Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дайлидова Елена Николаевна, Константинова Елена Сергеевна

Данная статья посвящена изучению проблемы сохранения здоровья в условиях дистанционного обучения. В работе актуализируется необходимость понимания психологии здорового образа жизни, и важности трех ее составляющих - психологическое, физическое и эмоциональное здоровье. В статье изучены данные аспекты и приведены основные правила здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дайлидова Елена Николаевна, Константинова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF HEALTHY LIFESTYLE IN REMOTE LEARNING

The aim of this article is to explore the problem of maintaining health in the context of distance learning. The paper actualizes the need of understanding the psychology of a healthy lifestyle, where it is important to pay attention to three component aspects - psychological, physical and emotional health. The article examines these aspects and provides the basic rules of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Академия психологии и педагогики ЮФУ привлекательна иностранным студентам тем, что имеет достаточно разнообразные направления подготовки, цикл просветительских лекций, психологическое и педагогическое сопровождения, а также социокультурную адаптацию.

Аннотация. В статье представлены результаты анализа международных рейтингов стран и учебных заведений, который показал, что университеты России превалируют в выборе у иностранных студентов. Экономическим фактором является относительно невысокая цена за полное высшее образование, а также приемлемое соотношение цены и качества, и престижность диплома вуза. Представлен анализ деятельности в Академии психологии и педагогики ЮФУ по сопровождению иностранных студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, мировой рейтинг вузов, стратегии, тренды.

Annotation. The article presents the results of the analysis of international rankings of countries and educational institutions, which showed that Russian universities prevail in the choice of foreign students. The economic factor is a relatively low price for a complete higher education, as well as an acceptable price-quality ratio, and the prestige of a university diploma. The analysis of activities in the Academy of Psychology and Pedagogy of the South Federal University on the support of foreign students is presented.

Keywords: foreign students, world ranking of universities, strategies, trends.

Литература:

1. Болдинова О.Г. Профессиональное обучение студентов с ОВЗ в Академии психологии и педагогики Южного федерального университета // В сборнике: Специальное образование. Материалы XV Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 27-30.

2. Emerging Economies University Rankings 2020. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2020/emerging-economies-university-rankings#!/page/0/length/25/sort_by/name/sort_order/desc/cols/stats

3. World University Rankings 2021 URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking#!/page/0/length/25/locations/RU/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

4. Quality of Life Index 2021. URL: https://www.numbeo.com/quality-of-life/rankings_by_country.jsp

5. Social Progress Index 2020. URL: https://www.socialprogress.org/

УДК 378

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

старший преподаватель Дайлидова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого"

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск);

старший преподаватель Константинова Елена Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого"

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Красноярск)

Постановка проблемы. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является понимание здорового образа жизни в условиях дистанционного обучения, когда внутренний мир человека и его состояние души существенно подвержено влиянию окружающего мира и современных технологий. И чтобы предотвратить превращение человека в безвольного, малоактивного и психоэмоционально неустойчивого объекта, необходимо больше времени уделять основным аспектам психологии здорового образа жизни.

Изложение основного материала исследования. В статье мы рассмотрим сначала понятия «психология» и «здоровье» и начнем анализировать - как же эти понятия будут стоять на одном уровне и дополнять друг друга, а также, какое действие оказывает эти понятия на образование в условиях сложившейся ситуации, и тогда мы поймем, что необходимо создавать такие условия для участников дистанционного процесса, которые не смогли бы нанести ущерб ни здоровью, ни душевному состоянию человека. На данный момент обучение практически все построено удаленно, и оно будет все больше и больше укоренятся на просторах учебной деятельности.

Вести здоровый образ жизни - это мудрое решение. В наше время необходимо следить не только за внешним состоянием организма, но и за внутренним, что немаловажно, и оказывает основное влияние на состояние человека. Комплексный подход только облагораживает и дает силы каждой частичке организма противостоять процессам старения, угнетению мыслительной деятельности и ослаблению физической активности.

Под психологией мы понимаем психические процессы личности, такие как восприятие, сознание, поведение и характер. Для психологии важны следующие задачи: понимание, управление и применение.

По определению Всемирной организации здравоохранения "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия" [51.

Какие же задачи необходимо выполнить для сохранения здоровья? - Это предупреждение, просвещение и формирование.

Если объединить эти понятия с их задачами, то мы можем получить следующее: что психология здоровья формируется в условиях понимания предупредить, научиться сохранять и применять полученные навыки не только в теории, но и на практике, посвящая и формируя здоровое сознание. То есть с одной стороны - это организации и специалисты, которые осуществляют профилактическую, реабилитационную, лечебную и консультативную деятельность, а с другой стороны - это сознание самого человека нести ответственность за свое здоровье.

Психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до его смерти [11. И не зря, верно следующее выражение в обоих направлениях «в здоровом теле здоровый дух». Это крылатое латинское выражение, автором которого является Децим Юний Ювеналок. Этой фразой он подчёркивал необходимость гармоничного развития тела и духа человека [61, то есть можно с уверенностью выделить непосредственную связь между психологическим и физическим состоянием человека.

