Научная статья на тему 'Подходы Бразилии к реформированию ООН'

Подходы Бразилии к реформированию ООН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
953
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЗИЛИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ООН / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ГУМАНИТАРНЫЕ МИССИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / BRAZIL / REFORMING THE UN / SECURITY COUNCIL / SECURITY / DEVELOPMENT / HUMANITARIAN MISSIONS / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борзова Алла Юрьевна

В статье рассматриваются подходы Бразилии к проблеме реформирования ООН как глобальной структуры, взаимозависимости между безопасностью и развитием, устойчивому развитию мира, влиянию последствий глобального финансового экономического кризиса на осуществление прав человека. Показаны взгляды страны на миротворческие операции, гуманитарные миссии, помощь в борьбе с голодом и нищетой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brazil Approaches to the UN Reform

The article examines Brazil's approaches to the UN reform as a global structure and the interdependence between security and development, towards sustainable development world, influence of global financial and economic crisis on human rights. The author discuses the country's vision of peacekeeping operations, humanitarian missions, and hunger and poverty reduction.

Текст научной работы на тему «Подходы Бразилии к реформированию ООН»

Подходы Бразилии к реформированию ООН

А.Ю. Борзова

Борзова Алла Юрьевна — доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов; E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются подходы Бразилии к проблемам реформирования ООН как глобальной структуры, взаимозависимости между безопасностью и развитием, устойчивого развития мира, влияния последствий глобального финансово-экономического кризиса на осуществление прав человека. Показаны взгляды страны на миротворческие операции, гуманитарные миссии, помощь в борьбе с голодом и нищетой.

Ключевые слова: Бразилия, реформирование ООН, Совет Безопасности ООН, безопасность, развитие, гуманитарные миссии, права человека.

Key words: Brazil, reforming the UN, UN Security Council, security, development, humanitarian missions, human rights.

Бразилия в последние десятилетия достигла значительных успехов как в социально-экономическом, так и в политическом развитии, стала признанным лидером региональных интеграционных процессов и седьмой экономикой мира. Страна расширила сеть двусторонних отношений, и число зарубежных представительств Бразилии в настоящее время превысило 230. Среди них следует отметить открытие 52 новых посольств, 6 миссий при международных организациях, 22 консульств и дипломатического представительства в Палестине. Страна выступает за мирное разрешение противоречий, подчеркивает взаимозависимость между миром, безопасностью и развитием, поскольку в условиях социального неравенства трудно достичь стабильности и безопасности.

Бразилия принимает активное участие в деятельности международных организаций, таких как ООН, ВТО, «Группа двадцати», отдавая предпочтение многостороннему сотрудничеству при решении глобальных проблем современности, связанных с климатическими изменениями, проблемами устойчивого развития.

Стоявшая у истоков создания ООН, сегодня Бразилия выступает за реформирование этой структуры, придание ей большего динамизма и, прежде всего, за расширение Совета Безопасности (СБ) ООН. Впервые страна выступила с этим предложением на заседании Генеральной Ассамблеи в 2005 г., отметив необходимость увеличения количества постоянных членов, отмены права вето и расширения полномочий Генеральной Ассамблеи при решении конфликтных ситуаций1. Созданная для решения этого вопроса «Группа четырех» объединила Бразилию, Индию, Германию и Японию, стремящихся войти в СБ ООН на правах постоянных членов. Экс-президент Бразилии Лула да Силва критиковал структуру СБ ООН, отмечая, что «Латинская Америка, насчитывающая более 400 млн жителей, не имеет там постоянного представительства, и пять

1 Официальный сайт ООН в Рио-де-Жанейро. URL: http://unic.un.org/imucms/rio-de-janeiro/64/ 42/reforma-da-onu.aspx (дата обращения: 25.06.2012).

стран решают, что и как делать, не принимая во внимание мнение всех остальных жителей планеты» [3].

Д. Руссефф, нынешний президент Бразилии, считает реформирование ООН и ее Совбеза важнейшей задачей, выполнения которой Бразилия будет добиваться на международной арене. Выступая на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Д. Руссефф заявила о готовности Бразилии стать членом СБ ООН [1]. По ее словам, эта южноамериканская страна принимает участие во всех усилиях международного сообщества, будь то ближневосточный мирный процесс или работа по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу.

В настоящее время деятельность Бразилии в ООН можно охарактеризовать как активную и многогранную, страна входит во все комитеты и структуры ООН.

