Научная статья на тему 'Интегрирование образования, науки и бизнеса– как фактор изменения человеческого капитала и индустриального роста'

Интегрирование образования, науки и бизнеса– как фактор изменения человеческого капитала и индустриального роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС / ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММЫ / STRATEGY / HUMAN CAPITAL / INNOVATION / DEVELOPMENT / EDUCATION / BUSINESS / INVESTMENT / PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарсембеков Нажен Тулегенович, Уразгулов Р. К.

В статье рассмотрен опыт инновационного развития Финляндии в свете положений «Стратегия «Казахстан-2050». Финляндии является примером того, как можно построить сильную экономику в небольшой и относительно периферийной стране, опираясь на знания. Финляндия – мировой лидер в развитии национальной инновационной системы, основанной на объединении в единое целое производителей и потребителей знаний. Финская модель инновационного развития основывается на человеческом и социальном капитале, в повышении потенциала которого главную роль играет государство, что позволяет поддерживать эффективное взаимодействие бизнеса, науки и образования и занимать Финляндии лидирующие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCE AND BUSINESS AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL CHANGE AND A FACTOR OF INDUSTRIAL GROWTH

The article describes the experience of innovation development of Finland in the light of “Strategy” Kazakhstan-2050 “. Finland is an example of how to build a strong economy in a relatively small peripheral country, based on their knowledge. Finland is a world leader in the development of national innovation system based on combined knowledge of producers and consumers. Finnish innovation development model is based on strong human and social capital. The state plays the main role in increase the capacity of this capital, thus maintaining effective interaction between business, science and education and taking a leading position in the world rankings of economic competitiveness.

Текст научной работы на тему «Интегрирование образования, науки и бизнеса– как фактор изменения человеческого капитала и индустриального роста»

УДК 338.2(574):330(480):001.895

ББК У050.1(5Каз)+У011.15+У5(4Фин)-551

Н.Т Сарсембеков, Р.К. Уразгулов

ИНТЕГРИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И БИЗНЕСА -КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ИНДУСТРИАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация. В статье рассмотрен опыт инновационного развития Финляндии в свете положений «Стратегия «Казахстан-2050». Финляндии является примером того, как можно построить сильную экономику в небольшой и относительно периферийной стране, опираясь на знания. Финляндия - мировой лидер в развитии национальной инновационной системы, основанной на объединении в единое целое производителей и потребителей знаний. Финская модель инновационного развития основывается на человеческом и социальном капитале, в повышении потенциала которого главную роль играет государство, что позволяет поддерживать эффективное взаимодействие бизнеса, науки и образования и занимать Финляндии лидирующие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности экономики.

Ключевые слова: стратегия, человеческий капитал, инновационное развитие, образование, бизнес, инвестиции, программы.

N.T. Sarsembekov, R.K. Urazgulov

INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCE AND BUSINESS AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL CHANGE AND A FACTOR OF INDUSTRIAL GROWTH

Summary. The article describes the experience of innovation development of Finland in the light of “Strategy” Kazakhstan-2050 “. Finland is an example of how to build a strong economy in a relatively small peripheral country, based on their knowledge. Finland is a world leader in the development of national innovation system based on combined knowledge of producers and consumers. Finnish innovation development model is based on strong human and social capital. The state plays the main role in increase the capacity of this capital, thus maintaining effective interaction between business, science and education and taking a leading position in the world rankings of economic competitiveness.

Key words: strategy, human capital, innovation, development, education, business, investment, program.

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14.12.2012) поставлена задача к 2050 году полностью обновить производственные активы в соответствии с самыми новейшими технологическими стандартами.

Для ее решения в Стратегии «Казахстан-2050» предусматривается сфокусировать Государственную программу по форсированному индустриально-инновационному развитию на импорт промышленных мощностей и обмен технологиями, создание и развитие совместных международных компаний и выгодных для страны партнерств, трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования, участие в масштабных международных научно-исследовательских проектах.

