3. Dmitrieva S.I. Fol'klor i narodnoe iskusstvo russkikh Evropeiskogo Severa [Folklore and folk art of the Russian European North]. Moscow, Nauka Publ., 1988. 240 p. (In Russ.).
4. Zolotova T.N. Russkie kalendarnye prazdniki v Zapadnoi Sibiri (konets XIX-XX vek) [Russian calendar holidays in Western Siberia (the end of XIX-XX centuries)]. Omsk, Izdatel'-Poligrafist Publ., 2002. 234 p. (In Russ.).
5. Kaulen M.E. Muzeefikatsiia istoriko-kul'turnogo naslediia Rossii [The Museum of historical and cultural heritage of Russia]. Moscow, Eterna Publ., 2012. 432 p. (In Russ.).
6. Glushkova P.V., Kimeeva T.I., Melkova S.V. K probleme rekonstruktsii elementov traditsionnogo golovnogo ubora russkikh Sibiri [To the problem of reconstruction of the elements of the traditional headdress of Russian Siberia]/ Malochislennye etnosy v prostranstve dominiruiushchego obshchestva: praktika prikladnykh issledovanii i effektivnye instrumenty etnicheskoi politiki [Minority ethnic groups in the space of the dominant society: practice, applied research and effective tools of ethnic policy]. Kemerovo, Praktika Publ., 2014, pp. 477-481. (In Russ.).
7. Gromyko M.M. Mir russkoi derevni [World of a Russian village]. Moscow, Molodaia Gvardiia Publ., 1991. 446 p. Available at: http://www.chzr.ru/uploadedfiles/site/file/biblioteka/books/2012/mir_russ_derevni.pdf (In Russ.).
8. Lipinskaia V.A. Starozhily i pereselentsy. Russkie na Altae XVIII - nachalo XX veka [Old-timers and settlers. Russian Altai XVIII - beginning of XX century]. Moscow, Nauka Publ., 1996. 269 p. (In Russ.).
9. Liubimova G. V. Vozrastnoi simvolizm v kul'ture kalendarnogo prazdnika russkogo naseleniia Sibiri. XIX - nachalo XX veka [Age symbolism in culture calendar feast of the Russian population of Siberia. XIX - beginning of XX century]. Novosibirsk, SO RAN Publ., 2004. 240 p. (In Russ.).
10. Makarenko A.A. Sibirskii narodnyi kalendar' [Siberian folk calendar]. Novosibirsk, Nauka, Sibirskaia izdatel'skaia firma Publ., 1993. 167 p. (In Russ.).
11. Rossiiskaia muzeinaia entsiklopediia [The Russian Museum encyclopedia]. Available at: http://www.museum.ru/ rme/dictionary.asp (In Russ.).
12. Traditsionnaia obriadnost' russkikh Kemerovskoi oblasti [Traditional culture of Russian Kemerovo region]. Аrkhiv P. V. Glushkovoi. (In Russ.).
13. Ty igra nasha veselaia... (igry, zapisannye v Altaiskom krae) [You play our fun... (games, recorded in the Altai region)]. Barnaul, Az-Buka Publ., 2004. 66 p. (In Russ.).
14. Fol'klor Kemerovskoi oblasti [The folklore of the Kemerovo region]. Author-composer E.I. Lutovinova. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 1997. 197 p. (In Russ.).
15. Fursova E.F. Kalendarnye obychai i obriady vostochnoslavianskikh narodov Novosibirskoi oblasti kak rezul'tat mezhetnicheskogo vzaimodeistviia (XIX - XXth. Obychai i obriady zimne-vesennego perioda) [Calendar customs and traditions of the East Slavic peoples of the Novosibirsk region as a result of interethnic interaction (XIX-XX century). The customs and ceremonies of the winter-spring period]. Novosibirsk, AGRO Publ., 2002, vol. 1. 285 p. (In Russ.).
16. Fursova E.F. Kalendarnye obriady [Calendar rites]. Available at: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/fursova/ calendar.html (In Russ.).
УДК 069.02
ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЯХ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Кимеева Татьяна Ивановна, кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: tat-kimeeva @mail.ru.
