лений, умения исследовать источники и читать визуальную информацию. Интересно отметить, что эти индикаторы являются показателями эффективности музейных педагогов в Британском музее.
Новая коммуникационная модель музея связана с тем, что он должен быть притягательным образовательным центром и для взрослой аудитории. С этим связана концепция «Учение в течение всей жизни». Она также требует разработки содержания образовательных программ для взрослых, помимо уже наработанных подходов.
Подводя итоги, можно сказать, что музей и музейная деятельность прошли глобальную трансформацию, которая способствовала развитию музейной теории и практики. В настоящее время музеи играют значительную роль в развитии региональной культурной политики. Они продвигают региональные ценности, укрепляют культурную идентичность, организуют социальную деятельность и межкультурное взаимодействие, расширяют свою роль в области образования, участвуют в экономическом развитии регионов.
Главной задачей в процессе трансформации является сохранение ценностей и музейных функций в условиях сокращения бюджетных средств и идей окупаемости культурных учреждений, недопущение превращения музея в досуговый центр. Важной стороной в соблюдении данного баланса явилось то, что государство стало рассматривать развитие культуры и музеев как инвестирование в социальный капитал страны.
Список литературы
1. Хрусталёва, М. Дом-музей: история и будущее музейной архитектуры // Музей. - 2008. -№ 6. - С. 17-18.
2. Уорри, Д. Туристское созерцание и окружающая среда // Массовая культура: современные западные исследования : сб. ст. - Москва : Фонд науч. исследований «Прагматика культуры», 2005. - С. 70-99.
3. Simon, N. The Participatory Museum. - Santa Cruz : Museum 2.0, 2010. См. также интернет-ресурсы: www.participatorymuseum. org/read
4. Агапова, Д. Культура учителя: миллионы диалогов // Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия : сб. ст. - Москва : Творческая группа «Музейные решения», 2012. -С.8-20.
УДК 069.02:391(571.53)
В. В. Тихонов
Архитектурно-исторический музей «Тальцы» пос. Тальцы Иркутской области, Россия
СКАНСЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ БРЕНДОВ В РЕГИОНЕ
В статье анализируется опыт создания и работы ряда этнографических музеев под открытым небом (скансенов) в Иркутской области (Россия), организованных как по транслоцированным, так и по резервационным технологиям в русле скансенологии - ведущего направления современного музееведения, декларирующего обязательным условием формирования экспозиционного пространства этнографического музея историко-культурное зонирование конкретной территории, сохранившей подлинные материальные образцы традиционной культуры этнических сообществ. Автор даёт обзорную характеристику деятельности региональных, муниципальных и впервые созданных в России локальных (усадебных) этнографических музейных комплексов.
Ключевые слова: этнографический музей, музей под открытым небом (скансен), скансеноло-гическая практика, экспозиция, презентативная территория, локальный (усадебный) музей.
Vladimir Tikhonov Architectural and Historical Museum «Talzy» Talzy, Irkutsk Oblast, Russia
SCANSENOLOGICAL PRACTICE IN CONTEXT OF REGIONAL HISTORICAL BRANDS FORMATION (THE EXPERIENCE OF THE IRKUTSK OBLAST)
The article analyzes an experience of setting up of several open-air ethnographic museums in the Irkutsk Oblast (Russia) organized both with translocation technologies and with reserve ones according with requires of scansenology, which is a leading line of today's museology that declares historical and cultural zoning of a territory that has preserved original material samples of ethnic communities' traditional culture as a necessary condition for the formation of the exposition space of an ethnographic museum. The author overviews the activities of regional, municipal and newly established local (estate) ethnographic museum complexes in today's Russia.
Keywords: an ethnographical museum, an open-air museum (a scansen), scansenological practice, an exhibition, presentative territory, a local museum, a manor house museum.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в мире насчитывалось более 4500 этнографических музеев под открытым небом, в том числе в Европе более 2500, а в Российской Федерации их было 25 [1, с. 13]. В России большинство этнографических музеев под открытым небом (скансенов) в настоящее время находятся в состоянии развития экспозиционной инфраструктуры. Презентативной территорией этого музейного направления в Российской Федерации является Иркутская область, где созданы и продолжают формироваться 7 музеев-скансенов [2]. До рубежа ХХ-ХХ1 вв. на практике все музеи скансенологического направления развивались по коллекционному принципу - путём переноса уникальных памятников истории и культуры с разных мест на одну территорию и постановки их в эффектный видовой ряд. С рубежа XX-XXI вв. при формировании экспозиционного пространства музея происходит переход от коллекционного к этнографическому принципу, когда экспозиционное пространство стало формироваться на основе детального историко-культурного зонирования музе-ефицируемой территории за счёт выделения по этно-географо-экономико-хозяйственным признакам этномаркирующих составляющих этносов и этнических групп, позволяющих различать их друг от друга. По объёму музеефицируемой территории музейные комплексы этого типа делятся на:
- общегосударственные (музеефицирующие территорию страны на основе укрупненного историко-культурного зонирования), в Российской Федерации, в отличие от других стран, таковых нет;
- субрегиональные, музеефицирующие историко-культурное наследие нескольких субъектов Федерации;
- региональные, которых в Российской Федерации большинство;
- муниципальные (в 2010 г. в Иркутской области впервые в стране появилось два локальных /усадебных/ музея этого типа) [3].
