Бразилия
Н.А. Медушевский
Медушевский Николай Андреевич — к.полит.н., старший преподаватель кафедры культуры мира и демократий (ЮНЕСКО) РГГУ, научный сотрудник Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; e-mail: lucky5659@ yandex.ru
В статье представлен анализ позиций Бразилии по основным проблемам глобального управления. Анализ осуществлен на основе документов «Группы двадцати» и национальных документов (законов, национальных программ, заявлений президента страны и т.д.).
Особенность Бразилии в вопросах противодействия рискам глобального развития связана с двойственным характером стоящих перед ней целей национального порядка. С одной стороны, Бразилия стремится стать лидером среди стран Латинской Америки и говорить с международным сообществом, представляя данный регион. С другой стороны, цель Бразилии — участие в системе международного сотрудничества как государства-лидера, члена БРИКС.
Двойственность целей требует от страны гибкого, но последовательного продвижения своих интересов в аспекте противодействия рискам глобального развития. Сложность реализации выбранного курса сопряжена с недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития данного государства.
Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе двадцати", "Группе восьми" и БРИКС».
Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, глобальное управление, глобальные риски, экономические риски, природные риски, геополитические риски, социальные риски, технологические риски.
Key words: G8, G20, BRICS, global governance, global risks, economic risks, environmental risks, geopolitical risks, societal risks, technological risks.
Бразилия занимает активную позицию в вопросах противодействия глобальным рискам социального, экономического и политического развития мира. Можно констатировать, что позиции страны обусловлены двумя комплексами факторов: рисками, существующими на территории самого государства, вызванными интенсивным развитием страны в последние 16 лет, и комплексом проблем, характерных для международного развития и оказывающих влияние на внутреннюю и внешнюю политическую стратегию Бразилии.
Формат участия в преодолении важнейших проблем глобального управления и моделирование внутренней политики определяются историческими, культурными и географическими особенностями развития страны, а также ролью, которую Бразилия играет в системе международных отношений, выступая в качестве участника ООН, «Группы двадцати», БРИКС, МЕРКОСУР и Союза южноамериканских наций, а также в качестве посредника по иранской ядерной проблеме и ряду других значимых вопросов.
Страна граничит с десятью государствами южноамериканского континента, является восьмой по величине номинального ВВП [40]1 экономикой в мире [29], имеет самую большую на континенте территорию и население [40]2. Территория государства богата природными ископаемыми [41] и плодородными землями [42]3, что позволяет эффективно развивать агропромышленный и индустриальный сектора, используя преимущественно собственные ресурсы.
Неразработанные запасы нефти на океанском шельфе штатов Эспириту Санту, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу достигают 64 млрд баррелей. Их освоение в перспективе может укрепить независимость Бразилии от импорта ископаемых видов топлива, а также позволит иметь значительные стратегические резервы нефти и даже экспортировать продукт [43].
Сельское хозяйство составляет 34% валового внутреннего продукта Бразилии и является крупнейшей сферой занятости. Из общего числа существующих в стране сельскохозяйственных организаций — около 5 млн — 4,3 млн составляют семейные фермы (84%), на которых работает 12,3 млн человек (74% от общего числа занятых в сельском хозяйстве) [38].
На развитие государства значительное влияние оказало колониальное прошлое. От метрополии Бразилия заимствовала португальский язык, католическую религию и ориентацию в развитии на страны Западной Европы.
Интенсивное развитие Бразилии началось в ХХ в., когда на территории страны были созданы первые университеты, организованы промышленные и строительные предприятия.
Одним из мировых лидеров экономического развития страна стала в конце 1990-х годов в период президентства Луиса Инасиу Лула да Силва.
В последнее десятилетие Бразилии удается успешно сдерживать инфляцию и стабильно повышать ВВП (рис. 1).
% 8,0-1
6,0-
4,0-
2,0-
0,0
1,1
Ш
-0,3
2^ 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 1. Динамика ВВП Бразилии, % [44]
1 ВВП в текущих ценах в январе — марте 2012 г. составил 1033349 млн долл., что на — 5,26% ниже аналогичного показателя прошлого года.
2 В 2011 г. население составило 192,38 млн человек, что превысило показатель прошлого года на 0,47%.
3 Общий объем используемых сельскохозяйственных земель составляет 306847605 га.
В 2011 г. ВВП Бразилии вырос на 2,7% по сравнению с предыдущим годом и составил 2,367 трлн долл. США. Рост ВВП в 2011 г. по секторам экономики составил: в сельском хозяйстве — 3,9%; в промышленности — 1,6%; в сфере услуг — 2,7% [44].
Ключевыми проблемами развития, характерными для страны, являются сохраняющееся расслоение общества, коррупция, высокая степень бюрократизации, недостаточно высокий уровень развития инфраструктуры и предоставления общественных услуг.
Существующий в стране комплекс проблем напрямую влияет на внешнеполитический государственный курс. Бразилия стремится укрепить свои позиции не только на региональном, но и на общемировом уровне, что позволит привлечь в страну дополнительные инвестиции и повысить роль Бразилии в решении ключевых проблем мирового развития. При этом для международного позиционирования Бразилии характерна достаточно гибкая и компромиссная политика, основанная на тактике диалога, защите ценности многообразия и взаимного уважения.
Экономические риски
Ключевым приоритетом национального развития в последние два десятилетия для Бразилии является экономика. Актуальность данного направления обусловлена, прежде всего, кризисным развитием государства во второй половине ХХ в., а также отсутствием широкой производственной платформы, необходимой для проведения стабильной социальной политики.
Данные факторы привели к значительному отставанию страны от мировых лидеров развития и обусловили актуализацию рисков социально-экономического развития, характерных, в первую очередь, для развивающихся государств, в том числе голод, безработица, высокий уровень коррупции, низкий уровень жизни, отставание в технологическом развитии и т.д.
Единственным способом преодоления данной ситуации для Бразилии стало создание эффективной экономики, сохраняющей баланс между социальными и технологическими приоритетами развития.
Созданию данной экономической модели способствовали реформы президента Фернандо Кардозу (1995—2002 гг.), в том числе расширение программы приватизации.
Экономическая модель, реализуемая в стране с конца 1990-х годов и включающая таргетирование инфляции, плавающий обменный курс и финансовую ответственность, позволила Бразилии нарастить экономический потенциал и эффективно противодействовать последствиям мирового финансового кризиса 2009—2011 гг.
Дополнительному укреплению национальной экономики способствовали значительные валютные резервы и международное доверие.
Международное доверие во многом объясняется последовательной экономической политикой бывшего президента Лула да Силва. За два мандата его правления (2003—2010 гг.) бразильские внешние резервы выросли почти в 10 раз — с 37,65 до 288,5 млрд долл. [2].
По данным Центрального банка страны, только за 2010 г. валютные резервы Бразилии увеличились на 20,7% до уровня 288,5 млрд долл. К середине 2011 г. Центральный банк сумел приобрести дополнительно 11,7 млрд долл., и объем резервов страны превысил 300 млрд долл. Также за указанный период Бразилии удалось добиться стабильного прироста ВВП, сохранившегося даже в разгар мирового экономического кризиса на уровне 2,7%.
Показательно, что темпы прироста ВВП страны являются самыми высокими на южноамериканском континенте [39] и одними из самых высоких в контексте международного сравнения [18] (рис. 2). Стабильность и интенсивность экономического развития делают Бразилию востребованным и перспективным торговым партнером для ведущих экономик мира.
%
Рис. 2. Процентные показатели прироста ВВП 12 ведущих экономик мира, %, 2010 г.
Несмотря на стабильное развитие последних десяти лет, в 2008—2010 гг. в стране наблюдался ряд кризисных явлений, в частности, падение цен на акции на фондовых биржах, обусловленное оттоком иностранного капитала и уменьшением объема иностранных инвестиций в национальную экономику.
Негативные последствия кризиса испытало на себе не только государство, но и крупные компании, специализирующиеся на экспорте национальной продукции [40]4.
Относительно устойчивое преодоление кризисного периода отразилось на официальной позиции Бразилии по важнейшим глобальным проблемам в социально-экономической сфере.
Наиболее актуальными задачами для Бразилии являются продовольственная безопасность и развитие сельского хозяйства. Данные приоритеты обусловлены интенсивной индустриализацией страны и переходом значительной части населения из аграрного сектора в промышленный. Указанный переход приводит к ослаблению сельского хозяйства, актуализации внедрения технологических новшеств и сопровождается комплексом социальных проблем, связанных с урбанизацией. Сегодня около 28% населения живёт в трущобах, и к 2020 г. количество живущих в трущобах может составить 55 млн человек (25% от современного населения страны).
C 2003 г. в Бразилии реализуется долгосрочная программа «Голода нет» (Fome Zero) [27]. Программа включает три основных направления действий:
1) обеспечение продовольствием;
2) развитие частного сельского хозяйства;
3) поддержка проектов в сфере предпринимательства среди людей с низким уровнем дохода.
Программа «Голода нет» включает также несколько сопутствующих подпрограмм, в том числе:
4 Экспорт в январе — марте 2012 г. составил 115029 млн долл., что ниже соответствующего показателя прошлого года на 16,11%.
— «Национальную программу по развитию частного сельского хозяйства» (Programa Nacional de Fortalecimento da Agricultura Familiar (Pronaf)). Программа действует с 2009 г. В 2010 г. на ее реализацию было выделено больше 1 млрд реалов (490,5 млн долл.).
