Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ И ТРЕНДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ'

СТРАТЕГИИ И ТРЕНДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МИРОВОЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ / СТРАТЕГИИ / ТРЕНДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Экзарян Кристина Тиграновна

В статье представлены результаты анализа международных рейтингов стран и учебных заведений, который показал, что университеты России превалируют в выборе у иностранных студентов. Экономическим фактором является относительно невысокая цена за полное высшее образование, а также приемлемое соотношение цены и качества, и престижность диплома вуза. Представлен анализ деятельности в Академии психологии и педагогики ЮФУ по сопровождению иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES AND TRENDS FOR TEACHING FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA

The article presents the results of the analysis of international rankings of countries and educational institutions, which showed that Russian universities prevail in the choice of foreign students. The economic factor is a relatively low price for a complete higher education, as well as an acceptable price-quality ratio, and the prestige of a university diploma. The analysis of activities in the Academy of Psychology and Pedagogy of the South Federal University on the support of foreign students is presented.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ И ТРЕНДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ»

УДК 378

СТРАТЕГИИ И ТРЕНДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики Болдинова Ольга Геннадьевна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону); студент 1 курса магистратуры Экзарян Кристина Тиграновна Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. Одной из важнейших проблем сейчас является актуальность выбора российского высшего учебного заведения у иностранных студентов. А также, экономические и социальные проблемы, с которыми они сталкиваются при поступлении в университет.

Изложение основного материала исследования. Задавшись вопросом, какие специальности сейчас актуальны у иностранных студентов при поступлении в высшее учебное заведение, выяснилось, что на данный момент востребованы естественнонаучные и социально-гуманитарные направления, а вторыми по популярности являются инженерно-технические специальности. Далее следуют медицина и фармацевтика.

Инженерно-технические специальности пользуются наибольшей популярностью у молодых людей из стран СНГ и Азии. В медицинские университеты и на экономические направления подготовки поступают абитуриенты из стран Ближнего Востока, Африки, Азии и СНГ.

Для выявления качества российское образование и процентного соотношения студентов-иностранцев в высших учебных заведениях России по сравнению с другими странами, нами был проведен анализ рейтинга Emerging Economies University Rankings 2020 [2]. В результате получились следующие данные (см. рис. 1).

Вероятно, одними из решающих факторов привлекательности для иностранных студентов стали: соотношение цена/качество, престижность диплома российского вуза.

13% 0,90%

■ Китай ■ Индия ■ Бразилия ■ Россия ■ Турция

Рисунок 1. Средний процент иностранных студентов в рейтинговых вузах согласно Emerging

Economies University Rankings 2020

На данном рисунке видно, что Россия занимает первое место в списке рейтинговых вузов согласно Emerging Economies University Rankings 2020 по среднему проценту обучающихся там иностранных студентов, хотя в Китае количество вузов с иностранными студентами больше, чем в России. Таким образом, Китай оказывается на втором месте, далее за ним следуют Турция, Индия и Египет.

Чтобы понять влияют ли мировые рейтинг российских вузов на выбор иностранным студентом университета, был проведен анализ мирового рейтинга World University Rankings 2021 [3], мониторинг российских высших учебных заведений сравнивался по количеству иностранных студентов. Анализ данных результатов представлен на рис. 2.

■ ТГУ ■ МГУ им. Ломоносова

■ СППУ Петра Великого ■ НИЯУ МИФИ

■ ЮФУ

Рисунок 2. Ранжирование вузов по числу иностранных студентов согласно World University

Rankings 2021

На рисунке видно, что самый высокий процент обучающихся иностранных студентов занимает Томский государственный университет, второе место принадлежит Московскому государственному университету им. Ломоносова, и тройку лидеров завершает Санкт-петербургский политехнический университет. Южный федеральный университет занимает 33 место в данном рейтинге. Пять вузов с наибольшим числом иностранных студентов входят в топ-10 мирового рейтинга 2021 года среди российских университетов. В первой десятке рейтинговых вузов России в этом году учатся в среднем 21,4% иностранных студентов. Несмотря на то, что Южный федеральный университет включает 9% иностранных студентов, он является очень привлекателен для иностранных студентов образовательным процессом и с каждым годом набирает популярность.

Таким образом, можно сделать вывод, что иностранные студенты предпочитают всемирно признанные российские университеты и опираются на мировые рейтинги при выборе вузов.

