Научная статья на тему 'Характеристика стран арктического региона в области инновационной деятельности (на примере стран Северной Европы)'

Характеристика стран арктического региона в области инновационной деятельности (на примере стран Северной Европы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ЕВРОПА / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / NORTHERN EUROPE / THE ECONOMY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тамицкий Александр Михайлович

В данной статье представлены характеристики инновационной составляющей экономики Швеции, Финляндии и Норвегии, ее институты и направления развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тамицкий Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика стран арктического региона в области инновационной деятельности (на примере стран Северной Европы)»

Characteristics of the Arctic region in the field of innovation (the Nordic countries)

Tamitskiy A. (Russian Federation) Характеристика стран Арктического региона в области инновационной деятельности (на примере стран Северной Европы) Тамицкий А. М. (Российская Федерация)

Тамицкий Александр Михайлович / Tamitskiy Alexandr - кандидат политических наук, магистрант,

кафедра финансов и кредита, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в данной статье представлены характеристики инновационной составляющей экономики Швеции, Финляндии и Норвегии, ее институты и направления развития.

Abstract: this paper presents characteristics of the innovation component of the economy of Sweden, Finland and Norway, its institutions and the direction of development.

Ключевые слова: Северная Европа, экономика, инновации. Keywords: Northern Europe, the economy, innovation.

Страны Северной Европы, располагающиеся в арктическом регионе, являются примером разнообразия возможностей доступа к факторам производства, в частности, к энергоресурсам: от дефицитного (Швеция, Финляндия), до определяющего структуру национальной экономики (Норвегия). Несмотря на сравнительно малые размеры экономики и узость внутреннего рынка, данные страны занимают весьма высокие позиции в отличие от других арктических государств в рейтингах развития инновационного потенциала и конкурентоспособности. И связано это с тем, что высокотехнологичные производства стали приоритетом экономической политики большинства государств, приведшим к мировому лидерству в производстве наукоемкой продукции. Главными инструментами в проводимой политике стали наращивание затрат на научные разработки и их активное внедрение через национальную инновационную инфраструктуру, связывающую государство, бизнес и производство.

Успехи во внедрении новых технологий и развитии высокотехнологичных отраслей народного хозяйства подкрепляются развитием человеческого капитала, улучшением качества жизни, ростом научных достижений и интеллектуальных ресурсов, успехами в реализации экологических проектов, что свидетельствует о мультипликативном характере развития инновационной экономики.

Направления инновационной деятельности в Швеции, Финляндии и Норвегии имеют национальные особенности, исторически сложившиеся и обусловленные имеющимися ресурсными возможностями.

Указанные страны (кроме Норвегии) занимают лидирующие позиции по объему общих расходов на НИОКР, составлявшим в 2010-2012 гг. в среднем от 3,4 до 3,7 % ВВП [1].

Роль государства в данном процессе в первую очередь сводится к формированию стратегических документов и программ, определяющих основные направления деятельности, которые реализуются при поддержке государственных организаций, отвечающих за исследования и инновации в отдельных областях. Основную работу по формированию государственной инновационной политики и научных исследований осуществляют в Швеции Министерство образования и науки совместно с Министерством предпринимательства, энергетики и коммуникаций, в Норвегии - Министерство торговли, промышленности и рыболовства совместно с Министерством образования и исследований, в Финляндии - Совет по политике в области науки и технологии под руководством премьер-министра, Министерство образования и Министерство занятости и экономики Финляндии.

В странах Северной Европы формируются специальные структуры и ведомства, целью которых является содействие развитию инновационной деятельности. В частности, в Швеции - Шведское управление инновационных систем (VINNOVA), в Норвегии - Норвежский исследовательский совет, организация «Инновационная Норвегия» (Innovasjon Norge) и государственная корпорация промышленного развития Норвегии «СИВА» (SIVA), в Финляндии - Финское агентство по финансированию технологий и инноваций «Текес» (Tekes), Государственный Центр технических исследований Финляндии «ВТТ», Академия Финляндии.

При взаимодействии с органами государственной власти, ведомствами и ответственными структурами в рассматриваемых странах Северной Европы функционирует разнообразный спектр организаций, выполняющих конкретные задачи: фонды поддержки инноваций, бизнес-инкубаторы, инновационные центры при университетах, венчурные фонды, технологические площадки, также региональные объединения отраслевой направленности (кластеры) и т. п. При этом следует отметить, что разветвленная сеть инновационных структур активно развивается с участием государственного и коммерческого капитала,

которые направлены на стимулирование развития высокотехнологичных отраслей экономики. При этом государственная власть реализует комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для коммерциализации новых технологий.

В Швеции мощная поддержка развития образования стала основой развития инновационной экономики, благодаря подготовке высококвалифицированных специалистов, которые в будущем позволили развиваться науке и высокотехнологичным отраслям экономики. На последующем этапе при активном содействии государства большое внимание стало уделяться развитию кластеров (например, технологический кластер в г. Чиста, автомобильный кластер в г. Гётеборг, Тролльхеттан), а также формированию ряда научно-производственных центров, обладающих потенциалом создания на их основе инновационных и производственных кластеров. Реализуемая модель развития инноваций получила название «Triple Helix Model» или тройной спирали, которая означает, что три фактора высокотехнологичного развития - государственная власть, бизнес и университеты стимулируют инновации в кластерах, развитие которых способствует увеличению качества жизни населения, состояния экологии на региональном уровне. Вместе с тем, серьезным риском инновационной системы Швеции является развитие наукоемких производств лишь в крупных организациях (Ericsson, AstraZeneca, SKF, TETRAPACK и др.). Однако успехи большинства компаний, за исключением работающих в области биотехнологий, фармацевтики и медицинской техники, связаны с развитием, прежде всего, традиционных технологий, и связаны с такими отраслями, как автомобилестроение, электротехника, пищевая и другими. При этом существующая шведская система коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности является недостаточно эффективной, в первую очередь, из-за отсутствия мощной стимулирующей налоговой политики в отношении инвестиционной деятельности, что, в свою очередь, сдерживает развитие новых высокотехнологичных секторов экономики.