— Программу «Безопасный урожай» (Garantia-Safra), цель которой — компенсировать убытки фермерам, понесенные из-за засухи и т.п. В 2012 г. 750 тыс. фермеров получили по программе свыше 281 млн долл. [30].
— Программу «Безопасное семейное сельское хозяйство» (Seguro da Agricultura Familiar), целью которой является поддержка фермерских хозяйств. Фермерам, выращивающим экспортные и орошаемые культуры, в случае их нереализации государство компенсирует 65% от ожидаемой выручки.
Еще одним значимым сегментом программы «Голода нет» является подпрограмма «Семейные пособия» (Bolsa Familia), в рамках которой оказывается финансовая помощь бедным семьям, имеющим детей, в обеспечении школьного образования и вакцинации.
В 2011 г. правительство приняло Национальный план по продовольственной безопасности (Plano Nacional de Seguranca Alimentar e Nutricional) (2012—2015 гг.) [45], в котором поставлены следующие цели:
1) обеспечить всем жителям страны доступ к качественным продуктам питания;
2) обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства;
3) поддерживать образовательные проекты в сфере продовольственной безопасности;
4) обеспечить всеобщий доступ к качественной воде.
Тема продовольственной безопасности актуальна и в контексте сотрудничества Бразилии с международными организациями.
В рамках деятельности Бразилии в «Группе двадцати» и БРИКС был подготовлен План действий против волатильности цен на сельскохозяйственные товары 2012— 2016 гг., который включил меры по продовольственной безопасности в сельскохозяйственном производстве.
Избрание в июле 2011 г. бразильского представителя на пост генерального директора ФАО свидетельствует о международном признании политики Бразилии в сфере укрепления фермерского сельского хозяйства и продовольственной безопасности [33].
Возможность противодействия волатильности цен на энергоресурсы государство видит, в первую очередь, в повышении энергоэффективности.
Бразилия является экспортером нефти и лидером по производству биотоплива. Нефтяная промышленность в Бразилии сегодня переживает бум своего развития, чему способствуют новые данные о шельфовых месторождениях. Объем добываемой нефти составляет 2 млн баррелей в день, а по импорту сырья страна занимает 15-е место в мире [13].
Новые месторождения могут вывести страну на 5-е место в мире с объемом запасов от 65 до 115 млрд баррелей и ежедневной добычей около 3 млн баррелей. Интенсивное развитие нефтяной промышленности сегодня ограничено сложностями добычи нефти на большой глубине и связанными с этим экологическими рисками [13].
На международном уровне Бразилия видит возможность противодействия волатильности цен на энергоресурсы в кооперации с другими странами Латинской Америки и коллективном определении позиции по ценам на сырьевые товары.
Данная коллективная позиция была представлена Аргентиной на саммите «Группы двадцати» в Каннах в 2011 г. и остается неизменной.
Наряду с вопросом продовольственной безопасности, актуальной для Бразилии является проблема неравенства доходов населения. Президент Бразилии неоднократно говорила о необходимости решения данной проблемы и коснулась ее в своей инаугу-рационной речи: «...[борьба с бедностью] Это не частная задача одного правительства, но наша общая задача. Я смиренно прошу поддержки у государственных и частных учреждений, хозяйствующих субъектов и работников университетов, нашей молодежи и всех тех, кто готов помочь ближнему... Почти 40 млн бразильских мужчин и женщин поднялись из нищеты и присоединились к среднему классу. Я абсолютно уверена, что к концу моего президентства мы достигнем нашей цели и искореним крайнюю нищету в Бразилии» [49].
Борьба с бедностью имеет институциональную форму. С 2011 г. реализуется программа «Бразилия без бедности» (Brasil sem Miséria), направленная на поддержку людей, живущих в условиях экстремальной бедности. О масштабе проблемы свидетельствуют следующие цифры: в 2010 г. 16 млн человек, или 8,6% населения страны, имели доход ниже 70 реалов в месяц (30 долл.).
Программа включает следующие направления» деятельности:
— обеспечение электричеством;
— доступ к воде (строительство водопроводов и ирригационных систем) [46];
— выплаты семьям, занимающимся экологическими проектами;
— выплата 2400 реалов каждой семье с экстремально низким уровнем доходов;
— оплата обучения, проезда и питания для учеников технических колледжей [47].
Реализации ключевых для Бразилии программ «Голода нет» и «Бразилия без бедности» способствует устойчивая бюджетная политика. Бюджетные показатели Бразилии в начале 2012 г. были положительными: профицит за первые два месяца составил 25,6 млрд долл. (91,2% от ожидаемого профицита на 1-й квартал) [27]. В 2011 г. показатели по бюджету также были положительными: дефицит сократился до 2,1% ВВП (2,3% ВВП в 2010 г.).
Президент Бразилии Дилма Руссефф в своем выступлении на 66-й Генеральной Ассамблее ООН заявила: «.нам удается держать государственные расходы под строгим контролем. Проводимая бюджетная политика позволила добиться значительного профицита бюджета без ущерба для социальной и инвестиционной политики. Также нами принимаются дополнительные меры по укреплению экономики, необходимые для противодействия кризису, за счет укрепления внутреннего рынка через политику распределения доходов и технологических инноваций» [54].
Достаточно устойчивое экономическое положение и стабильная бюджетная политика позволяют Бразилии претендовать на повышение своего статуса в международных финансовых институтах.
По вопросу реформы международной финансовой системы официальная позиция Бразилии соответствует решению «Группы двадцати» по созданию более стабильной и устойчивой международной валютно-финансовой системы [4]. Позиция отражена в заявлении президента Д. Руссефф на открытии Общих дебатов 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 сентября 2011 г. [54]. Согласно данному заявлению, «необходимо укрепить систему финансового регулирования... Война валют не является средством регулирования [финансовой системы]. Отказ от данной меры позволит сгладить изменения национального обменного курса. Данная мера положит конец манипуляциям с обменным курсом, чрезмерно экспансионистским принципам валютной политики
и хитростям фиксированных обменных курсов. Реформа международных финансовых учреждений должна реализовываться через повышение доли участия в них развивающихся стран, ответственных за интенсивный рост мировой экономики».
Позиция Бразилии по реформированию Международного валютного фонда была заявлена министром финансов Бразилии Гвидо Мантега в ходе заседания международного валютно-финансового комитета в апреле 2012 г. [55]. Она заключается в следующем: существующее положение вещей не соответствует реальности, искусственно занижает статус Бразилии и играет на руку европейским государствам, где, к примеру, Великобритания имеет, по сравнению с Бразилией, вдвое большую квоту при меньшем объеме ВВП.
Для повышения легитимности и эффективности деятельности фонда приоритетным является изменение представительства и формата голосования участников.
Изменение квот и формы управления, решение о которых было принято в 2010 г., уже почти закончено.
В соответствии с решениями «Группы двадцати» в Сеуле Бразилия заявила: «... с нетерпением ждем скорого соглашения по ключевым элементам простой и прозрачной формулы долевого участия, которая будет адекватно отражать относительные экономические веса участников».
При этом противодействие, оказываемое рядом стран (США, Саудовская Аравия и Канада) реформированию данного финансового института, не соответствует достигнутым договоренностям, поддержанным, в том числе, странами БРИКС, и оказывает разрушительное воздействие на структуру МВФ.
Обобщая позицию Бразилии в отношении международных финансовых институтов, возможно заключить, что страна нацелена на более активное влияние на международную финансовую систему. Оно может быть обеспечено за счет сохранения сильной национальной экономики, увеличения присутствия в международных финансовых организациях и через проведение коалиционной политики, в рамках которой одним из ключевых приоритетов является сотрудничество со странами БРИКС.
Важное значение для выработки позиции Бразилии по вопросам развития международной финансовой системы играют переговоры с другими латиноамериканскими государствами. Например, позиция Бразилии по реформированию МВФ была безоговорочно поддержана еще шестью странами региона [55]. Сотрудничество на локальном уровне обусловлено развитой системой региональных финансовых институтов, оказывающих финансовую поддержку многим национальным проектам.
В марте 2007 г. в Бразилии стартовала Программа укрепления институциональных возможностей регулирования (PRO-REG), реализуемая при содействии Межамериканского банка развития. Цель программы — улучшить качество регулирования, консолидировать действия федеральных властей и усилить общественный контроль. В процессе многолетней реализации программы в повестку дня включаются наиболее востребованные мероприятия, проводимые национальными регулирующими органами. К примеру, 31 января 2012 г. началась разработка методологии оценки воздействия регулирования в 20 выбранных компаниях [33].
Финансовую политику Бразилии в последние кризисные годы можно охарактеризовать как достаточно чуткую и направленную на активное противодействие кризису ликвидности.
Во время финансового кризиса 2008 г. правительство Бразилии принимало превентивные меры, чтобы избежать снижения ликвидности. В 2009 г. был создан Специальный вклад Фонда по кредитам (Depósito a Prazo com Garantía Especial do Fundo
Garantidor de Créditos (DPGE)), в рамках которого предоставлялись кредиты банкам Бразилии (максимальная сумма — 20 млн долл.) [6, 60].
Позицию президента Бразилии Д. Руссефф в отношении кризиса ликвидности иллюстрирует следующее высказывание [36]: «Развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки демонстрируют быстрый рост, однако сейчас они находятся под воздействием кризиса ликвидности, характерного для более развитых стран. Зарубежный кризис ликвидности подрывает нашу конкурентоспособность и становится причиной инфляционного давления».
Аналогичную позицию занимает и министр финансов Бразилии Гвидо Мантега, который видит в качестве ключевых сдерживающих факторов кризиса ликвидности государственную поддержку и развитие системы макрорегулирования и финансового планирования5.
