Научная статья на тему 'Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования в условиях модернизации высшего образования в российской Федерации. Социально-экономический анализ'

Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования в условиях модернизации высшего образования в российской Федерации. Социально-экономический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ ВУЗОВ / СТАГНАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАКСИМАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болгова Мария Алексеевна, Подлегаев Алексей Владимирович

В статье представлен ретроспективный анализ стратегий деятельности образовательной организации высшего образования, ключевые моменты механизма стимулирования эффективной работы вуза, излагается авторский подход к разработке основных направлений модернизации вузов как неразрывной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болгова Мария Алексеевна, Подлегаев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents a retrospective analysis of an action strategy of an educational institution of higher education and key points of promoting a university performance. The article describes the author's approach to the development of main upgrading lines of higher education as an inseparable system.

Текст научной работы на тему «Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования в условиях модернизации высшего образования в российской Федерации. Социально-экономический анализ»

Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования...

Болгова М.А., Подлегаев А.В.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УДК 658

СТРАТЕГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Болгова М.А., Подлегаев А.В.

Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Россия

Аннотация. В статье представлен ретроспективный анализ стратегий деятельности образовательной организации высшего образования, ключевые моменты механизма стимулирования эффективной работы вуза, излагается авторский подход к разработке основных направлений модернизации вузов как неразрывной системы.

Ключевые слова: модернизация, стратегия адаптации вузов, стагнация, диверсификация, глобализация, максимальное качество, реформирование.

Введение

Модернизацию экономики в нашей стране и во всем мире невозможно осуществлять без такого условия, как подготовка кадров высшей квалификации, в связи с чем возникает необходимость реформирования российского образования в целом.

На наш взгляд, образовательные организации высшего образования в каждый период времени выбирают наиболее подходящую стратегию деятельности в той ситуации, в которой они находятся (уровень их менеджмента необходимо рассматривать как часть этой ситуации). Чем типичнее положение вуза во множестве вузов, отнесенных к той или иной стратегии, тем он наиболее полно отражает тот комплекс условий, в котором находятся данные вузы. Можно сказать, что поведение типичных вузов зависит от той среды, в которой они действуют и от наличия ресурсов, которыми они располагают. По мере уменьшения типичности начинает проявляться неоптимальность, с одной стороны, или неординарность, с другой, деятельности рассматриваемого вуза.

Так называемый типичный вуз - наиболее яркий пример способа адаптации таких учебных заведений к сложившимся условиям внешней среды, в том числе к дефициту бюджетного фи-

© Болгова М.А., Подлегаев А.В., 2015

нансирования. Он же показывает достигнутый и возможный для данного класса вузов уровень менеджмента. Требование изменения ситуации для типичного вуза — это вывод его из некоторого равновесия, с чем наличный менеджмент вуза может просто не справиться. Полученная в ходе социологического исследования картина типичного вуза — это картина оптимального поведения для данной стратегии.

По мере уменьшения типичности нарастает «неоптимальность» деятельности для конкретных условий соответствующего вуза, связанная, прежде всего, с фактором управления. Атипичный вуз - это вуз, чье поведение не вписывается или плохо вписывается в данную стратегию. При этом ситуация может резко отклоняться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Еще одна сложность обсуждения вопроса об оптимальности адаптационных схем связана с отсутствием критерия, который позволял бы говорить об улучшении или ухудшении деятельности. Даже такой показатель, как «достижение максимального качества», не может рассматриваться как указанный критерий, хотя анализируется адаптация поведения вуза в финансовой сфере. Тем не менее даже финансовые характеристики его деятельности не являются критериальными, ибо получение финансовых ресурсов не может выступать самоцелью для высшего учебного заведения.

www.vestnik.magtu.ru

117

ПОДГОТОВКА КАДРОВДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Из сказанного следует, что невозможно привести в порядок стратегию деятельности образовательных организаций высшего образования по предпочтительности и соответственно рассматривать движение к лучшему. Более того, очень вероятна ситуация, когда стратегия деятельности, которая, на первый взгляд, кажется наиболее оптимальной с точки зрения идеальной модели, невозможна из-за условий, в которых действует конкретный рассматриваемый вуз. Это связано с тем, что в процессе экономического и социологического анализов объективно невозможно собрать и обработать всю необходимую (или потенциально имеющуюся) информацию. Следует учитывать, что деление на кластеры, точнее проведение их границ, всегдадостаточно условно.

Методы исследования.

