Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова -одно из активно развивающихся высших учебных заведений России, уверенно занимающее достойное место в мировом образовательном и научном пространстве. В 2014 г. университет готовится отметить 60-летний юбилей со дня основания. За годы большой и славной истории вуза в его стенах подготовлено свыше 65 тысяч высококвалифицированных специалистов. Многие из выпускников являются ведущими специалистами и руководителями крупнейших предприятий и организаций не только в России, но также в странах ближнего и дальнего зарубежья.
За более чем полувековую историю статус вуза значительно повысился, но неизменным осталось основное направление его работы - подготовка высококлассных специалистов для строительства и строительной индустрии в целом. В структуру университета входят девять институтов: Архитектурностроительный институт, Институт технологического оборудования и машиностроения, Институт экономики и менеджмента, Транспортно-технологический институт, Институт информационных технологий и управляющих систем,
Институт строительного материаловедения и техносфер-ной безопасности, Энергетический институт, Институт дистанционного обучения, Заочный институт. Образовательный процесс обеспечивают свыше 60 кафедр. Обучение в университете многоуровневое и многопрофильное.
Далеко за пределами России известны научные школы и имена ученых нашего вуза, инновационные технологии в области строительной индустрии и строительства успешно приме-
56 Высшее образование в России • № 3, 2014
няются сегодня на ведущих строительных предприятиях России и зарубежья. И главное - университет постоянно развивается, расширяя перечень направлений подготовки и оказывая огромное влияние на жизнь Белгородчины.
В 2013 г. в университете защищено 70 кандидатских и семь докторских диссертаций. Открыты три новых направления подготовки бакалавров и три - магистров. Университет является лидером среди вузов по показателю поступивших к нам победителей предметных олимпиад.
Территория БГТУ им. В.Г. Шухова - это современный университетский кампус, где в непосредственной близости расположились учебно-лабораторные корпуса, опытно-производственная база, научно-техническая библиотека, развитая структура жилья для преподавателей и сотрудников, студенческие общежития, собственный комбинат питания, спортивные сооружения. Создана мощная профилактическо-оздоровительная служба, которая включает санаторий-профилакторий, здравпункт. Студенческий городок университета является многократным победителем Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие. Всем нуждающимся иногородним студентам предоставляются места в благоустроенных, комфортабельных комнатах общежитий.
Учебные и научные лаборатории, поточные аудитории оснащены самым современным оборудованием. В учебном процессе применяются интерактивные системы обучения, online-технологии, действуют лаборатории удаленного доступа, дистанционные учебные курсы. Научно-техническая библиотека располагает богатейшим фондом - более 1,5 млн. экземпляров книг. Это научная, учебная, методическая, справочная и художественная литература, нормативно-техническая документация. Через Интернет осуществляется доступ к электронной библиотеке, включающей полные тексты учебных и учебно-методических пособий, изданных преподавателями университета, а также приобретенных во внешних издательствах. На всей территории университета действует Wi-Fi.
Обучение в течение всей жизни становится лозунгом и принципом современного образовательного процесса. Институт заочного обучения университета позволяет студентам-заочникам осваивать учебную программу без отрыва от производства, для чего два раза в год проводятся экзаменационные сессии. По всем специальностям заочного обучения можно получить второе высшее образование.
С сентября 2003 г. в БГТУ им. В.Г. Шухова развивается система дистанционного обучения, призванная расширить спектр образовательных услуг университета. Институт дистанционного образования на практике реализует основные принципы образовательного процесса: открытость и доступность, многоуровневое информационное и учебно-методическое обеспечение. Все
Юбилей
57
это позволяет сделать высшее образование доступным для широкого контингента граждан различной возрастной категории и социального положения, сохранив при этом высокое качество преподавания.
В университете действует Центр довузовской подготовки, который осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям: центр развития одаренности, подготовительные курсы, региональные подготовительные курсы, воскресные школы по различным предметам, школьный сектор «Профильные классы и группы », курсы подготовки к олимпиадам для студентов, подготовительные отделения.