Несмотря на достаточно устойчивую финансовую систему и стабильную бюджетную политику, в Бразилии сохраняется значительный дисбаланс на рынке труда.
В октябре 2011 г. в Бразилии стартовала Национальная программа обеспечения доступа к техническому образованию и занятости (Programa Nacional de Acesso ao Ensino Técnico e ao Emprego (Pronatec)). В рамках программы планируется к 2014 г. создать 8 млн вакансий в сфере профессионального образования и повышения квалификации для молодых людей [33].
Цели программы заключаются:
— в расширении доступа к профессиональному образованию в учреждениях среднего образования;
— создании возможности для повышения квалификации в сфере профессионального образования.
Программа включает выплаты грантов для получения работниками профессионального образования (а также дополнительной квалификации) (Bolsa-Forma?äo Tra-balhador), страхование для профессиональных работников (для получения пособия в случае безработицы).
Среди направлений повышения квалификации, которые охватывает программа, представлены промышленное производство, торговля, здравоохранение, инфраструктура, сельскохозяйственное производство, строительство, архитектура и дизайн [48].
Программа финансируется Министерством образования, Фондом по поддержке рабочих (FAT), Национальным банком экономического и социального развития (do Banco Nacional de Desenvolvimento Económico e Social (BNDES)).
Помимо Программы обеспечения доступа к техническому образованию и занятости, реализуется комплекс более частных проектов.
В рамках Программы занятости и обеспечения доходов (Programas de Gera?äo de Emprego e Renda) правительством с 1998 г. выделяются кредиты населению для открытия собственного малого бизнеса.
Для развития бизнеса и экономической конкуренции важнейшим фактором является реформа налогообложения, которая призвана ввести комплекс льгот для развития предпринимательства [14].
С 2003 г. действует Национальная программа микрокредитования (Programa Nacional do Microcrédito Produtivo Orientado — PNMPO) для открытия и расширения
5 Заявление г-на Гвидо Мантеги, министра финансов Бразилии, от имени избирательного округа, включающего Бразилию, Колумбию, Доминиканскую Республику, Эквадор, Гайану, Гаити, Панаму, Суринам, Тринидад и Тобаго. 21 апреля 2012 г.
малого бизнеса, на которую правительство ежегодно выделяет 120 млн реалов (около 50 млн долл.) [15].
В контексте реализуемой кредитной политики одним из наиболее уязвимых сегментов экономической системы Бразилии является банковский сектор [13].
Несмотря на общее укрепление экономики и привлечение в страну иностранного капитала, многие небольшие банки оказываются в сложном положении, которое обусловлено проблемами политики кредитования населения.
Не обладая высокими доходами, значительная часть населения оказывается неспособной расплатиться по кредитам. Ситуация ухудшается за счет роста цен на жилье и увеличения налоговой ставки. При этом популярность кредитов у населения постоянно растет, и, как следствие, растет объем непогашенных кредитов.
В таких условиях государство вынуждено проводить политику укрупнения банков, повышения уставного капитала и развития системы страхования, чтобы избежать возможного кризиса ликвидности [13].
Правительство Бразилии уделяет внимание проблеме дисбаланса рынка труда не только на внутреннем, но и на международном уровне [55]. Данная проблема была сформулирована президентом Д. Руссефф на открытии 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2011 г. В своей речи Д. Руссефф отметила, что безработица для Бразилии в меньшей степени актуальна, чем для США или большинства европейских стран, однако данная проблема едина для всех наций и бороться с ней необходимо сообща [54].
Д. Руссефф заявила, что Бразилия рассматривает создание рабочих мест в качестве ключевого ответа на глобальный финансовый кризис. Соответствующая позиция была представлена на саммите «Группы двадцати» во Франции [19].
Обобщая информацию по экономическим рискам, можно констатировать, что значительная их часть имеет социальную направленность и обусловлена проблемами интенсивного экономического развития Бразилии, приводящего к изменению структуры рынка труда и капитала. Бразилия рассматривает данные проблемы как временные и видит основной путь их решения в реализации социальных программ поддержки населения, среди которых ключевыми являются программы «Голода нет» и «Бразилия без бедности».
Основными целями в данном контексте становятся борьба с голодом и бедностью, поддержка сельского хозяйства и развитие системы финансовой поддержки населе-
Эти задачи определяют приоритеты страны и в международной политике. К наиболее приоритетным глобальным экономическим рискам следует отнести продовольственную безопасность и развитие сельского хозяйства, неравенство доходов населения и дисбалансы рынка труда. Показательно, что целый комплекс глобальных рисков, актуальных в последние годы для большинства развитых и развивающихся стран, оказывается для Бразилии вторичным. В последние годы Бразилии не свойственны хронические бюджетные дисбалансы, и ее финансовая система сохраняет стабильность даже в условиях мирового финансового кризиса.
Активное участие Бразилии в международных организациях и интенсивное развитие двустороннего экономического сотрудничества требуют от руководства страны проведения эффективной международной политики и минимизации геополитических рисков.
Геополитические риски
Бразилия — сильный региональный геополитический игрок, который стремится упрочить свои позиции на мировом уровне.
Ключевым приоритетом геополитической стратегии государства является вступление в Совет Безопасности ООН. Оно позволит Бразилии значительно повысить влияние на процесс решения ключевых проблем международного развития и усилить геополитическое влияние на южноамериканском континенте. Для продвижения своей позиции Бразилия участвует в «Группе четырех» — объединении стран, стремящихся войти в Совет Безопасности ООН. Членами этой группы также являются Германия, Индия и Япония [8].
Задача проведения реформы СБ ООН отражена в послании президента Дилмы Руссефф Конгрессу 2012 г.: «В условиях быстро меняющегося мира необходима реформа глобального управления. Без активного участия развивающихся стран "Группы двадцати" невозможно преодолеть глобальные дисбалансы. "Арабская весна" и затяжной конфликт на Ближнем Востоке доказали нам, что мир и безопасность могут находиться под угрозой из-за нескольких стран. Мы предлагаем реформировать Совет Безопасности ООН, чтобы сделать его более эффективным и легитимным. Он должен отражать актуальные вопросы многостороннего и многополярного мира XXI в.» [37].
Взаимодействие на международном уровне по проведению реформы СБ ООН курируется лично президентом страны. В своей речи, посвященной вступлению на пост президента 1 января 2011 г., Д. Руссефф заявила: «Наша политическая деятельность на международном уровне будет направлена на реформирование организаций международного управления и в особенности на изменение состава Совета Безопасности ООН» [49]. Также на открытии 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2011 г. президент подчеркнула: «Объединенные нации и данная организация должны направить свои силы на выработку единой политики и создание системы макроэкономической координации. Для достижения данных целей жизненно важна роль Совета Безопасности, при этом легитимность Совета все более зависит от проведения реформы по его расширению. С каждым годом все более ощутимой становится нехватка представительности Совета Безопасности, что в корне подрывает эффективность его деятельности...» [49].
Помимо вступления в Совет Безопасности ООН, среди внешнеполитических приоритетов следует назвать участие Бразилии в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), которую в июне 2011 г. возглавил представитель Бразилии Жозе Грациано да Сильва (вступил в должность в январе 2012 г.). Став генеральным директором, он заявил о намерении продолжать реформу организации: «Продовольственной и сельскохозяйственной организации предстоит пройти длинный путь для повышения эффективности, избавления от бюрократии и увеличения ответственности. Государства-члены должны получить гарантию наилучшего соотношения цены и качества. Большие трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, требуют, чтобы мы пришли к согласию и продолжали двигаться вперед.» [28].
Активное участие в деятельности международных организаций и желание повысить свой статус на международной политической арене диктует необходимость формулирования Бразилией четкой позиции по ключевым проблемам международного сотрудничества.
В Стратегии национальной безопасности Бразилии (Estratégia Nacional de Defesa) (2008) подчеркивается стремление страны участвовать в миротворческих организациях
и процессах по всему миру: «Бразилия должна расширять свое участие в операциях по поддержанию мира, под эгидой ООН или региональных многосторонних организациях, так как это соответствует национальным интересам и заявленным международным обязательствам» [56].
Посол Бразилии в ООН Мария Луиза Рибейро Виотти на пресс-конференции, посвященной публикации доклада СБ ООН [61], объяснила позицию Бразилии по вопросам международного сотрудничества: «Ключевой ролью принимаемых на локальном и региональном уровнях мер должна быть исключительно защита... У использования силы должна быть защитная природа. Применение силы никоим образом не должно усиливать напряженность и наносить ущерб невинным жизням, которые мы призваны защищать. В этом контексте превентивные меры, такие как посредничество и дипломатия, имеют преимущество и должны использоваться во всех возможных случаях. Использование дипломатии позволяет выявить первопричины конфликтов, большая часть которых оказывается политическими, а значит, требует политических решений» [56].
Позиция Бразилии по вопросу ядерной безопасности сформулирована в достаточно обтекаемой форме. Президент Д. Руссефф в своей инаугурационной речи осудила ядерное вооружение и призвала страны Южной Атлантики отказаться от разработки ядерного оружия.
В отношении существующих конфликтов в различных регионах мира позиции Бразилии также определяются приоритетом их мирного разрешения в рамках переговорного процесса.
Палестино-израильский конфликт
Бразилия признает свободное палестинское государство в границах 1967 г. и придерживается принципа «два государства — две столицы» [54].
Сирия
Позиция Бразилии по вопросу Сирии выражена в заявлении бразильского дипломата, главы Международной комиссии по вопросу Сирии Пауло Пинейро: «Применение силовых мер [странами НАТО] приведет к катастрофическим последствиям в Сирии» [11].
