исторических здания. Они были перенесены из своих первоначальных мест на музейные площадки
Название, год основания и официальный сайт музея Основная тематика музея, базовая экспозиция Концепция музея Принцип территориальной организации
8.2 Музей под открытым небом «Шварцвальд Форест» [Schwarzwälder Freilichtmuseum Vogtsbauernhof] 1963 г. vogtsbauernhof.org Сельская культура XVII—XIX вв. Огромный по площади старинный дом (1612), неоднократно перестроен и расширен, мельницы, хранилища, пекарни и пилы. Сельскохозяйственные животные старых пород Музейная деревня: знакомство с историей повседневной жизни сельского населения крупного региона Германии. Образовательные программы действий -различные практические занятия для детей и взрослых (семейные программы) На площади 5,5 га поместье (дом и хозяйственные постройки, поля и луга). Фотография старинного дома: http://bit.ly/2nByOdq. Видео музейной деревни: http:// bit.ly/2nGyOYP
Особенностью современного этапа формирования немецких музеев под открытым небом можно считать расширение их специализации, появление значительного числа музеев «функционального» типа. В отличие от музеев поселенческого типа функциональные, или отраслевые, музеи более разнообразны по ресурсной базе организации своей экспозиции. Это могут быть музеи отдельных видов деятельности или отраслей хозяйства - промышленной переработки сельскохозяйственного сырья и леса (древесины, коры). Есть музеи транспорта - железных дорог, станций и сигнального оборудования. Инфраструктурная тематика представлена музеями пожарного дела (и техники). Римские бани и колодцы
как обязательные элементы древних гражданских и военных поселений знакомят посетителей с организацией общественного бытового обслуживания.
Заметим, что в музеях поселенческого типа, как правило, экспозиции включают сельскохозяйственные орудия труда, часто имеют хозяйственные постройки - кузницы, мельницы, амбары, лесопилки. При этом музеи-поселения имеют комплексную и более широкую тематику, чем отраслевые. Можно предположить дальнейшее развитие отраслевых музеев, которые по тематике могут быть «политехническими» и узко специализированными. В табл. 3 собраны примеры отраслевых музеев земли Баден-Вюртемберг.
Таблица 3 - Тематика и примеры музеев функционального (отраслевого) типа земли Баден-Вюртемберг
Table 3 - Subjects and examples of functional (industry) type of museums
in Baden-Wurttemberg
Тематика музеев Примеры музеев под открытым небом
0 Общественное бытовое обслуживание Римская баня Ягстхаузен - небольшой музей под открытым небом, показывает расположение (планировка, фундамент, реконструкция фонтана, информационные блоки) римской военной бани около 200 г. н.э.: http://bit.ly/2GJ5f1P
ту £ й Обеспечение защиты от ЧС Музей пожарной охраны Креглинген (1967), расположен в 3-х этажном здании старого замка XVI в.: http://bit.ly/2E2QRn2; http://bit.ly/2s55jWm
т о а Л X Железнодорожный транспорт: станция, участок музейной Вюртембергская лесная железная дорога [Württembergische Schwarzwaldbahn Calw]: http://bit.ly/2EcfxJ5
дороги, сигнальный пост Железнодорожный музей «Сигнальная башня 1»: http://bit.ly/2EzNT6B, http:// bit.ly/2E0hNQi
Музей истории рафтинга и обработки древесины (г. Шильтах в Шварцвальде, 1989). Бывшая церковная лесопилка работала с 1491 по 1931 гг.: http://bit.ly/2FJYpb4
ви S 15 >а в § & Предприятия Музейная мельница и краеведческий музей Синдринген (Форхтенберг-Синдинген, 1999): http://bit.ly/2GJ6b6l
a s SÄ Flachsbrechhütte (Creglingen-Burgstall), мастерская, построенная около 1780 г., демонстрируются инструменты и оборудование для обработки льна: http://bit. ly/2DZ6nfY
Тематика музеев Примеры музеев под открытым небом
Культура Парк/сад Открытый для публики бесплатно «Парк скульптур» в Секкаче. Скульптуры выполнены преимущественно из песчаника, бетона, металла и дерева: http:// bit.ly/2BRRf21
Сад Кац [Katz'sche Garten] - частный сад семьи Кац, в 1960-х гг. был открыт для публики. В саду - произведения искусства поздней готики, эпохи Возрождения, барокко и модерна: http://bit.ly/2Ebnqyt
Выводы. Немецкие музейные экспозиции, в первую очередь, ориентированы на местных жителей, жителей разных регионов Германии. Доминируют музеи сельской культуры, где посетители попадают в «театр действий», а «актёры» - это обслуживающий персонал, для которого музей - это место работы «по специальности». В таких музеях можно не только разглядывать стационарные экспонаты, но и видеть, как мастера работают со старыми орудиями, как ухаживают за скотом, как пекут хлеб и ткут ткани... Можно получить уроки мастерства и даже пройти программы обучения ручным работам. Одновременно музеи являются научно-исследовательскими и экспериментальными центрами. Музеи - это многофункциональные центры туризма, культуры и науки.
