Научная статья на тему 'Реформа образовательной системы Финляндии как инструмент построения инновационной экономики'

Реформа образовательной системы Финляндии как инструмент построения инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION ECONOMY / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / GLOBAL COMPETITIVENESS INDEX / АВТОНОМИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ / UNIVERSITY AUTONOMY / РЕСУРС "МЯГКОЙ СИЛЫ" / "SOFT POWER" RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойко Лариса Алексеевна, Бойко Анастасия Павловна

Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что финская образовательная модель это пример успешной адаптации страны к процессу глобализации и стимулирования инновационной деятельности. Целью исследования выступает рассмотрение влияния реформирования системы образования в Финляндии на процесс построения инновационной экономики. Авторами были проанализированы международные индексы глобальной конкурентоспособности стран («Индекс человеческого развития», «Глобальный инновационный индекс», «Индекс благосостояния стран» и «Отчет о глобальной конкурентоспособности стран» Всемирного экономического форума), в частности, позиции Финляндии и России по критериям, связанным с образованием и наукой. Сделаны выводы о том, что высокий уровень образования в Финляндии связан с качеством подготовки преподавательских кадров, поддержкой и внедрением инноваций в образовательный процесс и взаимосвязью образовательных программ с потребностями рынка труда. Инновационный опыт Финляндии может быть использован как ориентир для стран, стремящихся улучшить свои конкурентные позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of the educational system in Finland as a tool for building innovation economy

The research topic is relevant because Finnish educational model is an example of successful adaptation of the country to the process of globalization and stimulation of innovation activity. The study is aimed at examining the impact of reforming the education system in Finland on the process of building an innovation-based economy. The authors analyze international global competitiveness indices of countries, namely, the Human Development Index, the Global Innovation Index, The Good Country Index and the Global Competitiveness Report of the World Economic Forum, and, in particular, the ranking of Finland and Russia by criteria related to education and science. The authors conclude that a high level of education in Finland is related to the quality of the training of teaching staff, support and implementation of innovations in the educational process and the interrelationship between educational programs and needs of the labor market. Finland's innovative experience can be used as a reference point for countries seeking to improve their competitive positions.

Текст научной работы на тему «Реформа образовательной системы Финляндии как инструмент построения инновационной экономики»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 1 • январь 2018 ISSN 1994-6929

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Creative Economy

реформа образовательной системы Финляндии как инструмент построения инновационной экономики

Бойко Л.А. 1, Бойко А.П. 1

1 Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что финская образовательная модель -это пример успешной адаптации страны к процессу глобализации и стимулирования инновационной деятельности. Целью исследования выступает рассмотрение влияния реформирования системы образования в Финляндии на процесс построения инновационной экономики. Авторами были проанализированы международные индексы глобальной конкурентоспособности стран («Индекс человеческого развития», «Глобальный инновационный индекс», «Индекс благосостояния стран» и «Отчет о глобальной конкурентоспособности стран» Всемирного экономического форума), в частности, позиции Финляндии и России по критериям, связанным с образованием и наукой. Сделаны выводы о том, что высокий уровень образования в Финляндии связан с качеством подготовки преподавательских кадров, поддержкой и внедрением инноваций в образовательный процесс и взаимосвязью образовательных программ с потребностями рынка труда. Инновационный опыт Финляндии может быть использован как ориентир для стран, стремящихся улучшить свои конкурентные позиции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: качество образования, инновационная экономика, индекс глобальной конкурентоспособности, автономия университетов, ресурс «мягкой силы».

Reform of the educational system in Finland as a tool for building innovation economy

Boyko L.A. 1, Boyko A.P. 1

1 Kuban State University, Russia

введение

В отношении осмысления зарубежного опыта системы образования Финляндия представляет несомненный интерес. Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями [2, с. 126] (Brazhnik, 2009). Финляндия - это страна-лидер по качеству школьного образования, согласно данным Международной программы оценки достижений учащихся (PISA) Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) за 2003, 2006, 2009, 2012 гг., но в 2015 году страна уступила пальму первенства стремительно развивающемуся Сингапуру [10].