Это даст Казахстану возможность интегрироваться с зарубежным научно исследовательским сообществом по стратегическим инновационным направлениям и стать частью глобальной технологической революции [1]. Стратегия Казахстан-2050 -это гармоничное развитие Стратегии Казахстан-2030 на новом этапе, в соответствии с которой, в стране последовательно осуществляется формирование национальной инновационной системы.

В ходе реализации стратегий и программ инновационного развития экономики Казахстан обозначился ряд вопросов, решение которых требует неотложного принятия комплексных мер и соответствующего правового обеспечения. Несмотря на то, что в Казахстане создана инновационная инфраструктура и разработан целый ряд программ с выделением для них значительных средств, результаты их реализации все еще слабо отражаются на показателях инновационной деятельности отраслей экономики.

Например, существующие технопарки и бизнес-инкубаторы еще не готовы перенести результаты НИОКР в новую продукцию, не установлено взаимодействие с учебными организациями. При этом ключевым элементом национальной инновационной системы является человеческий капитал, и его изменение будет определяющим фактором стимулирования предпринимательской деятельности и создания рынков высокотехнологичной продукции.

Необходимость изменения человеческого капитала обусловлена новой экономической и инновационной средой Казахстана, и она должна основываться на формировании предпринимательских навыков, эффектив-ности менеджмента, совершенствовании образовательных стандартов. Успешное инновационное развитие Казахстана также зависит от таких факторов, как масштаб инвестиций в научные исследования и разработки, наличие высококвалифицированных кадров ученых и специалистов и эффективно действующие правовые и организационные институты, формирующие национальную инновационную систему страны. В этой связи большой интерес для Казахстана в свете положений «Стратегия «Казахстан-2050» представляет инновационного развития Финляндии.

Финляндии является примером того, как сильная экономика, основан-ная на знаниях, может быть построена в небольшой и относительно периферийной стране. По оценке Всемирного экономического форума (ВЭФ) в 2012-2013 гг. в рейтинге глобальной конкурентоспособности 144 стран Финляндия заняла третье место, по показателям развития систем здравоохранения и начального образования страна - первое место, а систем высшего образования и подготовки кадров - первое место [2].

Это обеспечивает Финляндии высокий уровень квалификации рабочей силы, достаточную численность ученых и инженеров, необходимые для поддержания инновационного потенциала (третье место). Среди факторов, за счет которых достигается высокая конкурентоспособность Финляндии - это наиболее высокие в мире показатели «прозрачности» и эффективности общественных институтов, очень низкий уровень коррупции, сбалансирован-ность бюджета, эффективность антимонопольной политики, высокий уровень расходов фирм на НИОКР, а также тесное сотрудничество университетов с промышленностью в области НИОКР [3].

Финляндия - одна из первых стран мира, разработавшая и принявшая концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии. Инновационная система Финляндии основана на взаимодействии государства, предприятий и университетов [4].

Инновационная система Финляндии

Наука

Академии Национальное Финский Частный

Финляндии Технологическое национальный венчурный

агенство фонд капитал

ТЕКЕК техно логическот О развитей Я ГГ К А

1 і

Университеты

Исследовательские

институты

Фундамен - Прикладные

тальные разработки

исследования

1

Старт-пр Комппшш

компании на стадии

раннего роста

Источник: Буренин В.А. Роль национальных инновационных систем в развитии конкурентоспособности предприятий. Российский внешнеэкономический вестник. — 2012. — № 3.

Структура финской системы управления инновационными процессами включает несколько уровней. Совет по научно-технологической политике (8ТРС), далее - Совет), возглавляемый Премьер-министром Финляндии, является высшим государственным органом, ответственным за стратегическое развитие национальной инновационной системы и научно-технологической политики страны. Совет осуществляет межведомственную координацию в этой сфере, включая вопросы образования и рынка рабочей силы. На Совет возложены вопросы распределения бюджетных средств между министерствами и ведомствами, он участвует в пределах своей компетенции в разработке проектов законов, содействует реализации новых технологий. В состав Совета входят представители министерств, Академии Финляндии, Центра технологического развития и промышленности.

