ТУРИЗМ
4. Veber M. Izbrannye proizvedeniia [Selected works], Moscow: Progress Publ., 1990.
5. Ovsiannikov V.P. Tol’iatti ot obrazov k missii: osmyslenie metodiki munitsipal’nogo strategicheskogo planirovaniia [Togliatti from images to mission: the sense of the methodology of municipal strategic planning]. Gorodskaia kul’tura v XX veke: strategii innovatsionnogo razvitiia: sb. st. zaochnoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Urban culture in the 20th century; strategies of innovative development: the collection of articles of the virtual international scientific conferemce] (October, 25 — November, 25, 2009, Syzran). Togliatti: PVGUS [Vblga Region State University of Service] Publ., 2010. pp. 21—29.
6. State archive of socio-political history of Samara district. F. 656, 1632, 1683, 2163, 6844, 7221; Archive office of the city administration of city district Togliatti. F. 1273, F.R.-14, F.R.-18, F.R.-94, F.R.-300, F.R.-352, F.R.-353, F.R.-366, F.R.-372.
7. Barthes R. History or Literature?//Bart R. The Chosen Works: Semiotics, Poetics. M, 1989; Barthes R. The preface from the book «About Racine»//Bart R. The Chosen Work: Semiotics, Poetics. M, 1989.
8. Eco U. Articulations of the Cinematic Code, in Nichols B. (ed.) Movies and Methods. An Anthology (Berkley & Los Angeles: University of California Press, 1976). P. 590—607.
9. Prigogine I. Isabelle Stengers ORDER OUT OF CHAOS Man’s new dialogue with nature Heinemann. London. 1984. Pages 431.
УДК 658.14 DOI: 10.12737/6472
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ
В РЕГИОНЕ: ФАКТОРЫ РИСКА
(НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)
I Платонова Наталья Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, проректор I по научно-исследовательской работе, prorektor_nir@mail.ru,
I Виноградова Марина Викторовна, доктор экономических наук, доцент ведущий | научный сотрудник НОЦ Государственное регулирование туризма,
m9152531115@mail.ru, ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В статье рассматриваются вопросы такой важной проблемы стратегического управления туризмом в регионе, как факторы риска и их оценка. В качестве исследуемого региона рассмотрена Ярославская область, которая сегодня проводит активную политику в области приоритетных отраслей социально-экономического развития. Среди таких отраслей туризм имеет одно из ведущих значений, поскольку является динамично развивающейся отраслью. Среднегодовой прирост туристских прибытий по сложившейся тенденции в Ярославской области составляет 15,1%, тогда как в Стратегии СЭР ЯО заложен рост в 10,7%. Все это позволяет судить о том, что выявление факторов риска и оценка их возможного влияния является актуальной проблемой, особенно в сфере туризма.
В статье рассмотрены факторы риска, которые необходимо учитывать при реализации стратегических решений в области развития туризма. Кроме того, предложена экспертная методика определения воздействия различных факторов риска на реализацию стратегии, а также проведена количественная оценка данного воздействия с учетом реализации различных сценариев развития туризма в исследуемом регионе, предложенных в проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г. В качестве количественного параметра использован прогнозируемый туристский оборот, рассчитанный по трем вариантам на основе величины туристских расходов.
96
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска...
Таким образом, авторами предпринята попытка раскрыть факторы риска и определить их влияние на возможные результаты стратегического управления развитием туризма в регионе.
Ключевые слова: риски, факторы риска, оценка рисков, стратегическое управление туризмом, туризм
По последним данным Барометра международного туризма ЮНВТО [5], поступления от расходов на проживание, питание, напитки, развлечения, покупки и другие услуги и товары в городах и аэропортах мира достигли $1159,0 млрд, что составляет €873,0 млрд. Таким образом, в 2013 г. рост доходов от туристских прибытий превысил долгосрочный тренд, достигнув 5% в реальном выражении (с учетом колебаний валютных курсов и роста инфляции). При этом темп роста не отстает от роста международных туристских прибытий, которые выросли также на 5% и составили 1087 млн человек в 2013 г. (с 1035 млн человек в 2012 г.). На международный туризм (путешествия и пассажирские перевозки) сегодня приходится 29% мирового экспорта услуг и 6% от общего объема экспорта товаров и услуг. Российская Федерация стала четвертым по величине импортером на туристском рынке в 2013 г., достигнув роста на 25% относительно 2012 г., что составляет $54,0 млрд.