Глобальные конкурентные позиции страны и качество образования

В Финляндии полагают, что именно образование, а не социальное происхождение, выступает наиболее действенным социальным лифтом, дает возможности для карьерного роста. Законодательство Финляндии гарантирует всем финнам бесплатное обучение как на этапе школьного образования, так и на стадии высшего образования.

Необходимо отметить, что феномен влияния качества образования на систему экономической безопасности государства в современной научной литературе недостаточно изучен, что обуславливает актуальность нашего исследования данной проблемы.

Наглядно продемонстрировать влияние образования и науки на уровень экономического развития государства могут международные индексы/рейтинги глобальной конкурентоспособности стран. Сравним позиции Финляндии и России в некоторых наиболее авторитетных рейтингах, разработанных международными неправительственными организациями и зарубежными университетами (табл. 1).

Согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности стран за 2016-2017 гг., разработанному в рамках Всемирного экономического форума, Финляндия входит в 37 инновационных (innovation-driven) экономик мира. В частности, оценивался ряд факторов:

ABSTRACT:_

The research topic is relevant because Finnish educational model is an example of successful adaptation of the country to the process of globalization and stimulation of innovation activity. The study is aimed at examining the impact of reforming the education system in Finland on the process of building an innovation-based economy. The authors analyze international global competitiveness indices of countries, namely the Human Development Index, the Global Innovation Index, The Good Country Index and the Global Competitiveness Report of the World Economic Forum, and, in particular, the ranking of Finland and Russia by criteria related to education and science. The authors conclude that a high level of education in Finland is related to the quality of the training of teaching staff, support and implementation of innovations in the educational process and the interrelationship between educational programs and needs of the labor market. Finland's innovative experience can be used as a reference point for countries seeking to improve their competitive positions.

KEYWORDS: quality of education, innovation economy, global competitiveness index, university autonomy, «soft power» resource.

JEL Classification: H52, I23, I25, I26, N34 Received: 02.01.2018 / published: 31.01.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Boyko L.A. (boyko-1arisa0inbox.ru)

CITATION:_

Boyko L.A., Boyko A.P. (2018) Reforma obrazovatelnoy sistemy Finlyandii kak instrument postroeniya innovatsionnoy ekonomiki [Reform of the educational system in Finland as a tool for building innovation economy]. Kreativnaya ekonomika. 12. (1). - 115-124. doi: 10.18334/ce.12.1.38776

1) Инновационный потенциал (Innovation capacity): Финляндия - 8 место, Россия -59 место.

2) Образование и профессиональные навыки (Education and skills) - у Финляндии 11 место, в том числе

A. навыки нынешней рабочей силы (Skills of the current workforce) - 23 место в мире;

Б. навыки будущей рабочей силы (Skills of the future workforce) - 1 место в мире. Следует отметить, что 10 финских вузов входят в международный рейтинг QS World University Rankings 2016-2017 [12]. Для 5,5-миллионного населения страны это более чем внушительный показатель, свидетельствующий о международном признании качества финского высшего образования.

Кроме того, 9 финских университетов были включены в авторитетный рейтинг Times Higher Education (THE), при составлении которого рассматривалось качество преподавания и исследовательской деятельности, уровень распространения знаний и инноваций, а также на основе финансовых показателей оценивалась эффективность вузов и качество их материальной базы [16].

особенности образовательной модели Финляндии

Столь высокие показатели объясняются тем, что преподавать в Финляндии могут лишь лучшие. Следует отметить, что конкурс на педагогические факультеты университетов составляет 10-15 человек на место, а вступительные экзамены проходят в 2 этапа: засчитываются сначала результаты школьных экзаменов, а на втором этапе абитуриент должен показать знания в той или иной предметной области, свою мотивацию, коммуникативные навыки [6] (Laukkanen, 2016). Образовательная модель Финляндии построена на концепции о том, что ни масштабы финансирования образования, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не влияют в значительной степени на результаты учащихся, в отличие от качества подготовки преподавательских кадров.

