Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития музея - археологического объекта «Босра»'

Современное состояние и перспективы развития музея - археологического объекта «Босра» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / МУЗЕЙ / ВСЕМИРНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЮНЕСКО / БОСРА / СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ARCHAEOLOGICAL SITE / MUSEUM / WORLD CULTURAL HERITAGE / UNESCO / BOSRA / SYRIAN ARAB REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аласаад Шаза

Автором представлена история становления и современное состояние музея археологического объекта «Босра» в Сирии. Сирия обладает огромным археологическим наследием, значимым не только для страны, но и для мира в целом. Это привело к тому, что археологические музеи здесь имеют различные типы и формы, включая и музеи под открытым небом. Самым важным из этих музеев является музей на территории Босры. Ему присуще некоторые особенности с точки зрения сохранения археологических артефактов, история которых восходит к различным цивилизациям. Данная территория постоянно населялась, начиная с бронзового века и вплоть до конца исламской эры. Археологический памятник и музей представляют собой единое целое, дополняют друг друга. Автором анализируются проблемы и перспективы его развития, пути его превращения в пример для других музеев археологических объектов Сирии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current State and Development Prospects of “Bosra” Museum and Archaeological Site

The author considers the history of establishment and contemporary state of “Bosramuseum and archaeological site in Syria. Syria has a vast archaeological heritage with a significance not only for the country, but also for the world in general. This has resulted in the fact that local archaeological museums feature various types and forms, including open-air museums. The most significant of these museums is the museum in Bosra. It is characterized by a number of particular features in terms of the preservation of archaeological artifacts, the history of which dates back to various civilizations. This territory was continuously populated starting from the Bronze Age until the end of the Islamic period. The archaeological monument and museum represent a single entity and complement each other. The author analyzes the issues and prospects of its development, and the means of becoming an example for other museums and archaeological sites of Syria.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития музея - археологического объекта «Босра»»

УДК 903.4; 903.2; 551.8 https://doi.Org/10.24852/pa2019.2.28.224.236

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА «БОСРА»

© 2019 г. Ш. АлАсаад

Автором представлена история становления и современное состояние музея - археологического объекта «Босра» в Сирии. Сирия обладает огромным археологическим наследием, значимым не только для страны, но и для мира в целом. Это привело к тому, что археологические музеи здесь имеют различные типы и формы, включая и музеи под открытым небом. Самым важным из этих музеев является музей на территории Босры. Ему присуще некоторые особенности с точки зрения сохранения археологических артефактов, история которых восходит к различным цивилизациям. Данная территория постоянно населялась, начиная с бронзового века и вплоть до конца исламской эры. Археологический памятник и музей представляют собой единое целое, дополняют друг друга. Автором анализируются проблемы и перспективы его развития, пути его превращения в пример для других музеев - археологических объектов Сирии.

Ключевые слова: археологический объект, музей, всемирное культурное наследие, ЮНЕСКО, Босра, Сирийская Арабская Республика.

Сирийская Арабская Республика -одна из богатейших стран мира по своему археологическому, историческому, культурному наследию, на протяжении тысячелетий сформированному различными древними цивилизациями и народами. Это стало толчком для масштабных археологических исследований на ее территории и, как следствие, роста числа музеев. Значительное количество сохранившихся в хорошем состоянии древних сооружений: храмов, дворцов, крепостей, скульптур и т. д., относящихся к разным эпохам, предопределило широкое распространение здесь такого типа музеев, как музей - археологический объект.

Особое место по количеству проводимых раскопок, хорошо сохранившихся археологических объектов и древних сооружений, занимает южный регион страны Хоран (Босра, Дараа, Шагба, Канават, возвышенность Аль-Аш'ари, долина Шаррар). Соответственно, эта область выделя-

ется и по количеству археологических музеев, привлекая исследователей и туристов со всего мира. Археологические объекты широко распространены в различных уголках Хорана. Практически в каждом поселении обнаруживаются остатки древних культур, отлично сохранившиеся большие массивы артефактов, относящиеся к различным периодам истории (Sartre. 1989).

