Расширение международных контактов сопровождается большой работой по воспитанию толерантности среди студентов нашего вуза. Известно, что любому иностранному гражданину, приехавшему на обучение в другую страну, необходимо создать подходящие условия для получения будущей профессии и оптимальный морально-психологический климат. Этому способствуют всевозможные мероприятия и творческие
вечера, предполагающие знакомство с русской культурой, фольклором, традициями.
Нужно заметить, что многие студенты-иностранцы активно участвуют в общественно-культурной жизни нашего учебного заведения. В апреле нынешнего года иностранные студенты выступили организаторами выставки «Наш дом - планета Земля», основная цель которой - знакомство с культурой своих стран.
Стратегии адаптивной
Р.Я. ЦИБРИЕНКО, доцент деятельности
в современном вузе
Решение проблем переходного периода зависит от готовности и включенности всех участников вузовской деятельности в процесс обновления. Напротив, их псевдоадаптация является серьезным внутренним барьером на пути реализации современных требований, предъявляемых высшей школе.
Ключевые слова: адаптация, целевые и ценностные противоречия реформирования, виртуальная адаптация, рассогласование коллективной деятельности.
В условиях динамично развиваю- объединению усилий. При этом они
щейся глобализации образования в ву- имеют разную направленность. Одни
зовском сообществе - как в России, так предлагают преподавателям преодо-
и в Европе - раздаются призывы к леть индивидуализм и сомкнуть ряды
для решения задач перестройки вузовской деятельности [1], другие призывают объединиться в сопротивлении разрушительным инновациям [2]. Обращение к солидарности естественно: масштаб и сплоченность всегда были ресурсом целедостижения. Между тем противоположность стратегий объединительных программ в одних и тех же социальных условиях наглядно демонстрирует, что на пути консолидации принципиальное значение имеют как основания, так и препятствия. И здесь можно было бы обсуждать социальные факты, очевидные с точки зрения традиционного подхода к управлению: общие риски и задачи деятельности в обновляющейся среде, барьеры в виде отсутствия ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и прочих иных), слабость организационных механизмов. Однако при таком подходе за авансценой вузовской жизни остаются важные латентные процессы и их последствия, обладающие огромным потенциалом разрушения эффективной деятельности организации и ее управления. Разобраться в сложном переплетении причинно-следственных макросоциальных и организационных связей невозможно, если игнорировать природу сложившейся вузовской ситуации, а именно - адаптацию как взаимодействие с изменяющейся внешней средой.
Современные кардинальные перемены вслед за крахом привычных ценностей, условий и норм запускают механизмы не только адаптации организаций, но и самоуправляемой адаптационной активности работающих в них людей. В этом случае длительность и действенность прохождения вузом переходного периода будет во многом
зависеть от стратегий адаптивного поведения членов организации и их готовности корректировать свои цели и действия в условиях перемен со стратегиями и планами руководства. Если следовать логике школы Ю.А. Левады, которая плодотворно занимается анализом динамики происходящих адаптационных процессов, именно в области индивидуальных и групповых адаптивных реакций вузовское управление может столкнуться с подводными рифами и их последствиями для деятельности организации.
Теоретически возможность реализации новых стратегий и вариантов адаптивного поведения предопределена сложившейся спецификой реальной российской ситуации. «Вынужденная адаптация отнюдь не означает примирения, согласия, одобрения. Общественную ситуацию нельзя игнорировать, но ее можно оспаривать, осуждать, можно искать в ней ниши для более спокойного и отрешенного существования (на деле эти ниши всегда приходится «покупать» за определенную цену). Беспрецедентные возможности социального, ценностного, нравственного выбора при распаде привычных и принудительных регулятивных механизмов создают условия для разных уровней и типов социальной адаптации, которые подлежат анализу с различных сторон» [3]. Стоит присмотреться к эмпирическим фактам.
Так, данные опросов1 свидетельствуют, что переход к завершающей стадии перестройки отечественного высшего образования - его универсальной трансформации - изначально сопровождался позитивными ожиданиями участников вузовской деятельности, а соответственно их психоло-
1 Представленные данные являются частью исследования 2004-2008 гг., проведенного в Белгороде, Губкине, Липецке, Волжске (п = 1500 студентов и 400 преподавателей и сотрудников) и посвященного проблемам становления корпоративной культуры вузов и адаптации вузовских коллективов к новым условиям деятельности.
гической готовностью к действиям в условиях перемен (табл. 1).
