Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачев Мухадин Мухарбиевич, Литовка Наталья Ивановна, Кокова Светлана Фатаховна

Начиная с весны 2020 года управление стратегией развития экономики в регионах России претерпело структурно-организационную деформацию. В результате мирового кризиса и пандемии ко-ронавируса у регионов возникли серьезные социально-экономическое проблемы. Каждый регион вынужден решать возникающие вопросы собственного развития на свое усмотрение. Главной задачей стратегий управления региональным развитием становится обеспечение защиты экономики от негативных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хачев Мухадин Мухарбиевич, Литовка Наталья Ивановна, Кокова Светлана Фатаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC GOVERNANCE IN THE REGIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Since the spring of 2020, the management of the economic development strategy in the regions of Russia has undergone structural and organizational deformation. As a result of the global crisis and the coronavirus pandemic, the regions have serious socio-economic problems. Each region is forced to solve emerging issues of its own development at its own discretion. The main task of regional development management strategies is to ensure the protection of the economy from negative influences.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_8_742 УДК 332

Хачев Мухадин Мухарбиевич,

доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Литовка Наталья Ивановна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Кокова Светлана Фатаховна,

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик, Россия

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Начиная с весны 2020 года управление стратегией развития экономики в регионах России претерпело структурно-организационную деформацию. В результате мирового кризиса и пандемии ко-ронавируса у регионов возникли серьезные социально-экономическое проблемы. Каждый регион вынужден решать возникающие вопросы собственного развития на свое усмотрение. Главной задачей стратегий управления региональным развитием становится обеспечение защиты экономики от негативных воздействий.

Ключевые слова: стратегия; управление; развитие; структурно-организационная деформация; стратегическое планирование; регион; социально-экономическая система.

UDC 332

Khachev Mukhadin Mukharbievich,

Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia

Litovka Natalya Ivanovna,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia

Kokova Svetlana Fatahovna,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia

STRATEGIC GOVERNANCE IN THE REGIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Since the spring of 2020, the management of the economic development strategy in the regions of Russia has undergone structural and organizational deformation. As a result of the global crisis and the coronavirus pandemic, the regions have serious socio-economic problems. Each region is forced to solve emerging issues of its own development at its own discretion. The main task of regional development management strategies is to ensure the protection of the economy from negative influences.

Keywords: strategy; control; development; structural and organizational deformation; strategic planning; region; socio-economic system.

В настоящее время экономика Кабардино-Балкарской Республики является одной из наименее конкурентоспособных в России. Причины этого, лежащие в глубине прошедших десятилетий, были усугублены переходом страны к рынку. Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения.

Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствие им сложившейся структуры экономики КБР, природно-климатических и ресурсных особенностей региона, а также изучение предпосылок ускоренного и устойчивого социально-экономического развития приводит к выводу, что к перспективным направлениям деятельности на территории КБР можно отнести производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья (с ориентацией на экспорт продуктов премиум-сегмента), спортивно-оздоровительный туризм и высокотехнологичное производство строительных материалов.

Негативные тенденции в мире показали недопустимость традиционных подходов к формированию политики конкретных регионов. Эти события раскрыли важность учета интересов каждого региона и угрозу пренебрежения перспективами их собственного развития.

При выработке направлений и подходов на повышение эффективности к управлению региональной экономикой в нынешних условиях основное внимание уделяется решению стратегических целей и задач, осуществлению мониторинга, поиску инструментов их достижения, оценку в динамике и контроль.

Концепция повышения эффективности деятельности лежит в основе любого реформирования и реструктурирования, но для регионов данные преобразования должны быть индивидуальными, и осуществление стратегического управления этого процесса должно происходить на каждом уровне экономической системы.

Любой объект может приобрести новые черты под воздействием управления разви-

тия, оно же представляет собой стратегическое управление, которое может быть представлено в техническом, экономическом, социальном, эстетическом, экологическом и любом другом виде.

Детальные стратегии не могут быть заранее выстроены, это обусловлено высокой степенью изменчивости современного мира, неопределенностью и недостоверностью прогнозов. Обычно под стратегией понимают планирование, нечто закрепленное и устоявшееся. В последние годы среди специалистов получило распространение новое ее понимание - как соединение планово выработанной компоненты и случайной, так называемой чрезвычайной стратегии, которая является результатом взаимодействия плановых и незапланированных действий [1].

После выбора стратегии ее надо реализовать и организовать контроль для получения обратной связи. Процесс стратегического управления должен быть беспрерывным, так как цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или единственно верную успешную стратегию.

Еще следует выделить двойственную сущность стратегии, которая раскрывается в реализационном и целевом аспектах. Из этого мы видим, что, являясь последним звеном в цепочке целевых ориентиров (миссия - видение - цели - стратегия), стратегия в то же время является начальным звеном в ряде методов достижения целей (стратегия -стратегическое планирование - программа -проект) [2], что во многом определяет цикличность управления (цикл стратегического управления), которая должна учитываться и реализовываться в процессе управления социально-экономическими системами любого уровня и которая получает дополнительно ценный контекст и смысловую нагрузку с точ -ки зрения эволюционной теории [3].

Именно внедрение стратегического управления является особенностью нынешнего

становления управления экономическим развитием региона, под которым подразумевается управление изменениями, развитием региона, обеспечивающее его конкурентоспособность в условиях глобализации на инновационном рынке.

