Подходы Бразилии к реформированию ООН
А.Ю. Борзова
Борзова Алла Юрьевна — доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов; E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются подходы Бразилии к проблемам реформирования ООН как глобальной структуры, взаимозависимости между безопасностью и развитием, устойчивого развития мира, влияния последствий глобального финансово-экономического кризиса на осуществление прав человека. Показаны взгляды страны на миротворческие операции, гуманитарные миссии, помощь в борьбе с голодом и нищетой.
Ключевые слова: Бразилия, реформирование ООН, Совет Безопасности ООН, безопасность, развитие, гуманитарные миссии, права человека.
Key words: Brazil, reforming the UN, UN Security Council, security, development, humanitarian missions, human rights.
Бразилия в последние десятилетия достигла значительных успехов как в социально-экономическом, так и в политическом развитии, стала признанным лидером региональных интеграционных процессов и седьмой экономикой мира. Страна расширила сеть двусторонних отношений, и число зарубежных представительств Бразилии в настоящее время превысило 230. Среди них следует отметить открытие 52 новых посольств, 6 миссий при международных организациях, 22 консульств и дипломатического представительства в Палестине. Страна выступает за мирное разрешение противоречий, подчеркивает взаимозависимость между миром, безопасностью и развитием, поскольку в условиях социального неравенства трудно достичь стабильности и безопасности.
Бразилия принимает активное участие в деятельности международных организаций, таких как ООН, ВТО, «Группа двадцати», отдавая предпочтение многостороннему сотрудничеству при решении глобальных проблем современности, связанных с климатическими изменениями, проблемами устойчивого развития.
Стоявшая у истоков создания ООН, сегодня Бразилия выступает за реформирование этой структуры, придание ей большего динамизма и, прежде всего, за расширение Совета Безопасности (СБ) ООН. Впервые страна выступила с этим предложением на заседании Генеральной Ассамблеи в 2005 г., отметив необходимость увеличения количества постоянных членов, отмены права вето и расширения полномочий Генеральной Ассамблеи при решении конфликтных ситуаций1. Созданная для решения этого вопроса «Группа четырех» объединила Бразилию, Индию, Германию и Японию, стремящихся войти в СБ ООН на правах постоянных членов. Экс-президент Бразилии Лула да Силва критиковал структуру СБ ООН, отмечая, что «Латинская Америка, насчитывающая более 400 млн жителей, не имеет там постоянного представительства, и пять
1 Официальный сайт ООН в Рио-де-Жанейро. URL: http://unic.un.org/imucms/rio-de-janeiro/64/ 42/reforma-da-onu.aspx (дата обращения: 25.06.2012).
стран решают, что и как делать, не принимая во внимание мнение всех остальных жителей планеты» [3].
Д. Руссефф, нынешний президент Бразилии, считает реформирование ООН и ее Совбеза важнейшей задачей, выполнения которой Бразилия будет добиваться на международной арене. Выступая на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Д. Руссефф заявила о готовности Бразилии стать членом СБ ООН [1]. По ее словам, эта южноамериканская страна принимает участие во всех усилиях международного сообщества, будь то ближневосточный мирный процесс или работа по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу.
В настоящее время деятельность Бразилии в ООН можно охарактеризовать как активную и многогранную, страна входит во все комитеты и структуры ООН.
Следует отметить, что Бразилия, наряду с Японией, наибольшее количество раз занимала место непостоянного члена СБ ООН без права вето. Бразилия была непостоянным членом СБ ООН в 1946-1947 гг., 1951-1953 гг., 1954-1956 гг., 1963-1964 гг., 1967-1968 гг. После военного переворота и установления диктатуры (1964-1989 гг.) страна смогла вернуться в СБ ООН только в 1988-1989 гг. После возвращения демократической формы правления Бразилия практически без перерыва занимала это место в 1993-1995 гг., 1998-2000 гг., 2004-2006 гг. и в 2010-2011 гг. Однако активная дипломатия Бразилии и деятельность «Группы четырех», созданной с целью реформирования СБ ООН, пока не принесли результатов. США и КНР выступают против любых реформ этой структуры.