Вследствие психологической неустойчивости возникают заболевания на физическом уровне, их относят к целой категории психосоматических заболеваний. Если человек страдает на физическом уровне, то импульсы, посылаемые в наш мозг, создают неустойчивое состояние нервной системы, что приводит к психическим расстройствам. Все взаимосвязано, наш организм - это целое, которое находится в центре вселенной и на него влияют множество факторов такие как социум, стремительный прогресс в области науки, генетика, питание и сон.

И для того, чтобы определить поведение, способствующее улучшению как физического, так и психологического здоровья, необходимо рассмотреть, насколько сильна эта связь. Мы уже упомянули генетику, но сюда можно добавить еще окружающую среду и медицинское обслуживание.

Многие не верят в то, что существует связь между психологическим и физическим здоровьем, уповая на то, что конкретное заболевание лечит соответствующий доктор. Но сейчас происходит другая тенденция в мире, и все больше появляется семейных врачей и докторов превентивной медицины, которые способны предупредить и восстановить как духовный мир, так и организм в целом. Конечно, никто не отрицает того, что узкие специалисты работают с определенным заболеванием и каждый человек надеется на качественное медицинское обеспечение. Некоторые винят гены. Есть старая поговорка «От осинки - не родятся апельсинки», которую часто можно услышать. Еще большое влияние оказывает окружающая среда. Если мы живем в неблагоприятных экологических условиях, то, естественно, наше здоровье будет ухудшаться. Но мало кто обращает внимание на образ жизни человека, а ведь именно он составляет основу нашего существования, который включает не только заботу о себе, но и заботу о нашей планете. Это то, что может повлиять и на нашу генетику, и на нашу окружающую среду. Если психологически человек готов соблюдать здоровый образ жизни во всем, то и физическое, а также эмоциональное здоровье будет сохраняться на долгие годы.

Л.С. Выготский пишет: «Эмоции были бы не нужны, если бы они были не активны... они являлись организаторами поведения в самые трудные, роковые и ответственные минуты жизни.Момент активности в эмоции составляет самую важную черту в учении о ее психологической природе» [41.

Человеку свойственно радоваться, злиться, грустить и испытывать множество других эмоций. Позитивная ситуация только придает сил и дает нам огромное количество приятных эмоциональных всплесков. Но если человек злится вследствие безнравственного поступка в отношении него, то человек растрачивает всю свою энергию, чтобы защититься, возникают негативные переживания, желание отомстить обидчику. Что мы получаем в итоге - наша нервная система становится неустойчивой и впоследствии на любой малейший раздражитель, даже незначительный, реакция может быть неадекватной.

Что важно отметить здесь, эмоциональное здоровье позволяет человеку чувствовать себя хорошо независимо от внешних обстоятельств. Эмоционально здоровые люди преодолевают трудности, контролируют свой гнев, не ощущают грусть и способны управлять своими эмоциями и направлять их в нужном направлении, чтобы они не навредили не только окружающим, но и собственному здоровью.

Мы рассмотрели кратко - что такое эмоциональное здоровье, которое неразрывно связано с психологическим и физическим здоровьем, и в целом, они образуют ту самую триаду, приводящую в движение человеческий организм и сохраняющий здоровье.

Ранее мы не раз упоминали про здоровый образ жизни. Так что же это такое и как его нужно соблюдать в условиях эмоционального, психологического и физического здоровья?

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций [21.

Каждый человек стремится быть здоровым, но не все правильно понимают понятие здоровый образ жизни, либо вообще не придерживаются его. Но ведь здоровье зависит только от нас, и только мы сможем создать для себя любимого все условия существования «с головы до пят».

Рассмотрим основные правила здорового образа жизни:

1. Физические упражнения.

2. Питание.

3. Сон.

4. Эмоциональное состояние.

5. Режим.

Согласно индийской пословице «Лучшего средства от хвори нет - делай зарядку до старости лет» необходимо придерживаться элементарных физических упражнений, способствующих не только оздоровлению организма, но и закаливанию, если проводить занятия при более низких температурах и на улице. Самое активное время для занятий — это утро, когда организм просыпается, и чтобы гармонично и бодро подойти к рабочему процессу на весь день, необходимо разогнать все застои в теле и способствовать нормальному функционированию всех систем организма.

Правила питания хочется начать со следующей фразы - «Здоровый человек - голодный человек». Возможно, некоторые с нами не согласятся, но здесь мы выскажем свою точку зрения и интерпретируем по-своему данное выражение. В наше время человек может себе пожелать различные виды пищи от быстро приготовленной дома до ресторанной еды, но является ли современная еда энергией для нашего организма и потребляем ли мы достаточное количество микро и макронутриентов, пищевых волокон, белков, жиров и углеводов? Или в нашем рационе присутствует лишь ничтожная часть минеральных веществ, а все остальное, это углеводы, в пользу которых мы отказываемся от белков и жиров.? А жиры, как ни странно, являются источником энергии для нашей мозговой деятельности. Вернемся к фразе, кто же такой «голодный человек» — это не тот человек, который недоедает в силу того, что он не имеет достаточного количества денежных средств для сбалансированного рациона, а тот, который не раскармливает патогенную микрофлору и не дает рост грибам. Его питание чистое, состоящее из простых сезонных продуктов или продуктов, заготовленных в летнее время. Приемы пищи осуществляются только по требованию организма, когда он проголодался, соответственно, полноценный прием пищи даст не только сытость на длительный период, но и заряд энергии на выполнения определенных активностей не только физических и, как в нашем случае, умственных, так как мы рассматриваем обучение в условиях дистанционного образования.