Процесс изменения социально-экономической системы, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечивающий устойчивость системы в настоящем и будущем, способствующий усилению конкурентоспособности региона, включает в себя: согласование внутригрупповых интересов, полный учет ресурсов, ограничений и благоприятствующих развитию факторов, определение целей и приоритетных задач, формирование программ действий [4].

Можно осуществить плодотворный диалог и взаимовыгодные отношения основных сторон: общества, власти и бизнеса. В этом поможет система управления социально-экономическими процессами в ходе реализации планов по внедрению мониторинга обратной связи. Обществу необходимо участвовать в ежегодной оценке итоговых действий бизнеса и власти, чтобы обрести эффективный механизм участия в управлении и возможность исправлять решения, принятые политиками и экономистами.

Это позволит на начальном этапе осуществлять аналитические и контрольные функции в системе стратегического управления развитием региона. Можно рассчитывать на две возможности: исправлять уже утвержденные стратегические цели и наблюдать за реализацией запланированной стратегии.

Государство также заинтересовано в развитии регионов и реализует программы по планированию и достижению поставленных целей.

При реализации стратегического планирования перед Министерством ставятся задачи, которые необходимо решить:

формирование системы стратегического управления;

исследование и оценка реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;

прогноз реализуемых проектов по основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации.

В период финансового кризиса и дефицита федерального бюджета остро стоит вопрос об эффективном функционировании систе-

мы стратегического управления. Организация такой системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики. Эта система предполагает изменение механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между бюджетными средствами, выделенными на их достижение и результатами деятельности органов государственной власти.

Реализацию стратегического управления затрудняет коррупция. Коррупции на Северном Кавказе не больше, чем в других россий -ских регионах, просто здесь она имеет более выраженную «национальную окраску» и реализуется на уровне муниципалитетов по формуле «национальность - должность», на уровне региона - «должность - национальность», а на уровне федеральных органов -«кланы - должность». Без существенного снижения коррупционной составляющей и повышения эффективности государственного управления в округе реализация стратегии невозможна.

Выявление источников развития, увеличение территориальной экономической ренты и активов - основная задача стратегии. Формулировка стратегии и создание организационной модели должны быть простыми и понятными для пользования полезными источниками. Стратегия предоставляет возможность выбирать пути достижения целей, виды экономической деятельности и типовые конструкции принимаемых решений.

Цели выживания и развития в данных условиях требуют разработки желаемого (будущего) образа региона, видения в определенной перспективе способов достижения путем изменения функций системы, влекущих за собой перестройку, включая технологические и социальные аспекты, формирования нового адаптационного механизма воспроизводственного процесса на основе стратегии, соотносимой с целями, возможностями и потенциалом территории [5]. Необходимо выделить умения предвидения, упреждающего характера стратегических моментов, чтобы иметь возможность устранить уже случившиеся проблемы и их последствия.

В заключение хотелось бы отметить, что под стратегическим управлением региональным развитием понимается переосмысление ключевых составляющих, определяющих в конечном счете результат и эффективность управления, разнообразие методологических подходов к исследованию стратегического управления региональным развитием. Исследование стратегического управления, базирующегося на эволюционной теории, учитывающего непрерывный процесс трансформации региональных социально-экономических систем под влиянием факторов внешней среды, предполагает необходимость формулирования стратегической парадигмы регионального развития, вписывающейся в общую стратегию России, согласующуюся со стратегиями соседних регионов, одновременно учитывающую интересы власти, бизнеса и общества на региональном уровне. Эффективная реализация стратегического управления возможна при условии организации мониторинга социально-экономического развития, предоставляющего возможности для принятия своевременных действенных корректирующих решений.

Список литературы

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / О.С. Виханский. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Экономистъ, 2006. - 292 с.

2. Гладилин, В.А. Стратегическое управление раз-

витием экономики регионов / В.А. Гладилин // Kant. -2011. - № 3 (3), декабрь. - С. 4-6.

3. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.П. Орешин. - 2-е издание. - Москва: РИОР; Инфра-М, 2017. - С. 199.

4. Рохчин, В.Е. Стратегическое территориальное планирование в современной России: состояние, проблемы и первоочередные задачи научного обеспечения / В.Е. Рохчин, К.Н. Знаменская. - Санкт-Петербург, 2000. - 42 с.

5. Степанова, С.В. Формирование стратегии регионального развития в контексте трансформационной парадигмы: принципы стратегического управления / С.В. Степанова // Облк i фыанси. - 2015. - № 4 (70). -C. 145-150.

References

1. Vixanskij O.S. Strategicheskoe upravlenie: uchebnik dlya vuzov po special'nosti «Menedzhment». 2-e izdanie, pererabotannoe i dopolnennoe. Moskva: E'konomist", 2006. - 292 s.

2. Gladilin V.A. Strategicheskoe upravlenie razvitiem e'konomiki regionov. Kant. 2011. № 3 (3), dekabr. S. 4-6.

3. Oreshin V.P. Regional'naya e'konomika i upravlenie: uchebnoe posobie po special'nosti «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie». 2-e izdanie. Moskva: RIOR; Infra-M, 2017. S. 199.

4. Roxchin V.E. Strategicheskoe territorial'noe planirovanie v sovremennoj Rossii: sostoyanie, problemy i pervoocherednye zadachi nauchnogo obespecheniya / V.E. Roxchin, K.N. Znamenskaya. Sankt-Peterburg, 2000. 42 s.

5. Stepanova S.V. Formirovanie strategii regional'nogo razvitiya v kontekste transformacionnoj paradigmy': principy' strategicheskogo upravleniya. Oblik i finansi. 2015. № 4 (70). C. 145-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.