Министерство образования и научной политики несет ответственность за разработку и реализацию научной политики. В ведение министерства входят все университеты (20) и Академия Финляндии. Университеты осуществляют примерно 20% всех общенациональных НИОКР в стране. Практически все научные исследования, финансируемые из государственного бюджета, проводятся университетами и государственными научноисследовательскими институтами. В стране имеется 32 политехнических института, реализующих НИОКР.

Академия Финляндии находится в ведении Министерства образования и научной политики и финансирует наукоемкие фундаментальные исследования (более 200 млн. евро), а также осуществляет экспертную оценку в области научной политики страны. Более 3,0 тысяч исследователей из университетов и научно-исследовательских институтов участвуют в проектах, финансируемых Академией. Академия два раза в год (январь и октябрь) проводит конкурсы по заявкам на получение соответствующей финансовой поддержки.

В Финляндии 52 высших учебных заведений, в том числе 20 университетов, позволяющих получить степень бакалавра, магистра и доктора, а также 32 политехни-

ческих учебных заведения. Научно-образовательная политика страны направлена на интернационализацию науки, прежде всего фундаментальной и в этой связи стимулируется мобильность студентов и исследователей.

Например, созданный при Министерстве образования Центр международной мобильности (С1МО) обеспечивает интернационализацию обучения и исследований, проводимых университетами, устанавливает связи между институтами высшего образования Финляндии и зарубежных стран. Привлечение финских и иностранных студентов, окончивших университеты, в сферу научных исследований в Финляндии считается одной из важных задач системы образования и научной политики. Для решения этой задачи Финляндия предоставляет иностранным исследователям те же самые привилегии и доступ к бюджетному финансированию (грантам), которые имеют финские студенты и университетские исследователи.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ФИНЛЯНДИИ

Совет научнотехнологической политики при премьер-министре (STPC) ПАРЛАМЕНТ

Министерство образования Министерство торговли и промышленности Другие министерства

Стимулирующие и поддерживающие организации

Академия

Агентство финансирования технолог ий и инноваций ТЕКЕБ (261 чел .)

Государственное образование и научные организации / частные исследования

Связи и трансфер технологий

Поддержка венчурного капитала

SITRA КОМПАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

FINNVERA (INDUSTRY INVESTMENT LTD.) ВЕНЧУРНЫЕ КАПИТАЛИСТЫ

FINPRO

Источник: Рубвальтер ДА., Руденский О.В. Финляндия: наука, технологии, инновации. Информационно -аналитический бюллетень № 4, ЦИСН. М.: 2007. — С.12.

Министерство торговли и промышленности (МТП) отвечает за разработку технологий и инновационную политику, вопросы промышленной политики и является ответственным за условия работы предприятий и функционирование рынка труда на промышленных предприятиях. МТП также занимается вопросами передачи новых технологий в различных регионах мира.

В осуществлении инновационной политики участвуют также другие министерства, агентства, фонды, компании Финляндии. Так, например, трансферт, примерно 75% от всего объема финансирования НИОКР из государственного бюджета, приходится на Министерство образования и Министерством торговли и промышленности. Около 15% госбюджетных средств НИОКР выделяется через Министерство здравоохранения и социального обеспечения, а также Министерство сельского хозяйства. Министерство сельского хозяйства и Министерство лесного хозяйства имеют примерно 7% бюджета на НИОКР. Другим министерством, финансирующим из госбюджетных средств НИОКР, является Министерство окружающей среды, которое заинтересовано в разработке экологически чистых технологий, имеющих непосредственное отношение к инновационным разработкам [5].

Агентство по финансированию технологий и инноваций Финляндии (TEKES) оказывает поддержку финским компаниям по трансферту инновационных идей в бизнес посредством финансирования НИОКР и предоставления услуг экспертов. TEKES выполняет следующие функции по стимулированию научно-технологического и инновационного развития: поддержка современных наукоемких отраслей промышленности; поддержка перспективных отраслей промышленности (финансирование на основе средств стартовых фондов); обеспечение конкурентоспособности базовых отраслей промышленности (создание межсекторальных сетей НИОКР).

