Научная статья на тему 'Великобритания'

Великобритания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ВОСЬМИ" / "ГРУППА ДВАДЦАТИ" / БРИКС / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ПРИРОДНЫЕ РИСКИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / G8 / G20 / BRICS / GLOBAL GOVERNANCE / GLOBAL RISKS / ECONOMIC RISKS / ENVIRONMENTAL RISKS / GEOPOLITICAL RISKS / SOCIETAL RISKS / TECHNOLOGICAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепов Андрей Владимирович

Великобритания относится к числу наиболее развитых в экономическом, политическом и социальном плане государств мира. Успехи властей страны в решении внутренних проблем в сочетании с активным участием в международных процессах предопределяют растущую актуальность для Великобритании ключевых глобальных рисков. При этом особую важность в силу продолжающегося влияния последствий глобального кризиса приобретает принятие мер в отношении рисков экономического блока. Именно решение соответствующих проблем рассматривается властями Великобритании в качестве приоритета участия страны в системе глобального управления, прежде всего в деятельности «Группы двадцати». Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в Группе двадцати, Группе восьми и БРИКС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелепов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UK

The article presents the analysis of the UK positions on key global governance issues. The analysis has been carried out on the basis of G20 documents and data from national sources (laws, national programs, leaders' statements etc). The research highlights the UK priorities which define its positions in G20 and other international institutions. The UK is one of the most politically, economically and socially developed countries in the world. Country's success in addressing domestic problems is accompanied by its active engagement in international processes and predetermines the growing importance of global risks management. Addressing economic risks is a key issue for the UK due to the impact of global financial crisis. In this regard, addressing economic risks is considered to be the main priority for country's activities in international multilateral institutions, particularly in the G20. The study is implemented within the project of the Russian International Affairs Council and International Organizations Research Institute National Research University Higher School of Economics Enhancing Effectiveness of Russia's Participation in G20, G8 and BRICS.

Текст научной работы на тему «Великобритания»

Великобритания

А.В. Шелепов

Шелепов Андрей Владимирович — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: [email protected]

В статье представлен анализ позиций Великобритании по основным проблемам глобального управления. Анализ осуществлен на основе документов «Группы двадцати» и национальных документов (законов, национальных программ, заявлений президента страны и т.д.).

Великобритания относится к числу наиболее развитых в экономическом, политическом и социальном плане государств мира. Успехи властей страны в решении внутренних проблем в сочетании с активным участием в международных процессах предопределяют растущую актуальность для Великобритании ключевых глобальных рисков.

При этом особую важность в силу продолжающегося влияния последствий глобального кризиса приобретает принятие мер в отношении рисков экономического блока. Именно решение соответствующих проблем рассматривается властями Великобритании в качестве приоритета участия страны в системе глобального управления, прежде всего в деятельности «Группы двадцати».

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе двадцати", "Группе восьми" и БРИКС».

Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, глобальное управление, глобальные риски, экономические риски, природные риски, геополитические риски, социальные риски, технологические риски.

Key words: G8, G20, BRICS, global governance, global risks, economic risks, environmental risks, geopolitical risks, societal risks, technological risks.

Великобритания — одна из крупнейших стран Европы по территории и численности населения, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, правопреемница Британской империи, крупнейшего государства в истории, существовавшего до начала XX в. Великобритания имеет развитую экономику, занимая 8-е место в мире по объёму ВВП по ППС на 2011 г.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. С 1949 г. страна активно участвует в НАТО. Со времени распада Британской империи Великобритания возглавляет Содружество наций, в которое входят в основном её бывшие колонии. Великобритания также является членом «Группы двадцати» и «Группы восьми». Мощное политическое наследие и развитость британской экономики определяют важность позиций Великобритании по основным проблемам современности для формирования повестки дня ключевых международных институтов и всей системы глобального управления. Предстоящее в 2013 г. председательство Великобритании в «восьмерке» еще более усиливает влияние позиций страны на формирование повестки дня форума.

Экономические риски

Продовольственная безопасность рассматривается властями Великобритании преимущественно в контексте помощи развивающимся странам. Политика по обеспечению продовольственной безопасности, проводимая правительством, включает четыре основных направления: обеспечение питания матерей и детей до двух лет; развитие сельского хозяйства; финансовая помощь малообеспеченным гражданам; работа с международными партнерами по повышению эффективности помощи [20]. Кроме того, Казначейством Великобритании проводится работа по изучению факторов вола-тильности цен на сырьевых рынках. Одним из приоритетов является сотрудничество по данному вопросу в рамках «двадцатки», Международной организации комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) и ЕС. Отдельное внимание уделяется мерам по обеспечению прозрачности на рынке внебиржевых деривативов на основе вмешательства в рыночный процесс государственных регуляторов в соответствии с решениями «Группы двадцати» [27]. Что касается развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности внутри страны, Департамент окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (Defra) 5 января 2011 г. опубликовал стратегию «Продовольствие 2030» (Food 2030) — первый правительственный документ подобного рода за 50 лет. В стратегии обозначены основные задачи: стимулирование потребления британцами здоровой пищи; обеспечение конкуренции на рынке продовольствия; стабильность поставок продовольствия; снижение выбросов углекислого газа при производстве продуктов питания [21].

Волатильность цен на энергоносители рассматривается, прежде всего, в контексте влияния на британских потребителей. Основная работа проводится в рамках Ведомства по закупкам. В частности, Ведомство предлагает заключение долгосрочных контрактов по фиксированным ценам для страхования потребителей от риска резкого роста цен на энергию [66].