Следует отметить, что Бразилия, наряду с Японией, наибольшее количество раз занимала место непостоянного члена СБ ООН без права вето. Бразилия была непостоянным членом СБ ООН в 1946-1947 гг., 1951-1953 гг., 1954-1956 гг., 1963-1964 гг., 1967-1968 гг. После военного переворота и установления диктатуры (1964-1989 гг.) страна смогла вернуться в СБ ООН только в 1988-1989 гг. После возвращения демократической формы правления Бразилия практически без перерыва занимала это место в 1993-1995 гг., 1998-2000 гг., 2004-2006 гг. и в 2010-2011 гг. Однако активная дипломатия Бразилии и деятельность «Группы четырех», созданной с целью реформирования СБ ООН, пока не принесли результатов. США и КНР выступают против любых реформ этой структуры.

Бразилия с самого начала принимала активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, уделяя значительное внимание проблеме урегулирования конфликтов. С 1948 г. она участвовала более чем в 30 операциях по поддержанию мира, где в общей сложности работали более 17 тыс. человек. В 1956 г. Бразилия посылала своих миротворцев на Синайский полуостров, бразильцы входили в состав Миссии наблюдателей ООН в охваченных гражданской войной странах Африки (например, в Конго, Анголе, Мозамбике, Либерии, Уганде, Судане), в Латинской Америке и странах Карибского бассейна (в Сальвадоре, Никарагуа, Гватемале, Гаити), в Азии (Камбоджа и Восточный Тимор, который отделился от Индонезии), в Европе (Кипр и Хорватия). Военные формирования Бразилии были задействованы в пяти операциях в составе объединенных вооруженных сил: в районе Суэцкого канала (UNEF I), в Анголе (и^^/ЕМ III), Мозамбике ^иМ07), Восточном Тиморе (UNTAET/UNMISET) и на Гаити (МШШТАН)2.

Бразильский дипломат С. Виейра ди Мелло был специальным представителем ООН в Восточном Тиморе с декабря 1999 г. по май 2002 г. Этот человек, посвятивший значительную часть жизни работе в ООН, Верховный комиссар ООН по правам человека, был убит во время бомбежки Ирака в августе 2003 г., когда работал главой миссии ООН в Ираке3.

По состоянию на июнь 2011 г. 2239 бразильских военных экспертов и полицейских участвовали в организации миротворческих операций, из них 2185 - на Гаити, 51 - в других семи миссиях ООН: миссиях по реформированию в Западной Сахаре (МШ^80), на Кипре (UNFICYP), в Ливане (и№БЩ, в Либерии (^МЩ,

2 Официальный сайт Министерства иностранных дел Бразилии. URL: http://www.itamaraty.gov.br/ temas/temas-multilaterais/paz-e-seguranca-internacionais/nacoes-unidas (дата обращения: 26.06.2012).

3 Официальный сайт ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека. URL: http://www. un.org/ru/rights/issues/index.shtml (дата обращения: 26.06.2012).

в Восточном Тиморе (UNMIT), в Кот-д'Ивуаре (UNOCI). Бразилия впервые возглавила миссию ООН по стабилизации ситуации на Гаити (MINUSTAH) [15].

Однако, как отмечает министр иностранных дел Бразилии А. Патриота, политические изменения, новые вызовы международному сообществу, рост внимания к защите гражданского населения свидетельствуют об ограниченности военной акции как средства достижения стабильности. В связи с этим в своем выступлении в ООН в феврале 2012 г. он подчеркивал, что в год своего 60-летия ООН принимает концепцию «ответственности по защите» (responsibility to protect), которая устанавливает ответственность государства по защите своего населения от геноцида, военных преступлений, этнической чистки и преступлений против человечности. В концепции четко определено, что ответственность должна осуществляться прежде всего посредством использования дипломатических, гуманитарных и других мирных средств, и только в том случае, когда этих средств оказывается недостаточно, можно рассматривать возможность применения принудительных мер [16].

В своей внешнеполитической линии Бразилия начинает подвергать критике концепцию гуманитарной интервенции, к которой прибегают США и другие страны НАТО.

