Научная статья на тему 'Стратегии деятельности полиции в контексте построения отношений доверия с населением'

Стратегии деятельности полиции в контексте построения отношений доверия с населением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОЛИЦЕЙСКОГО / PSYCHOLOGY OF POLICE OFFICER COMMUNICATION / FORMING THE RELATIONS OF COOPERATION / COMMUNICATIONAL COMPETENCE OF POLICE OFFICERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

Рассматриваются психологические аспекты деятельности сотрудников органов внутренних дел в контексте формирования в массовом сознании позитивного отношения к полиции. В частности, приводятся результаты изучения различных сторон профессиональной деятельности и поведения полицейских зарубежных стран, использование которых позволяет работникам ОВД организовать отношения сотрудничества и взаимного доверия с гражданами в деле предупреждения и пресечения вмешательства криминала в стабильную жизнедеятельность общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кораблев Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of the police activities within the context of forming confident relations with the society

Psychological aspects in the activities of the MI officers within the context of forming positive attitude to the police in mass awareness are viewed. In particular, results of examining various aspects of the foreign police officers’ professional activities and behavior are given, which make MI officers possible to form the relations of cooperation and mutual confidence in the society, aimed at preventing and suppressing the criminal intervention into the stable vital activities of the society.

Текст научной работы на тему «Стратегии деятельности полиции в контексте построения отношений доверия с населением»

ВОПРОСЫ

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ КОРАБЛЕВ,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин

ФГКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России»

СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТРОЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ДОВЕРИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ

Рассматриваются психологические аспекты деятельности сотрудников органов внутренних дел в контексте формирования в массовом сознании позитивного отношения к полиции. В частности, приводятся результаты изучения различных сторон профессиональной деятельности и поведения полицейских зарубежных стран, использование которых позволяет работникам ОВД организовать отношения сотрудничества и взаимного доверия с гражданами в деле предупреждения и пресечения вмешательства криминала в стабильную жизнедеятельность общества.

Ключевые слова: психология общения сотрудника полиции, организация отношений сотрудничества, коммуникативная компетентность полицейского.

S.E. Korablev, PhD (Psychology), Assistant Professor, Sub-department of Social-and-Humanitarian and Economic Subjects, Russia MI Institute (Voronezh City); e-mail: kafedra sgd@ yandex.ru, tel.: 8 (473) 247-67-07.

Strategies of the police activities within the context of forming confident relations with the society.

Psychological aspects in the activities of the MI officers within the context of forming positive attitude to the police in mass awareness are viewed. In particular, results of examining various aspects of the foreign police officers' professional activities and behavior are given, which make MI officers possible to form the relations of cooperation and mutual confidence in the society, aimed at preventing and suppressing the criminal intervention into the stable vital activities of the society.

Key words: psychology of police officer communication, forming the relations of cooperation, communicational competence of police officers.

Современная ситуация ориентирует сотрудников органов внутренних дел на проведение существенных преобразований своей деятельности в контексте перехода к статусу полиции, стоящей на службе общества.

Одно из концептуальных оснований данной модели полиции заключается в том, что доминирующей стратегией ее деятельности должно стать сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступных, деструктивных воздействий отдельных лиц (групп) на правопорядок и общественное благополучие.

В рамках реализации данной модели руководством государства делается акцент на изменении контекста профессиональной подготовки кадров полиции, в частности на переформатировании их психологических установок в аспектах

применения властных полномочий, смещения доминанты профессиональной деятельности с готовности ОВД к непосредственному пресечению преступлений к активному предупредительному воздействию на факторы социальной ситуации, провоцирующие преступность1.

В эпоху демократических преобразований в нашем обществе представляется актуальным изучение европейского и североамериканского опыта построения отношений полиции и населения. Его заимствование не должно быть слепым копированием и предполагает тщательный анализ возможности использования этого опыта с учетом политического, исторического и других факторов развития нашего государства.

Оптимальные отношения населения и полицейских структур - явление неоднозначное, ко-

торому можно дать характеристику по крайней мере по двум противоположным направлениям: а) сотрудничество, взаимопомощь и прочее; б) дистанцированность, беспристрастность, карательное пресечение преступности.

В странах Евросоюза и США вопрос эффективности деятельности полиции неразрывно связан с формированием позитивного отношения населения к правоохранительным структурам. Главенствующей является идея о том, что полиция, желающая контролировать ситуацию, однозначно должна заниматься профилактикой, предупреждением преступлений, что в свою очередь предполагает сотрудничество с населением. А это для полиции означает реальное уважение прав человека и гражданина в процессе осуществления любой профессиональной функции полицейского и не должно быть лишь формальным провозглашением необходимости соблюдения вышеуказанных прав. Тем самым полиция формирует отношение населения к себе, что позволяет выявить точки пересечения интересов государственных структур и гражданина.

В этих целях сами полицейские нуждаются в прочном усвоении (на уровне психологической установки) двух основных принципов:

права человека и работа полиции неразрывно связаны;

права человека отнюдь не препятствуют деятельности полиции, наоборот, они определяют границы ее работы и основы для осуществления полномочий в рамках закона.

Вместе с тем, полиция заинтересована в том, чтобы общественность была проинформирована о проблемах и реалиях ее работы исходя из принципа: понимание способов работы полиции является гораздо более действенным подходом к совершенствованию отношений с населением, чем отстраненное наблюдение и критика со стороны.