Сопоставление немецких и российских музеев под открытым небом позволяет выявить их сходства и отличия:
1) общее количество музеев под открытым небом Германии и России несопоставимо. При огромной площади России музейная сеть ограниченная, а густая сеть немецких музеев - пример будущей сети российских музеев, которые имеют историко-культурную и природную базу для активного развития во всех регионах России;
2) посещаемость наиболее известных музеев в Германии и России примерно одинакова. Например, Государственный исто-рико-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (Карелия) ежегодно посещает до 250 тыс. чел.37;
3) общая тематическая структура музеев - три основные тематические направ-
37 Союз музеев России. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-архитектур-ный и этнографический музей-заповедник «Кижи». URL: http://www.souzmuseum.ru/ index.php?option = com_smr&participant_ id=10&Itemid=13.
ления: сельская культура, история (и археология), отрасли хозяйства (и техника). Общая ведущая тематика музеев: в Германии доминируют музеи сельской культуры (музеи одного дома/усадьбы, музейные деревни), в России основная тематика музеев под открытым небом - этнографическая, зачастую архитектурно-этнографическая (парки-музеи, музеи-усадьбы, музеи-заповедники, этнографические крестьянские усадьбы). При этом российские музеи демонстрируют в основном сельскую культуру. Примеры: самый крупный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» в Архангельской обл. (1964), региональный архитектурно-археологический музей «Ва-силёво» в Тверской обл. (1976) и др. Многочисленные археологические памятники поселенческого типа на территории России могут стать основой музеев под открытым небом38;
4) исторические и археологические музеи Германии, как правило, - это музеи археологических раскопок и реконструкции древних поселений и военных «городков» (крепости, форты). В России - это преимущественно военно-исторические музеи конкретных мест боев и обороны;
5) тематика экспозиций «отраслевых» музеев Германии и России схожа - это музеи железнодорожной техники и исторических дорог, пожарной техники, ремесленных мастерских. Также есть старые и новые парки скульптур. В России организованы музеи коммерческого порта (г. Полярный, Мурманская обл.) и «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург), и др.
38 См. серию каталогов под общим названием «Археологическая карта России» (1992-2013) и пример анализа первоначальной сети поселений пригорода Твери на базе каталога и карты археологических памятников Тверской области [12, 13].
Главные уроки немецкого опыта организации музеев под открытым небом для России:
1) урок территориальной организации: очевидна необходимость создания региональной (и национальной) системы музеев под открытым небом как «магнитов» посетителей в музейном культурно-историческом пространстве каждого региона;
2) урок «содержательной» организации: музеи под открытым небом - это объекты повышенного интереса современных туристов. Существует угроза превращения такой демократичной формы развития музея в массовое и/или элитное экзотическое «праздничное развлечение». Часто уменьшающиеся бюджеты и возрастающие досуговые потребности людей вынуждают музеи балансировать между образовательной миссией и событийным маркетингом [17]. Поэтому концепция и стратегия развития музейной деятельно-
сти должна сочетать культурное и научное направления. При этом «необходимо, чтобы всякая музейная деятельность носила научный характер, что позволит ему (музею) не сворачивать с правильного пути» [5, с.7]. При большой популярности исторических реконструкций древности и средневековья важно опираться на академические, а не хаотичные знания [18]. Необходимо работать на научной основе и реалистично передавать историю [15].