Пронина Светлана Андреевна, аспирант, преподаватель кафедры музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблем фондовой деятельности музеев под открытым небом Западной Сибири. Приведена систематизация музеев под открытым небом по доминантному признаку.
Впервые выполнен анализ нормативных документов на наличие в них данных по фондовой деятельности музеев под открытым небом и выявлены проблемы фондовой деятельности музеев под открытым небом различного типа.
Выполненный анализ показал, что существующие сегодня нормативные документы, регламентирующие деятельность по организации фондов различных типов музеев в России, это: «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985) и «Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (1986). Исходя из содержания данных инструкций видно, что в них описаны основы и правила ведения фондовой деятельности в традиционных формах музея, а фондовая деятельность музеев под открытым небом остается неохваченной. По мнению авторов, это порождает ряд проблем, которые требуют решения для полноценной работы музеев под открытым небом в области фондовой деятельности.
Ключевые слова: музеи под открытым небом, фондовая деятельность, музейный предмет, музейный объект, нормативные документы.
THE STOCK ACTIVITY PROBLEMS IN ETHNOGRAPHIC OPEN-AIR MUSEUMS OF WESTERN SIBERIA
Kimeeva Tatyana Ivanovna, Candidate of Culturology, Docent, Docent of Department of Museology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Pronina Svetlana Andreevna, Post-Graduate Student, Lecturer, Department of Museology, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article investigates the problems of open-air museums' stock activity in Western Siberia. As the urgent tasks of cultural policy of modern Russian society puts forward the efforts to establish museums that researchers define a general notion of open-air museums. The number of museums in the country is growing, and before the curator problems of their classification on the basis of which is determined by the specificity of the different kinds of activities, including the research and stock. Focusing on existing in museology classification on the basis of the dominant symptoms, historical and cultural heritage among the open-air museums are:
- Environmental preserving the immovable objects "in-site";
- Open-air museums;
- Ecomuseums, where the environment is preserved in the development efforts of local people and objects of historical and cultural heritage used for its original purpose.
In this paper, we first analyzed the regulations for the presence of data on open-air museums' stock activity. It should be noted that the coverage of the various forms of museum activities in the works of Russian and foreign scientists, museologists practically did not affect the stock of museums in the open air and implemented in the framework of its research. Regulations of the funds for the organization of different types of museums in Russia, hitherto considered "Instructions for accounting and storage of museum property located in the state museums of the USSR" (1985) and "Instruction on the procedure of accounting, preservation, maintenance, use and restoration immovable monuments of history and culture" (1986). Their analysis showed that none of the above instructions reflect the activities of the stock open-air museums that raise a number of issues that need to be resolved to complete the work in the open-air museums' stock activity.
The above leads to the conclusion that there are problems in the open-air museums' stock activity:
- The problem of the availability of legally approved documents that are designated types of museum objects that form the basis of open-air museums' funds;
- Problem of including the real estate and translocated objects in the museum fund;
- The problem of creating the interactive funds included in the structure held in the museum of folk ceremonies and holidays.
We analyzed the "Instructions for accounting and storage of museum property located in the state museums of the USSR № 290 dated July 17, 1985" and "Regulations on the procedure of accounting, preservation, maintenance, use and restoration of immovable monuments of history and culture № 203 from 13/05/1986." It is clear that they describe the basics and rules of stock activity in the traditional forms of the museum, and stock activity of open-air museums is not covered there. It causes a number of problems in the formation of museum collections. The structure of funds of open-air museums include not only movable museum objects, but also real estate and translocated monuments whose inclusion in the stock composition of open-air museums, was not spelled out in any normative documents regulating securities activities on the territory of the Russian Federation. Museums are free to decide on accounting the translocated authentic objects and remakes, using authentic movable and immovable objects in interactive activities, guidance on this aspect absent.
Keywords: open-air museums, stock activity, museum object, regulatory documents.