Привлекательность получения высшего образования на прямую зависит от качества жизни и развития общества. Это возможно выявить используя международные индексы Quality of Life Index 2021 [4] и Social Progress Index 2020 [5], включающие в себя индикаторы оценки: питания и базовой медицинской помощи, личные права, свобода, выбор, безопасность, доступ к высшему образованию, базовым знаниям, коммуникации и информации, здоровье и благополучие, инклюзивность, качество окружающей среды. На рис. 3 представлен мониторинг качества жизни и развития общества России и некоторых стран-импортеров российских образовательных услуг.

140 120 100 80 60 40 20 0

■ Social Progress Index 2020 ■ Quality of Life Index 2021

Турция Малайзия Беларусь Украина Россия

Рисунок 3. Место России в международных индексах Social Progress Index 2020 и Quality of Life

Index 2021

Анализ международных индексов позволяет сделать вывод, что в Россию приезжает основная часть студентов из стран, где социально-экономические показатели ниже российских.

Более детально была изучена организация социально-психологического и педагогического сопровождения иностранных обучающихся в Академии психологии и педагогики Южного федерального

университета (ЮФУ). Нами был сделан анализ и составлен список стран, из которых студенты обучаются в Академии психологии и педагогики ЮФУ (см. рис. 4). По данной информации можно заметить, что большинство иностранных студентов учатся на бакалавриате и специалитете из Туркмении, Украины, Эквадора, Китая и Колумбии. На магистратуре превалирующее число студентов учатся из стран ближнего зарубежья: Украины, Казахстана и Армении.

Эквадор

Узбекистан —

Таджикистан ■

Палестина Колумбия ■ ■ш

Киргизия Йемен ■ ■

Грузия

Армения

Абхазия ■ш

0 20 40 60 80 100 120 140

■ Бакалавр ■ Магистратура ■ Всего

Рисунок 4. Список стран, из которых студенты обучаются в АПП ЮФУ

Иностранных студентов привлекает качественное образование, которое идет на одном уровне с мировыми стандартами в Академии психологии и педагогики ЮФУ и предоставляет ориентацию на обширную подготовку высококвалифицированных специалистов в области педагогики и психологии.

В Академии психологии и педагогики ЮФУ существует индивидуальная траектория сопровождения иностранных студентов, которая включает в себя материальную поддержку, направленную на оказание помощи в сложных жизненных ситуациях, академическую помощь при выборе индивидуальной траектории образования, перевод с одной программы на другую, а также дисциплинарную комиссию, ориентированную на решение вопросов применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания. Также, организована для иностранных студентов поддержка кураторами групп, студенческим активом и помощь при социально-бытовых условиях проживания в общежитиях.

В Академии психологии и педагогики ЮФУ присутствуют варианты разрешения конфликтных ситуаций, оказание психологической помощи, а также секции и научные общества по следующим видам деятельности: спортивная, художественная, общественная и другие.

В целях реализации задач молодежной политики ЮФУ (социокультурная адаптация, социально-психологическое и педагогическое сопровождение иностранных студентов) был организован Пункт консультирования иностранных обучающихся, где был определен сотрудник-консультант, ответственный за сопровождение каждого студента. Сайт Академии психологии и педагогики ЮФУ обеспечен английской версией, на котором иностранные студенты могут найти расписание занятий, а также информационные объявления по всем вопросам организации образовательной деятельности. Опубликован комплект информационных материалов «Welcome Pack» для иностранных обучающихся.

В Академии психологии и педагогики ЮФУ был сформирован три года назад «Интерклуб» в целях организации систематической поддержки и адаптации иностранных обучающихся. Организованы комплексное социально-психологическое и педагогическое сопровождение, а также воспитательная работа с иностранными студентами.

Для успешной социокультурной адаптации иностранных студентов в Академии психологии и педагогики ЮФУ, был проведен комплекс адаптационных мероприятий, в который входили: экскурсия по кампусу, посещение музея истории университета, просветительская лекция «Стандарты университетской коммуникации: этика и этикет», семинар-практикум «Использование личных кабинетов обучающихся», практикум «Работа с библиотечными ресурсами». Также, была проведена презентация студенческих клубов и объединений.

Психологической службой Академии психологии и педагогики ЮФУ организованы профориентационное тестирование иностранных студентов и консультирование по вопросам планирования образовательного и профессионального маршрута. Более того, составлены предложения по организации ежемесячных тренингов, направленных на развитие навыков социально-психологической компетентности и коммуникативных навыков.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что экономическим фактором является относительно невысокая цена за полное высшее образование, а также приемлемое соотношение цены и качества и престижность диплома вуза. Социальный фактор основан на более благоприятных условиях проживания и обучения в РФ, если вести сравнение со странами-импортерами российского образования. Также, одним из важных факторов являются позиции российских университетов в мировом рейтинге.