Такие результаты мирового рынка туризма свидетельствуют о важности туризма как экономической категории и доказывают необходимость развивать различные туристские направления, обеспечивая не только международные прибытия, но и рост внутреннего туризма.
Российская Федерация ведет активную политику развития регионального туризма. Разрабатывается множество нормативно-правовых актов (стратегий, концепций, программ и пр.) как на федеральном, так и региональном уровнях. Кроме того, в сфере туризма ведется активная работа по межрегиональной интеграции. Так, разрабатываются соответствующие нормативные акты в Центральном, Дальневосточном, Приволжском и других федеральных округах России.
Одной из проблем, имеющих место в любом стратегическом документе, является оценка рисков. Поскольку сфера туризма носит межотраслевой характер, а каждый российский регион имеет свою специфику как связанную, так и не связанную с развитием туризма, то на успешную реализацию стратегических решений в данной сфере влияют внешние и внутренние риски.
Чаще всего к внешним рискам реализации региональных стратегических решений в сфере туризма можно отнести:
• изменение политики в сфере распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
• снижение доходов российских граждан, в связи с сокращением покупательной способности и отказом от внутренних путешествий по стране;
• природные, техногенные, экологические катастрофы;
• различного рода эпидемии.
Традиционно к внутренним рискам реализации стратегических решений на региональном уровне относятся:
1) региональная конкуренция за бюджетные и частные инвестиции;
2) рост межрегиональной конкуренции за туристские потоки среди регионов, имеющих схожие туристские ресурсы и предложения;
3) ценовая конкуренция внутреннего регионального туристского продукта относительно зарубежных предложений;
4) низкая активность турорганизаций в области создания и продвижения нового конкурентоспособного туристского продукта и обеспечения качественного обслуживания туристов;
5) недостоверная информация о туристских услугах и региональных туристских предложениях;
6) недостаточная квалификация персонала, работающего в сфере туризма, и отток талантливого и квалифицированного населения в другие регионы и страны;
7) развитие «теневого» сектора в туристской индустрии.
Особое место в структуре рисков имеет «теневой» сектор, который характерен для сферы туризма в России в целом, о чем свидетельствуют крупнейшие скандалы, связанные с банкротством и приостановкой работы крупнейших российских турфирм, таких как «Фирма Нева» и др.
97
ТУРИЗМ
Для формирования данного сектора в экономике могут способствовать нарастающие во втором десятилетии XXI в. негативные факторы [1].
Журнал Forbes в начале 2012 г. опубликовал 11 возможных сценариев развития кризиса, среди которых особо опасными для развития туризма являются [3]: девальвация; рост налогов; техногенные катастрофы; всплеск национализма; обвал доллара; кризис в зоне доткомов. Рассмотрим эти сценарии более подробно.
Девальвация. В первую очередь на снижение эффективности использования туристского потенциала оказывает влияние реалистичность и распространенность соответствующих потребительских ожиданий, которые связаны с удорожанием жизни. Таким образом, снижение качества жизни способствует созданию «теневого» сектора в туристской индустрии, что не позволяет в полной мере оценивать влияние развития туризма на экономику региона. Именно поэтому одной из важнейших мер, способствующих более эффективному использованию потенциала туристской индустрии, является улучшение инвестиционного климата, позволяющего капиталу и инвесторам лучше себя чувствовать на туристском рынке региона.