Бразилия с самого начала принимала активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, уделяя значительное внимание проблеме урегулирования конфликтов. С 1948 г. она участвовала более чем в 30 операциях по поддержанию мира, где в общей сложности работали более 17 тыс. человек. В 1956 г. Бразилия посылала своих миротворцев на Синайский полуостров, бразильцы входили в состав Миссии наблюдателей ООН в охваченных гражданской войной странах Африки (например, в Конго, Анголе, Мозамбике, Либерии, Уганде, Судане), в Латинской Америке и странах Карибского бассейна (в Сальвадоре, Никарагуа, Гватемале, Гаити), в Азии (Камбоджа и Восточный Тимор, который отделился от Индонезии), в Европе (Кипр и Хорватия). Военные формирования Бразилии были задействованы в пяти операциях в составе объединенных вооруженных сил: в районе Суэцкого канала (UNEF I), в Анголе (и^^/ЕМ III), Мозамбике ^иМ07), Восточном Тиморе (UNTAET/UNMISET) и на Гаити (МШШТАН)2.
Бразильский дипломат С. Виейра ди Мелло был специальным представителем ООН в Восточном Тиморе с декабря 1999 г. по май 2002 г. Этот человек, посвятивший значительную часть жизни работе в ООН, Верховный комиссар ООН по правам человека, был убит во время бомбежки Ирака в августе 2003 г., когда работал главой миссии ООН в Ираке3.
По состоянию на июнь 2011 г. 2239 бразильских военных экспертов и полицейских участвовали в организации миротворческих операций, из них 2185 - на Гаити, 51 - в других семи миссиях ООН: миссиях по реформированию в Западной Сахаре (МШ^80), на Кипре (UNFICYP), в Ливане (и№БЩ, в Либерии (^МЩ,
2 Официальный сайт Министерства иностранных дел Бразилии. URL: http://www.itamaraty.gov.br/ temas/temas-multilaterais/paz-e-seguranca-internacionais/nacoes-unidas (дата обращения: 26.06.2012).
3 Официальный сайт ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека. URL: http://www. un.org/ru/rights/issues/index.shtml (дата обращения: 26.06.2012).
в Восточном Тиморе (UNMIT), в Кот-д'Ивуаре (UNOCI). Бразилия впервые возглавила миссию ООН по стабилизации ситуации на Гаити (MINUSTAH) [15].
Однако, как отмечает министр иностранных дел Бразилии А. Патриота, политические изменения, новые вызовы международному сообществу, рост внимания к защите гражданского населения свидетельствуют об ограниченности военной акции как средства достижения стабильности. В связи с этим в своем выступлении в ООН в феврале 2012 г. он подчеркивал, что в год своего 60-летия ООН принимает концепцию «ответственности по защите» (responsibility to protect), которая устанавливает ответственность государства по защите своего населения от геноцида, военных преступлений, этнической чистки и преступлений против человечности. В концепции четко определено, что ответственность должна осуществляться прежде всего посредством использования дипломатических, гуманитарных и других мирных средств, и только в том случае, когда этих средств оказывается недостаточно, можно рассматривать возможность применения принудительных мер [16].
В своей внешнеполитической линии Бразилия начинает подвергать критике концепцию гуманитарной интервенции, к которой прибегают США и другие страны НАТО.
Бразилии не было в составе первой пятерки латиноамериканских стран, выступающих против гуманитарной интервенции в Ливии, поскольку она была озабочена ростом насилия в этой стране и неоднократно призывала к защите гражданского населения и уважению международного права. Правительство Бразилии публично и решительно осудило применение насилия и призвало власти Ливии к обеспечению и защите права на свободное выражение протеста, а также к поиску путей урегулирования кризиса на основе диалога4. Бразилия уделила должное внимание мнению членов Лиги арабских государств и Африканского союза, а также обращениям постоянного представительства Ливии в ООН при проведении голосования по резолюции 1970. Однако итоги этой миссии наглядно показали ограниченность военной акции как средства достижения стабильности.
Именно поэтому, отметив, что применение силы всегда несет в себе риск причинения больших потерь, насилия и нестабильности, А. Патриота напомнил о выступлении Д.Руссефф на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г., где президент Бразилии обратила внимание на тяжелые последствия военных интервенций, которые привели к усугублению существующих конфликтов, вызвали новые витки насилия и увеличили уязвимость гражданского населения. Предложенная бразильским лидером концепция «ответственности в процессе защиты» (responsibility while protect) должна дополнять существующую концепцию «ответственности по защите» (responsibility to protect) и основываться на тезисе, согласно которому лучшая политика — превентивная дипломатия, так как она уменьшает риск вооруженного конфликта и человеческих жертв [16].