Фонд исследований и разработок Финляндии (SITRA) предоставляет финансирование для технологических «start up», региональных технологи-ческих компаний и для проектов, связанных с коммерциализацией технологий. Он также оказывает финансовую поддержку «сетевой экономике» в области науки и технологий, которая осуществляется в форме предоставления государственного венчурного капитала.

Компания промышленных инвестиций (Industry Investment Ltd) инвестирует капитал в акции, в фонды венчурного капитала и частные акционерные фонды. Основные источники инвестиций этой компании - средства, полученные от приватизации государственных компаний.

Компания промышленных инвестиций осуществила инвестиции в 74 венчурных фонда, инвестиционный капитал которых составил 6,1 млрд. евро.

Академия Финляндии (далее - Академия) осуществляет финансирова-ние фундаментальных исследований, тогда как Агентство и Фонд - финанси-рование прикладных исследований и разработок. Фонд обеспечивает прямое финансирование компаний «start up», вкладывает средства в региональные фонды поддержки высокотехнологичных предприятий. Фонд финансирует фирмы венчурным способом - в обмен на долю акций (от 15 до 40%) и на суммы от 200 тыс. до 2 млн. евро. Фонд, как правило, входит в компанию на 3-5 лет и продает свои акции сразу, как только другие инвесторы выражают готовность вкладывать в нее свои средства. Кроме того, Фонд поддерживает ученых еще до образования компании на ее подготовительной стадии и помогает ей выходу на рынки.

Центр технических исследований Агентства, являясь одним из государственных центров в области НИОКР, участвует в формировании национальной инновационной стратегии страны. Основная финансовая поддержка осуществляется из национальных источников финансирования, распределяемых через региональные офисы Центра технических исследований Агентства и Центров занятости и экономического развития. Организационное сотрудничество между ними укрепляется, прежде всего, на региональном уровне, так как функции региональных офисов Агентства взаимосвязаны с Центрами занятости и экономического развития, что можно охарактеризовать как переход «от управления к системе управляемости» (from governing to governance).

В вопросах регионального развития важная роль отводится региональным советам, ответственным за формирование региональной политики. Региональные советы и региональные государственно-частные кластеры формируют основу инновационного развития регионов.

Источник: Гайнутдинов Р.И. Предпосылки создания программы центров экспертиз на базе ФАУОЭЗ. Мировой опыт инновационной деятельности. www.innosys.spb.ru

Примечание: ФАУ ОЭЗ — Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Технопарки Финляндии позволяют обеспечить устойчивое развитие научнотехнологического и производственного предпринимательства позволяют технопарки. Создано уже 7 технопарков, несколько отличающихся друг от друга, но сходных в главном - они самостоятельны в своей работе. В городе Турку расположен самый большой и самый динамично развивающийся научный парк в Европе. Основные направления работы Turku Science Park - биотехнологии (Bio Turku) и сфера информационных и коммуникационных технологий (ICT).

Главным инструментами региональной инновационной политики являются программа Центров экспертизы (ЦЭ), инициированная в 1994 году в 9 технологических центрах Финляндии. В настоящее время действуют 22 и осуществляется их третий период (2007-2013 гг.) развития. Программа ЦЭ - это специальная программа, которая направлена на объединение местных, региональных и национальных ресурсов для поддержки инновационной деятельности в регионах. Организационная модель финских ЦЭ отражает принципы регионального партнерства и базируется в технологических центрах, которые обеспечивают взаимодействие университетов, исследовательских институтов, бизнеса и органов управления региона [6].

Концепция ЦЭ построена таким образом, что главными акторами выступают местные/региональные предприятия, а университеты, колледжи, научно-исследовательские институты и органы государственного управления на местах должны работать с частными компаниями для достижения стратегических целей программы - развития конкурентоспособных видов бизнеса в определенных областях экономики региона.