Рост налогов. Следующее по значимости опасение заключается в том, что произойдет изменение налогового законодательства. При умеренном повышении ставок налога на средневысокие доходы (до 20—25%) вся налоговая нагрузка затронет в основном средний класс, который является основным потребителем туристского продукта. Указанный факт приведет к перераспределению туристского потока в более дешевый, уклоняющийся от налогов, неформальный сектор или за рубеж. По второму варианту — люди с высокими доходами освоили способы законного ухода от налогов. В результате выигрыш бюджета окажется минимальным, а проигрыш официального туризма (в результате ухода ресурсов в неформальный сектор) возрастет.
Таким образом, важнейшими мерами, способствующими снижению последствий данного риска, будут следующие:
• отказ от повышения налогов на оплату труда по прогрессивной шкале;
• перенос налоговой нагрузки на доходообразующий (например, нефтяной) сектор;
• отказ от повышения ставки на доходы, как в умеренных размерах для среднего класса,
так и повышенных налоговых ставок на высокие доходы.
Техногенные катастрофы. Опасения, связанные с техногенными катастрофами, заключаются том, что многие элементы туристской инфраструктуры изношены (например, суда, используемые для водных экскурсий и круизов, самолеты, экскурсионные автобусы и пр.). Кроме того, снижается квалификация персонала, занятого в туристской инфраструктуре, так как производители стремятся минимизировать расходы за счет привлечения персонала с более низкой квалификацией (использование «гастарбайтеров»). Желание снизить расходы приводит и к снижению технологической и трудовой дисциплины. Все это создает условия для сокращения производительности и возможности возникновения техногенных катастроф [1].
Одним из ярких примеров тому в туристской индустрии послужила катастрофа, произошедшая в 2011 г. с теплоходом «Булгария». Для предотвращения данных факторов риска необходимо реализовывать следующие меры:
• приведение объектов туристской инфраструктуры в соответствие с предъявляемыми техническими, технологическими, сервисными требованиями;
• усиление технического надзора за эксплуатацией объектов туристской инфраструктуры;
• повышение квалификации персонала туристской индустрии.
Всплеск национализма. Еще одним фактором риска является возможный всплеск национализма, заключающийся в том, что в Российскую Федерацию может увеличиться приток мигрантов, который станет неуправляемым, что может привести к беспорядкам и столкновениям на национальной почве [1]. Связано это с тем, что вместе с развитием туристской индустрии будет расширяться и инфраструктура туризма в регионе. Развитие инфраструктуры потребует дополнительной рабочей силы как для ее создания, так и обслуживания.
Кроме того, на увеличение потока мигрантов влияет политический конфликт и военные действия на Украине, формируемые потоки беженцев.
Доткомы. Кризис доткомов наблюдался впервые в середине 2000 г., поэтому сегодня существуют опасения, связанные с возникновением нового кризиса в этой сфере и ос-
98
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска...
нованные на ослабевании веры российских инвесторов в технологические и интернеткомпании. Специалисты связывают экономический кризис 2008—2010 гг. именно с кризисом доткомов [4], а поскольку интернет-рынок и проблемы, связанные с ним, являются новыми не только для торговли, но и туристской индустрии, то оценить масштаб влияния данного фактора очень сложно. Сегодня наблюдается неадекватная оценка электронной коммерции, в том числе и на развивающемся электронном туристическом рынке, однако именно она оказывает существенное влияние на развитие туризма. Для нивелирования данного фактора риска могут быть реализованы следующие меры:
1) необходим мониторинг деятельности интернет-компаний и частников и влияния их функционирования на формирование туристских потоков, в том числе в «теневом» секторе;
2) требуется разработка адекватных моделей противодействия росту неучтенных продаж
туристских услуг через каналы электронной коммерции.
Минимизация указанных рисков и негативных факторов возможна за счет механизмов государственной поддержки развития туризма, рационального использования бюджетных средств и максимальной координации действий представителей исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, деловых и образовательных кругов и общества в целом.