Такое предложение лежит в русле инициативы генерального секретаря ООН Пан Ги Муна объявить 2012-й год годом превентивной дипломатии.
Бразилия выдвинула еще одну инициативу — «Сторонники посредничества» (Friends of Mediation), где среди множества положений отмечается, что использование силы должно нести как можно меньше насилия и нестабильности, а в случае использования силы действия должны быть законными, пропорциональными и ограниченными целями, установленными СБ ООН [18].
4 Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-csnu-Explanation-of-Vote-resolution_1970_on_Libya.htm (дата обращения: 26.06.2012).
Министр иностранных дел А. Патриота, выступая в СБ ООН 22 сентября 2011 г., подчеркнул, что в современном мире наблюдается тенденция к принуждению, санкциям и поспешному военному вмешательству, однако другими инструментами для предотвращения конфликта должны стать превентивная дипломатия и миротворческие операции, включающие три элемента: предотвращение конфликта, миротворчество и миростроительство. Комиссия по миростроительству ООН, наряду с поддержанием уважения международного права, может играть важную роль в предотвращении рецидива конфликта.
При этом А. Патриота обратил внимание на необходимость более тесного взаимодействия с местным населением, подготовки миротворцев и укрепления их дисциплины. Действия миротворцев будут более эффективными при условии взаимодействия с местным населением [16]. Разоружение и уничтожение оружия массового поражения также увеличивают возможность предотвращения конфликта. Президент Д. Руссефф в своем выступлении в ООН 22 сентября 2011 г. отметила, что волна изменений, которая потрясла Северную Африку, только подтверждает необходимость удовлетворения чаяний палестинского народа о создании собственного государства. Это одно из направлений превентивной дипломатии, и существование двух государств (Израиля и Палестины) должно разрядить напряженность и нестабильность на Ближнем Востоке [18].
Следует отметить, что в рамках развития превентивной дипломатии еще в 2005 г. в Рио-де-Жанейро был открыт Центр по подготовке миротворцев (Centro-de Instru?ao Opera?6es de Paz (ClOpPaz)). С тех пор в ClOpPaz прошли обучение более 15 тыс. военнослужащих, из них 2300 находятся на действительной военной службе. Все они являются добровольцами, успешно прошедшими сложную программу обучения. Их знание и опыт Бразилия использует не только в миротворческих миссиях, но и внутри страны при решении проблем с уличными преступными группировками в бедных городских кварталах.
Именно Бразилия предложила в СБ ООН дискуссию по проблеме безопасности и развития, в которой приняли участие Франция, Япония, Турция, Уганда и другие страны. Впервые эта проблема была поставлена в 1997 г. в связи с конфликтными ситуациями в Африке. Был подготовлен отчет, содержащий конкретные рекомендации СБ ООН в отношении источников конфликтов в Африке, пути предотвращения и решения этих конфликтов, подготовки основы для прочного мира и экономического роста после их разрешения. Доклад Генерального секретаря «О причинах конфликтов и содействии обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке» (A/52/871-S/1998/318) должен был стать основополагающим документом для решения взаимосвязанных вопросов мира, безопасности и развития [6].
Прения в СБ ООН относительно взаимозависимости между безопасностью и развитием, инициированные Бразилией, положили начало интенсивному международному диалогу. Франция в феврале 2010 г. подняла вопрос «О переходном периоде и стратегии выхода» (S/PRST/2010/2), Япония в апреле подготовила доклад «Комплексная стратегия миростроительства для предотвращения возобновления конфликта» (S/PRST/2010/7), Турция затронула тему «Обеспечение эффективной роли СБ ООН в поддержании мира и безопасности» (S/PRST/2010/18), Уганда — вопрос «О постконфликтном миростроительстве» (S/PRST/2010/20), а Босния и Герцеговина в январе 2011 г. остановились на проблеме «Постконфликтное миростроительство: институциональное строительство» (S/PRST/2011/2).