Нельзя не отметить, что такие адаптивные ожидания чаще всего строились на основе непроработанных программ и недостаточной информации о переменах, что подтверждается большим числом респондентов, не определившихся с ответом. Кроме того, сам оптимистический настрой у респондентов рождался заинтересованностью вузовских страт в переменах, а красивые универсальные человеко-ориентированные ценности были созвучны потребностям людей и многократно увеличивали потенциал надежд. В условиях перехода к реальной практике деятельности по новым глобальным схемам ситуация принципиально изменяется, и на смену ожиданиям перемен среди различных вузовских страт приходит разочарование от инноваций, от их реальных результатов и последствий (табл. 2, 3).
Приведенные данные отражают си-
туацию, в общих чертах характерную не только для России, но и для всех ев-
ропейских университетов. Устами практиков она призывает к «здравомыслию», получая свою интерпретацию в оценках экспертов и теоретиков. Так, по мнению Ж.-Ф. Лиотара, общими тенденциями в сфере образования во всем мире являются:
■ давление, которое оказывается на университеты под лозунгами «соответствия требованиям жизни» (за идеями мобильности студентов и соответствующей сменой профессиональной занятости фактически стоит превращение их в более производительно работающих служащих);
■ идеи непрерывности образования сочетаются с его фрагментарностью и дискретностью, когда «знание не будет больше передаваться как единое целое ... скорее, оно будет сервироваться, как стол в ресторане, в соответствии с меню, причем будет рассчитано на уже зрелых людей »;
Таблица 2
К каким переменам в Вашей профессиональной деятельности уже привели преобразования в ходе реформирования вузов?
(% от числа опрошенных преподавателей и сотрудников)
2008 г. Стало больше Стало меньше Без перемен Не могу сказать
Зарплата 10,0 11,3 32,5 46,2
Научное творчество 15,0 17,5 42,5 25,0
Простор для инициативы 21,3 15,0 27,5 36,2
Удовлетворенность от учебной работы 3,8 35,0 27,5 36,2
Потребность в подработке 35,0 6,3 22,5 36,2
Обеспокоенность будущим 42,5 3,8 18,8 34,9
Желание идти на работу 8,8 16,3 53,8 21,1
Таблица 1
Ожидания от перемен
(% от всех участников опроса - преподавателей, сотрудников, студентов)
2006 г. Выиграют Проиграют Без перемен Не знаю
Цели вуза 43,2 3,8 13,3 26,3
Цели преподавателей. 31,3 9,2 21,3 31,7
Цели студентов 33,3 13,8 24,2 20,4
Цели сотрудников 29,6 6,3 20,0 30,8
Цели отдельных людей 17,9 6,3 25,0 41,7
Таблица 3
Как, по Вашему мнению, отразится новая система подготовки на положении студенчества?
(% от числа опрошенных респондентов по статусным группам)
2008 г. Положительно Отрицательно Не повлияет Не знаю
Преп. Студ. Преп. Студ. Преп. Студ. Преп. Студ.
На профессиональной подготовке молодежи 21,3 28,7 47,5 45,9 25,0 20,5 6,2 4,9
На трудоустройстве выпускников 10,0 21,3 40,0 37,7 15,0 29,5 35,0 11,5
На карьере молодых специалистов 12,5 21,3 31,3 35,2 15,0 23,0 41,2 20,5
На развитии личности поступающих в вуз 10,0 18,9 18,8 15,6 32,5 37,7 38,7 27,8
■ университеты перестают быть центром поиска истинного знания, так как критерии истинности себя изжили. Истина теперь определяется через полезность - потребность в ней соответствующих институтов общества. На этом основании институты перестают быть центром добычи нового знания, а исследования смещаются в область частных корпораций;
■ привычные показатели продуктивности университетской деятельности не работают [4].
На наш взгляд, любая унификация и стандартизация ценностей и процедур в обществе и его подсистемах - крайне рискованный и трудно регулируемый социальный процесс. Он требует объективной диагностики стартовых условий и динамики перемен, поиска и введения экспериментально выявленных ограничений инноваций. Особенное проявляется в обществе уже на уровне регионов и даже отдельных городов, что ведет к неоднозначным последствиям и барьерам на пути стерео-типизации сложной социальной жизни. Очевидно, что универсализация такого сложного гуманитарно-социального объекта, как образование, изначально несет в себе скрытые конфликты, которые неизбежно проявляются и приобретают динамичность со временем, по мере усложнения адаптивных задач.