Неравенство доходов населения воспринимается и как внутренняя, и как внешняя по отношению к Великобритании проблема. Важнейшей внутренней проблемой является детская бедность. В 2010 г. был принят Акт о детской бедности (Child Poverty Act), направленный на борьбу с угрозой ограниченного доступа детей к образованию, медицинским и другим важнейшим услугам в силу недостатка средств у их родителей. Основная цель — полное решение проблемы [58]. Снижения детской бедности предполагается достичь за счет расширения системы предоставления бесплатных услуг по уходу за детьми до двух лет в течение 15 часов в неделю, а также путем увеличения выплат малоимущим семьям, чьи дети обучаются в школах [24]. Также активную деятельность по снижению неравенства доходов проводит Рабочая группа по социальной включенности при британском правительстве [52]. Преимущественной мерой, предлагаемой Рабочей группой, является предоставление налоговых льгот малообеспеченным гражданам [46]. В рамках борьбы с бедностью в развивающихся странах большое внимание уделяется исследовательским проектам по изучению направлений борьбы с бедностью. В ближайшие несколько лет Департамент международного развития (DFID) намерен потратить на эти цели 23 млн фунтов стерлингов [36].

Хронические бюджетные дисбалансы, согласно позиции Великобритании, не только внутренняя проблема страны, но и серьезная угроза стабильности мировой экономики. В 2011—2012 финансовом году дефицит государственного бюджета Великобритании составил 3,4% ВВП [6], госдолг на конец июля 2012 г. достиг 65,7% ВВП [62]. По вопросам сокращения дефицита бюджета продолжается сотрудничество с другими

странами «Группы двадцати» [29]. Также британские власти стремятся выполнять требования Пакта стабильности роста ЕС и призывают к этому другие государства Евросоюза [14]. Консолидация бюджета рассматривается Великобританией как основной элемент политики обеспечения устойчивого экономического роста [71]. В бюджете Великобритании даны четкие ориентиры по бюджетной консолидации, в частности, снижение дефицита бюджета до 1,1% ВВП в течение пяти лет, госдолга — с 76,3% в 2014—2015 гг. до 74,3% в 2016—2017 гг., сокращение расходов бюджета на 126 млрд фунтов и рост собираемости налогов на 29 млрд фунтов за тот же период [6].

Крах системообразующих финансовых институтов и валютных систем рассматривается британскими властями как серьезный риск. Это связано с важностью финансового сектора для экономики страны в целом и ролью Лондона как одного из крупнейших мировых финансовых центров. В 2011 г. доля финансовых услуг составила 8,9% ВВП Великобритании [19]. Для обеспечения стабильности финансовой системы первоочередное значение для Великобритании имеет реформирование системы надзора. Предполагается, что в ближайшем будущем функция надзора за системообразующими институтами и оценки системных рисков будет сосредоточена в одном ведомстве, тогда как в настоящий момент данные полномочия распределены между Банком Англии, Казначейством и Ведомством по финансовым услугам (Financial Services Authority) [54]. Для борьбы с системными рисками Великобритания стремится в полной мере выполнять принятые в рамках «Группы двадцати» обязательства по реформированию рынка деривативов, компенсационных выплат и другим сферам финансового сектора [53]. В конце 2012 г. будет создано Ведомство по пруденциальному надзору (Prudential Regulation Authority), которое займется дальнейшим совершенствованием механизма защиты системно значимых институтов от банкротства [56]. Параллельно будет создано еще одно ведомство, Financial Conduct Authority, в его компетенцию войдут вопросы регулирования небанковских финансовых учреждений и совершенствования финансовой инфраструктуры [49]. Для укрепления стабильности мировой финансовой системы Великобритания поддерживает реформу квот и управления МВФ с целью предоставления большего влияния в рамках института развивающимся странам [29], а также реформу Всемирного банка [48].

Возможные непредвиденные негативные последствия регулирования тщательно изучаются и учитываются британскими властями при осуществлении реформ. Одним из примеров является новая политика в отношении регулирования бизнеса. В соответствии с ней введение любой меры, ограничивающей экономические интересы бизнеса, должно сопровождаться эквивалентным ослаблением регулирования для стимулирования экономического роста. Также проводится оценка негативного влияния на бизнес действующего законодательства и введен запрет на новые ограничения для малого бизнеса и молодых предприятий. Каждые шесть месяцев все государственные ведомства обязаны публиковать отчет о внедренных за период мерах регулирования. Единственное исключение, на которое не распространяется данное правило, — меры по борьбе с системными экономическими рисками [26].

В отношении рисков ликвидности внимание уделяется как разработке требований к ликвидности на национальном уровне, так и обеспечению соответствия британских норм международным стандартам (в частности, Базель II и III) [23]. Приведением британского законодательства в соответствие с базельскими стандартами занимается Ведомство по финансовым услугам. Некоторые задержки этого процесса власти объясняют необходимостью учета возможного негативного влияния новых стандартов на экономику [55].

Риск возникновения дисбалансов на рынке труда остро проявляется в Великобритании вследствие старения населения и сложностей трудоустройства, с которыми сталкиваются молодые специалисты. Департамент занятости и пенсий занимается разработкой программ преодоления дисбалансов на рынке труда. Среди них проекты по оказанию помощи молодежи в трудоустройстве, программы профессиональной переподготовки, поддержки предприятий, активно создающих новые рабочие места. В 2012—2014 гг. предполагается потратить 1 млрд фунтов стерлингов на создание 500 тыс. новых рабочих мест для молодежи [72]. Также запущены программы частно-государственного партнерства по профессиональной переподготовке специалистов. Для их финансирования создан специальный фонд, вклад государства в который составил 1,4 млрд фунтов [70].

Таким образом, позиции Великобритании по ключевым экономическим рискам обусловлены важностью финансового сектора для экономики страны. Государство стремится принимать меры по укреплению системы регулирования на основе разработки и применения новых норм в соответствии с передовой практикой международных институтов. Демографические трудности и проблемы, возникшие в экономике в период глобального кризиса, усиливают значимость для Великобритании прежде всего таких ключевых рисков, как крах системообразующих финансовых институтов, хронические бюджетные дисбалансы и дисбалансы рынка труда.

