Членство Бразилии в ООН, на примере СБ ООН Brazil's membership in the UN on the example of the UN Security Council
Николаев Юрий Викторович
магистрант 1 курса УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Россия, Екатеринбург yura_nik-95@mail. ru
Nikolaev Yuri
master 1st grade UrFU named after the First President of Russia B.N. Yeltsin Russia, Ekaterinburg. yura_nik-95@mail. ru
Аннотация.
Изучение феномена деятельности Бразилии в ООН - весьма показательный пример, так как данное государство набирает силу на мировой арене и претендует на ту же роль, что и государства-основатели Организации. В результате, членство Бразилии в данной структуре демонстрирует желание влиять на всевозможные планетарные изменения политического, экономического, социального плана, проявляющиеся в процессе глобализации. Иначе говоря, занимая твёрдую позицию в обсуждении многих вопросов современности, государство заявляет о готовности принять весь груз ответственности за решение обсуждаемых проблем.
Annotation.
The study of such a phenomenon such as the activity of Brazil in the UN is a very interesting one, as the country is gaining momentum on the world stage and vying for the same role as the States-founders of the Organization. However, the result appears to be different as Brazil appears to demonstrate a desire to influence various aspects which are manifested in the process of globalization. In other words, Brazil occupies a firm position in the discussion of many issues, and also declares readiness to take the entire burden of responsibility for the solution of the discussed problems.
Ключевые слова: международный, Бразилия, ООН, СБ ООН, участие, гуманитарный, безопасность.
Key words: international, Brazil, UN, UNSC, participation, humanitarian, security.
На конференции 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско был подписан Устав ООН, учреждённый пятьюдесятью государствами, среди которых была и Бразилия [1]. Бразилия принимает активное участие в работе органов и специализированных учреждений ООН. В данной статье затрагивается позиция государства в главном органе -Совете Безопасности ООН (далее - СБ ООН).
При создании СБ ООН, государства-основатели пришли к пониманию необходимости решения задачи: установить контроль за миром на планете и не содействовать в развязывании конфликтов и столкновений мировых игроков.
Согласно Уставу, СБ ООН несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или актов агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путём, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В отдельных случаях СБ ООН может прибегать к санкциям или даже санкционировать использование силы, чтобы поддержать или восстановить мир и безопасность [2].
В настоящее время страна не входит в состав СБ ООН [3]. Можно отметить, что в случае реформирования Совета, Бразилия является кандидатом на вхождение в него на правах постоянного члена с правом вето. На данный момент Федеративная Республика Бразилия активно указывает постоянным членам СБ ООН на своё желание быть наравне с ними и получить этот статус. Здесь стоит выделить, что многие страны озабочены тем, что в данном органе неравномерное присутствие государств по географическому принципу [4] и одни части света имеют больше голосов, другие меньше. Страны определены по географическому принципу и большинство считают, что важно расширить
состав и увеличить количество постоянных членов.
После озвучивания в 2005 г. доклада «При большей свободе» [5] генерального секретаря ООН Кофи Аннана, что структуру главного органа надо изменять для более слаженной работы, появились претенденты на места постоянных членов. Сложилось название объединения, которое до нынешних времён часто встречается при любом упоминании об ООН - в4. В данное объединение входят Япония, Германия, Индия и Бразилия. Каждая страна указала на особые аспекты, которые позволяют ей занять место с правом вето. Так, Бразилия сделала упор на том, что она самая большая страна Латинской Америки. Важно заметить, что на данный момент только 2 страны могут представлять данный регион в СБ ООН, с января 2017 года - это Уругвай и Боливия. Министр иностранных дел Бразилии С. Аморим на открытии 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил: «Совет должен быть реформирован, чтобы в нём могли принимать участие и развивающиеся страны. Нельзя обсуждать за закрытыми дверями темы, представляющие интерес для всех» [6]. Аморим ратовал о реформировании и других органов, связанных с ООН, таких как в20 (как Организация, так и неформальный клуб в20 объединены мыслью о стабильном будущем, развивающихся экономик мира, через обоюдный диалог, на чём зиждятся оба формата), которая объединяет крупнейшие экономики мира и отдельные развивающиеся государства. Бразильский министр отмечал целесообразность участия хоть одной африканской страны для легитимного представительства при подписании договорённостей и принятии мер.