Подготовка учителей в Финляндии - это одно из приоритетных направлений социально-экономического развития, так как считается, что профессиональная подготовка педагогов является инвестициями в будущее. В Финляндии педагогическое

ОБ АВТОРАХ:_

Бойко Лариса Алексеевна, доцент кафедры философии, кандидат философских наук, доцент (boyko-[arisa0inbox.ru)

Бойко Анастасия Павловна, студентка 4 курса экономического факультета (nastenka.nastusha.boyko0mai[.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бойко Л.А., Бойко А.П. Реформа образовательной системы Финляндии как инструмент построения инновационной экономики // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 1. - С. 115-124. doi: 10.18334/ce.12.1.38776

Таблица 1

Позиции Финляндии в рейтингах глобальной конкурентоспособности в сфере образования по данным на 2017 год

название организации, проводившей исследование название международного индекса, количество исследуемых стран Позиция Финляндии Позиция россии ключевые критерии оценки, связанные с наукой и образованием

ООН (UN/HDRO) «Индекс человеческого развития» (Human Development Index), 188 стран [11] 23 место, очень высокий уровень человеческого развития 49 место, очень высокий уровень человеческого развития «Ожидаемая продолжительность обучения»: Финляндия - 17 лет, Россия - 15 лет; «Уровень грамотности» 100 % и 94,6 %; «Государственные расходы на образование» 7,2 % и 4,2 % ВВП соответственно.

Международная школа бизнеса INSEAD; Корнельский университет, США (Cornell University); Международная организация по интеллектуальной собственности (WIPO) «Глобальный инновационный индекс» (The Global Innovation Index), 127 стран 8 место 45 место «Человеческий капитал и наука» [14].

Авторы: Саймон Ан-хольт и Роберт Говерс, эксперты в области территориального развития, брендинга и управления репутацией «Индекс благосостояния стран» (The Good Country Index), 163 страны 7 место 78 место «Вклад в науку и технологии» (Contributions to Science & Technology): Финляндия - 7 место, Россия - 47 место [15].

Всемирный экономический форум (WEF) «Отчет о глобальной конкурентоспособности» (The Global Competitiveness Report, GCR WEF), 138 стран 10 место 43 место По критерию «Качество математического и естественнонаучного образования» (Quality of math and science éducation) у Финляндии лучшая позиция в Европе [13]; «Здоровье и начальное образование» (Health and primary education) - 1 место в мире.

Источник: составлено авторами по [11, 13-15].

образование стало реформироваться, начиная с 1971 года [8, с. 201] (Perevyortkina, Lalym, 2016). В 1979 году в Финляндии установили минимальный образовательный уровень для учителей-предметников, учителей начальных классов - это уровень магистра. Бакалавры могут работать лишь в дошкольных образовательных учреждениях. Педагогическое образование в Финляндии можно получить в 8 университетах, причем существуют вузы, где преподавание ведется на шведском языке, поскольку шведско-язычное население составляет в Финляндии 6 %. Это свидетельствует о поддержке не только финской национальной идентичности, но и культуры и языка национальных меньшинств.

Характерной чертой школ Финляндии является изучение 3-4 иностранных языков, как правило, это английский, немецкий, французский, шведский и русский, что помогает ребенку легче адаптироваться в условиях глобализации экономики и в перспективе упрощает процесс трудоустройства.

Современная финская система вузовского образования появилась благодаря реформам 1990-х годов, которые были направлены на повышение уровня и востребованности высшего образования. В результате выделились 2 типа высших учебных заведений: университеты и политехнические вузы, выполняющие различные функции. В Финляндии на сегодняшний день насчитывается 14 университетов и 24 университета прикладных наук.

Политехнические вузы учитывают потребности конкретных регионов и специализируются на прикладных науках. Они должны соответствовать потребностям регионального развития, поэтому для создания крепких связей с бизнесом была расширена внутренняя автономия вузов. Они поддерживают тесные контакты с деловыми кругами, различными отраслями промышленности и сектором услуг на региональном уровне.

Университеты, в свою очередь, не привязаны к региональному рынку труда, основной их задачей выступает фундаментальная подготовка кадров для всей страны.