Геополитические риски

Позиция Великобритании относительно сбоев глобального управления выражается в поддержке страной реформы Совета Безопасности ООН. Великобритания считает необходимым расширение Совбеза и включение в число его постоянных членов Германии, Японии, Бразилии и Индии с одновременным пропорциональным увеличением числа непостоянных членов. Расширение, согласно позиции Великобритании, должно идти постепенно, не снижая эффективности деятельности Совета Безопасности [59].

Великобритания придерживается принципов мирного урегулирования конфликтов, однако только в том случае, если они не угрожают национальным интересам и безопасности страны.

Сирия

Власти Великобритании вместе с партнерами по Европейскому союзу поддерживают дипломатическое и экономическое давление на правящий сирийский режим с целью прекращения насилия в стране [22]. Кроме того, британские власти оказывают сирийской оппозиции финансовую помощь в форме так называемых «нелетальных средств»: средств связи, медикаментов, средств индивидуальной защиты. В настоящий момент сумма помощи превышает 30 млн фунтов стерлингов [60].

Ливия

Великобритания поддерживала действия повстанцев по свержению режима Му-аммара Каддафи. Смена власти в Ливии рассматривается как начало нового этапа британско-ливийских отношений [32].

Палестино-израильский конфликт

Британские власти поддерживают сосуществование на Ближнем Востоке независимых государств — Палестины и Израиля — с единой столицей в Иерусалиме. Продолжение конфликта рассматривается как серьезная угроза национальным интересам Великобритании [34]. До 2015 г. власти Великобритании планируют ежегодно выделять палестинским территориям помощь в сумме 86 млн фунтов [43].

Иран

Британское правительство рассматривает политическое и экономическое давление в качестве единственного приемлемого инструмента решения иранской проблемы. Великобритания подтверждает право Ирана на мирное использование атомной энергии и готова поддержать отмену санкций и предоставление льгот Ирану в случае подтверждения отказа от разработки ядерного оружия [5].

КНДР

Великобритания заявляет о поддержке позиций ООН и ЕС по Северной Корее, а также активно применяет национальное законодательство, предусматривающее замораживание банковских активов, имеющих отношение к правящему северокорейскому режиму [31].

Кроме того, одним из эффективных методов сдерживания региональных конфликтов власти Великобритании считают всесторонний контроль за рынком вооружений. В Великобритании предусмотрено обязательное лицензирование всех контрактов на экспорт вооружений [3].

Коррупция рассматривается Великобританией как с точки зрения внутренней безопасности, так и в качестве глобальной проблемы. Великобритания ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенцию ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок. Ведомство, имеющее название Serious Fraud Office (SFO)1, инициировало разработку Акта о взяточничестве, принятого в 2010 г. (The Bribery Act) [4]. Новый закон дает более четкую систему классификации преступлений, связанных с подкупом, вводит в практику понятие подкупа иностранного официального лица, а также предусматривает ответственность со стороны коммерческих организаций за непринятие мер по предотвращению дачи взятки от их лица [9]. В феврале 2012 г. в Великобритании состоялась первая встреча Рабочей группы «Группы двадцати» по противодействию коррупции, на которой обсуждались вопросы эффективного применения Конвенции ООН против коррупции, а также методы возвращения похищенных активов [61].

Борьба с организованной преступностью является одним из важнейших приоритетов политики британских властей в области обеспечения безопасности. В июле 2011 г. была опубликована новая стратегия «От локального к глобальному: снижение риска организованной преступности» ("Local to global: reducing the risk from organised crime"). Документ предусматривает укрепление взаимодействия правоохранительных органов Великобритании в сфере борьбы с организованной преступностью, развитие сотрудничества с аналогичными органами других стран, а также ужесточение наказаний за

1 Who we are // The Serious Fraud Office. URL: http://wwwsfo.gov.uk/about-us/who-we-are.aspx (date of access: 26.10.2012).

организованную преступную деятельность. Кроме того, стратегия предполагает создание в 2013 г. нового ведомства — Национального агентства по борьбе с преступностью (National Crime Agency, NCA) и внедрение новой прозрачной системы индикаторов для усиления подотчетности правоохранительных структур [44].

Великобритания как ядерная держава полностью поддерживает международные договоренности по нераспространению оружия массового уничтожения. Страна ратифицировала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) [40] и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Департамент по вопросам энергетики и изменения климата (Department of Energy and Climate Change, DECC) следит за исполнением этих договоров, представляет интересы Великобритании в соответствующих международных организациях, а также оказывает содействие другим странам в решении вопросов нераспространения [38]. Кроме того, власти Великобритании поддерживают усилия по прекращению разработок ОМУ в Иране и КНДР и призывают создать в мире несколько зон, свободных от ядерного оружия, прежде всего на Ближнем Востоке [39].

Таким образом, позиция властей Великобритании по рискам геополитического блока в основном обусловлена поддержкой внешнеполитического курса ближайшего союзника — США, прежде всего в отношении путей разрешения международных конфликтов. В то же время приоритетным остается учет национальных интересов страны, и во внешней политике Великобритания продолжает руководствоваться принципом «У Англии нет вечных союзников и постоянных врагов — вечны и постоянны ее интересы». Большое внимание в рамках геополитического кластера также уделяется решению таких проблем, как организованная преступность и коррупция, причем как внутри страны, так и на глобальном уровне.

Природные риски

Власти Великобритании успешно проводят политику адаптации к изменению климата и загрязнению окружающей среды. Великобритания приняла на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов и активно содействует продвижению этих принципов на глобальном уровне. Долгосрочная цель — снижение выбросов на 80% к 2050 г. по сравнению с 1990 г. Целевые показатели и подробный перечень мер по их достижению содержится в документе "The Carbon Plan" [57], опубликованном в декабре 2011 г. [7]. В то же время компаниям, работающим в энергоемких отраслях, с целью поддержания экономического роста предоставляется возможность ограниченного сокращения выбросов (до 3 раз меньше, чем в аналогичных компаниях, работающих в других отраслях) [8]. На международном уровне власти Великобритании стремятся к выработке общих подходов к вопросам изменения климата в рамках ЕС, «Группы восьми» и Рамочной конвенции ООН по изменению климата [45].