Одним из важнейших и крупнейших музеев - археологических объектов Хорана и всей Сирии является Босра в провинции Дараа (рис. 1). Этот город исторически отличался выгодным положением благодаря плодородным почвам и нахождению на перекрестке главных торговых путей. Впервые он упоминается в надписях из древнегипетского города Амарна уже в 1350 г. до н. э. Его удачное месторасположение привело к основанию здесь во II в. до н. э. первой столицы Набатейского царства. Позднее город являлся политическим, админи-

Рис. 1. Карта Сирийской Арабской Республики и объектов, включенных в Список всемирного наследия. Fig. 1. Map of the Syrian Arab Republic and the sites included in the World Heritage List.

стративным, военным и экономическим центром аравийских провинций Римской империи. Во времена Византии он стал храмовым ансамблем, затем превратился в крупный мусульманский город и играл важную роль во времена расцвета ислама. Главным среди его многих достоинств являются сохранившиеся артефакты различных культур, последовательно и непрерывно сменявших друг друга от эпохи бронзового века и до периода расцвета средневековой исламской культуры (рис. 2). Такое сочетание образовало неповторимый древний город, привлекающий исследователей и туристов со всего мира, что побудило оказать ему должное внимание и раз-

личные государственные и частные структуры (рис. 3). Непрерывные раскопки и исследования, приводящие к регулярным уникальным находкам, подтолкнули ответственных чиновников к созданию здесь полноценного музея редкостей (Sartre, 2002).

Проводимые здесь с 1946 г. непрерывные археологические изыскания позволили открыть ряд основных древних улиц и важнейших зданий; в тоже время большая часть улиц города не изучена до сих пор. Археологические раскопки в Бос-ре осуществляются под руководством Генерального департамента археологии и музеев Министерства культуры Сирии в сотрудничестве с

Рис. 2. Общий вид археологических раскопок Босры с воздуха. Fig. 2. General aerial view of the archaeological excavations of Bosra.

Французским археологическим институтом Ближнего Востока (ШАРО). Он приступил к исследованиям в 1974 г. в рамках экспедиции, работавшей на юге Сирии и финансируемой Министерством иностранных дел Франции. В Босре также проводили раскопки, в т. ч. совместно с сирийской, другие иностранные экспедиции: итальянская, немецкая, польская, Американского университета в Бейруте феШзег, 2002).

Первые шаги по оборудованию музея - археологического объекта «Бос-ра» были сделаны в соответствии с планом, предложенным в 1968 г. инженером-архитектором из ЮНЕСКО Робертом Эмми. Прежде чем приступить к исследованиям территории, были снесены все современные жилые по-

стройки. Проект шел в несколько этапов: первые раскопки полосой в 40 м начались по оси восток-запад от ворот Баб-Эль-хава до ворот Баб-Эн-набит, затем аналогичные работы проводились в направлении север-юг. Требовалось, чтобы все работы были закончены в установленное время, найденные крупные артефакты перемещены в юго-западную часть за пределы деревни с помощью железной дороги и повозок, чтобы перейти к исследованиям осевых улиц города древнеримского периода. Р. Эмми настаивал на проведении отдельного исследования также и поселения, предполагая детальное изучение каждого дома с приложением планов построек и фотографий. После окончания исследования требовалось приведение в

Рис. 3. Общий вид археологических памятников на месте Босры.

Fig. 3. General view of archaeological monuments in Bosra.

порядок зоны, окружающей постройки, которую было решено сохранить. Предполагалось установление охранной зоны шириной более 200 м, свободной от каких-либо сооружений, постройка нового города для переселения туда местных жителей к юго-востоку от зоны древних строений.