Особенностью модели государственной поддержки инноваций в Финляндии является ее ориентированность на развитие инфраструктуры, представленной исследовательскими кластерами при университетах (например, центр «New Factory», созданный на базе университетов г. Тампере). Глубокая интеграция государства, бизнеса и науки способствовала широкой коммерциализации инноваций. Особенно большое внимание уделялось развитию НИОКР по таким приоритетным направлениям развития науки и техники, как электроника и электротехника, информационные технологии и телекоммуникации (например, Tieto, Nokia). На сегодняшний момент, имеющийся наукоемкий сектор, ориентированный на экспорт, является основой развития Финляндии. Однако и экономике этой страны не удается избежать угроз, которые возникают сегодня. В первую очередь, это снижение конкурентоспособности продукции в области телекоммуникации на международных рынках в связи с появлением на них новых игроков в лице Индии и Китая, чья продукция и технологии вытесняют спрос на финские товары и услуги.

Норвегию отличает от других представленных стран арктического региона ее ориентированность на эксплуатацию сырьевых ресурсов, вокруг которых формируются узкие направления развития высокотехнологичного сектора национальной экономики. Благодаря системе налоговых вычетов при реализации научных проектов, исполнения программы «Oil and Gas in the 21 -st Century», также достаточно высоком налогообложении при добыче энергоносителей, происходило стимулирование компаний в развитии и внедрении новейших технологий, которые снижали затраты на добычу полезных ископаемых. Это позволило развивать исследования в области бурения и добычи на шельфе нефти и газа, систем мониторинга запасов энергоносителей. Успехи в этих областях стали развивать другие сопутствующие направления научного знания - информационные и коммуникационные технологии, судостроение, экологию, возобновляемую энергетику и т. д. Несмотря на это, инновационная активность в Норвегии признана одной из низких среди европейских стран. Данное обстоятельство побудило активное обсуждение в научной литературе проблематики «норвежского парадокса», которая зиждется на следующем основании - вопреки низкой инновационности экономики Норвегии за последние годы она характеризуется относительной благополучностью и высокими экономическими показателями. Однако, на наш взгляд, инновацию нельзя рассматривать как единственный катализатор экономического роста. В случае с Норвегией здесь главной причиной высоких индикаторов развития экономики стали имеющиеся природные ресурсы вкупе с благоприятной конъюнктурой на международных рынках энергоносителей.

Для обобщенной оценки состояние инновационной сферы стран Северной Европы можно обратиться к интегративным показателям развития их инновационной составляющей. Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation Index) или рейтинг стран мира по показателю развития инноваций по версии международной бизнес-школы INSEAD, составленный в 2012-2014 гг. свидетельствует о стабильно высоких позициях Швеции (занимает 2 место в 2012-2013 гг. и 3 место в 2014 г.), далее за ней следует Финляндия (4, 6 и 4 места, соответственно) и с достаточно длинным разрывом за ними идет Норвегия (14, 16 и 14 место, соответственно) [2].

Детальный анализ субиндексов указанных стран свидетельствует о следующем. Швеция, как один из мировых лидеров в инновационном развитии, отмечается высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий, экологической устойчивости, валовых расходов на научно-исследовательскую деятельность, патентования и научных публикаций, числа исследователей, позиции

шведских университетов в мировых рейтингах. Одними из слабых показателей оказались торговля и конкуренция, а также состояние нематериальных активов.

Финляндию отличает высокое развитие кластеров, поступлений от лицензионных сборов, объем экспорта компьютерных и коммуникационных услуг, развитие бизнеса и информационно -коммуникационных услуг. При этом отмечается низкий уровень валового накопления основного капитала, темпы роста ВВП на одного занятого, интенсивность конкуренции на местном уровне.

Норвегия относится к странам умеренных новаторов. При наличии высоких показателей человеческих ресурсов, открытых исследовательских систем, развития рынков товаров, рабочей силы и финансовых рынков, отмечаются относительно низкий уровень инвестиций и их экономических последствий, развития инфраструктуры и системы поощрения инновационных предприятий.

Таким образом, анализ международного опыта развития инновационной экономики свидетельствует о национальных особенностях активизации развития инноваций, что обусловлено уникальными особенностями исторического пути стран и имеющейся ресурсной базой - человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов, структуры имеющейся экономики и общих мировых тенденций развития глобального рынка товаров и услуг. Несмотря на это, общим в системе стимулирования развития наукоемких отраслей экономики является развитие, в первую очередь, системы подготовки высококвалифицированных кадров, затем участие системы образования и науки, государственной власти и бизнеса в развитии инфраструктуры по развитию НИОКР, внедрению новейших разработок в производство и их коммерциализация. В любом случае, успех модернизации национальной экономики во многом зависит от роли государства в поддержке и развитии научного потенциала страны.

Литература

1. Данные Всемирного банка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://data.worldbank.org/.

2. Global Innovation Index. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.globalin-novationindex.org/content.aspx?page=GII-Home.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.