При рассмотрении этого вопроса в фокусе внимания государств — членов ООН находились недавние документы: Доклад по «Применению рекомендаций, содержа-
щихся в докладе генерального секретаря ООН о причинах конфликта и содействии прочному миру и устойчивому развитию в Африке» (A/65/152-S/2010/526); записка к предстоящему «Докладу о мировом развитии 2011 г. по проблемам конфликтов, безопасности и развитию», рекомендациям, подготовленным Турцией по вопросу «Обеспечения эффективной роли СБ ООН в поддержании мира и безопасности» (S/2010/461); обзоры тематических дебатов ГА ООН по миростроительству и семинаров, проведенных в Португалии (A/64/871-S/2010/397) и Бразилии (A/64/907).
В итоге на 6479-м заседании СБ ООН 11 февраля 2011 г. в связи с рассмотрением вопроса о поддержании международного мира и безопасности Бразилия как председатель СБ ООН подготовила заявление, в котором отмечалась зависимость между безопасностью и развитием, взаимосвязь между экономическими, политическими, социальными аспектами урегулирования конфликтов, между миротворчеством и укреплением мира, шагами к устойчивому развитию. В заявлении также отмечалось, что Совет Безопасности призывает к тесному сотрудничеству в рамках ООН с региональными, субрегиональными и другими организациями на местах и в штаб-квартире для того, чтобы участвовать в урегулировании конфликтных и постконфликтных ситуаций, согласно Уставу ООН, и подчеркивает важность тесного сотрудничества в соответствии со ст. 65 Устава ООН [13].
Такой подход характерен для внешней политики Бразилии. Содействие развитию, как подчеркивал экс-президент Лула да Силва, является стратегической целью обеспечения национальной безопасности, поскольку «ни одна страна не может чувствовать себя в безопасности рядом с несчастными соседями» [12]. Он подчеркивал, что бедность нужно рассматривать как проблему мирового масштаба, поскольку в условиях растущей взаимозависимости мировой экономики, угрозы политической стабильности и безопасности, ее всепроникающий эффект, усиленный падением мировой экономики, потенциально может затронуть все государства [9]. В связи с этим Бразилия намерена оказывать содействие развитию стран Центральной и Южной Америки и Карибского бассейна, с которыми связана исторически. Сотрудничество со странами Африки связано с чувством исторического долга перед континентом, сильно пострадавшим от работорговли.
В 2004 г. президент Лула да Силва объявил в штаб-квартире ООН о начале «Акции против голода и нищеты», призвав расширить финансирование для достижения Целей развития тысячелетия, объявленных в Декларации тысячелетия. Первым конкретным результатом стало создание в 2006 г. Международного комитета по закупке лекарственных средств (International Drug Purchase Facility, UNITAID) для борьбы с болезнями (СПИДом, туберкулезом и малярией), которые сопровождают голод и нищету. Бразильское правительство выделило UNITAID в 2006 г. 6 млн долл. США, а с 2007 г. собирается выделять по 12 млн долл., в то время как планируемый общий бюджет института составит около 300 млн долл. США [4].
Создание завода по производству антиретровирусных препаратов в Мозамбике и подготовка специалистов в области борьбы с ВИЧ и СПИДом для целого ряда стран стали примерами такого сотрудничества [17]. «Акция против голода и нищеты» продолжает программу Бразилии, направленную на борьбу с голодом (Fome Zero) и реализацию ряда социальных программ по искоренению бедности (в том числе Bolsa Familia) на национальном уровне. Бразилия позиционировала себя как «голос Юга», как «мост» между развитыми и развивающимися странами для построения более справедливой и гармоничной финансово-экономической мировой системы.
Женевская декларация 2004 г. положила начало реализации программы «Акция против голода и нищеты», затрагивающей как развитые, так и развивающиеся страны. Кроме Бразилии, к декларации присоединились Чили, Франция, Норвегия, Англия, Испания, Алжир, ЮАР и другие страны. Доклад технической группы по инновационным механизмам финансирования программы был представлен на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по случаю встречи 58 глав государств и правительств, заинтересованных в реализации мер по борьбе с голодом [9].
Нью-Йоркская декларация, призывавшая страны к поиску новых механизмов финансирования борьбы с голодом, была подписана представителями более 100 делегаций. Отдельные ее положения с подачи Бразилии были внесены в Резолюцию ООН № 883. Позднее была создана новая рабочая группа из 44 стран, которая вместе с ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЭЙДС занималась обеспечением развивающихся стран лекарствами и содействовала снижению цен на лекарства на мировом рынке.