Бразилии не было в составе первой пятерки латиноамериканских стран, выступающих против гуманитарной интервенции в Ливии, поскольку она была озабочена ростом насилия в этой стране и неоднократно призывала к защите гражданского населения и уважению международного права. Правительство Бразилии публично и решительно осудило применение насилия и призвало власти Ливии к обеспечению и защите права на свободное выражение протеста, а также к поиску путей урегулирования кризиса на основе диалога4. Бразилия уделила должное внимание мнению членов Лиги арабских государств и Африканского союза, а также обращениям постоянного представительства Ливии в ООН при проведении голосования по резолюции 1970. Однако итоги этой миссии наглядно показали ограниченность военной акции как средства достижения стабильности.

Именно поэтому, отметив, что применение силы всегда несет в себе риск причинения больших потерь, насилия и нестабильности, А. Патриота напомнил о выступлении Д.Руссефф на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г., где президент Бразилии обратила внимание на тяжелые последствия военных интервенций, которые привели к усугублению существующих конфликтов, вызвали новые витки насилия и увеличили уязвимость гражданского населения. Предложенная бразильским лидером концепция «ответственности в процессе защиты» (responsibility while protect) должна дополнять существующую концепцию «ответственности по защите» (responsibility to protect) и основываться на тезисе, согласно которому лучшая политика — превентивная дипломатия, так как она уменьшает риск вооруженного конфликта и человеческих жертв [16].

Такое предложение лежит в русле инициативы генерального секретаря ООН Пан Ги Муна объявить 2012-й год годом превентивной дипломатии.

Бразилия выдвинула еще одну инициативу — «Сторонники посредничества» (Friends of Mediation), где среди множества положений отмечается, что использование силы должно нести как можно меньше насилия и нестабильности, а в случае использования силы действия должны быть законными, пропорциональными и ограниченными целями, установленными СБ ООН [18].

4 Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-csnu-Explanation-of-Vote-resolution_1970_on_Libya.htm (дата обращения: 26.06.2012).

Министр иностранных дел А. Патриота, выступая в СБ ООН 22 сентября 2011 г., подчеркнул, что в современном мире наблюдается тенденция к принуждению, санкциям и поспешному военному вмешательству, однако другими инструментами для предотвращения конфликта должны стать превентивная дипломатия и миротворческие операции, включающие три элемента: предотвращение конфликта, миротворчество и миростроительство. Комиссия по миростроительству ООН, наряду с поддержанием уважения международного права, может играть важную роль в предотвращении рецидива конфликта.

При этом А. Патриота обратил внимание на необходимость более тесного взаимодействия с местным населением, подготовки миротворцев и укрепления их дисциплины. Действия миротворцев будут более эффективными при условии взаимодействия с местным населением [16]. Разоружение и уничтожение оружия массового поражения также увеличивают возможность предотвращения конфликта. Президент Д. Руссефф в своем выступлении в ООН 22 сентября 2011 г. отметила, что волна изменений, которая потрясла Северную Африку, только подтверждает необходимость удовлетворения чаяний палестинского народа о создании собственного государства. Это одно из направлений превентивной дипломатии, и существование двух государств (Израиля и Палестины) должно разрядить напряженность и нестабильность на Ближнем Востоке [18].

Следует отметить, что в рамках развития превентивной дипломатии еще в 2005 г. в Рио-де-Жанейро был открыт Центр по подготовке миротворцев (Centro-de Instru?ao Opera?6es de Paz (ClOpPaz)). С тех пор в ClOpPaz прошли обучение более 15 тыс. военнослужащих, из них 2300 находятся на действительной военной службе. Все они являются добровольцами, успешно прошедшими сложную программу обучения. Их знание и опыт Бразилия использует не только в миротворческих миссиях, но и внутри страны при решении проблем с уличными преступными группировками в бедных городских кварталах.

Именно Бразилия предложила в СБ ООН дискуссию по проблеме безопасности и развития, в которой приняли участие Франция, Япония, Турция, Уганда и другие страны. Впервые эта проблема была поставлена в 1997 г. в связи с конфликтными ситуациями в Африке. Был подготовлен отчет, содержащий конкретные рекомендации СБ ООН в отношении источников конфликтов в Африке, пути предотвращения и решения этих конфликтов, подготовки основы для прочного мира и экономического роста после их разрешения. Доклад Генерального секретаря «О причинах конфликтов и содействии обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке» (A/52/871-S/1998/318) должен был стать основополагающим документом для решения взаимосвязанных вопросов мира, безопасности и развития [6].

