С.Е. Кораблев,
кандидат психологических наук, доцент
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ КАК ФАКТОР ЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
SOCIALLY ORIENTED POLICE STRATEGY AS A FACTOR OF ITS PROFESSIONAL EFFECTIVENESS
В статье рассматриваются психологические аспекты деятельности полицейских структур в контексте построения отношений с обществом. Изучается взаимосвязь между социальноориентированным подходом к реализации полицейских функций и профессиональной эффективностью сотрудников ОВД. Анализируется зарубежный опыт организации отношений полиции и гражданского общества.
The article deals with the psychological aspects of police structures in the context of building relationships with the community. Study the relationship between social-oriented approach to the implementation of policing and professional effectiveness of law enforcement officers. Analyzes the foreign experience of police relations and civil society.
Эффективность преобразований в деятель -ности российских полицейских структур во многом зависит от того, насколько быстро и прочно сотрудники органов внутренних дел воспримут, поймут и примут как личную из -вестную во всем мире доктрину полиции, сто -ящей на службе общества.
Одно из концептуальных оснований дан -ной доктрины заключается в том, что домини -рующей стратегией деятельности полиции должно стать сотрудничество с гражданами в целях совместного предупреждения преступ-ных, деструктивных воздействий отдельных лиц (групп) на правопорядок и общественное благополучие.
В рамках реализации данной модели полиции руководством государства делается акцент на изменении контекста профессиональной подготовки кадров полиции, в частности на переформатировании их психологических установок в аспектах применения властных полномочий, смещения доминаты профессиональной деятельности с готовности ОВД к непосредственному пресечению преступления к активному предупредительному воздействию на факторы социальной ситуации, провоцирующие преступность [1].
В эпоху демократических преобразований в нашем обществе представляется актуальным изучение мирового опыта построения отношений полиции и населения. Заимствование отдельных прогрессивных технологий не должно быть сле -пым копированием и предполагает тщательный анализ возможности их применения с учетом политического, исторического и других факто-ров развития нашего государства.
Отношение населения и полицейских структур — явление неоднозначное, которому можно дать характеристику по двум противоположным направлениям: а) сотрудничество, взаимопомощь и прочее; б) дистанцированность, беспристраст -ность, карательное пресечение преступности.
В странах Евросоюза и США вопрос эффективности деятельности полиции неразрывно связан с формированием позитивного отношения населения к правоохранительным структурам. Главенствующей является идея о том, что полиция, желающая контролировать ситуацию, должна заниматься профилактикой, предупреждением преступлений, что, в свою очередь, предполагает сотрудничество с населением. Сотрудничество с населением для полиции означает реальное уважение прав человека и гражданина в процессе осуществления любой профессиональной функции полицейского и не должно быть лишь формальным провозглашением необходимости соблюдения вышеуказанных прав. Тем самым полиция формирует отношение населения к себе как к защитнику прав человека, что позволяет выявить точки пересечения интересов государственных структур и гражданина.
В этих целях сами полицейские нуждаются в прочном усвоении (на уровне психологической установки) ряда принципов:
• права человека и работа полиции неразрывно связаны;
• права человека отнюдь не препятствуют деятельности полиции, а наоборот, они определяют границы её работы и основы для осуществ -ления полномочий в р амках закона.
С другой стороны, полиция заинтересована в том, чтобы общественность была проинформиро-
вана о проблемах и реалиях работы полиции, исходя из принципа: понимание способов её работы является гораздо более действенным подходом к совершенствованию отношений с населением, чем отстранённое наблюдение и критика с его стороны. Основные существующие на настоящий момент модели организации взаимоотношений полицей -ских структур и населения нуждаются в анализе их сильных и слабых сторон.