Академия психологии и педагогики ЮФУ привлекательна иностранным студентам тем, что имеет достаточно разнообразные направления подготовки, цикл просветительских лекций, психологическое и педагогическое сопровождения, а также социокультурную адаптацию.

Аннотация. В статье представлены результаты анализа международных рейтингов стран и учебных заведений, который показал, что университеты России превалируют в выборе у иностранных студентов. Экономическим фактором является относительно невысокая цена за полное высшее образование, а также приемлемое соотношение цены и качества, и престижность диплома вуза. Представлен анализ деятельности в Академии психологии и педагогики ЮФУ по сопровождению иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, мировой рейтинг вузов, стратегии, тренды.

Annotation. The article presents the results of the analysis of international rankings of countries and educational institutions, which showed that Russian universities prevail in the choice of foreign students. The economic factor is a relatively low price for a complete higher education, as well as an acceptable price-quality ratio, and the prestige of a university diploma. The analysis of activities in the Academy of Psychology and Pedagogy of the South Federal University on the support of foreign students is presented.

Keywords: foreign students, world ranking of universities, strategies, trends.

Литература:

1. Болдинова О.Г. Профессиональное обучение студентов с ОВЗ в Академии психологии и педагогики Южного федерального университета // В сборнике: Специальное образование. Материалы XV Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 27-30.

2. Emerging Economies University Rankings 2020. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/emerging-economies-university-rankings#!/page/0/length/25/sort_by/name/sort_order/desc/cols/stats

3. World University Rankings 2021 URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking#!/page/0/length/25/locations/RU/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

4. Quality of Life Index 2021. URL: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings_by_country.jsp

5. Social Progress Index 2020. URL: https://www.socialprogress.org/

УДК 378

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

старший преподаватель Дайлидова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого"

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск);

старший преподаватель Константинова Елена Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого"

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск)

Постановка проблемы. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является понимание здорового образа жизни в условиях дистанционного обучения, когда внутренний мир человека и его состояние души существенно подвержено влиянию окружающего мира и современных технологий. И чтобы предотвратить превращение человека в безвольного, малоактивного и психоэмоционально неустойчивого объекта, необходимо больше времени уделять основным аспектам психологии здорового образа жизни.

Изложение основного материала исследования. В статье мы рассмотрим сначала понятия «психология» и «здоровье» и начнем анализировать - как же эти понятия будут стоять на одном уровне и дополнять друг друга, а также, какое действие оказывает эти понятия на образование в условиях сложившейся ситуации, и тогда мы поймем, что необходимо создавать такие условия для участников дистанционного процесса, которые не смогли бы нанести ущерб ни здоровью, ни душевному состоянию человека. На данный момент обучение практически все построено удаленно, и оно будет все больше и больше укоренятся на просторах учебной деятельности.

Вести здоровый образ жизни - это мудрое решение. В наше время необходимо следить не только за внешним состоянием организма, но и за внутренним, что немаловажно, и оказывает основное влияние на состояние человека. Комплексный подход только облагораживает и дает силы каждой частичке организма противостоять процессам старения, угнетению мыслительной деятельности и ослаблению физической активности.

Под психологией мы понимаем психические процессы личности, такие как восприятие, сознание, поведение и характер. Для психологии важны следующие задачи: понимание, управление и применение.

По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия" [51.

Какие же задачи необходимо выполнить для сохранения здоровья? - Это предупреждение, просвещение и формирование.

Если объединить эти понятия с их задачами, то мы можем получить следующее: что психология здоровья формируется в условиях понимания предупредить, научиться сохранять и применять полученные навыки не только в теории, но и на практике, посвящая и формируя здоровое сознание. То есть с одной стороны - это организации и специалисты, которые осуществляют профилактическую, реабилитационную, лечебную и консультативную деятельность, а с другой стороны - это сознание самого человека нести ответственность за свое здоровье.

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти [11. И не зря, верно следующее выражение в обоих направлениях «в здоровом теле здоровый дух». Это крылатое латинское выражение, автором которого является Децим Юний Ювеналок. Этой фразой он подчёркивал необходимость гармоничного развития тела и духа человека [61, то есть можно с уверенностью выделить непосредственную связь между психологическим и физическим состоянием человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.