Зарубежный опыт может быть полезен для разработки национальной (и региональных) концепции и стратегии развития музеев под открытым небом в нашей стране. А уроки такого опыта должны помочь начать в России активное развёртывание региональных сетей музеев под открытым небом, их формирование как притягательных центров внутреннего и международного туризма и устойчивое развитие.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е., Вольхина В.В. Роль, значимость и функции скансенов как туристского ресурса территории и репрезентантов народных традиций природопользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. №4. С. 12-22. DOI: 10.12737/14527.
2. Глушкова П.В. Актуализация календарной обрядности русских в деятельности музеев под открытым небом в Сибири: Автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2015. 22 с.
3. Глушкова П.В., Кимеев В.М. Музеи под открытым небом. Кемерово: Изд-во КемГИК, 2015. 151 с.
4. Драничкина О.С. Искусство экспонирования под открытым небом: эволюция, типология, современная трансформация формы: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 2015. 39 с.
5. Дюкло Ж.-К., Вейяр Ж.-И. Музеи этнографии и политика // Museum. 1993. №1(175). С. 5-8.
6. Колганова Е.Ю. Особенности музеефикации культуры переселенцев Предбайкалья в комплексах под открытым небом: автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2013. 23 с.
7. Маркова М.И. Перспективы сохранения народного зодчества РТ на примере создания этнографической деревни в Заказанье // Известия КазГАСУ. 2011. № 2(18). С. 39-46.
8. Прохоров М.Ф. Бородинское поле: музей под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 12-16.
9. Саенко Н.Р. Современные трансформации идеи музея под открытым небом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. №4. С. 23-30. DOI: 10.12737/14528.
10. Теребилов М.Г. Музейные формы сохранения и представления средневекового кузнечного ремесла в Германии // Молодёжный Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1(5). С. 71-75.
11. Тихонов В.В. Методические рекомендации по формированию и развитию этнографических музеев под открытым небом. Иркутск: Репроцентр А1, 2013. 77 с.
12. Яковлева С. Структурная и пространственная динамика пригородного расселения. Историко-географи-ческий анализ пригорода Твери: монография. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2016. 132 с.
13. Яковлева С.И. Типы и формы первоначального пригородного расселения Твери // Вестник Тверского государственного университета. Сер. «География и геоэкология». 2015. Вып. 2. С. 57-71.
14. Fluegel C. Simulierte archäologische Wirklichkeit? Museumsdörfer, Freilichtmuseen, Archäologische Parks und Geschichtswelten // In coll.: Archäologische Arbeitsgemeinschaft Ostbayern/West- und Südböhmen/Oberösterreich. Rahden: Verlag Marie Leidorf GmbH, 2016. S. 61-69.
15. Duisberg H. Geschichte hautnah vermitteln - Tagung "Living History in Freilichtmuseen". DonnerstagSonnabend, 2008.
16. Korff G. Museumsdinge: deponieren - exponieren. Böhlau Verlag Köln Weimar, 2007. 404 s.
17. Rath I.E. Struktur, Vermarktung und Probleme der Freilichtmuseen in Deutschland: Eine Studie zur Verbesserung der Marktposition. München, Mering: Rainer Hampp Verlag, 2008. 309 s.
18. Samida S. Re-Enactors in archäologischen Freilichtmuseen: Motive und didaktische Konzepte. Archäologische Informationen. 2012. No. 35. S. 209-218. DOI: 10.11588/ai.2012.0.10048.
19. Schenk W. Freilichtmuseen - Besuchermagneten im Kulturtourismus // Nationalatlas Bundesrepublik Deutschland. Band 10 - Freizeit und Tourismus. Berlin, 2000. S. 38-39.
20. Rath I.E. Struktur, Vermarktung und Probleme der Freilichtmuseen in Deutschland: Eine Studie zur Verbesserung der Marktposition (Hamburger Schriften zur Marketingforschung). Hampp, R, 2008. 307 s.
21. Stromberg P., Trotsenko A.V. The concept of skansen: Origins and stages of development // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. №4. С. 5-11. DOI: 10.12737/14526.