Все эти риски свойственны и для развития туризма в Ярославской области — одного из наиболее активного региона в рассматриваемой сфере. Кроме того, для Ярославской области можно выделить еще один фактор риска — сокращение населения Ярославской области из-за неблагоприятных демографических и социальных факторов.
В таблице 1 представлены меры по нейтрализации определенных рисков реализации стратегических решений в области развития туризма в Ярославской области.
Таблица 1
Характеристика рисков реализации стратегических решений по развитию туризма в Ярославской области и мер по их предотвращению
Возможные риски Меры по предотвращению (нивелирование риска)
Внешние риски
Изменение политики в сфере распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Лоббирование региональной политики по развитию туризма на федеральном уровне.
Снижение доходов российских граждан, в связи с сокращением покупательной способности и отказом от внутренних путешествий по стране. Распространение современных технологий в сфере культуры и туризма для обеспечения их конкурентоспособности, в том числе сублимированных турпродуктов.
Природные, техногенные, экологические катастрофы. Приведение объектов инфраструктуры туристской индустрии в соответствие с предъявляемыми требованиями. Усиление технического надзора за эксплуатацией объектов инфраструктуры туристской индустрии; Повышение образовательного уровня персонала туристской индустрии.
Различного рода эпидемии.
Внутренние риски
Региональная конкуренция за бюджетные и частные инвестиции. Популяризация туристской деятельности среди населения, повышение его туристской активности и его вовлечение в качестве инвесторов для создания и реализации новых туристских продуктов. Улучшение инвестиционного климата.
Рост межрегиональной конкуренции за туристские потоки среди регионов, имеющих схожие туристские ресурсы и предложения. Развитие межрегионального сотрудничества.
99
ТУРИЗМ
Окончание табл. 1
Возможные риски Меры по предотвращению (нивелирование риска)
Ценовая конкуренция внутреннего регионального туристского продукта относительно зарубежных предложений. Стандартизация услуг и эффективная политика стимулирования бизнеса в сфере туризма. Разработка адекватных механизмов хозяйствующих субъектов в сфере туризма.
Низкая активность турорганизаций в области создания и продвижения нового конкурентоспособного туристского продукта и обеспечения качественного обслуживания туристов.
Недостоверная информация о туристских услугах и региональных туристских предложениях. Внедрение системы мониторинга туристской информации.
Недостаточная квалификация персонала, работающего в сфере туризма и отток талантливого и квалифицированного населения в другие регионы и страны. Создание центров оценки и сертификации квалификаций персонала индустрии туризма на основе профессиональных стандартов. Создание благоприятного имиджа профессий индустрии туризма.
Развитие «теневого» сектора в туристской индустрии. Реализация всего комплекса перечисленных мер.
Сокращение населения Ярославской области из-за неблагоприятных демографических и социальных факторов. Реализация социальных программ и программ трудовой мобильности.
Таким образом, каждый из факторов риска как внешних, так и внутренних может быть нивелирован с помощью определенных мер. Однако только формализации возможных рисков недостаточно. Любой стратегический и тем более тактический документ требует количественной оценки возможного влияния различных факторов риска на результативность стратегических решений.
Названная проблема довольно хорошо изучена и описана многими учеными, однако какой-то утвержденной методики оценки риска реализации стратегических решений в сфере туризма не разработано и не используется официально.
Определенные риски, воздействующие на возможное развитие туризма в определенном регионе и реализацию стратегических решений, будут по-разному отражаться на количественных показателях. На наш взгляд, влияние факторов риска на реализацию стратегических решений можно оценивать через изменение количественных параметров, заложенных в стратегии.
В таблице 2 предложена экспертная оценка влияния описанных выше рисков на стратегические решения в области развития туристской индустрии региона на примере Ярослав-
ской области. Для оценки введены следующие возможные влияния факторов риска:
НСВ — наиболее сильное воздействие риска приводит к развитию туризма по рецесси-онному сценарию;
СВ — сильное воздействие риска приводит к развитию туризма по смешенному характеру, с перевесом в сторону рецессии от инерционности;
УВ — умеренное воздействие риска приводит к развитию туризма по инерционному сценарию;
МВ — минимальное воздействие риска формирует возможность развития туризма по целевому сценарию.
В проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г. предложено три сценария: инерционный, целевой и сценарий «рецессионного сглаживания». Последний сценарий предполагает достижение результатов не ниже существующих, поэтому при расчете количественных параметров развития туризма учитывались только два первых, а для описания влияния рисков учитывались все три. Целевой сценарий определен как приоритетный, в котором количественная цель развития туризма в Ярославской области определена в размере 4,1% от ВРП [2].
100
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска...
Таблица 2
Характеристика влияния рисков на реализацию стратегических решений в сфере развития туризма в Ярославской области
Возможные риски 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Внешние риски
11 НСВ НСВ НСВ УВ УВ УВ УВ МВ МВ МВ МВ МВ
2 НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ
3 НСВ НСВ НСВ СВ СВ СВ СВ УВ УВ УВ УВ УВ
4 НСВ НСВ НСВ СВ СВ СВ СВ УВ УВ УВ УВ УВ
Внутренние риски
5 УВ УВ УВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ
6 МВ МВ МВ МВ МВ УВ УВ УВ НСВ НСВ НСВ НСВ
7 УВ УВ УВ МВ МВ МВ МВ МВ МВ МВ МВ МВ
8 НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ
9 МВ МВ МВ МВ МВ МВ МВ МВ НСВ НСВ НСВ НСВ
10 УВ УВ УВ УВ УВ УВ УВ УВ УВ УВ УВ УВ
11 СВ СВ СВ СВ СВ СВ СВ СВ СВ СВ СВ СВ
12 НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ НСВ
Таблица 3
Динамика прогнозируемого вклада туризма в ВРП с учетом влияния мероприятий проекта Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г., млн руб
Год реализации стратегических решений Инерционный сценарий (по параметрам проекта Стратегии СЭР ЯО) Инерционный сценарий развития по сложившейся тенденции (1,15) Целевой сценарий стратегии Рецессионный сценарий (сохранение имеющихся параметров)
факт 5774 5774 5774 5774
2014 6392 6641 6633 —
2015 7076 7637 7616 —
2016 7833 8782 8761 —
2017 8672 10099 10343 —
2018 9599 11614 12268 —
2019 10627 13357 14515 —
2020 11764 15360 17087 —
2021 13022 17664 20152 —
2022 14416 20314 23862 —
2023 15958 23361 28650 —
2024 17666 26865 35629 —
2025 19556 30894 46314 5774
1 Наименование факторов риска см. в таблице 1.
101
ТУРИЗМ
100
достижение показателя достижение показателя достижение показателя достижение показатели целевого сценария инерционного по инерционному по рецессионному
показателя сучетом сценарию сучетом сценарию
сохранившейся стратегических решений
тенденции
■ min воздействие рисков
■ сильное воздействие риска
□ умеренное воздействие риска ■ наиболее сильное воздействие риска
Рис. 1. Количественная оценка воздействия рисков на достижение количественной цели развития туризма в Ярославской области
В таблице 3 представлена динамика прогнозируемого вклада туризма в ВРП с учетом реализации стратегических мероприятий под воздействием описанных факторов риска.
Количественная оценка рисков проводилась на основе расчетов вклада туризма в валовый региональный продукт Ярославской области по следующим вариантам:
1) с учетом ежегодного роста вклада туризма в ВРП на 10,7%, заложенного в проекте Стратегии СЭР ЯО до 2025 г., по инерционному сценарию развития;
2) с учетом сложившейся тенденции роста вклада туризма на 15,1% по инерционному сценарию;
3) с учетом влияния предложенных в проекте Стратегии развития туризма в ЯО до 2025 г. направлений по целевому сценарию;
4) по рецессионному сценарию.