Иран
Бразилия вместе с Турцией и Ираном в мае 2010 г. подписала Тегеранское соглашение, в котором страны подтверждают право Ирана на мирное использование и изучение ядерной энергии [32].
Бразилия активно участвует в международной деятельности по противодействию коррупции и организованной преступности, выделяя данную деятельность в том числе и в качестве национальных приоритетов.
В июне 2005 г. Бразилия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций (в октябре 2000 г.) и Межамериканскую конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией (в 2002 г.).
Борьба с отмыванием денег и коррупцией в Бразилии ведется в рамках Национальной стратегии по борьбе с коррупцией (Estrategia Nacional de Combate а Corrupcao e а Lavagem de Dinheiro (Enccla)), стартовавшей в 2007 г. В ней участвует более 1500 государственных служащих [33].
Основными направлениями программы являются:
— создание специальных отрядов в полиции для борьбы с коррупцией;
— ужесточение гражданской и уголовной ответственности за преступления в этой
сфере;
— публикация официальных списков лиц, уличенных в коррупции (DiÁrios
Oficiais) [6].
С 2004 г. в Бразилии выходит журнал, информирующий общественность о случаях коррупции, с 2009 г. — журнал, посвященный мониторингу коррупции в Верховном Суде (Meritíssimos) в соответствии с Законом об открытом доступе к информации (Lei de Acesso a Informa?ao) [34].
«Мы хотим улучшить распределение государственных расходов и сократить их. Рациональное использование государственных расходов и борьба с коррупцией, — это две стороны одной медали, и эти меры должны осуществляться параллельно», — считает Д. Руссефф [9].
В сфере борьбы с организованной преступностью президент Бразилии определила приоритет страны следующим образом: «Мое правительство продолжит принимать все необходимые меры по расширению государственного присутствия в регионах, наиболее затронутых преступностью и оборотом наркотиков, и будет работать в тесном контакте с другими государствами и региональной властью. Я вновь подтверждаю взятое на себя обязательство бороться с наркоманией, особенно против распространения крэка...» [49].
В апреле 2012 г. Бразилия и США подписали совместное коммюнике о глобальном партнерстве, в котором стороны также обязались бороться с международной организованной преступностью и наркотрафиком [10].
В марте 2005 г. для изъятия из оборота нелегального оружия и обеспечения безопасности граждан была создана Комиссия по расследованию преступлений, связанных с трафиком оружия (Comision de Pesquisa sobre las Organizaciones Criminales del Trafico de Armas) [25].
В отношении оружия массового уничтожения (ОМУ) Бразилия также занимает четкую позицию и выступает за его максимальное ограничение.
Стратегия национальной безопасности Бразилии (Estratégia Nacional de Defesa) (2008) включает следующие меры в области нераспространения ОМУ:
— переход всех процессов производства ядерного топлива под контроль государства;
— утилизация всех ядерных отходов [37].
Бразилия ратифицировала Конвенцию о биологическом и токсическом вооружении (BTWC), Женевский протокол (1925), Договор о запрете ядерных испытаний (CTBT), Договор о нераспространении ядерного оружия (NPT).
Приоритеты Бразилии в области нераспространения ОМУ определены в официальных высказываниях президента страны Д. Руссефф: «Бразилия отчетливо осознает, что мир, в котором существует ядерное оружие, всегда будет небезопасным. Бразилия разделяет всеобщую обеспокоенность ядерной угрозой. Нам необходимо удвоить наши усилия в сфере разоружения [20].
Бразилия не только ориентируется на международные нормы, но и продолжает разрабатывать концепцию по защите мирного населения в вооруженных конфликтах в Зоне мира и сотрудничества в Южной Атлантике (Zopacas). Страна поддерживает отказ от ядерного и других видов оружия массового уничтожения в странах Южной Атлантики [33].
Также Бразилия участвует в Договоре Тлателолко, закрепляющем создание на территории Латинской Америки и Карибского бассейна первой в истории зоны, свободной от ядерного оружия. Договор запрещает производство, хранение и испытание ядерного оружия и пусковых установок [3].
Таким образом, внешнеполитическая стратегия Бразилии предусматривает последовательное реагирование на ключевые проблемы мирового развития.
Данный «широкий» подход обусловлен отсутствием у страны явных геополитических оппонентов и относительной стабильностью геополитического положения на Южноамериканском континенте. При этом Бразилия активно демонстрирует свои геополитические приоритеты невоенного разрешения конфликтов, ядерного разоружения в странах Южной Атлантики и расширения Совета Безопасности ООН за счет включения новых постоянных членов, обладающих правом вето.
Ряд проблем регионального значения позиционируется страной как наиболее приоритетные. К таковым, среди прочих, относятся борьба с организованной преступностью и наркотрафиком на территории Латинской Америки, а также конфликт с США в связи с размещением военной базы в Колумбии [1].
Также одним из ключевых приоритетов международного политического сотрудничества для Федеративной Республики Бразилия является противодействие природным рискам, связанным с глобальным потеплением, изменением климата и загрязнением водных ресурсов. Приоритет данного направления для бразильской внешней политики наглядно продемонстрировали результаты саммита Рио+20 [21].
Природные риски
Бразилия ратифицировала комплекс международных соглашений в области охраны окружающей среды, в том числе: Конвенцию о биологическом разнообразии ООН (в июне 1992 г.), Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Киотский протокол (в 2009 г.), Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (в 2003 г.), Монреальский протокол (в 1988 г.), Конвенцию ООН по борьбе с опустыниванием (в 1995 г.), Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (CITES). Бразилия также подписала соглашения в Канкуне. В июне 2012 г. в Бразилии состоялась Конференция ООН по устойчивому развитию Рио+20 [52].
В 2009 г. по инициативе президента страны Лулы да Сильвы [57] был разработан Национальный план по противодействию изменениям климата (Plan Nacional sobre Mudança do Clima), в рамках которого предполагается сократить выбросы парниковых газов на 38% (как минимум — на 36%) к 2020 г. (более чем на 1,2 млрд тонн CO2). Направления реализации плана включают контроль и сокращение вырубки лесов в Амазонии, а также в других регионах Бразилии, развитие низкоуглеродного сельского хозяйства, «зеленой энергетики» и т.д. [35]
В своей инаугурационной речи в 2011 г. президент Д. Руссефф определила приоритеты Бразилии в области охраны окружающей среды и назвала в качестве ключевых
производство этанола и гидроэнергетику, а также альтернативные источники энергии, в том числе биомассу, ветер и солнечную энергию.
Большое значение руководство Бразилии придает не только защите экологии, но и противодействию экстремальным погодным явлениям.
В 2011 г. в Бразилии была разработана система предупреждения и предотвращения природных бедствий (Sistema Nacional de Alerta e Prevençao de Desastres Naturais), в рамках которой по всей стране разместили метеорологические радары (20) и автомагические датчики для прогноза дождей (800). Полученные данные обрабатываются, затем определяются регионы, где существует наибольшая вероятность наводнений и оползней, которые могут угрожать городам и поселкам. Программа проводится при поддержке Министерства обороны, Министерства сельского хозяйства, а также Отдела по гражданской безопасности [57].
Сохранение экологии реализуется и через управление водными и земельными ресурсами.
С 2011 г. Министерство национальной интеграции (Ministério da Integraçao Nacional) приступило к выполнению программы по восстановлению и контролю за процессами эрозии почв. Общая стоимость программы составляет 5 млрд реалов [53].
Национальное агентство по воде (Agência Nacional de Aguas (ANA)) совместно с Министерством водных ресурсов и городской среды (Secretaria de Recursos Hídricos e Ambiente Urbano (SRHU)) и Министерством по охране окружающей среды Бразилии в 2011 г. разработало Национальный план по водным ресурсам: приоритеты 2012— 2015 гг. (Plano Nacional de Recursos Hídricos: Prioridades 2012—2015) [50], в рамках которого осуществляются программы по рациональному использованию водных ресурсов (расширение многократного использования воды, совершенствование оборудования, позволяющего избежать потерь воды и т.д.). План включает несколько программ, в том числе:
— Программу по восстановлению водных ресурсов (Programa Setoriais voltados
para os Recursos Hídricos);
— Тематическую программу (Programa TemÁtico).
Большое значение для развития страны имеют социальные аспекты экологических проблем, в том числе развитие энергоэффективности и урбанизация.
В 2011 г. правительство Бразилии утвердило Национальный план по энергоэффективности (Plano Nacional de Eficiência Energética (PNEF)), в котором перечислены необходимые меры для экономии энергии в рамках Национального энергетического планирования.
В целях повышения энергоэффективности в рамках PNEF реализуются программы «Инфраструктура для всех: развитие и улучшение качества жизни» (Programa infraestrutura para todos: desenvolvimento e qualidade de vida Brasileiro de Etiquetagem (PBE)), Национальная программа сохранения электрической энергии (Programa Nacional de Conservacao de Energia Eletrica (Procel)) и Национальная программа эффективного использования нефти и природного газа (Programa Nacional de Racionalizacao do Uso dos Derivados do Pet^oeo e do Gas Natural (Conpet)).
Национальный план по энергоэффективности предусматривает включение соответствующих мер в работу как государственных, так и частных предприятий, тем самым способствуя созданию экономики с низким энергопотреблением. Минимальные нормы энергоэффективности установлены Законом № 10295 от 17 октября 2001 г. [33].