Для понимания социально-психологической специфики взаимоотношений полиции с обществом эти модели целесообразно охарактеризовать в контексте: а) функций полиции в обществе; б) полномочий полиции и характера их осуществления; в) механизмов и качества обеспечения нормальной деятельности полиции (управление, кадровое и ресурсное обеспечение, профессиональная, психологическая и моральная подготовка, взаимосвязь с другими государственными и социальными институтами); г) соотношения методов предупреждения и пресечения преступности; д) вариативности способов расследования преступлений и поддержания общественного порядка.
Стратегические подходы к построению взаимоотношений полиции и населения заметно проявляют себя в общей характеристике правоохранительных систем зарубежных стран. На сегодняшний день та модель осуществления деятель -ности по охране правопорядка, о которой пойдет речь в данной статье, воплощается в жизнь правоохранительными системами Великобритании, Франции, Г ермании, Испании, Австрии, Соеди -ненных Ш татов Америки, Канады и др.
Полиция стремится утвердить образ эффективно работающей государственной структуры, профессионально защищающей права населения, активно сотрудничающей с различными категориями граждан и признающей за общественностью право контролировать, влиять на свою работу.
Весьма важным психологическим шагом является попытка государства в целом и полиции в частности добиться от граждан понимания сути её работы, которое, в свою очередь, определит варианты социального воздействия на поведение полицейских. В этом контексте население долж -но быть осведомлено о том, что полиция являет -ся важным, но всего лишь элементом более широкой системы органов безопасности и юстиции, за эффективность работы которой она не может в полной мере нести ответственность.
Особое отношение полиции к населению проявляет себя уже в той позиции, которую занимает государство по отношению к своим гра -жданам. В любом цивилизованном обществе, государстве работа полиции связана с охраной порядка, а также с предупреждением и раскры -тием преступлений и основная ответственность за поддержание порядка на подконтрольной ему территории ложится на государство. В системе правоохранительных органов полиция считается
основной структурой, обеспечивающей безопас -ность и поддержание правопорядка.
Закрепленными за полицией, считаются три основных функции:
• оказание помощи населению;
• поддержание общественного порядка;
• предупреждение и расследование преступлений.
Вышеуказанные функции соответствуют концептуальному подходу социального обслуживания населения со стороны полиции. Речь идет об обслуживании населения по месту жи-тельства, что соответствует «позиции горизонта -ли» в отношениях между обществом и полицейскими структурами («концепция полиции на службе общества (community policing»).
Альтернативный подход («вертикальный», «кризисный») заключается в позиционирова-нии полиции как инструмента государственно -го контроля. Данная концепция предполагает, что государство, должным образом контроли-руя свои территории, обеспечивает закон и порядок и гарантирует безопасность большин -ства людей, подпадающих под его юрисдик-цию. Такая позиция силы обуславливает авто -ритарный стиль работы полиции.
Социально психологические компоненты деятельности полиции в деле предупреждения и борьбы с криминалом в наиболее полном виде могут быть реализованы именно в рамках первого подхода. Ведущей особенностью правоохранительных органов, стоящих на службе общества, является привлечение населения к обнаружению проблем преступности и нарушения порядка, а также к их решению, исходя из понимания того, что полиция не может делать это в одиночку.
Концепция полиции на службе общества требует активного взаимодействия с населением, сосредоточения внимания прежде всего на профилактике преступлений, а не только лишь на эффективности пресечения совершаемых преступлений и продуктивности расследования последних . Как показывает зарубежная практика, основанная на опыте англосаксонских стран, для того чтобы данный концептуальный подход на -шел свое эффективное применение, необходимо осуществить ряд преобразований.
Первое кардинальное изменение предполага -ет децентрализацию командных структур и смещение функций принятия решений с одного (высшего) уровня на другие (средние и низшие уровни руководства подразделениями полиции). Вышеуказанное изменение обусловлено прежде всего необходимостью быстрого, непосредст-венного восприятия и реагирования на нужды населения, что возможно со стороны средних и низших звеньев управленческой структурны полиции . Им же в большей степени доступна прак -тическая реализация идеи сотрудничества с на -селением и другими органами, обеспечивающими безопасность граждан.