Основные существующие на настоящий момент модели организации взаимоотношений полицейских структур и населения нуждаются в анализе их сильных и слабых сторон. Для понимания социально-психологической специфики взаимоотношений полиции с обществом эти модели целесообразно охарактеризовать в контексте: функций полиции в обществе; полномочий полиции и характера их осуществления;

механизмов и качества обеспечения нормальной деятельности полиции (управление, кадровое и ресурсное обеспечение, профессиональная, психологическая и моральная подготовка, взаимосвязь с другими государственными и социальными институтами);

соотношения методов предупреждения и пресечения преступности;

вариативности способов расследования преступлений и поддержания общественного порядка.

Стратегические подходы к построению взаимоотношений полиции и населения заметно проявляют себя в общей характеристике правоохранительных систем зарубежных стран.

На сегодняшний день та модель осуществления деятельности по охране правопорядка, о которой пойдет речь в данной статье, воплощается в жизнь правоохранительными системами Великобритании, Франции, Федеративной Республики Германия, Испании, Австрии, Соединенных Штатов Америки, Канады и др.

Изучение опыта организации служебной деятельности и системы управления правоохранительными органами (в контексте формирования отношений с населением и общественностью) в этих государствах позволяет сделать некоторые выводы об основных особенностях управления зарубежными правоохранительными системами, а именно:

разветвленность и разнообразие правоохранительных систем, наличие правоохранительных органов в различных министерствах и ведомствах, их независимость друг от друга;

правоохранительные органы стран - членов Европейского Союза руководствуются не только национальным законодательством, но и нормативными актами, принятыми Союзом;

деление правоохранительных органов по источникам финансирования на государственные (федеральные), муниципальные (местного самоуправления), частные (полиция фирм, концернов, синдикатов);

социальная направленность работы правоохранительных органов; функции полиции в большинстве своем реализуются в роли активного и многопланового содействия, помощи гражданам не только в случаях криминальной опасности, но и в любой экстремальной ситуации (несчастный случай, бытовой конфликт, заболевание);

высокий профессионализм правоохранительных органов;

внепартийность в работе правоохранительных органов - правоохранительные органы служат народу, государству, а не партиям;

активная деятельность общественных добровольных объединений, направленная на поддержку и помощь правоохранительным органам;

открытость, гласность, постоянная апелляция к общественному мнению при решении сложных ситуаций, которые возникают в правоохранительной практике, обеспечивают полиции доверие и поддержку населения. Правоохранительные органы активно участвуют во всех мероприятиях, которые проводятся среди населе-

ния, в организации спортивных соревнований, праздников, работают в школах и дошкольных учреждениях, выполняют патронажную работу, отчитываются перед населением и этим реализуют идею сближения с ним. В процессе служебной подготовки в полиции США, ФРГ Франции, Италии изучается специальный курс «Работа с населением». В правоохранительных органах зарубежных стран достаточно весомо представлены отделы психологической, социальной работы, связи с населением, общественными организациями, средствами массовой информации;

в подавляющем большинстве европейских стран, в США и Японии в МВД сосредоточены и полицейские службы, и службы государственной безопасности, что обеспечивает тесное взаимодействие между ними и экономит государственные средства;

распределение компетенции органов контрразведки, которые включены, как правило, в систему МВД (за исключением США, где ФБР входит в Министерство юстиции) и внешней разведки;

новейшие достижения естественных и технических наук внедряются в практическую деятельность правоохранительных органов. Полиция имеет разветвленную систему экспертных и научных учреждений;

тесное взаимодействие правоохранительных органов через Интерпол и непосредственно между собою (конференции, симпозиумы, обмен делегациями, изучение опыта, подготовка кадров, совместные полицейские мероприятия в пределах нескольких стран). Особый опыт полиция зарубежных стран приобретает при расследовании межгосударственных преступлений в сфере наркобизнеса, «отмывания» денег, сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов, недоброкачественной конкуренции, злостных банкротств, нарушения законов о товарных знаках и правилах рекламы, экологических преступлений;

почти во всех зарубежных полицейских системах статус полицейской службы - гражданский; служащие могут выполнять обязанности в форме или в гражданской одежде, имеют самое современное вооружение. На сотрудников полиции распространяются основные политические права, за исключением права бастовать и состоять в политических партиях;

характерным признаком деятельности правоохранительных органов многих стран мира является высокая социальная и правовая защищенность их работников. Материальная обеспеченность побуждает к ответственному выполнению обязанностей, профессиональному росту.

Вышеназванные характеристики полицейских структур соответствуют общим стратегическим

подходам к деятельности социально направленной полиции, при том что полицейские системы отдельных государств имеют собственный исторический опыт, национальную неповторимость, особые структуру и формы деятельности.

Руководствуясь данной стратегией, полиция стремится утвердить образ эффективно работающей государственной структуры, профессионально защищающей права населения, активно сотрудничающей с различными категориями граждан и признающей за общественностью право контролировать свою работу и влиять на нее.

Рассматривая в общем картину взаимоотношений полиции и населения стран, названных выше, приходится констатировать обоюдность и взаимность как показатели отношений полиции и населения.

Весьма важным психологическим шагом является попытка государства в целом и полиции в частности добиться от граждан понимания сути ее работы, которое в свою очередь определит варианты социального воздействия на поведение полицейских.

В этом контексте население должно быть осведомлено о том, что полиция является важным, но всего лишь элементом более широкой системы органов безопасности и юстиции, за эффективность работы которой она не может в полной мере нести ответственность.

Другим психологически значимым фактором, укрепляющим доверие граждан, является то, что государство (в разумных пределах) предоставляет полиции независимость в плане принятия решений о вариантах реагирования на ту или иную ситуацию, связанную с поддержанием законности и порядка.

Результатом такого психологического влияния является возможность населения рассматривать полицию как структуру, стоящую на защите собственных прав граждан.