В качестве актуальных задач культурной политики современного российского общества выдвигается деятельность по созданию музеев, которые исследователи определяют под общим понятием музеев под открытым небом. Численность таких музеев в стране растет, и перед музееведами возникают проблемы их классификации, на основе которой определяется специфика различных видов их деятельности, в том числе и фондово-исследовательской. Ориентируясь на существующие в музееведении классификации [4, с. 432], на основе доминантного признака сохраняемого историко-культурного наследия среди музеев под открытым небом можно выделить:
- средовые, сохраняющие недвижимые объекты «in situ»;
- скансены;
- экомузеи, где среда сохраняется в развитии усилиями местных жителей и объекты историко-культурного наследия используются по первоначальному назначению.
Средовый музей - музей, деятельность которого направлена на музеефикацию историко-культурной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами, а также людьми, населяющими территорию и осуществляющими на ней виды деятельности [4, с. 87]. Средовые этнографические музеи, сохраняющие недвижимые объекты «in situ», или сайт-музеи (от англ. site - месторасположение, местонахождение), располагаются на месте прошлого или настоящего обитания человеческого сообщества и музеефицируют свидетельства его образа жизни и традиций [10]. Примером такого
типа музеев в Западной Сибири может считаться Историко-культурный музей-заповедник «Шушенское».
Скансен - музей, созданный на основе свезенных из разных мест памятников. Его специфика заключается в том, что среда моделируется искусственно. К такому типу музеев, как скансен относятся Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», этнографический комплекс «Кезек» музея-заповедника «Томская Писаница».
Экомузей - это музей, «созданный для комплексного обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической среде» [1, с. 5]. Данной характеристике отвечает экомузей «Тазгол», расположенный на территории традиционного проживания шорцев в естественной исторической среде.
Существование разных типов музеев под открытым небом и реализуемые ими виды музейной деятельности предполагают различную организацию музейных фондов. Так, еще М. Керьен отмечал, что для экомузея характерно специфическое отношение к предмету: предмет изымается из естественной среды для изучения, после же вновь возвращается в нее. То есть предметы продолжают функционировать, использоваться по первоначальному назначению. Главная задача эко-музея - обеспечить не столько сохранность предмета, сколько сохранность традиции его изготовления. Экомузей также может иметь коллекции традиционного типа, которые выставляются в постоянной экспозиции [5, с. 18-19].
В настоящее время отмечается определенная лакуна в освещении вопросов, связанных с фондовой деятельностью музеев под открытым небом:
- проблема наличия законодательно утвержденных документов, в которых обозначены типы музейных предметов, составляющих основу фондов музеев под открытым небом;
- проблема включения недвижимых и транс-лоцированных объектов в музейный фонд;
- проблема создания интерактивного фонда, включаемого в структуру проводимых в музее народных обрядов и праздников;
Следует отметить, что освещение различных форм музейной деятельности в трудах зарубежных и российских ученых-музееведов практически не затрагивало фондовой работы музеев под открытым небом и осуществляемых в ее рамках научных исследований. Документами, регламентирующими деятельность по организации фондов различных типов музеев в России, до настоящего времени считаются «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР» (1985) [7] и «Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» (1986) [8].
Анализ «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР № 290 от 17 июля 1985 года» показал, что состав музейных коллекций в этом документе определен исключительно для естественно-научных музеев, исторических музеев или отделов, литературных, театральных, музыкальных музеев или отделов, технических музеев, художественных и мемориальных музеев. Особенностям формирования коллекционного фонда музеев под открытым небом внимания в данной инструкции не уделено.
Причиной отсутствия каких-либо нормативных документов по фондовой деятельности музеев под открытым небом является тот факт, что музеи России до настоящего времени вынуждены строить свою фондовую деятельность в соответствии с документом 1985 года, при создании которого не учитывался факт зарождения музеев нового типа. Хотя до утверждения приказа об инструкции
1985 года, в начале 1970-х годов, появляются работы А. В. Ополовникова, в которых музей под открытым небом рассматривается как один из методов сохранения памятников деревянного зодчества [6, с. 102-103]. В этом же 1985 году в период утверждения приказа о функционировании инструкции на страницах журнала «Museum» обсуждаются проблемы такого типа музеев под открытым небом, как экомузей. В статьях Ж. А. Ривьера [9, с. 2-3], Ю. Варина [1, с. 5] и др. о его создании говорят как о глобальном эксперименте. Спустя два года Б. В. Гнедовский предлагает типологию музеев под открытым небом [2].