Реставрационные работы и новая застройка начались в Босре одновременно с раскопками и продолжаются по сей день. Босра отличается тем, что до настоящего времени здесь проживают местные жители, переоборудовавшие старинные постройки из базальта и использовавшие каменные фрагменты старинных зданий для своего жилья. Поэтому были приняты закон, по которому снос и реставрация старинных и современных построек в археологической зоне возможны только с ведома и под наблюдением археологического управления Босры, а также государственная программа по национализации зданий в зоне археологических памятников, переселению жителей за ее пределы (Ату, 1969).

В ходе исследования и обустройства объекта проводились мероприятия по его сохранению и реставрации, в т. ч. установка нескольких каменных

колонн вдоль главных улиц и реставрация некоторых частей важнейших городских зданий. Но эти работы были сильно ограничены относительно основной массы старинных построек в городе.

Музей - археологический объект Босра принадлежит к числу немногих музейных комплексов мира, которые были населены непрерывно с древних времен, и где до настоящего времени продолжается жизнь. В результате здесь скопилось и перемешалось множество археологических и архитектурных памятников, относящихся к множеству цивилизаций и народов. Сегодня археологический комплекс Босра включает многочисленные хорошо сохранившиеся древние постройки набатейской, древнеримской, византийской и исламской эпох, расположенные вдоль главных улиц города ^иЫтап М., 1978). Археологический объект и музей образуют единое целое, дополняя друг друга, обеспечивая наилучшие и наиболее полноценные впечатления от посещения.

Центральным сооружением Босры является римский амфитеатр, вокруг которого в исламские времена поэтапно была построена крепость с 12

Рис. 4. Римский

театр в археологических раскопках Босры.

Fig. 4. Roman theater at the site of archaeological excavations in Bosra.

башнями. Теперь амфитеатр и прилегающая крепость, дополняя друг друга, образуют архитектурный ансамбль неповторимой привлекательности и важности (Mukdad, 2000). Министерством культуры САР каждые два года в амфитеатре, вмещающем около 30000 зрителей фаШгег,1989), проводился фестиваль народных искусств, в рамках которого проходили сопутствующие мероприятия, например, ярмарка изделий народных умельцев (рис. 4).

Внутри крепости создан музейный комплекс для хранения ценностей, обнаруженных при археологических раскопках. Осмотр музейных экспонатов осуществляется путем перемещения вокруг древних сооружений под открытым небом. Основными местами показа являются музей народных традиций, открытый музей, музей классических и исламских артефактов (рис. 5).

Музей народных традиций основан в 1975 г. в башне № 5. В нем представлены сцены из жизни населения Хорана, которое занималось сельским хозяйством (AL-Khoga, 2008), предметы старинного быта различных групп жителей, инструменты и при-

надлежности. Картину дополняют фотографии, сделанные в городе Босра. Первая часть показа - это помещение, где принимали гостей и проходили собрания. Затем представлены кухня с утварью, процесс выпечки хлеба, далее - склад, где хранились крупы, запасы продуктов и инструменты для работы в поле. Также показаны образцы злаков, которые выращивались населением, чучела птиц и животных, населявших Хоран. Завершает музей комната невесты, где показаны свадебные приготовления, элементы традиционных костюмов местных жителей (рис. 6).

Открытый музей расположен на площадке между башнями №№ 4, 10 и 11. Его создание началось после окончания реставрации этой площадки в 70-х гг. 20 в. Основные экспонаты -это перенесенные с мест археологических раскопок статуи, фрагменты надписей и резных орнаментов на камне (рис. 7), относящиеся к различным периодам истории города. По краям площадки расставлены мраморные и каменные статуи на бетонных постаментах, некоторые каменные фрагменты на металлических основаниях. Фрагменты с надписями и орнамен-

Рис. 5. Исламская крепость в археологических раскопках Босры.

Fig. 5. Islamic fortress at the site of archaeological excavations in Bosra.

тами разложены непосредственно на полу вдоль окружающих площадку стен. На одной из стен представлено мозаичное панно. В последнее время изучался вопрос о реставрации второго уровня башни № 8 для помещения в него отдельно каменных фрагментов с исламскими надписями.