Существуют критические оценки по поводу успешности проектов полиции на службе общества :
- для организации деятельности полиции требуется время, в частности на налаживание контактов с населением, преодоление у послед -него чувства отчужденности и недоверия;
- контроль над осуществлением программы сотрудничества может быть сконцентрирован не у представителей социального большинства, а у лиц, имеющих наибольшее влияние в обществе или кастовые религиозно- общинные соображения;
- значительные финансовые затраты на переподготовку кадров, преобразование организационной культуры работников полиции, переоборудование полицейских участков в вид, вызы-вающий уважение у населения;
- в плане преобразования организационной культуры необходимо преодоление ортодоксаль -ности и косности руководства и сотрудников полиции, не желающих отступать от привычной авторитарной стратегии и идти в сторону страте -гии «снизу-вверх». Смысл последней в том, что именно рядовые сотрудники, контактирующие с населением, получают от него необходимую информацию, служащую ориентиром в принятии решений;
-стратегия сотрудничества полиции с населением требует всецелой поддержки на всех уровнях руководства;
-коррупция и низкий уровень профессионализма не позволяют эффективно продвигать концепцию полиции на службе у населения;
-представляется затруднительным оценить эффективность работы полиции, четко обозначить критерии оценки.
Несмотря на указанные выше критические перспективы реализации стратегии, безусловным является тот факт, что главная предпосылка успеха заключается в привлечении населения к поддержанию порядка и предупреждению преступлений.
Полиция на службе общества вовсе не предполагает передачу полицейских функций насе-лению. Реализация данного подхода будет успешной в случае участия хорошо подготовлен -ных, профессиональных сотрудников полиции, целиком понимающих свою роль и обязанности, способных собирать и отсеивать информацию, которая давала бы направление в процессе принятия решений, а не наоборот.
Созданию психологически комфортных от -ношений с гражданами способствует усвоение и реализация полицией идеи о том, что она, дейст -вуя от лица государства, служит не конкретной политической партии, а стремится гармонизировать интересы различных слоев общества. По -этому для гарантии беспристрастности и нейтралитета , а значит, законности, профессионализма и отсутствия произвола в принятии решений, полицейскому руководству следует предоставить некоторую самостоятельность в том, какие ре-
сурсы использовать при решении тех или иных проблем. Разумеется, эта самостоятельность не должна выходить за рамки закона и установлен -ного направления политики [2].
Опыт деятельности полиции англосаксонских стан говорит о том, что решающее значение для эффективной деятельности имеют полицей -ские полномочия и определённая свобода дейст -вий в их применении. Работу полиции невоз -можно полностью регламентировать правилами и инструкциями, чётко предписывающими, что и когда следует предпринимать. Поскольку поли -ция действует в обстановке сложного переплете -ния различных интересов, ей необходимо умение уравновешивать эти интересы, выносить собст-венные профессиональные суждения и при этом всегда нести за это ответственность. В значи-тельной степени доверие общества зависит от того, насколько полиция подотчётна и прозрачна в своих действиях. Общественное доверие — необходимое условие оперативной независимости, хотя верно и обратное: оперативная незави -симость может способствовать укреплению до -верия к полиции со стороны населения [2].