В связи с тем, что документа, регламентирующего фондовую деятельность музеев под открытым небом, не появилось до настоящего времени, эти учреждения сами вынуждены решать вопросы организации своих фондов и проводимую в их рамках научно-исследовательскую деятельность, ориентируясь на имеющиеся в их распоряжении нормативные документы.
В результате анализа «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры № 203 от 13.05.1986» выявлено, что государственный учет недвижимых памятников истории и культуры осуществляют государственные органы охраны памятников. Деятельность по охране недвижимых памятников реализуется по ряду компетенций, одной их которых является установление режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных заповедных территорий (мест) и зон охраны памятников. В инструкции говорится и о том, что недвижимые памятники разделяются на 4 группы, на основании которых и осуществляются условия их содержания. Согласно этим группам, лишь памятники, которые имеют историко-художественное значение должны быть использованы в музейных целях. К таким памятникам относятся дворцовые, усадебные, культовые здания и сооружения, памятники садово-паркового искусства и т. д. По всей вероятности, имеется в виду, что они могут быть использованы «под музей» и «как музей». При этом не принимается во внимание возможность музеефикации памятника и форми-
рования коллекционного фонда созданного в результате музеефикации объекта. В целом в данной инструкции рассмотрены условия использования памятников и их сохранности. Не приводится никаких данных относительно транслоцирован-ных памятников, хотя свозить их начали с конца 1920-х годов. В Коломенское в 1927 году были перевезены: медоварня из подмосковного села Преображенское, с 1928 по 1934 год преревезли башню Николо-Карельского монастыря, датированную 1630 годом, башню Сумского острога, дом Петра I из Архангельска [12, с. 64]. В Кижи с 1951 по 1961 год свозились памятники деревянного зодчества, которые также являются транс-лоцированными. В музее-заповеднике «Томская Писаница» и Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» транслоцированные памятники учитываются как музейные предметы: на них заводится такая же документация, что и на музейные предметы.
В этом плане необходимо разобраться в понятиях «музейный предмет» и «музейный объект». В современном музееведении музейный предмет трактуется как «движимый объект культурного или природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования или му-зеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в собрание музейное. Обладает значимым для социума информационным потенциалом, музейной ценностью, которая складывается из научной, исторической, мемориальной, художественной ценности, и свойствами музейного предмета» [11]. Музейный объект - объект культурного и природного наследия, источник знаний и эмоций, музеефицированный и актуализируемый в процессе музейной деятельности. Музейными объектами, в отличие от музейных предметов, принято называть недвижимые, средовые, нематериальные объекты [11, с. 56]. В данном случае также остается дискуссионным вопрос о трансло-цированных памятниках, являются они музейными предметами или объектами. Отнести его к недвижимым объектам невозможно по той причине, что это перемещенный памятник. Возможно, его включение в фондовое собрание как музейного предмета в Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» и музее-заповеднике «Томская Писаница» является верно выбранным вариантом.
Транслоцированным памятниками в музее-заповеднике «Томская писаница» являются свезенные в 1990-е годы из улуса Кезек Усть-Анзасского сельсовета Таштагольского района постройки начала ХХ века, отражающие материальную культуру шорцев в данный период времени. Созданию этого этнографического комплекса предшествовали многочисленные научно-этнографические экспедиции по поиску, выявлению, исследованию и паспортизации сохранившихся памятников архитектуры этого народа, анализ характерных черт шорской архитектуры, сбор подлинных историко-этнографических бытовых и культовых предметов, разработка научно-проектной документации по реставрации и сохранению памятников или их воссозданию, выявление особенностей формирования соответствующей историко-культурной среды. На основе собранного материала в 1992 году началось строительство экспозиционного комплекса «Шорский улус Кезек».
«Шорский улус Кезек» - это комплекс подлинных жилых и хозяйственных построек шорцев конца XIX - начала XX века, состоящий из жилого дома «эм», летней кухни «сенек», хозяйственного амбара «аиморок», кузницы, бани «мыльча» и построек для скота [3].