Относительно риска экстремальных погодных явлений первоочередное значение уделяется прогнозированию экстремальных осадков, которые могут приводить к наводнениям. Прогнозирование осуществляется национальной метеорологической службой. Предусмотрен механизм общенационального оповещения о надвигающихся осадках, предусматривающий также подготовку средств для ликвидации возможных последствий и взаимодействие со СМИ [51].

Политика Великобритании в отношении риска некачественного управления водными и земельными ресурсами изложена в нескольких стратегических документах. Директива по водным ресурсам (The Water Framework Directive (WFD)) — документ,

принятый на уровне ЕС в 2000 г., предусматривает укрепление системы защиты водных ресурсов на основе устранения противоречий в законодательстве, справедливого ценообразования на воду и усиления информированности людей о проблемах загрязнения и истощения водных ресурсов [68]. Другой документ национального уровня — "White Paper — Water for Life", опубликованный в декабре 2011 г., содержит ряд конкретных решений по улучшению ситуации с водными ресурсами: создание новых экономных систем орошения почв; пересмотр тарифной политики для населения и предприятий; совершенствование систем водоотвода для снижения загрязненности воды [69]. В отношении управления земельными ресурсами основополагающим документом является схема Environmental Sterwardship — часть Программы сельского развития, принятой в 2007 г. и рассчитанной на период до 2013 г. Основное ее новшество в сравнении с предыдущими аналогичными документами состоит во введении системы выплат от государства фермерам и землевладельцам за эффективное пользование своей землей [18].

Развитие энергоэффективности в Великобритании связывается в первую очередь с помощью гражданам по снижению счетов за оплату электроэнергии. Граждане страны, прежде всего малообеспеченные, имеют право на получение субсидий от правительства, местных властей или поставщиков энергии на использование энергосберегающих технологий в своих домах [16]. Согласно заявлениям властей, на национальную программу энергоэффективности жилого сектора будет тратиться 1,3 млрд фунтов ежегодно, из них 540 млн будет выделяться на такие субсидии [13]. Все сдаваемое или продаваемое жилье в Великобритании должно в обязательном порядке иметь сертификаты, в которых отмечены показатели энергопотребления и даны рекомендации по экономии энергии [17]. Также власти Великобритании уделяют внимание вопросу повышения энергоэффективности предприятий. В 2009 г. правительство страны опубликовало Стратегию сбережения тепловой и электрической энергии (Heat and Energy Saving Strategy). Реализация стратегии направлена на достижение цели снижения выбросов углекислого газа к 2050 г. на 80% по сравнению с уровнем 1990 г., главным образом на основе использования энергоэффективных технологий в промышленности и сельском хозяйстве [25].

Неуправляемая урбанизация рассматривается как проблема развивающихся стран, которым Великобритания оказывает помощь. Грамотное управление развитием городов, согласно позициям правительства Великобритании, является одним из инструментов достижения ЦРТ. Ресурсный центр технологий, инфраструктуры и городского планирования (Technology, Infrastructure and Urban Planning Resource Center, TI-UP) при Департаменте международного развития занимается изучением вопросов развития городов в развивающихся странах: планированием и финансированием развития городов; защитой окружающей среды; улучшением жизни обитателей трущоб; ведением статистики; экономическим развитием городов. При содействии Центра реализовано несколько проектов по планированию развития урбанизированных территорий в бедных регионах мира [64]. Для самой Великобритании неуправляемая урбанизация не является приоритетной проблемой, так как в стране наблюдается тенденция ускоренного роста сельского населения, его темпы в 2001—2009 гг. на 10% превышали темпы роста населения городов [50].

Таким образом, власти Великобритании, осознавая актуальность для страны природных рисков, проводят активную и весьма успешную политику по сохранению окружающей среды. Великобритания поддерживает международные договоренности в данной сфере и оказывает серьезную помощь развивающимся странам в решении проблем, связанных с изменением климата.

Технологические риски

Решение проблем уязвимости информационных систем, инфраструктуры и сетей входит в число приоритетов политики властей Великобритании. В стране действует Центр защиты национальной инфраструктуры (Centre for the Protection of National Infrastructure, CPNI), обеспечивающий экспертную поддержку по вопросам снижения уязвимости важнейших элементов национальной инфраструктуры перед различными угрозами, включая терроризм, в том числе во время проведения Олимпийских игр в Лондоне2. Основное внимание в рамках данного приоритета уделяется информационной безопасности. 25 ноября 2011 г. была опубликована новая государственная Стратегия кибербезопасности. Документ предусматривает совершенствование законодательства по киберпреступности; подготовку профессионалов в области защиты данных; развитие рынка и экспортных возможностей для товаров, связанных с обеспечением кибербезопасности; повышение информированности граждан в вопросах защиты информации и международное сотрудничество в данной сфере [11]. Ведется сотрудничество по вопросам информационной безопасности с другими странами, прежде всего с США. В 2011 г. Великобритания присоединилась к Будапештской конвенции по кибербезопасности и призывает другие государства также подписать этот документ [65].

Как ядерная держава Великобритания уделяет большое внимание вопросам ядерной безопасности. Одним из приоритетов в этой сфере для Великобритании является защита ядерных объектов от террористической угрозы. Департамент по вопросам энергетики и изменения климата (DECC) участвует в выработке единых международных стандартов обеспечения безопасности гражданских ядерных объектов [42]. Внимание также уделяется защите работников атомных производств. С 1999 г. введены нормы воздействия радиации на сотрудников АЭС, здоровье которых регулярно проверяется соответствующими службами [41]. В 1996 г. Великобритания ратифицировала Конвенцию по ядерной безопасности, в соответствии с которой один раз в три года предоставляет подробный отчет о мерах по развитию безопасности ядерных объектов [28].