Другими словами, не только правозащитники должны совершенствовать деятельность полицейских структур в аспекте взаимоотношений с гражданами, а и сама полиция должна быть весьма заинтересована в переформатировании установок на взаимоотношения с населением и теми, кто отстаивает свои права.

Особое отношение полиции к населению проявляет себя уже в той позиции, которую занимает государство по отношению к своим гражданам. В любом цивилизованном государстве работа полиции связана с охраной порядка, а также с предупреждением и раскрытием преступлений, и основная ответственность за поддержание порядка на подконтрольной ему территории ложится именно на него. Это обязательство возложено на государство нормами международного права,

поскольку порядок и безопасность создают необходимые условия, при которых граждане могут в полной мере пользоваться экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. Более того, государство обязано поддерживать порядок как жизненно важное условие своей целостности. Отсутствие порядка в конце концов создает угрозу существованию самого государства.

В системе правоохранительных органов полиция считается основной структурой, обеспечивающей безопасность и поддержание правопорядка.

Закрепленными за полицией считаются три основных функции:

оказание помощи населению; поддержание общественного порядка; предупреждение и расследование преступлений.

Вышеуказанные функции соответствуют одному из двух концептуальных подходов к деятельности полиции. Это - позиция социального обслуживания населения. С этой точки зрения полиция обслуживает население по месту жительства. Эта «позиция горизонтали» нашла отражение в концепции полиции на службе общества (community policing) и ее производных -проблемно-ориентированном подходе и работе с опорой на оперативные данные.

Другой подход может быть назван «вертикальным», «кризисным», он заключается в том, что полиция является инструментом государственного контроля. При этом действует предположение, что государство, должным образом контролируя свои территории, обеспечивает закон и порядок и гарантирует безопасность большинства людей, подпадающих под его юрисдикцию. Такая позиция силы, или позиция вертикали, четко прослеживается в авторитарном стиле работы полиции, принятом на вооружение некоторыми полицейскими службами в мире.

Социально-психологические компоненты деятельности полиции в деле предупреждения и борьбы с криминалом в наиболее полном виде могут быть реализованы именно в рамках первой модели. Ведущей особенностью правоохранительных органов, стоящих на службе общества, является привлечение населения к обнаружению проблем преступности и нарушения порядка, а также к их решению исходя из понимания того, что полиция не может делать этого в одиночку.

Концепция полиции на службе общества требует активного взаимодействия с населением, сосредоточения внимания прежде всего на профилактике преступлений, а не только лишь на эффективности пресечения совершаемых преступлений и продуктивности расследования последних. Как показывает зарубежная практика,

основанная на опыте англосаксонских стран, для того чтобы данный концептуальный подход нашел свое эффективное применение, необходимо осуществить ряд преобразований.

Первое кардинальное изменение предполагает децентрализацию командных структур и смещение функций принятия решений с одного (высшего) уровня на другие (средние и низшие уровни руководства подразделениями полиции). Вышеуказанное изменение обусловлено прежде всего необходимостью быстрого, непосредственного восприятия и реагирования на нужды населения, что возможно со стороны средних и низших звеньев управленческой структуры полиции. Им же в большей степени доступна в практической реализации идея сотрудничества с населением и другими органами, обеспечивающими безопасность граждан.

Существуют критические оценки по поводу успешности проектов полиции на службе общества:

для организации деятельности полиции требуется время, в частности на налаживание контактов с населением, преодоление у последнего чувства отчужденности и недоверия;

контроль над осуществлением программы сотрудничества может быть сконцентрирован не у представителей социального большинства, а у лиц, имеющих наибольшее влияние в обществе или кастовые религиозно-общинные соображения;

необходимы значительные финансовые затраты на переподготовку кадров, преобразование организационной культуры работников полиции, переоборудование полицейских участков;

в плане преобразования организационной культуры необходимо преодоление ортодоксальности и косности руководства и сотрудников полиции, не желающих отступать от привычной авторитарной стратегии и применить стратегию «снизу-вверх». Смысл последней в том, что именно рядовые сотрудники, контактирующие с населением, получают от него необходимую информацию, служащую ориентиром в принятии решений;

стратегия сотрудничества полиции с населением требует всецелой поддержки на всех уровнях руководства;

коррупция и низкий уровень профессионализма не позволяют эффективно продвигать концепцию полиции на службе у населения;

представляется затруднительным оценить эффективность работы полиции, четко обозначить критерии оценки.

Несмотря на указанные выше критические перспективы реализации стратегии, безусловным является тот факт, что главная предпосылка успеха заключается в привлечении населения к

поддержанию порядка и предупреждению преступлений.

Представляется целесообразным следующее концептуальное замечание: полиция на службе общества вовсе не предполагает передачу полицейских функций населению. Реализация данного подхода будет успешной в случае участия хорошо подготовленных, профессиональных сотрудников полиции, целиком понимающих свою роль и обязанности, способных собирать информацию, которая давала бы направление в процессе принятия решений, а не наоборот.

Еще одно немаловажное замечание касается того, насколько способность полицейских структур реагировать на потребности населения, подотчетность гражданам и строгое следование законам государства может соответствовать военизированному стилю деятельности полиции. В исследованиях по данной проблематике указывается, что в некоторых странах военизированная полиция (в отличие от полиции на службе общества), возможно, обеспечивает более надежную защиту от нарушений прав человека, связанных с коррупцией и кумовством (если полиция служит интересам узкого круга лиц либо иных сил, а не общества), поскольку именно такой стиль работы обеспечивает более строгий контроль за действиями отдельных сотрудников.

Вместе с тем, необходимо отметить, что во многих странах авторитарная полиция проявляет большую склонность к насилию.

