УДК 069.02:39(571.17)(=512.1):34
Д. Е. Круглова, магистрант Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ НЕДВИЖИМЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (НА БАЗЕ ЭКОМУЗЕЯ «ТАЗГОЛ»)
Аннотация. Рассмотрены некоторые правовые вопросы реализации системы процедур музее-фикации недвижимых объектов историко-культурного наследия на опыте работы экомузея (музея под открытым небом) «Тазгол» (пос. Усть-Анзас, Шорский национальный парк; Кемеровская область, Россия). Представлен обзор наиболее распространённых вариантов трактовки содержания термина «экомузей». Рассмотрена специфика профильной деятельности музея под открытым небом в области сохранения недвижимых объектов историко-культурного наследия. Автор формулирует актуальные проблемы правового обеспечения деятельности современных российских экомузеев.
Ключевые слова: недвижимые объекты культурного наследия, музеефикация недвижимых объектов, правовые аспекты музеефикации, культурное наследие, музей под открытым небом, экомузей.
В настоящее время музей стал необходимой составной частью социальной и культурной жизни. Именно благодаря музею, главной функцией которого является хранение объектов историко-культурного наследия, оно осуществляется посредством обеспечения правового регулирования данной сферы.
Проблемы правового обеспечения как музейной деятельности в целом, так и экомузеев в частности, актуальны ввиду имеющихся в данной сфере трудностей по обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия.
В этой связи целью данной статьи является выявление таких проблем на примере экомузея «Тазгол», потому как они оказывают негативное воздействие на его функционирование, а также это противоречит принципам сохранения объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории рассматриваемого экомузея.
В нашей стране экомузеи появились в 1980-1990-е годы. Личная заинтересованность людей, объединенных по социальному или демографическому признакам, а также общин, этнических сообществ, которые принимают активное участие в сохранении материальных и нематериальных памятников своей культуры, стала основной предпосылкой их успешной деятельности.
Также экомузей представляет собой сохранение и воссоздание не только традиций реальной жизненной среды, но и непосредственно культурного пространства - этических, духовных, хозяйственных связей между людьми.
Исследователи считают, что музей такого типа представляет собой идеальную триединую модель времени, музея пространства, музея деятельности человека, одной из важнейших задач которого является создание реальных условий, позволяющих сохранить культурную и национальную самобытность и традиции.
Сам термин «экомузей» предложил Юг де Варин; Жорж Анри Ривьер дал его эволюционную трактовку: «Экомузей - зеркало, в котором люди могут увидеть и узнать себя, выражение времени, интерпретация пространства, лаборатория, заповедник, школа...» [1, с. 2-3].
В. М. Кимеев говорит о том, что экомузей - это «музей, созданный для комплексного обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической среде» [2, с. 119-120].
Одну из последних трактовок данному термину дает П. В Глушкова: «Экомузей - это музей, в котором объекты сохраняются на основе метода мягкой музеефикации, т.е. сохраняют свою первоначальную функцию и приобретают новую - музейную» [3, с. 152].
Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). Научный журнал № 3 (17) 2018
Следует отметить, что экомузей планируется, создается и используется совместно населением и местными органами власти. Последние участвуют в этой деятельности, представляя специалистов и все необходимое, в том числе финансовые средства. Участие индивида зависит от его запросов, уровня знаний и отношения к данной деятельности.
Также экомузей представляет собой особый тип музея, который во многом отличается от традиционного понимания музея. Следовательно, правовое регулирование деятельности данного учреждения должно быть специфично.
Музей в классическом понимании предполагает наличие фондов, что отражено в Федеральном законе № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.1996, где говорится, что он представляет собой некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом» [4].
В экомузее, как в музее особого типа, возможно обойтись без фондов, то есть научно организованной совокупности принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов [5], однако в «Тазголе» он интуитивно начал формироваться носителем традиции в лице директора экомузея «Тазгол». Несмотря на это, учетно-фондовая документация все же не ведется, что, несомненно, можно выделить как первую проблему, потому как упомянутая документация способствует обеспечению сохранности предметов, а также в ней отражаются результаты их изучения.
Второй проблемой является отсутствие норм, обеспечивающих правовую охрану недвижимых объектов, которые сохранены на основе различных методов. Говоря о транслоцированных объектах - им, согласно закону, невозможно присвоить статус памятника, а также нельзя включить в фонды, однако, например, дом мрасского миссионера, расположенный на территории эко-музея «Тазгол», транслоцированным объектом не является, а значит, можно и нужно принять меры по его включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Это необходимо потому, что на данном этапе сохранение объектов, воссоздающих обычаи, культуру, традиции и быт коренных жителей Горной Шории, возможно лишь в случае их занесения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, вследствие чего на них будет распространяться действие закона (если точнее - ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») [6].