Что касается риска природных катастроф, то основное внимание Великобритания уделяет защите от стихийных бедствий, минимизации их последствий внутри страны и использованию накопленного опыта для помощи развивающимся странам. Для защиты населения развивающихся стран от последствий природных катастроф Департамент международного развития предлагает следующие меры: использование мобильных и спутниковых технологий для наблюдения за перемещением людей и доставки помощи; использование социальных сетей для контакта с пострадавшими и координации деятельности по оказанию помощи; инструктаж населения по действиям в экстремальных ситуациях [15]. Для координации действий бизнеса и НКО в области помощи бедным странам при стихийных бедствиях власти Великобритании намереваются создать специальную сеть [63], включающую более 30 крупных компаний и благотворительных фондов, способных оказать помощь пострадавшим от стихийных бедствий в любом регионе мира в течение 72 часов [2].

Важнейшая проблема в развитии британской инфраструктуры — недостаток финансирования. Она решается властями в основном с помощью фискальных инструментов. С 2010 г. осуществляется внедрение в налоговую систему нового сбора, который взимается местными властями и должен расходоваться на финансирование транспорта, строительство школ, больниц, мест массового отдыха и прочих объектов

2 About the Centre for the Protection of National Infrastructure // Centre for the Protection of National Infrastructure. URL: http://www.cpni.gov.uk/about/ (date of access: 26.10.2012).

социальной инфраструктуры. По итогам финансового года власти обязаны предоставлять отчет о направлениях расходования средств [10]. В Великобритании на регулярной основе публикуется Национальный план развития инфраструктуры, содержащий приоритетные направления развития сектора в будущем. Последний подобный план, опубликованный в 2011 г., включает в себя ряд конкретных проектов, в том числе строительство и ремонт дорог стоимостью более 1 млрд фунтов стерлингов; развитие сетей общественного транспорта, на которое планируется потратить 170 млн фунтов; а также объединение 10 крупнейших городов страны высокоскоростным широкополосным и мобильным Интернетом [35]. Кроме того, Великобритания налаживает партнерство на международном уровне с целью привлечения инвесторов к осуществлению инфраструктурных проектов в развивающихся странах и входит в ряд организаций, действующих в данной области, в частности, в Группу по содействию развитию инфраструктуры (Private Infrastructure Development Group, PIDG) [47].

Таким образом, наличие в стране объектов ядерной энергетики, необходимость развития инфраструктуры для обеспечения экономического роста и угрозы киберпре-ступности и терроризма определяют высокую степень важности рисков технологического кластера для Великобритании.

Социальные риски

Рост населения не является значимой проблемой для Великобритании. В 2010 г. население страны составляло 62,3 млн человек и продолжает расти умеренными темпами: на 300—400 тыс. человек в год, в основном благодаря миграции [30].

Старение населения — актуальная проблема для Великобритании. Основная цель государственной политики в этой области — снижение нагрузки на экономику за счет повышения занятости среди пожилых людей. Политика Великобритании в отношении пожилого населения определяется стратегией "Building a society for all ages". Важнейшие пункты этой стратегии предусматривают разъяснительную работу среди граждан о пенсионном планировании; внедрение пенсионных пластиковых карт, заменяющих большое количество документов в бумажной форме; проекты развития компьютерной грамотности для пожилых людей; создание специального экспертного форума по вопросам старения для консультирования государственных ведомств; лишение работодателей права увольнять работников по достижении ими 65 лет [37]. На фоне роста продолжительности жизни граждан страны правительство Великобритании рассматривает возможность постепенного повышения пенсионного возраста с 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно до 68 лет к 2042—2044 гг. [6]

Власти Великобритании принимают меры, направленные на предупреждение возможной нехватки водных ресурсов в стране. Основным документом в этой области является Экспертный доклад «Вода для жизни» (White Paper — Water for Life), опубликованный в декабре 2011 г. Главными направлениями реформ в области защиты водных ресурсов, согласно этому документу, являются: государственная поддержка создания современных систем орошения почв; проведение работы с потребителями и поставщиками услуг водоснабжения по повышению осведомленности о взаимосвязи между использованием воды и стабильностью экосистем; введение законодательного запрета на чрезмерный забор воды из рек; повышение конкуренции в сфере услуг по водоснабжению [67].

Для управления миграцией Великобритания применяет так называемую систему баллов. Суть её состоит в привлечении в страну мигрантов только определенных кате-

горий, при этом в зависимости от различных характеристик мигрантам начисляются баллы и лишь при достижении установленной суммы баллов дается право на въезд и работу или профессиональное обучение в Великобритании. В рамках данной схемы в страну привлекаются следующие категории мигрантов: высококвалифицированные специалисты для повышения эффективности британской экономики; квалифицированные рабочие для восполнения нехватки рабочей силы; ограниченное число низкоквалифицированной рабочей силы; студенты; временные рабочие [1]. С целью повышения профессиональных качеств мигрантов и сокращения их общего количества обсуждается необходимость совершенствования существующей системы в плане ее ужесточения и усиления контроля за процессом начисления баллов [12]. Ожидается, что в будущем система будет направлена прежде всего на пресечение проникновения в страну незаконных мигрантов и привлечение в первую очередь менеджеров высшего звена, предпринимателей, высококвалифицированных работников инженерных специальностей, ведущих ученых и представителей искусства [33].

Таким образом, риски социального блока для Великобритании имеют высокую степень значимости, поскольку напрямую влияют на экономическую ситуацию в стране. Правительство Великобритании уделяет большое внимание привлечению квалифицированных мигрантов, востребованных на рынке труда. Другие меры в отношении проблем миграции и старения населения в Великобритании также обусловлены интересами стабильного развития экономики.