Важной дипломатической победой страны стало назначение на должность главы Комиссии ООН по продовольствию и сельскому хозяйству бразильца Ж. Г. да Силь-ваэса [14].
В Бразилии открывается штаб-квартира Международного политического центра всестороннего роста (International Policy Center for Inclusive Growth, IPC-IG), деятельность которого тесно связана с созданным в рамках группы ИБСА Академическим форумом: политический диалог (Academic Forum: a Policy Dialogue) и Группой изучения бедности в Бюро содействия развитию при ООН (Poverty Group of the Bureau for Development Policy). Создание Центра стало результатом совместного проекта ПРООН и Бразилии для исследования проблем бедности и неравенства в развивающемся мире и выработки рекомендаций по их сокращению. Результаты исследований Центра по отдельным странам регулярно представляются на страницах журнала «Бедность в фокусе» (Poverty in Focus).
Для стран Африки бразильским Центром была подготовлена масштабная программа по социальной политике (The Brazil-Africa Cooperation Program on Social Development), а также комплексный обзор по социальной политике в период кризиса (Social Policies in a Period of Crisis) [7].
Ресурсы, которыми располагает МИД Бразилии для оказания международной гуманитарной помощи, определяются в соответствии с Ежегодным законом о бюджете (Lei Or£amentaria Annual, LOA). Согласно Декрету от 21 июня 2006 г., в Бразилии для координации и оценки эффективности была создана Межведомственная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи (GTI-AHI). В период с июня 2006 г. по июнь 2009 г. более 35 стран, пострадавших от природных катаклизмов, получили гуманитарную помощь от правительства Бразилии, среди них Боливия, Суринам, Эквадор, Гаити, Китай, Мьянма и т.д.5
Только в 2008—2009 гг. на гуманитарную помощь страна выделила более 2 млн долл. США [10]. Общий объем помощи составил более 1,2 млрд долл., включая 25 млн долл. в виде добровольных взносов в ПРООН и 300 млн долл. — ВПП, 10 млн долл. — помощь Сектору Газа и Гаити, составившую еще 350 млн долл. [5]
Президент Д. Руссефф в «Директивах правительства Бразилии» (п. 13 «Защита национального суверенитета. Полноценное и активное присутствие Бразилии в мировой политике») подчеркивает, что «Бразилия остается верной принципам невмешательства, соблюдения прав человека, борьбы за мир и разоружения. Бразилия будет продолжать
5 Официальный сайт Министерства иностранных дел Бразилии. URL: http://wwwitamaraty.gov. br/temas/assistencia-humanitaria (дата обращения: 26.06.2012).
конструктивный диалог с суверенными развитыми и развивающимися странами в сфере двусторонних и многосторонних организаций» [8]. В центре внимания остаются и инициативы по оказанию помощи развитию, поскольку они являются составляющими для роста международного влияния Бразилии, ее политического и экономического присутствия.
Бразилия реализует более 200 проектов технического сотрудничества в 46 странах Африки, Азии и Латинской Америки, большинство из которых в социальной сфере, что напрямую связано с достижением Целей развития тысячелетия ООН [11]. В 2009 г. общее число проектов составило 413 (181 проект в 2007 г.) [5].
Бразилия акцентирует внимание на концепции устойчивого развития, предложенной на Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития в Рио-де-Жанейро в 1992 г., уделяет большое внимание проблеме изменения климата, сохранению биологического разнообразия природы. В 2004 г. в г. Бразилиа состоялось открытие отделения Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Создание офиса ЮНЕП в Бразилии стало частью стратегии ООН для более эффективного реагирования на экологические проблемы и оказания содействия в разработке инициатив по решению конкретных региональных и субрегиональных проблем, участия в развитии международных инициатив и программ по решению проблем устойчивого развития6. ЮНЕП Бразилии работает в тесном сотрудничестве с Региональным отделением для Латинской Америки и стран Карибского бассейна в Панаме. Бразилия ратифицировала Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии, а также Киотский протокол в 2002 г., приняла активное участие в подготовке Дорожной карты Бали (2007 г.), Канкунских соглашений, решений Конференции по изменению климата в Дурбане (ноябрь — декабрь 2011 г.).