В качестве примера позитивного характера взаимоотношений полиции и населения следует привести некоторые фрагменты выступления на семинаре «Шведская демократия» начальника Центрального полицейского управления Швеции Стена Хекшера [3]. По его словам, причины доверия шведов к стражам порядка включают (1)хорошую профессиональную подготовку. Все вновь поступающие на работу в полицию направляются в учебные центры, где обучаются в течение двух лет. Процент отсева в полицейской академии низкий, не заканчивает ее около 2—3% поступивших граждан. Полицейский в Швеции
— (2) популярная профессия, в полицию стремится немало людей с высшим образованием. Каждый четвертый полицейский имеет университетский диплом. В Швеции из полиции люди сами не уходят. Руководство полиции осуществ -ляет (3) качественный отбор кадров. По мнению руководителя полиции, один из очевидных сти -мулов отбора нужных людей — (4)достойная зарплата. Возможны разные пути решения дан -ной проблемы. Есть примеры реформирования полиции, когда при снижении количества поли -цейских произошло одновременное повышение зарплаты. Лучше иметь три тысячи хорошо обученных полицейских, чем пять тысяч малоопла -чиваемых и необученных. Шведские полицей -ские уважают права человека (5). Одна из важ -нейших задач полиции — их защита, сотрудники своим поведением показывают пример гражданам. Это способствует становлению честного, порядочного поведения. Мелкие придирки к гражданам не способствуют ни соблюдению прав человека, ни охране порядка (6). Паспорта на улицах Стокгольма полиция не проверяет. Полицейские должны быть в нужное время в нужном месте (7), а не постоянно передвигаться
по улицам. Профессионализм полиции — основ -ная гарантия против нарушений прав человека. Когда полицейские нарушают права человека, дело совсем не в том, что в полиции служат не -годяи, главная проблема в том, что такие сотруд -ники не могут эффективно решить свои профессиональные задачи, что толкает их на нарушения. Граждане Швеции не рассматривают поли -цию как инструмент подавления народа. Поли -цейские и население едины в понимании того, что в демократическом обществе полиция служит народу. Коррупционная составляющая в работе полиции сведена к минимуму. Единство шведской полиции, отсутствие разделения по территориальной принадлежности (8) обеспечивают отсутствие конкуренции подразделений, как в некоторых странах. Открытость деятельно -сти полиции для общества (9) — важный фактор обеспечения доверия граждан. Исключение составляет проведение спецопераций. Если проводится какая-либо операция, ее секреты хранятся до определенного времени, а потом доводятся до сведения граждан. Общественность имеет широкие полномочия по проверке документации. Су -ществуют специальные полицейские советы, которые наблюдают за работой полиции. В под -разделениях есть сотрудники, ответственные за контакты со СМИ; они доступны 24 часа в сутки. Кроме того, любой сотрудник полиции может предоставить СМИ информацию напрямую. Согласно Конституции Швеции, никто не имеет права искать виновника утечки информации, государственные служащие имеют право переда -вать информацию СМИ.
Спрашивается, что может мешать установле -нию доверия между полицией и населением? Очевидно, если полицейские нарушают права человека, берут взятки, дискриминируют людей по национальным, социальным и другим призна -кам и т. д., ни о каком доверии речи быть не может. Без доверия населения не получить необхо -димую для расследования преступления информацию, не найти свидетеля для выступления в суде и т.п. Одна из главных целей полиции — создание устойчивой системы охраны порядка: профессиональной, не подверженной коррупции, соблюдающей права человека [3].
Общая характеристика социально-психо -логических слагаемых концептуального подхода «полиция на службе общества» предполагает более подробное сравнение с альтернативными подходами в реализации полицейских функций: кризисным и авторитарным.
Сам термин «кризис» определяет основные функции полиции, которая ради поддержания правопорядка и обуздания насилия сосредоточена в основном на репрессивных действиях, обеспечивающих выживание государственной системы. В деятельности полиции доминируют следующие акценты: применение силы, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка. В основу организации деятельности полиции положены прин-
ципы функционирования военизированного формирования, которое решает не столько проблему предупреждения криминала, сколько проблему его нераспространения за определенные границы.
Показательными характеристиками работы авторитарной полиции являются:
• односторонний выбор социально контролирующей функции;
• чрезмерная централизация, лишающая сотрудников самостоятельности в выборе наиболее эффективных способов работы;
• политизированный характер деятельности, отвечающей потребностям конкретной политической элиты, стоящей у власти;
• отсутствие существенного влияния на деятельность международных стандартов в области прав человека;
• минимум общения с населением, который обуславливает минимальные возможности пре-дупр еждения пре ступно с ти.
Таким образом, авторитарная полиция имеет возможность утратить легитимность и социаль -ное доверие.