Программа ЦЭ оказала положительное влияние на повышение уровня специализации регионов, развитие стратегического мышления персонала, занятого в НИОКР и повышение управляемости его деятельности, основанной на общественно-частном партнерстве и сотрудничестве между различными уровнями управления в регионе.

В целом программы ЦЭ и региональных центров (РЦ) создают условия для эффективного использования потенциала человеческого капитала, сконцентрированного в небольших и средних по размерам городских регионах. Важная роль в решении этой задачи принадлежит системе межрегионального сотрудничества и сетевых связей. Поэтому часть ЦЭ вошла в программу РЦ, что расширило ее территориальный охват и усилило слабые регионы путем укрепления связей между ЦЭ.

Развитие региональной инновационной среды НИОКР в Финляндии обеспечивается усилением связи с университетами, университетскими городами и деятельностью местного бизнеса. Государственные инвестиции в развитие университетов, и особенно в технологические университеты, способствуют росту инновационного бизнеса в регионах. Опыт Финляндии, показывает, что именно образование явилось основой высокого качества человеческого капитала, сложившегося в стране [7].

Крупные и наиболее успешные финские компании, включая №к1а, также финансируют университеты и, кроме того, имеют свои собственные подразделения НИОКР в университетских городах - таких, как, например, Эспоо, Оулу и Тампере. Однако в целом определяющую роль в развитии инноваций, например, в секторе информационных технологий, имеет государственное финансирование НИОКР Особое значение имеют государственные инвестиции в развитие НИОКР для поддержки малых и средних предприятий (МСП). Недостаточный уровень инновационного развития в частном секторе в отдельных периферийных регионах объясняется, прежде всего, слабыми связями МСП с системой высшего образования или научно-исследовательскими институтами.

Стратегия глобализации Финляндии обусловлена необходимостью повышения ее конкурентоспособности в мировой экономике, и ее цели отражены в программе ЦЭ. В соответствии с целями Стратегии предполагается формирование одного или двух центров научных исследований и инновационных технологий высшего уровня для того, чтобы поддерживать и развивать другие центры инноваций. Для усиления горизонтальных связей между всеми участниками инновационной системы предусматривается создать форум с участием представителей Совета и Академии, университетов и научно-исследовательских институтов, государственных органов управления региона и бизнеса.

Поэтому Программа ЦЭ на 2007-2013 гг. нацелена на развитие специализации, основанной на существующих ноу-хау региональных кластеров, и разделении труда между регионами. В ней также большое внимание уделено созданию сетевых связей национального уровня, которые включают не только заимствование передовых исследований и технологических ноу-хау, но также возможность создания новых конкурентоспособных проектов. При этом основную долю государственного финансирования получат ЦЭ высшего уровня, в то время как другие ЦЭ будут связаны с ними, но сформируют более низкий уровень инновационной сети. Это означает, что региональная политика будет направлена на стимулирование развития только нескольких инновационных центров.

Оценка реализации программ региональной инновационной политики в Финляндии позволяет раскрыть некоторые общие проблемы, характерные для финской, а также в значительной мере и скандинавской модели. Вместе с тем в самой Финляндии и

других скандинавских странах достаточно критически оценивают результаты инновационного развития. Отмечается, что система исследований и инноваций в Финляндии остается фрагментарной, международные связи все еще слабые и нуждаются в укреплении. Малые предприятия и особенно начинающие компании считают, что эта система слишком громоздкая, имеет большую многоступенчатость и ее трудно адаптировать к их запросам. Система региональной поддержки инноваций и бизнеса сталкивается со специфическими проблемами из-за дублирования функций и иногда -отсутствия четкости в определении функций и роли организаций, осуществляющих такую поддержку.

Финская инновационная система добилась успеха в создании лишь немногих глобально-ориентированных компаний. Экономика Финляндии отстает от других скандинавских стран по уровню развития глобальных связей - по размерам привлечения в страну иностранных исследователей, экспертов высшей квалификации или наукоемких зарубежных предприятий и их научно-исследовательских подразделений. Продвижением глобального партнерства занимается слишком много организаций.