В башне № 7 в 1969 г. основан Музей классических и исламских артефактов с разнообразными находками, среди которых фрагменты глиняных и керамических изделий, украшения, драгоценности, монеты, резьба по мрамору, каменные и стеклянные предметы, относящимися к бронзовому веку (рис. 8) и последующим периодам: набатейскому, римскому, византийскому и исламскому временам. Экспонаты музея сгруппированы по видам материалов, из которых они изготовлены (историческая культура, к которой они принадлежат при распределении не принималась во внимание), и помещены в деревянные шкафы со стеклянными витринами. Площадь музея составляет около 150 кв. м. Она разделена на 5 залов, расположенных вокруг открытой центральной площадки, соответствующих нишам, где расположены 12 настенных, напольных и напольно-

пирамидальных шкафов. Из недостатков этого музея следует отметить отсутствие на экспонатах табличек с описанием, музейных указателей. Кроме того, экспонаты неправильно сгруппированы по категориям, недостаточно освещены - в целом экспозиция требует большой работы по ее улучшению. С основания музея никаких мероприятий по ее оптимизации или обновлению не проводилось. В связи с нехваткой площадей и большим количеством артефактов, которые нужно экспонировать, Главный департамент археологии и музеев постановил изучить проект по оборудованию второго этажа башни № 10, сообщающегося с площадкой, которую занимает музей под открытым небом

(А1- ИаД, 2008).

На основе приведенной информации можно сформулировать ряд основных предложений по развитию музейного комплекса Босра. Конечной целью в долговременной перспективе должно стать создание нового музея, который включил бы все обнаруженные и еще не открытые артефакты, имел помещения для проведения сопутствующих культурных мероприятий (конференций, лекций), специализированную библиотеку и

Рис. 6. Музей народных традиций в археологических раскопках Босры.

Fig. 6. Muséum of Folk Traditions at the site of archaeological excavations in Bosra.

лабораторию. Здание музея должно соответствовать современным требованиям как для постоянной экспозиции, так и для временных выставок, иметь оборудованные места хранения для экспонатов, средства для обеспечения их сохранности в залах и в фондах, безопасности от краж и других факторов риска, места приема посетителей и другие службы. Археологический объект и музей должны оснащаться и управляться как единое целое, взаимно дополняя друг друга, взаимосвязано с окружающей природой (Al- Ean, 2005).

Необходимо возвращение артефактов, перемещенных из Босры в Национальный музей («Аль-Ватани») в Дамаске, в первую очередь тех, которые связаны с основанием города и его

постепенным развитием, и чей показ имеет символическое значение и поможет построить реалистичные музейные экспозиции для посетителей, например, коллекции монет со времени основания Босры, раскрывающие исторические названия города, имена его правителей.

В недостаточной мере приняты во внимание требования по оборудованию объекта всем необходимым для принятия посетителей. Установленные перед важнейшими древними постройками металлические указательные таблички на арабском и английском языках не выдержали влияния климата и быстро пришли в негодность. Имеется множество туристических изданий, рассказывающих о городе и его артефактах, но они никак не привязаны к местности и указателям, что значительно облегчило бы посетителям обзор. Вблизи крепости создан туристический центр, предоставляющий ряд услуг, но он не достиг намеченной цели, так как посетители в своей массе не знают о его наличии, и его посещение обычно происходит случайно.

Маршрут обхода достопримечательностей в Босре до сих пор не определен и, из-за слабой деятельности туристического центра, зачастую ограничивается посещением амфитеатра и крепости. Поэтому необходимы совершенствование работы последнего, оборудование точек с туристической информацией на входах в древний город, имеющий большую площадь и смешение современных и старинных построек, формирование и обучение команды гидов, способных проводить экскурсии для различных туристических групп, в т. ч. школьников как на арабском, так и на иностранных языках. Возможно открытие

Рис. 7. Открытый музей в археологических раскопках Босры.