А. Оссе в книге «Принципы деятельности полиции» дает характеристику подходу « поли -ция, стоящая на службе общества», принципи -ально отличающемуся от вышеуказанных под -ходов, по следующим критериям [4]. Идея, заложенная в основе подхода: «Полиция не в состоянии контролировать криминальную си -туацию и эффективно поддерживать правопо -рядок в одиночку, поэтому нуждается в под -держке общества в деле обеспечения безопас-ности».
1. Цели полиции на службе общества вклю-чают предупреждение и раскрытие преступлений, снижение страха перед преступностью и укрепление взаимоотношений полиции и населения.
2. Активизация взаимодействия с населением предполагает открытое обсуждение с граждана-ми приоритетных направлений работы полиции и мобилизацию усилий по оказанию активной помощи населению.
3. Решение проблем охраны правопорядка предполагает постановку акцента не на пресечении и раскрытии преступлений, а на их преду -преждении.
4. Профилактическая направленность работы полиции предполагает целенаправленное и систематичное исследование причин обращения граждан в полицию и стремление устранить фак -торы, вызывающие проблемы, а не их проявле-ния (проблемно ориентированный подход).
5. Организация деятельности полиции нуждается в преобразовании в сторону децентрализации, предоставления оперативной самостоятельности в принятии решений и использов ании ре сур сов.
6. Деятельность полиции основана на развитии тесного сотрудничества с другими сторонами, участвующими в обеспечении безопасности населения.
Психологический смысл укрепления отношений сотрудничества между полицией и населением включает, прежде всего, снятие напря-женности, что представляется одним из первых шагов полиции в сторону граждан. Другим зна -чимым социально-психологическим приемом является предоставление населению определен -ного спектра возможностей контролировать преступность . Так, полиция, используя различные методы, поощряет участие общественности в деле предупреждения преступлений и улучшении качества услуг полиции. Мощным психоло -гическим воздействием на граждан обладает инициатива полиции в построении долгосрочных стратегических программ, в установлении парт -нерских связей с населением. Их целью является искоренение преступности в жилых районах и создание достойного качества жизни. «Географический» принцип работы полиции, стоящей на службе у населения, обуславливает психологиче -скую установку сотрудников отвечать за правопорядок именно на «своей» территории, не ограничиваясь исполнением лишь традиционно полицейских функций. Данная установка включает в себя готовность полиции делать все от нее за -висящее для поддержания благополучия «community» (сообщества) в целом и отдельных его представителей в частности.
Полиция в этом аспекте выступает инициатором «социально-востребованных» программ [7]. Так, типичным для многих стран Европы стал «соседский надзор», организованный при поддержке полицейских участков. Она же выступает автором информационных бюллетеней о мерах предупреждения преступлений, просвещающих население.
Полиция регулярно позиционирует себя как уделяющая максимальное внимание так назы-ваемым «нетяжким преступлениям», наиболее беспокоящим граждан, наряду с «громкими» и «тяжкими» преступлениями. Акцент на осущест -влении именно пешего патрулирования имеет психологическое звучание в смысле обеспечения чувства безопасности граждан, исходящего из ощущения стабильного присутствия полиции рядом. Наем на службу представителей различ-ных категорий граждан психологически обеспечивает эффект присутствия всех слоев общества в полиции. Повышение общего уровня образованности полицейских работников провоцирует граждан получать именно от полиции ответы на самые разнообразные вопросы, касающиеся правовых и других аспектов их жизнедеятельности. Тем самым обеспечивается повышение общего социально психологического статуса полицей-ских структур. Ради укрепления отношений партнерства полиция обеспечила передачу определенных управленческих обязанностей от по -лицейского к гражданскому персоналу.
