Научная статья на тему 'Стратегии Бразилии в области содействия развитию'

Стратегии Бразилии в области содействия развитию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2207
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / БРАЗИЛЬСКОЕ АГЕНТСТВО ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ (АВС) / СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / МАТРИЦА ПРОЕКТА / Brazil / Brazilian Cooperation Agency (ABC) / development / health / agriculture / sustainable development / South-South dialogue

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзова Алла Юрьевна

В статье анализируется деятельность Бразилии по содействию развитию, которое подразумевает, наряду с гуманитарной помощью и участием в операциях по поддержанию мира, научно-техническое сотрудничество. Научно-техническое сотрудничество включает в себя содействие развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, применению новых технологий в производстве, ликвидации голода и нищеты в развивающихся странах. Бразильская политика содействия развитию прошла ряд этапов, начиная с поддержки национально-освободительного движения в Африке и Азии, поддержки Движения неприсоединения, расширения своего участия в рамках диалога Север Юг, предложений по формированию НМЭП. Бразильское содействие развитию становится важным инструментом внешней политики страны, которая строится на принципах равноправного сотрудничества, соблюдения норм международного права, невмешательства во внутренние дела других стран.Совершенствование механизмов сотрудничества в целях развития включает в себя прозрачность процессов оказания помощи, расширение партнерства в содействии развитию, внимание к потребностям развивающихся стран, стремление уходить от прямой передачи денег, привлечение и подготовку кадров страны-реципиента. В процесс международного сотрудничества в Бразилии вовлечены более 100 институтов федерального правительства, что отражает диверсификацию внешнеполитического курса страны. Бразильское агентство по сотрудничеству (АВС) при министерстве иностранных дел страны играет большую роль в систематизации процесса сотрудничества, определении концепции и реализации проектов в рамках двустороннего, трехстороннего, многостороннего сотрудничества и помощи странам мира, прежде всего в Латинской Америке и Африке. Бразилия рассматривает содействие развитию не только как обмен опытом в реализации программ, которые оказались успешными в стране, но и разрабатывает новые модели научно-технического сотрудничества, где основой становятся комплексные проекты инновационного характера, расширяющие возможности для национального роста, транснационализации бразильского бизнеса, роста объема внешней торговли. Новая стратегия сотрудничества, которую реализует АВС с 2008 г., позволяет выстроить логическую матрицу каждого проекта, оценить эффективность бразильской модели содействия развитию. Следует отметить тенденцию изменения роли Бразилии в оказании содействия развитию и ее переходе от донора к посреднику в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борзова Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brazil and its Approach to the Development Assistance

This article analyses Brazil’s development assistance, which includes scientific and technical cooperation as well as, along with humanitarian aid and participation in peacekeeping operations. Scientific and technical cooperation involves promoting education, health and agriculture, applying new technologies in production and eliminating hunger and poverty in the developing countries. Brazil’s policy began with a series of steps, starting with supporting national liberation movements in Africa and Asia, supporting the Non-Aligned Movement, increasing its participation in the North-South dialogue, and contributing to the formation of a new international economic order. Brazil promotes becoming an important instrument of foreign policy, which is based on principles of equal cooperation, respect for international law and non-interference in the internal affairs of other countries. Improving the mechanisms for development cooperation includes making sure aid is transparent, expanding partnerships in promoting development, attending to the needs of developing countries, moving away from direct transfers of money, and attracting and training the population of the recipient country. There are more than 100 federal government institutions in Brazil involved in international cooperation, which reflects the diversification of the country’s foreign policy. The Brazilian Cooperation Agency (ABC) of the Ministry of Foreign Affairs plays an important role in systematizing the process of cooperation, defining the concept and implementing projects in the framework of bilateral, trilateral and multilateral cooperation and assistance to the countries of the world, especially in Latin America and Africa. For Brazil, promoting development is not limited to exchanging experiences in successful programme implementation , but also includes developing new models for scientific and technical cooperation that are the basis for innovative, complex projects that expand opportunities for national growth, the transnationalization of Brazilian business and increased foreign trade. ABC has been pursuing a new cooperation strategy since 2008 that involves a logical matrix for each project to evaluate the effectiveness of the Brazilian model of development assistance. Brazil’s role in promoting development and its transition from donor to mediator is notable.

Текст научной работы на тему «Стратегии Бразилии в области содействия развитию»

Стратегии Бразилии в области содействия развитию

А.Ю. Борзова

Борзова Алла Юрьевна — к.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН; Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10-а; E-mail: bau845@mail.ru

В статье анализируется деятельность Бразилии по содействию развитию, которое подразумевает, наряду с гуманитарной помощью и участием в операциях по поддержанию мира, научно-техническое сотрудничество. Научно-техническое сотрудничество включает в себя содействие развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, применению новых технологий в производстве, ликвидации голода и нищеты в развивающихся странах. Бразильская политика содействия развитию прошла ряд этапов, начиная с поддержки национально-освободительного движения в Африке и Азии, поддержки Движения неприсоединения, расширения своего участия в рамках диалога Север — Юг, предложений по формированию НМЭП. Бразильское содействие развитию становится важным инструментом внешней политики страны, которая строится на принципах равноправного сотрудничества, соблюдения норм международного права, невмешательства во внутренние дела других стран.

Совершенствование механизмов сотрудничества в целях развития включает в себя прозрачность процессов оказания помощи, расширение партнерства в содействии развитию, внимание к потребностям развивающихся стран, стремление уходить от прямой передачи денег, привлечение и подготовку кадров страны-реципиента. В процесс международного сотрудничества в Бразилии вовлечены более 100 институтов федерального правительства, что отражает диверсификацию внешнеполитического курса страны. Бразильское агентство по сотрудничеству (АВС) при министерстве иностранных дел страны играет большую роль в систематизации процесса сотрудничества, определении концепции и реализации проектов в рамках двустороннего, трехстороннего, многостороннего сотрудничества и помощи странам мира, прежде всего в Латинской Америке и Африке. Бразилия рассматривает содействие развитию не только как обмен опытом в реализации программ, которые оказались успешными в стране, но и разрабатывает новые модели научно-технического сотрудничества, где основой становятся комплексные проекты инновационного характера, расширяющие возможности для национального роста, транснационализации бразильского бизнеса, роста объема внешней торговли. Новая стратегия сотрудничества, которую реализует АВС с 2008 г., позволяет выстроить логическую матрицу каждого проекта, оценить эффективность бразильской модели содействия развитию. Следует отметить тенденцию изменения роли Бразилии в оказании содействияразвитию и ее переходе от донора к посреднику в этом процессе.