22. Wilhelm T. Von der Programmierten zur Offenen Geschichte // Aufbruch Ins Europäische Zeitalter. Stuttgart: J.B. Metzler, 1990. S. 137-148.
Svetlana I. YAKOVLEVA
Tver State University (Tver, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]
OPEN-AIR MUSEUMS: THE EXPERIENCE AND LESSONS OF GERMANY
The article presents a historical and geographical analysis of the network of open-air museums in Germany. The analysis is based on the information from the national atlas of Germany (vol. 10, 2000) and the author's studies for the period of the 2000s through the example of Baden-Württemberg. The museum network of Germany has been considerably expanded in recent years and now is a spatial combination of museums with expositions of all the main chronological periods - the Stone and Bronze Ages, the Early Iron Age, the Early and Late Middle Ages, and also the modern times. This extension of the time frames of museum expositions makes it possible to model excursion routes with visiting centers (museums) in chronological order. The article presents an example of a chronological series of open-air museums using the example of Baden-Württemberg.
The author assesses the cultural and historical resources of Germany for the organization of open-air museums and proposes to distinguish two groups of museums based on the main theme (and resource) - museums of settlement type and branch (functional) museums (transport, science, technology and culture). Scientific reconstructions based on archaeological settlements often are the ground of numerous museums-settlements. The options for accommodation and the forms of organization of such museums are very different. The network of regional museums of rural culture, representing typical buildings (residential and economic) and restored gardens and meadows with old varieties, where experimental studies to restore old breeds of livestock are conducted, is of particular importance. Such museums of "living history" are scientific and cultural centers, as well as large tourist attractions with a significant tourist flow. The author compares German and Russian open-air museums and notes the similarity of their thematic structure - development of three main directions (rural culture, history (and archeology), branches of the economy (and technology). Rural culture, the leading theme of such museums, is general for all of them. At the same time, the author points out the difference between open-air museums in regarded countries. German museums are created as scientific reconstructions of ancient and old settlements (including on the basis of archaeological excavations). Russian museums are mostly collections of preserved old houses and churches - mostly monuments of wooden architecture. Archaeological monuments of the settlement type - inadequately developed rich cultural and historical resource for the organization of open-air museums in Russia.
The combination of scientific and cultural-cognitive directions with the leading role of science should remain a basis of museum activity.
Keywords: open-air museums in the, museum villages, archaeological monuments of settlement type, museums-reserves, archaeological parks, tourist centers.
References
1. Afanasiev, O. E., & Volkhina, V. V. (2015). Rol', znachimost' i funkcii skansenov kak turistskogo resursa territorii i reprezentantov narodnyh tradicij prirodopol'zovanija [The role, significance and functions of skansen as a tourism resource of territory and representatives of national traditions of nature-use]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 12-22. doi: 10.12737/14527. (In Russ.).
2. Glushkova, P. V. (2015). Aktualizacija kalendarnoj obrjadnosti russkih v dejatel'nosti muzeev pod otkrytym nebom v Sibiri [Actualization of calendar rituals of Russians in the activity of open-air museums in Siberia]: Candidate of Qjlturology dissertation: author's abstract. Kemerovo. (In Russ.).
3. Glushkova, P. V., & Kimeev, V. M. (2015). Muzei pod otkrytym nebom [Open-Air Museums]. Kemerovo: Publishing house KemSIC. (In Russ.).
4. Dranichkina, O. S. (2015). Iskusstvo eksponirovanija pod otkrytym nebom: evoljucija, tipologija, sovremennaja transformacija formy [The art of open-air exposure: Evolution, typology, modern transformation of form]: Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. Moscow. (In Russ.).
5. Duclos, J.-C., & Weillard, J.-I. (1993). Muzei etnografii i politika [Museums of ethnography and politics]. Museum, 1(175), 5-8. (In Russ.).
6. Kolganova, E. Yu. (2013). Osobennosti muzeefikacii kul'tury pereselencev Predbajkal'ja v kompleksah pod otkrytym nebom [Features of the involving the culture of settlers in the Baikal region in open-air museum complexes]: Candidate of Culturology dissertation: author's abstract. Kemerovo. (In Russ.).