Страны, претендующие на постоянное членство в СБ, заявляют о том, что важны новые методы рассмотрения мировых проблем и для этого требуются новые участники, обладающие правом вето, считают, что, помимо этого, следует расширить число непостоянных членов - в общей сложности увеличить Совет до 25 делегатов от различных стран мира.
Говоря о расширении СБ, некоторые утверждают, что это необходимо для независимого вовлечения в работу и принятия резолюций. Первостепенную важность Россия акцентирует на Бразилии, заявляя о том, что хочет видеть своих партнёров по БРИКС в качестве постоянных представителей, но тут же делает оговорку, что затрагивать вопросы по постоянным представителям в СБ пока не стоит, к тому же на данный момент расширение состава СБ не очень правдоподобно, в связи с тем, что многие страны против данной реформы, и необдуманные изменения могут привести к хаосу и упадку роли Совбеза.
Говоря об адаптации деятельности ООН к современным международным событиям, Бразилия отталкивается от нежелательности свёртывания реформ в деятельности Организации, особенно в русле социально-экономического развития. Являясь одним из крупнейших вкладчиков в бюджет ООН, страна ставит вопрос о сути оптимизации её деятельности и уменьшении расходов.
В Бразилиа полагают, что при избрании новых постоянных членов Совета важно использовать глобальные критерии, а не идею регионального представительства. Страна неоднократно была непостоянным членом и в общей сложности 20 лет присутствовала за столом СБ ООН. Бразилия пользуется большой поддержкой в странах Латинской Америки и португалоговорящих государствах. За период президентства Лулы да Силва страна становилась два раза членом Совбеза. Руководство при да Силве, проведя масштабные внутри-социальные реформы, стремилось, к тому же, к увеличению престижа своей страны на мировой арене. Помимо этого, членство в СБ ООН даёт право осуществлять чрезвычайные полномочия и действовать во благо мира на Земле. Бразилия, как и многие другие, заручается поддержкой остальных государств, чтобы получить важное в СБ место. Здесь она опирается на мнение России, как подчёркивалось ранее, латиноамериканскую страну поддерживает и постоянный член Франция. Бывший президент Н. Саркози отстаивал право Бразилии на вступление в Совет на постоянной основе [7].
Присутствие Бразилии в качестве постоянного члена СБ ООН даст толчок для обсуждения ядерной безопасности, особенно проблемы Ирана в связи с тесными контактами руководства Бразилии и бывшего президента Ирана М. Ахмадинежада. Государство выступает за поиск универсальных механизмов и мер по нераспространению ОМУ, помимо этого, призывает государства-члены ООН проводить мониторинг и следить за передвижением и
208
Вопросы студенческой науки Выпуск № 16, декабрь 2017
появлением новых видов оружия, пресекать поставки негосударственным субъектам и проводить чрезвычайные мероприятия по ликвидации данных типов вооружений.
Бразилия также подчёркивает важность миротворческих миссий ООН по поддержанию мира, основываясь на важности этого инструмента урегулирования конфликтов. Она активно участвует в миротворческих миссиях на Гаити, где размещено почти 1500 солдат. Во время землетрясения 2004 г. погиб 21 бразилец - это самые крупные потери бразильских войск за границей со времен Второй мировой войны. Бразилия сделала пожертвование в размере 19 млн долл. США в ООН, направила 205 млн долл. помощи Гаити и пообещала доставить к месту катастрофы свыше 1300 спасателей. В 2011 г. Бразилия впервые возглавила миссию ООН по стабилизации ситуации в Гаити [8].
Основываясь на законности недопущения распространения ОМУ, Бразилия выделяет из многих проблем наиболее острую - международный терроризм. Страна призывает к более тесному взаимодействию по борьбе со всеми формами терроризма и указывает на важность существования Контртеррористического комитета СБ ООН и членство в Группе контртеррористических действий, которую учредил саммит G8 в 2004 году [9].