Ключевые слова: Бразилия, Бразильское агентство по сотрудничеству (АВС), содействие развитию, здравоохранение, сельское хозяйство, устойчивое развитие, матрица проекта

Международное сотрудничество в целях содействия развитию становится важным инструментом, который помогает странам преодолевать структурные различия, развивать экономику, улучшать социальные показатели. Проблема организации оказания такого содействия, повышение результативности и определение принципов эффективности в достижении Целей развития тысячелетия и преодоления бедности приобретает большое значение [Левкин, Герчева, 2011, с. 95—100]. Бразилия не является членом ОЭСР, но активно разрабатывает собственные модели научно-технического сотрудничества с развивающимися странами. Бразильские программы сотрудничества формируются

в духе солидарности, так как страна стремится всячески содействовать прогрессу посредством обмена успешным опытом применения собственных исследовательских наработок и проектов со странами, сталкивающимися с аналогичными трудностями в решении социально-экономических проблем.

К 2010 г. Бразилия заняла 10-ю позицию по объему помощи развитию среди стран «Большой двадцатки» и является самой крупной среди развивающихся экономик (0,61%) по взносам в ОПР (Официальная помощь в целях развития) при Всемирном банке, где на Китай приходится 0,10%, на РФ — 0,25%, на Мексику — 0,19% [Cobradi, 2005-2009, р. 39].

В Бразилии были подготовлены два обзора по сотрудничеству страны по линии Юг — Юг с 2005 по 2010 г. [Cobradi, 2005-2009; 2010], что дает возможность проследить развитие этого процесса. В подготовке этих исследований приняли участие Бразильское агентство по сотрудничеству (АВС), Институт прикладных экономических исследований (IPEA), Секретариат по стратегическим вопросам при президенте страны (SAE/PR), а также более 90 федеральных институтов.

Таблица 1. Помощь развитию, предоставленная Бразилией в 2005—2010 гг., млн долл. США

Распределение по различным видам помощи 2005 г. 2009 г. 2005-2009 гг. 2010 г.

Техническое сотрудничество 11,42 48,87 125,7 57,77 (6,3%)

Научно-технологическое сотрудничество 24,0 (2,6%)

Образование (в том числе предоставление стипендии иностранцам) 23,09 22,23 138,7 35,54 (3,8%)

Гуманитарная помощь 0,488 43,52 79,1 161,469 (17,5%)

Помощь при чрезвычайных ситуациях 0, 590 (0,1%)

Операции по поддержанию мира 64,1 62,2 306,6 322,422 (36%)

Взносы в международные организации 123,1 247,6 1.081 311,569 (33,7%)

Всего 222,018 424,42 1731,1 913,360

Источник: Составлено по данным [СоЬгаШ, 2005—2009, р. 20—21; 2010, р. 17].

Представленные данные наглядно демонстрируют, что Бразилия наращивает сотрудничество по всем параметрам, особенно в плане оказания гуманитарной помощи, операций по поддержанию мира и взносам в международные организации.

Всего за 2005—2009 гг., исходя из представленных в табл. 1 данных, на содействие развитию (без учета операций по поддержанию мира) было выделено 1,425 млрд долл. США, в 2010 г. эта цифра составила более 590 млн долл., в 2012 г. - 1,3 млрд долл. [!реа, 2013], а в сентябре 2013 г. на проекты, которые реализуются и находятся в стадии переговоров, выделено 122 млн долл. [АЬгеи, 2013, р. 9]. Из этих средств почти 3/4 приходится на международные организации и региональные банки.

Взносы правительства Бразилии в бюджет 143 международных структур, в том числе и в различные фонды развития, в рамках международных организаций -ЮНИСЕФ, ПРООН, ВОЗ, Всемирный банк, и региональных — МАБР (Межамериканский банк развития), Панамериканская организация здравоохранения (РАНО), Африканский банк развития, ФОСЕМ при МЕРКОСУР — в 2010 г. составили 548,36 млн реалов (311,567 млн долл.). В ФОСЕМ (Фонд структурной модернизации) Бразилия выделяет 134 млн реалов, в фонд ИБСА (Индия, Бразилия, Южная Африка) — 1,86 млн

реалов, в Организацию содействия развитию (ODA) - 168 млн реалов [Cobradi, 2010, p. 93-94]. На ФОСЕМ, созданный в 2004 г., приходится 30% от всех взносов в международные структуры. В 2007-2009 гг. на реализацию проектов в ФОСЕМ Бразилией было выделено 160,7 млн долл. Фонд работает на основе ежегодных взносов в размере 100 млн долл., из которых 70% выделяет Бразилия, 27% — Аргентина, 2% — Уругвай и 1% — Парагвай, а в ходе реализации проектов по развитию на Парагвай выделяется 48%, Уругвай - 32%, Бразилия и Аргентина получают по 10% [Cobradi, 2005-2009, p. 39-40].

Бразилия участвует в международных и региональных программах по вопросам чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в работе созданного в 2008 г. регионального совещания по механизмам гуманитарной помощи странам Латинской Америки и Карибского бассейна (RKMIAH).

В 2010 г. Бразилия присоединяется к инициативе «Благое гуманитарное донорство» (Good Humanitarian Donorship), куда вошли более 30 крупнейших стран-доноров. Основной документ этой структуры представляет собой «23 принципа», среди которых можно выделить гуманность, беспристрастность, нейтральность, самостоятельность, ответственность, распределяемую между странами-партнерами, международными организациями и гражданским обществом.