В настоящее время развитие скансенов в России по типу транслоцирования (своза объектов с исторического места на одну территорию) с учётом существующего законодательства по охране памятников практически невозможно. В дальнейшем развитие этого музейного направления будет проводиться по принципу резервата (музеефикация объектов на историческом месте) и создания этнопарков, т. е. полностью новодельных экспозиций. Последнее направление сегодня в стране не развито, так как это отвлекает финансовые средства, которые можно использовать для сохранения дошедшей до нас исторической среды (объектов).
В Прибайкалье представителем региональных музеев стало Иркутское областное государственное автономное учреждение культуры (ИОГАУК) Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» [4]. Его экспозиционная инфраструктура сформирована на 15% от проектной мощности. Ведётся развитие этнических секторов - бурятского, переселенческого (белорусов, татар, украинцев, голендров, поляков), русского (трактового, верхоленского, городского). Для новых секторов уже частично вывезены объекты, находящиеся на территории музея во временной сборке.
В направление развития и функционирования муниципальных этнографических музеев входит архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» (г. Братск), в котором
продолжается развитие основной русской старожильческой экспозиции за счёт реконструкции Братского острога и предполагается создание новой экспозиции за счёт вывезенных из зоны затопления Богучанской гидроэлектростанции и складированных объектов [5]. Создаётся муниципальный этнографический музей под открытым небом в пос. Баяндаевский, где в настоящее время отреставрированы усадьба (утэг) предбайкальского бурята, усадьба белорусского переселенца, а в дальнейшем предполагается реставрация усадеб татар и русских старожилов.
С 1990 г. функционирует этнографическая экспозиция под открытым небом в виде усадьбы (утэга) зимника западных бурят в составе Государственного национального краеведческого музея в пос. Усть-Ордынский. Усадьба состоит из дома, срубленного по русскому образцу, пристроенных сеней, двухкамерного двухъярусного амбара, навеса для скота и восьмистенной деревянной юрты с крытым крыльцом и пристроенными сенями. В перспективе автором предлагается расширить экспозицию за счёт формирования второго утэга с образованием фрагмента улуса-зимника и создания улуса-летника, включающего 3-4 деревянные юрты, при этом учитывается, что свободных территорий для развития экспозиции достаточно.
Разработан проект муниципального этнографического музея под открытым небом «Ленская деревня» в пос. Ключи на железнодорожной трассе Байкало-Амурской магистрали с экспозиционной инфраструктурой в составе русского старожильческого и эвенкийского секторов [6]. Впервые в Российской Федерации в экспозиции данного музея предполагается создание советского сектора в виде колхозного села.
Созданы и уже действуют локальные этнографические комплексы под открытым небом в посёлках Средний Пихтинск [7] и Вершина [8], где сохраняется культура переселенцев периода столыпинской аграрной реформы - голендров и поляков.
Первый локальный этнографический музей под открытым небом «Усадьба польского переселенца периода столыпинской аграрной реформы Зелинского» был создан на внебюджетные средства в пос. Вершина Боханского района в 2010 г., к юбилею образования поляками-переселенцами посёлка, по инициативе автора. В 2011 г. экспозицию комплекса окончательно достроили, за исключением землянки переселенца. Экспозиция состоит из хаты с пристроенными холодными сенями, зимовья, перестроенного из амбара, навеса для скота, стайки с поветью, колодца журавля и забора в виде поскотины. Восстановлены в новоделе ворота на деревянных шарнирах. Экспозиция функционирует в волонтёрском режиме. Музей удалён от областного центра на 130 км и обслуживает в основном польских туристов и польские делегации, которых в последнее время довольно много.
Вторым локальным этнографическим музеем под открытым небом стала «Усадьба голендра Гимборга - переселенца периода столыпинской аграрной реформы» в пос. Пихтинск Заларинского района (в 300 км от областного центра г. Иркутска), возникшая в 2012 г. по случаю 100-летия переселения голендров с р. Буг в Восточную Сибирь. Музей создан по инициативе и на средства автора, а в последующем передан государству. В настоящее время музей является филиалом ИОГАУК Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». Основные посетители музея - это зарубежные туристы - из Польши, Германии и Голландии, т. е. территорий исторического проживания голендров.