Стратегии адаптация вузов

В процессе анализа были выделены различные стратегии адаптации вузов. Они различаются как по способу реакции на изменение внешней для вуза среды, так и по характеру использования ресурсов и их комбинации. За исключением стратегии «Стагнация», ни об одной из выделенных стратегий нельзя сказать, что она «плохая». В еще большей степени это утверждение относится к комбинированным стратегиям и к тому набору «чистых» стратегий, которые входят в определенную деятельность вуза. Нельзя точно ответить какую стратегию лучше сочетать - «Максимальное качество» со стратегией «Глобализация» или же с «Финансовым благополучием». Это, в первую очередь, обусловлено как объективными причинами, так и субъективной позицией руководства вуза, определено какими-то внешними условиями или это добровольный выбор, исходя из субъективной позиции. Приведет ли к улучшению положения вуза смена «чистых» стратегий или переход к иной их комбинации - заранее сказать практически невозможно.

Немаловажным моментом как анализа стратегий вузов, так и предложений для политики в сфере высшего образования является сопоставление полученных социологических картин адаптационного поведения вузов, принадлежащих к разным стратегиям.

Помимо объективных условий функционирования вуза (регион, город, тип вуза и его отраслевая принадлежность, уровень социальноэкономического развития территории, демографическая ситуация в регионе), а также «стартовых» условий (оснащенность оборудованием, наличие площадей, кадров и т.п.), необходимо выделить субъективный фактор, который во многих случаях играет существенную роль в выборе вузом направлений деятельности. Этот

фактор (факторы) - личность (личности), представляющая высшее руководство вуза, и уровень менеджериальной культуры, достигнутый им.

Проведенные экономическое и социологическое исследования всех образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, показывают, что ситуация в настоящий момент относительно финансово-экономического положения и перспективы их дальнейшего развития существенно различаются. Эти отличия нельзя объяснить только региональными и отраслевыми особенностями, профилем деятельности вуза или степенью его рыночной ориентированности, исходным материально-финансовым положением и сложившимся имиджем.

Наши исследования выявили важнейший адаптационный ресурс высших учебных заведений к сложившейся в стране экономикосоциальной ситуации — уровень и качество управления. Наиболее ярко это иллюстрирует сопоставительный анализ деятельности «атипичных» вузов (т.е. вузов, попавших в «чужой» по формальным признакам кластер) и аналогичных учебных заведений.

Анализ показал, что даже в рамках одного кластера, т.е. при рассмотрении особенностей вузов, действующих в рамках одной и той же адаптационной стратегии, различие их положения и своеобразие очень велики. Это означает, что нельзя говорить о неких оптимальных финансово-экономических и организационных схемах для каждой из выделенных стратегий, которые позволили бы повысить эффективность функционирования конкретного вуза, улучшить значения результирующих показателей его деятельности и тем более вывести его в другой, более «престижный», кластер.

Подтверждением этой мысли является и то, что в ходе социологического исследования выяснилось следующее: вузы, отнесенные в результате моделирования к одной и той же стратегии, в зависимости от ситуации, собственных особенностей и личностей высших управленцев используют различные конкретные способы реализации данной стратегии.

Это означает, что в современных условиях для выделенных стратегий поведения вузов формально не существует оптимальных финансово-экономических и организационных схем. Вместе с тем может быть предложен набор конкретных действий, относящихся к различным сферам деятельности вузов и приводящих, как правило, к улучшению их положения.

Таким образом, можно сделать вывод, что из полного списка возможных действий вузов, направленных на улучшение их положения, бы-

118

Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №4

Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования...

Болгова М.А., Подлегаев А.В.

ли выделены наиболее часто реализуемые и эффективные. Рекомендации по поводу их отбора для конкретных объектов могут носить лишь достаточно общий характер, поскольку не учитывают их специфику.

При описании возможных направлений дальнейшего улучшения деятельности вузов, кроме того, даются предложения по необходимым, как представляется, мерам государственной поддержки системы высшего образования в целом и отдельных вузов в частности.

Также, с нашей точки зрения, являются приводимые ниже среднесрочный и долгосрочный прогнозы развития ситуации по различным секторам высшего образования в случае отсутствия специальных мер государственного регулирования. Вместе с тем рассматриваются возможные способы улучшения положения вузов, которые могли бы стать результатом их собственных действий или могли бы быть инициированы Министерством образования и науки.