На рисунке 1 представлено количественное влияние рисков на достижение стратегической цели развития туризма в Ярославской области.
Таким образом, предложенный подход к количественной оценке рисков на основе влияния различных факторов на реализацию стратегических решений в сфере туризма региона имеет методическую и практическую значимость. В первом случае данный подход позволяет формализовать учет возможных рисков не только применительно к региональному туризму, но и в качестве методических рекомендаций при разработке стратегических документов для других сфер экономической активности региона. Практическая значимость предложенного подхода определена его практическим использованием в существующем проекте Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г.
Литература
1. Кулямина О.С., Малолетка А.Н. Использование ресурсного потенциала неформального сектора туристской индустрии: монография. М.: Издатель Степаненко, 2012. 128 с.
2. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г.».
3. Пророчество-2012. 11 сценариев кризиса // Forbes. 2012. № 01 (94). С. 90—102.
4. http://www.mig-moscow.com/index.php/trader/avtorskie-stati/fundamentalnyj-analiz/175-krizis-2012.html (дата обращения: 22.06.2014).
5. http://mkt.unwto.org/en/barometer (дата обращения: 25.06.2014).
102
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4
Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска...
STRATEGIC MANAGEMENT OF TOURISM
IN THE REGION: RISK FACTORS
(ON THE EXAMPLE OF THE YAROSLAVL REGION)
Platonova Natal’ia Alekseevna, Doctor of Economic Sciences, Professor, Pro-rector of research, prorektor_nir@mail.ru, Russian State University of Tourism and Services Studies,
Moscow, Russian Federation
Vinogradova Marina Viktorovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Leading Researcher of the Scientific Centre of State Management of Tourism, m9152531115@mail.ru, Russian State University of Tourism and Services Studies, Moscow, Russian Federation
The article considers the questions of the important problem of strategic management of tourism in the region — the factors of risk and their assessment. The Yaroslavl region pursues a very active policy concerning the priority branches of social-economic development and it was considered an object of this research. Tourism is one of the most important branches because it develops dynamically. Average annual increase of tourists in the Yaroslavl Region comes to 15,1%, whereas in the Strategy of socio-economical development of Yaroslavl region the planned value was 10,7%. Due to this, detection of the risk factors and their possible influence assessment is a topical problem, especially in the sphere of tourism.
The article considers risk factors that are to be taken into account during the realization of strategic solutions in the sphere of tourism development. Furthermore, there are expert methods proposed to define the impact of various risk factors on the realization of the strategy. The article also comprises the quantitative assessment of this impact with due regard for realization of various scenarios of development of tourism in this region that were proposed in the project of Strategy of tourism development of Yaroslavl region till 2025. As the quantitative parameter the supposed tourist turnover was used which was calculated in three variants basing on the amount of tourist expenses.
The authors tried therefore to reveal the risk factors and define their impact on possible results of strategic management of tourism development in the region.
Keywords: risks, risk factors, risk assessment, strategic management of tourism, tourism
References
1. Kuliamina O.S. Ispol’zovanie resursnogo potentsiala neformal’nogo sektora turistskoi industrii: monografiia [Use of the resource potential of informal sector of tourism industry: a monography] Moscow: Stepanenko Publ., 2012. 128 p.
2. Otchet o nauchno-issledovatel’skoi rabote po teme «Razrabotka strategii razvitiia turizma v Iaroslavskoi oblasti do 2025 g.» [Report on scientific work on the subject of “Elaboration of development strategy of tourism in Yaroslavl Region till 2025”].
3. Prorochestvo—2012. 11 stsenariev krizisa [Prophecy — 2012. 11 scenarios of crisis]. Forbes. 2012. № 01 (94). pp. 90-102.
4. URL: http://www.mig-moscow.com/index.php/trader/avtorskie-stati/fundamentalnyj-analiz/175-krizis-2012.html. (Accessed on June, 22, 2014).
5. URL: http://mkt.unwto.org/en/barometer . (Accessed on June, 25, 2014).
103