Fig. 7. Open-air museum at the archaeological excavations of Bosra.

специализированного отдела для изучения мнения посетителей, опросов и регулярной оценки, что путем сбора данных позволит улучшить работу, отношение к посетителям, устранить недостатки, а также предоставить новые виды услуг, максимально удовлетворяющих гостей при посещении экспозиций, выставок, культурно-развлекательных мероприятий (Shettet, 2002).

Необходимо разработать маршруты в зависимости от имеющегося у туристов времени на посещение и их возможности по перемещению:

1 - короткий маршрут для тех посетителей, которые не располагают достаточным временем для обзора археологического объекта полностью;

2 - длинный и детальный маршрут, для школьных экскурсий и посетителей, желающих осмотреть весь музей-объект (Gob, 2006).

Построение туристических маршрутов должно выполняться в едином ключе, доносящем до посетителя определенную идею показа артефактов, быть связанным с экспонатами и указателями в точках туристической информации. Необходимо поместить определенные символы, связанные с экспонатами музея, на протяжении ту-

ристических маршрутов которые информировали бы посетителей об особенностях древнего города, особенные знаки у артефактов, описание которых можно найти в туристическом путеводителе или на информативной табличке, расположенной вблизи экспоната. Эти указатели должны быть пронумерованы, номера даны в указателях, информативных табличках и туристических путеводителях так, чтобы облегчить продвижение посетителей от начала и до конца маршрута. Также можно использовать аудиоаппаратуру, установленную в точках туристической информации, предоставляя посетителям наушники, чтобы они включали и выключали запись в соответствии с номерами заявленных артефактов, избавив их от необходимости чтения во время передвижения. Нужно создание плана археологического объекта Босры с окружающими его территориями и другими археологическими объектами этой местности для увеличения туристического потока (А1-ИаД, 2008).

На базе Босры возможно создание специального маршрута для паломничества, включающего наиболее важные исламские артефакты и здания, имеющие символическое религиоз-

Рис. 8. Музей классических и исламских артефактов в археологических раскопках Босры.

Fig. 8. Museum of Classical

and Islamic Artifacts discovered at archaeological excavations of Bosra.

ное значение, например, монастырь несторианского монаха VII в. Бахиры, который, по преданию, в детском возрасте посетил пророк Мухаммед.

Необходимо учитывать особую важность школьных и молодежных групп, составляющих более 50% посетителей музеев, именно их нужно сделать приоритетом при разработке программ, расписания работы музея, цены билетов и др. Программы для молодежи подразумевают детский туристический маршрут, издание образовательных и развлекательных журналов, организацию праздничных и развлекательных мероприятий, проведение мастер-классов по раскопкам на протяжении нескольких дней, создание мастерских для детей по производству, реставрации и рисованию артефактов в специальном зале, разрешение для детей посещать в отдельные часы места раскопок и реставрации во время сезонных работ. Совокупность этих воспитательных, образовательных и, в то же время развлекательных мероприятий - первостепенная задача музеев и одна из его целей по воспитанию сознательной и образованной молодежи, заинтересованной в бережном отношении и познании археологического наследия

и культуры своей Родины, что будет содействовать его сохранению, составлять основу их гражданского сознания. В результате развития этого направления уже появился международный образовательный проект «Молодежь и музей», финансируемый Европейским Союзом, в рамках которого идет сотрудничество и обмен опытом и информацией по теме роли музеев в образовании молодежи.

С учетом существующих недостатков по ряду моментов в области науки и археологических исследований, необходимо основание археологического исследовательского центра, координирующего деятельность всех экспедиций, научных организаций, занимающихся музейной деятельностью. Успех исследовательского и культурного проекта в Босре возможен лишь при должном взаимодействии между группой раскопок и командой, управляющей объектом и музеем, создании крепких связей между учеными и специалистами, которые представят наилучшие проекты по развитию и организации как археологического объекта, так и музея фе^аПе, 2003). Необходимо разрешение студентам и исследователям посещения запасников музеев и других складов артефактов для про-

ведения изучений и исследований, поощрение студентов-археологов, историков и искусствоведов за участие в работах на объекте Босры.