Качественный анализ множества вузов, отнесенных к той или иной из «чистых» стратегий, выделенных в результате моделирования, позволяет сделать следующие выводы:

«Максимальное качество» - это стратегия интенсивного развития, которая в основе своей направлена на совершенствование основной деятельности вуза с высоким уровнем качества образования и неплохими финансовыми ресурсами. При этом масштабы непрофильной деятельности и изменение масштабов деятельности носит единственное ограничение - уровень не выше среднего, т.е. они не должны быть высокими. В это множество в основном вошли узкоспециализированные, в ряде случаев уникальные, и, как правило, столичные (московские и санкт-петербургские) вузы, профиль деятельности которых не носит рыночной ориентации, а также периферийные технические вузы и университеты со старыми традициями.

«Финансовое благополучие» - это также стратегия интенсивного развития вуза. В основе данной стратегии - максимизация текущих финансовых результатов основной деятельности вуза. Данная стратегия свойственна для технических вузов, которые находятся в крупных промышленных центрах с неплохим развитием экономики.

«Диверсификация» - стратегия, при которой, с одной стороны, в силу различных причин начинает увеличиваться непрофильная деятельность вуза. Предпосылкой для использования подобной стратегии послужило их неплохое исходное положение, что выражалось, прежде всего, в наличии хороших учебных зданий, общежитий, а в ряде случаев и оборудования. С другой стороны, причиной данного развития послужила небольшая емкость того рынка образова-

тельных услуг, на который они были первоначально ориентированы.

«Глобализация» - стратегия количественного роста основной деятельности вуза. Сюда можно определить университеты из не очень крупных городов, а также периферийные вузы архитектурно-строительного и педагогического профилей.

«Консервативная» - это стратегия, с устойчивой политикой, для которой не характерно существенное изменение каких-либо параметров деятельности. Данной стратегии придерживаются классические университеты, а также технические, педагогические, архитектурно-строительные вузы, которые располагаются в крупных и средних промышленных городах.

«Стагнация» - стратегия, которую можно охарактеризовать ухудшением большей части показателей результата. В это множество попали в первую очередь региональные вузы и удаленные от столицы классические университеты. Кроме того, в нем оказались также профильные вузы, деятельность которых в настоящее время крайне востребована на рынке труда: финансово-экономические, юридические, архитектурно-строительные, сервиса. Однако уровень качества предоставляемых образовательных услуг не позволяют им найти своего потребителя или же заказчика.

Заключение

В перспективе при благоприятном финансово-экономическом и социальном развитии России можно ожидать постепенного объединения стратегий «Максимальное качество» и «Финансовое благополучие».

Так, для вузов, которые относятся к последней стратегии, уже сейчас можно сделать вывод о постепенном «переходе количества в качество». Расширение перспективных с точки зрения получения внебюджетных средств направлений их деятельности, с одной стороны, делает необходимым повышение качества образовательных услуг, а с другой - предоставляет такую возможность. В частности, появляется возможность привлечения более сильного профессорско-преподавательского состава, появляется возможность повышать квалификацию сотрудникам, как административноуправленческому составу, так и профессорскопреподавательскому, использовать и совершенствовать современные образовательные технологии обучения, создавать и пополнять электронные библиотечные фонды и т.п. Стратегия «Максимальное качество» не может функционировать без привлечения достаточных для реализации всего вышеперечисленного финансовых ресурсов, так как в это рано или поздно может привести к постепенному «сгоранию» тех материальных, интеллектуальных и иных

www.vestnik.magtu.ru

119

ПОДГОТОВКА КАДРОВДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ресурсов, которые позволили вузу занять лидирующие позиции по качеству образования.

В связи с этим нельзя не прийти к парадоксальному на первый взгляд выводу о том, что, несмотря на кажущуюся с точки зрения общества предпочтительность стратегии «Максимальное качество», бюджетные средства должны примерно в равной пропорции выделяться представителям обеих стратегий. По крайней мере до тех пор, пока у финансово благополучных вузов внебюджетные средства не будут в значительной мере превышать бюджетные.

В связи с тем, что, с одной стороны, значительная часть внебюджетных средств вузов, использующих стратегию «Максимальное качество», поступает от обучения студентов на платной основе, а с другой - такие вузы предоставляют образовательные услуги с заведомо высоким уровнем качества, что соответствует интересам экономического и социального развития страны, Министерству образования может быть рекомендовано всячески поддерживать указанные учебные заведения. Для того, чтобы не допустить искажения конкурентной ситуации, подобные меры, видимо, должны носить преимущественно косвенный характер.