Страна активно участвует в координации международных действий по борьбе с голодом в рамках программы «Голоду нет», инициированной ею в 2004 г. в ООН, и если в 2010 г. Бразилия выделяет 35 млн реалов в качестве гуманитарной помощи для 70 стран, то в дальнейшем эта цифра значительно растет.

Бразилия является активным участником в операциях по поддержанию мира, и в период между 1948-2012 гг. в них принимали участие более 32 тыс. бразильцев, и только в 2010 г. 2267 человек участвовали в девяти миротворческих миссиях ООН. Это требует значительных расходов на обучение персонала, обслуживание воинского контингента, транспорта, материально-технического оборудования в зонах операции на иностранной территории. И если судить по представленным данным, то с 2005 по 2010 г. эта статья расходов выросла в 5 раз, составив более 322 млн долл. Большая часть этих средств была направлена на помощь Гаити в рамках операции MINUSTAH [Cobradi, 2010, p. 86-87].

В 2010 г. на страны Латинской Америки и Карибы приходилось 68,06% выделенной гуманитарной помощи, на Африку - 22,58%, на страны Азии, Европы, Океании (Восточный Тимор) - 9,34% [Cobradi, 2010, p. 87]. Гуманитарная помощь была оказана Кубе, Палестинским территориям, Гондурасу, Парагваю, Гвинее-Бисау, Боливии, Восточному Тимору. В 2010 г. Бразилия реорганизовала Объединенный центр по миротворческим операциям (CCOHAB), который был создан в 2005 г. и сейчас носит имя Сержиу Виера де Мелло.

Научно-техническое сотрудничество

Научное и техническое сотрудничество Бразилии, направленное на развитие промышленного производства, инфраструктуры, передачу технологий, совершенствование образования, здравоохранения, санитарной службы, сельского хозяйства развивающихся стран, значительно расширилось. В 2010 г. на эти цели Бразилия выделила 117,31 млн долл., из которых 24 млн долл. были использованы для расширения научного и технологического сотрудничества Бразилии на мировом уровне (в рамках многостороннего сотрудничества - 23,4%, на двусторонние проекты - 76,6%) [Ibid., 2010, р. 60-61]. Рост такого вида сотрудничества очень похож на предоставление Официальной помо-

щи в целях развития (ОПР), поскольку это связано с прямым переводом ресурсов от Бразилии стране-партнеру, но эти ресурсы не являются деньгами. Помощь развитию понимается Бразилией как стратегическая компонента социально-экономического развития страны, поскольку она должна содействовать развитию и самой Бразилии, и стран-партнеров.

Как отмечает директор АВС, посол Фернандо Ж.М. де Абреи, назначенный на эту должность в 2012 г., если в 2008 г. Бразилия оказывала техническую помощь 43 странам, то в 2013 г. их было уже 98 [Abreu, 2013, p. 9]. В региональном плане в 2010 г. 39% программ научно-технического взаимодействия приходилось на страны Южной Америки, 15% - на Центральную Америку, 18% - на страны Карибского бассейна, 20% - на Африку и 8% — на Азию (Восточный Тимор) [Cobradi, 2010, p. 87-88]. В 2013 г. региональное распределение меняется, и уже 43% проектов предназначается для стран Африки, 31,5% - для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, 25,5% - для других регионов [Abreu, 2013, p. 9].

Таблица 2. Распределение технического сотрудничества Бразилии в 2010 г. по отраслям, %

Сферы сотрудничества Латинская Америка и страны Карибского бассейна Африка

Сельское хозяйство 11 26

Образование 15 14

Здравоохранение 8 22

Окружающая среда 24 5

Наука, информационные технологии 3 1

Биотопливо, энергетика 3 3

Административное управление 11 5

Культура 5 2

Социальное развитие и поддержка 9 8

Общественная безопасность 5 2

Другое (права человека, торговля) 6 14

Источник: Составлено по данным [Cobradi, 2010, p. 17-21].

Если в странах Латинской Америки и Карибского бассейна значительная часть проектов в 2010 г. приходилась на охрану окружающей среды, образование и сельское хозяйство, то в Африке приоритетными были сельское хозяйство, здравоохранение и образование.

Качественно новым этапом в институционализации этого сотрудничества стало создание в 1987 г. Бразильского агентства по сотрудничеству (Agencia Brasileira de Cooperagao, ABC) при Министерстве иностранных дел. АВС объединяет в себе и техническую, и внешнеполитическую функции. Проекты по оказанию научно-технического содействия разрабатываются в АВС в соответствии с запросами, которые поступают от зарубежных правительств, международных организаций через посольства Бразилии или во время официальных визитов ее делегаций. Агентство участвует во всех этапах подготовки определенной программы, включая процесс ее реализации, координацию

смежных проектов, финансирование и кадровое обеспечение, взаимодействие с институтами и министерствами Бразилии, задействованными в проектах1.

Программа ООН по развитию (ПРООН) сыграла важную роль в создании Агентства, в обучении кадров, в информационном обеспечении проектов. И если вначале Бразилия действовала в рамках международных организаций при оказании технической помощи, то после принятия в 1989 г. Резолюции ООН по реорганизации системы технического сотрудничества и развитию тезиса о «национальной реализации проектов» страна наращивает свою активность в техническом сотрудничестве по линии Юг — Юг2. АВС становится осью этого сотрудничества.

Организационная структура Агентства, его кадровый контингент, практика управления были постепенно структурированы перед лицом новых вызовов и роста новых программ сотрудничества, в которых участвует Бразилия. Под этим понимается увеличение числа стран-партнеров, реализуемых проектов и задействованных в их осуществлении фондов.

Источник: сайт Agencia Brasileira de Cooperagao3. Рис. 1. Структура АВС

1 См. подробнее: Histórico da Cooperagao Técnica Brasileira // Agencia Brasileira de Cooperaba. Режим доступа: http://www.abc.gov.br/CooperacaoTecnica/Historico (дата обращения: 30.06.2013).