БГТУ им. В.Г. Шухова предоставляет самые широкие возможности для получения высококлассного образования, построения собственного бизнеса, всестороннего развития личности. Работа коллектива вуза направлена на широкомасштабную деятельность по претворению в жизнь государственной политики в сфере образования и на реализацию принципа «доступность, эффективность, конкурентоспособность».
С 2010 г. БГТУ им. В.Г. Шухова возглавляет доктор экономических наук, профессор С.Н. Глаголев. В преддверии юбилея Сергей Николаевич ответил на вопросы редакции.
— Сергей Николаевич, какие основные достижения университета можно отметить накануне 60-летия вуза?
- На протяжении ряда лет университет уверенно занимает первое место среди архитектурно-строительных вузов России. По итогам независимого мониторинга вузов общественными организациями мы входим в число шестнадцати лучших российских высших учебных заведений по качеству подготовки, востребованности выпускников и активности их карьерного роста. В конце 2013 г. по итогам международного рейтинга университетов стран СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии, представленного агентством «Интерфакс », БГТУ им. В.Г. Шухова вошел с сороковой позицией в число лидеров, в рейтинге вузов стран ЕврАзЭс занял 31-е место. Это неплохой результат с учетом того, что в рейтинге участвовали свыше 400 высших учебных заведений.
Высшая школа экономики провела мониторинг качества приёма студентов, зачислен-ныхв 2013 г. по результатам ЕГЭ на бюджетные места в государственные вузы. По этому показателю мы на первом месте среди белгородских вузов. У наших первокурсников самый высокий средний балл по ЕГЭ - 72,6. Необходимо отметить, что 468 вузов РФ, принявших участие в мониторинге, были разделены на девять профилей. БГТУ им. В.Г. Шухова относится к техническим вузам, у которых средний балл по стране составляет 66,3. В результате нехитрых подсчетов видно, что средний балл «Технолога» на6,3 бал-
58
Высшее образование в России • № 3, 2014
ла выше среднего по России. Среди 132 технических вузов России наш университет находится на 13-м месте.
Интернет-портал «Мое образование » совместно с Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании» провели конкурс образовательных программ инновационной России 2013 г. Из 32 тысяч представленных на конкурс программ 2330 были признаны лучшими. В их число входят пять образовательных программ БГТУ им. В.Г. Шухова: Химическая технология; Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии (профиль - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов); Строительство; Строительство уникальных зданий и сооружений; Техносферная безопасность.
БГТУ им. В.Г. Шухова неоднократно становился лауреатом всероссийского конкурса «Вуз здорового образа жизни». В 2011 и в 2013 гг. студенческий совет выиграл грант в конкурсе Министерства образования и науки Российской Федерации на развитие студенческих объединений. В прошлом году свыше 60 студентов, аспирантов и молодых ученых стали стипендиатами Президента и Правительства России, что является лучшим показателем в ЦФО. Наш университет, единственный в округе, в 2012 г. вошел в «Топ-25 » вузов по набору победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников, а в 2013 г. занял уже 13-ю строчку. Во всероссийских студенческих олимпиадах по всем дисциплинам (математика, физика, экология, сопромат и др.) студенты-шуховцы завоевали призовые места, стали победителями международной олимпиады фирмы «Сименс». В конкурсах дипломных работ и на олимпиадах по специальности наши студенты занимают призовые места по ряду направлений подготовки. Молодые ученые университета также являются победителями и призерами таких значимых всероссийских конкурсов, как «Архимед» и «Ломоносов ».
- Территория Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова впечатляет. Что она собой представляет?
— Нам исторически повезло: все учебные и лабораторные корпуса, досуговые учреждения, спортивные площадки и плавательный бассейн, медицинский центр, библиотека, общежития и жилые здания находятся на одной площадке. Это само по себе говорит о мировом уровне организации университетского пространства - кампуса. Побывав в различных российских и зарубежных вузах, я с уверенностью могу сказать, что наш студенческий городок - один из лучших в стране и за рубежом. Кроме того, это удобно и для студентов, и для преподавателей, и для тех, кто занимается научной работой.