С момента образования ООН, Бразилия участвовала в миссиях, санкционированных СБ в разных уголках мира. С 1948 г. было осуществлено порядка 30 операций по поддержанию мира и безопасности. Бразилия участвовала в миссии на Синайском полуострове, являлась наблюдателем во время гражданских войн в различных странах Африки, Латинской Америке, также принимала участие на Кипре, урегулировании южно-азиатских конфликтов (отделение Восточного Тимора от Индонезии). Контингент страны находится в составе миротворческих войск в Африке: в Либерии и Гвинее-Бисау (прежней португальской колонии), в 2011 г. 51 человек (эксперты, военные специалисты) участвовали в 7 миротворческих операциях ООН в Западной Сахаре и в Кот-д'Ивуаре [10, 11].
Бразилия в своей политике содействия ООН выдвинула идею - «Сторонники посредничества», в которой характеризуется, что использование контингента должно нести мало насилия местному населению, попадающему порой в унизительные условия существования со стороны миротворцев, более того, в период применения силы, меры должны быть законными и ограниченными поставленными целями, отмеченными резолюциями СБ [12].
Миротворчество не обходится без значительных расходов на обучение сотрудников, обслуживание воинского контингента, материально-технического оборудования. В 2005 - 2010 гг. данная статья расходов превысила 322 млн долл., что составляет приблизительно 40% от средств, выделяемых страной на содействие развитию. Основной объём этих расходов пришёлся на Гаити [13].
Страна высказывается по важным конфликтным ситуациям нынешнего тысячелетия и вносит вклад в решение длительных и острых вопросов. Упоминая палестино-израильский конфликт, Федеративная Республика Бразилия заявляет о приемлемости границ 1967 г. и идеи: «два государства - две столицы» [14].
Рассматривая Сирию в русле гражданской войны, руководитель Международной комиссии по Сирии, бразилец П. Пинейро отмечает, что «вмешательство внутрь государства вооружённых сил иных держав приведёт к катастрофическим последствиям для данного государства». В 2014 г. на переговорах Путина и Руссеф, последняя отметила, что её государство поддерживает позицию России по Сирии, а также на пространстве Ближнего Востока, заявляя о сохранении диалога в целях поддержания стабильности международной системы, соблюдения международного права при рассмотрении региональных проблем [15].
Стоит упомянуть, что в процессе развития превентивной дипломатии, в 2005 г. в Рио-де-Жанейро стал работать Центр по подготовке миротворцев. С того момента немалое количество добровольцев прошли обучение и многие остались служить в военных структурах. Государство использует их опыт и навыки не только за пределами страны, но и внутри с целью решения криминогенных проблем, особенно в бедных районах страны. Бразилия в своё время уделила внимание теме безопасности и развития, где приняли участие большинство государств планеты. После конфликта в Уганде и Руанде в последние десятилетия прошлого века был подписан протокол, содержащий рекомендации Совбезу, в отношении источников конфликтов в Африке. После этого последовало заявление в 2012 г. Генерального секретаря ООН «Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и
209
устойчивого развития в Африке» [16]. Данный документ стал первым шагом в вопросе решения связанных между собой понятий мира, безопасности и развития.
В ходе председательствования Бразилии в СБ в 2011 г., ей был подготовлен доклад, в котором отмечалась зависимость безопасности и развития. Более того, Совет призвал к тесному взаимодействию в рамках Организации с региональными, субрегиональными и иными структурами, дабы сотрудничать в урегулировании проблемных моментов, согласно Уставу ООН. Правительство Бразилии уделяло внимание гуманитарному кризису в Сирии, проблемам химического оружия на данной территории, палестино-израильскому конфликту, ставила вопрос об увеличении роли женщин в урегулировании конфликта и постконфликтном развитии, отметила необходимость более тесного взаимодействия с местным населением [17].
Бразилия занимает важную позицию в решении мирного выхода из имеющихся недопониманий и кризисов. Страна акцентирует внимание на зависимости между сохранением мира, безопасностью и устойчивым развитием, активно вовлечена в формирование многополюсной системы международных отношений и демократического мироустройства.
Бразилия - крупнейшая страна Латинской Америки по территории, численности населения и уровню ВВП. В наши дни она занимает 11 позицию среди стран по военному бюджету и имеет многочисленные вооружённые силы (18 место). Стремление Федеративной Республики Бразилия занять место постоянного члена в СБ ООН очевидно и её правительство делает многое для достижения поставленной цели, чтобы реформировать и организовать новый орган, отвечающий интересам нынешней эпохи, учитывая мнение разных регионов мира.