7. Markova, M. I. (2011). Perspektivy sohranenija narodnogo zodchestva RT na primere sozdanija etnograficheskoj derevni v Zakazan'e [National architecture of RT preservation prospects on the example of creation of ethnographic village area of Kazan]. Izvestija KazGASU [News of the KSUAE], 2(18), 39-46. (In Russ.).
8. Prokhorov, M. F. (2011). Borodinskoe pole: muzej pod otkrytym nebom [Borodino Field: open-air museum]. Sovre-mennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 12-16. (In Russ.).
9. Saenko, N. R. (2015). Sovremennye transformacii idei muzeja pod otkrytym nebom [Modern transformations of an idea of an open-air museum]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 23-30. doi: 10.12737/14528. (In Russ.).
10. Terebilov, M. G. (2016). Muzejnye formy sohranenija i predstavlenija srednevekovogo kuznechnogo remesla v Ger-manii [Museums forms of conservation and presentation of a medieval blacksmith in Germany]. Molodjozhnyj Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Youth Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 1(5), 71-75. (In Russ.).
11. Tikhonov, V. V. (2013). Metodicheskie rekomendacii po formirovaniju i razvitiju etnograficheskih muzeev pod ot-krytym nebom [Methodological recommendations on the formation and development of ethnographic open-air museums]. Irkutsk: Reprocenter A1. (In Russ.).
12. Yakovleva, S. (2016). Strukturnaja i prostranstvennaja dinamika prigorodnogo rasselenija. Istoriko-geograficheskij analiz prigoroda Tveri [Structural and spatial dynamics of suburban settlement. Historical and geographical analysis of the suburbs of Tver]: a monograph. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing. (In Russ.).
13. Yakovleva, S. I. (2015). Tipy i formy pervonachal'nogo prigorodnogo rasselenija Tveri [Types and forms of the initial settlement in the suburb of Tver]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. "Geografija i geoekologija [Gerald of Tver State University. Series: Geography and Geoecology], 2, 57-71. (In Russ.).
14. Fluegel, C. (2016). Simulierte archäologische Wirklichkeit? Museumsdörfer, Freilichtmuseen, Archäologische Parks und Geschichtswelten. In coll.: Archäologische Arbeitsgemeinschaft Ostbayern/West- und Südböhmen/Oberösterreich. Rahden: Verlag Marie Leidorf GmbH, 61-69.
15. Duisberg, H. (2008). Geschichte hautnah vermitteln — Tagung "Living History in Freilichtmuseen". Donnerstag-Sonnabend.
16. Korff, G. (2007). Museumsdinge: deponieren — exponieren. Böhlau Verlag Köln Weimar.
17. Rath, I. E. (2008). Struktur, Vermarktung und Probleme der Freilichtmuseen in Deutschland: Eine Studie zur Verbesserung der Marktposition. München, Mering: Rainer Hampp Verlag.
18. Samida, S. (2012). Re-Enactors in archäologischen Freilichtmuseen: Motive und didaktische Konzepte. Archäologische Informationen, 35, 209-218. doi: 10.11588/ai.2012.0.10048.
19. Schenk, W. (2000). Freilichtmuseen - Besuchermagneten im Kulturtourismus. In book: Nationalatlas Bundesrepublik Deutschland. Band 10 - Freizeit und Tourismus. Berlin, 38-39.
20. Rath, I. E. (2008). Struktur, Vermarktung und Probleme der Freilichtmuseen in Deutschland: Eine Studie zur Verbesserung der Marktposition (Hamburger Schriften zur Marketingforschung). Hampp, R.
21. Stromberg, P., & Trotsenko, A. V. (2015). The concept of skansen: Origins and stages of development. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 5-11. doi: 10.12737/14526.
22. Wilhelm, T. (1990). Von der Programmierten zur Offenen Geschichte. Aufbruch Ins Europäische Zeitalter. Stuttgart: J.B. Metzler, 137-148.
Яковлева С.И. Музеи под открытым небом: опыт и уроки Германии // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. №1. С. 72-87. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10108.
Дата поступления статьи: 12 ноября 2017 г.
Yakovleva, S. I. (2018). Open-air museums: The experience and lessons of Germany. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 72-87. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10108. (In Russ.). Received November 12, 2017