Одна из проблем, стоящих не только перед Финляндией, но и перед другими скандинавскими странами в глобальной экономике знаний, заключается в том, чтобы найти такие оптимальные способы распределения государственных ресурсов на НИОКР и такие формы стимулирования коммерциализации результатов исследований, которые бы отвечали потребностям не только крупных и транснациональных компаний, но также и МСП.

Финляндия - мировой лидер в развитии национальной инновационной системы, основанной на объединении в единое целое производителей и потребителей знаний. Всего в высших учебных заведениях Финляндии обучается около 170 тыс. студентов (около 3% населения страны), еще 170 тыс. - в так называемых открытых университетах и на курсах повышения квалификации. 27% от общей численности студентов занимаются наукой, математикой и инженерными специальностями, что вдвое выше показателя сопоставимых стран [8]. Вместе с тем, такая образовательная политика обусловливает проблему деформации структуры рынка труда. Государство, стимулируя предложение высококвалифицированного труда в долгосрочной перспективе, оказывает влияние на структуру спроса трудовых ресурсов: при избытке высококвалифицированных кадров (безработица выпускников вузов) наблюдается недостаток неквалифицированного труда [9].

Новые вызовы глобализации диктуют необходимость дальнейшей концентрации национальных ресурсов для развития приоритетных высокотехнологичных направлений в регионах. Региональная инновационная политика Финляндии, отвечая вызовам глобализации, является не столько инструментом экономического развития более отсталых удаленных регионов, сколько имеет тенденцию стимулировать развитие наиболее сильных и конкурентоспособных регионов. Эта особенность находит отражение в программах регионального инновационного развития страны.

В Финляндии постоянно совершенствуется организационная структура систем управления инновационными процессами, распределения государственных НИОКР. При этом разрабатываются такие системы управления инновационной политикой, которые позволяют добиться взаимодействия процессов, развивающихся на основе общественно-частного партнерства на местах и в регионах и имеющих горизонтальные и вертикальные связи. Движущей силой развития региональных инновационных систем является деятельность разветвленной сети организаций национального уровня,

имеющих региональные местные отделения. На национальный уровень возлагается не только основная часть финансовой поддержки инноваций в регионах, но и ответственность за принятие стратегических решений.

Социальный капитал Финляндии способствует более эффективному интерактивному обучению, и поэтому модель создания сетевых связей заложена в национальную программу ЦЭ. Финская инновационная модель развития основана на сильном человеческом и социальном капитале, в повышении потенциала которого главную роль играет государство, что позволяет поддерживать эффективное взаимодействие бизнеса, науки и образования и занимать Финляндии высокие позиции в мировых рейтингах конкурентоспособности экономики.

Изучая опыт экономической системы Финляндии и чем интересен финский опыт для нашей республики, приходим к следующим выводам.

Финляндия является одной из малых высокоразвитых индустриальных стран. Главными преимуществами экономики страны можно назвать её открытость, политическую стабильность, высокоразвитую инфраструктуру, высокий уровень взаимодействия между отдельными её субъектами, а также быстрое освоение новых технологий, высокий образовательный уровень населения и благоприятный для бизнеса деловой климат.

В настоящее время в Казахстане реализуется масштабная Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию, созданы и развиваются институты для поддержки инновационной деятельности. Созданы все необходимые меры поддержки бизнес климата.

При формировании связей между субъектами инновационной деятельности необходимо рассмотреть финский опыт выстраивания эффективных отношений. Так, к примеру, при создании инновационного кластера «Назарбаев Университета» для его эффективного функционирования и высокого уровня взаимодействия.

При несомненных успехах, есть и проблемные вопросы, в Финляндии высокий уровень налогообложения, государственного долга и уровня безработицы. Также вопросами экономики являются неразвитость внутреннего рынка, периферийное расположение в Европе, быстро стареющее население и ранний выход на пенсию.