Упомянутая выше «оперативная независи-мость» низших уровней полицейской иерархии также является психологически грамотным хо-дом в сторону сотрудничества с населением, по -
скольку работа полиции в лице рядовых сотруд -ников и их руководства требует гибкости и способности быстро реагировать на потребности населения. Предполагаемая свобода действий сотрудников полиции в общественно -ориентированной работе нуждается в сущест-венных ограничителях. Ими должны стать высокая профессиональная подготовленность и лич -ная ответственность полицейских в понимании своей общественной миссии.
Значимая психологическая идея заключается в том, что полиция сама склонна считать отно-шение общественности к себе более негативным, чем оно есть на с амом деле [6].
Возможно, одна из причин этого представле -ния о себе состоит в том, что значительное число лиц, окружающих полицейских, представляют в основной своей массе правонарушителей, носи -телей определенных социальных девиаций, кон -фликтно настроенных граждан, требующих помощи и защиты или имеющих предвзятое мнение о работе полиции.
Почти каждый район и каждое общество ис -пытывают потребность в полиции, восприимчивой к их нуждам и способной реагировать на них. Один из важнейших способов убедить по -лицию в существовании такой потребности за -ключается в том, чтобы расширить ее контакты с гражданами, составляющими непреступное, за -конопослушное большинство.
Вышеупомянутые функции полиции, вклю -чающие оказание помощи населению, поддержа -ние общественного порядка, а также предупреж -дение и расследование преступлений, имеют не -посредственное отношение к стоящим перед ней задачам. Их нельзя напрямую ассоциировать с конкретными действиями полицейских структур в рамках подержания правопорядка, так же как и с полномочиями полиции. Содержание этих функций заложено в основе соблюдения прав человека, относящихся к деятельности полиции.
Так, согласно статье 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопоряд -ка: «должностные лица по поддержанию правопорядка постоянно выполняют возложенные на них законом обязанности, служа общине и защищая всех лиц от противоправных актов в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией». В комментарии к статье говорится: «Имеется в виду, что служба обществу включает в себя, в частности, оказание услуг и помощи тем членам общины, которые по личным, социальным, экономическим или другим причинам чрезвычайного характера нужда -ются в немедленной помощи» [8].
Наиболее очевидную социальную направленность имеет функция оказания помощи населению. В комментарии к статье 1 Кодекса Европейской этики говорится: «Помощь населению является ещё одним аспектом деятельности большинства органов полиции, но эта функция в разных странах является более или менее развитой.
Включение в задачи полиции функции услуг несколько отличается от этого в том смысле, что она изменяет роль полиции, которая перестаёт быть «силой», которую в обществе нужно использовать, и становится в этом случае органом оказания «услуг» обществу» [4]. В последние годы в Европе прослеживается чёткая тенденция полнее интегрировать полицию в гражданское общество и приближать её к населению. Эта цель в ряде государств-членов достигается с помощью развития полиции «по месту жительства». Одним из глав -ных средств достижения этой цели является наде -ление полиции статусом органа публичной службы, а не просто органа, отвечающего за применение закона. Как правило, оказываемая полицией помощь касается конкретных ситуаций, в которых она должна быть обязана вмешиваться, — например, когда нужно оказать помощь любому находящемуся в опасности человеку или помощь гражданам в налаживании связи с другими государственными или социальными службами.
В рамках реализации оперативных функций полиция занимается патрулированием, расследо -ванием преступлений, регулированием дорожного движения. Что касается патрулирования, то оно также представляет собой вариант оказания помощи населению способом осмотра вверенной территории в ожидании возможного нарушения правопорядка. Как раз в рамках патрулирования полиция вынуждена брать на себя обязанности, которые не соответствуют конкретным профессиональным функциям, например, заниматься проблемой психически больных людей, бездомных, социально незащищенных людей — ситуацией любого гражданина, которому требуется помощь. Качественное патрулирование производит впечатление стабильного присутствия поли -ции, что весомо сказывается на рейтинге соци -ального доверия.