В то же время социологическое обследование вузов показало, что в ряде случаев платный прием по пользующимся у абитуриентов спросом специальностям ограничен имеющимися учебными площадями. Следовательно, действенной мерой поддержки таких вузов явился бы льготный кредит на строительство новых учебных корпусов.

Неустойчивая экономико-социальная ситуация в стране явилась основной причиной возникновения стратегии «Глобализация». По аналогии с тем, как средние и крупные промышленные предприятия в такой ситуации в целях укрепления стабильности положения расширяют поле своей деятельности, также и образовательные организации высшего образования во время переходного периода использовали максимальное число всевозможных форм предоставления образовательных услуг. В зависимости от смены обстановки на рынке труда прибыльными становились то одни, то другие направления подготовки, которые обеспечивали жизнедеятельность вуза в целом. Поглощение этими вузами небольших, в некоторых случаях периферийных, учебных заведений высшего и среднего профессионального образования (превращение последних в филиалы рассматриваемых вузов) напоминает стратегию, известную в бизнесе под названием «Зонтик», при которой поглощаемые хозяйственные объекты начинают развиваться, используя имидж крупных и хорошо известных компаний. Близко к использованию бизнес-

стратегии «Зонтик» и создание рассматриваемыми вузами филиалов и представительств в различных регионах.

Предпосылками для перехода вузов к стратегии «Глобализация» служили их исходно большие размеры, развитая материально-техническая база, квалифицированные кадры, наличие большого рынка предоставляемых ими образовательных услуг и т.д.

Если в России начавшийся экономический рост сохранится, можно предположить, что количество вузов, использующих указанную стратегию, не будет, как минимум, увеличиваться. Достаточно вероятно, что часть вузов, которые в настоящий момент попали в данную стратегию, перейдут в другие множества. Это может быть связано с тем, что в более стабильной ситуации на смену превалирующему для данной группы вузов критерию деятельности «Максимальная устойчивость» придет критерий «Максимальная эффективность», а это неизбежно приведет к закрытию или «отсечению» наименее перспективных форм и способов деятельности. Точно так же можно ожидать попыток отделения наиболее эффективно функционирующих подразделений, которым надоест роль доноров. Последнее особенно вероятно в ситуации, когда доходы от деятельности относительно небольшого числа подразделений распространяются на большой по масштабам объект, именуемый вузом.

При отсутствии активных действий вузов, попавших в стратегию «Консервативная», или же активного и целенаправленного использования по отношению к ним различных мер государственного регулирования они с течением времени неизбежно израсходуют имеющиеся в их распоряжении в настоящее время различного рода ресурсы. Подобное физическое и моральное старение постепенно вызовет переход данных вузов к стратегии «Стагнация».

Решение относительно необходимости государственной поддержки данных вузов и относительно ее формы должно исходить из того, какие причины, внешние или внутренние, преобладали при выборе конкретным вузом рассматриваемой стратегии развития, а также из того, какие меры окажутся в каждой из ситуаций наиболее эффективными.

Ситуация, при которой значительная часть периферийных вузов попала в стратегию «Стагнация», во многом противоречит складывающейся концепции развития страны. В первую очередь это относится к педагогическим вузам, поскольку в отдаленных регионах наблюдается резкое старение педагогических кадров. В усло-

120

Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №4

Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования...

Болгова М.А., Подлегаев А.В.

виях низкой мобильности населения России и демократизации системы трудоустройства выпускников вузов проблема обеспечения школ учительскими кадрами во многих регионах страны становится крайне острой. В то же время следует учитывать, что в случае, если уровень подготовки, который они обеспечивают, будет недостаточно высок, искусственное поддержание «наплаву» подобных вузов не приведет к решению вопроса. В ряде случаев выходом может стать использование для помощи этим учебным заведениям отработанных в других вузах технологий, в частности, дистанционного образования, средства на развитие которых должны выделяться государством.

Естественным ограничением дополнительного финансирования, видимо, должно являться требование использования этих средств лишь на профильные направления, выпуск специалистов по которым важен для общества и соответствует концепции развития экономики страны.

Реформирование системы образования в России несет в основном организационно -экономический характер. Оно не несет решений основных проблем, которые определяют качество образования, качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на мировом рынке. Реформирование системы образования не решает проблемы обновления профессорскопреподавательского состава, что грозит снижением или потерей ведущих позиций нашей страны в сферах образования и науки. Эта проблема находится вровень с демографической проблемой и представляет большую угрозу России. Она не базируется на научно обоснованных прогно-

зах потребности российской экономики в специалистах с высшим образованием на дальне-, средне- и краткосрочные периоды по различным направлениям и специальностям для страны в целом, регионов и отраслей экономики, социальной сферы.