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» в своем составе имеет наибольшее количество транслоцированных памятников на территории Сибири. К недвижимым объектам относятся жилые и хозяйственные постройки, культовые сооружения. Недвижимые объекты составляют такие экспозиционные комплексы, как «Деревня-малодворка», «Илимский острог», «Волостное село», «Каскад водяных мельниц».
«Деревня-малодворка» - типичная деревня Среднего Приангарья с однорядной застройкой. В состав экспозиции вошли крестьянские усадьбы - усадьба Непомилуева конца ХУШ века, усадьба Серышева середины XIX века и усадьба Прокопьева конца XIX века. Все усадьбы представляют собой дома типа «связь». Фрагменты илимского волостного села, сформированные из памятников XVII - начала XX века. - Спасской проезжей башни, Казанской привратной церкви Илимского острога (XVII век), жилых домов и административных зданий XVIII - начала XX ве-
ка, - все вместе образуют площадь, переходящую в двухсторонней застройки улицу. Планировка усадеб типичная для волостного села - смешанного типа. В состав экспозиции «Волостное село» входит Казанская привратная часовня Илимского острога. Казанская привратная часовня -это единственное культовое здание православного характера, сохранившееся в сибирском регионе с XVII века. Экспозиция «Каскад водяных мельниц». Время строительства мельниц - середина XIX века, экспозиция «Сенокосная заимка Среднего Приангарья конца XIX века».
Все вышеперечисленные памятники Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» были вывезены из среды своего бытования на территорию музея и являются подлинными транс-лоцированными памятниками, данные объекты не включаются с состав фондов, а состоят на бухгалтерском балансе. Из вышесказанного следует, что транслоцированные памятники могут учитываться как музейный предмет или не включаться в состав фондов.
Наряду с подлинными транслоцированны-ми памятниками в музеях под открытым небом имеются новоделы. В этноэкологическом музее-заповеднике «Тюльберский городок» реконструированные памятники составляют основу экспозиционных комплексов. В историко-культурном и природном музее-заповеднике «Томская писаница» новоделы, входящие в состав экспозиции «Шорский улус Кезек», включаются в научно-вспомогательный фонд, как и воспроизведения музейных предметов. В Архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» реконструкции не включаются в состав фондов, а поставлены на бухгалтерский баланс.
В этноэкологическом музее-заповеднике «Тюльберский городок» вопрос об учете реконструированных недвижимых объектов однозначного решения не получил: они не включаются ни в основной, ни в научно-вспомогательный фонд. Ставится вопрос об отнесении их к памятникам историко-культурного наследия. Новодельные объекты могут войти в научно-вспомогательный фонд или, как и транслоцированные объекты, не включаться в фонды музея, а находится на бухгалтерском балансе.
Наряду с транслоцированными памятниками, которые согласно определению «музейного
предмета» могут считаться таковыми, в музеях под открытым небом сосредоточены и движимые объекты историко-культурного наследия. Нормативным документом по сохранению и учету музейных предметов является инструкция 1985 года, где в разделе о том, каким должен быть состав музейных фондов не выделены не только музеи под открытым небом, но и этнографические музеи или отделы. При определении состава фондов эти музеи должны ориентироваться на 75-76 пункты инструкции, из которых следует, что собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. Выделение типов предметов основного фонда музеев этнографического профиля в целом и музеев под открытым небом этнографической направленности могут опираться на положение инструкции о естественно-исторических музеях или отделах. Это, согласно инструкции, музейные предметы, документирующие историю и развитие человеческого общества. Из их числа для этнографических музеев под открытым небом могут быть выделены следующие группы памятников:
- вещественные памятники;
- археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок;
- музейные предметы, характеризующие культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, предметы быта и одежды, в том числе произведения народного творчества);
- фотографические материалы, имеющие документальное значение;
- киноматериалы - документальные и художественные;
- фонозаписи - речевые и музыкальные, имеющие документальное значение.
Учет подлинных памятников в музеях под открытым небом решается так же, как и в музеях коллекционного типа. В музеях под открытым небом Сибири они включены в состав основного фонда, деятельность по их учету базируется на Инструкции 1985 года [7].