Прения в СБ ООН относительно взаимозависимости между безопасностью и развитием, инициированные Бразилией, положили начало интенсивному международному диалогу. Франция в феврале 2010 г. подняла вопрос «О переходном периоде и стратегии выхода» (S/PRST/2010/2), Япония в апреле подготовила доклад «Комплексная стратегия миростроительства для предотвращения возобновления конфликта» (S/PRST/2010/7), Турция затронула тему «Обеспечение эффективной роли СБ ООН в поддержании мира и безопасности» (S/PRST/2010/18), Уганда — вопрос «О постконфликтном миростроительстве» (S/PRST/2010/20), а Босния и Герцеговина в январе 2011 г. остановились на проблеме «Постконфликтное миростроительство: институциональное строительство» (S/PRST/2011/2).

При рассмотрении этого вопроса в фокусе внимания государств — членов ООН находились недавние документы: Доклад по «Применению рекомендаций, содержа-

щихся в докладе генерального секретаря ООН о причинах конфликта и содействии прочному миру и устойчивому развитию в Африке» (A/65/152-S/2010/526); записка к предстоящему «Докладу о мировом развитии 2011 г. по проблемам конфликтов, безопасности и развитию», рекомендациям, подготовленным Турцией по вопросу «Обеспечения эффективной роли СБ ООН в поддержании мира и безопасности» (S/2010/461); обзоры тематических дебатов ГА ООН по миростроительству и семинаров, проведенных в Португалии (A/64/871-S/2010/397) и Бразилии (A/64/907).

В итоге на 6479-м заседании СБ ООН 11 февраля 2011 г. в связи с рассмотрением вопроса о поддержании международного мира и безопасности Бразилия как председатель СБ ООН подготовила заявление, в котором отмечалась зависимость между безопасностью и развитием, взаимосвязь между экономическими, политическими, социальными аспектами урегулирования конфликтов, между миротворчеством и укреплением мира, шагами к устойчивому развитию. В заявлении также отмечалось, что Совет Безопасности призывает к тесному сотрудничеству в рамках ООН с региональными, субрегиональными и другими организациями на местах и в штаб-квартире для того, чтобы участвовать в урегулировании конфликтных и постконфликтных ситуаций, согласно Уставу ООН, и подчеркивает важность тесного сотрудничества в соответствии со ст. 65 Устава ООН [13].

Такой подход характерен для внешней политики Бразилии. Содействие развитию, как подчеркивал экс-президент Лула да Силва, является стратегической целью обеспечения национальной безопасности, поскольку «ни одна страна не может чувствовать себя в безопасности рядом с несчастными соседями» [12]. Он подчеркивал, что бедность нужно рассматривать как проблему мирового масштаба, поскольку в условиях растущей взаимозависимости мировой экономики, угрозы политической стабильности и безопасности, ее всепроникающий эффект, усиленный падением мировой экономики, потенциально может затронуть все государства [9]. В связи с этим Бразилия намерена оказывать содействие развитию стран Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна, с которыми связана исторически. Сотрудничество со странами Африки связано с чувством исторического долга перед континентом, сильно пострадавшим от работорговли.

В 2004 г. президент Лула да Силва объявил в штаб-квартире ООН о начале «Акции против голода и нищеты», призвав расширить финансирование для достижения Целей развития тысячелетия, объявленных в Декларации тысячелетия. Первым конкретным результатом стало создание в 2006 г. Международного комитета по закупке лекарственных средств (International Drug Purchase Facility, UNITAID) для борьбы с болезнями (СПИДом, туберкулезом и малярией), которые сопровождают голод и нищету. Бразильское правительство выделило UNITAID в 2006 г. 6 млн долл. США, а с 2007 г. собирается выделять по 12 млн долл., в то время как планируемый общий бюджет института составит около 300 млн долл. США [4].

Создание завода по производству антиретровирусных препаратов в Мозамбике и подготовка специалистов в области борьбы с ВИЧ и СПИДом для целого ряда стран стали примерами такого сотрудничества [17]. «Акция против голода и нищеты» продолжает программу Бразилии, направленную на борьбу с голодом (Fome Zero) и реализацию ряда социальных программ по искоренению бедности (в том числе Bolsa Familia) на национальном уровне. Бразилия позиционировала себя как «голос Юга», как «мост» между развитыми и развивающимися странами для построения более справедливой и гармоничной финансово-экономической мировой системы.