В 1997 г. по предложению епископа Иркутского и Ангарского Вадима автор организовал изучение возможности музеефикации исторического наследия русского святого Иннокентия Вениами-нова, митрополита Московского и Коломенского, апостола Аляски. В процессе исследований был выявлен дом (уже многократно перенесённый с одного места на другое), где Иннокентий Вениаминов жил у своего дяди Евсея Попова с 5 до 15 лет в связи со смертью отца. Этот дом музеефициро-вали на внебюджетные средства, отреставрировали и создали в нём мемориальный музей в 1997 г., к 200-летию рождения святителя. Музей создавался как мемориально-этнографический комплекс под открытым небом, в состав которого входит мемориальный дом и новодельная дворовая инфраструктура по аналогу усадеб того времени. Этнографичность комплекса определялась новодельными хозяйственной инфраструктурой и внутридомовой этнографической экспозицией того времени, так как ни одного мемориального предмета как в общей, так и в внутриобъемной экспозиции, кроме самого дома, не сохранилось. Так как на сегодня дворовая экспозиция не сформирована, а дальнейшему её формированию мешает построенная впритык к дому (8 м) церковь, типологизация музейного комплекса усложняется и пока остаётся открытой.
В Иркутской области в ближайшей перспективе возможно создание ещё одного локального этнографического музея под открытым небом - в пос. Батама Зиминского района - на базе усадь-
бы украинского переселенца периода столыпинской аграрной реформы. Работы в этом направлении уже ведутся.
В ближайшее время возможна музеефикация посредством таких комплексов историко-культурного наследия других групп населения этого периода - украинцев, татар, русских и белорусов. Развитие направления локальные (усадебные) этнографические музеи под открытым небом в Иркутской области происходит без бюджетных затрат, в основном за счёт личных средств граждан, и рассматривается как наиболее перспективное. Здесь главными факторами развития выступают инициатива населения и, безусловно, административная поддержка.
Сказанное заставляет заключить, что скансены для РФ являются новацией, в то время как в зарубежных странах, особенно в скандинавских, скансенологическое направление формирует основной объем музейного пространства этнографических музеев под открытым небом.
В мировой практике музейного развития скансенологическое направление определено как главное в сохранении и объективном отражении народной культуры, а также в обеспечении культурной безопасности этносов и этнических групп и, соответственно, страны.
Список литературы
1. Чайковский, Е. Музеям под открытым небом - 100 лет // На пути к музею XXI века: музеи-заповедники. - Москва : Изд-во «НИИК», 1991. - С. 10-26.
2. Тихонов, В. В. Иркутская область - презентативная территория скансенологической практики в России // Известия Архитектурно-этнографического музея «Тальцы». - 2015. - № 7. -С.246-252.
3. Тихонов, В. В. Локальные этнографические комплексы под открытым небом в Иркутской области: состояние и перспективы // Музеи, исчезающее и воспроизведённое наследие, туризм: опыт и современные практики взаимодействия. - Улан-Удэ : Изд-во Восточ.-Сиб. акад. культуры и искусств, 2013. - С. 106-112.
4. Тихонов, В. В. Основные направления развития Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» / В. В. Тихонов, А. К. Нефедьева. - Иркутск : Изд-во Арх.-этногр. Музея «Тальцы», 2006. - 214 с.
5. Шевгенина, Л. А. Ангарская деревня / Л. А. Шевгенина, В. М. Семенов // Тальцы. - 1997. -№ 1.- С. 33-39.
6. Тихонов, В. В. Этнографический музей под открытым небом «Ленская деревня» / В. В. Тихонов, А. К. Нефедьева. - Иркутск : Изд-во Арх.-этногр. Музея «Тальцы», 2007. - 24 с.
7. Тихонов, В. В. Архитектурно-этнографический музей «Усадьба голендра Гимборга -переселенца периода столыпинской аграрной реформы». - Иркутск, 2013. - 32 с.
8. Тихонов, В. В. Этнографический музей «Усадьба польского переселенца периода столыпинской аграрной реформы Зелинского». - Иркутск, 2013. - 19 с.
УДК 030:069(571.150)
А. А. Тишкин, Алтайский государственный университет,
Барнаул, Россия;
Т. Г. Гребенникова, Алтайский государственный университет,
Барнаул, Россия;
Т. В. Тишкина Алтайский государственный университет,
Барнаул, Россия
О ПОДГОТОВКЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ МУЗЕЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Исследовательский коллектив в составе сотрудников кафедры археологии, этнографии и му-зеологии Алтайского государственного университета (А. А. Тишкин, Т. Г. Гребенникова,