Воспроизведения музейных предметов относятся к научно-вспомогательному фонду. В словаре актуальных музейных терминов воспроизведение определяется как «предмет, создаваемый с целью максимально точной передачи внешнего облика и основных характеристик музейного предмета, важных для цели данного воспроизве-
дения» [11]. Кроме перечисленных в инструкции, среди воспроизведений музейного предмета (объекта) отмечаются научные реконструкции. Воспроизведенные музейные предметы (объекты), относящиеся к группе научно-вспомогательных материалов, могут в исключительных случаях переходить в разряд музейных предметов (при недоступности или утрате подлинника; с течением времени). К процессу воспроизведения музейных предметов (объектов) необходимо подходить лишь с научной точки зрения, соблюдая все правила научной реконструкции и актуализации [11, с. 49]. В музеях под открытым небом Сибири реконструкции движимых объектов относятся к научно-вспомогательному фонду.
В музеях под открытым небом остро стоит проблема использования предметов из коллекций музея, так как данные музеи в большинстве случаев относятся к средовым, существует тенденция к сохранению традиции в развитии. В музеях под открытым небом Сибири проводятся праздники, интерактивные программы, в которых задействуются движимые историко-культурные объекты. В большинстве случаев на подобных мероприятиях используются предметы из научно-вспомогательного фонда, ограничено используются предметы из основного фонда. Например, в этноэкологическом музее-заповеднике «Тюльберский городок» при проведении праздника Ильин день задействуется плуг. Такой вариант возможен только при условии того, что предмет не изымается из экспозиции и нет риска нанести ему вред. Эффективно данная проблема решена в музее-заповеднике «Сибирская старина». В данном музее создан интерактивный фонд, куда вошли предметы из дуплетного фонда. Интерактивный фонд дает возможность для тактильного восприятия музейных предметов и активизации познавательной мотивации музейными средствами. Это довольно новое и перспективное направление в фондовой и научно-исследовательской деятельности в музеях под открытым небом.
Таким образом, численность музеев под открытым небом в стране растет, и перед музееведами возникают проблемы фондово-исследо-вательской деятельности. Данный тип музеев является оптимальной формой для хранения всех
типов наследия, однако необходима разработка и принятие нормативных документов относительно фондовой деятельности.
Фондовая деятельность музеев под открытым небом будет обусловлена их типовой принадлежностью. Нами была выделена типологи-зация музеев под открытым небом на основании доминантного признака сохраняемого историко-культурного наследия. При разработке методических рекомендаций по фондовой деятельности необходимо учитывать типологическую характеристику музея.
Проблема интерактивности в деятельности музеев под открытым небом также не получила однозначного решения. Ни в одной из проанализированных нами выше инструкциях не отражена возможность использования музейных предметов и объектов в интерактивной деятельности. В большинстве своем музеи под открытым небом сами регламентируют процесс включения или невключения музейных предметов в интерактивную деятельность, который отражен в их внутренних нормативных документах, в ряде музеев ими являются уставы.
Из проанализированных нами «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР № 290 от 17.06.1985» и «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры № 203 от 13.05.1986» видно, что в них описаны основы и правила ведения фондовой деятельности в традиционных формах музея, а фондовая деятельность музеев под открытым небом остается не охваченной. Что порождает ряд проблем в формировании музейных коллекций. В состав фондов музеев под открытым небом входят не только движимые музейные предметы, но и недвижимые и транслоцирован-ные памятники, включение которых в фондовый состав музеев под открытым небом не прописано ни в одном нормативном документе, регламентирующем фондовую деятельность на территории РФ. Музеи самостоятельно принимают решение об учете транслоцированных подлинных объектов и новоделов, использовании подлинных движимых и недвижимых объектов в интерактивной деятельности, методические рекомендации по данному аспекту отсутствуют.
Литература
1. Варин Ю. Термин и его значение // Museum. - 1985. - № 148. - С. 5.
2. Гнедовский Б. В., Добровольская Э. М. Музеи под открытым небом в СССР: развитие принципов формирования структуры. - М., 1987. - 21 с.
3. Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gukmztp.ru/index2.html. - Загл. с экрана.
4. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. - М.: Этерна, 2012. - 432 с.
5. Керьен М. О природе феномена // Museum. - 1985. - № 148. - С. 18-19.