Заключение

Исходя из изложенных выше позиций Великобритании в отношении глобальных рисков предстоящего десятилетия, можно сделать ряд выводов о возможных приоритетах страны в решении актуальных проблем глобального управления. Власти Великобритании заинтересованы в развитии и укреплении системы глобального финансового регулирования, прежде всего в отношении системных рисков. Еще одним важным приоритетом экономического блока для страны является борьба с фискальными дисбалансами. В рамках политической повестки дня Великобритания заинтересована в борьбе с организованной преступностью и терроризмом и занимает жесткую позицию в отношении политических режимов, представляющих потенциальную угрозу национальным интересам государства. Позиция британских властей по отношению к природным рискам свидетельствует о заинтересованности в продолжении политики адаптации к изменениям климата и развития энергоэффективности в глобальном масштабе. В технологической области основными приоритетами правительства Великобритании могут стать обеспечение безопасности ядерных объектов и развитие инфраструктуры. Наконец, в социальном кластере важнейшими приоритетами для британских властей являются разработка и реализация мер по решению проблем, связанных со старением населения, а также обеспечение притока в страну высококвалифицированной иностранной рабочей силы.

Очевидно, что приоритеты Великобритании в отношении глобальных рисков в основном согласуются с приоритетами деятельности основных институтов глобального управления, и прежде всего «Группы двадцати», что предопределяет заинтересованность и активное участие британских властей в ее деятельности.

Литература

1. A Points-Based System // UK Home Office. 03.2006. URL: http://www.official-documents.gov. uk/document/cm67/6741/6741.pdf (date of access: 26.10.2012).

2. Andrew Mitchell: Coping with Climate Change and Natural Disasters // UK Department for International Development. 17.04.2012. URL: http://www.dfid.gov.uk/News/Speeches-and-statements/2012/Andrew-Mitchell-Coping-with-climate-change-and-natural-disasters/ (date of access: 26.10.2012).

3. Arms Control // UK Department for International Development. 03.10.2011. URL: http:// www.dfid.gov.uk/what-we-do/key-issues/governance-and-conflict/arms-control/ (date of access: 26.10.2012).

4. Bribery Act 2010 // UK Legislation. 08.04.2010. URL: http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/2010/23/contents (date of access: 26.10.2012).

5. Britain's relations with Iran // Foreign & Commonwealth Office. 2012. URL: http://www.fco.gov. uk/en/global-issues/mena/017-iran/ (date of access: 26.10.2012).

6. Budget 2012 // HM Treasury. 21.03.2012. URL: http://cdn.hm-treasury.gov.uk/budget2012_com-plete.pdf (date of access: 26.10.2012).

7. Carbon Plan // UK Department of Energy and Climate Change. 12.2011. URL: http://www.decc. gov.uk/en/content/cms/tackling/carbon_plan/carbon_plan.aspx (date of access: 26.10.2012).

8. Climate Change Agreements // UK Department of Energy and Climate Change. 26.10.2012. URL: http://www.decc.gov.uk/en/content/cms/emissions/ccas/ccas.aspx (date of access: 26.10.2012).

9. Combating International Corruption // UK Department for Business Innovation and Skills. 2012. URL: http://www.bis.gov.uk/anticorruption (date of access: 26.10.2012).

10. Community Infrastructure Levy // UK Planning Portal. 2010. URL: https://www.planningportal. gov.uk/planning/applications/howtoapply/whattosubmit/cil (date of access: 26.10.2012).

11. Cyber Security Strategy // UK Cabinet Office. 25.11.2011. URL: http://www.cabinetoffice.gov. uk/resource-library/cyber-security-strategy (date of access: 26.10.2012).

12. Damian Green's Speech: The Real Immigration Question // UK Home Office. 07.09.2010. URL: http://www.homeoffice.gov.uk/media-centre/speeches/Damian-Green-real-immigration (date of access: 26.10.2012).

13. Deputy Prime Minister unveils more help for poorest under government home improvement scheme // UK Department of Energy and Climate Change. 11.04.2012 URL: http://www.decc.gov. uk/en/content/cms/news/dpm_eco/dpm_eco.aspx (date of access: 26.10.2012).

14. Deputy Prime Minister's Speech to MEDEF // Deputy PM Nick Clegg. 07.07.2011. URL: http://www.dpm.cabinetoffice.gov.uk/news/deputy-prime-minister-s-speech-medef (date of access: 26.10.2012).

15. Disasters: Top Technology to Save More Lives // UK Department for International Development. 10.04.2012. URL: http://www.dfid.gov.uk/News/Latest-news/2012/Disasters-top-technology-to-save-more-lives/ (date of access: 26.10.2012).

16. Energy Efficiency Grants // UK Direct Government. URL: http://www.direct.gov.uk/en/mon-eytaxandbenefits/benefitstaxcreditsandothersupport/on_a_low_income/dg_10018946 (date of access: 26.10.2012).

17. Energy Performance Certificates — What They Are // Direct Government. 22.10.2012. URL: http://www.direct.gov.uk/en/homeandcommunity/buyingandsellingyourhome/energyperform-ancecertificates/dg_177026 (date of access: 26.10.2012).

18. Environmental Stewardship // UK Department for Environment, Food and Rural Affairs. 22.10.2012. URL: http://www.defra.gov.uk/food-farm/land-manage/stewardship/ (date of access: 26.10.2012).

19. Financial Services Industry Generates 8.9% of UK GDP // Fundweb. 12.01.2012. http://www. fundweb.co.uk/uk/financial-services-industry-generates-89-of-uk-gdp/1044278.article (date of access: 26.10.2012).

20. Food Security // UK Department for International Development. 03.10.2012. URL: http://www. dfid.gov.uk/What-we-do/Key-Issues/Food-and-nutrition/Food-security/ (date of access: 26.10.2012).