Список литературы

1. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональныетенденции. М., 2014.

2. Сравнительный анализ развития образования в России и ведущих странах мира. Статистическое обозрение. М., 2014.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. URL: бйр://мллл/.минобрнауки.рф

4. Традиции и инновации в профессиональном образовании. М.: Изд-во МГУ, 2010.

5. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/.

6. Информационной портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций: 273-фз.рф.

7. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: Г|йр:/Лллмл/.минобрнауки.рф/документы/

8. Банников С.А. Стратегии решения конфликтных ситуаций в организации // ВестникАкадемии. 2008. № 3. С. 66-67.

9. Болгова М.А. Управление организационной культурой в образовательных организациях высшего образования (занятых в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства) // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. №9. С. 4-8.

10. Гаврилов А.Ю., Титова Т.В. Управление и самоуправление в образовательной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. №2. С. 64-71.

11. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Проблемы формирования и реализации государственной политики в сфере высшего профессионального образования и пути их решения // Вест-никАссоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №1. С. 62-66.

12. Новикова Н.Г., Мухоморова И.В. Развитие высшего образования в условиях современной экономики // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. №9(56). С. 81-88.

INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH

ACTION STRATEGY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION UNDER CONDITIONS OF HIGHER-EDUCATION UPGRADING IN THE RUSSIAN FEDERATION.

SOCIAL AND ECONOMIC ANALYSIS

Bolgova Maria Alekseevna - Postgraduate Student, lecturer, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia. Phone: +7(495)629-35-03. E-mail: marybolgova@yandex.ru

Podlegaev Aleksey Vladimirovich - State and Municipal Administration manager of the Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia. Phone: +7(916)567-33-22. E-mail:alexeypodlegaev@gmail.com

Abstract: This article presents a retrospective analysis of an action strategy of an educational institution of higher education and key points of promoting a university performance. The article describes the author's approach to the development of main upgrading lines of higher education as an inseparable system.

Keywords: Upgrading, university adaptation strat-

egy, stagnation, diversification, globalization, “highest quality”, renewal.

References

1. Renewal of education in the modern world: global and regional trends. Moscow, 2014.

2. Comparative analysis of the development of education in Russia and leading countries of the world. Statistical Review.

www.vestnik.magtu.ru

121

ПОДГОТОВКА КАДРОВДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Moscow, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. The concept of Russian education upgrading for the period up to 2020. URL: 1ф:/Лллм/.минобрнауки.рф.

4. Tradition and innovation in vocational education. Moscow: Moscow State University Publishing House, 2010.

5. The Great Dictionary of the Russian language. URL: http://enc-dic.com/.

6. Information Portal on the implementation of effective organizational management and financial and economic mechanisms, structural and regulatory changes, innovations: 273-fz.rf.

7. State program of the Russian Federation on "Development of Education" for 2013-2020. URL: http://www.MHHo6pHayKH.pi£/ documentation/

8. Bannikov S.A. Strategies of conflict resolution in an organization. Bulletin of the Academy. 2008, no. 3, pp. 66-67.

9. Bolgova M.A. Management of the organizational culture in educational institutions of higher education (engaged in training specialists in tourism and hospitality industry). Actual problems of Russian law. 2015, no. 9, pp. 4-8.

10. Gavrilov A.Y., Titova T.V. Management and self-management in educational activities. Bulletin of the Association of Universities of tourism and service. 2012, no. 2, pp. 64-71.

11. Novikova N.G., Mukhomorova I.V. Problems of formation and implementation of the state policy in the field of higher education and their solutions. Bulletin of the Association of Universities of tourism and service. 2013, no. 1, pp. 62-66.

12. Novikova N.G., Mukhomorova I.V. Development of higher education in today's economy. Service in Russia and abroad. 2014, vol. 8, no. 9 (56), pp. 81-88.

Болгова M.A., Подлегаев А.В. Стратегии деятельности образовательных организаций высшего образования в условиях модернизации высшего образования в Российской Федерации. Социально-экономический анализ // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2015. №4. С. 117-122.

Bolgova M.A., Podlegaev A.V. Action strategy of educational institutions of higher education under conditions of higher-education upgrading in the russian federation. Social and economic analysis. Vestnik Magnitogorskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta im. G.I. Nosova [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2015, no. 4, pp. 117-122.

122

Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. 2015. №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.