Применительно к сфере высшего профессионального образования для этого процесса характерны повышенная целевая неопределенность и размытость ценностей, свойственные провозглашенным глобализованным основаниям вузовской деятельности, сформулированным вне контекста особенностей национальных традиций образовательной системы. Рассогласование между провозглашенными целями и предлагаемыми средствами, фактическим и ожидаемым оказывается столь велико, что у людей, реализующих эти идеи, возникает ощущение, что все, что заявлено, реально никому не нужно. В результате в адаптационную деятельность индивидов и групп в ходе глобальной интеграции оказываются трансплантированы глубинные ценностные, целевые и поведенческие конфликты, угрожающие целостности сформированной личности. Защита от этих противоречий неизбежно приводит к виртуальной адаптации (псевдоадаптации) ее участников, когда реализуются цели индивидов или групп, направленные только на достижение их психологического комфорта и отличающиеся низким уровнем их включенности в деятельность и самопрограммирование поведения [5].
В условиях виртуальной адаптации духовные и нравственные ценности начинают дробиться на реальные и
конструируемые - интерпретируемые по правилам игры и ситуациям; в зависимости от статуса участников «игры» возникают ценности общественного и организационного «зазеркалья», «за-стеколья» и пр. В результате разрушается та самая ось социальных диспозиций (предрасположенностей), которая в обычных ситуациях делает поведение людей нормативным, предсказуемым, ролевым. Поведение становится экспериментальным, зачастую реализуется в стороне от общественных ожиданий и норм, вызывая беспокойство общества [6]. Привычные образцы поведения выглядят отклоняющимися от массовых, нормальных, выстроенных в духе ситуативной идентичности, и потому наказываются [7]. Субъекты виртуальной адаптации разделяются на тех, кто получает удовольствие или материальный результат от участия в «игре», и тех, кто относится к фантазии как к реальности. Более того, от степени осознания качества виртуальности во многом зависят успехи социальной адаптации реальных людей. «Тот, кто успешно манипулирует образами или просто вовлечен в этот процесс, всегда приобретает относительно высокий социальный статус и в своей практике следует императиву виртуализации общества. Тот, чьи практики ориентированы на представление о реальности общества, с большей вероятностью оказывается в нижних слоях стратификационной пирамиды» [8].. Представляется, что подобный эффект объясняется меньшими социальными и психологическими затратами тех, кто не путает виртуальность с реальностью, кто готов к интерпретациям образов и правил «игры» и, как следствие, отличается эффективными симуляциями адапта-ций.
Анализ эмпирических данных, свидетельствующих о сложившейся в сфе-
ре высшего образования ситуации, позволяет выявить следующие реальные модели псевдоадаптации вузовских работников:
1) виртуальные игры в учебном процессе (науке или управлении) по сценариям: «я - начальник» (мне сверху видно лучше и дальше всех, и потому я получаю многократно больше); «я -представитель вузовской науки» (профессор, доцент, кандидат, хотя мои работы - успешная прохиндиада или написаны кем-то за меня); «я - важнейший элемент учебного процесса» (хотя в аудитории отбываю часы или за меня их ведут мои аспиранты); «я -квалифицированный специалист» (хотя на деле - всего лишь лояльно оцениваемый родственник, знакомый или друг) и т.п.;
2) попытки жить в матрице: один из вариантов - когда люди всерьез воспринимают заявленные перемены как реальное право и возможность всех жить обеспеченно через продажу образовательных услуг; другой - когда «фанатики» и «трудоголики» работают самозабвенно и не покладая рук (в обоих случаях они наказуемы либо законом, либо
конфликтами с семьей, либо презрением успешно «играющих» коллег);
3) «подыгрывание» виртуальной реальности как преподавателями, так и студентами по сценариям: «мы все хорошие, и у нас хорошие отношения» (нормальные, спокойные, без лишнего внимания), «мы все взрослые», «студенты - тоже люди », «преподаватели
- тоже родители » (жалко молодежь -хорошие ребята / денег не хватает -нужно поставить хорошую оценку), «я
- справедливый педагог» (выучи один вопрос, и получишь зачет по дисциплине). Все это сопровождается социальной апатией, «изоляцией в башне из слоновой кости» как формой бегства от реальности, несущей угрозу нравственных конфликтов, а также попытками отделить и сохранить «духовное» (принципы, идеалы, ценности), поступившись поведением и в результате создавая лишь новые формы «подыгрывания» виртуальности.