Женевская декларация 2004 г. положила начало реализации программы «Акция против голода и нищеты», затрагивающей как развитые, так и развивающиеся страны. Кроме Бразилии, к декларации присоединились Чили, Франция, Норвегия, Англия, Испания, Алжир, ЮАР и другие страны. Доклад технической группы по инновационным механизмам финансирования программы был представлен на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по случаю встречи 58 глав государств и правительств, заинтересованных в реализации мер по борьбе с голодом [9].

Нью-Йоркская декларация, призывавшая страны к поиску новых механизмов финансирования борьбы с голодом, была подписана представителями более 100 делегаций. Отдельные ее положения с подачи Бразилии были внесены в Резолюцию ООН № 883. Позднее была создана новая рабочая группа из 44 стран, которая вместе с ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЭЙДС занималась обеспечением развивающихся стран лекарствами и содействовала снижению цен на лекарства на мировом рынке.

Важной дипломатической победой страны стало назначение на должность главы Комиссии ООН по продовольствию и сельскому хозяйству бразильца Ж. Г. да Силь-ваэса [14].

В Бразилии открывается штаб-квартира Международного политического центра всестороннего роста (International Policy Center for Inclusive Growth, IPC-IG), деятельность которого тесно связана с созданным в рамках группы ИБСА Академическим форумом: политический диалог (Academic Forum: a Policy Dialogue) и Группой изучения бедности в Бюро содействия развитию при ООН (Poverty Group of the Bureau for Development Policy). Создание Центра стало результатом совместного проекта ПРООН и Бразилии для исследования проблем бедности и неравенства в развивающемся мире и выработки рекомендаций по их сокращению. Результаты исследований Центра по отдельным странам регулярно представляются на страницах журнала «Бедность в фокусе» (Poverty in Focus).

Для стран Африки бразильским Центром была подготовлена масштабная программа по социальной политике (The Brazil-Africa Cooperation Program on Social Development), а также комплексный обзор по социальной политике в период кризиса (Social Policies in a Period of Crisis) [7].

Ресурсы, которыми располагает МИД Бразилии для оказания международной гуманитарной помощи, определяются в соответствии с Ежегодным законом о бюджете (Lei Or£amentaria Annual, LOA). Согласно Декрету от 21 июня 2006 г., в Бразилии для координации и оценки эффективности была создана Межведомственная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи (GTI-AHI). В период с июня 2006 г. по июнь 2009 г. более 35 стран, пострадавших от природных катаклизмов, получили гуманитарную помощь от правительства Бразилии, среди них Боливия, Суринам, Эквадор, Гаити, Китай, Мьянма и т.д.5

Только в 2008—2009 гг. на гуманитарную помощь страна выделила более 2 млн долл. США [10]. Общий объем помощи составил более 1,2 млрд долл., включая 25 млн долл. в виде добровольных взносов в ПРООН и 300 млн долл. — ВПП, 10 млн долл. — помощь Сектору Газа и Гаити, составившую еще 350 млн долл. [5]

Президент Д. Руссефф в «Директивах правительства Бразилии» (п. 13 «Защита национального суверенитета. Полноценное и активное присутствие Бразилии в мировой политике») подчеркивает, что «Бразилия остается верной принципам невмешательства, соблюдения прав человека, борьбы за мир и разоружения. Бразилия будет продолжать

5 Официальный сайт Министерства иностранных дел Бразилии. URL: http://wwwitamaraty.gov. br/temas/assistencia-humanitaria (дата обращения: 26.06.2012).

конструктивный диалог с суверенными развитыми и развивающимися странами в сфере двусторонних и многосторонних организаций» [8]. В центре внимания остаются и инициативы по оказанию помощи развитию, поскольку они являются составляющими для роста международного влияния Бразилии, ее политического и экономического присутствия.

Бразилия реализует более 200 проектов технического сотрудничества в 46 странах Африки, Азии и Латинской Америки, большинство из которых в социальной сфере, что напрямую связано с достижением Целей развития тысячелетия ООН [11]. В 2009 г. общее число проектов составило 413 (181 проект в 2007 г.) [5].

Бразилия акцентирует внимание на концепции устойчивого развития, предложенной на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро в 1992 г., уделяет большое внимание проблеме изменения климата, сохранению биологического разнообразия природы. В 2004 г. в г. Бразилиа состоялось открытие отделения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Создание офиса ЮНЕП в Бразилии стало частью стратегии ООН для более эффективного реагирования на экологические проблемы и оказания содействия в разработке инициатив по решению конкретных региональных и субрегиональных проблем, участия в развитии международных инициатив и программ по решению проблем устойчивого развития6. ЮНЕП Бразилии работает в тесном сотрудничестве с Региональным отделением для Латинской Америки и стран Карибского бассейна в Панаме. Бразилия ратифицировала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии, а также Киотский протокол в 2002 г., приняла активное участие в подготовке Дорожной карты Бали (2007 г.), Канкунских соглашений, решений Конференции по изменению климата в Дурбане (ноябрь — декабрь 2011 г.).