Одна из главных проблем Бразилии связана с урбанизацией. Переселение людей из сельских районов ведет к увеличению числа трущоб в пригородах, особенно в городах Рио-де-Жанейро и Бразилиа.
Главная цель первого этапа Национальной программы ускорения роста (Programa de Acelera?ao do Crescimento (PAC 2)) [51] — благоустройство трущоб. Для ее достижения из федерального бюджета в 2012 г. планируется выделить 9,0 млрд долл., которые будут распределены между 1 млн семей. Средства из других источников (895 млн долл.) будут выделены на улучшение жилищных условий 100 тыс. семей.
Благодаря этой программе в 2011 г. 25 тыс. семей улучшили свои жилищные условия [33]. Также правительство Бразилии продолжит поддержку проектов для снижения воздействия урбанизации в природных и туристических зонах, включая морские и речные побережья [33].
Очевидно, что природные риски не могут рассматриваться автономно, так как значительная их часть обусловлена деятельностью человека.
Наиболее важными факторами влияния в данном контексте для Бразилии являются интенсивное развитие промышленности и ядерной энергетики.
Технологические риски
Бразилия идет по пути развития мирного атома. Сегодня в стране функционируют лишь две атомные электроэнергии. Ядерные электростанции Angra 1 и Angra 2 производят около 4% электроэнергии Бразилии.
В последние годы в рамках военно-морских исследований была разработана технология обогащения урана, что позволяет Бразилии уже в краткосрочной перспективе планировать строительство новых ядерных станций [5].
Несмотря на достаточно небольшой объем развития ядерной энергетики, в стране действует жесткая система контроля, который осуществляется Министерством науки и технологий, Министерством природных ресурсов и энергии и Министерством обороны.
Ядерные технологии широко используются в промышленности Бразилии, в секторе здравоохранения (каждый год выполняется 2,1 млн медицинских процедур с использованием радиоактивных веществ), а также в сельскохозяйственном секторе (применяется облучение пищевых продуктов) [5].
Развивая атомную энергетику, Бразилия действует в рамках международного законодательства. Бразилия ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия (NPT) (в 1998 г.), Конвенцию о физической защите ядерного материала (Convention on Physical Protection of Nuclear Material (CPPNM)), Резолюции СБ ООН 1343 и 1540, Международную конвенцию по борьбе с актами ядерного терроризма ООН (International Convention for the Suppression of Acts of Nuclear Terrorism) (в 2009 г.). В Бразилии действует Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников (Code of Conduct on the Safety and Security of Radioactive Sources).
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций в области ядерной энергетики разработана Система защиты ядерной программы Бразилии (Sistema de Prote?ao ao Programa Nuclear Brasileiro (Sipron)). В рамках программы моделируются аварии на атомных станциях, которые помогают усовершенствовать систему реагирования во время настоящих аварий. Подобные учения проводятся каждые два года. В 2011 г. были проведены учения на АЭС Альмиранте Альваро Альберто и Ангра-дус-Рейс [33].
Бразилия принимает активное участие в международных объединениях, задачей которых является решение проблемы уязвимости информационных сетей, в том числе: Межамериканском комитете по противодействию кибертерроризму (Comité Interamericano contra o Terrorismo Cibernético), Межамериканской комиссии по телекоммуникациям (Comissäo Interamericana de Telecomunicaçôes) в рамках Организации американских государств (ОАГ), Комитете по информации, коммуникациям и компьютерной политике ОЭСР (Committee on Information, Communications and Computer Policy (ICCP)) и т.д.
По словам президента Бразилии Д. Руссефф, «приоритетом в области информационных технологий является безопасность коммуникаций, развитие средств защиты против кибератак и обеспечение безопасности правительственных телефонных и интернет-сетей» [33]. Для защиты информационных систем, инфраструктуры и сетей была создана Рабочая группа в рамках Комитета по информационной безопасности (Grupo de Trabalho, no ámbito do Comité Gestor de Segurança da Informaçao). Ключевой задачей группы является выработка норм информационной безопасности по семи направлениям, среди которых обработка данных, социальные сети, мобильная связь и т.д.
Преодолению природных катастроф правительство страны уделяет особое внимание, что обусловлено сложностью природно-климатических условий в ряде территорий страны.
В 2011 г. 58% природных катастроф составляли наводнения. В 2011 г. правительство Бразилии выделило 100 млн реалов (40 млн долл.) на помощь муниципалитетам, пострадавшим от наводнений [22].
В 2011 г. правительством Бразилии было принято решение улучшить реагирование на стихийные бедствия и ослабить их воздействие на население. Для этого созданы Национальная система предотвращения и предупреждения стихийных бедствий (Sistema Nacional de Prevenco e Alerta de Desastres Naturais), Национальный центр мониторинга и предупреждения стихийных бедствий (Centro Nacional de Monitoramento e Alertas de Desastres Naturais (Cemaden)), а также Национальная служба спасения и служба технической поддержки (Forca Nacional de Resgate do SUS e a Forca Nacional de Apoio Tecnico) с участием геологов и гидрологов.
Также был модернизирован Национальный центр по управлению рисками и ликвидации последствий природных катастроф (Centro Nacional de Gerenciamento de Riscos e Desastres (Cenad)). На 2012 г. запланированы проекты по оценке рисков в регионах, больше других пострадавших от природных бедствий, и инвестиции в создание дренажных систем [33].
Развитие инфраструктуры является крайне актуальной проблемой в большинстве крупных городов страны. Проблема обусловлена уже рассмотренными выше факторами интенсивной индустриализации и урбанизации.
В 2012 г. в рамках реализации Программы ускорения развития (PAC) будет выделено 42,6 млрд долл. на развитие инфраструктуры по всей стране (строительство и расширение сети автомобильных, железных дорог, портов и т.д.) [33], в том числе 32 млрд на строительство метрополитена, легкого метро и автобусных полос в городах с населением более 700 тыс. человек [31].
В 2012 г. планируется увеличение производства энергии до 7600 МВт, строительство дополнительных 5100 линий электропередач, что позволит связать между собой регионы Бразилии.
Еще одним направлением, важность которого была особо подчеркнута президентом, является строительство железных дорог [23]. В феврале 2012 г. начато строитель-
ство железной дороги Transnodestina в северо-восточном штате Бахия. Цель проекта — связать внутренние районы страны с портами [24].
Так как Бразилия — молодая и интенсивно развивающаяся страна, система противодействия технологическим рискам находится пока в процессе становления, причем развитие данной системы носит догоняющий характер и ориентировано на самые уязвимые направления, в том числе ядерную энергетику и противодействие стихийным бедствиям.
В целом приоритеты противодействия технологическим рискам лежат в русле международной практики, что подтверждается ратификацией Бразилией большинства международных соглашений по противодействию технологическим рискам6.
В отношении ряда технологических рисков Бразилия опережает большинство развитых стран. Приоритетным в данном контексте является экологическая безопасность, основанная на использовании возобновляемых источников энергии и биотоплива.
На данный момент около 45% энергии и 18% топлива, потребляемого в Бразилии, являются возобновляемыми. Во всем мире 86% энергии поступает из невозобновляе-мых источников [5].
В данном контексте актуально участие Бразилии в таких международных соглашениях, как Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, Конвенция о сохранении антарктических тюленей, Договор об Антарктике, Конвенция о биологическом разнообразии, Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), Киотский протокол, Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, Конвенция о международной торговле исчезающими видами животных и растений (СИТЕС), Конвенция о предотвращении изменений в окружающей среде и др.
В вопросах создания зеленой экономики позиция Бразилии часто расходится с позицией большинства развитых стран. Это еще раз подтвердил саммит РИО+20.
Исполнительный секретарь бразильской Национальной комиссии по РИО+20 Луис Альберто Фигейреду заявил, что переговоры стран на РИО+20 зашли в тупик в связи с различной трактовкой термина «зеленая экономика» и что есть страны, обеспокоенные возможным принятием показателей предельного развития «зеленой экономики» [26].
Следует пояснить, что в рамках саммита РИО+20 столкнулись две существующие позиции: позиция, отстаивающая максимально полную защиту окружающей среды, в том числе в ущерб экономическому росту, и позиция, отстаивающая экономическое развитие, реализуемое в контексте эффективного природопользования через экономическую эксплуатацию окружающей среды.
Бразилия в данном споре отстаивает вторую позицию, так как, по заявлению президента Дилмы Руссефф, не готова защищать ограничения, противоречащие интересам всех развивающихся стран [26].
Согласно заявлению Фигейреду, проблема выбора стратегии экологической защиты актуальна в том числе для стран БРИКС. По его словам, «группа выступает против введения барьеров на пути торговли и инвестиций в качестве оправдания развития "зеленой экономики"» [26]. Характеризуя позицию Бразилии, он заявил: «Мы хотим
6 В том числе: Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Конвенция ООН по морскому праву, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, Международное соглашение по тропической древесине 1983 г., Международное соглашение по тропической древесине 1994 г., Рамсарская конвенция.
показать, что каждая страна должна найти свой путь устойчивого развития, а "зеленая экономика" является лишь инструментом для достижения целей развития» [26].
Технологическое развитие и эффективное противодействие технологическим рискам должны оказать положительное влияние на социальное развитие государства, в том числе повысить уровень благосостояния граждан, обеспечить безопасность жизнедеятельности и положительно повлиять на реализацию многочисленных социальных программ, инициированных правительством страны в таких сферах, как продовольственная безопасность, занятость, образование, здравоохранение и т.д.
Социальные риски
Население Бразилии, по данным на июль 2011 г., составляет 205 млн человек. Преобладающей категорией являются люди в возрасте от 15 до 64 лет (67%). При этом население страны растет: 26,2% населения — это дети младше 14 лет. Ежегодный прирост населения составляет 1,102% (108-е место в мире) [16].