21. Food 2030: the UK's National Food Strategy // UK Department for Environment, Food and Rural Affairs. 05.01.2010. URL: http://sd.defra.gov.uk/2010/01/food-2030/ (date of access: 26.10.2012).

22. Foreign Secretary Statement to Parliament on the Crisis in Syria // UK Foreign & Commonwealth Office. 11.06.2012. URL: http://www.fco.gov.uk/en/news/latest-news/?id=774337682&view=News (date of access: 26.10.2012).

23. FSA Finalises Far-reaching Overhaul of UK Liquidity Regulation // UK Financial Services Authority. 05.10.2009. URL: http://www.fsa.gov.uk/library/communication/pr/2009/132.shtml (date of access: 26.10.2012).

24. Government Sets out New Vision for Ending Child Poverty // UK Department for Education. 26.04.2012. URL: http://www.education.gov.uk/inthenews/inthenews/a0071184/government-sets-out-new-vision-for-ending-child-poverty (date of access: 26.10.2012).

25. Heat and Energy Saving Strategy Consultation // Department for Communities and Local Government. 12.02.2009. URL: http://www.communities.gov.uk/publications/planningandbuilding/ heatenergysavingstrategy (date of access: 26.10.2012).

26. HM Treasury's New Regulations // HM Treasury. 17.07.2012. URL: http://www.hm-treasury.gov. uk/about_new_regulations.htm (date of access: 26.10.2012).

27. International Food Prices // HM Treasury. URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/fin_euintl_ foodprices.htm (date of access: 26.10.2012).

28. International Nuclear Safety Policy // UK Department of Energy and Climate Change. 2011. URL: http://www.decc.gov.uk/en/content/cms/meeting_energy/nuclear/safety_and_sec/safety/in-ternational/international.aspx (date of access: 26.10.2012).

29. Joint Press Statement by the Chancellor of the Exchequer and the Indian Finance Minister // HM Treasury. 25.07.2011. URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/int_uk_india.htm (date of access: 26.10.2012).

30. Key Figures. Population // Office for National Statistics. 30.06.2011. URL: http://www.ons.gov. uk/ons/key-figures/index.html#Population and Migration (date of access: 26.10.2012).

31. Korea, DPR (North Korea) // UK Foreign & Commonwealth Office. 21.09.2010. URL: http:// www.fco.gov.uk/en/about-us/what-we-do/services-we-deliver/export-controls-sanctions/country-listing/korea (date of access: 26.10.2012).

32. Libya // UK Foreign & Commonwealth Office. 09.07.2012. URL: http://www.fco.gov.uk/en/ global-issues/mena/libya/ (date of access: 26.10.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Making Immigration Work for Britain // UK Home Office. 02.02.2012. URL: http://www.home-office.gov.uk/media-centre/speeches/making-immigration-work (date of access: 26.10.2012).

34. Middle East Peace Process// UK Foreign & Commonwealth Office. 2012. URL: http://www.fco. gov.uk/en/global-issues/mena/middle-east-peace-process1/ (date of access: 26.10.2012).

35. National Infrastructure Plan 2011 // HM Treasury. 29.11.2011. URL: http://www.hm-treasury. gov.uk/national_infrastructure_plan2011.htm (date of access: 26.10.2012).

36. New Research to Reduce Poverty //UK Department for International Development. 02.12.2011. URL: http://www.dfid.gov.uk/What-we-do/Research-and-evidence/news/research-news/2011/New-research-to-reduce-poverty/ (date of access: 26.10.2012).

37. New Strategy to Support Ageing Population // UK Direct Government. 11.03.2009. URL: http:// www.direct.gov.uk/en/Nl1/Newsroom/DG_179132 (date of access: 26.10.2012).

38. Non-proliferation // UK Department of Energy and Climate Change. URL: http://www.decc.gov. uk/en/content/cms/meeting_energy/en_security/nonprolif/nonprolif.aspx (date of access: 26.10.2012).

39. Non-proliferation // UK Foreign & Commonwealth Office. 2012. URL: http://www.fco.gov.uk/ en/global-issues/counter-proliferation/nuclear-2010/non-proliferation/ (date of access: 26.10.2012).

40. Nuclear Non-Proliferation Treaty // UK Department of Energy and Climate Change. 2011. URL: http://www.decc.gov.uk/en/content/cms/meeting_energy/en_security/nonprolif/nuclear_non_pr/ treaty/treaty.aspx (date of access: 26.10.2012).

41. Nuclear Safety: Regulation // UK Department of Energy and Climate Change. URL: http:// www.decc.gov.uk/en/content/cms/meeting_energy/nuclear/safety_and_sec/safety/regulation/regu-lation.aspx (date of access: 26.10.2012).

42. Nuclear Security // Department of Energy and Climate Change. URL: http://www.decc.gov. uk/en/content/cms/meeting_energy/nuclear/safety_and_sec/security/security.aspx (date of access: 26.10.2012).

43. Occupied Palestinian Territories // UK Department for International Development. 05.04.2012. URL: http://www.dfid.gov.uk/where-we-work/middle-east--north-africa/opt/ (date of access: 26.10.2012).

44. Organised Crime Strategy // UK Home Office. 16.08.2011. URL: http://www.homeoffice.gov.uk/ crime/organised-crime-strategy/ (date of access: 26.10.2012).

45. Our International Work on Climate Change // UK Department of Energy and Climate Change. 2012. URL: http://www.decc.gov.uk/en/content/cms/tackling/international/international.aspx (date of access: 26.10.2012).

46. PM Highlights Untold Story of Reducing Poverty // National Archives. 27.02.2007. URL: http:// webarchive.nationalarchives.gov.uk/20070305103412/number10.gov.uk/page11106 (date of access: 26.10.2012).

47. Private Infrastructure Development Group (PIDG) // UK Department for International Development. 03.10.2011. URL: http://www.dfid.gov.uk/work-with-us/funding-opportunities/business/pri-vate-infrastructure-development-group/ (date of access: 26.10.2012).