2 Там же.

3 Diregao e Organograma Operacional // Agencia Brasileira de Cooperaba. Режим доступа: http:// www.abc.gov.br/SobreABC/Direcao (дата обращения: 30.06.2013)

В рамках АВС реализуются различные типы технического взаимодействия по линии Юг — Юг. Бразилия оказывает содействие развитию третьих стран в рамках двустороннего сотрудничества (с Германией — 37%, с Испанией — 18%, с Францией — 21%, с Японией — 24% проектов)4.

Эти проекты связаны с экологическими программами, возобновляемыми источниками энергии, административным управлением, здравоохранением. В настоящее время АВС ведет 42 проекта. Здесь можно выделить бразильско-японское партнерство в подготовке специалистов для развивающихся стран в масштабном проекте ProSAVANA по развитию сельского хозяйства в зоне Накальского коридора.

В рамках трехстороннего сотрудничества, где Бразилия реализует проект технического сотрудничества либо с двумя развивающимися странами, либо с развитой и развивающейся, либо с развитой страной и международной организацией, с ней активно сотрудничают США, Канада, Япония, Испания, Франция, Италия, Австрия, Великобритания, Норвегия. В сентябре 2013 г. АВС участвовала в 37 проектах, выделив на них 54 млн долл., где Агентство определяло 45% расходов [Abreu, 2013, p. 12].

В рамках многостороннего сотрудничества Бразилия работает с 25 международными организациями. С 2008 по 2013 г. было одобрено и реализовано около 300 новых проектов с ПРООН, ЮНЕСКО, ЕС, ФАО, МОТ и другими структурами. Бразилия участвует в многосторонних научных проектах в рамках МЕРКОСУР, ССЯПГ, СЕПАЛ, ИБСА, CEOSS (Глобальная система наблюдений за Землей и климатическими изменениями), в работе обсерватории Gemini и т.д. В техническом сотрудничестве участвуют около 170 институтов федерального правительства (министерства, фонды, государственные предприятия).

За последние 15 лет, как отмечает директор АВС Фернандо Ж.М. де Абреи, Бразилией было реализовано более 2 тыс. проектов технического взаимодействия, из которых 1166 носили долговременный характер. Расходы на эту деятельность составили 2,3 млрд долл. [Abreu, 2013, p. 12]. В 2012 г. Фернандо Ж.М. де Абреи также подчеркнул, что Бразилия в ближайшие три года инвестирует 40 млн долл. в проекты содействия развитию в странах Латинской Америки и Карибского бассейна и 36 млн долл. — в Африку [Telles, 2012].

Бразилия сотрудничает со 124 государствами с целью устойчивого развития и внедрения инновационных программ, содействует расширению партнерства между учеными. В 2010 г. Бразилия выделила 1,2% от ВВП на развитие науки и технологий и планирует в 2015 г. довести эту цифру до 1,8% от ВВП, что соответствует уровню Индии и Южной Кореи.

Только в 2010 г. Бразилия вела научно-техническое сотрудничество с 99 государствами и реализовывала 44 проекта (32 — в 15 странах Латинской Америки и 12 — в 11 странах Африки) [Cobradi, 2010, p. 87-89].

Развитие сельского хозяйства

В 2009-2013 гг. на программы развития сельского хозяйства было выделено 252,6 млн долл. для стран Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки южнее Сахары [Cobradi, 2005-2009, p. 52]. В рамках двусторонних соглашений о техническом сотрудничестве со странами Латинской Америки эти программы включают меры, направлен-

4 O Brasil e a Cooperagao Técnica Internacional // ABC. Режим доступа: http://www.abc.gov.br/ Projetos/CooperacaoRecebida/CarteiraProjetos (дата обращения: 30.06.2015).

ные на поддержку развития сельского хозяйства, фермерства и создание современной агротехнической системы, борьбу с вредителями, селекционную работу в области животноводства, овощеводства (Боливия, Венесуэла, Эквадор, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Гайана и т.д.).

АВС реализует ряд проектов совместно с Бразильской сельскохозяйственной корпорацией (EMBRAPA) в Африке. EMBRAPA занимается выведением новых сортов растений, пригодных для тропического земледелия, проблемами продовольственной безопасности и сохранением природных ресурсов; ее бюджет в 2012 г. составил 1,1 млрд долл. [UNCTAD, 2012, р. 50]. Корпорация имеет офисы в Гане, Мали, Мозамбике, Сенегале, сотрудничает с Нигерией, Танзанией и ДРК. Бразилия заключила более 50 договоров о техническом сотрудничестве в развитии сельского хозяйства с 18 африканскими странами. В 2012 г. EMBRAPA и АВС одобрили 20 программ для африканских стран: выращивание сорго для производства этанола (Кения), обеспечение водой овощеводческих хозяйств на морском побережье (Того), развитие хлопководства (Танзания), сохранение экологии при традиционном землепользовании (Буркина-Фасо), возделывание наиболее устойчивых к засухам сортов кофе, маиса, риса, гороха и защита растений от вредителей (другие страны) [UNCTAD, 2012, р. 52]. Реализуются программа Cotton-4 (Бенин, Буркина-Фасо, Чад, Бенин), проект ProSAVANA в Мозамбике (совместно с Японией) по развитию сельского хозяйства в засушливой зоне с бюджетом в 20 млн долл. на ближайшие три года [Борзова, 2013, с. 25]. Созданный в 2010 г. афро-бразильский аграрный инновационный рынок утверждает проекты для реализации в странах континента [World Bank, 2011, p. 57].