Важным представляется расширение использования информационно-коммуникационных технологий в залах экспозиций и на археологическом объекте для информирования посетителей, создание электронно-светового журнала на входе в музей или в зале приемов, представление информации о мероприятиях, деятельности и результатах археологических исследований, установка компьютеров в залах показа, создание специализированного зала со средствами мультимедиа с использованием широкоформатных или мини-экранов для показа фотовидеоматериалов, предоставление посетителям возможности самостоятельно выбирать тему для просмотра путем установки специальных кнопок или сенсорных экранов на маршруте осмотра музея. Совокупность этих средств поможет сделать информацию о коллекциях артефактов, выставленных в музее или на археологическом объекте, доступной для всех посетителей, которые смогут выбирать вид данных, необходимых и подходящих для них.

Для более эффективной защиты древних строений в Босре и на прилегающих территориях по причине их значительного количества, создающего трудности и увеличивающее время для сбора информации о них, нужно создание компьютерной базы данных, куда будет собрана вся документированная информация об экспонатах и артефактах как в музее, так и не перенесенных из зданий и построек на археологическом объекте, с детализированной информацией об этих артефактах и о результатах исследо-

ваний, проведенных по ним. Этих данные разместятся на интернет-сайте музея-объекта Босры, связанном с другими Интернет-ресурсами археологических объектов и музеев Сирии. Это поможет, в частности, устраивать виртуальные выставки с использованием компьютерных технологий и виртуальной реставрацией фрагментов, зданий и др. на основании археологических исследований, сделает возможным путешествие в прошлое с помощью виртуальной реальности на персональных компьютерах или больших экранах. Развитие в области музейных выставок и сохранения археологических ценностей сегодня невозможно без использования передовых технологий, которые сопровождают современное общество в повседневной жизни. Современный музей должен принимать во внимание его особенности, нужды и требования, чтобы прийти к успеху. Требуется обеспечение достаточного освещения, ночного и дневного, в местах показа экспонатов, внутри затемненных древних зданий как для удобства посетителей, так и для придания большей художественной выразительности старинным зданиям.

Повышение эффективности работы подразумевает создание группы помощников и друзей из числа жителей города, сотрудничество с мэрией города Босры. Как указано в докладе Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (IKOMOS, 1990), сотрудничество на каждом этапе с местными жителями любой возрастной группы - это важная часть в успешном выполнении программы сохранения археологических объектов, поэтому они должны играть важную роль в про-

движении объекта-музея и привлечении общественности.

Разработка стратегии по развитию и обновлению комплекса Бос-ры подразумевает взаимодействие с международными организациями на местном и мировом уровнях, сотрудничество с арабскими и другими иностранными музеями, использование их опыта работ, постоянный обмен студентами и наработками, совместную деятельность по созданию музейных экспозиций и коллективные археологические экспедиции. Необходимо широко учитывать мировой опыт и координировать усилия со специальными международными организациями и центрами, всемирной организацией ЮНЕСКО, что, безусловно, будет содействовать достижению успеха и поставленным целям.

Музей-объект Босры до сих пор таит в себе археологические открытия, которые со временем придадут ему еще большую значимость в области культурного туризма. Необходимо продолжение археологических и музейных работ, начавшихся в 50-х гг. XX в., и, с перерывами, продолжающиеся до сих пор, полное открытие древнего города. Те особенности, которыми обладает древний город Босра, и выполнение перечисленных выше рекомендаций могут сделать его примером для археологических музеев Сирии, подлинным центром для ученых и исследователей, крупным пунктом мирового туризма, стать основой воплощения в жизнь любых проектов высокого качества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиян Д. Сохранение культурного наследия. К арабской школе по сохранению и управлению культурным наследием // Мир знаний. Вып. 322. Кувейт, 2005. 36 p.