Возникает парадоксальная ситуация, когда объединение людей, связанных общей деятельностью, становится псевдообъединением, представляющим собой «игры в общий здравый смысл» (игровую рациональность [9]). В этом случае консолидация базируется не на согласовании стратегий и интересов организации и вузовских групп, не на ответственности за результаты важного для организации и общества дела, не на готовности объединить ресурсы «рабочей команды» (вузовского объединения, его групп) и ее членов для существования и развития в изменяющейся среде. Основанием такого взаимодействия становятся «правила игры» (нормы, утвержденные для вуза и принятые в вузе). Соответственно, управленческий контроль направлен прежде всего на проверку «правильного поведения». Интересы организации в условиях размытых интересов социального дела и растворившихся социальных норм оказывают-
ся незащищенными внутренней мотивацией персонала и потому труднореализуемыми.
Возможности ослабления виртуальности на внутривузовском пространстве связаны с объективацией перемен: поддержанием правовых норм взаимодействия, прозрачностью и доступностью информации о планах и перспективах вузовской деятельности, четкостью и объективностью критериев организации и оценивания труда всех вузовских страт, согласованием интересов вузовских групп. Только на этой основе возможна координация коллективной, групповой и индивидуальной адаптации в трансформирующейся высшей школе.
Литература
1. См.: Грауманн О., Певзнер М.Н, Ширин А.Г.
Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 126.
2. См.: Буравой М. Что делать? Тезисы о дег-
радации социального бытия в глобализирующемся мире // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 9.
3. Левада Ю.А. Homo Post-Soveticus // Обще-
ственные науки и современность. 2000. № 6. С. 6.
4. См.: Уэбстер Ф. Теории информационного
общества / Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхина / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 347.
5. См.: Саморегуляция и прогнозирование со-
циального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Ленинград: Наука, 1979. 263 с.
6. См.: Музалевская Е.А. К проблеме корруп-
ции в высшей школе // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 4. С. 57-64.
7. См.: Лейбович О. Преподаватель вуза: кри-
зис идентичности // Высшее образование в 2007. № 2. С. 49-61.
8. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.:
Петербургское Востоковедение, 2000. С. 64.
9. См.: Зарубина Н.Н. Трансформации раци-
ональности в глобализирующемся мире: влияние денег // Социологические исследования. 2009. № 4. С. 38-48.
TSIBRIENKO R. STRATEGIES OF ADAPTATION ACTIVITY AT MODERN UNIVERSITY
Solution of transition period problems depends on readiness and involvement of all participants of higher school activities into the process of its renovation. Their pseudoadaptation is the serious inner barrier on the way to realization of the modern requirements to higher school.
Keywords: adaptation, purposeful and value contradictions of reformation, virtual adaptation, disagreement of joint activity.
еп. cocтин, отв. секретарь Женщины: инженеры
управления по связям
с общественностью и ученые
В XXI в. в инженерной науке и практике все более значимую роль начинают играть женщины. Эта тенденция не обошла стороной и БГТУ им. В.Г. Шухова. В университете трудится целая плеяда женщин-профессоров, которых можно с уверенностью назвать элитой инженерного сообщества.
Ключевые слова: современный инженер, технологические инновации, научные разработки.
Статус университета поставил перед профессорско-преподавательским составом БГТУ им. В.Г. Шухова новые задачи, главная из которых - поднять на более высокую ступень как образовательный, так и интеллектуально-нравственный и общекультурный уровень будущих специалистов, создать в вузе эффективную систему формирования духовного потенциала будущего инженера. В решении этих задач большую роль начинают играть женщины
- ученые, практики, инженеры. Заметно пополнился представительницами прекрасного пола и профессорско-преподавательский состав БГТУ им. В.Г. Шухова. На счету наших женщин
- десятки новейших технических и технологических решений, которые широко используются в отечественной промышленности, на предприятиях стран ближнего и дальнего зарубежья.
Имя профессора И.Г. Лугининой широко известно в научном мире. Автор более чем 250 научных трудов, 70 авторских свидетельств, участник десятков международных симпозиумов и
конгрессов, она и сегодня многое делает для совершенствования технологии производства цементов. Ее доклады звучали в Париже, Веймаре, Гёте-борге, других европейских научных центрах. Ия Германовна подготовила несколько десятков докторов и кандидатов наук, тысячи инженеров-технологов, многие из которых сегодня возглавляют крупнейшие предприятия стройиндустрии, научные и инженерные школы России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Шг