Режим сна необходимо четко соблюдать и ложиться спать в 22.00-23.00. В этот период организм уже входит в состояние покоя и некоторым органам нужно спокойно работать, а не бодрствовать, таким как печень, например, а многие дают нагрузку на гормональную систему, ложась поздно. Также потребность в количестве времени сна у всех разная, нужно обязательно определить ее для эффективности рабочей деятельности.

Эмоциональное состояние — это когда твое душевное равновесие находится в состоянии гармонии и балансе с внешним миром. Для этого не обязательно посещать специалистов, но если есть необходимость, то лучше посетить психолога для разбора конкретных ситуаций. Все, что вы можете сделать - это осуществлять все мероприятия по здоровому образу жизни и контактировать только с людьми, влияющими на вас положительно.

Режим, или тайм-менеджмент, - новое определение, которое мы используем для распределения своего времени в течение дня, недели или месяца. Если вы имеете четкое понимание своего распорядка дня, то вы всегда находитесь в гармонии с собой. Да, бывают внезапные ситуации, которые требуют корректировки вашего режима и приносят дискомфорт, но отказаться от режима, как такового, и жить, как придётся, значительно хуже! Без установленного распорядка ваш организм гарантированно будет находится в постоянном стрессе.

Теперь рассмотрим, что же такое дистанционное обучение, и как в таких условиях развивается личность и происходит влияние на ее образ жизни.

Дистанционное обучение - это форма обучения, которая является особой областью научно-прикладных исследований с применением информационно-коммуникационных технологий. Зачастую эта форма обучения преподносится под термином «дистанционные образовательные технологии». На данный момент не существует единого описания того, что понимается под дистанционным обучением [31.

В настоящее время дистанционное обучение - это вынужденная мера в условиях нестабильной ситуации в стране в отношении сохранения здоровья человечества. Но полностью осуществить переход на такой вид обучения не получится, и традиционное обучение всегда будет являться первостепенным. Когда обучение проходит в традиционной форме, то и обучающиеся находятся в постоянном взаимодействии с окружающими, их физическая активность стабильна, и психоэмоциональный фон тренируется в условиях общества. Но поместив обучающихся в домашние условия, кто-то находит плюс в этом и получает максимум из сложившейся ситуации, а большинство не справляются с задачей организовать свой образ жизни в домашних условиях, чтобы не только сохранить здоровье, но и остаться социально востребованным. Личный контакт уходит на второй план, и все больше людей погружаются в виртуально-компьютерную реальность.

Выводы. Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Нужно правильно организовывать обучение в дистанционном формате, не ущемляя обучающихся в получении знаний, но и через этот процесс работать над психологическим, эмоциональным и физическим здоровьем. На данном этапе будет формироваться личность уже самостоятельно, и сам обучающийся выберет, нужно ли ему организовывать свою жизнь так или идти другим путем. А на сознание должен влиять не только виртуальный мир, но и тот, кто обучает. В таких условиях возникает необходимость введения новых предметов, направленных на здоровьесбережение и усовершенствование таких предметов как физическая культура, которые будут востребованы в домашних условиях. Психология здорового образа жизни в условиях дистанционного обучения такова - это совесть самого человека насколько успешным во всех сферах он видит себя в этой жизни. Преуспевать - это значит не получить высший балл, а сохранить свое сознание, душевную стабильность и физическую активность.

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы сохранения здоровья в условиях дистанционного обучения. В работе актуализируется необходимость понимания психологии здорового образа жизни, и важности трех ее составляющих - психологическое, физическое и эмоциональное здоровье. В статье изучены данные аспекты и приведены основные правила здорового образа жизни.

Ключевые слова: психология, здоровый образ жизни, психологическое здоровье, физическое здоровье, эмоциональное здоровье, дистанционное обучение.

Annotation. The aim of this article is to explore the problem of maintaining health in the context of distance learning. The paper actualizes the need of understanding the psychology of a healthy lifestyle, where it is important to pay attention to three component aspects - psychological, physical and emotional health. The article examines these aspects and provides the basic rules of a healthy lifestyle.

Keywords: psychology, healthy lifestyle, psychological health, physical health, emotional health, distance learning.

Литература:

1. Ананьев В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

2. Асеев В.Г. Мотивацияповедения и формированиеличности. - М., 1976

3. Ахметова Д.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д.З. Ахметова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание (Институт ЭУП), 2009. - 176с.: табл., схем. -Режим доступа: URL: https:// https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258034 (дата обращения: 13.04.2021). - ISBN 978-5-8399-0307-4. - Текст: электронный.

4. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991. - С. 128-144

5. http://www.coolreferat.com/Психологические особенности здорового образа жизни

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вздоровомтелездоровыйдух

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.