Развитие здравоохранения

АВС играет лидирующую роль в проектах по развитию здравоохранения. За последние пять лет Бразилия осуществила более 100 технических миссий, связанных с этой проблематикой. Ежегодно Бразилия тратит на зарубежные проекты сотрудничества в области здравоохранения около 4 млрд долл., включая кредиты, займы, гранты, и ей принадлежит лидирующая роль в международной деятельности по развитию здравоохранения развивающихся стран. Бразилия подписала 175 двусторонних соглашений с 51 страной по линии Юг — Юг в сфере здравоохранения. Среди них можно выделить Программы по диагностике и контролю за распространением малярии и лихорадки Денге, СПИД/ВИЧ, программы по улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации, по подготовке медицинского персонала, по технологии вакцинации и реформированию системы здравоохранения в странах Латинской Америки и Африки. В 2006 г. был создан Международный комитет по закупке лекарственных средств (International Drug Purchase Facility, UNITAID) для борьбы с болезнями. Бразильское правительство выделило 6 млн долл. для UNITAID в 2006 г., а с 2007 г. выделяет по 12 млн долл. ежегодно, в то время как общий бюджет планируется около 300 млн долл. [Bliss, 2010, p. 1—2]. Эта работа включает улучшение общей системы здравоохранения, создание банков материнского молока, организацию здорового питания и контроля за состоянием окружающей среды, а также совершенствование системы управления госпиталями. Из бюджета бразильского Минздрава на работу за рубежом ежегодно расходуется около 27 млн долл. [Costa Vaz, Yumie Aoki Inoue, 2007, p. 10—11].

АВС совместно с Фондом Освальдо Круса реализует семь проектов в Анголе, а в 2010 г. между двумя странами было подписано Дополнительное соглашение к плану технического сотрудничества Бразилии и Анголы на 2012—2014 гг., в котором опреде-

лены 22 направления совместной деятельности, прежде всего в борьбе с болезнями и развитием здравоохранения. В Гвинее-Бисау в 2011 г. было реализовано восемь проектов, связанных с борьбой с эпидемиями и болезнями. В Кабо-Верде реализуется 12 проектов на сумму 1,9 млн долл., еще четыре проекта на сумму в 1,2 млн долл. проходят процесс совместного обсуждения и согласования. Самый крупный среди них — проект ARPFA (Агентство по контролю за продовольствием и медикаментами), который призван совершенствовать контроль за качеством продуктов питания и ценами на медикаменты. За пять лет — с 2006 по 2011 г. — для этой страны было подготовлено 5 тыс. специалистов-медиков. В ряде стран (Намибия, Замбия, Сьерра-Леоне, Кения, Сан-Томе и Принсипи, Ботсвана, Кабо-Верде) действуют миссии по борьбе с ВИЧ/ СПИДом. В Мозамбике ведется строительство фармацевтического предприятия, которое выходит на полную мощность в 2014 г. и будет обслуживать всю Южную Африку [UNCTAD, 2012, p. 49-50].

Развитие системы образования

Образовательные программы для иностранных студентов, курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов в наукоемких областях, обучение новейшим технологиям производства — одно из наиболее традиционных направлений научно-технического сотрудничества Бразилии. В 2009—2013 гг. на подготовку специалистов в области электроэнергетики, инженерии, почтовых услуг, обучение медицинского персонала, программы доступного образования для коренного населения стран-бенефициаров, профессиональную подготовку квалифицированных специалистов правоохранительных органов, программы обучения борьбе со стихийными бедствиями было выделено 284,07 млн долл. [Cobradi, 2005—2009, р. 56]. Бразилия заключила 55 договоров с 20 африканскими странами по сотрудничеству в области образования. В рамках Студенческой программы (PEC-G) ряд бразильских университетов принимает на обучение африканских студентов, предоставляет стипендии магистрантам и докторантам. По этой программе в Бразилии начиная с 2001 г. получили высшее образование 4976 молодых людей из 20 стран Африки (50% из них — из Кабо-Верде и 27% — из Гвинеи-Бисау). В 2003—2011 гг. было предоставлено 237 стипендий для магистров из 14 государств Африки. Наиболее привлекательные специальности для молодых африканцев — медицина, педагогика, управление, архитектура и юриспруденция [Seibert, 2012, р. 15].

Бразильская национальная служба профессионального образования (SENAI) занимается подготовкой кадров в рамках 300 курсов дистанционного образования для 28 отраслей промышленности. В сотрудничестве с АВС SENAI открывает центры подготовки кадров в Кабо-Верде, Гвинее-Бисау, Гватемале, Парагвае, Восточном Тиморе, готовит фармацевтов в Мозамбике, Перу, Ямайке, Сан-Томе и Принсипи, имеет в своем распоряжении 208 лабораторий. В 2011 г. SENAI предоставила свои услуги более чем 18 тыс. бразильских кампаний (Odebrecht, Vale, Petrobras и т.д.)5. Пять подготовительных центров действуют в Анголе, Кабо-Верде, Мозамбике, Гвинее-Бисау и Сан-Томе и Принсипи. Так, в Казенге (Ангола) более 3 тыс. демобилизованных после гражданской войны военнослужащих прошли переподготовку и получили специальности механиков, дизелистов и строителей. В Гвинее-Бисау только в 2008—2011 гг. обучились новым специальностям 523 человека [Seibert, 2012, р. 12].

5 Educagao a distancia // SENAI. Режим доступа: http://www.portaldaindustria.com.br/senai/canal/ ead-cursos/ (дата обращения: 29.06.2015).

В АВС руководствуются следующими подходами к выбору проектов:

— проекты должны соответствовать приоритетам национального развития;

— отдавать приоритет проектам, которые дают многосторонний и устойчивый

эффект;

— выбирать проекты, гарантирующие наилучший результат, избегая распыления

средств и усилий;

— выбирать проекты, в реализации которых мобилизованы кадры и ресурсы

страны-реципиента [ABC, 2005, p. 15-16].

Важную роль в координации технического сотрудничества АВС играет Система информационного сопровождения проектов (SIGAP), где собираются все сведения о каждом проекте, его ориентировочной стоимости, необходимых ресурсах и принимаются стратегические решения6.

Стратегия бразильского технологического сотрудничества основана на укреплении институтов сотрудничества со стороны партнеров, что является важным требованием для эффективной передачи знаний. Кроме того, бразильское сотрудничество, свободное от коммерческого интереса, намерено делиться успешной практикой и передовыми технологиями именно в тех областях, которые партнеры считают приоритетными [Puente, 2010, p. 41, 60, 64]. Благодаря деятельности АВС технологическое сотрудничество Бразилии со странами Африки, Азии и Латинской Америки стало более активным и комплексным.