Предоставление полиции оперативной независимости является залогом решения проблемы чуткого и быстрого ее реагирования на нужды граждан. Деятельность должна быть построена так, чтобы полиция при осуществлении своих функций руководствовалась установленными законом пределами. При этом на основе анализа местных условий она определяла бы приоритетные направления своей работы.

Полицейские структуры, охраняя правопорядок, служат охране государства, реализующего определенную внутреннюю политику. Однако работа полиции не является в полном смысле политической деятельностью, хотя тесно связана с политикой.

Созданию психологически комфортных отношений с гражданами способствуют усвоение и реализация полицией идеи, что она, действуя от лица государства, служит не конкретной политической партии, а стремится гармонизировать интересы различных слоев общества. Поэтому для гарантии беспристрастности и нейтралитета, а значит, законности, профессионализма и отсутствия произвола в принятии решений полицейскому руководству следует предоставить некоторую самостоятельность в том, какие ре-

сурсы использовать при решении тех или иных проблем. Разумеется, эта самостоятельность не должна выходить за рамки закона и установленного направления политики2.

Оперативная независимость командного состава полиции передается рядовым сотрудникам в виде свободы действий. При исполнении служебных обязанностей полицейский, как правило, обладает широкой свободой действий и может самостоятельно принимать решения о том, что следует предпринять в случае неправомерного поведения. Разумеется, эти полномочия ограничиваются рамками внутреннего законодательства и политики.

Реализация принципов оперативной независимости затруднена из-за их непризнания полицейскими структурами некоторых стран, хотя неизменной остается необходимость видеть в них основу работы полиции, стоящей на службе общества.

Опыт деятельности полиции англосаксонских стан говорит о том, что решающее значение для ее эффективной деятельности имеют полицейские полномочия и определенная свобода действий в их применении. Работу полиции невозможно полностью регламентировать правилами и инструкциями, четко предписывающими, что и когда следует предпринимать. Поскольку полиция действует в обстановке сложного переплетения различных интересов, ей необходимо умение уравновешивать эти интересы, выносить собственные профессиональные суждения и при этом всегда нести за это ответственность. Полиция должна заслужить «право на оперативную независимость», эффективно работая на благо общества, соблюдая законы и не допуская произвола, что укрепит доверие населения.

В значительной степени доверие общества зависит от того, насколько полиция подотчетна и прозрачна в своих действиях. Общественное доверие - необходимое условие оперативной независимости, хотя верно и обратное: оперативная независимость может способствовать укреплению доверия к полиции со стороны населения3.

Одним из препятствий на пути достижения оперативной независимости является низкий уровень компетентности для того, чтобы дать профессиональную оценку постоянно возникающим сложным социальным ситуациям. Другим препятствием служит нежелание полиции нести ответственность за свои решения и поступки. Последняя характеристика наиболее удобна для политических элит некоторых государств, стремящихся использовать полицию в своих интересах, которые, с одной стороны, берут ответственность за произвол полицейских структур на себя. С другой стороны, руководство государства (та

же самая политическая элита) либо не способно, либо не готово осуществлять эффективный, но ограниченный контроль над полицией в рамках закона.

В качестве примера позитивного характера взаимоотношений полиции и населения следует привести некоторые фрагменты выступления на семинаре «Шведская демократия» начальника Центрального полицейского управления Швеции Стена Хекшера4. «В Швеции полиции доверяют. Исследование Гетинбергского университета (2004 г.) показало, что полиция занимает третье место в рейтинге доверия граждан различным государственным и общественным институтам (ранее была на пятом месте) ...шведская полиция подчиняется министерству юстиции. Таким образом, подчеркивается, что полиция - институт системы правосудия. полиция должна быть частью юстиции, она должна восприниматься как один из отрядов государственных служащих. Нахождение в системе юстиции меняет менталитет: главной задачей полицейские видят помощь в свершении правосудия».

Причины доверия шведов к стражам порядка включают (1) хорошую профессиональную подготовку. Все вновь поступающие на работу в полицию направляются в учебные центры, где обучаются в течение двух лет. Процент отсева в полицейской академии низкий, не заканчивает ее около 2-3% поступивших граждан. Полицейский в Швеции - (2) популярная профессия, в полицию стремится немало людей с высшим образованием. Каждый четвертый полицейский имеет университетский диплом. В Швеции из полиции люди сами не уходят. (3) Качественный отбор кадров. Руководство полиции знает, как принять на работу именно тех, кто нужен. По мнению руководителя полиции, один из очевидных стимулов отбора нужных людей - (4) достойная зарплата. Понятно, что в ряде стран финансовые возможности ограничены. Возможны разные пути решения проблемы. В одной из стран СНГ при реформировании полиции снизилось количество полицейских при одновременном повышении зарплаты. Это правильно. Лучше иметь три тысячи хороших и обученных полицейских, чем пять тысяч малооплачиваемых и необученных. Шведские полицейские уважают права человека (5). Права человека не противопоставляются полиции. Одна из важнейших задач полиции - их защита, сотрудники своим поведением показывают гражданам пример. Это способствует становлению честного, порядочного поведения. Мелкие придирки к гражданам не способствуют ни соблюдению прав человека, ни охране порядка (6). Паспорта на улицах Стокгольма полиция не проверяет. Полицейские должны быть в нужное

время в нужном месте (7), а не постоянно передвигаться по улицам. Профессионализм полиции - основная гарантия против нарушений прав человека. Когда полицейские нарушают права человека, дело совсем не в том, что в полиции служат негодяи, главная проблема в том, что такие сотрудники не могут эффективно решить свои профессиональные задачи, что подталкивает их к нарушениям. Граждане Швеции не рассматривают полицию как инструмент подавления народа. Полицейские и население едины в понимании того, что в демократичном обществе полиция служит народу. Коррупционная составляющая в работе полиции сведена к минимуму. Гражданин Швеции не думает, что за взятку полиция не будет штрафовать. Единство шведской полиции, отсутствие разделения по территориальной принадлежности (8) обеспечивают отсутствие конкуренции подразделений, как это происходит в некоторых странах.