Ключевые проблемы социального развития Бразилии обобщены в выступлении президента Д. Руссефф. Важнейшей проблемой она считает комплекс мер по защите материнства и детства, а также улучшение качества оказываемых медицинских услуг в целом. Частными вопросами в данном контексте выступают снижение материнской смертности, поддержка матерей в период беременности и воспитания ребенка до двух лет, снижение подростковой беременности, противодействие социальным заболеваниям [58].
В качестве основных институциональных мер, призванных снизить указанные социальные риски, следует отметить принятый в 2004 г. Пакт по сокращению материнской и детской смертности (Pacto para a Reduçao da Mortalidade Materna e Neonatal) и создание в 2005 г. комитетов по предотвращению детской смертности (Criaçao de comités locais para a prevençao da mortalidade infantile) [59].
В стране существует тенденция к увеличению численности пожилых людей (6,8% населения), которая обусловлена ростом продолжительности жизни.
По международным стандартам уровень пенсионных расходов в стране достаточно высокий, однако в контексте перспективного повышения среднего возраста данный вопрос может создать социальную напряженность. Для ее преодоления актуальной является мера по эффективному долгосрочному инвестированию средств пенсионного фонда и в дальнейшем, возможно, повышение пенсионного возраста [14].
Помимо пенсионной политики, правительство Бразилии поддерживает программу социальной помощи (O Beneficio de Prestacao Continuada da Assistencia Social (BPC)), в рамках которой выплачиваются ежемесячные пособия для работающих пенсионеров с низким доходом. В 2011 г. программа охватывала 1,7 млн человек. В 2012 г. планируется увеличить число получателей до 2 млн [12]. Правительство предпринимает меры по снижению уровня хронических заболеваний у людей пенсионного возраста. В 2011 г. началась реализация Национальной программы по предотвращению остеопороза у пожилых людей (Campania Nacional de Prevencao da Osteoporose). Была улучшена система ухода за больными остеопорозом на дому, проводилась подготовка специалистов в этой области [33].
На все проблемы социального развития, включая проблему социальных заболеваний, значительное влияние оказывает проблема нехватки водных ресурсов. Выполнение Программы по водным ресурсам является одним из приоритетов правительства Бразилии, которое стремится улучшить управление водными ресурсами в соответствии с Законом № 9.433 от 9 января 1997 г.
С этой целью в 2006 г. правительством был принят Национальный план по водным ресурсам (до 2025 г.) (Plano Nacional de Recursos Hidricos (PNRH 2025)) [50], включающий программу «Приоритеты развития 2012—2015 и стратегия реализации» (Açôes Priorizadas 2012-2015 e Estrategias para a sua Implementacao). Национальный план, в том числе, включает:
— разработку технических коэффициентов потребления воды в производственных процессах;
— разработку исследований и стратегий для управления трансграничными водными ресурсами;
— стратегическое планирование национальной системы управления водными ресурсами.
На 2012—2015 гг. запланированы мероприятия:
— по обеспечению доступа к воде на 54% территории страны (4,6 млн км2);
— увеличению количества источников воды в стране (за счет улучшения ирригационных систем) [7].
В 2011 г. была запущена программа «Чистая вода» в рамках плана «Бразилия без бедных» и Программы «Вода для всех». Задачи программы — обеспечение широкого доступа к чистой воде, восстановление опреснительных систем и поддержка устойчивого развития страны. В рамках программы к 2014 г. планируется установить 1,2 млн опреснительных систем в 152 поселениях общей стоимостью 500 млн реалов [33].
Многочисленные нерешенные социальные проблемы на сегодняшний день приводят к миграции населения, которая находит выражение не только в процессе урбанизации, но и приводит к оттоку населения из страны, в основном в таких направлениях, как США, Канада, Япония. При этом Бразилия оказывается привлекательной для переселенцев из соседних государств: в Бразилию мигрируют в основном граждане Аргентины, Парагвая и Уругвая.
Национальный совет по иммиграции осуществляет национальную политику по иммиграции и защите прав рабочих (Política Nacional de Imigraçao e Proteçao ao Tra-balhador Migrante), включающую Национальный план по обеспечению расового равенства (Plano Nacional de Promoçao da Igualdade Racial), а также Национальную программу по правам человека (Programa Nacional de Direitos Humanos). Бразилия принимает участие в работе международных организаций, таких как ООН, ОАГ, Международной организации по миграции (IOM) (с 2004 г. и МЕРКОСУР) в сфере защиты прав мигрантов, предоставления возможности проживания, решения вопросов гражданства и т.д. [33]
Социальные риски сегодня представляют наивысшую угрозу для стабильного развития Бразилии, так как при высоких показателях экономического развития качество жизни населения остается низким, что создает дополнительный потенциал для ухудшения эпидемиологической обстановки, возникновения социальных конфликтов, неконтролируемой урбанизации, а также эмиграции людей с высшим образованием.
Данные проблемы находятся в фокусе внимания правительства. Их решению способствует развитие медицины и водоснабжения отдаленных районов, субсидирование системы среднего образования, кредитование малого бизнеса и аграрного сектора.
Примером эффективного противодействия социальным рискам в аграрном секторе является механизм защиты сельскохозяйственных производителей, в рамках использования которого в 2008 г. правительство издало временное распоряжение по урегулированию 2,8 млн сельских кредитных соглашений 1980 г. и 1990 г. Данная мера позволила покрыть 85% от общего объема сельскохозяйственного долга и была оцене-
на в 87,5 млрд долл. [62]. Покрытие сельскохозяйственного долга, реализованное правительством Бразилии, соответствует решению «Группы двадцати» по проблеме нестабильности цен на продовольствие и увеличению производства и производительности в сельском хозяйстве [4].
В последние годы Бразилия постепенно увеличивает и объем международной помощи.
Генеральный заместитель координатора международных усилий по борьбе с голодом в Министерстве иностранных дел Бразилии Сосфена де Маседо заявил, что страна является сторонницей применения «мягкой силы» и выступает за увеличение объема гуманитарных инициатив. Гуманитарная помощь в последние годы оказывалась Афганистану, Гаити, ряду латиноамериканских стран7.
Сосфена де Маседо подчеркнул, что Бразилия выступает против идеи гуманитарной помощи в том виде, в каком это принято в богатых странах, например в США, и поставляет гуманитарную помощь, потому что должна протянуть руку помощи. При этом Маседо сослался на случай с Северной Кореей, которая перестала получать гуманитарную помощь США, потому что не выполнила требования по проведению политических реформ. Бразилия, напротив, отправила 21 тыс. тонн продовольствия в Северную Корею8.
Правительство Бразилии планирует увеличить количество стран — реципиентов своей помощи развитию. Помимо увеличения помощи Гаити, проекты Министерства иностранных дел предусматривают поставку гуманитарной помощи на 750 тыс. долл. палестинским беженцам в страны Ближнего Востока и на 300 тыс. долл. для афганских беженцев в Иране и Пакистане.
Также во второй половине 2012 г., по данным Министерства иностранных дел Бразилии, предполагается запуск проекта содействия развитию Эфиопии, Сенегала, Малави, Нигера и Мозамбика. Бюджет проекта составляет 2,4 млн долл.
Общий объем средств, выделенных Министерству иностранных дел Бразилии в 2012 г., составляет 25 млн долл. Предполагается, что в 2013 г. объем финансирования проектов внешней помощи составит 50 млн долл. и вернется к уровню 2011 г.
Следует отметить, что до 2010 г. средний объем средств, выделенных Бразилией на содействие развитию за рубежом, не превышал 3,5 млн долл., а самый большой объем финансирования пришелся на 2010 г. — 95 млн долл. без учета отправленных объемов продовольствия или медикаментов.
Для развития гуманитарных отношений особое значение имеет Закон № 12 429. Закон, подписанный в июне 2011 г. президентом Руссефф, предусматривает предоставление до 711 тыс. тонн продовольствия в год в рамках гуманитарного сотрудничества со всеми нуждающимися странами.
Заключение
Подводя итог, можно констатировать, что Федеративная Республика Бразилия активно интегрируется в глобальные социально-экономические и политические процессы и имеет четкую позицию в отношении ряда важнейших рисков мирового развития.
7 Polítca Externa — Por "soft power", Brasil dÁ sem pedir contrapartida // Defesanet. URL: http:// www.defesanet.com.br/geopolitica/noticia/6242/Politca-Externa---Por--soft-power---Brasil-da-sem-pedir-contrapartida (data of access: 26.10.2012).
8 Ibid.
Позиция страны находит отражение в национальных реформах и в позиции Бразилии на международном уровне в рамках «Группы двадцати», БРИКС, ООН и других международных организаций.
Применительно к кластеру экономических рисков позиция Бразилии близка позициям большинства развивающихся стран, в том числе стран, входящих в БРИКС. Координируя свою позицию с членами БРИКС, а также со странами, входящими в МЕРКОСУР, страна представляет ее в рамках «Группы двадцати».
Участвуя в международной деятельности и проводя национальные реформы, страна нацелена на интенсивное экономическое развитие и привлечение новых инвестиций. Для интенсивного экономического развития Бразилия обладает необходимым человеческим капиталом и сырьевым потенциалом. В качестве ключевой задачи на данном этапе развития рассматривается создание эффективной социальной, финансовой и промышленной инфраструктуры. Данные цели стимулируют активное участие страны в международной финансовой деятельности.