Подходы Бразилии в оказании технического содействия основаны на том, что посредством АВС используются программы и политика, доказавшие свою эффективность в политической, социальной и экономической жизни Бразилии.

С 2008 г. АВС ввела новую стратегию в отношении сотрудничества по линии Юг -Юг, в рамках которой предпочтение отдается комплексным проектам инновационного характера с большим потенциалом, соответствующим национальным приоритетам развития. Они дают значительные преимущества странам-бенефициарам и расширяют перспективы политических и торгово-экономических связей Бразилии с развивающимися странами.

Сокращение бюджета АВС в последние два года связано как с общими сокращениями государственных расходов Бразилии, так и с тем, что Агентство не израсходовало средства, выделенные на техническое сотрудничество в прошлый период. По мнению бразильских экспертов, это изменение бюджета может быть связано еще и с переходом Бразилии от роли донора к роли посредника в техническом сотрудничестве.

АВС обладает не очень большим штатом сотрудников (чуть более 100 человек, большинство из которых привлекается со стороны), небольшим бюджетом, средства которого идут на оплату подготовки проекта и работу привлекаемых экспертов. Агентство подбирает персонал для реализации проекта, привлекает государственные структуры, такие как EMBRAPA (Сельскохозяйственная корпорация Бразилии), IBAMA (Институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов Бразилии), Fiocruz (Фонд Освальдо Круса), SENAI (Национальная служба профессионального образования) и другие институты и министерства, а источником финансирования выступают ведущие банки страны, прежде всего BNDES, что отсекает коррупционную составляющую.

6 Sistema de Informagoes Gerenciais de Acompanhamento de Projetos (SIGAP). Режим доступа: http://www.abc.gov.br/sigap/sigap.aspx (дата обращения: 29.06.2015).

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Источник: [Cabral, Weinstock, 2010, p. 8; Abreu, 2013, p. 15]. Рис. 2. Бюджет АВС в 2003—2013 гг. (в бразильских реалах)

В АВС в 2013 г. было подготовлено руководство по подготовке и реализации проектов научно-технического сотрудничества, где выделяются:

— аналитический этап;

— этап планирования;

— разработка документации проекта.

В АВС разработали методику определения задач на каждом этапе, параметры оценки ситуации до начала проекта и на каждом этапе его реализации, показатели оценки работ, определили юридическую основу для каждого проекта.

На аналитическом этапе выстраивается логическая цепочка, анализируются проблемы, просчитывается целесообразность проекта, определяются возможности его реализации, подбирается стратегия для достижения поставленных целей, ресурсы (кадровые, финансовые и материальные) и дается оценка возможных рисков. На этапе планирования формируется логическая матрица проекта — диаграмма, где содержатся все ключевые элементы: цели и исходные данные, средства реализации, количественные и качественные показатели на различных этапах.

Матрица дополняется графиком работ, бюджетом, параметрами контроля и в дальнейшем она становится основным элементом при разработке документации проекта, мониторинге и оценке качества работ при его реализации [Rossetto, 2013, p. 30-35].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бразилия рассматривает техническое сотрудничество как привилегированный институт для расширения отношений с другими странами с упором на политическую, экономическую, социальную интеграцию, что может дать множественный позитивный эффект в техническом развитии.

Техническое содействие развитию, осуществляемое посредством АВС, отвечает национальным интересам Бразилии. Реализация крупных инфраструктурных проектов в странах Латинской Америки и Африки предоставляет привилегированные условия для продвижения бразильских ТНК, расширяет их инвестиционную политику

в отраслях, связанных с добычей нефти, угля, развитием инфраструктуры, строительством. Можно вполне обоснованно утверждать, что АВС координирует интернационализацию бразильского бизнеса, развивает возможности для национального роста.

Такое сотрудничество ведет к расширению торговли, и в итоге Бразилия заменяет импорт из развитых стран качественными товарами из развивающихся государств (Перу, Боливия, Эквадор), расширяет поставку своих промышленных товаров в страны Латинской Америки и Африки, что отвечает стратегии национального роста.

Таблица 3. Динамика роста торговли Бразилии со странами Латинской Америки и Африки, млн долл. США

Регион 2000 г. 2013 г.

Экспорт Импорт Оборот Экспорт Импорт Оборот

ЛКА 13,921 11,818 25,739 53,555 40,786 94,341

Африка 1,347 2,907 4,254 11,087 17,446 28,553

Источник: Составлено по данным Министерства развития и торговли Бразилии (MDIC) [MDIC, 2015].

Исходя из приведенных данных можно сделать вывод, что товарооборот Бразилии со странами Латинской Америки и Карибского бассейна за 13 лет вырос в 3,7 раза, а со странами Африки - в 6,7 раза.

Заключение

Политика Бразилии по содействию развитию значительно активизировалась, что нашло отражение в расширении двустороннего, многостороннего, трехстороннего взаимодействия в выполнении Целей развития тысячелетия. Посредством АВС Бразилия передает странам-партнерам удачный опыт реализации своих программ, что открывает возможности для эффективного экономического и политического взаимодействия, культурного сотрудничества. Эффективность бразильской модели технического сотрудничества заключается не только в передаче проекта, но сопровождается и подготовкой персонала, расширением партнерских связей. В выполнении своей миссии АВС руководствуется приоритетом национального развития, а также программами и отраслевыми планами внешнеполитического курса правительства Бразилии и рекомендациями Министерства иностранных дел. Роль и деятельность АВС в координации и контроле программ многостороннего технического сотрудничества Бразилии постоянно модифицируется. Проекты АВС выстраиваются так, чтобы они отвечали национальным интересам. Само агентство стремится найти лучшую форму общения на международном уровне в принципиально новом эффективном ключе сотрудничества между бразильскими учреждениями (федеральными, государственными, муниципальными, организациями гражданского общества, промышленности и т.д.) и международными организациями, что усиливает влияние Бразилии как актора международного масштаба. Активная деятельность Бразилии в различных фондах, таких как фонд ИБСА, фонд ФОСЕМ, Банк Юга, участие в создании Банка БРИКС, отвечает потребности формирования новой архитектуры международного содействия развитию.