Экономика Финляндии считается одной из самых конкурентоспособных, её специализация - сектор высоких технологий (информационные и коммуникационные технологии).

Благодаря экспорту информационных и коммуникационных технологий внешняя торговля Финляндии в области высоких технологий дает больше прибыли, чем в любой другой стране Европейского союза. В 2013 году, на основании рапорта органа Совета Европы по борьбе с коррупцией «Greco», Финляндия явилась одной из наименее коррумпированных стран Европейского Союза.

В целом, финская экономика считается одной из лучших в Европейском Союзе. И то, что Финляндия совершила прорыв, будучи страной, в экономике которой доминировал сырьевой комплекс, является интересным для большинства стран ЕврАзЭс.

Для Финляндии Казахстан является важнейшим торговым партнером в Центральной Азии. Все большее число финских компаний заинтересовано в открытии бизнеса в Казахстане. В настоящее время около 30 финских компаний уже работают в Казахстане.

Развитие казахстано-финских отношений находится на высоком содержательном уровне. Примером активизации двухсторонних отношений явилась встреча в г. Астане Президентов Казахстана Н.Назарбаева и Финляндской Республики С. Ниинистё (18.04.2013 г). На казахстанско-финском экономическом форуме, посвященном вопро-

сам «зеленой» экономики и модернизации, Президент Республики Казахстан отметил «Казахстан высоко ценит Финляндию как надежного делового партнера. На сегодняшний день мы уже достигли значимых результатов в двустороннем экономическом сотрудничестве. По итогам прошлого года объём товарооборота между нашими странами достиг порядка 800 миллионов долларов США. Начиная с 2002 года, приток прямых инвестиций из Финляндии в Казахстан превысил 170 миллионов долларов США. Основу для дальнейшего роста делового партнёрства создают позитивные изменения в экономике наших стран, Важным является возможности сотрудничества по вопросам подготовки «ЭКСПО-2017», внедрении современных технологий в сфере «зеленой» экономики и возобновляемых источников энергии.

При этом, С. Ниинистё отметил, что «Казахстан является одной из стран мира, где экономика растет наиболее стремительными темпами, и занимает на сегодняшнее время третье место в рейтинге по скорости экономического роста. Это означает, что благосостояние жителей страны также растет, улучшается здравоохранение, образование».

Учитывая опыт Финляндии, необходимо отметить, что самый главный приоритет политики был сделан на создании условий для развития человеческого капитала страны. Также важным уроком является то, что реальный прорыв выявляется только в условиях конкуренции и поиска перспективных путей развития самими фирмами.

Список литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства». Астана, 14.12.2012. Официальный сайт Президента Республики Казахстан -www.akorda.kz

2. The Global Competitiveness Report 2012-20013. World Economic Forum. - Geneva. -2012. - pp. 527. www.weforum.org/gcr.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пчелинцев В. Региональные инновационные системы: опыт Финляндии. Экономика и международные отношения, 2012, № 7, с. 51-63.

4. Радченко А. Инновационная система Финляндии «Мировое и национальное хозяйство». Издание МГИМО (У) МИД России. №1(16), 2011.

5. Рубвальтер Д. А., Руденский О.В. Финляндия: наука, технологии, инновации. Информационно-аналитический бюллетень № 4, ЦИСН. М.: 2007. - 53с.

6. Гайнутдинов Р.И. Предпосылки создания программы центров экспертиз на базе ФАУ ОЭЗ. Мировой опыт инновационной деятельности. www.innosys.spb.ru

7. Куликова Ю.П. Оценка опыта реформирования системы образования, ориентированной на интересы национальной экономики (на примере Республики Финляндия) // Общество: политика, экономика, право. - 2012. - №3. http://www.dom-hors.ru/ru/ component/content/article/4.../69-2012-3.html

8. Буренин В.А. Роль национальных инновационных систем в развитии конкурентоспособности предприятий. Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. -№ 3. - C. 16-24.

9. Дробышевская Т. А. Роль сектора знаний в инновационной экономике // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 4. - С. 184-189.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.