В июле 2012 г. в Рио-де-Жанейро состоялась очередная конференция ООН, посвященная проблемам устойчивого развития, — Рио +20. Бразилия предлагает установить глобальные цели устойчивого развития и экономического роста на 2015—2030 гг., развивая и дополняя задачи, поставленные странами — членами ООН в 2000 г. в рамках Целей развития тысячелетия, срок реализации которых истекает в 2015 г.

Бразилия ставит такие задачи, как искоренение нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, соблюдение равенства мужчин и женщин, сокращение детской и материнской смертности, борьба с ВИЧ / СПИДом и другими заболеваниями, обеспечение экологической устойчивости, формирование глобального партнерства в целях развития, финансирование программ устойчивого развития.

Еще одним направлением деятельности, которое также подчеркивает высокую степень вовлеченности Бразилии в процессы формирования принципиально нового мироустройства, является проблема прав человека в ООН. В результате реорганизации Комиссия по правам человека была преобразована в Совет по правам человека, который начал работу 19 июля 2006 г. Бразилия была избрана в Совет большинством голосов стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Во время празднования 60-летия Всеобщей декларации прав человека в 2008 г. Бразилия занималась подготовкой резолюции относительно целей в области прав человека, достижение которых намечено на 2018 г. — к 70-летию Декларации. Обязательства охватывают, в частности, борьбу с голодом и нищетой, всеобщую ратификацию международных документов, направленных на соблюдение и защиту юридических и

6 Официальный сайт Программы ООН по окружающей среде. URL: http://www.unep.org.br (дата обращения: 26.06.2012).

политических прав человека, создание национальных институтов по правам человека7.

Бразилия придала большое значение Конференции ООН по борьбе с расизмом (2009, Женева, Дурбан II), где ее делегация стремилась работать конструктивно и гибко, добиваясь консенсуса между различными точками зрения, избегая предвзятости и избирательности. В принятой Декларации рассматриваются вопросы, представляющие большой интерес для Бразилии, такие как защита лиц африканского происхождения, коренных народов, мигрантов, женщин и детей [2].

C. Аморим, министр иностранных дел в правительстве Лула да Силвы, отмечал: «Международное сообщество должно принять конкретные меры, чтобы экономический спад не поставил под угрозу ценности прав человека, демократии и мира...». В некоторых странах выполнение целей в области развития находится под серьезной угрозой. Ужесточение законодательства ряда стран по вопросам миграции наносит опасный удар по международному праву и защите прав человека [2].

Бразилия, наряду с Китаем, Индией, Россией и африканскими странами, активно содействовала проведению 10-й специальной сессии Совета по правам человека, посвященной влиянию глобального финансового и экономического кризиса на эффективное осуществление прав человека, стремясь обеспечить тесное сотрудничество стран Юга в этом вопросе и укрепление роли Совета по правам человека.

Практический опыт, который Бразилия приобрела во время выполнения гуманитарных миссий в Гвинее-Бисау, Мозамбике, Восточном Тиморе и на Гаити, позволяет ей оказывать техническое содействие государственным органам ряда стран в осуществлении международных норм прав человека как в экономической, социальной и культурной сферах, так и по вопросам гражданских и политических прав [2].

В Бразилии активно действует созданная в 1998 г. Ассоциация друзей ООН (United Nations Association Brazil (UNA)), деятельность которой направлена на упрочение связей между гражданами Бразилии и ООН. Она разделяет точку зрения, согласно которой ООН является мощной силой, способной противостоять общим глобальным вызовам посредством объединения людей планеты, осознающих общую ответственность за судьбу мира и поддерживающих международное сотрудничество в реформировании ООН, распространяющих информацию о целях и направлении деятельности этой ор-ганизации8.

В целом Бразилия стремится к принципиальному реформированию механизмов деятельности ООН, а не только к расширению состава постоянных членов Совета Безопасности, считая, что альтернативы этой организации в решении глобальных проблем современности нет.