Литература

Борзова А.Ю. (2013) Бразилия — Африка: пример высокоэффективного и перспективного сотрудничества // Азия и Африка сегодня. № 9.

Левкин Е.В., Герчева Д. (2011) Методология оценки потенциала национальных агентств содействия развитию // Вестник международных организаций. № 2. Режим доступа: http://iorj.hse.ru/2011-6-2/28138909.html (дата обращения: 23.06.2015).

ABC (2005) Formulado de Projetos de Cooperado Técnica Internacional (PCT): Manual de Orientado. Brasilia: Agencia Brasileira de Cooperado Brasil. Режим доступа: http://www.abc.gov.br/imprensa/ publicacoes (дата обращения: 29.06.2015).

Abreu F.J.M. (2013) A Evolugao da CooperagaoTécnica Internacional no Brasil // Mural International. Vol. 4. No. 2. Режим доступа: http://www.e-publicacoes.uerj.br/index.php/muralinternacional/article/ view/8658/6517 (дата обращения: 23.06.2013).

Bliss K.E. (2010) Health in all Policies. Brazil's Approach to Global Health within Foreign Policy and Development Cooperation Initiatives // Key Players in Global Health. How Brazil, Russia, India, China and South Africa are Influencing the Game. A Report of CSIS Global Health Policy Center. Режим доступа: http://csis.org/files/publication/101110_Bliss_KeyPlayers_WEB.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Cabral L., Weinstock J. (2010) Brazilian Technical Cooperation for Development. Drivers, Mechanics and Future Prospects. 6 September. Режим доступа: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/ publications-opinion-files/6137.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Cobradi (2005-2009) Brazilian Cooperation for International Development: 2005-2009. Brasilia: Ipea. Режим доступа: http://api.ning.com/files/eJz*iuu91w9quuwvgxxllxghzj*0edbvvvul4zmy4logzgisigi*o1pfqzr75am03d pddy9tk2swqp3smcev0honu0pn3etn/Book_brazilian_cooperationWEB.pdf (дата обращения: 23.06.2013).

Cobradi (2010) Cooperacao Brasileira para o desenvolvimento internacional: 2010. Brasilia: Ipea. Режим доступа: http://www.ipea.gov.br/portal/images/stories/PDFs/livros/livros/livro_cooperacao_brasileira_ed02a. pdf (дата обращения: 26.06.2015).

Costa Vaz A., Yumie Aoki Inoue С. (2007) Emerging Donors in International Development: The Brazil case. International Development Research Center. Partnership and Business Development Division. December. Режим доступа: http://www.idrc.ca/EN/Documents/Case-of-Brazil.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

ipea (2013) Pais investiu R$ 1,6 bi nacooperagao internacional. 1 August. Режим доступа: http://www.ipea. gov.br/portal/index.php?option=com_content&view=article&id=19209 (дата обращения: 23.06.2013).

MDIC (2015) Intercambio comercial brasileiro: Países e Blocos Económicos. Janeiro-Maio. Режим доступа: http://www.desenvolvimento.gov.br/sitio/interna/interna.php?area=5&menu=576 (дата обращения: 29.06.2015.)

Puente Iglesias C.A. (2010) A cooperagao técnica horizontal brasileira como instrumento de política externa: a evolugao da cooperagao técnica com países em desenvolvimento - no periodo 1995-2005. Brasilia: FUNAG. Режим доступа: http://www.funag.gov.br/biblioteca/dmdocuments/0715.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Rossetto J. (ed.) (2013) Manual de gestao da cooperagao técnica Sul-Sul. Режим доступа: http://www.abc. gov.br/Content/ABC/docs/Manual_SulSul_Final-Diagramado_Corrigido_23-04-2014.pdf Pp.30-35/ (дата обращения: 29.06.2015).

Seibert G. (2012) Brasil em África:a cooperagao. Centro de EstudosAfricanos (CEA). Режим доступа: http:// pascal.iseg.utl.pt/~cesa/files/Comunicacoes/Seminario26Abril2012.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Telles O. (2012) Embaixador: Brasil vai investir R$ 80 milhoes em cooperagaona América Latina // Agencia Camara Noticias. 19 September. Режим доступа: http://www2.camara.leg.br/camaranoticias/noticias/ relacoes-exteriores/426481-embaixador:-brasil-vai-investir-r$-80-milhoes-em-cooperacao-na-america-latina.html (дата обращения: 30.06.2013).

UNCTAD (2012) Technology and Innovation Report. Innovation, Technology and South-South Collaboration. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tir2012_en.pdf (дата обращения: 29.06.2015).

World Bank (2011) Bridging the Atlantic Brazil and Sub-Saharan Africa: South - South Partnering for Growth. Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/AFRICAEXT/Resources/africa-brazil-bridging-final. pdf (дата обращения: 29.06.2015).