2. Аль-Кожак И. Мир музеев. Дамаск, 2008. 21 p.

3. Муганнад М. Управление археологическими объектами и переселение в старом городе на примере города Босра. Дамаск, 2009. 157 p.

4. Сулейман М. Босра. Дамаск, 1978. 53 p.

5. AL-Haji S. Les méthodes d'expositions des collections archéologiques romaines au musée, nature et mise en scène // Etudes comparative entre les musées en France et les musées en Syrie. Thèse de doctorat en muséologie, université de Bourgogne, France, 2008. P. 353-357.

6. Amy R. Miseenvaleur de Bosra - Cham // Archéologie October 1968, rapport no. 1228/BMS, RD/CLT, Paris (UNESCO), 1969. P. 23-30.

7. Appear M. Mise en valeur des sites archéologiques en milieu urbain, Guide pratique, Rapport de recherche n° 30/3 // Commission Européenne: Direction Générale de la Recherche, Belgique, 2005. P. 45-48.

8. Dentzer J.-M. Archéologie et histoire de la Syrie II // La Syrie de l'époque sché-ménide à l'avènement de l'Islam, édité en coopération avec // la Direction Générale des Antiquités-Damas, Saarbrucker Druckerei und Verlag, Allemagne, 1989. P. 76-88.

9. Dentzer J.-M., Blanc P.-M., Fournet TH. Syrie le développement urbain de Bosra de l'époque nabatéenne à l'époque byzantine: bilan des recherches françaises, 1981-2002, revue d'art oriental et d'archaeologie, publiée par. l'Institue français du Proche-Orient, Tome 79, Beyrouth, 2002. 21 p.

10. Gob A., Drouguet N. La muséologie: Histoire, développements, enjeux actuels, 2e édition, Armand Colin, Paris, 2006 . 92 p.

11. Gob A., Drouguet N. La muséologie: Histoire, développements, enjeux actuels, 2e édition, Armand Colin, Paris, 2006. 19 p.

12. ICOMOS, Charte internationale pour la gestion du patrimoine archéologique, Préparée par le Comité International pour la Gestion du Patrimoine Archéologique (ICAHM) et adoptée par la 9ème Assemblée Générale de l'ICOMOS à Lausanne en 1990 . P 210- 235.

13. Morel-Deledalle M. Musées de sites et de reconstitutions, in Vestiges archéologiques en milieu extrême, Institut National du Patrimoine. Edition du patrimoine, Paris, 2003. 213 p.

14. Mukdad Kh. Le théâtre de Bosra (Syrie), thèse de doctorat Paris IV, Paris, 2000. P. 125-148.

15. Sartre M. La Syrie a l'epoque hellenistique, in Archaeologie et histoire de la Syrie, Allemagne, 1989. 44 p.

16. Sartre M. La Syrie antique, Gallimard, France, 2002. 55 p.

17. Shettet H., Bitgood St. Les pratiques de l'évaluation des expositions: quelquesé-tudes de cas, in publics et musées' 1994, n° 4, PUL, Lyon, 2002. P. 19.

Информация об авторе:

АлАсаад Шаза, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия); Дамасский университет (г. Дамаск, Сирийская Арабская Республика); shathaasaad88@gmail.com

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF "BOSRA" MUSEUM AND ARCHAEOLOGICAL SITE

Sh. AlAsaad

The author considers the history of establishment and contemporary state of "Bosra" museum and archaeological site in Syria. Syria has a vast archaeological heritage with a significance not only for the country, but also for the world in general. This has resulted in the fact that local archaeological museums feature various types and forms, including open-air museums. The most significant of these museums is the museum in Bosra. It is characterized by a number of particular features in terms of the preservation of archaeological artifacts, the history of which dates back to various civilizations. This territory was continuously populated starting from the Bronze Age until the end of the Islamic period. The archaeological monument and museum represent a single entity and complement each other. The author analyzes the issues and prospects of its development, and the means of becoming an example for other museums and archaeological sites of Syria.