В июле 2012 г. в Рио-де-Жанейро состоялась очередная конференция ООН, посвященная проблемам устойчивого развития, — Рио +20. Бразилия предлагает установить глобальные цели устойчивого развития и экономического роста на 2015—2030 гг., развивая и дополняя задачи, поставленные странами — членами ООН в 2000 г. в рамках Целей развития тысячелетия, срок реализации которых истекает в 2015 г.
Бразилия ставит такие задачи, как искоренение нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования, соблюдение равенства мужчин и женщин, сокращение детской и материнской смертности, борьба с ВИЧ / СПИДом и другими заболеваниями, обеспечение экологической устойчивости, формирование глобального партнерства в целях развития, финансирование программ устойчивого развития.
Еще одним направлением деятельности, которое также подчеркивает высокую степень вовлеченности Бразилии в процессы формирования принципиально нового мироустройства, является проблема прав человека в ООН. В результате реорганизации Комиссия по правам человека была преобразована в Совет по правам человека, который начал работу 19 июля 2006 г. Бразилия была избрана в Совет большинством голосов стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
Во время празднования 60-летия Всеобщей декларации прав человека в 2008 г. Бразилия занималась подготовкой резолюции относительно целей в области прав человека, достижение которых намечено на 2018 г. — к 70-летию Декларации. Обязательства охватывают, в частности, борьбу с голодом и нищетой, всеобщую ратификацию международных документов, направленных на соблюдение и защиту юридических и
6 Официальный сайт Программы ООН по окружающей среде. URL: http://www.unep.org.br (дата обращения: 26.06.2012).
политических прав человека, создание национальных институтов по правам человека7.
Бразилия придала большое значение Конференции ООН по борьбе с расизмом (2009, Женева, Дурбан II), где ее делегация стремилась работать конструктивно и гибко, добиваясь консенсуса между различными точками зрения, избегая предвзятости и избирательности. В принятой Декларации рассматриваются вопросы, представляющие большой интерес для Бразилии, такие как защита лиц африканского происхождения, коренных народов, мигрантов, женщин и детей [2].
C. Аморим, министр иностранных дел в правительстве Лула да Силвы, отмечал: «Международное сообщество должно принять конкретные меры, чтобы экономический спад не поставил под угрозу ценности прав человека, демократии и мира...». В некоторых странах выполнение целей в области развития находится под серьезной угрозой. Ужесточение законодательства ряда стран по вопросам миграции наносит опасный удар по международному праву и защите прав человека [2].
Бразилия, наряду с Китаем, Индией, Россией и африканскими странами, активно содействовала проведению 10-й специальной сессии Совета по правам человека, посвященной влиянию глобального финансового и экономического кризиса на эффективное осуществление прав человека, стремясь обеспечить тесное сотрудничество стран Юга в этом вопросе и укрепление роли Совета по правам человека.
Практический опыт, который Бразилия приобрела во время выполнения гуманитарных миссий в Гвинее-Бисау, Мозамбике, Восточном Тиморе и на Гаити, позволяет ей оказывать техническое содействие государственным органам ряда стран в осуществлении международных норм прав человека как в экономической, социальной и культурной сферах, так и по вопросам гражданских и политических прав [2].
В Бразилии активно действует созданная в 1998 г. Ассоциация друзей ООН (United Nations Association Brazil (UNA)), деятельность которой направлена на упрочение связей между гражданами Бразилии и ООН. Она разделяет точку зрения, согласно которой ООН является мощной силой, способной противостоять общим глобальным вызовам посредством объединения людей планеты, осознающих общую ответственность за судьбу мира и поддерживающих международное сотрудничество в реформировании ООН, распространяющих информацию о целях и направлении деятельности этой ор-ганизации8.
В целом Бразилия стремится к принципиальному реформированию механизмов деятельности ООН, а не только к расширению состава постоянных членов Совета Безопасности, считая, что альтернативы этой организации в решении глобальных проблем современности нет.
Литература
1. Бразилия заявила о готовности стать постоянным членом СБ ООН // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2011/09/21/braziliya-anons.html (дата обращения: 25.06.2012).