В отличие от университетов все профессиональные вузы находятся в ведении муниципалитетов или частных организаций, однако государство обеспечивает их основное финансирование (57 %). Уровень среднего профессионального образования в Финляндии отсутствует. Политехнические институты обеспечивают высшее профессиональное образование на уровне лишь бакалавриата, при этом не проводят научные исследования в отличие от университетов [9, с. 14-15] (Khuusko, Korepanova, 2010).

В 2000-е гг. в Финляндии вузам была предоставлена большая управленческая и финансовая независимость, чтобы повысить конкурентоспособность и сделать более эффективным взаимодействие с различными участниками рынка инновационных технологий. Таким образом, в 2009 году были внесены поправки в Закон об университетах и в Закон о политехнических вузах. Вузы стали ответственны за обеспечение качества образования, выполнение научных исследований, которые соответствовали бы запросам экономики и задачам регионального развития Финляндии.

Для этого вузы стали поддерживать идею о непрерывности образования, взаимодействовать с различными секторами рынка труда, зарубежными и финскими вузами. Университетам был предоставлен статус юридических лиц, независимых от государственного контроля, они получили большую независимость во внутренних делах: условия контрактов преподавателей, назначение ректора и т.д. Было расширено участие внешних представителей в советах университетов, требования к качеству образования ужесточились, как и требования к поступающим. Вузы получили право взимать плату с иностранных студентов и заниматься предпринимательской деятельностью, а также могут получать дополнительное финансирование из бюджета за высокие показатели деятельности и привлекать внешнее финансирование. Учебные программы и планы регулируются правительством при предварительном согласовании с вузами.

образование в Финляндии как инструмент интеграции в мировую инновационную экономику

Высшее образование Финляндии отличается направленностью на международное сотрудничество, что проявляется в наличии у каждого университета соглашений о сотрудничестве с зарубежными вузами, осуществлении международного обмена студентами, обязательном изучении студентами иностранных языков, а также реализации учебных программ на английском языке. К особенностям развития высшего образования в Финляндии можно отнести и образование университетских консорциумов, укрупнение и слияние вузов, усиление межвузовского взаимодействия. Например, в 2007 г. 4 финских и 6 российских вузов благодаря финансированию правительства Финляндии образовали университетский консорциум Cross-Border University [5, с. 81] (Kulikova, 2012).

Образование в Финляндии многими нашими соотечественниками рассматривается как «окно в Европу», как способ адаптации в европейской среде через образование. На современном этапе кроме политических, экономических ресурсов выдвигается на передние позиции ресурс «мягкой силы», когда государство через образование, культуру, науку, искусство, продвижение языка распространяет свои национальные культурные ценности. В процессе обучения иностранные студенты получают личные контакты в отраслевой среде, впитывают этику и культуру страны обучения. Финляндия же, обучая студентов из разных стран мира по финским стандартам, интегрирует свою страну в мировую экономику, нацеливает на сотрудничество студентов, вернувшихся в родные страны. Кроме того, правительство таким образом пытается привлечь зарубежных студентов, получивших высококвалифицированное образование в Финляндии, остаться в стране, ведь эта социальная группа в перспективе станет новыми налогоплательщиками, пополняющими бюджет средствами, которые, в свою очередь, могут быть направлены на финансирование социальной сферы.

Однако политика «мягкой силы» в Финляндии к 2016 году выполнила свою стратегическую задачу и перестала быть приоритетной, обеспечив страну достаточным

числом студентов, в связи с чем финские политики предложили с этого года взимать плату за обучение с иностранных студентов. Предусматривается, что в Финляндии высшее образование станет платным для студентов из стран, не входящих в ЕС. Однако нововведение не коснется тех студентов (вне зависимости от гражданства), которые получают высшее образование на одном из государственных языков - финском или шведском, а также докторантов и исследователей [7, с. 220-221] (Meleshenko, 2016).

Финляндия активно проводит в жизнь концепцию непрерывного образования -«образования длиною в жизнь». В 1998 году был принят Закон о профессиональном обучении взрослых. Он предусматривает взаимодействие системы образования и рынка труда. В Финляндии были образованы комитеты по профессиональному обучению, Консультативный совет по сотрудничеству, Совет по образованию для взрослых. Все они были организованы Министерством образования и культуры Финляндии.