Литература

1. Бразилия заявила о готовности стать постоянным членом СБ ООН // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/09/21/braziliya-anons.html (дата обращения: 25.06.2012).

2. Amorim C. O Brasil e os Direitos Humanos: em Busca de Uma Agenda Positiva. URL: http:// www.itamaraty.gov.br/temas/temas-multilaterais/direitos-humanos-e-temas-sociais/o-brasil-e-os-direitos-humanos-em-busca-de-uma-agenda-positiva/view (date of access: 25.06.2012).

7 Официальный сайт ООН — Бразилия. Права человека. URL: http://www.onu.org.br/a-onu-em-acao/a-onu-e-os-direitos-humanos/ (дата обращения: 26.06.2012).

8 Официальный сайт Ассоциации друзей ООН. URL: http://www.unab.org.br (дата обращения: 26.06.2012).

3. Amorim C. Brasilian Foreign Policy under President Lula (2003—2010): An Overview // Revista Brasileira da Política International. 2010. No. 53 (special ed.). P. 19.

4. Atkinson A.B. New Sources of Development Finance. Oxford University Press, 2005.

5. Bruno Ayllón Pino. Brazilian Cooperation: a Model under Construction for an Emerging Power (ARI). URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_eng/Content?WCM_GLOBAL_ C0NTEXT=/elcano/elcano_in/zonas_in/ari143-2010 (date of access: 25.06.2012).

6. Interdependence between Security and Development. Concept Note // Permanent Mission of Brazil to the United Nations. URL: http://www.un.int/brazil/book/interdependence.html (date of access: 25.06.2012).

7. Jaccoud A., Dario El-Moor Hadjab P., Rochet Chaibub J. The Consolidation of Social Assistance in Brazil and its Challenges. 1998—2000 // International Policy Centre for Inclusive Growth. UN Development Programme. 2010. URL: http://www.ipc-undp.org/pub/IPCWorkingPaper76.pdf (date of access: 25.06.2012).

8. As Mudancas na Politica Externa do Gobierno Dilma e a «Multipolaridade Beninga» // BRICS Monitor. Mayo 2011.

9. Nina A. Action against Hunger and Poverty: Brazilian Foreign Policy in Lula's First Term (2003— 2006). Working Paper No. CDS-83-07. Oxford University.

10. Objetivos de Desenvolvimento do Milenio, Relatório de Acompanhamento, Brasilia // IPEA, 2010.

11. OECD Development Cooperation Report 2010. Paris: OECD, 2010.

12. Pereira da Fonseca H. La Visión de Brasil Sobre la Cooperación Internacional // Revista Española de Desarrollo y Cooperación. Madrid. 2008. No. 22. P. 63-77.

13. Presidential Statement on the Maintenance of International Peace and Security: the Interdependence between Security and Development. URL: http://www.un.int/brazil/book/11d-presidencialdeclaration-peace.html (date of access: 25.06.2012).

14. Sanchez A.W. An Easy Way to Improve U.S.-Latin American Relations // Foreign Policy In Focus. 28 July 2011. Washington, DC.

15. Seabra P. Brazil's Haiti Drawdown: Reflections on Global Aspirations // IPRIS Viewpoints 75. URL: www.ipris.org/php/download.php?fid=595 (date of access: 25.06.2012).

16. Statement by H.E. Ambassador Maria Luiza Ribeiro Viotti Permanent Representative of Brazil to the United Nations // Briefing to the Security Council on United Nations Peacekeeping Operations. 27.07.2011. URL:http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-CSNU-briefing-peacekeeping-operations. html (date of access: 25.06.2012).

17. Statement by H.E. Ambassador Maria Luiza Ribeiro Viotti. Permanent Representative of Brazil to the United Nations // Debate on the Maintenance of International Peace and Security: Impact of the HIV/AIDS Epidemic on International Peace and Security. 07.06.2011. URL: http://www.un.int/ brazil/speech/11d-mlrv-CSNU-Debate-on-the-impact-HIV-AIDS-epidemic-international-peace-and-security.html (date of access: 25.06.2012).

18. Statement by H.E. Antonio De Aguiar Patriota. Minister of External Relations of the Federative Republic of Brazil // High Level Meeting of the Security Council on Preventive Diplomacy. 22.09.2011. URL: http://www.un.int/brazil/speech/11d-aap-CSNU-High-Meeting-Preventive-Diplomacy.html (date of access: 25.06.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.