Серьёзное участие Бразилии в модернизации СБ и готовность повысить свой статус на международной арене диктует необходимость формулирования государством чёткой позиции по ключевым проблемам международного сотрудничества.
Страна активно вовлечена в процессы миротворчества, гуманитарные миссии, указывает на важность её членства, как постоянного представителя в СБ ООН, проводит стабильный курс в рассмотрении проблем мирного атома на территории Латинской Америки и Карибского бассейна, а также в регионах, подвергнутых исламскому экстремизму, важное значение уделяет качеству здоровья людей.
Роль данного актора в международных отношениях при ООН стоит рассматривать в перспективе на будущее, так как Бразилия в третьем тысячелетии раскрыла свой потенциал и сделала акцент на важности присутствия своих кадров в каких-либо организациях, делая оговорку на широких возможностях и превосходстве по разным критериям в политике, экономике, географии и военном потенциале.
Список используемой литературы:
1. Ministry of Foreign Relations of Brazil. URL: https://web.archive.org/web/20070927011848/.
2. Функции и полномочия // Организация Объединённых Наций. Совет Безопасности. URL: http://www.un.org/ru/sc/about/functions.shtml.
3. Члены Совета Безопасности // Организация Объединённых Нация. Совет Безопасности. URL: http://www.un.org/ru/sc/members/.
4. Резолюции, принятые по докладам Специального политического комитета // Организация Объединённых Наций. URL:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/188/92/IMG/NR018892.pdf?OpenElement.
5. Аннан Кофи. «При большей свободе»: время решений в ООН // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n_5455.
6. Бразилия просится в постоянные члены Совбеза ООН // ИноСМИ^а URL: http://inosmi.ru/latamerica/20100925/163168186.html.
7. Бразилия может стать непостоянным членом Совбеза ООН // ИноСМИ^а URL: http://inosmi.ru/world/20091015/156263974.html.
8. Missâo das Naçôes Unidas para a Estabilizaçâo no Haiti // Ministério das Relaçôes Exteriores. URL: http://www.itamaraty.gov.br/pt-BR/politica-externa/paz-e-seguranca-internacionais/142-minustah.
9. Позиция Бразилии по основным международным проблемам // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/br/-
/asset_publisher/36clIsAWkPBp/content/id/400666/pop_up?_101_INSTANCE_36clIsAWkPBp_viewMode=print&_101_I
210
NSTANCE_36clIsAWkPBp_qrIndex=0.
10. O Brasil e as operagoes de manutengao da paz da ONU // Ministerio das Relagoes Exteriores. URL: http://www.itamaraty.gov.br/pt-BR/politica-externa/paz-e-seguranca-internacionais/4783-o-brasil-e-as-operacoes-de-paz.
11. United Nations Peacekeeping. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/operations/current.shtml.
12. Statement by H.E. Antonio De-Aguiar Patriota // Minister of External Relations of the Federative Republic of Brazil. URL: http://www.un.int/brazil/speech/11d-aap-CSNU-High-Meeting-Preventive-Diplomacy.html.
13. Cooperagao Brasileira para o Desenvolvimento Internacional - COBRADI 2010. - Instituto de Pesquisa Economica Aplicada. URL: http://api.ning.com/files/PITcqz*43Rlv060GA1xfo0kNFqTRwwviBiF1Rpqd3P1eDgo4NQ2z6yI24R-V2sjWjHf4SWKoncC0xVulIGPrDUMzaNXSm 53v/C0BRADI2010.pdf .
14. Совместное заявление Российской Федерации и Федеративной Республики Бразилии о стратегическом внешнеполитическом диалоге // Президент России. URL: http://kremlin. ru/ supplement/5212.
15. Brazilian leader hails Russia's position on Syria, Middle East settlement // TASS. URL: http://tass.com/world/740554.
16. Причины конфликтов и содействие обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке, 27 июля 2012 // Организация Объединённых Наций.
URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/445/21/PDF/N1244521.pdf7OpenElement.
17. Борзова А.Ю. Подходы Бразилии к реформированию ООН // Вестник международных организаций. М.: НИУ ВШЭ, 2012. Т. 7. № 3. с. 237-235. URL: https://iorj.hse.ru/data/2012/10/08/1244264827/13.pdf.