Обучение взрослых обеспечивают вузы, центры профессионального обучения взрослых, высшие народные училища, профессиональные учебные заведения и летние университеты. Особо важной формой образования выступает бесплатное обучение взрослых по направлению службы занятости, целью которой является повышение предложения квалифицированной рабочей силы и упрощение безработным возврата на рынок труда [9, с. 16] (Khuusko, Korepanova, 2010).

Идея обучения на протяжении всей жизни дала толчок для появления системы народных рабочих училищ. Учеба - это часть повседневной жизни финнов, поскольку образование рассматривают не только как услугу, предоставляемую государством, но и как знания, которые необходимы для развития экономики, для превращения Финляндии в общество с интеллектуальными основами [3, с. 139] (Bratchikova, 2013). Экономика этой страны с каждым годом все больше зависит от развития науки и инноваций. Ключевыми государственными структурами выступают Академия Финляндии, занимающаяся финансированием исследований, Агентство технологического развития (TEKES) и Национальный фонд исследования и развития (Sitra), которые изучают возможности улучшения конкурентного потенциала Финляндии и внедрения инноваций в бизнес [3, с. 140] (Bratchikova, 2013).

В свое время большой резонанс в образовательном сообществе вызвал доклад компании McKinsey & Company «Как выходят вперед лучшие образовательные системы мира», составленный сэром Майклом Барбером и доктором Моной Муршед. В данном докладе было убедительно доказано, что наиболее успешные в сфере образования государства добиваются высоких результатов за счет сочетания трех факторов: привлечения наиболее талантливых людей к преподавательской деятельности, эффективного профессионального развития учителей, ведущего к повышению качества образования, и политики обеспечения равного внимания преподавателей к каждому ребенку [1, с. 262] (Brazhnik, 2010). Все эти факторы в полной мере учитываются в рамках финской образовательной модели, обеспечивая ее конкурентоспособность на международном уровне.

заключение

Таким образом, в системе инновационной экономики образование играет огромную и все возрастающую роль. Оно выступает как ее ресурс и создает, укрепляет фундамент будущего благополучия нации и безопасности страны. Проанализированный нами в статье опыт Финляндии в реформировании образовательной модели показал, что ориентированность государства на подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных кадров способствует не только стимулированию инновационной деятельности, но и успешной интеграции в мировую экономику. Именно поэтому развитие образовательной сферы должно быть важнейшим приоритетом государственной политики. Данный опыт может быть успешно использован и в Российской Федерации в рамках перехода к цифровой экономике.

ИСТОЧНИКИ:

1. Бражник М.О. Достижения школьного образования в Финляндии // Вопросы обра-

зования. - 2010. - № 3. - с. 258-264.

2. Бражник М. О. Особенности оценивания в школьном образовании Финляндии //

Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 102. - с. 126-129.

3. Братчикова Н.С. Инновационные процессы в системе образования Финляндии //

Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. -№ 8 (668). - с. 135-141.

4. Иванова Ж. Б., Юшкова М. В. Организация образовательного процесса в системе

высшего образования Финляндии // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - с. 52-56.

5. Куликова Ю.П. Высшее образование как элемент национальной инновационной

стратегии (на примере Республики Финляндия) // Вестник Вятского государственного университета. - 2012. - № 4. - с. 79-80.

6. Лаукканен С. Особенности образования в Финляндии // Научно-методический элек-

тронный журнал Концепт. - 2016. - с. 201-204.

7. Мелешенко Н.Т. О некоторых условиях реализации конституционных положений в

сфере образования в Финляндии и России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2016. - № 2. - с. 214-222.

8. Переверткина М.С., Лалым А.С Обзор современной российской и зарубежной

парадигмы иноязычного образования (образовательные парадигмы России, Соединенных Штатов Америки и Финляндии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 8-2 (62). - с. 198-203.

9. Хууско К., Корепанова А.А. Образование в Финляндии // Инновационные проекты

и программы в образовании. - 2010. - № 5. - с. 11-16.