Хочу отметить, что кампус нашего университета - это еще и стартовая площадка для воплощения в жизнь инновационных разработок наших ученых. Например, теплоснабжение «Технолога » является автономным, а работа над внедрением этого проекта в жизнь была проведена нашими учеными: заведующим кафедрой энергетики теплотехнологии, заслуженным энергетиком РФ, почетным работником ЖКХ России Владимиром Павловичем Кожевниковым и кандидатом технических наук Михаилом Ивановичем Кулешовым. Автономное теплоснабжение не только позволяет снизить затраты на обеспечение теплом, но еще и обеспечивает проведение учебного процесса. Студенты многих институтов, которым преподают предметы «Теплогазоводоснабжение» и «Энергетика теплотехнологий », могут своими глазами увидеть горелку, газовый счетчик, насосы, всю систему в действии. Это правильно, ведь для того, чтобы готовить студентов к будущей профессиональной деятельности, очень важно иметь реальное производство.
Юбилей
59
- Ведущие университеты России и мира давно распрощались с идеологией «мы только учим ». В настоящее время крупные вузы занимаются научной работой, инновационной деятельностью, широко развивают сотрудничество с зарубежными странами. Как с этим обстоит дело у вас?
— Университет активно ведет образовательную деятельность, одновременно являясь крупным научным центром, выполняющим фундаментальные и прикладные исследования как для отраслей социально-экономического комплекса области, так и для страны в целом.
Стратегической миссией БГТУ им. В.Г. Шухова является содействие инновационному развитию промышленности России, удовлетворение потребности страны и региона в высококвалифицированных специалистах с современным элитным образованием, опережающая подготовка и переподготовка кадров, обеспечение гарантированного будущего каждому выпускнику.
В своей работе университет использует образовательные технологии, разработанные не только у нас, но и в других передовых вузах России и зарубежья. К примеру, уже третий год мы успешно реализуем систему двойных дипломов. Выпускники-экономисты защищают дипломы в Ольштынской школе высшей экономики и получают самые высокие оценки. С 2009 г. выпускники Государственного университета г. Ниш (Сербия) получают второй диплом в БГТУ им. В.Г. Шухова. Инновационные технологии применяются в организации открытого образования. В этой связи более трех лет в нашем университете действует система дуального обучения. Только по Белгородской области создано 17 ресурсных центров (в России их 35), где обучается более 5 тысяч студентов по широкому спектру технических и экономических специальностей. В этом году исполняется десять лет институту дистанционного образования.
В БГТУ реализуется комплексный подход к обучению, результатом которого является создание учебно-научно-инновационных платформ. Они объединяют довузовскую подготовку, образовательную, научную, инновационную и культурную деятельность студентов, аспирантуру, докторантуру.
На довузовском этапе подготовка ведется центром развития одаренности, центром довузовской подготовки и службой социального маркетинга. Для будущих абитуриентов работают подготовительные курсы, профильные классы, а также клуб «Профессионал». Центр развития одаренности взаимодействует с профильными школами Белгорода и области и аккумулирует портфолио более 10 тысяч школьников в виртуальном Банке интеллектуальных достижений, отслеживая «траекторию» обучения. Служба социального маркетинга взаимодействует со школами, профессиональными заведениями, проводит олимпиады. БГТУ принял активное участие в реализации проекта «Виртуальная школа» в рамках создания Единого образовательного информационного пространства Белгородской области. Работа по сопровождению студента продолжается все годы его обучения и реализуется после окончания вуза путём мониторинга трудоустройства и карьеры центром развития карьеры.