6. Ополовников А. В. Какой он, музей под открытым небом? // Наука и жизнь. - 1973. - № 25. - С. 102-103.
7. Приказ Минкультуры СССР об утверждении «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР № 290 от 17 июля 1985 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33809.html. - Загл. с экрана.
8. Приказ Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры» [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал. - URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-normy/ y6k.htm. - Загл. с экрана.
9. Ривьер Ж. А. Эволюционное определение экомузея // Museum. - 1985. - № 148. - С. 2-3.
10. Российская музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp. -Загл. с экрана.
11. Словарь актуальных музейных терминов / авт.-сост.: М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, Н. В. Чувилова и др. // Музей. - М., 2009. - № 5. - C. 47-68.
12. Шмелев В. Г. Музеи под открытым небом: очерки истории, возникновение и развитие. - Киев, 1983. - С. 119.
References
1. Varin Iu. Termin i ego znachenie [Term and its significance]. Museum [Museum], 1985, no. 148, p. 5. (In Russ.).
2. Gnedovskii B.V., Dobrovol'skaia E.M. Muzei pod otkrytym nebom v SSSR: razvitie printsipov formirovaniia struktury [Open-air museums in the USSR: the development of the priniples of structure formation]. Moscow, 1987. 21 p. (In Russ.).
3. Istoriko-kul'turnyi i prirodnyi muzei-zapovednik "Tomskaia Pisanitsa" [Historical-cultural and natural museumreserve "Tomsk pisanitsa"]. Available at: http://www.gukmztp.ru/index2.html/ (accessed 10.12.2014). (In Russ.).
4. Kaulen M.E. Muzeefikatsiia istoriko-kul'turnogo naslediia Rossii [Musefication historical and cultural heritage of Russia]. Moscow, Eterna Publ., 2012. 432 p. (In Russ.).
5. Ker' en M. O prirode fenomena [On the nature of the phenomenon]. Museum [Museum], 1985, no. 148, pp. 18-19. (In Russ.).
6. Opolovnikov A.V. Kakoi on, muzei pod otkrytym nebom? [What is it, open-air museum?]. Nauka i zhizn [Science and Life], 1973, no. 25, pp. 102-103. (In Russ.).
7. Prikaz Minkul'tury SSSR ob utverzhdenii "Instruktsii po uchetu i khraneniiu muzeinykh tsennostei, nakhodiasch-chikhsia v gosudarstvennykh muzeiakh SSSR № 290 ot 17 ijulja 1985 goda" [Order of the Ministry of Culture of the USSR on the approval of "Instruction on accounting and storage of museum property located in the state museums of the USSR № 290 dated July 17, 1985"]. Available at: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_33809.html/ (accessed 09.12.2014). (In Russ.).
8. Prikaz Minkul'tury SSSR ot 13.05.1986 № 203 ob utverzhdenii "Instruktsii o poriadke ucheta, obespecheniia sokhrannosti, soderzhaniia, ispol'zovaniia i restavratsii nedvizhimykh pamiatnikov istorii i kul'tury" [Order of the Ministry of Culture of the USSR from 13.05.1986 № 203 "On adopting the instructions on the registration, conservation, maintenance, use and restoration of immovable monuments of history and culture"]. Available at: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-normy/y6k.htm/ (accessed 10.12.2014). (In Russ.).
9. Riv'er Zh.A. Evoliutsionnoe opredelenie ekomuzeia [Evolutionary definition ecomuseum]. Museum [Museum], 1985, no. 148, pp. 2-3. (In Russ.).
10. Rossiiskaia muzeinaia entsiklopediia [The Russian museum encyclopedia]. Available at: http://www.museum.ru/rme/ dictionary.asp./ (accessed 10.12.2014). (In Russ.).
11. Slovar' aktual'nykh muzeinykh terminov [Glossary of terms relevant museum]. Moscow, Muzei Publ., 2009, no 5, pp. 47-68. (In Russ.).
12. Shmelev V.G. Muzei pod otkrytym nebom: ocherki istorii, vozniknovenie i razvitie [Open-air museums: Essays on the history of the emergence and development]. Kiev, 1983, p. 119. (In Russ.).