10. Итоги участия в международном исследовании PISA-2015. Рособрнадзор. [Электронный ресурс]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/RON_PISA_ Kravtsov.pdf ( дата обращения: 19.07.2017 ).

11. Human Development Report 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/ sites/default/files/hdr_2016_report_russian_web.pdf ( дата обращения: 17.07.2017 ).

12. QS World University Rankings 2016-2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www. topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016 ( дата обращения: 19.07.2017 ).

13. The Global Competitiveness Report 2016-2017. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2016-2017-1 ( дата обращения: 20.07.2017 ).

14. The Global Innovation Index. [Электронный ресурс]. URL: https://www. globalinnovationindex.org( дата обращения: 22.07.2017 ).

15. The Good Country Index. [Электронный ресурс]. URL: https://goodcountry.org/index/ results ( дата обращения: 22.07.2017 ).

16. The «Times Higher Education» World University Rankings 2016-2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2017/ world-ranking#!/page/0/length/-1/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats ( дата обращения: 17.07.2017 ).

references:

Bratchikova N.S. (2013). Innovatsionnye protsessy v sisteme obrazovaniya Finlyandii [Innovative processes in the educational system of Finland]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. (8 (668)). 135-141. (in Russian).

Brazhnik M. O. (2009). Osobennosti otsenivaniya v shkolnom obrazovanii Finlyandii [Features of assessment in school education of Finland]. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. (102). 126-129. (in Russian). Brazhnik M.O. (2010). Dostizheniya shkolnogo obrazovaniya v Finlyandii [Achievements in school education in Finland]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (3). 258-264. (in Russian). Human Development Report 2016 (in Russian). Retrieved July 17, 2017, from http://

hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2016_report_russian_web.pdf Ivanova Zh. B., Yushkova M. V. (2017). Organizatsiya obrazovatelnogo protsessa v sisteme vysshego obrazovaniya Finlyandii [Organization of the educational process in the system of higher education in Finland]. Scientific and methodical electronic Concept magazine. 9 52-56. (in Russian). Khuusko K., Korepanova A.A. (2010). Obrazovanie v Finlyandii [Education in

Finland]. Innovative projects and programs in education. (5). 11-16. (in Russian). Kulikova Yu.P. (2012). Vysshee obrazovanie kak element natsionalnoy innovatsionnoy strategii (na primere Respubliki Finlyandiya) [Higher Education as an Element of National Innovation Strategy (by the example of the Republic of Finland)]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. 4 (4). 79-80. (in Russian).

Laukkanen S. (2016). Osobennosti obrazovaniya v Finlyandii [Special features of education in Finland].Scientific and methodical electronic journal Concept. 43 201204. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Meleshenko N.T. (2016). O nekotoryh usloviyakh realizatsii konstitutsionnyh polozheniy v sfere obrazovaniya v Finlyandii i Rossii [On conditions for the implementation of constitutional provisions in education in Finland and Russia]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. (2). 214222. (in Russian).

Perevyortkina M.S., Lalym A.S (2016). Obzor sovremennoy rossiyskoy i zarubezhnoy paradigmy inoyazychnogo obrazovaniya (obrazovatelnye paradigmy Rossii, Soedinyonnyh Shtatov Ameriki i Finlyandii) [The review of contemporary russian and foreign paradigm of foreign language education (educational paradigms of russia, the usa and finland)]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. (8-2 (62)). 198-203. (in Russian).

QS World University Rankings 2016-2017 Retrieved July 19, 2017, from https://www. topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2016

The Global Competitiveness Report 2016-2017 Retrieved July 20, 2017, from https:// www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2016-2017-1

The Global Innovation Index Retrieved July 22, 2017, from https://www. globalinnovationindex.org

The Good Country Index Retrieved July 22, 2017, from https://goodcountry.org/index/ results

The «Times Higher Education» World University Rankings 2016-2017 Retrieved July 17, 2017, from https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2017/world-ranking#!/page/0/length/-1/sort_by/rank/sort_order/asc/ cols/stats

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.