Инновационная инфраструктура БГТУ им. Шухова представлена двумя инновационными поясами. Первый организован на основе инновационно-технологического центра, бизнес-инкубатора, бизнес-центра и школы инновационного предпринимательства и предназначен для реализации комплекса проектов малых инновационных предприятий (МИП), созданных с участием профессорско-преподавательского состава университета, докторантов, аспирантов и студентов. В настоящее время при университете функционирует свыше 90 МИПов. С целью приобретения студентами знаний, умений и навыков предпринимательской деятельности в сфере инноваций, стимулирования инновационной деятель-
60
Высшее образование в России • № 3, 2014
ности с 2012 г. в вузе внедрен авторский курс «Инновационное предпринимательство», который прослушали более 1000 студентов. Лучшие проекты, выполненные студентами, уже получили консалтинговую поддержку при организации МИПов. Практически все предприятия прошли стадию разработки опытно-конструкторской документации, на многих уже имеются образцы опытной продукции и промышленных моделей. В настоящее время ведутся переговоры об их коммерциализации на отраслевых предприятиях региона. Общая сумма реализованной продукции уже превышает 297 млн. рублей.
Второй инновационный пояс, объединяющий около 200 ведущих предприятий ряда отраслей, призван содействовать внедрению научно-технических и инновационных разработок ученых университета в промышленность и другие сферы экономики РФ и зарубежных государств. В результате реализации эффективного механизма деятельности этого пояса осуществляется ежегодный выпуск инновационной продукции на сумму более 1,5 млрд. рублей.
Для развития научно-образовательных инновационных платформ нашего университета создан ряд научно-инженерных школ, которые занимают ведущие позиции не только в России, но и за рубежом. Благодаря разработкам учёных БГТУ им. В.Г. Шухова успешно решены задачи по совершенствованию и оптимизации технологических процессов на цементных, стекольных и керамических заводах страны. Разработаны технологии производства эффективных строительных материалов и изделий, а также материалов специального назначения - радиационно-защитных, термостойких, огнеупорных, авиационно-космического назначения, специальных модифицированных композитов, обладающих особыми свойствами при взаимодействии с агрессивными средами. На сбережение теплоэнергии направлена разработанная шуховцами многоуровневая автоматизированная система диспетчерского управления комплексом зданий, которая уже внедрена в ряде организаций Белгорода и Старого Оскола. Заключён ряд долгосрочных соглашений с предприятиями, выпускающими высокотехнологичную продукцию, в том числе с такими известными компаниями, как ЕвроцементГруп, Siemens PLM Software. Увеличение числа разработок университета позитивно влияет на работу предприятий - производителей строительных материалов в регионе, о чём свидетельствует рост патентной активности научно-исследовательских кадров вуза.
Сейчас группа наших специалистов работает над концепцией структуры университета прикладных наук с учетом реализуемых областных программ развития Белгородчины. Институты БГТУ им. В.Г. Шухова совершенствуют подготовку специалистов для строительного, транспортно-логистического, горно-металлургического, энергетического кластеров. Уже в 2014 г. запланирован набор по восьми направлениям прикладного бакалавриата. Важнейшими направлениями подготовки будущих специалистов являются экономика и управление, экология, автоматизированные системы управления. Реализация поставленных задач будет нашим вкладом в развитие города, в осуществление проектов «Зеленая столица» и «Умный город», а в целом позволит Белгородчине стать регионом стабильности, добра и благополучия.
- Сергей Николаевич, в строительной отрасли появилось много новых профессий. Какие направления открылись в Вашем вузе для удовлетворения потребностей рынка труда?
- Новые направления подготовки открываются в университете ежегодно. Например, в нынешнем учебном году было лицензировано шесть образовательных программ: материаловедение и технология материалов, прикладная информатика, градостроитель-
Юбилей
61
ство, землеустройство и кадастры, технологические машины и оборудование, природообустройство и водопользование. Выбор новых направлений осуществляется с учетом перечня приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики, «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года », а также особенностей развития науки и технологий по профилю университета, региональной и отраслевой специфики вуза. Сейчас активно ведется разработка программ прикладного бакалавриата и технологической магистратуры. В 2014 г. будет осуществляться внедрение методик управления образовательным процессом практико-ориентированного обучения, его мониторинга, контроля и оптимизации.
- Как Вы поддерживаете аспирантов, молодых ученых, которые занимаются научной и инновационной деятельностью?