Одним из важнейших приоритетов, как на национальном, так и на международном уровне, Бразилия считает противодействие волатильности цен на сельскохозяйственную продукцию, которая формирует одно из ключевых направлений экспорта страны. Позиция по данному риску сближает Бразилию с государствами Латинской Америки, входящими в МЕРКОСУР.
В условиях мирового финансового кризиса и при сохранении высоких темпов развития страна становится привлекательной для иностранного финансового инвестирования.
Для Бразилии характерна приоритетная ориентация на региональное развитие, обусловленная сильной экономической, финансовой и геополитической позицией Бразилии в регионе и ее желанием доминировать на континентальном геополитическом пространстве. Очевидно, что для усиления региональных позиций Бразилия заинтересована в активном международном сотрудничестве и особенно — в успешной интеграции в институты международного политического управления.
Ключевым приоритетом в геополитической сфере официально объявлено вступление страны в Совет Безопасности ООН.
Для достижения данных целей Бразилия активно участвует в переговорном процессе, формулирует свою позицию по всем актуальным международным проблемам и выступает в качестве посредника в разрешении международных конфликтов.
Помимо участия в международных организациях, страна видит в качестве одного из приоритетов увеличение объема помощи развитию странам Африки и Азии.
Желание Бразилии усилить свою позицию на международном уровне обусловлено не только ее геополитической концепцией и политическими амбициями, но и объективно существующей потребностью преодоления комплекса социальных, технологических и природных рисков национального развития, в их числе: социальное расслоение населения, интенсивная внутренняя миграция, отсутствие в ряде районов системы водо- и энергоснабжения, проблемы в сельском хозяйстве и др.
Решение всех перечисленных проблем требует масштабных инвестиций в социальный сектор, привлечь которые может лишь стабильно развивающееся государство, обладающее геополитическим и экономическим влиянием на международное сообщество и эффективной стратегией национального развития.
Социальные проблемы тормозят интенсивный экономический рост Бразилии, и их решение требует значительных государственных инвестиций, однако можно констатировать, что перечисленные проблемы преодолеваются эффективно и высокими
темпами. Это позволяет стране выступать в качестве одного из лидеров в решении социальных проблем на региональном уровне.
Данный тезис подтверждается большим количеством международных соглашений по социальной политике, ратифицированных Бразилией, а также инициацией страной ряда региональных и международных договоренностей.
Деятельность в рамках БРИКС и «Группы двадцати» позволяет Бразилии усилить влияние на параметры координации макроэкономической политики, содействие глобальному экономическому восстановлению, обеспечение финансовой стабильности, а также повлиять на формирование удобной для Бразилии позиции по противодействию рискам социального, технологического и природного характера.
Ключевыми проблемами для страны в данном контексте является недостаточно сильная позиция в международных финансовых институтах, в том числе в МВФ и Всемирном банке, зависимость национальной валюты от неустойчивого курса доллара, а также необходимость ориентации страны на развитые страны в вопросах развития собственной экономики, в том числе в аспекте создания «зеленой экономики».
Сотрудничество с другими интенсивно развивающимися странами дает возможность Бразилии с большей степенью эффективности представлять свои интересы на международной арене и участвовать в формировании повестки международного диалога.
Перспективное усиление роли Бразилии в МВФ и ее активное участие в таких объединениях, как «Группа двадцати», БРИКС, Союз южноамериканских наций, делают страну важнейшим партнером ведущих государств в решении ключевых международных проблем и вынуждает лидеров международной политики все больше ориентироваться на учет интересов Федеративной Республики Бразилия.
Литература
1. Бразилия обеспокоена возвратом в Латинскую Америку доктрины Монро // ИНОСМИ. 22.03.2010. URL: http://inosmi.ru/latamerica/20100323/158773479.html (дата обращения: 26.10. 2012).
2. Валютные резервы Бразилии достигли рекордного уровня в 300 млрд долл. // AFN. 11.02.2011. URL: http://afn.by/news/i/148179 (дата обращения: 26.10.2012).
3. Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке № 9068 (договор Тлателолко) // ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/tlatelolko.pdf (дата обращения: 26.10.2012).
4. Финальная декларация саммита «Группы двадцати» в Каннах // Официальный сайт Президента России. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1072 (дата обращения: 26.10.2012).
5. Энергетика Бразилии // Коммерсантъ. 19.12.2011. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1833613 (дата обращения: 26.10.2012).
6. Afoes e Recomendafoes — Enccla 2011 // Ministério da Justifa. URL: http://portal.mj.gov.br/data/ Pages/MJ7AE041E8ITEMID4336E1E34736488DBEEBECF19447D4E5PTBRIE.htm (date of access: 26.10.2012).
7. Afoes Priorizadas 2012—2015 e Estrategias para a sua Implementacao // Conselho Nacional de Recursos Hídricos. 2011. URL: http://www.cnrh.gov.br/sitio/index.php?option=com_docman&task=doc_ download&gid =1527 (date of access: 26.10.2012).
8. Brazil, Germany, India and Japan: Statement on Security Council Reform. 2011 // South African Foreign Policy Initiative (SAFPI). URL: http://www.safpi.org/news/article/2012/brazil-germany-india-and-japan-statement-security-council-reform (date of access: 26.10.2012).
9. Brasil deu passo com a Lei de Acesso á Informagao (Statement by Dilma Rousseff) // D. Rousseff Official web site. 17.04.2012. URL: http://www.dilma.com.br/site/archives/7374 (date of access: 26.10.2012).
10. Brazil-U.S. Global Partnership Dialogue (Brasilia, April 16th 2012) Joint Communiqué // U.S. State Department. 18.04. 2012. URL: http://www.state.goV/r/pa/prs/ps/2012/04/188116.htm (date of access: 26.10.2012).
11. Brasil advierte de que una intervención militar en Siria sería "catastrófica" // Europapress 02.06. 2012. URL: http://www.europapress.es/internacional/noticia-siria-brasil-advierte-intervencion-militar-siria-seria-catastrofica-20120602224259.html (date of access: 26.10.2012).
12. Beneficio de Prestagao Continuada da Assistencia Social — BPC-LOAS ao idoso e á pessoa com deficiencia // Previdencia social. URL: http://www.previdencia.gov.br/conteudo Dinamico. php?id=23 (date of access: 26.10.2012).
13. Country Report No. 12/191: Brazil: 2012 Article IV Consultation - Staff Report; Public Information Notice on the Executive Board Discussion; and Statement by the Executive Director for Brazil // International Monetary Fund. 2012. URL: http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres. aspx?sk=26086.0 (date of access: 26.10.2012).
14. Country Report No. 12/192: Brazil: Selected Issues Paper // International Monetary Fund. 2012. URL: http://www.imf.org/external/pubs/cat/longres.aspx?sk=26087.0 (date of access: 26.10.2012).
15. Conhega o PNMPO — Esclarega suas dúvidas//Ministério do Trabalho e Emprego. 2012. URL: http://www3.mte.gov.br/pnmpo/pnmpo_duvidas.asp (date of access: 26.10.2012).
16. CIA. The World Factbook // Central Intelligence Agency. URL: https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/rankorder/2002rank.html?countryName=Brazil&countryCode=br ®ionCode=soa&rank=108#br (date of access: 26.10.2012).
17. Country Brazilian Economic Outlook. 09.04.2012. URL: http://www.fazenda.gov.br/portugues/ docs/perspectiva-economia-brasileira/edicoes/BrazilianEconomyOutlook-ENG-Mar-Apr12.pdf (date of access: 26.10.2012).
18. Dado preliminar indica que Brasil ultrapassou Franga e Reino Unido // O portal de notícias da globo. URL: http://g1.globo.com/economia/noticia/2011/03/dado-preliminar-indica-que-brasil-ultrapassou-franca-e-reino-unido.html (date of access: 26.10.2012).
19. Dilma pediu ao G20 geragao de emprego para enfrentar crise // O portal de noticias da globo. URL: http://g1.globo.com/politica/noticia/2011/11/crise-financeira-deve-ser-enfrentada-gerando-emprego-diz-dilma.html (date of access: 26.10.2012).
20. Discurso de Dilma Rousseff na Reuniao de Alto Nivel de Seguranga Nuclear durante a 66 Assembleia Geral da Organizagao das Nagoes Unidas (ONU) // Official website of Dilma Rouseff. 22.09.2012. URL: http://www.dilma.com.br/site/archives/4017 (date of access: 26.10.2012).
21. Discurso da Presidenta da República, Dilma Rousseff, na sessao de encerramento da Conferencia das Nagoes Unidas sobre Desenvolvimento SustentÁvel (Rio+20) // Agenda da Presidenta. URL: http://www2.planalto.gov.br/imprensa/discursos/discurso-da-presidenta-da-republica-dilma-rousseff-durante-cerimonia-de-abertura-protocolar-da-conferencia-das-nacoes-unidas-sobre-desenvolvimento-sustentavel-rio-20 (date of access: 26.10.2012).
22. DiÁrio Oficial da Uniao Dezembro 2011 // Ministerio publico federal. Excertos relativos aos atos do MPF. URL: http://www.transparencia.mpf.gov.br/diarios-e-boletins/excertos-do-dou/docs-2011/ DO1_2011_12_EXCERTO.pdf (date of access: 26.10.2012).
23. Discurso de Dilma Rousseff durante visita a trechos da Ferrovia Norte-Sul // Official website of Dilma Rousseff. URL: http://www.dilma.com.br/site/archives/6793 (date of access: 26.10.2012).