Существует также проблема сохранения домов, в которых проживают шорцы. Здесь имеет место мягкая музеефикация; это значит, что они используются по первоначальному значению. Возникает вопрос: как, учитывая специфику рассматриваемого учреждения, их музеефицировать? Ведь они, несомненно, разрушаются, что впоследствии может привести к их утрате.
В связи со всем вышесказанным становятся очевидными пробелы в нормативной базе, лежащей в основе данных правоотношений, ведь невозможно обеспечить сохранность недвижимых объектов историко-культурного наследия, если нет норм, регулирующих отношения, складывающиеся в учреждении такого типа.
Учитывая вид собственности рассматриваемого экомузея, муниципалитет, в ведении которого он находится, имеет право на принятие решений о включении объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории «Тазгола», в Единый государственный реестр (упоминаемый ранее) объектов культурного наследия или об отказе во включении в указанный реестр, принимая во внимание тот факт, что объект может быть разрушен, либо и вовсе утрачен.
На наш взгляд, заниматься этим необходимо, ведь объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
«Тазгол» - уникальное место, которое создавалось с целью сохранения многовекового историко-культурного и природного наследия мрасских жителей Горной Шории, единственный в Сибири экомузей, поэтому задача как власти, так и самого музея, совместно с заинтересованными лицами сохранять его историко-культурное наследие.
В этой связи есть потребность в пересмотре существующего музейного законодательства и восполнении пробелов, касающихся правоотношений, возникающих в области такого специфичного типа музея, как экомузей, ведь государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Список литературы
1. Ривьер, Ж. А. Эволюционное определение экомузея // Museum. - 1985. - № 148. - С. 2-5.
2. Кимеев, В. М. Экомузеи Сибири как центры сохранения этнокультурного наследия в природной среде // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2008. - № 3. - С. 119-128.
3. Глушкова, П. В. Музеи под открытым небом : учеб. пособие / П. В. Глушкова, Т. И. Кимеева. -Кемерово : Изд-во Кемеровского гос. ин-та культуры, 2015. - 151 с. : ил.
4. О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации : федеральный закон Рос. Федерации от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ // «КонсультантПлюс», справочная правовая система. -Электрон. дан. - Москва, 1997-2018. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10496/ (дата обращения: 02.03.2018).
5. Фонды музея // «Российская музейная энциклопедия», отраслевой справ.-инф. портал. - Электрон. дан. - Москва, 2002-2018. - Режим доступа : http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp722 (дата обращения: 01.03.2018).
6. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федеральный закон Рос. Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // «КонсультантПлюс», справочная правовая система. - Электрон. дан. - Москва, 1997-2018. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 01.03.2018).
Daria E. Kruglova, Graduate Student Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
LAW ASPECTS OF IMMOVABLE OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE MUSEUMIFICATION (A CASE OF "TAZGOL", OPEN-AIR MUSEUM)
Abstract. The article considers some legal aspects of immovable objects of cultural heritage mu-seumification (evidence from "Tazgol", open-air museum (Ust'-Anzas village, Shors' Ethnographic Park; Kemerovo Oblast, Russia)). The author reviews of the most widespread variants of "open-air museum" term interpretation. Also, the paper outlines peculiarities of an open-air museum core activity in field of preservation of immovable objects of historical and cultural heritage. The author points out on the key problems in law support of the today's Russian open-air museums activity.
Keywords: immovable objects of cultural heritage, museumification of immovable objects, law aspects of museumification process, cultural heritage, open-air museum, ecomuseum, экомузей.
УДК 069.02:39(470+571+574):316.347
С. К. Сеитов, магистрант
Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
(Астана, Республика Казахстан) [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОМУЗЕЕВ В СИСТЕМЕ МЕР ПО УКРЕПЛЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ РАЗНЫХ НАРОДОВ
В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ
Аннотация. Важнейшей тенденцией современной музеологии считается разработка новых форм сохранения и развития этнокультурной и природной среды как неотъемлемых компонентов территории. Актуальность проектов по созданию музеев под открытым небом (экомузеев) в России и Казахстане обусловливается утратой памятников этнокультурного наследия различных народов, населяющих эти государства, вкупе с обострением экологических проблем, угрозами ухудшения межэтнических отношений. Статья посвящена изучению перспектив развития современных музеев