2. Amorim C. O Brasil e os Direitos Humanos: em Busca de Uma Agenda Positiva. URL: http:// www.itamaraty.gov.br/temas/temas-multilaterais/direitos-humanos-e-temas-sociais/o-brasil-e-os-direitos-humanos-em-busca-de-uma-agenda-positiva/view (date of access: 25.06.2012).
7 Официальный сайт ООН — Бразилия. Права человека. URL: http://www.onu.org.br/a-onu-em-acao/a-onu-e-os-direitos-humanos/ (дата обращения: 26.06.2012).
8 Официальный сайт Ассоциации друзей ООН. URL: http://www.unab.org.br (дата обращения: 26.06.2012).
3. Amorim C. Brasilian Foreign Policy under President Lula (2003—2010): An Overview // Revista Brasileira da Política International. 2010. No. 53 (special ed.). P. 19.
4. Atkinson A.B. New Sources of Development Finance. Oxford University Press, 2005.
5. Bruno Ayllón Pino. Brazilian Cooperation: a Model under Construction for an Emerging Power (ARI). URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_eng/Content?WCM_GLOBAL_ C0NTEXT=/elcano/elcano_in/zonas_in/ari143-2010 (date of access: 25.06.2012).
6. Interdependence between Security and Development. Concept Note // Permanent Mission of Brazil to the United Nations. URL: http://www.un.int/brazil/book/interdependence.html (date of access: 25.06.2012).
7. Jaccoud A., Dario El-Moor Hadjab P., Rochet Chaibub J. The Consolidation of Social Assistance in Brazil and its Challenges. 1998—2000 // International Policy Centre for Inclusive Growth. UN Development Programme. 2010. URL: http://www.ipc-undp.org/pub/IPCWorkingPaper76.pdf (date of access: 25.06.2012).
8. As Mudancas na Politica Externa do Gobierno Dilma e a «Multipolaridade Beninga» // BRICS Monitor. Mayo 2011.
9. Nina A. Action against Hunger and Poverty: Brazilian Foreign Policy in Lula's First Term (2003— 2006). Working Paper No. CDS-83-07. Oxford University.
10. Objetivos de Desenvolvimento do Milenio, Relatório de Acompanhamento, Brasilia // IPEA, 2010.
11. OECD Development Cooperation Report 2010. Paris: OECD, 2010.
12. Pereira da Fonseca H. La Visión de Brasil Sobre la Cooperación Internacional // Revista Española de Desarrollo y Cooperación. Madrid. 2008. No. 22. P. 63-77.
13. Presidential Statement on the Maintenance of International Peace and Security: the Interdependence between Security and Development. URL: http://www.un.int/brazil/book/11d-presidencialdeclaration-peace.html (date of access: 25.06.2012).
14. Sanchez A.W. An Easy Way to Improve U.S.-Latin American Relations // Foreign Policy In Focus. 28 July 2011. Washington, DC.
15. Seabra P. Brazil's Haiti Drawdown: Reflections on Global Aspirations // IPRIS Viewpoints 75. URL: www.ipris.org/php/download.php?fid=595 (date of access: 25.06.2012).
16. Statement by H.E. Ambassador Maria Luiza Ribeiro Viotti Permanent Representative of Brazil to the United Nations // Briefing to the Security Council on United Nations Peacekeeping Operations. 27.07.2011. URL:http://www.un.int/brazil/speech/11d-mlrv-CSNU-briefing-peacekeeping-operations. html (date of access: 25.06.2012).
17. Statement by H.E. Ambassador Maria Luiza Ribeiro Viotti. Permanent Representative of Brazil to the United Nations // Debate on the Maintenance of International Peace and Security: Impact of the HIV/AIDS Epidemic on International Peace and Security. 07.06.2011. URL: http://www.un.int/ brazil/speech/11d-mlrv-CSNU-Debate-on-the-impact-HIV-AIDS-epidemic-international-peace-and-security.html (date of access: 25.06.2012).
18. Statement by H.E. Antonio De Aguiar Patriota. Minister of External Relations of the Federative Republic of Brazil // High Level Meeting of the Security Council on Preventive Diplomacy. 22.09.2011. URL: http://www.un.int/brazil/speech/11d-aap-CSNU-High-Meeting-Preventive-Diplomacy.html (date of access: 25.06.2012).