Keywords: archaeological site, museum, World Cultural Heritage, UNESCO, Bosra, Syrian Arab Republic.

REFERENCES

1. Aliian D. 2005. Sokhranenie kul'turnogo naslediia. K arabskoi shkole po sokhraneniiu i upravleniiu kul'turnym naslediem(Seriia «Mir znanii». Vypusk 322) (Preserving cultural heritage. To the Arab school for the preservation and management of cultural heritage. Series World of knowledge 322, Kuveit, 2005 (in Russian).

2. Al'-Kozhak I. 2008. Mir muzeev (World of museums). Damask (in Russian).

3. Mugannad M. 2009. Upravlenie arkheologicheskimi ob"ektami ipereselenie v starom gorode na primere goroda Bosra (Management of archaeological sites and resettlement in the old city on the example of the city of Bosra). Damask (in Russian).

4. Suleiman M. 1978. Bosra, Damask (in Russian).

5. AL-Haji S. 2008. In Etudes comparative entre les musées en France et les musées en Syrie. Thèse de doctorat en muséologie, université de Bourgogne, France, 353-357 (in French).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Amy R. 1969. In Archéologie. October 1968, rapport no. 1228/BMS, RD/CLT, Paris (UNESCO), 23-30 (in French).

7. Appear M. 2005. In Commission Européenne: Direction Générale de la Recherche, Belgique, 2005. P. 45-48 (in French).

8. Dentzer J.-M. 1989. In La Syrie de l'époque schéménide à l'avènement de l'Islam, édité en coopération avec. la Direction Générale des Antiquités-Damas, Saarbrücker Druckerei und Verlag, Allemagne, 76-88 (in French).

9. Dentzer J.-M., Blanc P.-M., Fournet TH. 2002. Syrie le développement urbain de Bosra de l'époque nabatéenne à l'époque byzantine: bilan des recherches françaises, 1981-2002, revue d'art oriental et d'archaeologie, publiée par. l'Institue français du Proche-Orient, Vol. 79, Beyrouth (in French).

10. Gob A., Drouguet N. 2006. La muséologie: Histoire, développements, enjeux actuels, 2e édition, Armand Colin, Paris (in French).

11. Gob A., Drouguet N. 2006. La muséologie: Histoire, développements, enjeux actuels, 2e édition, Armand Colin, Paris (in French).

12. 1990. ICOMOS, Charte internationale pour la gestion du patrimoine archéologique, Préparée par le Comité International pour la Gestion du Patrimoine Archéologique (ICAHM) et adoptée par la 9ème Assemblée Générale de l'ICOMOS à Lausanne en 1990 . P 210- 235 (in French).

13. Morel-Deledalle M. 2003. Musées de sites et de reconstitutions, in Vestiges archéologiques en milieu extrême, Institut National du Patrimoine. Edition du patrimoine, Paris (in French).

14. Mukdad Kh. 2000. Le théâtre de Bosra (Syrie), thèse de doctorat Paris IV, Paris, 125-148 (in French).

15. Sartre M. 1989. La Syrie a l'epoque hellenistique, in Archaeologie et histoire de la Syrie, Allemagne (in French).

16. Sartre M. 2002. La Syrie antique, Gallimard, France (in French).

17. Shettet H., Bitgood St. 2002. Les pratiques de l'évaluation des expositions: quelquesétudes de cas, in publics et musées 1994, n° 4, PUL, Lyon (in French).

About the Author:

AlAsaad Shaza. Kazan (Volga Region) Federal University. Kremlyovskaya St., 18, Kazan, 420000, the Republic of Tatarstan, Russian Federation; Damascus University. Damascus, 30621, Syrian Arab Republic; shathaasaad88@gmail.com

Статья поступила в номер 01.03.2019 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.