— Мы считаем, что в настоящее время необходима как моральная, так и материальная поддержка молодежи. Для молодого человека важна не только достойная заработная плата, но и возможность получить жилье. Так, совместно с губернатором Белгородской области Е.С. Савченко мы реализуем программу строительства индивидуального жилья для молодых ученых. Сегодня в этом проекте принимают участие уже более пятидесяти человек. В хорошем месте, недалеко от города, участникам этой программы предоставляются участки под застройку. Дополнительно университет выделяет на строительство дома один миллион рублей для приобретения строительных материалов и строительной техники. Уже более десяти наших молодых ученых построили коттеджи и живут в них. Кроме того, мы финансируем публикации в специализированных изданиях, оказываем помощь в подготовке кандидатских и докторских диссертаций.
- В БГТУ обучаются студенты из многих стран мира. Какие направления подготовки они выбирают?
— К нам приезжают учиться молодые люди из 70 регионов России и 73 иностранных государств. На время учебы университетский городок становится их общим домом, и от того, насколько доброжелательными, уважительными и толерантными будут отношения между сту-
62
Высшее образование в России • № 3, 2014
дентами, зависит успешность учебы и безопасность всех, кто находится на территории университетского кампуса.
В этом отношении уникален опыт работы сотрудников и преподавателей подготовительного факультета для иностранных граждан. Благодаря их планомерной и широкомасштабной деятельности слушатели не только быстрее адаптируются к непривычным климатическим, бытовым условиям, но и осваивают новые языковые и культурные традиции. О разноплановой работе с иностранцами рассказывают страницы сайта нашего университета, а также уникальное, единственное в России издание - газета для иностранных студентов «Один мир», которая издается в нашем университете, распространяется в вузах России и пользуется неизменной популярностью.
Необходимо отметить, что 70% выпускников подготовительного факультета для иностранных граждан остаются учиться в БГТУ им. В.Г. Шухова. Профессиональные предпочтения распределяются следующим образом. Самыми популярными являются архитектурно-строительный, транспортно-технологический, энергетический институты. Это объяснимо: молодые люди приезжают из развивающихся стран, где нужно строить жилые дома, промышленные предприятия, социальные объекты (школы, больницы), автомобильные и железные дороги. Пользуются спросом не только инженерные, но и экономические специальности. В других институтах нашего вуза ежегодно обучаются 50-70 представителей иностранных государств.
Международное сотрудничество университета постоянно расширяется и развивается. В этом году набрана группа студентов из Ганы и Китая. В течение года (два семестра) они будут обучаться в БГТУ им. В.Г. Шухова, а затем продолжат учебу у себя на родине в городах Акра (Г ана) и Хайлар (Китай).
- К сожалению, многие вузы сейчас отказываются от культурно-воспитательной и спортивной работы, хорошие традиции которой были заложены еще советской высшей школой. Однако университет для студентов - это не только учеба, наука, но и творчество, и интересный досуг. Что Вы можете сказать об этой составляющей личностного развития студентов?
— БГТУ им. В.Г. Шухова ставит перед собой задачу готовить не только высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать у молодежи творческое начало, толерантность, готовность воспринимать культурные ценности. Ко многому обязывает то, что наш университет носит имя великого ученого, инженера Владимира Григорьевича Шухова. Он был истинным патриотом Родины, всю свою жизнь посвятил развитию промышленности и строительной индустрии страны. «Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину и Лермонтову, Чехову и Толстому, Репину и Чайковскому, он не достигнет ничего...» - писал Владимир Григорьевич. Именно такими принципами руководствуются шуховцы.
Недавно в университете была принята концепция воспитательной работы, которая рассматривает вузовское воспитание как целенаправленный педагогический процесс содействия саморазвитию и самореализации личности каждого студента. Концепция направлена на формирование культуры личности и правового самосознания, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. В системе воспитательной работы особое место занимает Студенческий дворец культуры - своеобразная «территория творчества », на которой разместилось более 30 различных объединений, в которых студенты могут проявить свои таланты. Это студии танца различных стилей и направлений, вокальные коллективы, молодежный ансамбль
Юбилей
63
казачьей песни, школа ведущих, духовой оркестр, ансамбль гитаристов и многое другое.