Открытость деятельности полиции для общества (9) - важный фактор доверия граждан. Исключение составляет проведение спецопераций. Если проводится какая-либо операция, ее секреты хранятся до определенного времени, а потом доводятся до сведения граждан. Общественность имеет широкие полномочия по проверке документации. Существуют специальные полицейские советы, которые наблюдают за работой полиции. В подразделениях есть сотрудники, ответственные за контакты со СМИ; они доступны 24 часа в сутки. Кроме того, любой сотрудник полиции может предоставить СМИ информацию напрямую. Согласно Конституции Швеции никто не имеет права искать виновника утечки информации, государственные служащие имеют право передавать информацию СМИ.

Спрашивается, что может мешать установлению доверия между полицией и населением? Очевидно, если полицейские нарушают права человека, берут взятки, дискриминируют людей по национальным, социальным и другим признакам и т.д., ни о каком доверии речи быть не может. Без доверия населения не получить необходимую для расследования преступления информацию, не найти свидетеля для выступления в суде и т.п.

Раскрывая вопрос о роли полиции в миротворческих операциях, проводимых для оказания помощи в создании демократических институтов, С. Хекшер подчеркивает, что ранее полиция воспринималась как придаток вооруженных сил. Сейчас это не так, полиция выполняет самостоятельную роль, помогая в установлении мира в «горячих точках». Когда в «проблемный» регион входит первый солдат, надо понимать, что для урегулирования ситуации необходимо время, армия сразу не уйдет. В этих условиях именно

полиция, а не армия должна принимать ответственность за наведение порядка в мирное время. Одна из главных целей полиции - создание устойчивой системы охраны порядка: профессиональной, не подверженной коррупции, соблюдающей права человека5.

Общая характеристика социально-психологических слагаемых концептуального подхода «полиция на службе общества» предполагает более подробное сравнение с альтернативными подходами к реализации полицейских функций: кризисным и авторитарным.

Сам термин «кризис» определяет основные функции полиции, которая ради поддержания правопорядка и обуздания насилия сосредоточена в основном на репрессивных действиях, обеспечивающих выживание государственной системы. Ни о каком представлении общественных интересов и отчетности перед гражданами не может быть и речи. В деятельности полиции доминируют следующие акценты: применение силы, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка. В основу организации деятельности полиции положены принципы функционирования военизированного формирования, которое решает не столько проблему предупреждения криминала, сколько проблему его нераспространения за определенные границы.

Кризисный подход к осуществлению полицейских функций неизбежно влечет многочисленные злоупотребления служебным положением работников, включая нарушения прав человека, дискриминацию отдельных групп населения.

Если говорить об авторитарном стиле деятельности полиции, то данный подход присущ в условиях авторитарных государственных режимов, определяющих стратегию собственного выживания без учета интересов общества. Показательными характеристиками работы авторитарной полиции являются:

односторонней выбирается социально контролирующая функция;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч резмерная централ изация лишает сотрудников самостоятельности в выборе наиболее эффективных способов работы;

политизированный характер деятельности отвечает потребностям конкретной политической элиты, стоящей у власти;

международные стандарты в области прав человека не оказывают на деятельность существенного влияния;

минимум общения с населением обусловливает минимальные возможности предупреждения преступности.

Авторитарная полиция может утратить легитимность и социальное доверие.

А. Оссе в книге «Принципы деятельности полиции» дает характеристику подходу «полиция, стоящая на службе общества», принципиально отличающемуся от вышеуказанных подходов по следующим критериям.

1. Идея, заложенная в основе подхода: «Полиция не в состоянии контролировать криминальную ситуацию и эффективно поддерживать правопорядок в одиночку, поэтому нуждается в поддержке общества в деле обеспечения безопасности».

2. Цели полиции на службе общества включают предупреждение и раскрытие преступлений, снижение страха перед преступностью и укрепление взаимоотношений полиции и населения.

3. Активизация взаимодействия с населением предполагает открытое обсуждение с гражданами приоритетных направлений работы полиции и мобилизацию усилий по оказанию активной помощи населению.

4. Решение проблем охраны правопорядка означает постановку акцента не на пресечении и раскрытии преступлений, а на их предупреждении.

5. Профилактическая направленность работы полиции предполагает целенаправленное и систематичное исследование причин обращения граждан в полицию и стремление устранить факторы, вызывающие проблемы, а не их проявления (проблемно-ориентированный подход).

6. Организация деятельности полиции нуждается в преобразовании в сторону децентрализации, предоставления оперативной самостоятельности в принятии решений и использовании ресурсов.

7. Деятельность полиции основана на развитии тесного сотрудничества с другими сторонами, участвующими в обеспечении безопасности населения6.

Психологический смысл укрепления отношений сотрудничества между полицией и населением включает прежде всего снятие напряженности, что представляется одним из первых шагов полиции в сторону граждан. Другим значимым социально-психологическим приемом является предоставление населению определенного спектра возможностей контролировать преступность. Так, полиция, используя различные методы, поощряет участие общественности в деле предупреждения преступлений и улучшения качества услуг полиции. Мощным психологическим воздействием на граждан обладает инициатива полиции в построении долгосрочных стратегических программ установления партнерских связей с населением. Их целью является искоренение преступности в жилых районах и создание достойного качества жизни.