24. Discurso de Dilma Rousseff Na visita ás obras de construgao da Ferrovia Transnordestin // Official website of Dilma Rousseff. URL: http://www.dilma.com.br/site/archives/6321(date of access: 26.10.2012).
25. El crimen organizado en Brasil. 2009 // Flacso. URL: Faculdada Latino-Americana de ciencias sociais. URL: http://www.flacso.org.br/portal/pdf/serie_estudos_ensaios/Antonio_Rangel.pdf (date of access: 26.10.2012).
26. "Economia verde" divide negociagoes na Rio+20, diz embaixador // Jus navigandi. URL: http://jus.com.br/revista/texto/21908/mais-do-mesmo-a-rio-20-entre-o-crescimento-e-o-sustentavel#ixzz22wCNtqiO (date of access: 26.10.2012).
27. Fome Zero Official Website. URL: http://www.fomezero.gov.br/ (date of access: 26.10.2012).
28. Foreign Minister Antonio Patriota — UN Security Council // Embassy of Brazil in London. URL: http://www.brazil.org.uk/press/speeches_files/20110211.html (date of access: 26.10.2012).
29. Gross Domestic Product 2010// World Bank. World Development Indicators Database.URL: http:// siteresources.worldbank.org/DATASTATISTICS/Resources/GDP.pdf (date of access: 26.10.2012).
30. Garantia-Safra terÁ mais R$ 281 mi para seca // Portal Brasil. URL: http://www.brasil.gov.br/noticias/ arquivos/2012/04/26/garantia-safra-tera-mais-r-281-mi-para-seca (date of access: 26.10.2012).
31. Grandes cidades receberao R$ 32 bi de investimentos em transporte // Official website of Dilma Rousseff. URL: http://www.dilma.com.br/site/archives/7509 (date of access: 26.10.2012).
32. Joint Declaration by Iran, Turkey and Brazil // Julian Borger Global Security Blog. URL: http:// www.guardian.co.uk/world/julian-borger-global-security-blog/2010/may/17/iran-brazil-turkey-nuclear (date of access: 26.10.2012).
33. Mensagem ao Congresso Nacional // Casa Civil. URL: http://www.casacivil.gov.br/noticias/ mensagem-ao-congresso-nacional-2012 (date of access: 26.10.2012).
34. Metodologia de Mapeamento de Riscos de Corrupgao // Transparencia Brasil. URL: http://www. transparencia.org.br/docs/maparisco.pdf (date of access: 26.10.2012).
35. Mudanga do Clima no Brasil: aspectos econ micos, sociais e regulatórios. 2011// IPEA. URL: http://www.proac.uff.br/cede/sites/default/files/IPEA_2011_mudancadoclima_low.pdf (date of access: 26.10.2012).
36. No Mercosul, a prosperidade de um tem de ser a prosperidade de todos // Blog do Planalto. URL: http://blog.planalto.gov.br/no-mercosul-a-prosperidade-de-um-tem-de-ser-a-prosperidade-de-todos/ (date of access: 26.10.2012).
37. National Strategy of Defense. 17.12.2008 // Ministry of Defense. URL: http://www.gwu.edu/~clai/ recent_events/2010/Brazil_Defense/National_Strategy_of_Defense.pdf (date of access: 26.10.2012).
38. O Globo. Concentragao de renda sobe apenas no DF // IPEA. URL: http://www.ipea.gov.br/ portal/index.php?option=com_content&view=article&id=1606&catid=159&Itemid=75 (date of access: 26.10.2012).
39. O exator impostor (ou: o publicano insano) // Instituto Ludwig von Mises — Brasil ("IMB"). URL: http://mises.org.br/Article.aspx?id=719 (date of access: 26.10.2012).
40. PEDD Padrao Especial de Disseminagao de Dados // Banco Central do Brasil. URL: http://www. bcb.gov.br/pec/sdds/port/sddsp.htm?perfil=1 (date of access: 26.10.2012).
41. Produgao Física Industrial // Banco de dados agregados. URL: http://www.sidra.ibge.gov.br/bda/ indust/default.asp?z=t&o=22&i=P (date of access: 26.10.2012).
42. Populagao em Idade Ativa — PIA // Banco de dados agregados. URL: http://www.sidra.ibge.gov. br/bda/emprego/default.asp?z=t&o=16&i=P (date of access: 26.10.2012).
43. Produgao Física — Brasil //Banco de dados agregados. URL: http://www.sidra.ibge.gov.br/bda/ indust/default.asp?z=t&o=22&i=P (date of access: 26.10.2012).
44. PIB do Brasil em 2011 // Pesquisa.com. URL: http://www.suapesquisa.com/economia/pib_brasil. htm (date of access: 26.10.2012).
45. Plano Nacional de Seguranga Alimentar e Nutricional: 2012/2015. Brasilia, DF: CAISAN. 2011 // Cámara Interministerial de Seguranga Alimentar e Nutricional. URL: http://www.mds.gov. br/segurancaalimentar/arquivos/LIVRO_ PLANO_NACIONAL_ CAISAN_FINAL.pdf (date of access: 26.10.2012).
46. Populagao em Idade Ativa — PIA // Banco de dados agregados. URL: http://www.sidra.ibge.gov. br/bda/emprego/default.asp?z=t&o=16&i=P (date of access: 26.10.2012).
47. Plano Brasil Sem Miséria // Official Portal Plano Brasil Sem Miséria. 2012. URL: http://www. brasilsemmiseria.gov.br/conheca-o-plano/ (date of access: 26.10.2012).
48. PRONATEC Guia de Cursos FIC // Programa Nacional de Acesso ao Ensino Técnico e Emprego (Pronatec). URL: http://pronatec.mec.gov.br/arquivos/guia.pdf (date of access: 26.10.2012).
49. President Dilma Vana Rousseff — Inauguration Speech // Embassy of Brazil in London. URL: http://www.brazil.org.uk/press/speeches_files/20110101.html (date of access: 26.10.2012).
50. Plano Nacional de Recursos Hídricos: Prioridades 2012—2015 // Agencia Nacional de Aguas. URL: http://api.ning.com/files/qZTYDZ6iK-hVl455iYhSwy19VY*m0sJqRhYg26n2d1VecjUGR B5CB7k5ehazjqdWDb8nLyHao0qY0U-rLFkYvoL2eea9oPUW/PNRH_Prioridades20122015.pdf (date of access: 26.10.2012).
51. Programa de Aceleragao do Crescimento (PAC 2) // Brasil Portal. URL: http://www.brasil.gov. br/pac/o-pac/investimentos-em-infraestrutura-para-desenvolvimento-economico-e-social (date of access: 26.10.2012).
52. RIO +20 UN Conference on Sustainable Development // United Nations Organisation. URL: http://www.uncsd2012.org/index.html (date of access: 26.10.2012).
53. Recuperagao e Controle de Processos Erosivos — SE//Ministerio do Planejamento. URL: http:// www.pac.gov.br/obra/6716 (date of access: 26.10.2012).
54. Statement by H.E. Dilma Rousseff, President of the Federative Republic of Brazil, at the Opening of the General Debate of the 66th Session of the United Nations General Assembly. 21.09.2011 // General Assembly of the United Nations. URL: http://gadebate.un.org/sites/default/files/gastatements/66/ BR_en_0.pdf (date of access: 26.10.2012).
55. Statement by Mr. Guido Mantega, Minister of Finance of Brazil on behalf of the Constituency comprising Brazil, Colombia, Dominican Republic, Ecuador, Guyana, Haiti, Panama, Suriname and Trinidad and Tobago // IMF. URL: http://www.imf.org/External/spring/2012/imfc/statement/eng/ bra.pdf (date of access: 26.10.2012).
56. Statement by H.E. Ambassador Maria Luiza Ribeiro Viotti. 12.07.2011 // International Coalition for the Responsibility to Protect. URL: http://responsibilitytoprotect.org/Brazil%20Stmt.pdf (date of access: 26.10.2012).
57. Statement of Minister ofthe Environment of Brazil Dr. Izabella Teixeira. 8.12.2011 // International Coalition for the Responsibility to Protect. URL: http://responsibilitytoprotect.org/brazil.pdf (date of access: 26.10.2012).
58. Statement by H.E. Dilma Rousseff, President of the Federative Republic of Brazil at the High-level Event on Women's Political Participation. New York. 19 September 2011 // United Nations Entity for gender Equality and the Empowerment of Women. URL: http://www.unwomen.org/wp-content/
uploads/2011/09/H.E-Dilma-Rousseff-speech_20110919_Womens-Political-Participation-high-level-event_en1.pdf (date of access: 26.10.2012).
59. Saude de maes e criancas no Brasil: progressos e desafios may 2011 // Lancet. URL: http:// download.thelancet.com/flatcontentassets/pdfs/brazil/brazilpor2.pdf (date of access: 26.10.2012).
60. Total do Sistema — Comparativo de Dez/2011 e Dez/2010 por Faixas // Fundo Garantidor de Créditos — FGC. URL: http://www.fgc.org.br/libs/download_arquivo.php?ci_arquivo=145 (date of access: 26.10.2012).
61. The Role of Regional and Subregional Arrangements in Implementing the Responsibility to Protect (A/65/877—S/2011/393) // United Nations General Assembly Security Council. URL: http://www. unhcr.org/refworld/pdfid/4e7713912.pdf (date of access: 26.10.2012).
62. Volatilidade atinge produtor — Depois de forte queda, pregos comegam a se recuperar // IPEA. URL: http://www.ipea.gov.br/desafios/index.php?option=com_content&view= article&id = 1235:reportagens-materias&Itemid=39 (date of access: 26.10.2012).