Спортивная работа в нашем вузе всегда была на высоком уровне. Более 1500 студентов занимаются в 35 секциях университета, охватывающих 28 спортивных дисциплин: настольный теннис и лыжные гонки, кикбоксинг и шахматы, армрестлинг и легкая атлетика, пулевая стрельба и даже лапта, причем все ее разновидности. Популярностью у молодежи пользуются и командные виды спорта: баскетбол, волейбол, гандбол. Этому способствует прекрасная университетская инфраструктура: спортивный комплекс, бассейн, стадион, построенный по международным стандартам, два зала гиревого спорта, силовые городки. В настоящее время возводится еще один бассейн для водных видов спорта. Высокопрофессиональный коллектив кафедры физического воспитания и спорта является главным вдохновителем и организатором данной работы.
- Сергей Николаевич, за 60 лет накоплен богатый опыт. Какие перспективы намечены на ближайшие годы?
— На период 2011-2020 гг. принята Программа инновационного развития БГТУ им. В.Г. Шухова, в основу которой положены отраслевой и региональный принципы, их реализация должна в будущем привести к созданию кластерного научно-образовательного и инновационно-технологического пространства на всей территории России. В рамках Программы развития университет позиционируется как ядро новой консолидированной отраслевой образовательной системы, как сетевой межрегиональный научно-образовательный комплекс, реализующий программы многоуровневого образования. Выполнение задач Программы станет залогом эффективности учебной и научно-инновационной деятельности и позволит осуществлять следующие функции:
• научно-техническое обеспечение инновационного и бескризисного развития регионов РФ;
• мониторинг деятельности промышленных предприятий по производству строительных материалов (кадровое обеспечение, эффективность применяемых технологий, внедрение новых разработок);
• внесение предложений по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России » для каждого региона РФ;
• разработка кадастра предприятий промышленности строительных материалов в регионах РФ, внедрение новых энергосберегающих технологий;
• подготовка и переподготовка кадров для регионов России, в том числе в условиях экономического кризиса, создание новых рабочих мест;
• разработка предложений по развитию отраслей промышленности строительных материалов, создание отраслевых центров и, в частности, федерального научно-исследовательского и проектно-конструкторского центра строительных материалов;
• проведение мероприятий, направленных на ускоренное развитие смежных отраслей промышленности;
• вытеснение из российского рынка зарубежных, не адаптированных к нашим условиям строительных материалов, технологий и оборудования.
Подводя итог, хотелось бы выразить уверенность в том, что, применяя накопленный за 60 лет научный, образовательный, творческий потенциал вуза, при поддержке Министерства образования и науки РФ, при активном содействии региональных властей наш университет выполнит намеченную программу развития.
64
Высшее образование в России • № 3, 2014
Автор:
ГЛАГОЛЕВ Сергей Николаевич - д-р экон. н., профессор, ректор Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, rector@intbel.ru
GLAGOLEVS.N. BELGOROD STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.G. SHUKHOV: STRATEGIC OBJECTIVES, PRIORITIES, IMPLEMENTATION STAGES
Abstract. In the interview, the University rector, Doctor of Economics, Professor S.N. Glagolev describes the place BSTU named after V.G Shukhov holds in Russian and world rankings. The strategic mission, goals and objectives of the University are designated. The paper describes the development and implementation of new education programs at the university , the experience in training specialists by request of an employer. Draws attention to the international cooperation and the creation of venture educational centers. Examines the goals and objectives of the conception of cultural and educational work that is carried out at the university.
Keywords: strategic development program, university ranking, university campus, education programs, small innovation businesses, vendor educational centers, students’ selfmanagement, graduates employment, dual training, research and innovative activities, international students, cultural and social upbringing work
Author:
GLAGOLEV Sergey N. - Dr. Sci. (Economics) Prof., Rector of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, rector@intbel.ru