Brazil and its Approach to the Development Assistance

A. Borzova

Alla Borzova - Assistant professor, Department ofTheory and History oflnternational Relations, People's Friendship University; 10a Miklukho-Maklaya Street, 117198 Moscow, Russian Federation; E-mail: bau845@mail.ru

Abstract

This article analyses Brazil's development assistance, which includes scientific and technical cooperation as well as, along with humanitarian aid and participation in peacekeeping operations. Scientific and technical cooperation involves promoting education, health and agriculture, applying new technologies in production and eliminating hunger and poverty in the developing countries. Brazil's policy began with a series of steps, starting with supporting national liberation movements in Africa and Asia, supporting the Non-Aligned Movement, increasing its participation in the North-South dialogue, and contributing to the formation of a new international economic order. Brazil promotes becoming an important instrument of foreign policy, which is based on principles of equal cooperation, respect for international law and non-interference in the internal affairs of other countries. Improving the mechanisms for development cooperation includes making sure aid is transparent, expanding partnerships in promoting development, attending to the needs of developing countries, moving away from direct transfers of money, and attracting and training the population of the recipient country. There are more than 100 federal government institutions in Brazil involved in international cooperation, which reflects the diversification of the country's foreign policy. The Brazilian Cooperation Agency (ABC) of the Ministry of Foreign Affairs plays an important role in systematizing the process of cooperation, defining the concept and implementing projects in the framework of bilateral, trilateral and multilateral cooperation and assistance to the countries of the world, especially in Latin America and Africa. For Brazil, promoting development is not limited to exchanging experiences in successful programme implementation , but also includes developing new models for scientific and technical cooperation that are the basis for innovative, complex projects that expand opportunities for national growth, the transnationalization of Brazilian business and increased foreign trade. ABC has been pursuing a new cooperation strategy since 2008 that involves a logical matrix for each project to evaluate the effectiveness of the Brazilian model of development assistance. Brazil's role in promoting development and its transition from donor to mediator is notable.

Key words: Brazil, Brazilian Cooperation Agency (ABC), development, health, agriculture, sustainable development, South-South dialogue

References

ABC (2005) Formulagao de Projetos de Cooperagao Técnica Internacional (PCT): Manual de Orientagao. Brasilia: Agencia Brasileira de Cooperagao Brasil. Available at: http://www.abc.gov.br/imprensa/publicacoes (accessed 29 June 2015).

Abreu F.J.M. (2013) Aevolugao da Cooperagao Técnica Internacional no Brasil. Mural International, vol. 4, no 2. Available at: http://www.e-publicacoes.uerj.br/index.php/muralinternacional/article/view/8658/6517 (accessed 23 June 2013).

Bliss K.E. (2010) Health in all Policies. Brazil's Approach to Global Health within Foreign Policy and Development Cooperation Initiatives. Key Players in Global Health. How Brazil, Russia, India, China and South Africa are Influencing the Game. A Report of CSIS Global Health Policy Center. Available at: http://csis.org/files/ publication/101110_Bliss_KeyPlayers_WEB.pdf (accessed 29 June 2015).

Borzova A.U. (2013) Brazil-Africa: an Example of a Highly Effective Cooperation. Asia and Africa today, no 9.

Cabral L., Weinstock J. (2010) Brazilian Technical Cooperation for Development. Drivers, Mechanics and Future Prospects. 6 September. Available at: http://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odi-assets/publications-opinion-files/6137.pdf (accessed 29 June 2015).

Cobradi (2005—2009) Brazilian cooperation for International Development: 2005—2009. Brasilia: Ipea. Available at: http://api.ning.com/files/eJz*iuu91w9quuwvgxxllxghzj*0edbvvvul4zmy4logzgisigi*o1pfqzr75am03dpddy9 tk2swqp3smcev0honu0pn3etn/Book_brazilian_cooperationWEB.pdf (accessed 23 June 2013).

Cobradi (2010) Cooperacao brasileira para o desenvolvimento internacional: 2010. Brasilia: Ipea. Available at: http://www.ipea.gov.br/portal/images/stories/PDFs/livros/livros/livro_cooperacao_brasileira_ed02a.pdf (accessed 26 June 2015).

Costa Vaz A., Yumie Aoki Inoue C. (2007) Emerging Donors in International Development: The Brazil Case. International Development Research Center. Partnership and Business Development Division. December. Available at: http://www.idrc.ca/EN/Documents/Case-of-Brazil.pdf (accessed 29 June 2015).

ipea (2013) País investiu R$ 1,6 bi nacooperaçaointernacional. 1 August. Available at: http://www.ipea.gov.br/ portal/index.php?option=com_content&view=article&id=19209 (accessed 23 June 2013).

Levkin E., Gercheva D. (2011) Methodology for Development Agencies Capacity Assessment at a National Level. International Organisations Research Journal, no 2. Available at: http://iorj.hse.ru/ data/2011/03/30/1211850602/7.pdf (accessed 23 June 2015).

MDIC (2015) Intercâmbio comercialbrasileiro: Países e Blocos Económicos. Janeiro-Maio. Available at: http://www. desenvolvimento.gov.br/sitio/interna/interna.php?area=5&menu=576 (accessed 29 June 2015).

Puente Iglesias C. A. (2010) A cooperaçao técnica horizontal brasileira como instrumento de política externa: a evoluçao da cooperaçao técnica com países em desenvolvimento — no período 1995—2005. Brasilia: FUNAG. Available at: http://www.funag.gov.br/biblioteca/dmdocuments/0715.pdf (accessed 29 June 2015).

Rossetto J. (ed.) (2013) Manual de gestao da cooperaçao técnica Sul-Sul. Available at: http://www.abc.gov. br/Content/ABC/docs/Manual_SulSul_Final-Diagramado_Corrigido_23-04-2014.pdf (accessed 29 June 2015).

Seibert G. (2012) Brasil em África:a cooperaçao.Centro de Estudos Africanos (CEA). Available at: http://pascal. iseg.utl.pt/~cesa/files/Comunicacoes/Seminario26Abril2012.pdf (accessed 29 June 2015).

Telles O. (2012) Embaixador: Brasil vai investir R$ 80 milhoes em cooperaçaona América Latina. Agência Cámara Noticias. 19 September. Available at: http://www2.camara.leg.br/camaranoticias/noticias/relacoes-exteriores/426481-embaixador:-brasil-vai-investir-r$-80-milhoes-em-cooperacao-na-america-latina.html (accessed 30 June 2013)

UNCTAD (2012) Technology and Innovation Report. Innovation, Technology and South-South Collaboration. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tir2012_en.pdf (accessed 29 June 2015).

World Bank (2011) Bridging the Atlantic Brazil and Sub-Saharan Africa: South — South Partnering for Growth. Available at: http://siteresources.worldbank.org/AFRICAEXT/Resources/africa-brazil-bridging-final.pdf (accessed 29 June 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.