«Географический» принцип работы полиции,

стоящей на службе у населения, обусловливает психологическую установку сотрудников отвечать за правопорядок именно на «своей» территории, не ограничиваясь исполнением лишь традиционно полицейских функций. Данная установка включает готовность полиции делать все от нее зависящее для поддержания благополучия «community» (сообщества) в целом и отдельных его представителей в частности.

Полиция в этом аспекте выступает инициатором «социально востребованных» программ7. Так, типичным для многих стран Европы стал «соседский надзор», организованный при поддержке полицейских участков. Она же становится автором информационных бюллетеней о мерах предупреждения преступлений, просвещающих население.

Полиция регулярно позиционирует себя как уделяющая максимальное внимание так называемым нетяжким преступлениям, наиболее беспокоящим граждан наряду с «громкими» и «тяжкими» преступлениями. Акцент на осуществлении именно пешего патрулирования имеет психологическое звучание в смысле обеспечения чувства безопасности граждан, исходящего из ощущения стабильного присутствия полиции рядом.

Наем на службу представителей различных категорий граждан психологически обеспечивает эффект присутствия всех слоев общества в полиции.

Повышение общего уровня образованности полицейских работников побуждает граждан получать именно от полиции ответы на самые разнообразные вопросы, касающиеся правовых и других аспектов их жизнедеятельности. Тем самым обеспечивается повышение общего социально-психологического статуса полицейских структур.

Ради укрепления отношений партнерства полиция обеспечила передачу определенных управленческих обязанностей от полицейского к гражданскому персоналу.

Упомянутая выше «оперативная независимость» низших уровней полицейской иерархии также является психологически грамотным ходом в сторону сотрудничества с населением, поскольку работа полиции в лице рядовых сотрудников и их руководства требует гибкости и способности быстро реагировать на потребности населения. Предполагаемая свобода действий сотрудников полиции в общественно ориентированной работе нуждается в существенных ограничителях. Ими должны стать высокая профессиональная подготовленность и личная ответственность полицейских в понимании своей общественной миссии.

Значимая психологическая идея заключает-

ся в том, что полиция сама склонна считать отношение общественности к себе более негативным, чем оно есть на самом деле8.

Возможно, одна из причин этого представления о себе состоит в том, что значительное число лиц, окружающих полицейских, представляют в основной своей массе правонарушителей, носителей определенных социальных девиаций, конфликтно настроенных граждан, требующих помощи и защиты или имеющих предвзятое мнение о работе полиции. Почти каждый район и каждое общество испытывают потребность в полиции, восприимчивой к их нуждам и способной реагировать на них. Один из важнейших способов убедить полицию в существовании такой потребности заключается в том, чтобы расширить ее контакты с гражданами, составляющими непреступное, законопослушное большинство.

Вышеупомянутые функции полиции, включающие оказание помощи населению, поддержание общественного порядка, а также предупреждение и расследование преступлений, имеют непосредственное отношение к стоящим перед ней задачам. Их нельзя напрямую ассоциировать с конкретными действиями полицейских структур в рамках подержания правопорядка, так же как и с полномочиями полиции. Содержание этих функций заложено в основе соблюдения прав человека, относящихся к деятельности полиции.

Так, согласно ст. 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка «Должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией». В комментарии к статье говорится: «Имеется в виду, что служба обществу включает в себя, в частности, оказание услуг и помощи тем членам общины, которые по личным, социальным, экономическим или другим причинам чрезвычайного характера нуждаются в немедленной помощи».

Наиболее очевидную социальную направленность имеет функция оказания помощи населению. В комментарии к ст. 1 Кодекса Европейской этики говорится: «Помощь населению является еще одним аспектом деятельности большинства органов полиции, но эта функция в разных странах является более или менее развитой. Включение в задачи полиции функции услуг несколько отличается от этого в том смысле, что она изменяет роль полиции, которая перестает быть «силой», которую в обществе нужно использовать, и становится в этом случае органом оказания «услуг» обществу. В последние годы в Европе прослеживается четкая тенденция полнее

интегрировать полицию в гражданское общество и приближать ее к населению. Эта цель в ряде государств-членов достигается с помощью развития полиции «по месту жительства». Одним из главных средств достижения этой цели является наделение полиции статусом органа публичной службы, а не просто органа, отвечающего за применение закона. Если мы не хотим, чтобы это преобразование осталось исключительно лингвистическим фактором, то раздел «услуг» следует ввести в список задач современной демократической полиции. Как правило, оказываемая полицией помощь касается конкретных ситуаций, в которые она обязана вмешиваться - например, когда нужно оказать помощь любому находящемуся в опасности человеку или помощь гражданам в налаживании связи с другими государственными или социальными службами, при этом аспект «услуг» в деятельности полиции остается расплывчатым и трудно поддается определению. Его нельзя смешивать с некоторыми возлагаемыми на полицию административными задачами (например, выдачей паспортов). Как правило, функция полиции как органа публичной службы связана с ее ролью органа, к которому может обращаться население, и доступность полиции является в этом отношении одним из самых важных и основных элементов. Функция услуг со стороны полиции больше связана с духом миссии полиции по отношению к населению, чем с наделением ее широкими функциями по оказанию услуг в дополнение к ее традиционным задачам. Очевидно то, что полиция не может брать на себя слишком большую ответственность в области оказания услуг населению. Следовательно, государства-члены должны выработать основные направления, применимые к функциям полиции в этой области, к тому, как их полиция выполняет эти функции».