48. Reforming International Institutions // British Embassy Rome. 27.08.2009. URL: http://ukini-taly.fco.gov.uk/en/news/?view=News&id=20773925 (date of access: 26.10.2012).

49. Regulatory Reform — Background // UK Financial Services Authority. 2010. URL: http://www. fsa.gov.uk/about/what/reg_reform/background (date of access: 26.10.2012).

50. Rural Economy Growth Review // UK Department for Environment, Food and Rural Affairs. 29.11.2011. URL: http://www.defra.gov.uk/statistics/rural/the-rural-economy/regr/ (date of access: 26.10.2012).

51. Services — Extreme Rainfall Alert (ERA) Service // Flood Forecasting Centre. URL: http://www. ffc-environment-agency.metoffice.gov.uk/services/era.html (date of access: 26.10.2012).

52. Social Exclusion Task Force // National Archives. 23.03.2010. URL: http://webarchive.nation-alarchives.gov.uk/+/http://www.cabinetoffice.gov.uk/social_exclusion_task_force.aspx (date of access: 26.10.2012).

53. Speech by the Chancellor of the Exchequer, Rt Hon George Osborne MP, to the Asia Financial Forum, Hong Kong // HM Treasury. 16.01.2012. URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/speech_ chx_160112.htm (date of access: 26.10.2012).

54. Statement by the Financial Secretary to the Treasury, Mark Hoban MP, on regulatory and banking reform // HM Treasury. 16.06.2011. URL: http://www.hm-treasury.gov.uk/statement_fst_160611.htm (date of access: 26.10.2012).

55. Successful Regulatory Reform // UK Financial Services Authority. 28.09.2010. URL: http://www. fsa.gov.uk/library/communication/speeches/2010/0928_att.shtml (date of access: 26.10.2012).

56. The Bank of England, Prudential Regulation Authority. Bank of England and FSA // UK Financial Services Authority. 05.2011. URL: http://www.fsa.gov.uk/pubs/speeches/boe_pra.pdf (date of access: 26.10.2012).

57. The Carbon Plan // UK Department of Energy and Climate Change. 01.12.2011. URL: http:// wwwdecc.gov.uk/media/viewfile.ashx?filetype=4&filepath=11/tackling-climate-change/carbon-plan/3702-the-carbon-plan-delivering-our-low-carbon-future.pdf&minwidth=true (date of access: 26.10.2012).

58. The Child Poverty Act // UK Legislation. 2010. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/9Z pdfs/ukpga_20100009_en.pdf (date of access: 26.10.2012).

59. The United Kingdom is Committed to Reforming the Security Council // UK Mission to the UN. 26.01.2012. URL: http://ukun.fco.gov.uk/en/news/?view=PressS&id=721692882 (date of access: 26.10.2012).

60. UK Gives Another £5 Million to Syrian Opposition // Technorati Politics. 11.08.2012. URL: http://technorati.com/politics/article/uk-gives-another-5-million-to/ (date of access: 26.10.2012).

61. UK hosts G20 Anti-Corruption Group // UK Justice portal. 29.02.2012 URL: http://www.jus-tice.gov.uk/news/features/uk-hosts-g20-anti-corruption-group (date of access: 26.10.2012).

62. UK National Debt // Economics Blog. 22.10.2012. URL: http://www.economicshelp.org/ blog/334/uk-economy/uk-national-debt/ (date of access: 26.10.2012).

63. UK's New Rapid Response Network will Activate "within Hours" of a Natural Disaster // UK Department for International Development. 07.03.2012. URL: http://www.dfid.gov.uk/Documents/pub-lications1/press-releases/UK%E2%80%99s%20new%20rapid%20response%20network%20will%20 activate%20within%20hours%20of%20a%20natural%20disaster.pdf (date of access: 26.10.2012).

64. Urban Governance, Planning and Finance // TI-UP Resource Centre. Department for International Development. URL: http://ti-up.dfid.gov.uk/sectors.asp?step=4&contentID=56 (date of access: 26.10.2012).

65. US and UK Cooperation on Cyberspace // Foreign & Commonwealth Office. 05.2011. URL: http://www.fco.gov.uk/en/global-issues/us-uk-relations/cyber-security/ (date of access: 26.10.2012).

66. What are the Benefits of a Longer-term Commitment? // Government Procurement Service. 07.2011. URL: http://www.buyingsolutions.gov.uk/categories/Utilities/junezine/benefits/ (date of access: 26.10.2012).

67. Water for Life: a New Approach to Water Management // Department for Environment, Food and Rural Affairs. 09.01.2012. URL: http://sd.defra.gov.uk/2012/01/water-for-life-white-paper-sets-out-new-approach-to-water-management/ (date of access: 26.10.2012).

68. Water Framework Directive // EUR-Lex. 22.12.2003. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriS-erv/LexUriServ.do?uri=CELEX:32000L0060:EN:N0T (date of access: 26.10.2012).

69. Water White Paper // HM Government. 12.2011. URL: http://www.official-documents.gov.uk/ document/cm82/8230/8230.pdf (date of access: 26.10.2012).

70. Grayling: Government will Continue Focus on Growth to Tackle Unemployment // Department for Work and Pensions. 17.08.2011. URL: http://www.dwp.gov.uk/newsroom/press-releases/2011/ aug-2011/dwp098-11.shtml (date of access: 26.10.2012).

71. Convergence Programme for the United Kingdom // HM Treasury. 04.2012. URL: http://www. hm-treasury.gov.uk/d/convergence_programme_201112.pdf (date of access: 26.10.2012).

72. £1billion Package to Tackle Youth Unemployment // Department for Work and Pensions. 25.11.2011. URL: http://www.dwp.gov.uk/newsroom/press-releases/2011/nov-2011/dwp132-11. shtml (date of access: 26.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.