Профилактическая направленность патрулирования часто заключается в том, что полиция вмешивается в многообразные конфликтные ситуации и своим авторитетным присутствием и психологически компетентными действиями способствует сохранению правопорядка. Следует отметить что реализация «авторитетного присутствия» полиции психологически основана на демонстрации государственной власти, профессиональной компетентности и боеспособности и технической оснащенности. Особого внимания в исследовании социально ориентированной функции полиции заслуживает такой аспект деятельности полиции, как проблемно ориентированная деятельность (problem oriented policing). Реализуя данную деятельность, полиция, прежде всего, нацелена на сбор информации о проблемах определенного населенного пункта, района. Тогда как традиционно полиция собирала информацию о конкретном преступлении, правонарушителе. Полиция, таким образом, должна быть нацелена на систематический анализ и выявление проблем с последующим необходимым вмешательством[6]. Долгосрочный инициативный
поход, а не просто реакция на криминальную ситуацию — такое кардинальное переосмысление заставило полицию обратиться от «конкретного правонарушителя» к проблеме в целом.
«Проблемно-ориентированная деятельность полиции является разновидностью концепции полиции на службе общества. Сотрудничество с другими партнёрскими институтами, помогающими обеспечить защиту местных сообществ, такими как школы, общественные центры, жи-лищные корпорации, гражданские организации и т.п., сыграло решающую роль в решении проблем, которые больше всего беспокоили населе -ние. Они далеко не всегда ограничивались преступностью , а полиция далеко не всегда была самым очевидным ведомством для их решения. Напротив, на чувство защищённости населения могут значительно влиять такие обстоятельства, как неработающее уличное освещение, мусор на улицах, надписи на стенах, праздношатающиеся подростки и т.п.
Суть проблемно-ориентированной деятель -ности заключается в эффективности, а её успех зависит от способности властей и полиции орга -низовать ресурсы так, чтобы получить опти-мальную отдачу и принести пользу гражданам. Каждый сотрудник полиции понимает, что в конечном итоге нет смысла вновь и вновь отвечать на одни и те же заявления граждан, не решив стоящей за ними проблемы» [4].
Несомненно, в работе полицейских струк -тур развитых государств существуют некото-рые различия в тактиках реализации вышеука -занной стратегии. Однако две концептуальные цели не только декларируются и реализуются:
• полиция должна стремиться реагировать на нужды населения и укреплять его влияние на основные направления своей деятельности, тем самым, добиваясь улучшения качества облужи-в ания нас еления;
• полиция должна стремиться к взаимодействию с обществом, для оперативного получения информации у населения.
Принцип общественной ориентированности полиции должен быть воплощен не только в обособленном, или специально -выделенном подразделении, сотрудники которого занимаются исключительно профилактикой преступности и помощью населению. Вышеуказанный принцип должен применяться во всех аспектах деятельности полиции и всех ее подразделений, в том числе расследовании преступлений и поддержании правопорядка.
Таким образом, полиция на службе общества призвана изменить привычки социального восприятия , касающиеся ее роли как доминирующего органа, защищающего собственные интересы или интер е сы политиче ской элиты.
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 4-ФЗ.
2. Кораблев С. Е. Психологические аспекты организации взаимодействия полицейских структур и населения: монография. — Воро-неж,2011.
3. Почему шведы доверяют своей полиции? // Европа-Экспресс. — 2007. — № 11.
4. Anneke Osse. Understanding Policing. A re-
source for human rights activists // Amnesty International Nederland, 2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.amnesty.nl., am-
5. Bayley D.H. Democratizing the Police Abroad: What to Do and How to Do it / National Institute of Justice, US Department of Justice. — Washington: D.C., 2001.
6. Hale C.M.S, Uglow P., Heaton R. / Uniform Styles II: Police families and police styles // Policing and Society. 2005 - Vol. 15, № 1. — P. 1—18.
7. Hartwig M., Anders P., Vrij A. Police interrogation from a social psychology perspective // Policing and Society. — 2005. — Vol. 15. — № 4. — P. 379—399.
8. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Резолюция 34/169 ГА ООН от 17 декабря 1979 года // СПС «Кон -сультантПлюс».