В рамках реализации оперативных функций полиция занимается патрулированием, расследованием преступлений, регулированием дорожного движения. Что касается патрулирования, то оно также представляет собой вариант оказания помощи населению способом осмотра вверенной территории в ожидании возможного нарушения правопорядка. Как раз в рамках патрулирования полиция вынуждена брать на себя обязанности, которые не соответствуют конкретным профессиональным функциям, например заниматься проблемой психически больных людей, бездомных, социально незащищенных людей -ситуацией любого гражданина, которому требуется помощь. Качественное патрулирование производит впечатление стабильного присутствия полиции, что весомо сказывается на рейтинге социального доверия.

Профилактическая направленность патрулирования часто заключается в том, что полиция вмешивается в многообразные конфликтные ситуации и своим авторитетным присутствием и психологически компетентными действиями способствует сохранению правопорядка. Следует отметить, что реализация «авторитетного присутствия» полиции психологически основана на демонстрации государственной власти, профессиональной компетентности и боеспособности и технической оснащенности. Традиции и культура разных стран обусловливают неоднозначное отношение населения к непосредственному восприятию могущества государства в лице полиции. В социально неблагополучных районах крупных городов Бразилии, Аргентины зримое присутствие полицейских провоцирует возникновение чувства опасения и даже вражды у некоторых слоев населения. А вот в благополучной социальной атмосфере присутствие полиции вызывает позитивную реакцию и способствует возникновению чувства защищенности у граждан.

Реализация полицией стратегии обслуживания населения, оказание разнообразнейших услуг гражданам в наведении правопорядка, т.е. реализация функций по поддержанию отношений с населением, представляется не менее ответственной и трудной задачей для правоохранительных органов, чем расследование преступлений.

Особого внимания в исследовании социально ориентированной функции полиции заслуживает такой аспект ее деятельности, как проблемно-ориентированная деятельность (problem oriented policing)9. Реализуя данную деятельность, полиция прежде всего нацелена на сбор информации о проблемах определенного населенного пункта, района. Тогда как традиционно полиция собирала информацию о конкретном преступлении, правонарушителе. Полиция, таким образом, должна быть нацелена на систематический анализ и выявление проблем с последующим необходимым вмешательством10. Долгосрочный инициативный поход, а не просто реакция на криминальную ситуацию - такое кардинальное переосмысление заставило полицию обратиться от «конкретного правонарушителя» к проблеме преступности в целом.

«Проблемно-ориентированная деятельность полиции является разновидностью концепции полиции на службе общества. Сотрудничество с другими партнерскими институтами, помогающими обеспечить защиту местных сообществ, такими как школы, общественные центры, жилищные корпорации, гражданские организации и т.п., сыграло решающую роль в решении проблем, которые больше всего беспокоили на-

селение. Они далеко не всегда ограничивались преступностью, а полиция далеко не всегда была самым очевидным ведомством для их решения. Напротив, на чувство незащищенности населения могут значительно влиять такие обстоятельства, как неработающее уличное освещение, мусор на улицах, надписи на стенах, праздношатающиеся подростки и т.п.

Суть проблемно-ориентированной деятельности заключается в эффективности, а ее успех зависит от способности властей и полиции организовать ресурсы так, чтобы получить оптимальную отдачу и принести пользу гражданам. Каждый сотрудник полиции понимает, что в конечном счете нет смысла вновь и вновь отвечать на одни и те же заявления граждан, не решив стоящей за ними проблемы»11. Завершить краткий анализ социально ориентированного контекста функций полиции целесообразно весьма показательным примером оценки деятельности полицейских США. Эта и аналогичные оценки, данные пользователями Интернета, вполне соответствуют высокому коэффициенту доверия граждан своей полиции12.

На улицах Нью-Йорка можно часто увидеть, как работает полиция. Наиболее распространенные виды преступления - кражи из супермаркетов, грабежи, разбои и хулиганства. Полиции приходится работать в жестком режиме, выезжать к месту происшествия через несколько секунд после вызова. Так, свидетели задержания хулигана возле одного из банков Нью-Йорка рассказывают, что пьяный молодой парень вел себя вызывающе, угрожал работникам учреждения. Люди были вынуждены вызвать полицию. Сразу несколько машин примчались по вызову. Сотрудники полиции действовали профессионально, хулиган был немедленно задержан, на его запястьях защелкнулись наручники. Такие задержания на улицах Нью-Йорка - не редкость. В вечернее время, когда в центральных многолюдных районах города кипит жизнь, а на улицах - миллионы туристов, «работают» и воры-карманники, совершаются кражи из крупных супермаркетов. Полиция готова к экстренному реагированию на сообщения граждан. Полицейские быстро обрабатывают информацию, поступающую от служащих многочисленных частных охранных фирм, которые самостоятельно задерживают преступников и передают их в руки полицейских. Таким образом, работа полиции упрощена в сотни раз.

Эффективно проявляет себя патрулирование улиц на конях. С сотрудниками конного взвода полиции охотнее общаются граждане, всегда подходят подростки. В США пропагандируется теория «общественного лидерства», это означает, что каждый страж правопорядка - лидер, ведь он - представитель исполнительной власти шта-

та, от него зависит самое важное - безопасность населения, и поэтому все обязаны уважать его и помогать в работе. Чтобы обладать даром убеждения и красноречия, полицейские проходят специальные курсы риторики. Программу курса для полицейских специально разрабатывают научные работники университетов. Обучение полицейских финансируется из местного бюджета.

Взаимоотношения СМИ и полиции в Америке строятся на основе открытости и доверия, но если вопросы журналистов касаются комментариев по определенному уголовному делу, такой интерес не всегда приветствуется. Огласка может повредить объективному расследованию до вынесения приговора судом, обстоятельства могут измениться, а если неправдивая информация уже обнародована, за это придется отвечать в суде. В таких случаях наиболее уместен ответ: «Без комментариев», и нет закона, обязывающего работника полиции поступать иначе.

СМИ являются мощным источником влияния на работу полиции. Сами офицеры признаются, что были случаи намеренной фиксации журналистами фактов общения полицейских по их личным вопросам в служебное время.

Такие факты уже на следующий день были обнародованы на страницах газет. Полицейским было стыдно, что они злоупотребили доверием.

Полицейские в США по-настоящему дорожат своей работой. Карьера полицейского - достойная карьера, минимальная заработная плата полицейского, прошедшего курс обучения и вышедшего на службу, - 35 тыс. долларов в год. При выслуге лет сумма значительно возрастает, кроме того, в полиции доплачиваются определенные суммы за работу в выходные дни, опасные задания, дежурства и охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

Не считаются коррумпированными действия по охране частных заведений в свободное от работы время. Работа полицейского - не самая высокооплачиваемая работа, но она гарантирует стабильность, долгосрочные кредиты на жилье, уважение граждан. Если же говорить об уровне доверия граждан к полицейским, то он гораздо выше, чем к работникам прокуратуры и суда, исполнительной системы. Конечно, изучение общественного мнения характеризует отношение граждан к полиции за определенный временной период.

По мнению самих полицейских, одна негативная информация в СМИ не всегда объективного содержания значительно влияет на мнение людей и «оправдываться потом приходится долго». Общественность Америки активно участвует в контроле над работой полиции. Сами американцы убеждены, что деятельность многочислен-

ных общественных организаций «скрашивает недостатки федерализма» в государстве, а «самая страшная проблема, которая может поразить общество, - это безразличие». Правительство США, Конгресс всячески стимулируют деятельность общественных организаций. Общественные организации, «комитеты самоорганизации населения районов» требуют постоянного контакта полиции и населения.

Они ведут самостоятельное наблюдение за «нарушителями спокойствия» в районах проживания и всю информацию об этом предоставляют полицейским. Консультативный комитет граждан из города Нью-Йорк - общественная организация, цель деятельности которой - улучшение правопорядка в родном городе. Активисты организации работают над общей программой «Вырвать и засеять». Программа предусматривает очищение общества от преступности, искоренение насилия, профилактику правонарушений. Работа комитета финансируется из федерального бюджета, только под эффективную программу «Вырвать и засеять» американское правительство выделило 1 млрд долларов на несколько лет. В рамках программы «Инициатива возврата в общество» проводятся мероприятия по реабилитации ранее судимых, консультации, где найти работу и дать второй шанс оступившемуся. Работники комитета самостоятельно ищут работу для освободившихся граждан, гарантируют их добропорядочность перед работодателем и контролируют в дальнейшем трудовую деятельность, поведение в быту. Если ранее судимый «не проявляет рвения в труде», могут выступить инициаторами расторжения трудовых договоров. Все участники общественной организации ведут наблюдение за семьями, где раньше употребляли наркотики, беседуют с матерями и женами бывших наркоторговцев, стараются «переубедить и направить на путь истинный». К воспитанию подростков привлекают пасторов церквей, разъясняют детям, что заниматься граффити -правонарушение, хулиганить - противозаконно.

Как цивилизованные люди американцы прекрасно понимают, что осложнение оперативной обстановки в определенном районе - не вина полицейских, а объективно сложившиеся обстоятельства, искоренить преступность - дело чести каждого сознательного гражданина Америки. К такой работе активно приобщены не только все представители законодательной, исполнительной и судебной власти государства, но и общественность, все, кому небезразлично свое будущее13.

Полицейским органам, реализующим социально ориентированную деятельность в различных странах, даны названия, которые отражают историческую и национальную специфику. К при-

меру, в Нидерландах они названы «участковой работой полиции», тогда как в испанском или португальском варианте используется термин «полиция, приближенная к населению». Несомненно, в работе присутствуют различия в тактиках реализации вышеуказанной стратегии. Однако две концептуальные цели полиции постоянно декларируются и реализуются:

полиция должна стремиться реагировать на нужды населения и укреплять его влияние на основные направления своей деятельности, тем самым добиваясь улучшения качества облуживания населения;

полиция должна стремиться к взаимодействию с обществом для оперативного получения информации у населения.

Принцип общественной ориентированности полиции должен быть воплощен не только в обособленном или специально выделенном подразделении, сотрудники которого занимаются исключительно профилактикой преступности и помощью населению. Вышеуказанный принцип должен применяться во всех аспектах деятельности полиции и всех ее подразделениях, в том числе при расследовании преступлений и поддержании правопорядка.

Таким образом, полиция на службе общества призвана изменить привычки социального восприятия, касающиеся ее роли как доминирующего органа, защищающего собственные интересы или интересы политической элиты.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 4-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Anneke Osse. Understanding Policing. A resource for human rights activists // Amnesty International Nederland. 2006. Р. 25. URL: www.amnesty.nl.,amnesty@amnesty.nl

3 Там же. С. 26.

4 Почему шведы доверяют своей полиции? // Европа-Экспресс. 2007. № 11.

5 Там же.

6 Annke Osse. Op. cit.

7 Themes and debates in public security reform. A manual for public society - Community policing. WOLA.

8 Bayley D. Democratizing the police abroad: What to do and how to do it. 2001.

9 URL: http://www.popcentre.org

10 Hale C. Uniform Styles II: Police families and police styles.

2005.

11 Anneke Osse. Understanding Policing. A resource for human rights activists.

12 Какой мы увидели Америку. - Нью-Йорк. URL: www.don.ua

13 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.